Научная статья на тему 'Оздоровительное плавание как часть физического воспитания студентов'

Оздоровительное плавание как часть физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / СПОРТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / MEDICAL GROUPS / SPORTS / RECREATIONAL SWIMMING / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Е.Г.

В данной статье представлены основные задачи и роль оздоровительного плавания в сфере физического воспитания. Оздоровительное плавание рассматривается автором как часть системы физического воспитания высших учебных заведений. Описывается схема распределения студентов на медицинские группы, даются некоторые рекомендации по проведению занятий по семестрам. Также, автор акцентирует внимание на формировании занятий для студентов специального отделения. Статья предназначена в качестве теоретического материала для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL SWIMMING AS PART OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

This article presents the main tasks and the role of recreational swimming in the field of physical education. Recreation swimming is considered by the author as part of the physical education system of higher education institutions. It describes the distribution of students into medical groups, provides some recommendations for conducting classes in semesters. Also, the author focuses on the formation of classes for students of a special department. The article is intended as theoretical material for students and teachers of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Оздоровительное плавание как часть физического воспитания студентов»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11853

Аннотация. В данной статье представлены основные задачи и роль оздоровительного плавания в сфере физического воспитания. Оздоровительное плавание рассматривается автором как часть системы физического воспитания высших учебных заведений. Описывается схема распределения студентов на медицинские группы, даются некоторые рекомендации по проведению занятий по семестрам. Также, автор акцентирует внимание на формировании занятий для студентов специального отделения. Статья предназначена в качестве теоретического материала для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

Ключевые слова: медицинские группы, спорт, оздоровительное плавание, физическое воспитание, здоровье.

Актуальной проблемой в физическом воспитании высших учебных заведениях является сохранение и укрепление здоровья студентов, имеющих медицинские отклонения в здоровье. Одно из действенных и профилактических средств поддерживания и улучшения здорового образа жизни - это оздоровительное плавание, которое и рассматривается в данной статье.

Плавание - способ передвижения в воде, при этом, не касаясь дна, характерный для людей и животных. К тому же, с греческого языка плавание переводится как лечение водой и движением [1]. Также плавание является видом спорта. В сфере физического воспитания плавание представляет собой: массовое средство многогранного физического воспитания, которое включает в себя навыки, необходимые каждому гражданину, начиная с малого возраста; средство профессионально-прикладной подготовки к труду (как в учебных заведениях, так и различного рода организациях) и обороне страны; массовое средство оздоровления, закаливания, физического совершенствования и активного отдыха населения; средство привлечения населения к ЗОЖ (здоровый образ жизни). Главными задачами оздоровительного плавания являются: научить человека держаться на воде; восстановление

и сохранность здоровья организма; воспитание силы воли, целеустремлённости, смелости и др.

Программа по физической культуре в ВУЗах включает обязательный раздел «Плавание», реализующийся в следующих формах: учебные занятия и занятия в секции спортивного клуба ВУЗа. Плавание даёт возможности повышения эффективности учебного процесса в связи с совершенствованием физических способностей студентов; поддержания высокого уровня работоспособности на протяжении всего процесса обучения; профессионально-прикладной подготовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой деятельности); формирования навыков и умений для самостоятельных занятий плаванием, отличный вариант двигательной активности, который поможет укрепить здоровье и держать тело в тонусе, а также является прекрасным способом закаливания и профилактики простудных заболеваний [2].

Примерная схема распределения студентов на группы: на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Занятия данных групп проводятся раздельно. Как правило, на подготовительное отделение зачисляются студен-

ты, которые не занимались плаванием профессионально.

На специальном учебном отделении обучаются студенты, отнесенные в специальную медицинскую группу по результатам медицинского обследования. Отделение спортивного совершенствования обучает студентов основной медицинской группы, которые имеют спортивный разряд. В процессе учебных занятий по плаванию определяются следующие задачи: на 1 курсе - выбор преимущественного способа плавания и оттачивание навыков и тренировка данного способа; на 2 курсе -совокупность спортивного плавания с занятиями общей физической подготовкой в зале.

Рекомендуется проводить занятия по семестрам следующим образом:

1. Первый и второй семестры - улучшение общей выносливости;

2. Третий семестр - подготовка и оттачивание скоростных и силовых навыков;

3. Четвёртый семестр - чередование тренировки скорости и улучшение выносливости.

Для первого семестра характерно про-плывание средних дистанций с постепенным возрастанием интенсивности упражнений. Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания отдельных элементов не превышает 20% от общего объема упражнений. Во втором семестре рекомендуется преодоление средних и длинных дистанций с различной скоростью. Возрастает интенсивность выполнения упражнений.

Третье полугодие - проплывание коротких отрезков и дистанций с небольшой интенсивностью. Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность занятий составляет 70-80%.

В четвёртом семестре планируется преодоление дистанций на короткие расстояния. 1 раз в 4-5 занятия рекомендуется проводить тренировку на дистанционное плавание для улучшения выносливости. Будет рационально применять, и комбинировать различные виды упражнений для изучения

дополнительных методов плавания и внедрять в занятия разновидности эстафет и

соревнований. Приведенные выше советы по проведению занятий позволяют повысить эффективность учебного процесса и общий уровень здоровья в ВУЗе [2].

На специальном отделении, при формировании занятий учитываются уровень физической подготовки и состояние их здоровья. В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи: устранение функциональных отклонений в системах органов и недостатков в физическом развитии и двигательной подготовленности, улучшение состояния организма; коррекция остаточных явлений после перенесенных заболеваний; укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня работоспособности организма, улучшение физических навыков и умений; постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок; приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений; совершенствование таких физических качеств как гибкость, ловкость, выносливость, быстрота.

Для данной категории студентов плавание играет важную роль. Данный вид спорта является наиболее полезным и необходимым, способствующим укреплению дыхательных мышц, увеличению объёма лёгких, улучшению осанки, стимулирует мозговую активность с помощью притока кислорода, способствует снятию стресса, улучшению кровообращения и т. д. Также вода оказывает массажное действие на тело, способствуя расслаблению и стимулируя регуляцию вегетативной системы организма.

В качестве рекомендаций, при планировании и проведении учебных занятий по плаванию с этой группой студентов следует учитывать данные правила: дозировка плавательных упражнений должна быть равномерной и способствовать постепенному нарастанию нагрузки во избежание перезагрузки организма. Упражнения большой интенсивности должны чередоваться с активным отдыхом; подбор упражнений и интенсивность занятий должны проводиться индивидуально в зависимости от состояния здоровья студента;

особое внимание нужно уделять правильному дыханию при выполнении упражнений; исключать упражнения, для которых требуются большие физические нагрузки, с задержкой дыхания; чередовать физические упражнения со специальными дыхательными упражнениями.

В рамках учебного процесса был поставлен эксперимент. Целью которого, стало определение воздействия занятий по плаванию на здоровье студентов, имеющих отклонения по медицинским показаниям. Для этого было набрано две группы студентов специальной медицинской группы по 26 человек, одной было предложено посещение занятий по плаванию, другая группа студентов занималась физической культурой в спортивном зале манежа университета, студенты занимались 1 и 2 семестр 2018-2019 учебного года. В течение года студенты, пропускающие занятия по причине простудного заболевания приносили медицинские справки, по окончании испытуемого срока сделан подсчёт справок и пропущенных часов занятий. Студенты, посещавшие занятия по плаванию пропустили 114 часов и принесли 32 справки, занимавшиеся в спортивном зале, пропустили 284 часа и принесли 48 справок. По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что у студентов занимавшиеся на занятиях плаванием характерно снизилась частота заболеваний, а заболевания стали менее серьёзные и затяжные, студенты после

эмоции, если даже заболевали, то на 2-3 дня.

В заключении, сделан вывод о том, что оздоровительное плавание оказывает положительный эффект на здоровье студента. Плавание имеет выраженный оздоровительный эффект, воздействующий на общее состояние организма; развитие органов дыхания, физическую работоспособность, улучшает работу иммунной системы организма, держит в тонусе тело, является своеобразным лечебным средством для людей с различными заболеваниями, прекрасно развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, обогащает организм кислородом, а, следовательно, улучшает мозговую активность. Плавание благотворно влияет на процесс формирования личности. Занятия плаванием развивают такие психологические качества как: смелость, волю к победе, скорость, дисциплинированность, решительность, укрепляют силу воли, развивают социальные навыки общения.

Занятия плаванием необходимо использовать в любой форме: на занятиях физической культуры, в самостоятельных занятиях, занятиях в секции, так как у студентов с отклонениями в здоровье присутствует эффект профилактики и закаливания организма, а у студентов основной и подготовительной группы способствует укреплению и сохранению здоровья, совершенствованию элементов техники различных способов плавания.

плавания чувствовали положительные

Библиографический список

1. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Плавание

2.[Электронныйресурс]. - Режим доступа: Ы^: //mydocx.ru/1-32574.html

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi.dissers.ru/books/pedagogika/23750-1.php

4. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://novainfo.ru/article/5076

RECREATIONAL SWIMMING AS PART OF PHYSICAL EDUCATION OF

STUDENTS

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Perm State Agro-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. This article presents the main tasks and the role of recreational swimming in the field ofphysical education. Recreation swimming is considered by the author as part of the physical education system of higher education institutions. It describes the distribution of students into medical groups, provides some recommendations for conducting classes in semesters. Also, the author focuses on the formation of classes for students of a special department. The article is intended as theoretical material for students and teachers of higher educational institutions. Keywords: medical groups, sports, recreational swimming, physical education, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.