Влияние спортивно-оздоровительной занятий по физической культуре студентов специальных медицинских групп на уровень их мотивации к дисциплине «Физическая культура»
Кутьин Илья Викторович
к.п.н., доцент Института туризма и гостеприимства, г. Москва (филиал), ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», ilya-kutin@yandex.ru
Андропова Елена Михайловна
ст. преподаватель кафедры «Рекреации и спортивно-оздоровительного туризма» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), andropova007@yandex.ru
Юдашкина Елена Евгеньевна,
преподаватель кафедры «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, referee8888@mail.ru
Шиманский Оскар Викторович,
ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), oskar9145@rambler.ru
Стеблев Андрей Александрович
ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»,
Kantana7@yandex.ru
В статье рассмотрено влияние спортивно-оздоровительной занятий по физической культуре студентов специальных медицинских групп на уровень их мотивации к дисциплине «Физическая культура». Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов специальных медицинских групп является одной из важнейших проблем вузовского обучения. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья студентов специальных медицинских групп, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода». У студенческой молодежи наблюдается большой процент отклонений в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, плоскостопие и т.д.), что очевидно связано с их низкой двигательной активностью в школьном возрасте. Часто среди студентов встречаются такие патологии как: миопия, вегето-сосудистая дистония, ожирение, аллергические реакции, заболевания кожи, заболевания желудочно-кишечного тракта, артериальная эссенциальная гипертензия, заболевание почек, органов дыхания, в том числе и бронхиальная астма, иммунодефицитные состояния, гинекологические и андрологические заболевания. Вероятнее всего, рост заболеваний по данным группам патологий объясняется действительно увеличением заболеваемости студентов к окончанию срока обучения, а с другой стороны — недостаточным временем к занятиям физической активностью. Студенты специальных медицинских групп, особенно на „ начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой чао стью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связан-£ ных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной еп активностью, проблемами в социальном и межличностном об-2 щении.
N Ключевые слова: физическая культура, специальная меди-^ цинская группа, студенты, мотивация, спортивно-2 оздоровительные занятия.
В ходе анкетирования (в начале и конце учебного года) выявлялись вовлеченность и мотивация студентов специальных медицинских групп к учебным занятиям по физической культуре. Следует привести анализ отношения студентов к занятиям физическими упражнениями, определив средние данные анкетирования студентов:
1. 60,5% респондентов считают дисциплину «Физическая культура и спорт» очень важной и при этом считают, что физкультура поможет им справиться с болезнью или облегчить её.
2. 64,5% из числа опрошенных студентов ответили, что посещали бы занятия по физической культуре лишь иногда, при наличии желания и времени, если бы они были бы не обязательными; а 35,5% вообще не ходили бы.
3. 95,2% студентов посещают занятия с целью получения зачета; 29,8% студентов, чтобы получить новые знания и расширять кругозор, и 46,9% респондентов не хотят иметь проблем с преподавателями и администрацией из-за пропусков по занятиям физической культурой.
4. На занятиях по физкультуре во время практических занятий 59,5% студентов «стараются» выполнять теоретические задания, 5,2% помогают преподавателю в организации занятия, 35,3% ничего не делают, либо занимаются своими делами.
5. Наибольший интерес студенты проявляют к гимнастике и легкой атлетике (66,5%), к аэробике (57,6%), плаванию (41%).
6. Меньше всего студентов интересуют хоккей и единоборства (37%), гандбол и лыжные гонки (33,1%).
7. Вне университета физкультурой и спортом занимаются лишь 19% студентов, следят за состоянием своего здоровья и занимаются физическими упражнениями самостоятельно 25,9 %, не занимаются 55,1 % студентов.
8. Наиболее положительное отношение студентов на занятиях по физкультуре проявляется к таким формам как лекция (57,4%), просмотр фильмов, презентаций (43,1%), теоретические формы работы: доклады, дискуссии, творческие задания, проекты и т.п. (42,4%)
9. Больше всего студентов (57,4%) интересуют знания на занятиях по теоретической подготовке предмета по темам «Влияние физической культуры и спорта на жизнь и здоровье человека», «Техника выполнения физических упражнений» и «Значение конкретных физических упражнений».
10. Больше всего не хватает на занятиях по
физкультуре студентам СМГ интересных практических заданий (48,9%), информации о современных спортивных направлениях (36,3%), разнообразных видов физкультурно-оздоровительной деятельности (37,8%).
11. Студенты специального медицинского отделения испытывают такие эмоции на занятиях по физической культуре как интерес (28,7%), радость (23,1%), веселье (33,8%) и удовлетворение (41,2%), скуку (71,3%), печаль (43,1%), разочарование (58,8%).
Выявленные результаты анкетирования послужили основанием для внесения корректив в занятия физической культурой для студентов специальной медицинской группы. К основным задачам занятий по дисциплине «Физическая культура», относилось следующее:
1. Сохранение и укрепление здоровья у студентов специальной медицинской группы для адаптации к учебной деятельности.
2. Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата студентов и их подготовка к профессиональной деятельности.
3. Воспитание физических качеств и улучшение физической подготовленности студентов.
4. Развитие интереса и мотивации к занятиям физической культурой.
Учитывалось также, что уровень физической подготовленности студентов был недостаточным для использования длительных нагрузок. Поэтому применялись комплексы упражнений, которые постепенно изменялись, повышая функциональное состояние.
Таким образом, структура занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы долен был наиболее системно и целенаправленно реализовывать потенциал физической культуры в аспекте сохранения и укрепления здоровья у студента.
Таблица 1
Структура занятий физической культурой студентов спе-
Часть занятия Условия проведения занятия Вид ФОД
Подготовительная часть - организация условий; - управление про-цес-сом; - подготовка к работе; - изучение нового; - повторение; - оценка; - дозировка. - оздоровительная ходьба; - оздоровительная гимнастика; - подвижные игры.
Основная часть - оздоровительная ходьба; - оздоровительная гимнастика; - подвижные игры.
Заключительная часть - оздоровительная ходьба; - оздоровительная гимнастика.
Занятия физической культуры включают в себя 3 основных вида физкультурно-оздоровительной деятельности, реализуемые одновременно на занятиях физической культурой:
• «Оздоровительная ходьба», включающая: ходьба и её разновидности; ходьбу с различной
скоростью (2, 4, 6 км/ч); ходьбу с чередованием бега; ходьбу (бег) на время 3, 6, 9, 12 мин.; обще-развивающие и корригирующие упражнения в движении;
• «Оздоровительная гимнастика», предполагающая реализацию на занятиях корригирующие упражнения на опорно-двигательный аппарат, стретчинг, упражнения с использованием предметов и тренажёрных устройств;
• «Подвижные игры», состоящие из игровых заданий на внимание, координацию, мотивацию и т.д.; облегченные по физической нагрузке и правилам основные спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол); адаптированные подвижные игры по показателям физической нагрузки, используемых для студентов вузов.
В июне было проведено повторное анкетирование после внесения корректив в план занятий физической культурой для специальной медицинской группы. Вторичный анализ отношения студентов специального медицинского отделения к занятиям физическими упражнениями выявил:
1. Респонденты по-прежнему считают дисциплину «Физическая культура и спорт» очень важной, и которая поможет справиться (облегчить) с болезнью, этот показатель у студентов равнялся 83%.
100% 90« ВОЙ 70« бОЯ
50« 40% 30« 20« 10« 0«
В 3,0»
60,5%
Конец ЭР
Рисунок 1 — Соотношение результатов по степени ответов на вопрос о важности дисциплины «Физическая культура».
2. 78,2% студентов ответили, что посещали бы занятия по физической культуре при наличии желания и времени, если бы они были бы не обязательными; а 21,8 % студентов вообще не ходили бы.
3. 63,2 % студентов посещают занятия с целью получения зачета; 47,1% студентов, чтобы получить новые знания и расширять кругозор; 45,2% студентов не хотят иметь проблем с преподавателями и администрацией из-за пропусков по занятиям физической культурой.
4. На занятиях по физкультуре во время практических занятий 86,3% студентов выполняют теоретические задания, 9,1% помогают преподавателю в организации занятия, 4,6% «стараются» ничего не делать и заниматься своими делами.
5. Наибольший интерес студенты проявляют к гимнастике и легкой атлетике (67,1%), к аэробике (56,6%), плаванию (43%). Интерес к играм проявили лишь 27% студентов.
6. Также студентов меньше всего интересуют хоккей, единоборства (36%), гандбол и лыжные гонки (32,1%).
7. Вне университета физкультурой и спортом
о о ш и т
г
т
О т э т й А
X £ т
О
х О т
0
01 и А ы О ш А X X т
за стенами университета занимаются разными формами физической активности 36,1% студентов, следят за состоянием своего здоровья и занимаются физическими упражнениями самостоятельно 32,3%, не занимаются 31,6% студентов.
8. Наиболее положительное отношение студентов на занятиях по физкультуре по-прежнему проявляется к таким формам работы как лекция (56,3 %), просмотр фильмов, презентаций (47,9 %), теоретические формы работы: доклады, дискуссии, творческие задания, проекты и т.п. (39,2 %)
Рисунок 2 — Отношение студентов к применяемым технологиям на дисциплине «Физическая культура».
ными и по ним не выставлялся зачет. Также, важно отметить, что содержание программы физического воспитания в академии в виде выполнения теоретических заданий устраивает почти половину опрошенных, а более половины опрошенных студентов 2 курса испытывают недостаток в интересных практических заданиях, информации о современных спортивных направлениях и разнообразных видов физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вторичный анализ отношения студентов к занятиям физической культуры показал, что у студентов отношение по всем вопросам в положительное направление.
Таким образом, внесение корректив в части касающейся структуры и содержания занятий физической культурой для студентов специальной медицинской группы, наиболее системно и целенаправленно реализует потенциал физической культуры в аспекте сохранения и укрепления здоровья у студентов, а также оказывает положительное влияние на уровень их мотивации к дисциплине «физическая культура»
0
сч
м
01 Z
9. Больше всего студентов (58,2%) интересуют знания на занятиях по теоретической подготовке предмета по темам «Влияние физической культуры и спорта на жизнь и здоровье человека», «Техника выполнения физических упражнений» и «Значение конкретных физических упражнений».
10. Больше всего не хватает на занятиях по физкультуре студентам специального медицинского отделения интересных практических заданий (54,5%), информации о современных спортивных направлениях (42,1%), разнообразных видов физкультурно-оздоровительной деятельности (40,7%).
Рисунок 3 — Потребность студентов в технологиях, применяемых на дисциплине «Физическая культура».
11. Студенты испытывают такие эмоции на занятиях по физической культуре как интерес (63,1 %), радость (34,8 %), веселье (51,9 %) и удовлетворение (57,4 %), скуку (36,9 %), печаль (13,3 %), разочарование (42,6 %).
Проведенное анкетирование студентов специального медицинского отделения РАНХиГС в сентябре выявило ситуацию коллизии: при сознательном понимании студентами положительного значения занятий по физической культуре для здоровья человека, большинство опрошенных студентов не изъявляют особого желания посещать занятия по физической культуре, а треть респондентов вообще не ходили бы, если бы занятия необязатель-
Литература
1. Кутьин И.В. Педагогическая физкультурно-оздоровительная коррекция нарушений произвольной регуляции деятельности у младших школьников : монография / [Кутьин И.В., Еремин М.В., Андропова Е.М., Горшков А.Г., Романенков А.И.]. М.: Русайнс. Москва, 2017. 130 с.
2. Шиманский О.В., Козлов А.В., Кутьин И.В. Программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного образования студентов специальной медицинской группы // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 163-166.
3. Шиманский О.В., Колганова Е.Ю., Андропова Е.М., Кутьин И.В. Научно-методическое обоснование построения занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы с учетом использования блочно-модульного принципа // Современный ученый. 2017. № 3. С. 153-157.
4. Шиманский О.В., Архипкин И.В., Кутьин И.В. Улучшение социального статуса студентов специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительной физической культурой // Современный ученый. 2017. № 4. С. 144-147.
5. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании // Современный ученый. 2017. № 4. С. 160-163.
Influence sports classes in physical culture of students of special medical groups on the level of their motivation to discipline «Physical culture» Kutyin I.V., Andropova E.M., Yudashkina E.E., Shimansky O.V., Steblev A.A.
Russian state university of tourism and service, Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Bauman Moscow State Technical University, Russian academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (RANEPA), National research Moscow state construction university
In article influence sports classes in physical culture of students of special medical groups on the level of their motivation to discipline «Physical culture» is considered
The problem of preservation and promotion of health of students of special medical groups is one of the most important problems of High school training. Today only appeals to be healthy sound, and the social environment and real practice demonstrate deterioration in health of students of special medical groups, exacerbation of cardiovascular diseases and other chronic and infectious diseases and also modern urban saturation, scientific and technical progress, comfort is the reason of chronic «motive hunger».
At student's youth the big percent of deviations in the musculoskeletal device (scoliosis, flat-footedness, etc.) is observed that it is obviously connected with their low physical activity at school age. Often such pathologies as occur among students: shortsightedness, vegeto-vascular dystonia, obesity, allergic reactions, diseases of skin, digestive tract disease, arterial essentsialny hypertension, disease of kidneys, respiratory organs, including bronchial asthma, immunodeficiency, gynecologic and andrological diseases. Most likely, growth of diseases on these groups of pathologies is explained really by increase in incidence of students to the termination of term of training, and on the other hand — insufficient time to occupations physical activity.
Students of special medical groups, especially at the initial stage of training, is the most vulnerable part of youth since faces a number of the difficulties connected with increase in an academic load, low physical activity, problems in social and interpersonal communication. In this regard the huge role is played by studying of motives, interests and needs of students of special medical groups to occupations physical exercises and as a result, their involvement into occupations physical culture
Keywords: physical culture, special medical group, students, motivation, sports occupations.
References
1. Kutyin I.V. Pedagogical physical culture and health improvement
of violations of the arbitrary regulation of activity in younger schoolchildren: monograph / [Kutyin IV, Eremin mV, Andropova EM, Gorshkov AG, Romanenkov AI]. M .: Rusayns. Moscow, 2017. 130 p.
2. Shimansky OV, Kozlov A.V., Kutyin I.V. Software and content
support of the process of physical education of students of a special medical group // Successes of modern science. 2017. V. 1. No. 4. P. 163-166.
3. Shimansky, OV, Kolganova, E.Yu., Andropova, EM, Kutyin, I.V.
Scientifically-methodical substantiation of the construction of physical culture classes for students of a special medical group taking into account the use of the block-modular principle // Modern Scientist. 2017. No. 3. P. 153-157.
4. Shimansky OV, Arkhipkin I.V., Kutyin I.V. Improving the social
status of students of a special medical group in the process of recreational physical culture // Modern scientist. 2017. No. 4. P. 144-147.
5. Shimansky OV, Golushko TV, Zhurina I.I., Kutyin I.V. Formation
of motivation of students of a special medical group to physical education in higher education // Modern scientist. 2017. No. 4. P. 160-163.
o o oo ■o m 5 m
O m n m b A
X £ m O
x o m
0
01 ■o A u o n A X X m