Научная статья на тему 'Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы "а" имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области'

Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы "а" имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА "А" / СОЧЕТАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / SPECIAL MEDICAL GROUP "A" / COMBINED DISEASES / LEVEL AND STRUCTURE OF PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Светличкина Анастасия Александровна, Доронцев Александр Викторович

В исследованиях последних лет подтверждается устойчивая тенденция увеличения количества обучающихся вузов отнесенных, по результатам медицинского осмотра к специальным медицинским группам. Актуальность проблемы планирования адекватной физической нагрузки на занятиях физической культурой связана с ростом сочетанных заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), опорно-двигательного аппарата (ОДА), офтальмологические заболевания, патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др. при которых требуется персонифицированное определение уровня физической нагрузки. Неадекватно структурированная физическая нагрузка в разных частях занятия, может отрицательно влиять на состояние здоровья обучающихся, вызвать развитие ряда осложнений, что особенно опасно при патологиях жизненно важных систем организма. Цель исследования. Определения уровня адекватной физической нагрузки в специальной медицинской группе «А» у обучающихся с сочетанными патологиями вертебральной области и ССС. Материалы. Заключение медицинских осмотров, результаты функциональных проб, протоколы тестирования уровня развития физических качеств. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы соответствующей теме исследования, анализ верифицированных диагнозов, результаты гемодинамики с физической нагрузкой в реальном времени. Результат. Апробация методики применения различных видов двигательной активности при частоте сердечных сокращений (ЧСС) в компенсаторной зоне (до 130 уд/мин.) на занятиях физической культуры в специальной медицинской группе «А», показала значимое увеличение резервных показателей ССС при минимальном риске травм опорно-двигательного аппарата. Заключение. На основании проведенного исследования можно утверждать, что наличие у обучающихся сочетанных заболеваний вертебральной области и ССС требует тщательного анализа ответной реакции ЧСС на уровень физической нагрузки различной направленности для определения адекватного уровня интенсивности двигательной активности. Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении конспектов занятий по физической культуре в вузах в специальных медицинских группах «А».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Светличкина Анастасия Александровна, Доронцев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of planning the level of physical loads of students of the special medical group "A" having combined diseases of the cardiovascular system and vertebral area

Recent studies have confirmed a steady trend towards an increase in the number of university students assigned, according to the results of the medical examination, to the special medical groups. The urgency of the problem of planning the adequate physical activity during physical education is associated with the growth of the combined diseases of the cardiovascular system (CVS), musculoskeletal system (MS), ophthalmic diseases, pathologies of the gastrointestinal tract (GIT), etc., which require a personalized definition level of physical activity. Inadequately structured physical activity in different parts of the lesson can adversely affect the health status of students, cause the development of a number of complications, which is especially dangerous for pathologies of vital body systems. Purpose of the study. Determine the level of adequate physical activity in a special medical group “A” for students with combined pathologies of the vertebral region and CVS. Materials. The conclusion of medical examinations, the results of functional tests, the protocols of testing the level of development of physical qualities have been presented. Research Methods. Analysis and synthesis of the scientific literature relevant to the research topic, analysis of the verified diagnoses, hemodynamic results with physical activity in real time. Result. Testing the methodology for applying various types of motor activity at a heart rate (heart rate) in the compensatory zone (up to 130 beats min.). In physical education classes in the special medical group “A” there was showed a significant increase in reserve indicators of CVS with a minimal risk of musculoskeletal injuries apparatus. Conclusion. Based on the study, it can be argued that the presence of combined diseases of the vertebral region and CVS among the students requires thorough analysis of the heart rate response to the level of physical activity of various directions to determine the adequate level of intensity of the motor activity. The results of the study can be used in compiling the abstracts of the classes in physical education at universities in special medical groups “A”.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы "а" имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области»

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 198-202.

6. Strategy of development of the sports industry until 2035, available at: http://static.govern-ment.ru/media/files/hAdS1Ag79t4b0gc0fxhmA6MZb8VLbYGR.pdf. (accessed 26.11.2019).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.01.2020

УДК 796.015.6

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «А» ИМЕЮЩИХ СОЧЕТАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Анастасия Александровна Светличкина, ассистент, Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный

медицинский университет

Аннотация

В исследованиях последних лет подтверждается устойчивая тенденция увеличения количества обучающихся вузов отнесенных, по результатам медицинского осмотра к специальным медицинским группам. Актуальность проблемы планирования адекватной физической нагрузки на занятиях физической культурой связана с ростом сочетанных заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), опорно-двигательного аппарата (ОДА), офтальмологические заболевания, патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др. при которых требуется персонифицированное определение уровня физической нагрузки. Неадекватно структурированная физическая нагрузка в разных частях занятия, может отрицательно влиять на состояние здоровья обучающихся, вызвать развитие ряда осложнений, что особенно опасно при патологиях жизненно важных систем организма. Цель исследования. Определения уровня адекватной физической нагрузки в специальной медицинской группе «А» у обучающихся с сочетанными патологиями вертебральной области и ССС. Материалы. Заключение медицинских осмотров, результаты функциональных проб, протоколы тестирования уровня развития физических качеств. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы соответствующей теме исследования, анализ верифицированных диагнозов, результаты гемодинамики с физической нагрузкой в реальном времени. Результат. Апробация методики применения различных видов двигательной активности при частоте сердечных сокращений (ЧСС) в компенсаторной зоне (до 130 уд/мин.) на занятиях физической культуры в специальной медицинской группе «А», показала значимое увеличение резервных показателей ССС при минимальном риске травм опорно-двигательного аппарата. Заключение. На основании проведенного исследования можно утверждать, что наличие у обучающихся сочетанных заболеваний вертебральной области и ССС требует тщательного анализа ответной реакции ЧСС на уровень физической нагрузки различной направленности для определения адекватного уровня интенсивности двигательной активности. Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении конспектов занятий по физической культуре в вузах в специальных медицинских группах «А».

Ключевые слова: специальная медицинская группа «А», сочетанные заболевания, уровень и структура физической нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p245-250

FEATURES OF PLANNING THE LEVEL OF PHYSICAL LOADS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP "A" HAVING COMBINED DISEASES OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND VERTEBRAL AREA

Anastasia Aleksandrovna Svetlichkina, the assistant, Alexander Viktorovich Dorontsev, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University

Abstract

Recent studies have confirmed a steady trend towards an increase in the number of university students assigned, according to the results of the medical examination, to the special medical groups. The

urgency of the problem of planning the adequate physical activity during physical education is associated with the growth of the combined diseases of the cardiovascular system (CVS), musculoskeletal system (MS), ophthalmic diseases, pathologies of the gastrointestinal tract (GIT), etc., which require a personalized definition level of physical activity. Inadequately structured physical activity in different parts of the lesson can adversely affect the health status of students, cause the development of a number of complications, which is especially dangerous for pathologies of vital body systems. Purpose of the study. Determine the level of adequate physical activity in a special medical group "A" for students with combined pathologies of the vertebral region and CVS. Materials. The conclusion of medical examinations, the results of functional tests, the protocols of testing the level of development of physical qualities have been presented. Research Methods. Analysis and synthesis of the scientific literature relevant to the research topic, analysis of the verified diagnoses, hemodynamic results with physical activity in real time. Result. Testing the methodology for applying various types of motor activity at a heart rate (heart rate) in the compensatory zone (up to 130 beats min.). In physical education classes in the special medical group "A" there was showed a significant increase in reserve indicators of CVS with a minimal risk of musculoskeletal injuries apparatus. Conclusion. Based on the study, it can be argued that the presence of combined diseases of the vertebral region and CVS among the students requires thorough analysis of the heart rate response to the level of physical activity of various directions to determine the adequate level of intensity of the motor activity. The results of the study can be used in compiling the abstracts of the classes in physical education at universities in special medical groups "A".

Keywords: special medical group "A", combined diseases, level and structure of physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время сохраняется тенденция по увеличению числа обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [2,5]. В более 70 % случаев у студентов специальных медицинских групп «А» и «Б» регистрируется два и более хронических заболеваний [14, 16, 17]. По результатам исследований лидирующие позиции среди обучающихся вузов занимают заболевания ССС и ОДА, далее следуют заболевания органов зрения и дыхательной системы [8, 11, 12, 13]. Как отмечает ряд исследователей [4, 9, 10, 15], особое внимание необходимо уделять риску развития деза-даптивных реакций на физическую нагрузку у студентов с сердечно-сосудистой патологией, так как они считаются наиболее опасными для обеспечения жизнедеятельности. Отмечается, что планирование упражнений на развитие выносливости в специальных медицинских группах должно быть основано на результатах функциональных проб [3, 6]. По мнению зарубежных специалистов [1, 3, 7], приоритетным направлением оздоровительной физической культуры является научно-методическое обоснование персонифицированного формирования двигательной активности средствами физической культуры и спорта. В этой связи, нами были проведены исследования методического обоснования планирования физической нагрузки у студентов специальной медицинской группы «А» с сочетан-ными патологиями ССС и вертебральной области.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено обследование 19 студентов (7 юношей и 12 девушек) первого курса от 18 до 20 лет, которые по результатам медицинского осмотра были отнесены к специальной медицинской группе «А» с сочетанными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и патологиями вертебральной области. Занятия физической культурой проводились из расчета 4 академических часа в неделю, два часа из которых отводились на самостоятельную работу. В ходе работы был проведен анализ и обобщение научной литературы соответствующей теме исследования, анализ верифицированных диагнозов, результаты тестирования для определения уровня физической подготовленности. Апробация методики применения физической нагрузки в специальной медицинской группе «А» осуществлялась на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2018/19 гг. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica 11,0). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента.

Различия считались достоверными при р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В анамнезе у исследуемых студентов была определенная нозологическая специфичность, которая выражалась в наличии у обучающихся патологии вертебральной области в виде сколиотической осанки, сутулости, сколиоза I степени и наличия малых аномалий развития сердца (МАРС) по данным эхокардиоскопии: пролапс митрального клапана I степени, эктопические хорды левого желудочка, аортальная регургитация I степени. Более 40% обследованных имели лишний вес у 2 обучающихся было диагностировано ожирение 1-11 степени. В ходе анкетирования было определено, что 92% студентов были освобождены от практических занятий в школе, в основном в 10 и 11 классах, а аттестацию по предмету «Физическая культура» проходили устно или в виде докладов и рефератов т.е. большинство обучающихся продолжительное время (2 года и более) регулярно не занимались двигательной активностью.

При выполнении функциональных проб у всех обучающихся был выявлен низкий уровень физической подготовленности, практически всем участникам исследования было рекомендовано прекратить выполнение тестирования на беговой дорожке при нагрузке от 10 до 30 вт. на 1-2 минутах в следствии повышения ЧСС выше допустимых параметров. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое обучающихся составила 82±5 ударов в минуту, показатели артериального давления 120/70±10/10 мм рт.ст. У 90% исследуемых были выявлены синусовая тахикардия и тахиаритмия, которые являются показателем детренированности сердечно-сосудистой системы и требует строгой дозировки интенсивности физических нагрузок. Всем студентам были предложены оздоровительные комплексы включающие общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег малой интенсивности (кроме студентов, с верифицированным диагнозом ожирение 1-11 степени), упражнения с использованием фитбола, занятия на спортивных тренажерах с заданным вектором нагрузки, исключающих травмы опорно-двигательного аппарата в вертебральной области.

Для самостоятельных занятий были рекомендованы плавание без учета времени, спортивные игры бадминтон, настольный теннис, дартс, занятия на велотренажерах и эллипсоидах с функцией контроля гемодинамических показателей. При определении уровня физической нагрузки выполнения упражнений, было рекомендовано применение индивидуальных фитнес-трекеров, которые позволяли самостоятельно дозировать нагрузку в компенсаторной зоне до 130 уд/мин.

В результате первых трех месяцев занятий было выявлено, что при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений, упражнения на развитие гибкости и координацию вызывали наибольшее затруднение у студентов, при этом у 38% фиксировалось повышение ЧСС до 134±9,2 уд/мин., что по нашему мнению, было вызвано чрезмерным напряжением мышечно-связочного аппарата и задержкой дыхания, после соответствующей корректировки выполнения упражнений затруднений с выполнением данных двигательных действий у занимающихся не возникало.

При выполнении бега малой интенсивности в течение 2-3 мин. с переходом на шаг в начальном периоде исследования у 62% обучающихся возникали субъективные ощущения усталости, интенсивное потоотделение - у 32%, боль в икроножных мышцах - 42% средние показатели ЧСС составили145±10 уд/мин. Данное состояние реакции на физическую нагрузку определялось недостаточной физической подготовленностью обучающихся. Упражнения с использованием фитбола не вызывали у студентов дезадаптивных реакций на нагрузку и выполнялись при показателях ЧСС до 120 ±7,5 уд/мин. Необходимо отметить, что при занятиях с использованием фитбола были исключены скоростно-сило-вые упражнения высокой интенсивности. Занятия на спортивных тренажерах с применением отягощений до 50% от субмаксимальных показателей (12-15 повторений) с активным

восстановительным периодом до 3 мин., проходили при ЧСС до 120±8,3 уд/мин. в период раннего восстановления. Спортивные игры волейбол и бадминтон с учетом эмоционального фактора оказали положительное влияние на показатели сердечно-сосудистой системы, которые выражались стабильными показателями ЧСС 115±7,7 уд/мин. в игровом периоде и 93±5,4 уд/мин. в период пассивного отдыха.

По истечении второго семестра у всех студентов специальной медицинской группы «А» наблюдалась положительная корреляционная связь стабилизации ЧСС в состоянии покоя 73±4,9 уд/мин. (p < 0,05; r = 0,477) и до 125±5,7 уд/мин. (p < 0,05; r = 0,411) при выполнении малоинтенсивного бега в течении 3 мин. При выполнении упражнений на гибкость и координацию было выявлено существенное снижение ЧСС 109±6,1 уд/мин. (p < 0,05; r = 0,508). ЧСС при выполнении упражнений на фитболе характеризовалась снижением до 110±5,3 уд/мин. (p < 0,05; r = 0,475). Исследуя ЧСС при занятиях на спортивных тренажерах существенных изменений выявлено, не было что, по нашему мнению, вызвано увеличением мощности выполнения упражнений, та же тенденция была определена на спортивных играх, что объясняется повышением интенсивности двигательных действий и увеличением игрового времени.

Необходимо отметить, что регулярно самостоятельными занятиями в режиме дня занимались только 23% студентов и 29% занимались эпизодически. У обучающихся самостоятельно занимающихся двигательной активностью 2-4 часа в неделю наиболее выраженные изменения показателей гемодинамики наблюдались у занимающихся оздоровительным плаванием (p < 0,05; r = 0,612), менее выраженные у занимающихся в тренажерных залах (p < 0,05; r = 0,409). У студентов, занимающихся дартс значимых изменений гемодинамических показателей не наблюдалось. Показатели артериального давления за время исследования существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Исследование показало, что студенты специальной медицинской группы «А», имеющие в анамнезе сочетанные патологии вертебральной области и CCC имеют недостаточную физическую подготовленность и у подавляющего большинства отмечалось увеличение ЧСС до субмаксимальных показателей при непродолжительной малоинтенсивной физической нагрузке. Как показало проведенное исследование положительная гемодинамика наблюдалась при регулярных занятиях всеми видами структурированной двигательной активности. При анализе средних показателей риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку, наиболее высокий уровень наблюдался при беге и упражнениях на гибкость с задержкой дыхания. В группе обучающихся самостоятельно занимающихся оздоровительными видами спорта статистически значимыми в повышении резервных показателей сердечно-сосудистой системы оказались плавание и спортивные игры, кроме дартс.

Таким образом, обнаруженные тенденции могут свидетельствовать, что применение индивидуально-структурированной физической нагрузки с использованием фитбола, спортивных тренажеров с заданным вектором нагрузки, спортивных игр с возможностью контроля ЧСС в реальном времени способствуют улучшению гемодинамических показателей и снижают риск травмы опорно-двигательного аппарата у обучающихся в специальной медицинской группе «А».

ЛИТЕРАТУРА

1. The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms / J. Andrade, P. Khairy, D. Dobrev, S. Nattel // Circ. Res. - 2014. -Vol. 9. - No. 114. - Р. 1453-1468.

2. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7. - № 2 (24). - С. 21-24.

3. Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicenter Italian survey / R. Griffo, A. Spanevello, P.L. Temporelli, P. Faggiano, M. Carone, G. Magni, N. Ambrosino, L. Tavazzi // Eur. J. Prev. Cardiol. - 2017. - Vol. 24, № 6. - P. 567-576.

4. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V. Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10. - № 10. - С. 2723-2728.

5. Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, T.M. Voevodina // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10. - № 10. - С. 1997-2002.

6. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. При-года // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.

7. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.

8. Magda SH Afifi. The Role of Quercetin on some Cardio-Vascular Parameters in Rats with Insulin Resistance Syndrome / Magda SH Afifi // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2017. - No. 8 (5). - P. 460-469.

9. Морозова, О.В. Эффективность силовых упражнений для повышения функционального состояния студенток специальных медицинских групп / О.В. Морозова, Е.Н. Абакумова // Гуманитарные исследования. - 2016. - № 3 (59). - С. 111-116.

10. Носко, Н.А. Повышение уровня двигательной активности как фактор укрепления здоровья учащихся и студенческой молодежи / Н.А. Носко // Вестник педагогического университета. -2015. - № 69. - С. 144-150.

11. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-118.

12. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.

13. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. -URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2672934C1_20181121 (дата обращения: 01.11.2019).

14. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов / М. А. Чичкова, А. А. Светличкина. - URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2652968C1_20180503 (дата обращения: 01.11.2019).

15. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2018. - Т. 9. - № 3 (35). - С. 47-67.

16. Чичкова, М.А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I-II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 4. - С. 117-122.

17. Щербакова, В.П. Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. 2016. - URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html (дата обращения: 01.11.2019).

REFERENCES

1. Andrade, J., Khairy, P., Dobrev, D. and Nattel, S. (2014), "The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms", Circ. Res, Vol. 9, No. 114, pp. 1453-1468.

2. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V.V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.

3. Griffo, R., Spanevello, A., Temporelli, P.L., Faggiano, P., Carone, M., Magni, G., Ambrosino, N. and Tavazzi, L. (2017), "Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicentre Italian survey", Eur. J. Prev. Cardiol., Vol. 24, No. 6, pp. 567-576.

4. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

5. Karpov V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Romanova, A.V. and Voevodina, T.M. (2019), "Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 1997-2002.

6. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.

7. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

8. Magda SH Afifi. (2017), "The Role of Quercetin on some Cardio-Vascular Parameters in Rats with Insulin Resistance Syndrome", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, No. 8 (5), pp. 460-469.

9. Morozova, OV and Abakumova, E.N. (2016), "The effectiveness of strength exercises to improve the functional state of students of special medical groups", Humanitarian Studies, No. 3 (59), pp. 111116.

10. Nockov, N.A. (2015), "Increase in level of physical activity as factor of strengthening of health of pupils and student's youth", Bulletin of the pedagogical university, No. 69, pp. 144-150.

11. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

12. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

13. Chichkova, М. А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Methodfor the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in people with disabilities, Patent 2672934, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132798.

14. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Methodfor the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in athletes, Patent 2652968, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132775.

15. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.

16. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.

17. Scherbakova, V.P. (2016), Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs, available at: https://in-fourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-sogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.