Библиотековедение
УДК 027.625 : 574 ББК 28.080 + 78.39
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В БИБЛИОТЕКАХ
© Н. И. Шарафеева, 2011
Казанский государственный университет культуры и искусств 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 3
Рассматриваются преодоление глобальных экологических проблем; переход к информатизации образования, являющийся основным шагом и движущей силой современного общества к устойчивому развитию и созданию ситуационных центров на базе библиотек; опыт применения метода ситуационного обучения в информационно-экологическом кружке «БРИЗ» г. Казани, направленного на формирование экологической культуры молодежи. Показана роль Республиканской юношеской библиотеки Республики Татарстан в организации этой работы.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, библиотека, ситуационное обучение, ролевые игры, информационные технологии.
Overcoming the global environmental problems, transition to education informatization are the basic step and driving force of the modern society towards sustainable development and creation of situational centers on the basis of libraries. In the article the application experience of the method of situational training in information and ecological circle "BRIZE" in Kazan is considered. Its work is directed on formation of ecological culture of youth. The role of the Republican Youth Library of the Republic of Tatarstan in organization of this work is shown.
Key words: ecological culture, ecological education, library, situational education, role games, information technologies.
Формирование экологической культуры как результат экологического воспитания и образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Татарстан (РТ). Его цель - подготовка молодого поколения, способного стать основой общества устойчивого развития, обладающего высокой толерантностью, культурой, экологическим мировоззрением, опирающегося на уважение человеческого достоинства, здоровье и духовное благополучие, уделяющего особое внимание равенству прав всех народов. Воспитание экологической культуры и мировоззрения осуществляется через всю систему образовательных учреждений, включающую дошкольные учреждения, начальную и среднюю школу, учреждения дополнительного образования, профессиональные и высшие учебные заведения, общественные экологические организации. Важным звеном в системе непрерывного экологического образования и воспитания выступает деятельность Минэкологии и природных ресурсов РТ. И это не случайно, поскольку проблема организации системы экологического образования и воспитания межведомственная, в ее решении принимают участие многие заинтересо-
ванные министерства и ведомства. На практике это выражается в разработке совместных концепций и проектов, долгосрочных эколого-образователь-ных и просветительских программ, обобщении и распространении ценного опыта на республиканских семинарах, научно-практических конференциях; в научно-исследовательской деятельности (программа экологического просвещения молодежи в библиотеках РТ «Библиотеки и экология», программа по формированию культуры природолюбия у подрастающего поколения «При-родолюбие без границ», программа организации эколого-волонтерского движения) [3].
Библиотеки России с 1970-х гг. занимаются информационно-библиографическим обслуживанием и информационным обеспечением пользователей экологической информацией как с использованием традиционных бумажных технологий, так и с применением автоматизированных систем. Основу деятельности библиотек в данном направлении составляет организация фондов документов по экологии, которые формируются в расчете на их активное использование, с учетом потребностей различных категорий пользователей. Проводятся всероссийские научно-практические смотры-кон-
курсы работ библиотек, международные, межгосударственные и региональные конференции и семинары по экологическому образованию населения (организованы секции и круглые столы «Экологическая информации и экологическая культура», «Экологическая информация в современном мире») [7]. Так, с 1 октября 2009 г. по 1 марта 2010 г. Российской библиотечной ассоциацией, Федеральным агентством по науке и инновациям, Комиссией по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, при спонсорской поддержке ГПНТБ России и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева проводился всероссийский конкурс «Библиотеки - экологической науке и просвещению». Главная задача данного мероприятия - социально-этический маркетинг информационной деятельности научных библиотек для создания единого экологического информационного пространства, а также обобщение и популяризация опыта работы библиотек в области экологического просвещения, мониторинга информационных ресурсов по данной тематике, созданных за последние 5 лет. Смотры-конкурсы изменили саму практику библиотечной работы в области распространения экологических знаний, позволили пересмотреть справочно-информационную систему, максимально приблизив ее к запросам потребителя. Они привлекли к активной деятельности в области охраны окружающей среды большое количество библиотек, положили начало движению библиотек за распространение экологических знаний.
Во многих библиотеках страны (Вологда, Брянск, Иркутск, Орел, Мурманск, Краснодар) для обеспечения оперативного и полного предоставления информации по проблемам экологии, природопользования и устойчивого развития созданы информационные центры, в которых не только разрабатываются справочно-библиографические аппараты, тематические базы данных (по темам «экологическая культура», «экологическое право», «экологическая безопасность» и т. д.), но и ведется аналитическая работа (списки аннотированной и рекомендуемой литературы по теме). Эффективности работы таких центров способствует их тесное взаимодействие, обмен опытом работы, возможность доступа к удаленным информационным ресурсам [2]. На активную работу библиотек в данной области указывают также ежегодные публикации и методические рекомендации, посвященные решению различных экологических проблем в журналах «Библиотека», «Научно-технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиотечное дело в XXI веке», «Библиотека в школе», «Библиополе», «Мир библиографии» и др. Кроме того, на базе библиотек организуются курсы повышения уровня профессиональных знаний, мастер-классы, функциони-
руют творческие лаборатории, что способствует установлению и развитию партнерских отношений со всеми заинтересованными организациями, и вырабатываются совместные программы действий.
Библиотеки Татарстана, как информационные и культурные учреждения также проводят большую работу по экологическому просвещению. При поддержке Минэкологии и природных ресурсов РТ ими накоплен определенный опыт работы с информационными ресурсами в сфере охраны окружающей среды, появились новые библиотечные программы, формируются специализированные фонды, совершенствуется справочно-библио-графическое обслуживание.
Республиканская юношеская библиотека РТ (далее РЮБ РТ) - это информационно-образовательный центр по проблемам молодежи; центр гуманитарной культуры и духовного общения молодежи. Одним из приоритетных направлений деятельности РЮБ РТ - формирование экологической культуры молодежи. В целях создания непрерывного экологического просвещения и воспитания в библиотеке организован сектор экологического просвещения, разработана и утверждена программа «Экология и будущее». Являясь методическим центром для библиотек всех систем и ведомств, работающих с молодежью, РЮБ РТ с 1996 г. проводит смотры-конкурсы, акции и марафоны по экологическому просвещению молодежи среди централизованной библиотечной системы республики, изучает и помогает распространять передовой опыт путем публикации методических сборников, инструктивно-методических писем и т. д. [1].
Анализируя работы ЦБС РТ по экологическому просвещению молодежи можно отметить, что несмотря на трудности и нерешенные вопросы (недостаточное комплектование книжного фонда, недостаточное финансирование проведения массовых мероприятий, отсутствие специалистов-экологов в библиотеках ЦБС, слабое внедрение современных технологий в работу библиотек), библиотекари Республики Татарстан стараются разнообразить формы и методы экологической работы, помогают читателям ощутить красоту окружающего мира, почувствовать себя его частицей, воспитывают стремление бережно относиться ко всему живому. Таким образом, РЮБ РТ стала организационно-методическим центром по экологическому просвещению для районных библиотек региона, куда на начало января 2008 г. входили более 70 Централизованных библиотечных систем РТ. Библиотекой, с учетом местных экологических проблем выпускались сборники «Природа просит защиты» с лучшими сценариями экологических мероприятий, уроков, методических разработок на русском и татарском языках. Таким образом, экологическая работа в библиотеках районов пред-
ставляет целостную систему, включающую консультации по подбору литературы, массовые акции, книжные выставки, семинары с участием специалистов, а также методическую и издательскую деятельность.
Успех экологического просвещения, формирования экологической культуры как показал накопленный в Татарстане опыт, во многом зависит от планирования, изучения потребностей, интересов читателей как научной основы для разработки их типологии; использования актуальных, инновационных, индивидуальных и массовых форм и методов работы с учетом типологических, психолого-педагогических, возрастных особенностей групп читателей. Потребовался поиск новых образовательных моделей, результативная коррекция системы экологического образования [6].
Предпринятое исследование «Библиотека как центр формирования экологической культуры», потребовало нахождения новых эффективных подходов к формированию информационной среды экологической культуры молодежи, образовательных технологий и модели их реализации в библиотеке.
В настоящее время для Министерства образования и науки РФ и его подразделений (федеральных агентств, департаментов образования и т. д.) ведется ряд проектов по созданию ситуационных центров, которые находятся на стадиях концептуального проектирования, исследования, разработки технико-экономических обоснований и экспериментального использования отдельных компонентов. Планируемые ситуационные центры призваны обеспечить новое качество управления сферой образования за счет использования комплексного ситуационного подхода и самых современных информационных технологий. Ситуационные центры - это одна из самых современных форм реализации систем поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном, визуальном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление информационной системой по формированию и воспитанию экологической культуры общества. Кроме того, ситуационные центры представляют собой информационно-аналитические системы, которые позволяют оценить реальное состояние объекта управления, уловить развитие внутренних и внешних тенденций, рассмотреть возможные последствия действий, осуществить мониторинг, дать оценку и спрогнозировать развитие той или иной ситуации, в том числе в сфере экологии [8].
За последние годы издано значительное количество печатных работ с освещением теоретических вопросов ситуационного обучения и опыта передовых педагогов, успешно применяющих его в своей практике. Ознакомление с этой литерату-
рой не оставляет сомнения в том, что ситуационное обучение является важным средством достижения лучших результатов в решении учебно-воспитательных задач образовательных учреждений экологического направления: повышения уровня сознательного усвоения учащимися экологических знаний, формирования у них соответствующих взглядов и убеждений, развития познавательных способностей. Одним из факторов, препятствующих широкому внедрению ситуационного обучения в практику, на наш взгляд, является недостаточная разработанность вопросов психолого-педагогического анализа учебного материала, который помогал бы преподавателям привести его содержание в соответствие с требованиями ситуационного обучения.
Центральное понятие теории ситуационного обучения - проблемная ситуация - определяется нами как осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого необходимо искать. Проблемная ситуация возникает в практической или познавательной деятельности человека и является категорией, предусматривающей некую преграду в действительности и ее восприятие как таковой субъектом. В формировании у учащихся потребности в самообразовании решающим фактором является создание проблемных ситуаций, вызывающих необходимость в дополнительных знаниях сверх образовательной программы [5].
Проблемные ситуации имеют целью помочь учащимся осознать необходимость в дополнительных знаниях, всемерно повышать их личностный смысл, побуждать учащихся, активизируя их мыслительную деятельность, к систематической самостоятельной работе, способствуя тем самым формированию у них потребностей в самообразовании. Библиотеки собирая, систематизируя, делая доступной для пользования самую разную информацию, касающуюся экологических проблем, вовлекая большое количество людей различных специальностей, социального положения, уровня образования и т. д. вносят огромный вклад в экологическое воспитание и образование населения.
Применение активных методов обучения и ситуационных задач в целях формирования экологической культуры прямо отвечает задачам экологического образования. Это объясняется рядом особенностей данных методов: адекватным отражением комплексности и динамики развития проблем, воспроизводимых в процессе коллективной деятельности. Этот метод позволяет охватить процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, а иногда и столетия, и «сжать» их в масштабе игрового времени. Оказывается возможным моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенные воздействия, выходя за пределы оценок изменения отдельных ее
параметров (лесистость территории, степень чистоты воды, воздуха и почвы, динамики численности животных). Таким образом, ситуационное моделирование позволяет в учебных целях воспроизвести явления и процессы, исторический опыт управления которыми мал по отношению к высокой степени возможного риска принятия ошибочного решения, позволяет создать целостный образ проблемы, при данном методе улучшается запоминание, так как человек легче мыслит образами.
В рамках диссертационного исследования, опираясь на вышеизложенный опыт, нами разработан проект по созданию модели ситуационного центра формирования экологической культуры в условиях библиотек, который представляет собой систему информационно-экологических знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными знаниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования экоцентри-ческого мировоззрения и ликвидации информационно-экологической неграмотности. Был создан фрагмент электронного учебного пособия по информационно-экологическим системам и мониторингу экосистем, который является основой для создания ситуационного центра в условиях библиотек включающий в себя следующие элементы: аннотация, курсы, гипертекстовый документ по мониторингу экосистем, методика расчета предельно допустимых выбросов в атмосферу, базы данных, тесты, журнал результатов, словарь, галерея. Также разработан веб-сайт на котором представлены примеры ситуационных задач по экологии на русском, татарском и английском языках, которые направлены на формирование экологической культуры молодежи, а также пословицы, поговорки, афоризмы и загадки, словарь и список дополнительной литературы по теме для поддержания интереса пользователей к данному ресурсу.
Анализ данных экологических ситуаций представляет собой исследование, которое напрямую направлено на выработку навыка принятия решений по конкретным, проблемным ситуациям и вопросам, связанным с окружающей средой. Основная цель ситуационного обучения экологической культуре - это выработка критического мышления по отношению к системе взаимодействия человека и природы и формирование ответственного отношения к природе. К задачам, которые решаются посредством ситуационного центра на базе библиотек относятся:
• выработка умений вычленять и формулировать нравственную проблематику, связанную с отношением человека к природе, ее живым и неживым объектам;
• формирование биоцентрического и экоцент-рического отношения к природе; представление о правах природы и ее объектов;
• обучение читателя пользованию библиотекой, ее фондами, справочно-библиографическим аппаратом и работе с литературой; основам использования поисковых возможностей автоматизированных информационно-библиотечных систем и Интернета; помощь в подготовке к любому мероприятию;
• оказание помощи в нахождении способов (одного или нескольких) разрешения экологического конфликта, возникшего в результате человеческого воздействия на природу, ее живые и неживые объекты, на основе ответственного отношения к будущему человечества.
Основным результатом ситуационного обучения формированию экологической культуры в библиотеке на основе данных материалов может быть изменение взглядов молодежи на живую и неживую природу, признание за ней права на благополучие и устойчивое развитие, что будет свидетельствовать о расширении морального сознания. Следствием этого изменения является выстраивание собственного поведения в конкретной нравственной практике и вдумчивого и ответственного принятия морального решения.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 9 г. Казани в течение 2007-2009 гг. В эксперименте приняли участие 196 учащихся 9-11 классов, поделенных на две группы: контрольную (104 человека) и экспериментальную (92 человека - создан информационно-экологический кружок «БРИЗ»). В ходе эксперимента ставились следующие задачи: определить уровень экологической культуры молодежи; проверить эффективность модели ситуационного обучения на формирование экологической культуры молодежи, основанного на использовании фрагмента электронного учебного пособия по информационно-экологическим системам и мониторингу экосистем, ситуационных задач и моделирования, ролевых игр с использованием фондов РЮБ РТ, а также проанализировать смещение ценностных ориентаций старшеклассников в условиях интеграции ситуационного и активных методов обучения в учебном процессе. Экспериментальная часть педагогического исследования включала три этапа: констатирующий, формирующий и диагностирующий.
Цель констатирующего эксперимента - установление исходного уровня экологической культуры учащихся. В связи с этим выделены типы установки отношения к окружающей природной среде (эстетическая установка - природа воспринимается как объект красоты; когнитивная установка - природа воспринимается как объект изучения; этическая установка - природа воспринимается как объект охраны; прагматическая установка - природа воспринимается как объект
пользы) и уровни сформированности экологической культуры (низкий уровень - знания о природе, экологических проблемах и взаимосвязях поверхностные, отрывочные и бессистемные, редкое и слабое проявление чувств и эмоций, практически не сформированы умения и навыки деятельности; средний уровень - достаточно полные знания о природе в пределах школьного курса, умение устанавливать экологические связи в большинстве случаев, доброжелательное отношение к природе, знание и соблюдение основных правил, проявление интереса к работе, но отсутствие инициативы; высокий уровень - глубокие и полные знания о природе, умение видеть экологические закономерности и объяснять их, соблюдение всех необходимых правил, положительная мотивация деятельности).
В ходе формирующего эксперимента была реализована модель формирования экологической культуры молодежи на основе ситуационного обучения. Одной из главных целей кружка является воспитание ответственности за собственные решения и поступки, прогнозирование их последствий на состояние природы и общества, а также понимание того, что в коэволюционном процессе развития природы и общества законы природы приоритетны, любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно.
Диагностирующий эксперимент предполагал анализ результатов контрольных «срезов» (анкетирование, тестирование), который позволил констатировать изменения экологической культуры старшеклассников экспериментальной группы (таблица). Так, на начальном этапе в экспериментальной группе в 2007 г. - лишь 23% учеников справились с заданиями, на промежуточном этапе -все задания выполнили 57% учащихся, на заключительном этапе в 2009 г. - 92% школьников пока-
зали высокий уровень выполнения заданий. В контрольной группе изменения незначительны.
Школьники проявляли высокую активность, с интересом посещали занятия, выступали с докладами и презентациями, выпускали стенгазеты, проводили социологические опросы, участвовали в ситуационном моделировании и ролевых играх и т. д. Главной составляющей экологического просвещения в кружке «БРИЗ» является краеведение. Например, проведение ситуационной эколого-краеведческой ролевой игры на русском и татарском языках «Ах, природа, я ведь твое единственное дитя..» («А^ табигать, мин бит синец бер балац..») позволило познакомить ребят с богатым и разнообразным животным и растительным миром, удивительными, уникальными уголками природы республики. Для реализации проекта было важным научить школьников вычленять экологический аспект в повседневной и деловой сферах, воспитывать ответственность за принятые решения и поступки, обучать прогнозированию их воздействий на состояние биосферы и тем самым улучшить качество жизни самого человека.
Параллельно с количественным и качественным анализом результатов контрольных «срезов», полученных экспериментально, для обработки данных применялись методы математической статистики (критерии Пирсона, %2). Для того, чтобы сделать вывод об эффективности экспериментальной работы, была выдвинута нулевая гипотеза Н0, утверждающая, что различие в результатах работ учащихся контрольных и экспериментальных групп зависит не от методики обучения, а от случайных причин [4]. Альтернативная гипотеза - различие в качестве и результатах обучения зависит не от случайных факторов, а обусловлено целенаправленным применением экспериментальных работ.
Показатели формирования экологической культуры молодежи
Установка Уровень сформированности экологической культуры в %
низкий средний высокий
контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа
I II III I II III I II III I II III I II III I II III
Эстетическая 22 22 20 16 9 2 58 58 59 60 59 58 20 20 21 24 32 40
Когнитивная 22 17 11 13 8 2 41 46 51 58 61 63 37 37 38 29 31 35
Этическая 27 25 25 21 14 - 52 54 54 55 59 61 21 21 21 24 27 39
Прагматическая 21 18 17 36 61 74 64 67 67 42 23 14 15 15 16 22 16 12
Как видно из таблицы нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернативная гипотеза, то есть, существование различия в объеме и оперативности знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп очевидно.
Результатом эксперимента стала устойчивая позитивная динамика формирования экологической культуры старшеклассников экспериментальной группы. Следовательно, полученные результаты позволяют сделать вывод: проведенная работа по ситуационному обучению оказалась успешной. Разработанная методика формирования экологической культуры основанной на ситуационном моделировании и активных методах обучения с использованием фондов Республиканской юношеской библиотеки Республики Татарстан достаточно эффективна. В классах, где применялась экспериментальная методика преподавания улучшилось качество экологических знаний, повысился интерес к окружающей природе и ее проблемам.
Работа библиотек по формированию экологической культуры требует большой творческой самоотдачи, интересных находок и подходов к раскрытию сложной, многоаспектной темы, а также нахождения и использования различных педагогических приемов и методов для того, чтобы вызвать постоянный интерес молодежи. Комплекс таких мероприятий помогает развить информационно-познавательную компетентность учащихся, умение работать с различными источниками информации, развивает навыки независимого библиотечного пользователя. Виртуальные библиотечные выставки, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекают внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Проведение библиотечных уроков помогает в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменяет мировоззрение школьников, создает условия для формирования экологически ориентированных моральных качеств личности. Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приводит к потребности дополнять и расширять знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования на основе фондов библиотеки, нацеливает на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.
В библиотеке работа по экологическому воспитанию идет опосредованно, то есть через приобщение к чтению литературы по данной проблематике, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы. Здесь работа всегда идет
от пропаганды художественных и научно-популярных книг, журналов и электронных изданий, что вносит существенный вклад в разработку концепции взаимодействия человека и общества с природой, раскрывая такие ее аспекты, как общемировоззренческий, нравственно-ценностный. В работе библиотеки проблема человека и окружающего мира освещается в основном в аспекте - человек и общество, в котором он живет. Взаимосвязи человека с миром природы в художественных произведениях рассматриваются с критикой своей композиционной функции. Тем не менее, для экологического воспитания важно в ходе работы с литературой вместе с читателем проследить взаимосвязи общества с природой с точки зрения этической и эстетической ценности природы. Принципиально важным моментом в работе библиотеки по экологическому воспитанию молодежи является ориентация на единство интеллектуального и эмоционального начала, сочетание рационального познания с художественно-образным.
Таким образом, экологическая культура выступает как важная часть общечеловеческой культуры, которая включает систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия учащихся с окружающей природной средой, способствует здоровому образу жизни, духовному росту. Основными формирующими элементами экологической культуры выступают экологическое образование и воспитание молодежи представляющее процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде, направленный на формирование норм поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности.
Реализация проекта по созданию ситуационного центра на базе библиотек будет способствовать росту заинтересованности молодежи в обеспечении благоприятной окружающей среды, сохранении природного и культурного наследия, позволит развить практическую активность в решении экологических проблем для обеспечения здоровья человека, экологической безопасности в интересах устойчивого развития страны. Наличие стратегии формирования экологической культуры позволит объединить усилия системы образования и структур гражданского общества (духовно -культурных, информационных, социальных), эколого-просвети-тельской работы на базе библиотечных региональных ситуационных центров экологической политики и молодежных организаций.
Список литературы
1. Библиотеки и экология: потери, надежды, действия : сб. материалов по итогам респ. экол. марафона «Экология и будущее» / М-во культуры РТ, М-во экологии и природ. ресурсов РТ, Респ. юнош. б-ка Татарстана ; сост.: Н. Д. Ахметова, С. К. Гатауллина, Г. Я. Файзрахманова. - Казань : РИЦ «Школа», 2004. - 112 с.
2. Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 4. -С. 42-45.
3. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2009 году / М-во экологии и природ. ресурсов РТ ; под ред. Н. П. Торсуева. - Казань : Заман, 2010. - С. 486-493.
4. Грабарь М. И., Красненская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследова-
ниях: непараметрические методы. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.
5. Лобашев В. Д. Формирование умений и навыков в учебной ситуации: к самостоятельной работе // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 8. -С. 2-10.
6. Лучанская В. В. Экологическая культура в контексте социокультурной динамики современной библиотеки // Наука о книге. Традиции и инновации : материалы Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (28-30 апр. 2009 г.). - М., 2009. - Ч. 2. -С. 45-47.
7. Покровская О. В. Экологическое просвещение в библиотеках России - путь формирования гражданского общества : аналит. обзор // Библиотеки и экология: прошлое, настоящее, перспективы. - М., 2007. -128 с.
8. Филиппович А. Ю. Ситуационные центры в образовании // Проблемы теории и практики упр. - 2007. -№ 1. - С. 319-323.
Материал поступил в редакцию 10.12.2010 г.
Сведения об авторе: Шарафеева Нэлли Ильгизаровна - аспирант кафедры информатики и медиатехнологий, e-mail: [email protected]