Научная статья на тему 'Миссия библиотек при формировании экологического сознания'

Миссия библиотек при формировании экологического сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ПРИРОДА / ЭВОЛЮЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / НАУКА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL LIBRARY / NATURE / EVOLUTION / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / SCIENCE / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурашко О.Ю., Цыгулева Я.Ю.

Актуальной задачей современности становится не только обеспечение экологического образования, но и формирование глобального экологического сознания общества, базирующееся на предложенных методологических подходах к природе как к объекту. Библиотеки как социальный институт могут решать данную задачу, выступая в качестве информационных центров, консолидирующих общественные организации и научные сообщества, выполняя ряд присущих им функций. Особая роль в воспитании экологической ответственности отводится библиотекам образовательных учреждений. Ими накоплен определенный опыт работы в данном направлении, примером чего может служить деятельность научно-технической библиотеки Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. Содействие формированию экологического сознания студентов как будущих специалистов в научно-технических отраслях производства подразумевает использование дифференцированного подхода. Речь в данном случае идет об экологическом образовании и экологическом воспитании. Осуществляя дифференцированное информационное обслуживание по вопросам экологии студентов и преподавателей вуза, сотрудники библиотеки предлагают инновационные формы и методы работы, соответствующие конкретным задачам, обусловленным направлением обучения. Авторы статьи обосновывают обращение к экологическому направлению библиотечной деятельности как к одному из самых актуальных на современном этапе развития общества не только из-за остроты экологических проблем, но и с точки зрения основополагающих регламентирующих библиотечных документов, в том числе Модельного кодекса библиотек. В статье приводятся конкретные примеры методик экологической деятельности, апробированных на базе отдела научной литературы научно-технической библиотеки Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries and formation of ecological consciousness

Not only ensuring ecological education, but also more difficult task of global ecological consciousness ’ formation for students which are based on the offered methodological approaches to the nature as to an object becomes a relevant problem of the present. Libraries, as social institutes, can solve this problem as the information centers consolidating public organizations and scientific communities, carrying out a number of functions inherent in them. The special part in education of ecological responsibility is assigned to libraries of educational institutions. In this way they have accumulated certain experience which activity’s example of scientific and technical library of Belgorod State Technical University named after V.G. Shukhov The formation assistance of ecological consciousness for students as future specialists in scientific and technical branches of industry assumes application of differentiated approach. In this case there it tells about ecological education and ecological upbringing. Carrying out the differentiated information service on environmental issues to students and teachers of higher education institution, library workers offer the innovative forms and methods of work corresponding to specific objectives and conditioned way of training. The authors of article prove the appeal to the ecological way of library activity as to one of the most relevant at the present stage of society’s development not only from the viewpoint of sharpness of environmental problems of the present day, but also from the viewpoint of the fundamental regulating library documents, including the Model code of libraries. The paper provides certain examples of ecological activity’s techniques tested on the basis of department of scientific literature of Belgorod State Technical University named after V.G. Shukhov.

Текст научной работы на тему «Миссия библиотек при формировании экологического сознания»

О.Ю. Мурашко, канд. пед. наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения, Я.Ю. Цыгулева, магистрант, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия, olga-mur@inbox.ru, yana-cyguleva@mail.ru

МИССИЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Актуальной задачей современности становится не только обеспечение экологического образования, но и формирование глобального экологического сознания общества, базирующееся на предложенных методологических подходах к природе как к объекту. Библиотеки как социальный институт могут решать данную задачу, выступая в качестве информационных центров, консолидирующих общественные организации и научные сообщества, выполняя ряд присущих им функций. Особая роль в воспитании экологической ответственности отводится библиотекам образовательных учреждений. Ими накоплен определенный опыт работы в данном направлении, примером чего может служить деятельность научно-технической библиотеки Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. Содействие формированию экологического сознания студентов как будущих специалистов в научно-технических отраслях производства подразумевает использование дифференцированного подхода. Речь в данном случае идет об экологическом образовании и экологическом воспитании. Осуществляя дифференцированное информационное обслуживание по вопросам экологии студентов и преподавателей вуза, сотрудники библиотеки предлагают инновационные формы и методы работы, соответствующие конкретным задачам, обусловленным направлением обучения. Авторы статьи обосновывают обращение к экологическому направлению библиотечной деятельности как к одному из самых актуальных на современном этапе развития общества не только из-за остроты экологических проблем, но и с точки зрения основополагающих регламентирующих библиотечных документов, в том числе Модельного кодекса библиотек. В статье приводятся конкретные примеры методик экологической деятельности, апробированных на базе отдела научной литературы научно-технической библиотеки Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова.

Ключевые слова: экологическое просвещение, экология, научно-техническая библиотека, природа, эволюция, экологическое знание, наука, природопользование.

Кардинальные изменения процессов, происходящих в природе, способствуют повышению значимости экологии как науки в современном мире. В настоящее время категория «экология» постоянно расширяет свои границы, включая в свой понятийный круг объекты, связанные не только с естественными и техническими науками, но и с нравственно-духовными феноменами: «экология совести», «экологическая культура» и т.д. Актуальность проблемы определяется и тем обстоятельством, что, согласно указу

Президента Российской Федерации, 2017 год в России объявлен Годом экологии.1

Актуальность темы обусловлена тем, что декларируемое с 1990-х годов решение экологических проблем остается в основном задачей, которую осознают отдельные группы общественной инициативы, научные сообщества, образовательные учреждения. Но без определенного консолидирующего начала сложно говорить о возможности решения назревшей проблемы воспитания экологической грамотности у населения. Пред-

дискуссия

журнал научных публикаций

ставляется, что в силу ряда факторов данную роль может взять на себя современный социальный институт библиотеки.

Библиотека имеет все возможности для реализации присущих ей производных функций (воспитательная, образовательная, гуманистическая, рекреационная, информационная и др.), в том числе и в сфере экологического просвещения.2 Прежде всего, организации библиотеч-но-информационной сферы аккумулируют информацию о природе как объекте знания посредством комплектования документных фондов, включающих в себя информацию как научного, так и просветительского характера, а также художественную литературу, которая может широко использоваться для решения задач экологического просветительства. Данное обстоятельство четко осознается государственными природоохранными учреждениями и общественными движениями. По сути, библиотечные специалисты могут выступать в роли своеобразных экологических просветителей, опирающихся на знаниевую базу, накопленную экологической мыслью.

Библиотека в силу своей общедоступности, согласно новой для социальных организаций концепции «третьего места», претендует на место релаксации для местного сообщества, поэтому одной из популярных моделей становится модель библиотеки «экостиля». Природа, рассматриваемая ранее как объект преобразовательной деятельности человека, все чаще представляется в качестве процесса или среды пребывания, места реабилитации, досуга (в том числе и чтения). Примером может служить деятельность открытой общедоступной читальни при Храме воздуха (месте реабилитации космонавтов и летчиков) в национальном парке города Кисловодска Ставропольского края.

Эволюция социального, в том числе и библиотечного, дела основывается на анализе процессов природной эволюции (дарвинизме). Крупные научные библиотеки развивают сотрудничество в данном направлении,

содействуя развитию научной экологической мысли. Примером активного сотрудничества может служить деятельность Курской областной библиотеки им. Н.И. Асеева и Центрально- Черноземного государственного заповедника им. профессора В.В. Алехина, где в апреле 2017 года состоялись Международные экологические чтения на тему «Роль библиотек в решении актуальных задач экологического просвещения населения», в ко -торых приняли участие специалисты библиотек из Белгорода, Брянска, Воронежа, Кур -ска, Москвы, а также Донецкой Народной Республики, Республики Казахстан.3

Ответственность социума за сохранение природной среды для будущих потомков реализуется в двух основных направлениях развития экологического сознания:

1) обеспечение применения технологий, безопасных для окружающей среды (биотехнологий);

2) формирование навыков бережного отношения к природе в повседневной жизни.

В соответствии с типологией библиотек, первым направлением преимущественно занимаются библиотеки, входящие в сеть библиотек Министерства культуры, то есть муниципальные (публичные) библиотеки; второе направление реализуют крупные научные библиотеки Российской Федерации (Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека и др.), универсальные научные библиотеки регионов (краев, областей, автономных республик и округов). По мнению В.А. Небаевой, специалиста Томской областной детско-юношеской библиотеки, «библиотеки в настоящее время единственная государственная просветительская система, охватывающая своим влиянием все население России... от сельской библиотеки, включая муниципальные, районные и городские, центральные реги-

Библиотека в силу своей общедоступности, согласно новой для социальных организаций концепции «третьего места», претендует на место релаксации для местного сообщества, поэтому одной из популярных моделей становится модель библиотеки «экостиля».

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ональные научные, и завершающаяся Всероссийским библиотечным научно-методическим центром экологической культуры (ВЦЭК), в котором концентрируется информация обо всех инновациях в области экологического просвещения»4.

Особую категорию представляют собой специальные (учебные) библиотеки средних и высших образовательных учреждений, по роду своей деятельности сочетающие в экологической работе оба направления. Так, научно-техническая библиотека Белгородского государственного технологического университета (НТБ БГТУ) им. В.Г. Шухова реализует в своей образовательной и просветительской деятельности оба направления.

Первое направление реализуется по отношению к студентам, которые обучаются по специальностям, связанным в будущей профессиональной деятельности с экологией непосредственно. Данное направление может быть охарактеризовано как направление, соответствующее образовательной деятельности вуза. Университет готовит специалистов по следующим специальностям, связанным с экологией: природообустройство и водопользование, техносферная безопасность, промышленная экология и биотехнология.

Второе направление обладает рядом более широких характеристик, может быть реализовано с использованием значитель-

ного числа методов и подходов и относится к направлению экологического просвещения как студентов - будущих экологов, так и студентов, профессиональная деятельность которых в будущем не станет непосредственно сопряжена с экологией. Концентрация деятельности библиотеки в области экологического образования и воспитания происходит в отделе научной литературы и других отделах НТБ БГТУ им. В. Г. Шухова.5 Несмотря на разницу в методических и методологических подходах при организации данной деятельности в дифференцированных группах пользователей, общим является предоставление широкого круга информации по различным аспектам экологического просвещения. Сегодня в экологическом направлении библиотечной деятельности может быть выделено несколько методологических подходов к природе как объекту:

— природа как объект знания;

— природа как процесс эволюции общества;

— природа как среда (место) обитания.

Опираясь на данные подходы, НТБ

БГТУ использует разные формы деятельности. Например, вебинар, «интеллектуальная гостиная», экологический флешмоб, просмотр литературы по экологии, виртуальная книжная выставка, встреча с учеными-экологами Белгородской области.

дискуссия

журнал научных публикаций

Содействие формированию экологического сознания пользователей библиотеки соответствует следующим задачам, выдвинутым в Модельном стандарте библиотечной деятельности6:

- библиотека - культурно-просветительский центр:

- библиотека - активный информационный агент;

- библиотека - хранитель документных фондов.

Реализуя данные задачи, библиотека аккумулирует документы, связанные с экологией; классифицирует документы согласно целевой аудитории пользователей с последующей трансляцией знаниевой базы и, наконец, способствует формированию ценностных установок в сфере экологии.

Представляется, что с развитием информационного потенциала библиотек и обострением экологической ситуации воспитание экологического сознания станет одной из основных задач библиотечной деятельности, решая которую, библиотеки смогут осуществить социальную миссию содействия формированию экологического сознания общества. ^

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс]. URL: http://ecoyear.ru/documentation-category/ prezident/ (дата обращения: 11.06.2017).

2. Общее библиотековедение: учеб. / науч. ред. М.Я. Дворкина, Л.И. Сальникова. Москва: Изд-во МГИК, 2015. С. 101.

3. Роль библиотек в решении актуальных задач экологического просвещения населения [Электронный ресурс]. URL: http://zapoved-kursk.ru/o-zapovednike/novosti-2017/rol-bibliotek-v-reshenii-aktualnyh-zadach-ekologicheskogo (дата обращения: 02.08.2017).

4. Небаева В.А. Библиотеки в сфере экологической культуры [Электронный ресурс]. URL: http:// scicenter.online/ekologicheskoe-obrazovanie/bib-lioteki-sfere-ekologicheskoy-27586.html (дата обращения: 30.06.2017).

5. Цыгулева Я.Ю., Мурашко О.Ю. Формирование экологической культуры студенческой молодежи // Этническая культура в современном мире: материалы IV Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: Плакат, 2017. С. 68.

6. Там же. С. 98-103.

LIBRARIES AND FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

O.Y. Murashko, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of publishing and library science, J.Y. Tsyguleva, master's student, Belgorod State Institute of Arts and Culture,

Belgorod, Russia, olga-mur@inbox.ru, yana-cyguleva@mail.ru

Not only ensuring ecological education, but also more difficult task of global ecological consciousness' formation for students which are based on the offered methodological approaches to the nature as to an object becomes a relevant problem of the present. Libraries, as social institutes, can solve this problem as the information centers consolidating public organizations and scientific communities, carrying out a number of functions inherent in them. The special part in education of ecological responsibility is assigned to libraries of educational institutions. In this way they have accumulated certain experience which activity's example of scientific and technical library of Belgorod State Technical University named after V G. Shukhov. The formation assistance of ecological consciousness for students as future specialists in scientific and technical branches of industry assumes application of differentiated approach. In this case there it tells about ecological education and ecological upbringing. Carrying out the differentiated information service on environmental issues to students and teachers of higher education institution, library workers offer the innovative forms and methods of work corresponding to specific objectives and conditioned way of training. The authors of article prove the appeal to the ecological way of library activity as to one of the most relevant at the present stage of society's development not only from the viewpoint of sharpness of environmental problems of the present day, but also from the

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

viewpoint of the fundamental regulating library documents, including the Model code of libraries. The paper provides certain examples of ecological activity's techniques tested on the basis of department of scientific literature of Belgorod State Technical University named after V. G. Shukhov. Key words: ecological education, ecology, scientific and technical library, nature, evolution, ecological knowledge, science, environmental management.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.01.2016g. № 7 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda ehkologii» [The decree of the President of the Russian Federation from January 5, 2016 № 7 «About carrying out in the Russian Federation the year of the environment»]. URL: http://ecoyear.ru/documentation-category/prezident/ (accessed: 11.06.2017.)

2. Obshchee bibliotekovedenie [Total library science]: uchebnik / nauch. red. M.YA. Dvorkina, L.I. Sal'nikova. Moskva: MGIK, 2015.S. 101.

3. Rol' bibliotek v reshenii aktual'nyh zadach eh-kologicheskogo prosveshcheniya naseleniya [The role of libraries in the decision of actual problems of ecological education of population]. URL: http:// zapoved-kursk.ru/o-zapovednike/novosti-2017/rol-bibliotek-v-reshenii-aktualnyh-zadach-ekologichesk-ogo (accessed: 2.08.2017.)

4. Nebaeva VA. Biblioteki v sfere ehkologicheskoj kul'tury [Libraries in the sphere of environmental culture]. URL: http://scicenter.online/ekologicheskoe-obrazovanie/biblioteki-sfere-ekologicheskoy-27586. html (accessed: 30.06.2017.)

5. Cyguleva YA.YU., Murashko O.YU. Formirovanie ehkologicheskoj kul'tury studencheskoj molodezhi [Formation of ecological culture of students] // EHt-nicheskaya kul'tura sovremennom mire : materialy IV vserossijskoj ochno-zaochnoj nauchno-praktiches-koj konferencii. CHeboksary: Plakat, 2017. S. 68.

6. Cyguleva YA.YU., Murashko O.YU. Formirovanie ehkologicheskoj kul'tury studencheskoj molodezhi [Formation of ecological culture of students] // EHtnicheskaya kul'tura sovremennom mire: materialy IV vserossijskoj ochno-zaochnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. CHeboksary: Plakat, 2017. S. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.