БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 3, с. 95-100
Обмен опытом
УДК 021.4:021.6(470.325)
ББК 78.34(2Рос-4Бел)
DOI 10.20913/1815-3186-2016-3-95-100
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА БИБЛИОТЕК В ПРОСТРАНСТВЕ КЛАСТЕРА: ОПЫТ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© О. Ю. Мурашко, 2016
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия; e-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам развития кластерной стратегии в библиотечно-информационной сфере. По результатам изучения нормативно-правовой и проектной документации определены основные цели и задачи кластерной стратегии в библиотечно-информационной сфере Белгородской области, приводятся примеры деятельности библиотек региона, демонстрирующие возможности социального партнерства в рамках создаваемых кластеров.
Ключевые слова: региональная политика, территориальные кластеры, проектная деятельность, библиотечно-информационная сфера, организационные стратегии, социальное партнерство.
Для цитирования: Мурашко О. Ю. Развитие социального партнерства библиотек в пространстве кластера: опыт Белгородской области // Библиосфера. 2016. № 3. С. 95-100. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-95-100.
Library social partnership development in a cluster space: Belgorod region experience O. Y. Murashko
Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia; e-mail: [email protected]
This research is an applied one and logically continues author's studies devoted to social partnership development in the library-information field. The institute of social partnership (including the library-information sphere) evolves with the cluster strategies development as an integral part of the Russian community strategy. At the same time an integrated approach and unified methodology to study this problem, as well as description of effective methods and technologies of the library staged development in the social cluster space are needed. Technologies of the social partnership with library participation are a part of the social policy cluster aimed at maximizing to satisfy both material and spiritual needs of the general population. Recent years studying prospects of the municipal library activity are particularly relevant, as forward movement of the library policy in this direction allows positioning the interests of library and information institutions as coinciding with the interests of major members of the local community. Realizing these perspectives is one of the most important conditions of the effective innovative policy formation of the modern municipal library. The objects of study are municipal libraries of Belgorod region using effective profiled strategies of social interaction in their activity. The study aim is analyzing the experience of municipal libraries developing educational technologies for social interaction in the social cluster space of Belgorod region. Objectives are the following: to identify main goals and tasks of the cluster strategy in the library-information sphere of Belgorod region; to propose a typology of main clusters in Belgorod region; to objectify activity main direction for Belgorod libraries according to their types. Participating libraries in the cluster policy indirectly promotes changes in users' life quality, development of new cultural needs by providing quality public legal-information services, adaptation of rural population to modern life conditions, help in identifying new niches in the labor market, including information ones. Main conclusions: territorial characteristics extrapolated to municipal libraries activities largely determine the general direction of library development. In the modern period preconditions of libraries participation in the regional clustering (modernization of material-technical base, development of regional, municipal, local normative documents, the experience of empirical data theoretical generalization) are largely implemented in Belgorod region. The practical component of the study is the possibility of adapting the libraries experience of Belgorod region into libraries of other territories of the Russian Federation, understanding cooperation of the library social institution, business-structures, nonprofit organizations and regional and municipal authorities.
Keywords: regional policy, territorial clusters, design activity, library and information sphere, organizational strategy, social partnership.
Oitation: Murashko O. Y. Library social partnership development in a cluster space: Belgorod region experience // Bibliosphere. 2016. № 3. P. 95-100. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-95-100.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал тер-
риторий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [5].
Участие библиотек в качестве равноправных институтов в деятельности кластеров субъектов Российской Федерации предопределено интенсификацией
механизмов частно-государственного социального партнерства. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Например, в субъектах Центрального федерального округа сформированы кластеры, реализующие политику развития:
• Московская, Орловская, Калужская области;
• Ярославская область;
• Владимирская, Костромская, Смоленская области;
• Белгородская, Липецкая области.
Наличие в перечне Белгородской области предопределяет возможность изучения и воплощения принципов создания социального кластера на основе механизма партнерского взаимодействия субъектов, включая субъекты социальной сферы, от деятельности которых зависит информационное обеспечение интеллектуального, политического, профессионального, эстетического образования членов местных сообществ. Стратегия социально-экономического развития библиотек предусматривает определение сущности социального партнерства библиотеки как неотъемлемого социального института, занимающего свою нишу в информационной сфере. Основной задачей библиотеки на современном этапе является обретение новой формы эволюции.
Отметим, что социокультурное развитие библиотек Белгородской области во многом определяется региональной политикой формирования социального кластера. Научно-исследовательский проект «Кластерные стратегии социального партнерства библиотечно-информационной сферы Белгородской области 20142015 гг.», реализованный рабочей группой кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры (при поддержке РГНФ), позволил обобщить некоторые значимые результаты развития библиотек Белгородской области в рамках социальных кластеров [4]. Определенного уровня достигло теоретическое осмысление опыта библиотек Белгородской области, что наглядно демонстрирует ежегодная Всероссийская школа библиотечной инноватики, проводимая на базе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и модельных библиотек районов области.
Отмечая значимые предпосылки участия организаций библиотечно-информационной сферы в реализации направлений кластерной политики, можно говорить об улучшении технического оснащения библиотек, увеличении числа телефонизированных библиотек-филиалов и библиотек, имеющих выход в Интернет. В рамках федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» в Белгородской области открыто более 100 модельных библиотек, и реализация проекта продолжается [2, с. 56].
В целях выявления степени разработанности нормативно-правовой региональной и локальной базы исследовательским составом кафедры издательского
дела и библиотековедения БГИИК был проведен мониторинг профильной документации, целевых программ и проектов библиотек-участниц территориальных кластеров, а также ряда областных целевых программ (например, «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2014 гг.», «Развитие сельской культуры и Белгородской области на 2009-2014 гг.», «Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2008-2014 гг.» и др.). Содержание документов во многом определяется политикой формирования кластерных объединений на территории Белгородской области [1].
Возможности социального партнерства, представляющего одно из инновационных стратегических направлений развивающейся библиотеки, в рамках кластера существенно расширяются. Данный факт отражается в создании единой системы управления циклов обмена информацией и знаний, естественно включаемой в систему производства, приобретающей в современном обществе все большее значение.
В 1970-х гг. японский профессор Ионеджи Ма-суда, одним из первых обосновавший концепцию информационного общества, указал на условия его формирования, при которых будут происходить изменения сущности самого производства, что демонстрируют подходы к производственному развитию кластеров. В частности, в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» он отмечал, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [10].
Библиотека, мультиаспектная деятельность которой является априорной, в настоящее время может претендовать не только на равноправное участие в партнерстве, но и на роль своеобразного интеллектуального «ядра» социального кластера. Библиотечная политика участия в разработке кластерной стратегии региона и его районов может рассматриваться как эволюционный процесс становления института социального партнерства с участием библиотеки. По ряду объективных социально-экономических причин и институт партнерства, и кластерные подходы получили свое развитие в нашей стране на десятилетия позже, чем в Европе, поэтому исторический опыт зарубежных организаций, развивавших социальное партнерство, весьма полезен, в том числе и для библиотек. Например, в одном из зарубежных исследований определяется, что организация труда, «сосредоточенная на человеке», заканчивается договорными результатами в системе, которую называют «социальным партнерством» [12, с. 14].
Субъекты социального партнерства с участием библиотек взаимодействуют на основе двухсторонних партнерских договоров, но дополнительные возможности реализуются за счет материально-технических и интеллектуальных ресурсов всего социального кластера, а не отдельных организаций-партнеров. Технологии социального партнерства (пакет технологий «фонды местного развития», пакет технологий
выполнения социальных заказов, пакет технологий территориального общественного самоуправления) получают новые, углубленные возможности в рамках социального кластера за счет более тесного взаимодействия его участников, объединенных идеями минимизации ресурсных затрат для достижения общей цели и максимизации ожидаемого эффекта. В данном контексте как нельзя более убедительно звучит утверждение видного исследователя социальных технологий Э. Дж. Томаса: «Наличие проблемы еще не означает, что есть основания для развития социальной технологии. Профессионалы и общественность должны убедиться в том, что проблема заслуживает внимания» [11, с. 98]. Правомерно возникает вопрос об особенностях применения технологий социального партнерства в кластерных объединениях.
Нормативно-правовой и проектной документацией определяются основные цели и задачи кластерной стратегии в библиотечно-информационной сфере Белгородской области. Основной целью реализации кластерной стратегии библиотечно-инфор-мационной сферы специалисты считают содействие интеллектуализации внешнего пространства, решение проблемы информационного неравенства как отдельных сельских территорий, так и отдельных социальных категорий и лиц, за счет диверсификации библиотечных информационных и сервисных продуктов и услуг, предоставления их физическим и юридическим лицам, информационного обеспечения деятельности научно-исследовательских и образовательных организаций в кластерных объединениях. Организация кластеров служит фактором, усиливающим синергетический потенциал мероприятий партнерства. Участники партнерства не являются потребителями готового продукта или услуги, но консолидируют деятельность по развитию и внедрению социальных технологий для получения синергетического эффекта совершенствования социальной сферы, что в конечном итоге приводит к созданию устойчивого бренда кластера. Суть данной деятельности выражает, например, слоган Старооскольского городского округа: «Созидать, объединяя!».
На уровне Белгородской области может быть выделено несколько типов развивающихся социальных кластеров: туристический (Грайворонский и Про-хоровский районы); культурно-исторический (Валуй-ский, Ракитянский районы); образовательный (Белгород, Старооскольский и Губкинский городские округа); агропромышленный (Алексеевский, Корочанский, Ив-нянский, Красненский районы и др.). Эффективность деятельности библиотек Белгородской области определяется адаптивными целенаправленными действиями в сфере стратегического управления библиотекой, тесно привязанными к специфике местных условий, различных даже на территории сравнительно небольшой Белгородской области. Например, библиотеки Грайворонского района активно участвуют в разработке маршрутов районного экологического туризма в рамках реализации мероприятий областной
программы «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов», районных программ «Развитие сельского туризма на территории Грайво-ронского района на 2010-2014 гг.», «Сохранение исторических и культурных ценностей Грайворонского края». ЦРБ поселка Ракитное стала одним из участников проекта по развитию туристического маршрута, связанного с усадьбой князей Юсуповых в Ракитном. Интересен богатый опыт развития историко-патриотического туризма в Прохоровском районе Белгородской области, где в мемориальный комплекс «Третье ратное поле России» входит библиотека Н. И. Рыжкова на «Прохоровском поле». В музейном зале библиотеки представлена выставка материалов, рассказывающих об истории возведения мемориального комплекса на Прохоровском поле, фотоснимки, отражающие историю строительства Памятника Победы на танковом поле, Петропавловского храма, перечислены имена и представлены фотографии членов попечительского совета «Прохоровское поле», созданного под эгидой депутата Государственной Думы Н. И. Рыжкова в 1993 г.
Сегодня все центральные и городские, районные и сельские библиотеки области ведут поисковую работу, основанную на архивных документах, воспоминаниях старожилов, изучении краеведческой литературы. В каждом населенном пункте на базе библиотеки созданы общественные комиссии по работе с летописями, содержание которых составляют факты, полученные в ходе изысканий. Подчеркнем, что до последнего времени аналогов подобных библиотечных исследований в стране не было [2, с. 50].
Библиотечные специалисты Красненского, Ивнян-ского и других сельскохозяйственных районов принимают активное участие в развитии информационной составляющей агропромышленных кластеров. Объектом информационного обслуживания прежде всего является сравнительно недавно сформировавшийся контингент - фермеры. Библиотеки активно участвуют в областных программах «Обучение в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования Белгородской области на 2014-2020 гг."», связанных с государственной программой Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 гг.».
Организационной предпосылкой удовлетворения информационных потребностей является учет данных потребностей при разработке региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, целевых программ региональных кластеров. Необходима разработка проектной документации развития библиотек как элемента инфраструктуры кластеров, использующего механизмы финансового обеспечения частно-государственного партнерства на условиях софинансирования, в том числе и за счет собственных средств библиотек. Условия острого финансового кризиса, переживаемого страной, не снизили, а даже увеличили значимость финансового менеджмента библиотек [9, с. 9].
Новым примером материально-технического обеспечения в условиях создания общей информационной среды кластеров служит оснащение районных библиотек сенсорными информационными киосками в рамках реализации проектов создания Центров общественного доступа к информации библиотеки Белгородской области. Высокотехнологичные устройства обеспечивают доступ к социально значимой информации и базовым информационным услугам для всех жителей района с различным уровнем владения компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями. Сенсорный киоск позволяет обратиться к следующим информационным разделам: «Портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области», «Электронные ресурсы библиотек района», «Органы государственной власти РФ», «Административные органы Белгородской области», «Летопись Белогорья».
Центры общественного доступа значительно расширяют ассортимент современных информационных и сервисных услуг библиотеки. К числу наиболее востребованных относятся: предоставление доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; предоставление доступа к информации о государственных услугах, опубликованной на Едином портале государственных услуг; подача обращений в органы власти в форме электронного сообщения; подача в электронном виде запроса о предоставлении государственной услуги; получение результата предоставления государственной услуги в виде электронного документа; предоставление информации на сайте «Пенсионного фонда РФ»; предоставление информации на сайте «Центра занятости населения»; знакомство с электронными книгами, базами данных библиотек, электронными каталогами; заказ авиа-и железнодорожных билетов; запись на прием к врачу в областных клиниках; ксерокопирование материалов заказчика; возможность поиска в справочно-правовых системах «Консультант плюс», «Законодательство России» и др. [3, с. 27].
Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования и самообразования является обеспечение сотрудничества между образовательными организациями, организациями информационной сферы и предприятиями, властными структурами территорий, в том числе по следующим направлениям:
• совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;
• создание и ведение баз и банков данных, представляющих информационный интерес для бизнес-структур и производственных структур кластера.
Эти положения могут быть продемонстрированы на примере Старооскольского городского округа. Цен-
тром образовательного кластера округа стал Староос-кольский технологический институт НИТУ «МИСиС»; горно-металлургический холдинг «Металлоинвест» обеспечивает инвестиционную поддержку, финансируя обновление материально-технической базы образовательных и культурных организаций, осуществляя индивидуальную финансовую поддержку городских образовательных программ. В состав кластера включены не только учреждения образования, но и библиотеки города, в том числе Центральная детская библиотека (ЦДБ), играющая важную роль в организации внешкольного образовательного пространства. Центральная детская библиотека оказалась в числе призеров открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», проводимого фондом «Культурная инициатива». Кроме того, и здесь финансовую поддержку оказывает «Металлоинвест», что служит подтверждением значимости деятельности ЦДБ Старого Оскола для муниципального сообщества.
В качестве проектов развития кластеров могут быть поддержаны те, которые формируются на базе промышленно-производственных зон, транспортно-логистических кластеров, туристических (туристско-рекреационных), особые творческо-культурные зоны. При этом в качестве пилотных могут быть предложены проекты, разработанные по инициативе библиотек.
За последние три года в Белгородской области осуществлены следующие библиотечные проекты: «Люди пожилые - сердца молодые» (МКУК «Старо-оскольская ЦБС»), «Русский музей: виртуальный филиал» (ЦРБ Белгородской области), <^и-нет: время объединяться» (ЦДБ МКУК «Ивнянская ЦБС»), «Модельная библиотека как ресурс формирования экологической культуры населения» (МКУК «Ивнян-ская ЦБС»), «Библиотека - территория толерантности» (МКУК «Корочанская ЦБС»), «Здравствуй, библиотека!» (МКУК «Центральная библиотечная система» г. Губкина), «Удивительное - рядом» (Малиновская модельная библиотека МКУК «Белгородская ЦБС»). В проектной деятельности нашла отражение библиотечная политика с точки зрения кластерного подхода, представлены социальные технологии, направленные на активное участие библиотеки в развитии социальной внешней среды. Анализ проектной документации организаций библиотечно-информаци-онной сферы наглядно демонстрирует, что формальным признаком, способствующим возникновению кластеров, может стать программа партнерства, для выполнения которой консолидируются интересы бизнеса (малого и среднего) и органов власти, образовательных учреждений, учреждений культуры и т. д.
Результатами эффективного функционирования кластера должны стать: создание новых рабочих мест; увеличение налоговой базы; повышение уровня информационной культуры; увеличение доли среднего класса как основы демократического общества. При этом повышается эффективность использования ин-
новационных технологий; увеличивается контингент реальных и потенциальных пользователей библиотечных продуктов и услуг; положительный имидж субъектов партнерства распространяется друг на друга; стимулируется удовлетворение финансовых потребностей библиотек бюджетами территорий; библиотечные программы адаптируются к интересам кластера, то есть всего муниципального сообщества.
Теоретические исследования, а также богатый опыт работы библиотек убедительно доказывают перспективность развития программ социального партнерства при инициирующей роли библиотек муниципалитета или региона. Плодотворная деятельность библиотек, основанная на использовании многофакторной ресурсной базы, сегодня не может обходиться без такого ресурса, как «партнерские связи», который позволяет не только дискуссировать о месте и роли библиотеки во внешней среде, но и претворять в жизнь направления эффективной библиотечной политики. Поступательное движение библиотек (прежде всего муниципальных) от патерналистских отношений к отношениям партнерства требует знания методологических общефилософских подходов, а также разработки методических подходов, определения технологии партнерства, алгоритма реализации взаимодействия партнеров. Мотивационная система социально-экономической сферы общества включает и внеэкономические мотивации, тесно связанные со стратегическим управлением и планированием, с созданием эффективного мониторинга, в том числе и в библиотечно-информационной сфере. Содержательное наполнение организационных принципов социального кластера было рассмотрено автором в ранее опубликованной статье [7, с. 23].
Нельзя недооценивать и тот факт, что библиотеки в современных условиях одновременно с выполнением задач информационного обеспечения активно организуют широкую социально-культурную деятельность, которая:
• определяет свободное (досуговое) время членов муниципального сообщества;
• отличается свободой выбора партнеров, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов, принимающих в ней участие;
• характеризуется многообразием форм организованного досуга;
• реализуется на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов [6, с. 63].
Тем самым библиотеки способствуют реализации культурных и образовательных программ развития кадрового потенциала и личностного развития членов местного сообщества на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной стратегии библиотек Белгородской области являются:
1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера; проведение мониторинга выявления «узких» мест в информационном обеспечении деятельности субъектов территории; обеспечение эффективной информационной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, мероприятий экономической и социальной политики по направлениям:
• инновационная и технологическая политика;
• образовательная политика;
• культурная политика;
• поддержка развития малого и среднего предпринимательства [8, с. 78].
2. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровнях путем создания банков и баз данных по актуальным проблемам кластера.
3. Мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных кадровых ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку, переподготовку специалистов, а также координация деятельности в вопросах самообразовательных программ [8, с. 103-106].
4. Привлечение целевых инвестиций в развитие информационной составляющей внутрибиблиотечной инфраструктуры.
5. Концептуально новый подход к политике управления библиотекой (развитие адаптивных стратегий, использование стратегий социального партнерства, инструментария прогнозирования, «дорожного картирования» и т. д.).
6. Реализация специализированных образовательных программ, способствующих организационному развитию кластеров и кластерных инициатив.
Мы думаем, что опыт адаптации к внешней среде уже апробированных библиотечным сообществом технологий социального партнерства, их совершенствование в условиях кластера со специфической в каждом отдельном случае характеристикой может быть признан состоявшимся. В то же время требуется дальнейшее изучение практики библиотечной деятельности других регионов Российской Федерации в целях выявления общего и частного в предложенных подходах, разработки методологической базы
проблемы и практических рекомендаций.
***
На примере деятельности муниципальных библиотек Белгородской области можно предположить, что основными векторными направлениями деятельности библиотек в рамках развивающихся кластеров и предупреждения рисков неэффективности библиотечного дела в рамках кластерной политики будут являться:
• разработка четких критериев для оценки эффективности мероприятий библиотеки, кластерных проектов, мероприятий социального партнерства;
• использование проектного-целевого подхода и ориентация на результат при предоставлении финансирования;
• использование механизмов социального партнерства в качестве необходимого условия финансирования кластерных проектов, в том числе инвестирования в проекты средств частного капитала;
• участие в специальных образовательных программах для сотрудников государственных организаций по вопросам кластерной политики;
• разработка новых профессиональных стандартов и квалификационных требований;
• изучение и эффективное использование опыта зарубежных библиотек.
Содействие дальнейшему развитию территориальных кластеров специалистами библиотек может осуществляться в рамках реализации «Перечня (плана) статистических работ и программ формирования информационных ресурсов субъектов Российской Федерации», а также исследований, заказчиками которых могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Список источников
1. Библиотечная деятельность // Управление культуры Белгородской области. URL: http://belkult.ru/culture/concerthall/ 24 (дата обращения: 10.01.2016).
2. Бражникова С. А. Библиотечная методическая служба // Белгородский вариант. Белгород, 2012. С. 48-61.
3. Игнатова И. Б., Туранина Н. А., Мурашко О. Ю., Суш-кова Ю. Н. Информационные технологии в пространстве социальных кластеров // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. C. 28-31.
4. Кластерные стратегии социального партнерства библио-течно-информационной сферы Белгородской области. URL: http://grant.rfh.ru/task (дата обращения: 10.01.2016).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации : от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.zakonprost. ru/content/base/part/593274 (дата обращения: 21.01.2016).
6. Мирошниченко Е. В., Белецкая Е. А. Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект // Библиосфера. 2012. № 2. С. 62-67.
7. Мурашко О. Ю. Библиотека как информационная опора социального кластера // Библиосфера. 2015. № 3. С. 59-62.
8. Мурашко О. Ю., Александрова А. Б. Прогностическая деятельность современной поселенческой библиотеки. Москва : Литера, 2016. 138 с.
9. Рожкова Н. П. Модельные библиотеки Белгородчины: от поиска смысла к обретению формы. Что дальше? // Библиотечное дело. 2012. № 21. С. 6-11.
10. Masuda Y. Information society as postindustrial society. Washington, 1983. P. 29.
11. Thomas E. J. Generating innovation in social work : the paradigm of developmental research // Journal of Social Service Research. 1978. Vol. 2, № 1. P. 95-116.
12. Turner L. Social partnership in Germany: lessons for U.S. labor and management // Looking Ahead. 1993. Vol. 15, № 3. P. 13-16.
References
1. Bibliotechnaya deyatelnost [Library activity]. Upravlenie kultury Belgorodskoy oblasti. URL: http://belkult.ru/culture/ concerthall/24 (accessed 10.01.2016). (In Russ.).
2. Brazhnikova S. A. Library methodical service. Belgorodskii variant. Belgorod, 2012, 48-61. (In Russ.).
3. Ignatova I. B., Turanina N. A., Murashko O. Yu, Sush-kova Yu. N. Information technologies in space of social clusters. Srednee professionalnoe obrazovanie, 2015, 1, 28-31. (In Russ.).
4. Klasternye strategii sotsialnogo partnerstva bibliotechno-informatsionnoi sfery v Belgorodskoi oblasti [Cluster strategy of social partnership of the library-information sphere of Belgorod region]. URL: http://grant.rfh.ru/task (accessed 10.01.2016). (In Russ.).
5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoi Federatsii, utverzhdennoy rasporyaz-heniem Pravitelstva Rossiyskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r. [The concept of long-term social-economic development of the Russian Federation approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r.]. URL: http://www. zakonprost.ru/content/base/part/593274 (accessed 21.01.2016). (In Russ.).
6. Miroshnichenko E. V., Beletskaya E. A. Library activities to organize leisure of population: terminological aspect. Bibliosfera, 2012, 2, 62-67. (In Russ.).
7. Murashko O. Yu. Libraries as an information foundation of a social cluster. Bibliosfera, 2015, 3, 59-62. (In Russ.).
8. Murashko O. Yu., Aleksandrova A. B. Prognosticheskaya deyatel'nost sovremennoi poselencheskoi biblioteki [Predictive activity of a modern settlement library]. Moscow, Litera, 2016. 138 p. (In Russ.).
9. Rozhkova N. P. Model libraries of Belgorod region: from search of sense to finding a form. What's the next? Biblio-technoe delo, 2012, 21, 6-11. (In Russ.).
10. Masuda Y. Information society as postindustrial society. Washington, 1983, 29.
11. Thomas E. J. Generating innovation in social work: the paradigm of developmental research. Journal of Social Service Research, 1978, 2, 1, 95-116.
12. Turner L. Social partnership in Germany: lessons for U.S. labor and management. Looking Ahead, 1993, 15, 3, 13-16.
Материал поступил в редакцию 18.02.2016 г.
Сведения об авторе: Мурашко Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения