Научная статья на тему 'Региональная краеведческая литература для экологического образования учащейся молодежи и её востребованность в библиотеках Кемеровской области'

Региональная краеведческая литература для экологического образования учащейся молодежи и её востребованность в библиотеках Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
345
40
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Колесников П. В., Скалон Н. В.

В статье обсуждается проблема обеспеченности учащейся молодежи региональной краеведческой литературой, используемой для экологического образования. Анализируется её востребованность в муниципальных библиотеках разных городов региона за период с 2006 по 2010 г., проводится обзор библиотечных мероприятий по экологическому просвещению в помощь преподавателю.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Колесников П. В., Скалон Н. В.,

REGIONAL LOCAL HISTORY LITERATURE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDYING YOUTH AND ITS DEMAND IN LIBRARIES OF THE KEMEROVO REGION

The paper discusses the problem of supplying regional local history literature for studying youth, which is useful in ecological education. Analysis of the demand is provided in regards to different cities of the region from 2006 till 2010; an overview of library measures promoting ecological education as aid to teachers is drawn.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Региональная краеведческая литература для экологического образования учащейся молодежи и её востребованность в библиотеках Кемеровской области»

УДК / UDC 37.033:502 (571.17) П. В. Колесников,

аспирант кафедры зоологии и экологии Кемеровского государственного университета, Россия, Кемерово, Rufocanus@mail.ru Н. В. Скалон,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии Кемеровского государственного университета, nskalon@kemsu.ru

Pavel Kolesnikov,

postgraduate student at the Chair of Zoology and Ecology, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo, Rufocanus@mail.ru Nikolay Skalon,

doctor of Pedagogics, professor, head of the Chair of Zoology and Ecology, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo, nskalon@kemsu.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ЕЁ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В БИБЛИОТЕКАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ REGIONAL LOCAL HISTORY LITERATURE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDYING YOUTH AND ITS DEMAND IN LIBRARIES OF THE KEMEROVO REGION

В статье обсуждается проблема обеспеченности учащейся молодежи региональной краеведческой литературой, используемой для экологического образования. Анализируется её востребованность в муниципальных библиотеках разных городов региона за период с 2006 по 2010 г., проводится обзор библиотечных мероприятий по экологическому просвещению в помощь преподавателю.

The paper discusses the problem of supplying regional local history literature for studying youth, which is useful in ecological education. Analysis of the demand is provided in regards to different cities of the region from 2006 till 2010; an overview of library measures promoting ecological education as aid to teachers is drawn.

Ключевые слова: экологическое образование, востребованность региональной краеведческой литературы, краеведческие запросы.

Key words: ecological education, regional local history literature demand, local history query.

До настоящего времени в Кемеровской области не проводилось исследований по анализу региональной краеведческой литературы, её составу и востребованности педагогами и молодежью в целях экологического образования и просвещения. Очень мало таких исследований

и в масштабах России. В основном это отчеты библиотечных систем [1], редкие аналитические статьи и главы диссертационных работ, например, по формированию ценностного отношения к культурному наследию региона на материале пропедевтических краеведческих курсов [2, 3].

Региональная краеведческая литература имеет особое значение для экологического образования, а также для географического образования, природоведения, изучения культурных и национальных особенностей региона. В целом региональная литература представляет собой совокупность текстов и документов, созданных местными авторами на основе изучения своего края, наблюдений местной природы, народов, обычаев и т. п. и востребованных местными читателями. Региональная краеведческая литература собирает, объединяет и сохраняет то, что составляет письменную и устную традицию конкретного края.

Природа многих регионов и даже отдельных административных районов уникальна и неповторима. Она физически не может быть отражена в федеральных учебно-методических пособиях России, где каждый субъект Федерации зачастую превышает размеры нескольких европейских государств вместе взятых. Для воспитания патриотизма и любви к малой родине

просто необходимо знать особенности, достопримечательности, природные ценности и красоты родного края. Нельзя любить и охранять то, чего ты не знаешь. Кроме того, по мнению Ф. С. Сайфулиной [4], население каждого региона имеет свою ментальность и специфика региона определяется своеобразным проявлением и сочетанием человеческих, социально-политических и др. проблем, поэтому в каждом регионе формируется своя субкультура, слой представлений и ценностей, которые по-своему находят отражение в разных литературных жанрах, что отражается в свою очередь в социальной экологии и этноэкологии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Кемеровская область обладает большим природным своеобразием не только в масштабах Сибири, но и в масштабах России. Оно заключается в том, что большая часть Кемеровской области представляет собой самостоятельную и своеобразную географическую Кузнецко-Салаирскую горную область в составе Алтае-Саянской горной страны. Она занимает пограничное положение между Западно-Сибирской низменностью и горами Южной Сибири, в которой покрытые лесами горные системы Салаирского кряжа, Горной Шории и Кузнецкого Алатау с запада, юга и востока обрамляют остепнённую Кузнецкую котловину. По территории Кемеровской области проходит биогеографическая граница между Западной и Восточной Сибирью, так называемый Енисейско-Кузнецкий меридиональный рубеж, а также зональные рубежи между тайгой, лесостепью и степью, дополняемые высотной поясностью. Все это объясняет богатство живой природы Кузбасса.

Кемеровская область является наиболее густонаселенной и промышленно развитой в масштабах всей Сибири, где особенно значимое воздействие на естественные экосистемы, распространение и численность отдельных видов животных и растений оказывают горнодобывающая, химическая и металлургическая отрасли промышленности, а также развитое сельское хозяйство.

Стоит также отметить, что природа Кузбасса до сих пор исследована очень неравномерно. С одной стороны, глубокие геологические изыскания, с другой - малоизученный животный мир. Систематическое изучение фауны Кемеровской области началось только в 1975 году после создания в Кемеровском университете кафедры зоологии и экологии [4]. Именно по результатам экспедиционных зоологических и ботанических изысканий были написаны научные монографии и статьи, которые в последующем трансформировались в краеведческую учебнометодическую литературу, используемую в ре-

гиональном экологическом образовании.

В силу указанных причин до 2000 года в Кемеровской области почти не существовало своей региональной научно-популярной зоологической, ботанической, экологической и природоохранной литературы. То немногое, что было, принадлежало перу любящих природу родного края непрофессионалов — писателей, журналистов, просто любителей природы [5, 6, 7 и др.]. Но даже такую литературу достать было непросто. Дефицит биологической, краеведческой информации стал ощущаться особенно остро с 1990-х гг., когда школьный предмет «Экология» вошёл в содержание начального, среднего и высшего профессионального образования. Педагоги постоянно жаловались, что имеют массу информации по природе и животному миру Африки, Америки, Австралии, получаемой из самых разных источников, но почти ничего не знают о природе родного края и ничего не могут предложить обучающимся.

Сегодня краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающих своеобразие естественной истории, географии, растительного и животного мира, специфические потребности и интересы региона в области образования. С конца 1990-х гг. в Кемеровской области стали создаваться учебные пособия и картографическая продукция по региональной географии [8], ботанике [9], зоологии [10, 11, 12, 13 и др.]. Появилась своя научно-популярная и научно-художественная литература для молодежи [14, 15]. Педагоги получили учебные программы, учебно-методические пособия и руководства по организации краеведческих исследований, по изучению экологии Кузбасса [16, 17] и др.

Изучение и преподавание краеведческих дисциплин неразрывно связано с исследовательской работой педагогов и обучающихся. Такая работа требует от исследователя определенных знаний, умений и навыков в сфере поиска, а от библиотек всех уровней - соответствующей информационной поддержки [18, 19, 20].

Исторически сложились две основные организационные формы регионального краеведения - общественное и государственное.

Общественное краеведение возникало при различных учреждениях: музеях, домах и дворцах культуры, библиотеках. В ряде районов Кемеровской области у краеведов созданы специальные советы по краеведческой работе или общества краеведения.

Краеведы - любители составляют основную массу туристов, членов местных обществ по охране природы, памятников культуры и искусства. Многочисленные участники походов

по родному краю выявляют и собирают ценные материалы краеведческого характера.

Краеведение приобрело массовый характер. Им охвачены обучающиеся, которые изучают свой край во время учебных занятий в кружках и музеях, на экскурсиях и в походах.

Составной частью общественного краеведения является библиотечное краеведение. Местные университеты и специальные научные библиотеки, централизованные библиотечные системы государственных массовых библиотек систематически занимаются комплектованием, доукомплектованием и организацией фондов литературы о крае, создают соответствующий справочно-библиографический аппарат.

Среди всех библиотечных ресурсов краеведческой литературой являются все произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Данный вид литературы является многоотраслевым. Она представлена материалами, необходимыми для изучения местного края: физическая и экономическая география, геология, ботаника, зоология, экология, этнография, история, искусствоведение. Сведения о районе, городе, селе присутствуют в изданиях различного типа: в литературе научной, научно-популярной, справочной или художественной.

По видам печатной продукции краеведческая литература представлена отдельно изданными произведениями: книгами, периодическими изданиями, брошюрами, листовками, плакатами, нотами, картографическими материалами, печатной графикой, материалами, опубликованными в сборниках, журналах и газетах.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

К краеведческим изданиям также можно отнести следующие печатные материалы, относящиеся к территории всей области: издания и публикации, характеризующие связи с областью; постановления правительства об административных изменениях в регионе; решения местных органов власти; статистические сборники; материалы, содержащие итоговые данные о развитии народного хозяйства и культуры; литературу о природных условиях и ресурсах территории; художественную литературу, произведения изобразительного искусства, музыку и песни о крае; литературоведческие и критические материалы, библиографическую литературу о писателях, художниках, композиторах родного края; карты, схемы; библиографические материалы по конкретному региону.

Библиотечное краеведение как ведущее направление в деятельности муниципальных библиотек образовательных учреждений Кемеровской области сегодня переживает процесс обновления и поиска новых форм. Распространение различных краеведческих знаний, а

также стимулирование молодых людей к приобретению новых знаний посредством самостоятельной исследовательской работы - актуальные задачи библиотечной деятельности [1]. Справочные аппараты муниципальных библиотек активно используются читателями. Как показывает проведённый анализ, в 2001 году из общего числа запросов в муниципальных библиотеках Кемеровской области примерно 27 % составляли запросы по краеведению и экологии [2], в последующие годы эта цифра росла и в настоящее время превысила 30 %.

Чтобы предвосхитить спрос, библиотеки изучают образовательные программы по учебным предметам. Это дает возможность своевременно подготовить тематические подборки по наиболее востребованным темам. Так, в ЦБС г. Полысаево выпускались информационные списки по экологической тематике: «Защитим природу», «Экология Кузбасса», был составлен информационный бюллетень «В помощь образовательному процессу», в котором выделен раздел «Экология».

Для педагогов, ведущих экологию в образовательных учреждениях, в ЦГБ г. Белово проводятся консультации и информационные обзоры, ведется подбор материалов, составляются аннотированные информационные списки новой литературы по экологической тематике, викторины, ребусы, кроссворды по типу «Занимательная экология». В 2000 году ЦГБ г. Белово выпустила эко-блокнот «Зеленые юбилеи человечества - 2000» Для его оформления был использован материал преподавателя экологии В. Красильникова, который в 2000 году в газете «Зеленый мир» опубликовал подборку интересных для педагога материалов.

ЦБС г. Киселевска выпускает дайджест «Экология и промышленность», рекомендательный список литературы «Дом под крышей голубой». С появлением новых экологических тем и направлений: «Биоэтика», «Экофилософия», «Экоэстетика», «Экотеология» - в библиотеках города стали уделять внимание накоплению информации по этим новым аспектам экологии. В ЦБС г. Киселевска также ведутся тематические картотеки: «Войди в природу другом» (экология Кузбасса), «Человек и природа Кузбасса», «Лаборатория природы» и другие.

В ЦБС г. Березовский выпускают информационно-библиографические материалы по природе, дайджест «Экология города Березовский», сборник кроссвордов, чайнвордов, где есть материалы о природе своего города. В ЦБС Кемеровского района выпускается пресс-бюллетень «Новости экологического телетайпа» (с использованием местной периодики).

ЦБС г. Ленинска-Кузнецкого выпущен

сборник цитат «Охрана природы - веление времени», разработаны «Декларация по экологической этике», памятки читателю «Древо жизни», «Нравственные принципы природопользования», что способствует расширению кругозора читателей, развивает интерес к литературе по экологии. Мы обязаны воспитать поколение экологически ответственных людей. Основу эколого-просветительской работы библиотеки составляет ее фонд. Это книги, периодические издания, кино-, фото-, видео- и электронные носители информации о природе и экологии.

Сектор краеведения ЦБС г. Новокузнецка с 1994 года ежегодно издает реферативный сборник «Экология Новокузнецка», основываясь на публикациях в периодической печати и в первую очередь межрегионального журнала «Экобюллетень», издаваемого в г. Новокузнецке.

Справочно-информационным отделом «Модем» ЦБС г. Кемерово выпущено несколько наименований информационных продуктов с фактографическими данными в серии «Экология Кузбасса»: «Зеленые легкие Кузбасса», «Воздух, которым мы дышим», «Вода, которую мы пьем». Для наиболее полного удовлетворения запросов читателей по экологии библиотеки г. Кемерово ведут тематические картотеки. В ОДБ им. А. П. Гайдара имеются тематические картотеки: «Экология Кузбасса», «О братьях наших меньших». В Кемеровской центральной районной библиотеке читательские запросы по проблемам экологии удовлетворяются с помощью межчитательского обмена (в библиотеке имеется стеллаж, где располагается литература по данной теме из личных библиотек читателей).

До 1992 года краеведческая литература, в основном художественная, печаталась как местными, так и центральными издательствами. В настоящее время в России основная масса краеведческой литературы издаётся местными издательствами. В разных регионах публикуется более 60 серий краеведческой тематики, например:

«История фабрик и заводов» (Приволжское книжное издательство), «Земля родная» (Пермское

книжное издательство); «Краеведение для молодежи» (Кемеровские издательства: «СКИФ»-«Кузбасс», КРЭО «Ирбис» и др.).

Расширяя информативные возможности краеведческого фонда, библиотеки вынуждены принимать некоторые дополнительные меры. Так, в связи с внедрением новых информационных технологий в практику библиотечного дела областная научная библиотека получает обязательный экземпляр, доступный всем 38 муниципальным библиотечным системам и библиотекам других ведомств через межбиблиотечный абонемент (МБА) или электронную доставку документов (ЭДД). Это отчасти снимает вопрос о доступности региональной литературы для обучающихся Кемеровской области и других групп читателей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В Кемеровской области насчитывается 717 общедоступных библиотек. Для анализа информационных запросов нами были взяты городские муниципальные библиотечные системы как наиболее доступные и часто посещаемые обучающимися образовательных учреждений.

Нами анализировано общее количество краеведческих запросов за период 20062010 гг. в муниципальных библиотеках Кемеровской области, количество запросов краеведческой литературы на 1000 жителей по городам Кемеровской области, изучена динамика этих запросов по годам.

Соотношение общего количества краеведческих запросов по муниципальным библиотекам Кемеровской области, данное в процентах за период с 2006-2010 представлено на рис.1.

Рис 1. Процентное соотношение краеведческих запросов по городам Кемеровской области за период с 2006 по 2010 гг.

При этом по количеству краеведческих запросов лидируют Киселёвск, Кемерово и Ма-риинск, на которые в сумме приходится почти половина всех запросов - 45 % (17, 15 и 13 % соответственно). Аутсайдерами являются Анжеро-Судженск, Берёзовский и Юрга - в сумме всего 8 %

(3, 3 и 2 % соответственно).

Вместе с тем указанные цифры не дадут объективной картины,если не учитывать населения этих городов. Количество запросов краеведческой литературы на 1000 жителей по городам Кемеровской области за 2006-2010 гг. представлено на рис. 2.

При расчете количества краеведческих запросов на 1000 жителей картина получается иная. По количеству запросов в библиотеках лидером становится г. Мариинск (80 запросов на 1000 жителей), за которым следуют города: Мыски, Осинники, Киселёвск и Белово (74, 66, 62 и 56 запросов соответственно). Далее со значительным отрывом идут Прокопьевск и Берёзовский (24 и 21), Анжеро-Судженск, Междуреченск, Кемерово и Юрга (13, 13, 11 и 10 запросов соответственно), абсолютным аутсайдером является Новокузнецк - всего 5 запросов на 1000 жителей.

Таким образом, выявляется некоторая закономерность, заключающаяся в том, что наиболее активно краеведческую литературу в муниципальных библиотеках запрашивают педагоги и обучающиеся - жители малых городов с населением до 70 тыс. жителей (Мариинск, Мыски, Осинники). Это можно объяснить тем, что в этих небольших городах ограничены возможности приобретения необходимой литературы, получения консультаций учёных, методистов, специ-алистов-практиков, муниципальные библиотеки играют очень важную роль информационных, консультационных и методических центров, высоковостребованных населением, в первую очередь педагогов и обучающихся. Чувствуя такую востребованность, работники библиотек активизируют свою работу, проводят больше мероприятий по запросам своих читателей.

Большой разброс по краеведческим запросам выявлен в городах с численностью населения до 100 тыс. жителей. Так, города Кисе-лёвск и Белово (62 и 56 запросов) принадлежат к группе лидеров, а Анжеро-Судженск и Юрга

(13,5 и 10) к аутсайдерам. Это не поддаётся однозначному объяснению и требует дополнительного исследования.

На первый взгляд удивляет низкий уровень запросов в городах Кемерово и Новокузнецк. Отчасти это можно объяснить тем, что педагоги и обучающиеся этих полумиллионных городов имеют больше источников информации. Они лучше обеспечены краеведческой литературой в первую очередь на индивидуальном уровне (в особенности жители Кемерово, где эта литература издаётся), имеют больше возможностей для получения индивидуальных и групповых консультаций у специалистов, учёных, преподавателей вузов, в системе повышения квалификации и др.

Анализируя работу муниципальных библиотек Кемеровской области по экологическому просвещению населения, мы должны подчеркнуть, что эффективность деятельности наиболее высока там, где библиотеки работают по новым методикам, создают свои концепции развития информационных услуг в экологическом направлении и применяют новые интересные формы обслуживания населения и работы с обучающимися.

Можно сказать, что в целом рассмотренные библиотеки Кемеровской области, накапливая ценнейшие краеведческие ресурсы, обеспечивают их широкую доступность. Сегодня через библиотечную систему молодые люди могут получить бесплатный доступ к самым важным и редким информационным источникам о крае, для написания рефератов, первых исследовательских или творческих работ. Педагоги также могут использовать библиотечные краеведческие фонды для реализации учебной и внеучеб-ной деятельности или для самообразования. В связи с бурным развитием компьютерной техники в последнее десятилетие наблюдается общая

Рис 2. Количество запросов краеведческой литературы на 1000 жителей по городам Кемеровской области за 2006-2010 гг.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тенденция библиотек выставлять на своих сайтах упоминания об эксклюзивной краеведческой информации, которой располагают только они. Это в свою очередь привлекает обучающихся, педагогов и другие слои населения в библиотеки, где они смогут работать с проверенной литературой, а не со свободными интернет-ресурсами, зачастую неточными или ошибочными.

В настоящее время с учетом стабильного интереса населения к краеведческой тематике и ежегодного прироста краеведческих запросов можно с уверенностью говорить о постепенном создании качественной системы в обслуживании читателей региональной литературой на территории Кемеровской области.

1. Алтай библиотечный / отв. ред. Т. И. Чертова. -Барнаул: РИО АКУНБ, 2009. - С. 39-43.

2. Библиотеки и экологическое просвещение населения Кузбасса: об участии государственных и муниципальных библиотек во Всекузбасском смотре-конкурсе на лучшую библиотеку по экологическому просвещению населения 2001 г. / Эко-бюллетень. - 2001. - № 7-8. -С. 21 - 24.

3. Гаврилова Н. Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона: На материале пропедевтических краеведческих курсов: дис...канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 195 с.

4. Зыков И. В. Календарь природы Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во., 1972. - 164 с.

5. Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2006. - Кемерово, 2007. - С. 136-140.

6. Тихонова И. А. Читательский дневник для начальной школы // Школьная библиотека. - 2003. - № 6. - С. 40-41.

7. Школьная библиотека как краеведческий информационный центр. - URL: http:// schoollibrany.ioso.ru.

8. Соколова Е. В. Комплексные формы - краеведческой работе в библиотеке // Школьная библиотека. -2000. - № 2. - С. 35.

9. Куприянов А. Н. Природа Кузбасса или приключения зеленого кузнечика Кузи / А. Н. Куприянов, Ю.А Мана-ков. - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2004. - 80 с.

10. Васильченк, А. А. Птицы Кемеровской области. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 488 с.

11. Соловьёв Л. И. География Кемеровской области: Природа. - Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009. - 348 с.

12. Скалон Н. В. Животный мир Горной Шории: учебное пособие. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2007 - 104 с.

13. Скалон Н. В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2005. - 128 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

14. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон. - Кемерово: Кн. изд., 2000. - 280 с.

15. Куприянов А.Н., Путешествие с растениями по Горной Шории /А.Н. Куприянов, Ю. А Манаков / - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2007. - 110 с.

16. Скалон Н.В. Рыбы Кемеровской области. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2009. - 128 с.

17. Скалон Н. В. Экология сибирского города: программа и практикум для учащихся старших классов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 76 с.

18. Сайфулина Ф. С. Татарская литература тюменского региона: история и современность: дис. ... док. филол. наук. - Казань, 2007. - 28 с.

19. Скалон Н. В. Практикум по изучению городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие / Н. В. Скалон, Л. А. Горшкова, Н. В. Демиденко, Е. П. Аверина. - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2006. - 118 с.

20. Мосеев В. Подарили бобрам речку... : Из таежной тетради. - Кемерово: Кн. изд-во, 1988. - 237 с.

21. . Куприянов А. Н. Тайна заброшенной шахты: шахтерская сказка / А. Н. Куприянов, Н. В. Скалон. - Кемерово: Кузбасс, 2005. - 80 с.

22. Юров Г. Е. Какого цвета Томь-река? - Кемерово: КН. изд-во, 1992. - 84 с.

УДК/ UDC 27.014.6 Т. Н. Данилова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, Россия, Москва, fpp@mpgu.edu

Tatyana Danilova,

PhD in Pedagogics, associate professor at the Department of Educational Systems Management, Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow, fpp@mpgu.edu

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ LEGISLATIVE PRACTICE IN EDUCATIONAL REGULATION IN PART OF PREPARING ACADEMIC ORGANIZATION FOR CONTROL AND SUPERVISING EVENTS

За несколько лет участия в качестве экс- законодательства РФ в сфере образования),

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

перта в контрольно-надзорных мероприятиях проводимых в отношении образовательных

(лицензионный контроль, государственная ак- учреждений (организаций), практически всег-

кредитация, контроль (надзор) за соблюдением да приходилось сталкиваться с вопросом ру-