Научная статья на тему 'Правоприменительная практика регулирования отношений в сфере образования в части вопросов подготовки образовательного учреждения к проведению контрольно-надзорных мероприятий'

Правоприменительная практика регулирования отношений в сфере образования в части вопросов подготовки образовательного учреждения к проведению контрольно-надзорных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTROL AND SUPERVISING EVENTS / EXTERIOR ASSESSMENT / EDUCATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилова Т. Н.

За несколько лет участия в качестве эксперта в контрольно-надзорных мероприятиях (лицензионный контроль, государственная аккредитация, контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере образования), проводимых в отношении образовательных учреждений (организаций), практически всегда приходится сталкиваться с вопросом руководителей: «Какие документы будет анализировать комиссия?» В таком случае я задаю встречный вопрос: «А какие документы у Вас есть?» На что всегда получаю один и тот же ответ-вопрос: «А что у меня должно быть?!» Конечно, это всегда связано и с несовершенством действующего законодательства, и с недостаточным юридическим оформлением некоторых аспектов образовательной деятельности, а порой и с недостаточной нормативно-правовой компетентностью специалистов. В данной статье мы делаем попытку помочь руководителям, с одной стороны, осуществить анализ состояния готовности образовательного учреждения к внешней оценке, а с другой, подготовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE PRACTICE IN EDUCATIONAL REGULATION IN PART OF PREPARING ACADEMIC ORGANIZATION FOR CONTROL AND SUPERVISING EVENTS

For several years of participating as an expert in control and supervising events (license control, state accreditation, control (supervision) for following educational legislation of Russia) held in regards to academic organizations we have almost always heard the following questions of principals: What kind of documents are going to be analyzed by the commission? In this case I ask the counter-question: And what kind of documents do you have? And I always receive the same answer-question: And what kind of documents should I have? Of course this is connected with imperfectness of the legislation and improper juridical execution of some educational activity aspects, and sometimes with unsatisfying juridical competence of the specialists. In this paper we try to help principals to analyze readiness of the academic organization for exterior assessment and, on the other hand, to get ready for control and supervising events.

Текст научной работы на тему «Правоприменительная практика регулирования отношений в сфере образования в части вопросов подготовки образовательного учреждения к проведению контрольно-надзорных мероприятий»

тенденция библиотек выставлять на своих сайтах упоминания об эксклюзивной краеведческой информации, которой располагают только они. Это в свою очередь привлекает обучающихся, педагогов и другие слои населения в библиотеки, где они смогут работать с проверенной литературой, а не со свободными интернет-ресурсами, зачастую неточными или ошибочными.

В настоящее время с учетом стабильного интереса населения к краеведческой тематике и ежегодного прироста краеведческих запросов можно с уверенностью говорить о постепенном создании качественной системы в обслуживании читателей региональной литературой на территории Кемеровской области.

1. Алтай библиотечный / отв. ред. Т. И. Чертова. -Барнаул: РИО АКУНБ, 2009. - С. 39-43.

2. Библиотеки и экологическое просвещение населения Кузбасса: об участии государственных и муниципальных библиотек во Всекузбасском смотре-конкурсе на лучшую библиотеку по экологическому просвещению населения 2001 г. / Эко-бюллетень. - 2001. - № 7-8. -С. 21 - 24.

3. Гаврилова Н. Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона: На материале пропедевтических краеведческих курсов: дис...канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 195 с.

4. Зыков И. В. Календарь природы Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во., 1972. - 164 с.

5. Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2006. - Кемерово, 2007. - С. 136-140.

6. Тихонова И. А. Читательский дневник для начальной школы // Школьная библиотека. - 2003. - № 6. - С. 40-41.

7. Школьная библиотека как краеведческий информационный центр. - URL: http:// schoollibrany.ioso.ru.

8. Соколова Е. В. Комплексные формы - краеведческой работе в библиотеке // Школьная библиотека. -2000. - № 2. - С. 35.

9. Куприянов А. Н. Природа Кузбасса или приключения зеленого кузнечика Кузи / А. Н. Куприянов, Ю.А Мана-ков. - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2004. - 80 с.

10. Васильченк, А. А. Птицы Кемеровской области. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 488 с.

11. Соловьёв Л. И. География Кемеровской области: Природа. - Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009. - 348 с.

12. Скалон Н. В. Животный мир Горной Шории: учебное пособие. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2007 - 104 с.

13. Скалон Н. В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2005. - 128 с.

14. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон. - Кемерово: Кн. изд., 2000. - 280 с.

15. Куприянов А.Н., Путешествие с растениями по Горной Шории /А.Н. Куприянов, Ю. А Манаков / - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2007. - 110 с.

16. Скалон Н.В. Рыбы Кемеровской области. - Кемерово: «СКИФ» - «Кузбасс», 2009. - 128 с.

17. Скалон Н. В. Экология сибирского города: программа и практикум для учащихся старших классов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 76 с.

18. Сайфулина Ф. С. Татарская литература тюменского региона: история и современность: дис. ... док. филол. наук. - Казань, 2007. - 28 с.

19. Скалон Н. В. Практикум по изучению городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие / Н. В. Скалон, Л. А. Горшкова, Н. В. Демиденко, Е. П. Аверина. - Кемерово: КРЭО «Ирбис», 2006. - 118 с.

20. Мосеев В. Подарили бобрам речку... : Из таежной тетради. - Кемерово: Кн. изд-во, 1988. - 237 с.

21. . Куприянов А. Н. Тайна заброшенной шахты: шахтерская сказка / А. Н. Куприянов, Н. В. Скалон. - Кемерово: Кузбасс, 2005. - 80 с.

22. Юров Г. Е. Какого цвета Томь-река? - Кемерово: КН. изд-во, 1992. - 84 с.

УДК/ UDC 27.014.6 Т. Н. Данилова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, Россия, Москва, [email protected]

Tatyana Danilova,

PhD in Pedagogics, associate professor at the Department of Educational Systems Management, Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow, [email protected]

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

LEGISLATIVE PRACTICE IN EDUCATIONAL REGULATION IN PART OF PREPARING ACADEMIC ORGANIZATION FOR CONTROL AND SUPERVISING EVENTS

За несколько лет участия в качестве экс- законодательства РФ в сфере образования),

перта в контрольно-надзорных мероприятиях проводимых в отношении образовательных

(лицензионный контроль, государственная ак- учреждений (организаций), практически всег-

кредитация, контроль (надзор) за соблюдением да приходилось сталкиваться с вопросом ру-

ководителей: «Какие документы будет анализировать комиссия?» В таком случае я задаю встречный вопрос: «А какие документы у вас есть?» На что всегда получаю один и тот же ответ-вопрос: «А что у меня должно быть?!» Конечно, это всегда связано и с несовершенством действующего законодательства, и с недостаточным юридическим оформлением некоторых аспектов образовательной деятельности, а порой и с недостаточной нормативно-правовой компетентностью специалистов. В данной статье мы делаем попытку помочь руководителям, с одной стороны, осуществить анализ состояния готовности образовательного учреждения к внешней оценке, а с другой - подготовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.

For several years of participating as an expert in control and supervising events (license control, state accreditation, control (supervision) for following educational legislation of Russia) held in regards to academic organizations we have almost always heard the following questions of principals: «What kind of documents are going to be analyzed by the commission?» In this case I ask the counter-question: «And what kind of documents do you have?» And I always receive the same answer-question: «And what kind of documents should I have?» Of course this is connected with imperfectness of the legislation and improper juridical execution of some educational activity aspects, and sometimes with unsatisfying juridical competence of the specialists. In this paper we try to help principals to analyze readiness of the academic organization for exterior assessment and, on the other hand, to get ready for control and supervising events.

Ключевые слова: контрольно-надзорные мероприятия, внешняя оценка, законодательство в сфере образования.

Key words: control and supervising events, exterior assessment, educational legislation.

Немного теории

В менеджменте выделяют ряд функций управления, которые можно представить в виде логической цепочки или последовательности управленческих действий: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, снова анализ...и так по спирали. Как видите, анализ является едва ли не главной функцией управления, так как любая деятельность начинается с аналитики, поскольку правильный анализ - основа объективности выводов и предпосылка эффективных управленческих решений. На этапе анализа необходимо пони-

мание того, что мы анализируем и на предмет соответствия чему, т. е. необходимо определить критерии и показатели оценки.

Таким образом, следуя высказыванию «нет ничего практичнее хорошей теории», сформулируем два вопроса, на которые нам необходимо будет ответить. Первый вопрос - что является предметом анализа, второй - чему предмет анализа должен соответствовать.

Отвечая на поставленные вопросы, необходимо начать с нормативно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения (научной организации) (далее -образовательного учреждения), которое может рассматриваться в трех плоскостях: федеральный, региональный и институциональный (уровень учреждения) уровни.

К федеральному уровню нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу образования относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Типовое положение об образовательном учреждении (по типу и виду), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или Федеральные государственные требования (ФГТ), примерные положения по направлениям деятельности (например, положение о производственной практике), Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Порядок приема граждан в образовательные учреждения, Положение об аттестации педагогических работников и т. д1.

К региональному уровню можно отнести региональное законодательство, например, Закон Москвы и Московской области «Об образовании», Правила приема в образовательные учреждения и другие.

Институциональный уровень нормативноправовой документации представлен в номенклатуре дел образовательного учреждения, в которой должно быть представлено нормативно-правовое обеспечение, регулирующее все направления деятельности, разрабатывается оно на основе федерального и/или регионального законодательства.

Исходя из опыта экспертной деятельности, у более половины учреждений номенклатура отсутствует, еще меньше имеют представления о том, что существует типовая номенклатура

1 Данный список может расширяться, в соответствии с типом и видом образовательного учреждения (организации).

дел и примерная номенклатура для образовательных учреждений (предусматривается даже для отдельных типов и видов учреждений). На основе примерной номенклатуры, а за ее отсутствием на основе типовой, разрабатывается собственная номенклатура дел, которая утверждается и вводится в действие приказом руководителя образовательного учреждения.

Пример

Содержание номенклатуры дел дает практически полное представление о том, что может запрашиваться при контрольно-инспекционной проверке (и документарной, и выездной) и что будет анализировать специалист-эксперт.

Экспертиза локальных нормативно-правовых документов образовательного учреждения проводится на предмет соответствия федеральным и региональным требованиям. Приведем пример анализа устава образовательного учреждения (организации).

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах любого юридического лица -некоммерческой организации - должнен быть урегулирован ряд общих вопросов, связанных с определением правового статуса:

- наименование юридического лица;

- место нахождения;

- порядок управления деятельностью юридического лица;

- предмет и цели деятельности юридического лица;

- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Под видом юридического лица понимается организационно-правовая форма, форма собственности юридического лица, сфера, в которой действует данное юридическое лицо. Устав бюджетного образовательного учреждения должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к уставам некоммерческих организаций в форме учреждения, муниципальным учреждениям, бюджетным учреждениям и образовательным учреждениям. В этой части необходимо обратить внимание руководителей на то, что несоответствие устава требованиям бюджетного законодательства не является нарушением законодательства об образовании и не может быть отражено в итоговом акте проверки как нарушение.

Специальные требования к уставам образовательных организаций установлены статьей 13 Закона РФ «Об образовании», согласно которой в уставе образовательной организации в обязательном порядке указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательной организации, учредитель, организационноправовая форма образовательной организации, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ. Кроме того, в уставе указываются и основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание; правила приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей). Указывается также структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе в части использования имущества, закрепленного за образовательной организацией; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности

Индекс дела Наименование дела Срок хранения документов Приме- чание

1 2 3 4

01. Канцелярия

01.01 Устав учреждения Постоянно (ст.37а)

01.02 Свидетельство о ГРЮЛ Постоянно

01.03 Лицензия на образовательную деятельность с приложением Постоянно

01.04 Свидетельство о государственной аккредитации общеобразовательной школы, образовательного учреждения Постоянно

01.05

образовательной организации; осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательной организации, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений). Устав должен содержать и порядок управления образовательной организацией, в том числе компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления образовательной организации, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок комплектования работников образовательной организации и условия оплаты их труда; порядок изменения устава образовательной организации; порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Отсутствие в уставе образовательного учреждения (организации) регулирования какого-либо из перечисленных пунктов рассматривается как нарушение законодательства об образовании. Согласно Закону РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 13) при необходимости иная деятельность, которая должна регулироваться уставом и иными локальными актами, подлежит регистрации в качестве дополнений к уставу. Это означает, что если в уставе образовательного учреждения не урегулирован отдельный обязательный вопрос, например, о структурном подразделении, то этот вопрос может быть отрегулирован в специальном приложении к уставу. Приложение к уставу, принимаются в том же порядке, что и изменения в устав, включая утверждение учредителем и регистрацию в уполномоченном органе по регистрации юридических лиц. Таким образом, если в ходе проверки выявлено, что вопрос, который должен быть урегулирован в уставе, не принят в указанном порядке принятия устава (изменений в устав), то это является нарушением зако-

нодательства об образовании и фиксируется в отчете и акте о проверке.

Следует обратить внимание на подпункт 9 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которым в уставе образовательного учреждения необходимо указать «перечень видов локальных актов (приказов, решений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации». Данная норма означает, что в уставе перечисляются именно виды локальных актов с указанием на органы управления (директор, ученый совет и т. д.), которые указанные акты издают. Перечислять номинально те локальные акты, которые издаются в образовательной организации, не требуется, поскольку перечень локальных актов подвергается постоянному изменению в процессе функционирования и развития образовательной организации. Достаточно указать виды локальных актов, а далее включить формулировку «и иные локальные акты».

Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 12] требует, чтобы уставы государственных и муниципальных образовательных учреждений разрабатывались на основе типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В настоящее время типовые положения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством образования и науки РФ). Таким образом, текст устава государственных и муниципальных образовательных учреждений должен базироваться на соответствующем типовом положении, как по содержанию, так и по общей структуре изложения нормативного материала.

Из опыта эксперта

Достаточно часто уставы образовательных учреждений не соответствуют действующему Типовому положению об образовательном учреждении по причине того, что руководитель просто не отслеживает изменения в законодательстве.

Например, в одном образовательном учреждении реализуется основная профессиональная образовательная программа в заочной форме обучения, учебная нагрузка должна составлять не более 160 часов в год, а в уставе не более 200 часов в соответствии с утратившим в 2008 году Типовым положением об учреждении среднего профессионального образования.

Достаточно часто встречаются случаи, когда юридический и фактический адреса местонахождения образовательного учреждения (организации) расходятся как в уставе, так и в

лицензии.

Бывают случаи, когда образовательному учреждению указывают в предписании об устранении нарушений в уставе, а последний, исправляя устав, совершает еще больше нарушений.

Часто выявляются факты превышения компетенций учредителем либо органами управления образованием, которые издавали нормативные акты, выходящие за рамки их полномочий.

Изменение правового регулирования вопросов образования федерального уровня влечет за собой изменения и на уровне образовательной организации. Законодательством не устанавливается конкретный срок, в течение которого администрация образовательного учреждения обязана внести необходимые изменения в устав и локальные акты при изменении законодательства.

Кроме устава предметом надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования является система локальных актов образовательного учреждения. Специалисты-эксперты, осуществляющие надзор, проверяют прежде всего содержание нормативной правовой базы образовательной организации, разработанной и принятой на локальном уровне, а затем то, как данные локальные акты реализуются на практике.

Немного теории

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

Локальный акт образовательной организации - это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

- наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

- дату издания;

- порядковый (регистрационный) номер;

- подпись уполномоченного должностного лица;

- в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательной организации (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного

самоуправления, подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми.

Локальный акт основан на действующем законодательстве, т. е. не только на федеральных и региональных законах и подзаконных нормативных актах. Необходимо учитывать, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, нормативные акты органа управления образованием субъекта РФ не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования. Прежде всего любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», типовому положению об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, а также уставу образовательного учреждения.

Чтобы быть правомочным, локальный акт образовательной организации должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления образовательной организации. Разграничение полномочий между руководителем образовательной организации и органами самоуправления определяется уставом образовательного учреждения.

Локальные акты представляют собой средства правового обеспечения деятельности образовательного учреждения и осуществляются в пределах их компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Условно можно выделить следующие направления локального нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности:

- правовое оформление статуса образовательной организации, формирование структуры учреждения и органов управления;

- правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

- правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

- правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательной организации;

- правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения);

- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правовое обеспечение материально-технического снабжения.

Предметом проверок со стороны органов по надзору в сфере образования является не весь массив локальных актов образовательной организации, а в основном два первых направления деятельности и частично направления (правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательной организации) и (правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения)), например, в части реализации требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» и регулирования порядка хранения и заполнения документов об образовании государственного образца.

Документы, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом учреждения либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной), не могут считаться локальными актами, не влекут каких-либо правовых последствий и подлежат отмене.

Функция локального нормативного акта

- детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном образовательной организации, иных условий существования коллектива.

Локальные правовые акты образовательной организации могут быть нормативными и индивидуальными.

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение (положение, должностная инструкция работника и т. п.).

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократное применение (приказ о приеме на работу).

Локальные акты могут регламентировать самые разные стороны деятельности образовательной организации. Законодательного разграничения форм локальных актов не су-

ществует, и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (инструкции/правила).

Из опыта эксперта

Одной из самых распространенных ошибок образовательных учреждений является формальный подход при рассмотрении локальных актов и отсутствие приказа об утверждении и введении их в действие. Локальный акт должен в обязательном порядке рассматриваться коллегиальным органом образовательного учреждения, который закреплен в его уставе, что в свою очередь фиксируется в протоколе заседания, реквизиты протокола должны указываться на титульном листе локального акта.

Часто приходится сталкиваться с дублированием локальных актов, например, в образовательном учреждении приняты должностные инструкции и функциональные обязанности. Такая ситуация свидетельствует о недостаточной компетентности руководства в области делопроизводства и документационного обеспечения образовательной деятельности.

Встречается несоответствие содержания локального акта или невыполнение пунктов локального акта. Например, в соответствии с требованиями пункта 3.6 раздела 3 Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования (утв. Приказом Минобразования РФ от 1 ноября 1995г. №563) объем письменной экзаменационной работы не должен превышать 5-6 страниц текста, а реально данные работы имеют объем от 10-15 более страниц, эксперт вынужден фиксировать этот факт как нарушение.

Имеются и случаи утверждения локального акта образовательным учреждением, регулирующим работу органа управления, не предусмотренную уставом. В частности в одном учреждении было утверждено Положение «Об управляющем совете» при отсутствии правовых основ создания и осуществления деятельности подобного органа управления.

В настоящий момент сложной оказывается ситуация с аттестацией заместителей руководителей образовательных учреждений, поскольку федеральным положением об аттестации педагогических работников предусмотрена процедура, ориентированная только на педагогов, аттестация руководителей регламентируется законодательством субъекта РФ, на основании Закона РФ «Об образовании», который регулирует обязательную аттестацию при назначении на должность. Вместе с тем аттестация заместителей руководителей может быть регламентирована локальным актом

образовательного учреждения, который в обязательном порядке должен рассматриваться с привлечением представителей первичной профсоюзной организации.

Необходимо отметить, что большинство контрольно-инспекционных мероприятий проводятся в виде документарных проверок, особенно в условиях больших образовательных сетей, что делает объективно необходимым обращение эксперта к материалам сайта образовательного учреждения. Однако значение данной работы в учреждениях часто недооценивается, несмотря на то, что в соответствии с п.п. 25 п. 2, п. 4, п. 5 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет отнесено к компетенции образовательного учреждения. Сайт образовательного учреждения призван обеспечить открытость и доступность информации об особенностях деятельности конкретного образовательного учреждения. Названный закон не регламентировал содержание сайта, и чаще наличие сайта было формальным. Однако Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (опубликовано 10 ноября 2010 г., вступил в силу 1 января 2011 г., принят Государственной Думой 22 октября 2010 года, одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 года) вносит следующие поправки:

«Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:

1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии); о персональном составе педагогических работ-

ников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования); о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования); о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчет о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5) сведения, указанные в пункте 32 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

6) дополнить пунктом 5 следующего со-держания:«5. Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреж-

дения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

Кроме того, Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Как правило, наполнение сайтов образовательных учреждений названным требованиям в полной мере не соответствует.

Из опыта эксперта

Достаточно часто можно слышать жалобы руководителей на то, что размещение информации о педагогах и их портфолио на сайте не что иное, как публичное нарушение федерального законодательства о защите персональных данных. Чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, некоторые специалисты советуют руководителям образовательных учреждений брать с работников согласие на общедоступность информации об их персональных данных.

Еще одним важным документом образовательного учреждения является основная образовательная программа или основная профессиональная образовательная программа (для учреждений профессионального образования). Сегодняшняя ситуация, связанная с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), регламентирует множество академических свобод образовательному учреждению. Однако ФГОС имеет рамочный характер и нарушение формальных требований ФГОСа может повлечь за собой административное взыскание.

Из опыта эксперта

Большинство замечаний экспертов относятся, как правило, к учебным планам и программам образовательного учреждения. Они носят множественный характер (по формальным и содержательным признакам), поэтому остановимся на особенно важных. Важно помнить, учебный план утверждается только руководителем образовательного учреждения, никаких сведений о согласовании с какой-либо организацией быть не должно. Закон РФ «Об образовании» регламентирует согласование лишь годовых календарных графиков учебного процесса. Часто можно увидеть согласование учебных планов начального и среднего профессионального образования с представителями работодателей (социальных партнеров), это прямое нарушение закона. Имеет смысл совместная разработка или участие в разработке программ учебных дисциплин и профессио-

нальных модулей специалистов с производств в целях обеспечения соответствия требованиям сектора реальной экономики и новым производственным технологиям.

На титульных листах программ всегда указывается, каким органом (например, методическим советом образовательного учреждения) рассматривался документ, однако довольно часто в программах наблюдается дублирование дидактических единиц (например, общество-знание и экономика), а это свидетельствует о нарушении процесса утверждения программ, регламентированного локальным актом образовательного учреждения.

Весь вышеизложенный материал, безусловно, ориентирует руководителя провести тщательную документарную «инвентаризацию», которая требует и серьезной нормативно-правовой подготовки руководителя в части действующего законодательства, регламентирующего деятельность конкретного образовательного учреждения. Нами рассмотрены лишь некоторые вопросы, лежащие на поверхности, своеобразная «вершина айсберга», о которой руководитель должен знать все, чтобы прогнозировать результаты контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении вверенного ему учебного заведения.

Руководителю необходимо знать о рисках, связанных с несоблюдением действующего законодательства в сфере образования, в частности статьей 5.57 КоАП РФ определены размеры административных штрафов при выявлении нарушений права на образование:

а) за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;

б) за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного в п. «а», должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

Статьей 19.30 КоАП РФ определены размеры штрафных санкций по выявленным нарушениям требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса:

а) за нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении Правил оказания платных образовательных услуг,

- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;

б) за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;

в) за выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо за выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года, на юридических лиц - наложение административного штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. руб.;

г) за умышленное искажение результатов

государственной (итоговой)аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 200 тыс. руб.;

д) за нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного пп. «в» и «г», должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до двух лет.

Такие жесткие последствия могут иметь место, если недооценить значение нормативно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения. Однако, чтобы у руководителей не сложилось впечатления об излишнем административном давлении и незащищенности, стоит напомнить о Федеральном Законе от 26 декабря 2008 года № 294«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с поправками), знание которого позволит руководителю выстраивать отношения с контрольно-надзорными органами в рамках правового поля, поскольку некомпетентность контрольно-надзорных органов и специалистов-экспертов также может иметь негативные правовые последствия, связанные с административными санкциями.

В качестве заключения хочется выразить надежду на то, что данная статья поможет руководителям успешно подготовить образовательное учреждение к контрольно-надзорным мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.