Научная статья на тему 'Роль библиотеки в экологическом просвещении населения (на примере Детской библиотеки № 19 МБУК «Одб», Г. О. Тольятти)'

Роль библиотеки в экологическом просвещении населения (на примере Детской библиотеки № 19 МБУК «Одб», Г. О. Тольятти) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
974
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бажмина Д.М., Кривина Е.С.

В данной статье рассмотрены основные аспекты эколого-просветительской деятельности библиотек на примере МБУК «Объединение детских библиотек» Детской библиотеки № 19 Центр правовой информации для детей и молодежи г. о. Тольятти, Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки в экологическом просвещении населения (на примере Детской библиотеки № 19 МБУК «Одб», Г. О. Тольятти)»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2017. - Т. 26, № 1. - С. 107-115.

УДК 502.3

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ № 19 МБУК

«ОДБ», Г. О. ТОЛЬЯТТИ)

© 2017 Д.М. Бажмина1, Е.С. Кривина2

1 Детская библиотека № 19 МБУК «ОДБ», г. Тольятти (Россия) 2 Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти (Россия)

Поступила 11.01.2017

В данной статье рассмотрены основные аспекты эколого-просветительской деятельности библиотек на примере МБУК «Объединение детских библиотек» Детской библиотеки № 19 Центр правовой информации для детей и молодежи г. о. Тольятти, Самарской области.

Ключевые слова: экологическое просвещение, экологическая культура.

Bazmina D.M., Krivina Е.8. The role of libraries in ecological éducation of the population (for example, the children's library no 19, Tolyatti) - This article describes the main aspects of ecological-educational activities of libraries in the sample of the MBUK "Association of children's libraries" Children's library No. 19 legal information Center for children and youth No. 19 Togliatti, Samara region Key words: environmental education, ecological culture.

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Сегодня библиотеки имеют достаточно хорошую материально-техническую базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению и воспитанию подрастающего поколения.

Активная эколого-просветительская деятельность библиотек началась отнюдь не сегодня. Уже свыше 20 лет сотрудники объединений библиотек работают над формированием экологической культуры населения. Для этого в их распоряжении находятся:

- регулярно обновляемые информационные базы на бумажных и электронных носителях;

- разветвленная библиотечная сеть, в которой работают специалисты, способные собирать и систематизировать информацию, обеспечивать к ней доступ, создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике;

- бесплатный, демократичный доступ граждан к информации, возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем.

Библиотеки являются наиболее доступными для большинства населения информационно-культурными центрами, которые дают возможность широко и открыто пользоваться информацией, поэтому именно библиотеки вносят значимый вклад в пропаганду экологических принципов и распространения экологических знаний сре-

Бажмина Дарья Михайловна, заведующая Детской библиотекой, mukodb19fil@yandex.ru; Кривина Елена Сергеевна, младший научный сотрудник, pepelisa@yandex.ru

107

ди населения. Особое место занимают детские и юношеские библиотеки, так как именно они помогают сформировать нравственно-этический стержень личности подрастающего поколения и заложить основы культуры.

Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ) была одним из пионеров этого направления, и именно она заложила фундамент для массового вовлечения библиотечных сообществ в экологическую проблематику, методического обеспечения этой деятельности, выступив с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры.

В 2002 г. в целях систематизации на федеральном уровне библиотечной эколого-просветительской работы отдел экологической культуры РГЮБ был преобразован во Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК).

Главные задачи Центра: научно-методическое руководство эколого-просветительской работой библиотек; разработка программ и проектов в сфере экологического просвещения населения; создание в библиотеках центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по направлениям экологического просвещения; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации библиотекарей.

При ВЦЭК работает Научный совет, в составе которого известные ученые Российской академии наук, Российской академии образования, специалисты ведущих библиотек России. Совет рассматривает направления деятельности библиотек России в области экологического просвещения и формирования экологической культуры населения, принципы создания в библиотеках центров экологической культуры и информации, обобщает и распространяет инновационную практику в этой области.

В 2002 г. создан веб-сайт ВЦЭК «Экокультура» (www.ecoculture.ru). Здесь можно найти разнообразную информацию о деятельности библиотек в области экопрос-вещения: направления деятельности, актуальный опыт работы, координаты библиотечных экоцентров, материалы смотров-конкурсов, нормативно-правовые документы, статьи и доклады ученых и библиотечных специалистов, экологический глоссарий.

ВЦЭК подготовил методическое «Руководство по обеспечению доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками». Во многих российских библиотеках созданы информационные базы «Экология и современность» на основе рубрикатора, разработанного ВЦЭК.

С 1995 г. стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, организованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Министерством природных ресурсов РФ, Министерством образования и науки РФ. Как, показали итоги IV Смотра-конкурса (2005-2006 гг.), формы экологической работы библиотек с населением становятся все более разнообразными. При многих библиотеках постоянно действуют центры экологической культуры. На их основе работают школы, семинары по экологическому просвещению для самих библиотечных работников. Центры экологической культуры при библиотеках активно развиваются и становятся важной составляющей частью всей экологической работы в регионах. В деятельности Центров участвуют представители местных административных и природоохранных органов.

В нашей области сложилась определенная система работы с населением, а также с образовательными учреждениями различного уровня. Век разрозненных мероприятий, которые проводились от случая к случаю ушел в прошлое. В настоящее время

функционирует хорошо организованная система экологического просвещения. Постепенно часть мероприятий просто из ежегодных становятся традиционными, к которым готовятся и которые ждут не только библиотекари, но и подрастающее поколение (Дунаева, 2008; Библиотеки и экологическое..., 2013).

Детская библиотека № 19 является активным участником работы в сфере повышения экологической грамотности детского и подросткового населения, экологического просвещения и культуры. Хотя изначально и в первую очередь данное учреждение - это центр правовой информации для детей и молодежи, понимая, что будущее за человеком экологическим, сотрудники библиотеки уделяют большое внимание проведению различного рода экологических мероприятий.

Так в 2016 г. данное учреждение активно участвовало в Месячнике защиты от экологической опасности от экологической опасности. В библиотеке прошли следующие мероприятия:

- «Экологические чтения», которые в этом году были посвящены представителям микромира. С помощью сотрудника лаборатории экологии простейших и микроорганизмов ИЭВБ РАН ребята познакомились с представителями различных групп микроорганизмов, узнали об особенностях их жизнедеятельности, роли в природе и жизни человека;

- цикл познавательных часов «Заповедная Россия»: мероприятия были направлено не только на ознакомление слушателей с основными заповедными местами родной страны, но и на формирование бережного отношения к природе;

- «Турнир знатоков права», в рамках которого в том числе рассматривались вопросы, связанные с правовой защитой окружающей среды, а в качестве специального приза юным экологам правоведам ИЭВБ РАН презентовал сборник основным законов об охране окружающей среды.

В рамках реализации экологического информирования, просвещения и воспитания в 2017 г. в Детской библиотеке № 19 запланированы следующие мероприятия:

- час знаний «Эра естествоиспытателей», приурочено ко Дню Дарвина (12 февраля);

- библиотечная экскурсия «К берегам Балтийского моря», посвящена Международного дня Балтийского моря (22 марта);

- викторина «Встречаем пернатых друзей» (1 апреля - Международный день птиц);

- час информации «Эта голубая планета» в рамках Всемирного дня Земли (22 апреля)

- Дни защиты окружающей среды (15 апреля - 5 июня). Посвящены датам экологического календаря: Всемирному Дню защиты от экологической опасности (ежегодно с 20 марта по 5 июня), Дню экологических знаний (15 апреля), Всемирному дню окружающей среды (5 июня).

Хотя подавляющее большинство пользователей библиотеки - это дети, подростки и учителя, сотрудники по мере сил информируют и взрослое население. Поэтому периодически устраиваются экологические мероприятия нетрадиционной формы, например, фотовыставки и лектории.

В основу своей информационной и просветительской деятельности данного учреждения легло сотрудничество с основными государственными и общественными организациями, работающими в области экологии, курирующими или изучающими определенные экологические вопросы и проблемы. Так, Детская библиотека № 19 МБУК «ОДБ» активно сотрудничает с Институтом экологии Волжского бассейна

РАН, Волжским университетом им. В.Н. Татищева, общественным движением «Сообщество молодых ученых», краеведческими музеями, учебными заведениями общего и рядом других заинтересованных организаций.

Нами рекомендуется для эколого-правительской работы активно использовать книги, изданные Институтом экологии Волжского бассейна РАН (Саксонов, Розен-берг, 2000; Саксонов, 2001; Розенберг и др., 2003, 2011, 2012 а, б, в, 2013, 2014; Матвеев и др., 2004, 2005; Саксонов, Раков, 2006; Саксонов и др., 2006, 2007, 2014; Саксонов, Конева, 2007; Конева и др., 2009; Сенатор, Саксонов, 2010;Таранова, Саксонов, 2010; Бочкарев и др., 2011; 2013; Абакумов и др., 2012, 2013; Зибарев и др., 2012; Раков и др., 2012; Соловьева и др., 2014, 2015). Также полезная для этого вида работ может казаться ряд стаей, опубликованных сотрудниками Институтом экологии Волжского бассейна РАН (Саксонов, 1996, 2003, 2006, 2007; Розенберг и др., 2003, 2005, 2012, 2013 а-в, 2014; Саксонов и др., 2003, 2011 а-г, 2013 а, б, 2014 а, б; Добровольский и др., 2005, 2006; Ошкина и др., 2005; Маленев и др., 2006; Малиновская и др., 2006; Гелашивили и др., 2009, 2010; Сенатор, Саксонов, 2010, 2014; Юрицына, Саксонов, 2010; Зибарев и др., 2012; Саксонов, Сенатор, 2012, 2013, 2015; Сенатор и др., 2012; Аншаков и др., 2014; Казанцев, Саксонов, 2015). Эти издания размещены в свободном доступе на сайте электронной научной библиотеки http://elibrary.ru/.

В работе библиотеки все шире используется Интернет. Уже сегодня имеется качественно оборудованный зал информационных ресурсов, и библиотека в дополнение к печатным ресурсам предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам, и что немаловажно, помогает ориентироваться в них, а также проводит мероприятия, помогающие юным пользователям быстро и безопасно находить необходимую информацию. В далеко идущей перспективе можно говорить о масштабном переходе к использованию нового вида библиографических пособий - веблиографиче-ских указателей, дайджестов, значительно облегчающих поиск в сети Интернет и дополняющих массив полученной в библиотеке информации при выполнении справок и создания электронных презентаций. Это поможет не только облегчить поисковую деятельность пользователей, но и будет способствовать отбору и систематизации наиболее ценных ресурсы Интернет. Также в перспективе на сайте библиотеки и официальной группе «Вконтакте» можно представить рубрику «Экология» и «Виртуальная справка», где регулярно будет не только освещаться деятельность библиотеки по данному направлению работы, но и выкладываться интересная информация, проводится онлайн консультирование.

Таким образом, экологическая культура не дается человеку от рождения, она воспитывается на протяжении всей жизни. Это процесс трудоемкий и непрерывный, и сегодня буквально на пороге глобального экологического кризиса от каждого из нас зависит судьба планеты в наступившем третьем тысячелетии.

Формирование экологической культуры происходит посредством патриотического воспитания, эстетического, духовно-нравственного, литературного краеведения, профориентации. Это направление перспективное, потому что проблем такого плана не становится меньше, в их решении заинтересованы различные организации, сотрудничество с которыми будет полезно библиотекам.

Экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.

Экологическое просвещение призвано содействовать улучшению условий проживания на планете Земля, повышению личной ответственности за окружающий мир. Просветительскую функцию в деле формирования экологической культуры библиотека взяла на себя.

Человечество за весь период своего существования сталкивалось и сталкивается с множеством экологических проблем, большая часть которых возникла по вине самих людей. Поступки же, приведшие впоследствии к плачевным результатам, являлись лишь отражением внутренней культуры. Не прибран дом - отсутствует культура быта, загрязнена планета - не сформирована экологическая культура. И вот здесь возникает потребность в воспитании экологической культуры, т.е. в знаниях, умениях, нормах взаимодействия человека и общества с природной средой, руководствуясь которыми человек ощущает себя ее частью, осознает свою личную ответственность за ее сохранение перед собой, человечеством и последующими поколениями людей. Библиотеки призваны сыграть значительную роль в экологическом просвещении населения, в воспитании экологической культуры, и детская библиотека № 19 делает все возможное в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора: взаимоотношения человека и природы. Тольятти: Кассандра, 2012. 108 с. - Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора и ее окрестности. Подорожник. Тольятти: Кассандра, 2013. 134 с. - Аншаков Ю.П., Бакиев А.Г., Голубков С.А. и др. Энциклопедия Самарской области: история создания // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2014. Т. 23, № 1. С. 170-191.

Библиотеки и экологическое просвещение населения: (методические рекомендации) / сост.: М.В. Лунева, Л.Л. Леонова; ГУК «ТОУНБ», Сектор науч.-метод. работы. Тула, 2013. 21 с. - Бочкарев А.И., Бочкарева Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания: уч. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 312 с. - Бочкарев А.И., Бочкарева Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания: уч. пособие. М.: КНОРУС, 2013. 314 с.

Гелашвили Д.Б., Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Иванова И.О., Вехник В.П. Видовая структура сообществ крупных млекопитающих Самарской Луки в связи с проблемой изменения климата // Изв. Самар. НЦ РАН. 2009. Т. 11, №2 1(2). С. 28-41. - Гелашвили Д.Б., Якимов В.Н., Иудин Д.И. и др. Фрактальные аспекты таксономического разнообразия // Журн. общей биологии. 2010. Т. 71, № 2. С. 115-130.

Добровольский Г.В., Розенберг Г.С., Чибилев А.А. и др. Еще раз о природном наследии России // Вестн. РАН. 2005. Т. 75, № 9. С. 787-792. - Добровольский Г.В., Розенберг Г.С., Чибилев А.А. и др. Состояние и проблемы изучения природного наследия России // Успехи совр. биологии. 2006. Т. 126, № 2. С. 115-131. - Дунаева Н.В. Роль библиотек в экологическом просвещении населения. 2008. 3 с.

Зибарев А.Г., Кудинова Г.Э., Лифиренко Д.В. и др. Экологический атлас, Тер КСО-ОС, экоаудит территории и рекомендации к действию для мэра города Тольятти // Изв. Са-мар. НЦ РАН. 2012. Т. 14, № 1. С. 32-42. - Зибарев А.Г., Розенберг Г.С., Саксонов С.В. и др. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад. Тольятти, 2012. 88 с.

Казанцев И.В., Саксонов С.В. Фитосозологический рейтинг памятников природы регионального значения Самарской области // Изв. Самар. НЦ РАН. 2015. Т. 17, № 4. С. 45-54. - Конева Н.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Вся Красная книга Самарской области: растения лишайники, грибы. Тольятти: Кассандра, 2009. 272 с.

Маленев А.Л., Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Анализ работы диссертационного совета Д 002.251.01 при Институте экологии Волжского бассейна РАН // Самарская Лука: Бюл. 2006. № 17. С. 246-252. - Малиновская Е.Н., Розенберг А.Г., Саксонов С.В. Экологиче-

ский и просветительский потенциал особо охраняемых природных территорий Самарской области (на примере памятников природы Сергиевского района) // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Материалы ме-ждунар. конф.). Тольятти: Кассандра; Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014. С. 142-146. -Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2004. 231 с. - Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений. Изд. 2-е, исправл. и доп. Самара: Изд-во Самар. НЦ РАН, 2005. 282 с.

Ошкина Е.Н., Паюсова Т.В., Саксонов С.В. Опыт работы МОУ школа № 45 по сохранению лесов города Тольятти и его окрестностей // Лес и человек: перспективы сотрудничества. Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 76-80.

Раков Н.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Декоративные растения в парках города Тольятти // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012. С. 187-194. - Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Евланов И.А. и др. Устойчивое развитие Волжского бассейна: мифы - утопии - реальность... Тольятти: Кассандра, 2012 а. 226 с. - Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2014. 292 с. - Розенберг Г.С., Костина Н.В., Шитиков В.К. и др. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М.: Ин-т устойчивого развития Общественной палаты РФ / Центр экологической политики России. М., 2011. 104 с. - Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П., Саксонов С.В. Календарь эколога. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 174 с. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Евланов И.А., Шитиков В.К., Селезнев В.А. Проблемы экологического нормирования антропогенного воздействия на качество Волжских вод // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012 б. С. 100-108. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Костина Н.В., Кудинова Г.Э. Прогноз и моделирование управления биоресурсами Волжского бассейна // Ресурсы регионов России. 2005. № 5. С. 4954. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Маленев А.Л. Десять лет работы диссертационного совета при Институте экологии Волжского бассейна РАН (2001-2011) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013 а. Т. 22, № 1. С. 80-103. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Попченков В.И. Ну ты, это. заходи, если что. (Академическая наука в Ставрополе и Тольятти). Тольятти: Кассандра, 2013. 95 с. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сафронова Т.Н., Хасаев Г.Р. О национальном проекте «Спасем Волгу». Эскиз // Изв. Самар. НЦ РАН. 2013. Т. 15, № 3(7). С. 2072-2079. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сафронова Т.Н., Хасаев Г.Р., Зибарев А.Г. От Федеральной целевой программы «Возрождение Волги» к Национальному проекту «Спасем Волгу» // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. Спец. вып. 2014. С. 52-60. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Проблемы сохранения природного наследия России: на пути к Красной книге Волжского бассейна // Столетие Постоянной Природоохранительной Комиссии ИРГО. Юбилейная книга-альманах. М.: Рус. геогр. об-во, 2012. С. 38-43. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Проект системы особо охраняемых природных территорий городского округа Тольятти // Васильев А.В. Обеспечение экологической безопасности в условиях городского округа Тольятти. Уч. пособие. Тольятти, 2012 в. С. 160-166. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Феоктистов В.Ф. Двадцать лет Институту экологии Волжского бассейна РАН // Изв. Самар. НЦ РАН. 2003. Спец. вып. 1 «Актуальные проблемы экологии». С. 5-24. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Феоктистов В.Ф. Институту экологии Волжского бассейна РАН - 30 лет // Изв. Самар. НЦ РАН. 2013 б. Т. 15, № 3 (7). С. 2046-2063.

Саксонов С.В. Концепция, задачи и основные подходы регионального флористического мониторинга в целях охраны биологического разнообразия Приволжской возвышенности:

автореф. дис..... д-ра биол. наук. Тольятти, 2001. 36 с. - Саксонов С.В. О видах растений,

лишайников и грибов Красной книги Российской Федерации // Самарская Лука: Бюл. 2006. № 17. С. 253-285. - Саксонов С.В. Организация и функционирование системы флористического мониторинга // Изв. Самар. НЦ РАН. 2003. Спец. вып. 2 «Актуальные проблемы эколо-

гии». С. 207-219. - Саксонов С.В. Особо охраняемые природные территории - универсальная база эколого-просветительской деятельности // Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование - XXI век): Тез. докл. междунар. конф. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996. С. 248-250. - Саксонов С.В. Роль памятников природы Самарской области в сохранении редких и исчезающих видов растений // Самарская Лука: Бюл. 2007. Т. 16, № 3(21). С. 503-517. - Саксонов С.В., Васюков В.М., Иванова А.В., Савенко О.В. Экология: задачи и упражнения. Уч.-метод. пособие для студентов всех специальностей. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. 99 с. - Саксонов С.В., Иванова А.В., Савенко О.В. Экология, биология с основами экологии: уч.-метод. пособие для студентов всех специальностей. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2006. 80 с. - Саксонов С.В., Конева Н.В. Карл Линней: Параллели. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 140 с. - Саксонов С.В., Конева Н.В., Иванова А.В., Юрицына Н.А. К проблеме сохранения флористического разнообразия Приволжской возвышенности // Изв. Самар. НЦ центра РАН. 2003. Т. 5, вып. 2. С. 218-230. - Саксонов С.В., Раков Н.С. Ботанические изыскания академика И.И. Лепехина в Поволжье. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2006. 127 с. - Саксонов С.В., Розенберг А.Г., Сенатор С.А. Фитосозологичесая оценка памятников природы Самарской области // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Спец. вып. 2014 а. С. 146-153. - Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Организационные и методические аспекты ведения региональных Красных книг. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2000. 164 с. - Саксонов С.В., Розенберг Г.С., Сенатор С.А. Факторы, лимитирующие численность охраняемых растений (в условиях Самарской области) // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Материалы междунар. конф. Тольятти: Кассандра; Изд-во Самарс. гос. экон. ун-та, 2014 б. С. 181-184. - Саксонов С.В., Сенатор С.А. Вклад памятников природы регионального значения в сохранение раритетного комплекса видов Самарской области // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2012. Т. 21, № 4. С. 34-110. - Саксонов С.В., Сенатор С.А. Карл Клаус: он предавался любви к химии и ботанике // Природа. 2013. № 4. С. 78-85. - Саксонов С.В., Сенатор С.А. Концепция развития гербария Института экологии Волжского бассейна РАН (РУВ) // Ботанические коллекции - национальное достояние России: сб. статей всерос. (с междунар. участием) науч. конф., посвящ. 120-летию Гербария им. И.И. Спрыгина и 100-летию Рус. ботанического об-ва. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. С. 89-92. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Конева Н.В. Классификация реликтовых растений центральной части Приволжской возвышенности // Изв. Самар. НЦ РАН. 2011. Т. 13, № 5. С. 64-67. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Раков Н.С., Шиманчик И.П., Давыдова И.В. Постпирогенные сукцессии в тольяттинских городских лесах: возможные сценарии развития // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сб. статей IX междунар. науч. конф. Тольятти: ПВГУС, 2011 б. С. 25-29. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть 1. Чем располагаем // БЬР1Т-2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 а. Т. 1. С. 129-139. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Как сохранить биологическое разнообразие Самарской области. Часть II. Что делать // БЬР!Т-2013. Сб. пленарных докладов IV Междунар. экологич. конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 б. Т. 1. С. 140-154. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розен-берг Г.С. Механизмы реализации академического проекта по созданию Красной книги Волжского бассейна // Сб. статей по материалам I Всерос. науч.-практ. конф. «Ведение региональных Красных книг: достижения, проблемы и перспективы». Волгоград: Арт линия, 2011 в. С. 41-46. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Розенберг Г.С. Проблемы сохранения флористического разнообразия Волжского бассейна в контексте ведения Красных книг // Изв. Самар. НЦ РАН. 2011. Т. 13, № 5 (3). С. 91-100. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Красная книга Волжского бассейна в реализации принципов устойчивого развития // Поволж. экологич. журн. 2014. № 1. С. 38-49. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Причины дизъюнкций

ареалов растений в Самарско-Ульяновском Поволжье (в порядке дискуссии) // Теоретические проблемы экологии и эволюции. Теория ареалов: виды, сообщества, экосистемы (V Любищевские чтения). Тольятти: Кассандра, 2010. С. 180-189. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Средне-Волжский биосферный резерват: раритеный флористический комплекс. Тольятти: Кассандра, 2010. 251 с. - Сенатор С.А., Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Красная книга Волжского бассейна: тактика сохранения флористического разнообразия крупного экорегио-на // Раритеты флоры Волжского бассейна. Доклады участников II Рос. науч. конф. Тольятти: Кассандра, 2012. С. 218-230. - Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев В.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны. Тольятти: Кассандра, 2014. 129 с. - Соловьева В.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А. и др. Геоботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с. - Соловьева В.В., Сенатор С.А., Саксонов С.В. Глава XIV Фитомониторинг экотонных экосистем малых водохранилищ Среднего Поволжья // Экологический мониторинг. Часть 7. Современные проблемы мониторинга пресноводных экосистем. Уч. пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2014. С. 296-309.

Таранова А.М., Саксонов С.В. Очерки о растениях Красной книги Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2010. 155 с.

Юрицына Н.А., Саксонов С.В. Эффективность территориальной охраны природных комплексов (на примере ООПТ Кинельского района Самарской области) // Региональная экология. 2010. № 1-2 (28). С. 69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.