АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (19) 2012. с. 36-45.
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕКИ
Людмила Владимировна Моисеева, [email protected] Алевтина Георгиевна Мартыненко [email protected] Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург
Ключевые слова: экологическая культура, экологические мотивы, мотивация экологической деятельности, культурно-информационное пространство библиотеки.
Аннотация. В статье определены экологические мотивы и мотивы экологической деятельности, а также механизм формирования экологической культуры личности, обоснована возможность формирования экологической культуры личности в культурно-информационномпространстве библиотеки.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN CULTURAL-INFORMATIONSPACE OF LIBRARY Lyudmila VladimirovnaMoiseyevа,
Alevtin aGeorgievn aMartynenko The Ural state pedagogical university Ekaterinburg [email protected], [email protected]
Keywords: ecological culture, ecological motives, motivation of ecological activity, cultural-information space of
library.
The summary. In article ecological motives and motives of ecological activity, and also the mechanism of formation of ecological culture of the person are defined, possibility of formation of ecological culture of the person in cultural-information space of library is proved.
В результате анализа научной литературы по данной проблеме, нами было конкретизировано понятие экологическая культура личности, под которым мы понимаем приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе [19] .
Взаимосвязь культуры и экологической культуры несомненна. Так, экологическая культура, с одной стороны, является частью культуры в целом, с другой - соединяет воедино различные аспекты и материальной, и духовной культуры, пронизывая все ее сферы.
Кроме того, в современном обществе экологическая культура имеет определенные функции [3, 25]:
1. психолого-физиологическая функция - при взаимодействии человека со средой обитания (как природной - растения и животные, так и рукотворной - сады, парки, музеи и т.п.) нормализуется работа нервной системы, повышается устойчивость организма к стрессовым ситуациям, стабилизируется психическое состояние в целом;
2. психотерапевтическая (функция гармонии). Она заключается в осознании того, что человек является частью природы. Это приводит к гармонизации взаимоотношений в системе «человек-природа», к снижению чувства тревожности и степени конфликтности. (Например, в семьях, где содержатся животные, взаимоотношения между людьми на много терпимее);
3. реабилитационная - направлена на сохранение наследия прошлого и поддержание экологического равновесия в будущем; осуществляется через взаимодействие личности с природой, способствует установлению и поддержанию ее связей с окружающим миром;
4. эстетическая - при взаимодействии с природой происходит эстетическое развитие личности;
5. познавательная функция заключается в накоплении знаний, которые формируются в процессе взаимодействия человека и среды обитания;
6. удовлетворение потребности в компетентности - данная функция проявляется в самооценке человека при его деятельности в различных сферах общения со средой обитания;
7. функция самореализации - одна из важнейших потребностей человека, отсутствие которой может привести к кризису личности;
8. функция общения, направленная на реализацию взаимодействия со «значимым другим» (т.е. миром, с которым человек общается, который влияет на него, в котором человек черпает силы);
9. развитие образного мышления - как одного из способов пробуждения творческих сил.
Мы, в свою очередь, основными функциями экологической культуры считаем:
1. освоение определенных экологических норм, традиций, ценностей, стиля поведения и т.д.;
2. удовлетворение потребности в принадлежности к здоровьесберегающей и природосберегающей общности людей;
3. приобретение социального статуса среди сверстников (удовлетворение потребности в признании);
4. формирование самооценки, самоактуализация и самосовершенствование [20].
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что роль экологической культуры в жизни человека достаточно значимая: от обеспечения психологического комфорта личности до ее
самореализации в различных сферах жизни общества на основе природосообразной деятельности. В связи с этим, несомненна важность становления личности с высоким уровнем развития экологической культуры, как необходимое условие постепенного преодоления обществом глобального экологического кризиса.
Освоение и присвоение культуры, передача социального опыта и, как результат, создание материальных и духовных культурных ценностей происходит в процессе деятельности личности. Под деятельностью, в данном случае, следует понимать разнообразие действий личности при получении теоретических знаний или практических умений, а также при взаимоотношении с окружающей средой или другими людьми в результате общения.
Кроме того, говоря о взаимосвязи культуры и деятельности, следует отметить, что по отношению к культуре деятельность является первичной - проявляется с первых дней жизни, в то время как культура осваивается постепенно с течением времени.
Итак, деятельность - это опыт взаимодействия человека с объектами окружающей действительности, позволяющий удовлетворить свои биологические и социальные потребности и направленный, в итоге, на дальнейшее созидание, обогащение культуры в целом.
Неограниченными возможностями в данном направлении обладают учреждения культуры, в частности, библиотеки.
В Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года библиотеки рассматриваются не только как учреждения культуры, а как социальные институты, активно влияющие на процессы образования, социального развития и формирования культуры. Другими словами, «услуги, предоставляемые библиотекой, способствуют образованию и культурному развитию граждан», а также «формированию всесторонне развитой личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации».
Вместе с тем, в Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года отмечается, что «библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры» [17, с. 7].
Итак, можно заключить, что целью деятельности библиотеки как социокультурного института является освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, а также социализация индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и включение их (индивидов) в определённую субкультуру. Другими словами, одно из направлений деятельности данного социального института в обществе направлено на приобретение, осознание, развитие и передачу опыта деятельности, в том числе экологической, т.е. на становление у личности высокого уровня экологической культуры.
Кроме того, следует добавить, что в учреждениях системы образования (школах) функция формирования экологической культуры учащихся, как результата экологического образования и воспитания, реализуется недостаточно (сокращение часов по предметам естественнонаучного цикла, приоритет экологических знаний и восприятие ценностных аспектов и поведенческих ориентиров как второстепенных и т.д.). Наряду с этим, проведя анализ учебников и учебных пособий по биологии, географии и экологии Е.Ю. Ногтева и И.Д. Лушников выяснили, что в их содержании доминируют знаниево-познавательный акцент и антропоцентризм, экоцентризм прослеживается слабо. Практические задания отличаются утилитарным, реже сберегающим характером, отсутствуют задания подразумевающие восстановление природы. Другими словами, значимость экологоценностного потенциала базовых учебников довольно незначительная, в связи с этим не происходит осмысление материала с аксиологической точки зрения, а также принятие его как личностно значимого [21].
Таким образом, в условиях общеобразовательного учреждения становление личности с высоким уровнем развития экологической культуры затруднено. В связи с этим, выполнение данной функции логичнее передать такому социокультурному институту, как библиотека. Ее возможности в этом направлении подтверждаются, в том числе, и многообразием реализуемых сегодня функций.
Так в законодательстве определены следующие социальные функции библиотеки [2]:
1. информационная функция направлена на удовлетворение информационных потребностей общества, в том числе в области экологии и смежных дисциплин;
2. культурологическая функция ориентирована на развитие и духовное обогащение внутреннего мира личности, в частности, используя изображения природы, объекты растительного и животного мира;
3. образовательная функция создает условия для освоения знаний, удовлетворения познавательных способностей личности по вопросам экологического характера;
4. коммуникативная функция обеспечивает процесс обмена экологической информацией между специалистами и интересующимися людьми с помощью знаков и знаковых систем;
5. воспитательная функция направлена на создание условий для освоения экологических ценностей и норм, обычаев и традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.
6. гедонистическая, досуговая и рекреационная функции ориентированы на удовлетворение эстетических и эмоциональных потребностей, а также потребности в отдыхе при помощи окружающей природной среды.
Таким образом, библиотека сегодня коренным образом меняет свое место и роль в жизни общества, она действительно способна занять лидирующие позиции в формировании новой, необходимой современному обществу, личности, с высокоразвитой экологической культурой и экоцентрическим мировоззрением.
Анализ правовой литературы по данной теме, показал, что вопрос о том, какая социальная функция библиотеки является ведущей в ее деятельности, в данный момент законодательно не решен.
Библиотеки юридически относятся к сфере культуры, то есть, с одной стороны, способствуют появлению и развитию определенных потребностей личности, с другой, обеспечивают ее досуг. Информационные и особенно образовательные потребности удовлетворяются учебными заведениями, СМИ, различными информационными организациями. Исходя из выше сказанного, следует, что комплексная деятельность библиотеки направлена на выполнение ряда функций различных социальных сфер [5, а 31].
Среди ведущих библиотековедов так же нет единого мнения о первостепенности той или иной социальной функции:
• информационную функцию как основную выделяют В. В. Скворцов, Ю. Н. Столяров, М.И. Акилина и др., рассматривая библиотеку как «информационную систему, предоставляющую в распоряжение общества сконцентрированные в ней информационные ресурсы» [23, с. 7];
• значимость культурологической функции подчеркивают С. Е. Клещук, Н. И. Тюлина и др., которые
определяют библиотеку как хранилище культурного наследия, систему, удовлетворяющую потребности личности и общества в этом наследии, предоставляемом библиотекой в общественное пользование [7, с. 53];
• важность и информационной, и культурологической функции обозначает Т. Б. Маркова, которая
называет библиотеку информационно-культурным пространством [18];
• культурно-просветительную функцию на первое место ставит Е. И. Ратникова [22];
• доминирование просветительной функции обосновывает Н. В. Бубекина [5].
Добрынина Н. Е. утверждает, что информационная функция заключается в фиксации и передаче сведений о документах с наибольшей полнотой для всех, кто испытывает в них потребность, то есть доминирует деловой мотив обращения пользователей. Объектом просветительской функции является личность с ее свободными интересами. Таким образом, информационная функция направлена на удовлетворение читательских потребностей, а просветительская - на их пробуждение и информирование [11].
Так как просвещение - это распространение знаний, то просветительская функция включает в себя ряд задач: информационных, образовательных, воспитательных и коммуникативных, а так же создает условия для самообразования, самовоспитания, расширения кругозора личности [5].
Мы согласны с точкой зрения Н.Е. Добрыниной и считаем, что просветительная функция в деятельности библиотеки достаточно значима и выступает фундаментом, на котором основываются самообразование, самовоспитание, духовное развитие личности. Другими словами, именно просветительная функция является той базой, опираясь на которую у личности формируется мотив саморазвития в экологической деятельности, являющийся наиболее значимым для становления ее экологической культуры.
Однако, выделение какой-либо одной социальной функции как основополагающей неправомерно, так как это ведет к недооценке других, не менее важных для жизни современного общества. Таким образом, не противопоставляя, а объединяя возможности всех социальных функций в деятельности библиотеки, данный социокультурный институт будет наиболее востребованным в современном антропоцентрическом обществе.
Кроме того, в деятельности библиотеки сегодня определены новые цели и задачи, обоснована необходимость инновационной деятельности, обуславливающая поиск путей и средств своего функционирования. В связи с этим появляются необычные формы и методы работы: литературно-музыкальные салоны и гостиные, эстетические студии, кружки и клубы по интересам, проводятся диспуты, читательские конференции, тематические вечера. Библиотеки взаимодействуют с другими учреждениями и организациями: выступают разработчиками совместных комплексных программ, посвященных межрегиональным культурным связям, а также различным аспектам воспитания, в том числе и экологического, всех групп населения, с целью повышения его общекультурного уровня.
Таким образом, современная библиотека является информационным центром, предоставляющим широкий комплекс услуг: это и место работы с экологической книгой, и центр общения с ведущими специалистами в различных областях экологии, и способ проведения экологичного досуга (выставки картин, природных объектов), а также место развития интеллектуального и творческого потенциала личности при реализации различных видов экологической деятельности.
Не вызывает сомнений то, что при знакомстве с системой экологических знаний, природосообразных норм поведения и образа жизни в социоприродном окружении, а также непреходящих биоцентрических ценностей, необходимых для дальнейшего существования общества, возможно формирование реально востребованной сегодня личности. Исходя из этого, следует, что формирование у личности мотивов экологической деятельности и, как следствие, ее экологической культуры, возможно только в случае использования всего потенциала культурноинформационного пространства современной библиотеки.
Изучая культурно-информационное пространство, Н.Н. Гладченкова определяет данный термин с педагогической точки зрения. По ее мнению, в образовательном учреждении культурно-информационное пространство является открытой системой, с педагогически упорядоченными и неупорядоченными источниками информации, закономерностями и принципами информационного взаимодействия, возможностью вхождения личности в культуру и создания условий для принятия ею гуманистических нравственных ценностей. Другими словами, «культурно-информационное пространство» - это «система взаимосвязанных источников информации, влияющих на нравственное становление личности в процессе освоения культурных образцов жизни» [8]
По мнению Я.И. Ивановой, «культурно-информационное пространство - это система множественных элементов, от взаимодействия которых зависит последующее развитие общества или личности, формирование их культурно-нравственного потенциала» [13].
Мы, в свою очередь, под «культурно-информационным пространством» будем понимать систему взаимосвязанных постоянно взаимодействующих между собой элементов, которые, через формирование у личности мотивов экологической деятельности, способствуют развитию ее экологической культуры. Основными элементами культурно-информационного пространства являются: различные источники экологической информации, медиаресурсы, квалифицированные специалисты, современные формы и методы работы, а также новейшие технологии, совместное действие которых приводит к его наполнению и качественному изменению.
Часто, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют не просто учреждением культуры, а центром активной культурной деятельности, создающим условия для развития и духовного обогащения личности, формирования ее культуры. В настоящее время при библиотеках функционирует множество центров экологической информации и культуры, необходимость появления которых объясняется реалиями социальноэкономической жизни на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Основоположником экологического направления в деятельности библиотек была О.В. Покровская, раньше других осознавшая перспективность развития экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки.
Основными задачами таких центров являются [29]:
• Предоставление населению экологической информации.
• Экологическое воспитание молодежи, информационная поддержка экологического образования.
• Распространение экологических знаний.
• Формирование экологической культуры горожан.
• Формированием экологического фонда.
• Информационное обслуживание пользователей по вопросам экологии.
• Распространение экологической информации.
• Повышение квалификации сотрудников городских библиотек по экологическому просвещению
граждан.
• Изучение общественного мнения по экологии города.
• Проведением научно-практических конференций.
• Разработка методических пособий, сценариев.
• Проведение Дней информации, вечеров, конкурсов.
Деятельность центров экологической информации и культуры с одной стороны закрепляется на законодательном уровне - в проекте «Стратегии формирования экологической культуры населения РФ для обеспечения устойчивого развития страны» [26], с другой стороны - на уровне мирового профессионального библиотечного сообщества, провозгласившего воспитание экологической культуры населения миссией библиотек в XXI веке.
Достаточно подробный вариант региональной стратегии формирования экологической культуры населения предлагает В.А. Ясвин [28]. По его мнению, одним из организационных институтов формирования экологической культуры могут быть библиотеки, эколого-просветительская работа которых направлена на целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, а также вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Ее деятельность дополняет содержание общего и профессионального экологического образования, поэтому является сегодня достаточно востребованной.
Другой вариант деятельности библиотек - это пропаганда - привлечение внимания общественности к определенным экологическим проблемам, реализуемым экологическим проектам, деятельности природоохранных организаций при помощи значков, марок, красочных конвертов, наклеек, плакатов, лозунгов, социальной рекламы.
Кроме того, библиотеки могут осуществлять эколого-художественную деятельность, т.е., используя средства искусства (фильмы, картины, литературные произведения, фотографии и т.д.), показывающие мир природы и взаимоотношения природы и человека, они способны влиять на эмоциональную сферу людей, формировать гуманное отношение к природе, стимулировать проявление эстетических чувств, вызывать
размышления людей о своем отношении к окружающей природе и заставлять переосмысливать жизненные ценности.
В заключении, следует сказать, что формирование личности с высоким уровнем развития экологической культуры - это необходимость, обусловленная современной действительностью. Для успешной деятельности в данном направлении необходима целенаправленно организованная экологическая деятельность, реализация которой, в результате больших педагогических возможностей, осуществима и в культурно-информационном пространстве библиотеки.
Как отмечалось выше, экологическая культура является составной частью общей культуры. Несомненно, что экологическая деятельность - отдельный элемент деятельности в целом. Поэтому, логично заключить, что экологическая культура приобретается личностью в процессе экологической деятельности: при усвоении теоретических и практических знаний и умений в области экологии, при взаимоотношении с социоприродной средой и другими людьми, т.е. при накоплении опыта взаимодействия с живыми и неживыми окружающими объектами на основе экологического императива.
Кроме того, в основе любой деятельности находится мотив, а в основе экологической деятельности -экологический мотив.
В настоящее время единого определения понятию «мотив» не имеется. Итак, мотив - это:
• сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием) (Е.П. Ильин, 2000);
• побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека, с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005);
• внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности: деятельность, общение, поведение, связанное с удовлетворением определенной потребности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000);
• побуждение к действию, стремление к удовлетворению потребности, готовность психики,
направляющая к определённой цели (Б.Д. Карвасарский, 2008);
• психические побудительные причины, повод, побуждение к какому-либо действию, поступку (З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак, 2004);
• конкретные формы проявления потребностей человека (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001);
• конкретные побуждения, причины заставляющие личность действовать, совершать поступки;
отношение учащихся к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность (И.П. Подласый, 2000).
Кроме того, под мотивом понимают[1]:
представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович, 1968); потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен, 1986); желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик, 1967); морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев, 1969); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов, 1986); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев, 1975); установки (А. Маслоу, 1954); условия существования (В.К. Вилюнас, 1990).
Мотив также может рассматриваться и как: цель (предмет) (Леонтьев А.Н.),
потребность. (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.С. Симонов), устойчивое свойство личности (К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин), осознанное побуждение (В.И. Ковалев и др.).
Подводя итог вышесказанному, следует, что, с одной стороны, многообразие приведенных выше определений понятия «мотив» свидетельствует о системности, многогранности данной дефиниции, с другой -под мотивом, чаще всего, понимается либо внутреннее побуждение человека к деятельности, либо совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мы согласны с такими исследователями как Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.С. Симонов и понимаем под мотивом потребность. Отсюда следует, что экологический мотив - это экологическая потребность, т.е. комплекс требований организма как биологического вида к условиям среды обитания
Мы считаем правомерным развести понятия «экологический мотив» и «мотив экологической
деятельности». Так, мотив экологической деятельности мы определяем как сложное интегральное
психологическое образование, побуждающее к сознательным природосообразным действиям и поступкам в
окружающей среде, формированию которого способствуют не только внутренние, но и внешние условия
(предметы, субъекты и т.д.).
Остановимся подробнее на мотивах экологической деятельности: охарактеризуем и классифицируем их.
Достаточно подробно изучил особенности мотивов деятельности Б.Д. Карвасарский [15]. Модифицируя предложенный им вариант, можно констатировать, что:
1. Мотивы экологической деятельности проявляются психологически через желания, хотения,
намерения или стремления к общению с представителями животного и растительного мира, а также через реализацию различных видов деятельности в социоприродном окружении.
2. Одной из основных характеристик мотивов экологической деятельности являются сила - глубина
осознания экологической потребности и самого экологического мотива, зависящая от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор) и психологических факторов (знание результатов экологической деятельности, вероятность её успеха, значимость данной деятельности для личности). Вторая характеристика -устойчивость мотива экологической деятельности, т.е. его продолжительность во времени и его проявление в различных видах деятельности. Сила и устойчивость мотива экологической деятельности определяют направление и успешность экологической деятельности в целом.
3. Мотивы экологический деятельности выполняют такие функции, как побуждающая (обусловливают
активность человека по отношению к социопрородному окружению), направляющая (отражают направленность энергии мотива экологической деятельности на конкретный живой или неживой объект и определяют природосообразный способ достижения цели) и регулирующая (предопределяют поведение личности в социопрородных условиях в зависимости от значимости определенного мотива экологической деятельности в данный момент времени).
Изучая мотивы деятельности личности, действующие в процессе обучения, исследователи В.А. Гордашников и А.Я. Осин классифицируют их достаточно полно и логично (см. рис. 1) [9]. Однако, нам кажется, что данные мотивы могут быть основанием любой деятельности, в том числе экологической.
Опираясь на классификацию мотивов деятельности, предложенную З.И. Тюмасевой, Е.Н. Богдановым и
Н.П. Щербак [27], мы, в свою очередь, выделяем следующие виды мотивов экологической деятельности:
1. Осознаваемые и неосознаваемые.
Осознаваемые мотивы экологической деятельности выражаются в понимании побуждающих к экологическим действиям причин, а также в умении выстроить побуждения по степени значимости личности; основой данных мотивов выступают экологические интересы, стремления, идеалы, убеждения.
Неосознаваемые мотивы экологической деятельности проявляются как переживания, желания, хотения или влечения и не контролируются сознанием, т.е. человек не анализирует причины, побуждающие его к экологической деятельности.
Рис. 1. Мотивы, действующие в системе обучения (Гордашников В.А., Осин А.Я., 2009)
2. Внутренние и внешние мотивы.
К внутренним мотивам экологической деятельности относятся процессуальные, результативные и саморазвития.
• Процессуальные мотивы экологической деятельности понимаются нами как удовлетворение от процесса экологической деятельности, взаимодействия с различными природными объектами.
• Результативные мотивы экологической деятельности направлены на итог, результат экологической деятельности.
• Мотивы саморазвития в экологической деятельности направлены на приобретение дополнительных знаний и умений, интересующей информации.
Внешние мотивы экологической деятельности включают общественные и личностные.
К общественным мотивам экологической деятельности относятся:
• альтруистические мотивы, которые реализуются через бескорыстную деятельность в социоприродной среде и помощь природным объектам,
• мотивы долга и обязанности, выражающиеся в неизменных, обязательных для выполнения экологических действиях и поступках.
К личностным мотивам экологической деятельности относятся:
• мотивы оценки и успеха, которые проявляются как мнение значимых для личности людей (сверстников, педагога, родителей) о достигнутом ею уровне, признание ее заслуг и значимости в коллективе в результате экологической деятельности,
• мотивы самоутверждения, благополучия, которые выражаются как собственное мнение личности о достигнутом ею уровне, ее значимости в коллективе посредством реализации экологической деятельности.
Кроме того, нам кажется, что следует выделить и такие виды мотивов экологической деятельности, как:
• Познавательные мотивы экологической деятельности выражаются как ориентация на экологическую эрудицию, приобретение знаний об окружающем мире и объектах живой и неживой природы.
• Коммуникативные мотивы экологической деятельности понимаются нами как потребность общения с живыми природными объектами (обуславливают заведение домашних животных).
• Эстетические мотивы экологической деятельности выражаются в восприятии природы как прекрасного, вызывающего положительные эмоции и чувства.
• Релаксационные мотивы экологической деятельности понимаются как потребность в отдыхе на природе, восстановлении сил.
• Меркантильные (утилитарно-практические) мотивы экологической деятельности проявляются тогда, когда объекты живой или неживой природы рассматриваются как способ получения выгоды, удовлетворения материальных нужд и т.п.
Таким образом, можно заключить, что:
1. Многообразие мотивов экологической деятельности обусловлено различными вариантами взаимоотношений человека с окружающим миром и природной средой.
2. Становление и индивидуальная иерархия мотивов экологической деятельности происходит в процессе развития, воспитания, социализации личности, поэтому в течение жизнедеятельности превалируют те или иные мотивы.
3. Мотивы экологической деятельности находятся в динамической связи между собой, а также сочетаются различным образом в зависимости от возникающих условий и ситуаций.
4. Деятельность человека в целом, а также его поведение в конкретных ситуациях определяется, с одной стороны, индивидуальной значимостью определенного мотива экологической деятельности, с другой -уровнем развития экологической культуры личности. Другими словами, между уровнем экологической культуры личности и мотивами ее экологической деятельности существует прямая связь.
Следует отметить, что наряду с понятием «мотив», существует термин «мотивация». Определим различия между ними.
Со времени первого употребления А. Шопенгауэром термина «мотивация» (1900-1910) он достаточно прочно укоренился в психологической науке с целью объяснения причин поведения человека и животных.
Сегодня единого мнения о трактовке данного психического явления не существует. Мотивацию определяют:
• как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959, Ж. Годфруа, 1992),
• как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов,1987),
• как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976),
• как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986),
• как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас,
1990).
Таким образом, вышеперечисленные определения термина «мотивация» следует отнести к двум направлениям: одно из них - как совокупность факторов или мотивов, второе - как динамичное образование, как процесс или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Однако, по поводу соотношения мотива и мотивации данные исследователи единогласны: мотивация по отношению к мотиву является вторичным образованием.
Исходя из целей нашего исследования, под мотивацией экологической деятельности мы будем понимать совокупность мотивов экологической деятельности.
Понимая мотивацию как динамический процесс формирования мотива Е.П. Ильин выделяет в этом процессе следующие этапы [14]:
1. Принятие стимула (формирование первичного абстрактного мотива) - на данном этапе происходит осознание нужды в чем-либо, появляется потребность в ее устранении, формируется абстрактная цель (без конкретизации предмета удовлетворения потребности и продумывания путей реализации) и появляется побуждение к поисковой активности.
2. Поисковая активность - на данном этапе происходит поиск предмета, удовлетворяющего потребность. Поисковая активность может быть внешней (в незнакомой обстановке или когда человек не обладает необходимой для принятия решения информацией, то под действием первичного абстрактного мотива ищет удовлетворяющий потребность объект во внешней среде) и внутренней (мысленное перечисление конкретных предметов, удовлетворяющих потребность и условий их получения; при этом учитываются: конкретные внешние условия, имеющиеся знания, умения и качества, нравственные нормы и ценности, склонности, интересы, уровень притязаний и т.д.)
3. Выбор конкретной цели и формирование намерений ее достижения - в результате внутренней поисковой активности выбирается предмет удовлетворения потребности и появляется предвидение результата, т.е. выбирается конкретная цель, затем определяется путь ее реализации - так формируется намерение ее достижения.
Мы, как уже отмечалось выше, под мотивацией экологической деятельности понимаем совокупность мотивов экологической деятельности, поэтому процесс, приводящий к формированию у личности экологической культуры, по нашему мнению, будет включать ряд этапов (см. рис. 2).
Рис.2. Этапы формирования экологической культуры личности
Экологический мотив или комплекс требований организма как биологического вида к условиям среды обитания, присущ каждой личности, так как обусловлен ее биологическим происхождением. Сюда можно отнести потребность в определенном газовом составе воздуха, требования к качеству воды, разнообразию и количеству растительных и животных видов и т.д. Г оворя иначе, экологические мотивы - это тот фундамент, на котором, под влиянием внутренних и внешних условий, у личности происходит становление мотивов экологической деятельности. Под внутренними условиями следует понимать желания, интерес, возможности самой личности, а под внешними - педагогическое воздействие - комплекс различных видов деятельности, с целью содействия формированию мотивов экологической деятельности.
Сформированный мотив экологической деятельности представляет собой сложное интегральное психологическое образование, побуждающее личность к сознательным природосообразным действиям и поступкам в окружающей среде. Однако для реализации экологической деятельности у личности должен быть сформирован комплекс мотивов экологической деятельности или мотивация. При низкой сформированности мотивации, происходит корректировка мотивов экологической деятельности до достаточного уровня.
Кроме того, для реализации экологической деятельности личность должна овладеть экологическими компетенциями, которые проявляются как осознанная, осмысленная совокупность теоретических знаний, способов принятия решений, нравственных норм, ценностей, традиций [12].Только на основе этого возможна реализация экологически целесообразной деятельности. Следует также отметить, что на данных этапах формирования экологической культуры личности значимость и внутренних, и внешних условий остается достаточно высокой.
Экологическая деятельность личности может проявляться по-разному: это и закрепление теоретических знаний в области экологии, и отработка практических умений взаимодействия с окружающими природными объектами, и накопление опыта взаимоотношений с социоприродной средой на основе экологического императива, и общение с другими людьми и специалистами разных сфер. Другими словами, приобретение, осознание, развитие и передача опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе - все это и есть экологическая культура личности.
Таким образом, формирование экологической культуры личности осуществляется в результате реализации природосообразной экологической деятельности, основанной на совокупности мотивации и экологических компетенций личности, при целенаправленном воздействии внутренних и внешних условий.
В заключение, следует сказать, что, характерной особенностью жизнедеятельности общества сегодня являются антропоцентрические установки и технократический способ мышления, поэтому формирование личности с высоким уровнем развития экологической культуры становится реальной потребностью, востребованной в современных экономических условиях. В связи с этим, организация целенаправленной деятельности по формированию экологической культуры личности актуальна для каждого социокультурного института, в том числе и для библиотеки, однако, именно потенциал ее культурно-информационного
пространства позволяет выполнить данную задачу на достаточно высоком уровне.
Литература
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [Электронный источник]. - Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/6.html.(дата обращения 10.09.11).
2. Библиотечное дело на пороге XXI века: тез.докл. и сообщ. междунар. науч. конф. - М., 1998. - Ч. 1. -
177 с.
3. Бондаренко В.Д. К общению с природой. - М., 1987. - 174 с.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб., 2000.- 304 с.
5. Бубекина Н.В. Размышления об образовательной функции библиотек / Н. В. Бубекина // Библиотековедение. - 2000. - № 5. - С. 29-36.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека: монография/ В. Вилюнас.-М., 1990. - 288 с.
7. Возрождение культуры России: книжно-библиотечное дело: сб. статей. Вып. 5. - СПб., 1997. - 112 с.
8. Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как
среда становления нравственного опыта личности [Электронный источник]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/kulturno-informatsionnoe-prostranstvo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniYa-kak-sreda-stanovleniva-n (дата обращения 18.08.11).
9. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа:
монография / В.А.Гордашников, А.Я Осин. М., 2009 [Электронный источник]. - Режим доступа:
http://www.rae.ru/monographs/77 (дата обращения 13.09.11).
10. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. - М., 1976. - 192 с.
11. Добрынина Н.Е. Просветительская функция национальной библиотеки: день сегодняшний / Н.Е. Добрынина // Библиотековедение. - 1995. - № 6. - С.14-18.
12. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: монография / Д.С. Ермаков.- М., 2009. - 180 с.
13. Иванова Я.И. Место издательской деятельности публичных библиотек в культурно -информационном пространстве / Я.И. Иванова.// Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей и решении демографических проблем: материалы междунар. конф. «Румянцевские чтения».-М., 2008. [Электронный источник]. - Режим доступа: http://rumchten.rsl.ru/assets/files/2009/doc/1228892222.doc (дата обращения 25.08.11).
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000. - 512 с.
15. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 2008. - 960 с.
16. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. Ш. Магомед-Эминов - М., 1987. - 48 с.
17. Манилова Т.О. Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года / Т. Манилова // Библиотека. - 2009. - № 2. - С. 6-9.
18. Маркова Т. Б. Библиотека как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т. Б. Маркова. - СПб., 1999. - 16 с.
19. Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура»/ А.Г. Мартыненко // Педагогический журнал. - 2011. - №1. - С. 20-32.
20. Моисеева Л.В., Зебзеева В.А., Михеева Е.В. Экологическая субкультура детства: проблемы
становления и развития: монография / Л.В. Моисеева и др. - Екатеринбург, 2009. - 301 с.
21. Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся: монография / Е.Ю.
Ногтева, И.Д. Лушников. -Вологда, 2004. - 247с.
22. Ратникова, Е. И. Как повысить востребованность библиотеки / Е. И. Ратникова //
Библиотековедение. - 1995. - № 1. - С. 25-32.
23. Скворцов В.В. Теоретические основы библиотековедения: учеб. / В. В. Скворцов. - М., 1996. - 88 с.
24. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. - Экспресс - справочник для студентов вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М., Ростов-на-Дону, 2005.- 256 с.
25. Стошкус К. О понятии экологическая культура общества / К Стошкус // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987 с. 22-41
26. Стратегия формирования экологической культуры населения РФ для обеспечения устойчивого
развития страны. [Электронный источник]. - Режим доступа:
http://www.ecologyandculture.ru/upload/File/strategia_print.pdf (дата обращения 11.08.11).
27. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. - СПб., 2004. - 464 с.
28. Ясвин В. А. Региональная стратегия формирования экологической культуры населения. [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.eco-oos.ru/biblio/sborniki-nauchnvh-trudov/ekologicheski-ustoicЫvoe-razvitie-racionalnoe-ispolzovaшe-prirodnvh-resursov/48/. (дата обращения 18.08.11).
29. http://www.rosa.chuvashia.ru/ (дата обращения 21.09.11).