ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.02
170
УДК 37.035-53«465.07/.11»
ББК Ч42 0.052.8
А. Г. Мартыненко
Новоуральск
МОТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура; экологическая деятельность; экологическая компетентность; мотивы экологической деятельности; младшие школьники.
АННОТАЦИЯ. Описывается процесс формирования экологической культуры младших школьников, состоящий из взаимосвязанных этапов; определяются мотивы экологической деятельности, являющиеся базой при ее формировании.
A. G. Martynenko
Novouralsk
MOTIVES OF ECOLOGICAL ACTIVITY AS A BASIS FOR PROJECTING THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE, HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE OF JUNIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STANDARD OF EDUCATION
KEY WORDS: ecological culture; ecological activity; ecological competence; motives of ecological activity; junior pupils.
ABSTRAPT. The process of development of ecological culture of junior pupils, which consists of interconnected stages, is described; motives of ecological activity, constituting the basis of its development are singled out.
В
заимодеиствие человека и природы на данном этапе развития общества нельзя определить как устоИчивое, позволяющее не только удовлетворять потребности существующего поколения, но и не ставить под угрозу жизнь и развитие будущих поколении. Выход из сложившейся ситуации возможен только в результате экологического образования и воспитания.
Мы солидарны с такими исследователями, как А. М. Галеева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. В. Моисеева, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др., которые под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности, в результате которого формируется экологическая культура, проявляющаяся в природосообразном взаимодействии с окружающей средой. Сегодня в структуру основной общеобразовательной программы начального общего образования входит Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, значительная часть которой отведена экологической составляющей. Следует отметить, что при проектировании Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для младших школьников педагог должен учитывать несколько основных моментов.
Первый момент — это требования нормативных документов ФГОС для начального общего образования, измененных При-
казом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22. 09. 2011. Они регламентируют содержание и результаты реализации программы (п. 19.7), а также ее организационные механизмы. Одним из них является внеурочная деятельность (п. 19.10), на которую отводится большее количество часов (п. 19.3) [2]. Это, в свою очередь, дает педагогам возможность подготовки творческих программ: с яркой авторской позицией, многообразием креативных форм и методов внеурочной работы, новизной и необычностью интегрированных занятий.
Второй момент — это понимание таких теоретических аспектов, как сущность понятия «экологическая культура», механизм ее развития, взаимообусловленность каждого этапа в этом процессе и т. д.
По-нашему мнению, под экологической культурой следует понимать приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе [3].
Не вызывает сомнений то, что экологическая культура приобретается младшими школьниками в процессе экологической деятельности (Т. Е. Абрамова, Г. А. Костецкая, А. В. Кумушбаев, Л. В. Моисеева, Е. В. Ни-конорова, Ю. П. Ожегов, Л. Н. Пашевич, Т. Ю. Соколова и др.). Не менее важным условием является также овладение эколо-
гической компетентностью (И. А. Аболмасова, Д. С. Ермаков, А. Н. Захлебный, П. В. Зуев, Е. Н. Дзятковская, Е. П. Овсянникова, Г. П. Си-корская и др.). Кроме того, следует отметить значимость мотивации как фактора, определяющего и овладение экологической компетентностью, и направленность экологической деятельности. При рассмотрении мотивации как совокупности мотивов необходимо отличать мотив экологической дея-
тельности и экологический мотив, которые, в свою очередь, являются фундаментом при становлении у младших школьников экологической культуры.
Мы считаем, что процесс формирования экологической культуры младших школьников должен включать шесть последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, а также при необходимости этап коррекции (см. рис.).
КОРРЕКЦИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МОТИВ
(комплекс
требований
организма
как
биологического
вида
к условиям
среды
обитания)
П
МОТИВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(сложное
интегральное
психологическое
образование,
побуждающее
к сознательным
природосообразным
действиям
и поступкам
в окружающей
среде)
П
МОТИВАЦИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(сокупность
мотивов
экологической
деятельности,
ведущая
к ее реализации)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(осознанное,
осмысленное
овладение
теоретическими
знаниями,
умениями,
способами
принятия
решений,
нравственными
нормами,
ценностями,
традициями)
П
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(накопление
опыта
взаимоотношений
с окружающими
природными
объектами
на основе
экологического
императива)
П
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
(приобретение,
осознание
и передача опыта
экологической
деятельности
при создании
продуктов
иатериального
и духовного
труда,
а также
при отношении человека к природе, другим людям исамомусебе)^
Рис. Этапы формирования экологической культуры младшего школьника
Первоосновой при формировании экологической культуры младших школьников выступают экологические мотивы — комплекс требований организма как биологического вида к условиям среды обитания (определенный газовый состав воздуха, качество воды, разнообразие и количество растительных и животных видов и т. д.). Это тот фундамент, на котором под влиянием внутренних и внешних условий происходит становление мотивов экологической деятельности — сложных интегральных психологических образований, побуждающих к
сознательным природосообразным действиям и поступкам в окружающей среде, формированию которых способствуют не только внутренние (интересы, желания, склонности), но и внешние условия (педагогическое воздействие) [4].
Однако для реализации экологической деятельности у младших школьников должен быть сформирован комплекс мотивов, или мотивация, экологической деятельности. Если сформированы менее 50% мотивов экологической деятельности (недостаточная мотивация), то педагог осуществля-
ет их корректировку до достаточного уровня (более 50%).
Следующим этапом, необходимым для реализации экологически целесообразной деятельности младших школьников, является овладение экологической компетентностью, которая проявляется как осознанная, осмысленная совокупность теоретических знаний, способов принятия решений, нравственных норм, ценностей, традиций [1]. Значимость и внутренних, и внешних условий на данном этапе остается достаточно высокой.
Проявления экологической деятельности в младшем школьном возрасте достаточно разнообразны: это и закрепление теоретических знаний в области экологии, и отработка практических умений взаимодействия с окружающими природными объектами, и накопление опыта взаимоотношений с социоприродной средой на основе экологического императива, и общение с
другими людьми и специалистами разных сфер. Другими словами, через приобретение и осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности у младших школьников происходит становление их экологической культуры.
Таким образом, формирование экологической культуры у младших школьников осуществляется в результате реализации природосообразной экологической деятельности, основанной на совокупности мотивации и экологической компетентности, при целенаправленном воздействии внутренних и внешних условий.
Так как мотивы экологической деятельности выступают фундаментом самой экологической деятельности младших школьников, то следует остановиться на них подробнее. Многообразие мотивов экологической деятельности младших школьников отражено нами в табл. 1.
Таблица 1
Типы мотивов экологической деятельности младших школьников
№ п/п Мотивы Характеристика
1 Осознаваемые Понимание побуждающих к экологическим действиям причин, умение выстроить побуждения по степени значимости личности; в основе данных мотивов — экологические интересы, стремления, идеалы, убеждения
2 Неосознаваемые Причины, побуждающие к экологической деятельности, не анализируются, выражаются как не контролируемые сознанием переживания, желания или влечения
3 Процессуальные Удовлетворение от процесса экологической деятельности, удовольствие при взаимодействии с различными природными объектами
4 Результативные Направленность на итог, результат экологической деятельности
5 Саморазвития Приобретение дополнительных знаний, интересующей информации
6 Альтруистические Бескорыстная деятельность в социоприродной среде и помощь природным объектам
7 Долга и обязанности Неизменные, обязательные для выполнения экологические действия и поступки
8 Оценки и успеха Мнение значимых для личности людей (сверстников, педагога, родителей) о достигнутом ею уровне, признание ее заслуг и значимости в коллективе в результате экологической деятельности
9 Мотивы самоутверждения Собственное мнение личности о достигнутом ею уровне, ее значимости в коллективе посредством реализации экологической деятельности
10 Познавательные Экологическая эрудиция, приобретение знаний об окружающем мире и объектах живой и неживой природы
11 Коммуникативные Потребность общения с живыми природными объектами (обусловливает заведение домашних животных)
12 Эстетические Восприятие природы как прекрасного, вызывающего положительные эмоции и чувства
13 Релаксационные Потребность в отдыхе на природе, восстановлении сил
14 Меркантильные Объекты живой или неживой природы воспринимаются как способ получения выгоды, удовлетворения материальных нужд и т. п.
Кроме этого, при разработке Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни следует учитывать взаимосвязь мотивации экологической деятельности и уровня раз-
вития экологической культуры младших школьников. С этой целью мы определили соотношение типов мотивации экологической деятельности и уровней развития экологической культуры (см. табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь типов мотивации экологической деятельности и уровней развития экологической культуры младших школьников
Типы мотивации экологической деятельности Характерные особенности личности Уровень развития экологической культуры
Благоприятная - Широкий круг знаний об окружающем мире, понимание причинноследственных связей, направленность на экологическую эрудицию, интерес к дополнительной интересующей информации. - Активно безвозмездно участвует в экологической деятельности и получает удовольствие от нее. - Значительно выражена потребность общения с живыми природными объектами. - Неравнодушное, бережное отношение к природе, понимаемой как ценность. - Ярко выражено чувственное восприятие окружающей среды. - Непрагматическое взаимодействие с природой. Редкое восприятие ее как объект для отдыха. - Мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют большого значения, однако являются дополнительным стимулом. Собственное мнение может отличаться от мнения окружающих творческо- восстановительный (высокий)
Достаточная - Устойчивый интерес к экологической информации; понимание причинноследственных связей, интерес к дополнительной интересующей информации. - Охотно безвозмездно участвует в экологической деятельности. - Ощущает потребность общения с живыми природными объектами. - В целом неравнодушное, бережное отношение к природе, понимаемой как ценность. - Чувственное восприятие окружающей среды, положительное отношение к ней, симпатия к природным объектам. - В основном непрагматическое взаимодействие с природой. Допускается восприятие природы как объекта для отдыха. - Мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют значения, являются дополнительным стимулом. Собственное мнение может отличаться от мнения окружающих активно сберегающий (средний)
Недостаточная - Ограниченные знания об окружающем мире, неполное понимание причинноследственных связей, интерес только к той информации, которая действительно интересна. - Участвует в экологической деятельности, особенно если присутствует вознаграждение. - Потребность общения с живыми природными объектами выражена слабо, в ее основе может находиться потребительское отношение. - Избирательное отношение к компонентам природы, недостаточное понимание ценности каждого. - Чувственное восприятие окружающей среды нейтральное. - Взаимодействие с природой чаще всего потребительское, природа обычно воспринимается как объект для отдыха. - Собственное мнение о достигнутом уровне, заслугах и значимости в коллективе важнее мнения других людей пассивно сберегающий (низкий)
Неблагоприятная - Знания об окружающем мире очень малы, отсутствует понимание причинноследственных связей, экологическая информация не интересует. - Не участвует в экологической деятельности. - Общение с живыми природными объектами основано на потребительском отношении либо полностью отсутствует. - Равнодушное отношение к природе, она не воспринимается как ценность. - Негативное чувственное восприятие окружающей среды. - При взаимодействии с природными объектами происходит реализация желаний без учета природных возможностей. Природа воспринимается только как объект для отдыха. - Собственное мнение и мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют значения, не являются стимулом. - Экологическая деятельность основана на меркантильных или неосознанных мотивах пассивнопотребительский (очень низкий)
Таким образом, изложенное выше подтверждает актуальность проектирования Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для детей младшего школьного возраста, в основе которой будут находиться мотивы экологической деятельности.
В заключение следует отметить, что понимание педагогами теоретической сторо-
ны вопроса позволяет проектировать программу, соответствующую требованиями ФГОС, в которой содержание, способы и методы работы, а также другие условия достижения цели направлены на становление у младшего школьника природосообразных мотивов экологической деятельности, что в итоге ведет к формированию у него экологической культуры.
3-
ЛИТЕРАТУРА
ЕРМАКОВ Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : монография. М. : РУДН, 2009.
ИЗМЕНЕНИЯ в ФГОС начального общего образования от 22.09. 2011 № 2357 URL:
http://standart.edu.ш/doc.aspx?DocId=8з88 (дата обращения: 09.02.12).
МАРТЫНЕНКО А. Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1.
МОИСЕЕВА Л. В., МАРТЫНЕНКО А. Г. Формирование экологической культуры в культурноинформационном пространстве библиотеки // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1.
1.
2
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева