Научная статья на тему 'Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС'

Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL ACTIVITY / ECOLOGICAL COMPETENCE / MOTIVES OF ECOLOGICAL ACTIVITY / JUNIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко А. Г.

Описывается процесс формирования экологической культуры младших школьников, состоящий из взаимосвязанных этапов; определяются мотивы экологической деятельности, являющиеся базой при ее формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF ECOLOGICAL ACTIVITY AS A BASIS FOR PROJECTING THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE, HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE OF JUNIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STANDARD OF EDUCATION

The process of development of ecological culture of junior pupils, which consists of interconnected stages, is described; motives of ecological activity, constituting the basis of its development are singled out.

Текст научной работы на тему «Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС»

ГСНТИ 14.25.01

Код ВАК 13.00.02

170

УДК 37.035-53«465.07/.11»

ББК Ч42 0.052.8

А. Г. Мартыненко

Новоуральск

МОТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура; экологическая деятельность; экологическая компетентность; мотивы экологической деятельности; младшие школьники.

АННОТАЦИЯ. Описывается процесс формирования экологической культуры младших школьников, состоящий из взаимосвязанных этапов; определяются мотивы экологической деятельности, являющиеся базой при ее формировании.

A. G. Martynenko

Novouralsk

MOTIVES OF ECOLOGICAL ACTIVITY AS A BASIS FOR PROJECTING THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE, HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE OF JUNIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STANDARD OF EDUCATION

KEY WORDS: ecological culture; ecological activity; ecological competence; motives of ecological activity; junior pupils.

ABSTRAPT. The process of development of ecological culture of junior pupils, which consists of interconnected stages, is described; motives of ecological activity, constituting the basis of its development are singled out.

В

заимодеиствие человека и природы на данном этапе развития общества нельзя определить как устоИчивое, позволяющее не только удовлетворять потребности существующего поколения, но и не ставить под угрозу жизнь и развитие будущих поколении. Выход из сложившейся ситуации возможен только в результате экологического образования и воспитания.

Мы солидарны с такими исследователями, как А. М. Галеева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. В. Моисеева, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др., которые под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности, в результате которого формируется экологическая культура, проявляющаяся в природосообразном взаимодействии с окружающей средой. Сегодня в структуру основной общеобразовательной программы начального общего образования входит Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, значительная часть которой отведена экологической составляющей. Следует отметить, что при проектировании Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для младших школьников педагог должен учитывать несколько основных моментов.

Первый момент — это требования нормативных документов ФГОС для начального общего образования, измененных При-

казом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22. 09. 2011. Они регламентируют содержание и результаты реализации программы (п. 19.7), а также ее организационные механизмы. Одним из них является внеурочная деятельность (п. 19.10), на которую отводится большее количество часов (п. 19.3) [2]. Это, в свою очередь, дает педагогам возможность подготовки творческих программ: с яркой авторской позицией, многообразием креативных форм и методов внеурочной работы, новизной и необычностью интегрированных занятий.

Второй момент — это понимание таких теоретических аспектов, как сущность понятия «экологическая культура», механизм ее развития, взаимообусловленность каждого этапа в этом процессе и т. д.

По-нашему мнению, под экологической культурой следует понимать приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе [3].

Не вызывает сомнений то, что экологическая культура приобретается младшими школьниками в процессе экологической деятельности (Т. Е. Абрамова, Г. А. Костецкая, А. В. Кумушбаев, Л. В. Моисеева, Е. В. Ни-конорова, Ю. П. Ожегов, Л. Н. Пашевич, Т. Ю. Соколова и др.). Не менее важным условием является также овладение эколо-

гической компетентностью (И. А. Аболмасова, Д. С. Ермаков, А. Н. Захлебный, П. В. Зуев, Е. Н. Дзятковская, Е. П. Овсянникова, Г. П. Си-корская и др.). Кроме того, следует отметить значимость мотивации как фактора, определяющего и овладение экологической компетентностью, и направленность экологической деятельности. При рассмотрении мотивации как совокупности мотивов необходимо отличать мотив экологической дея-

тельности и экологический мотив, которые, в свою очередь, являются фундаментом при становлении у младших школьников экологической культуры.

Мы считаем, что процесс формирования экологической культуры младших школьников должен включать шесть последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, а также при необходимости этап коррекции (см. рис.).

КОРРЕКЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

МОТИВ

(комплекс

требований

организма

как

биологического

вида

к условиям

среды

обитания)

П

МОТИВ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(сложное

интегральное

психологическое

образование,

побуждающее

к сознательным

природосообразным

действиям

и поступкам

в окружающей

среде)

П

МОТИВАЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(сокупность

мотивов

экологической

деятельности,

ведущая

к ее реализации)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

(осознанное,

осмысленное

овладение

теоретическими

знаниями,

умениями,

способами

принятия

решений,

нравственными

нормами,

ценностями,

традициями)

П

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(накопление

опыта

взаимоотношений

с окружающими

природными

объектами

на основе

экологического

императива)

П

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

(приобретение,

осознание

и передача опыта

экологической

деятельности

при создании

продуктов

иатериального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и духовного

труда,

а также

при отношении человека к природе, другим людям исамомусебе)^

Рис. Этапы формирования экологической культуры младшего школьника

Первоосновой при формировании экологической культуры младших школьников выступают экологические мотивы — комплекс требований организма как биологического вида к условиям среды обитания (определенный газовый состав воздуха, качество воды, разнообразие и количество растительных и животных видов и т. д.). Это тот фундамент, на котором под влиянием внутренних и внешних условий происходит становление мотивов экологической деятельности — сложных интегральных психологических образований, побуждающих к

сознательным природосообразным действиям и поступкам в окружающей среде, формированию которых способствуют не только внутренние (интересы, желания, склонности), но и внешние условия (педагогическое воздействие) [4].

Однако для реализации экологической деятельности у младших школьников должен быть сформирован комплекс мотивов, или мотивация, экологической деятельности. Если сформированы менее 50% мотивов экологической деятельности (недостаточная мотивация), то педагог осуществля-

ет их корректировку до достаточного уровня (более 50%).

Следующим этапом, необходимым для реализации экологически целесообразной деятельности младших школьников, является овладение экологической компетентностью, которая проявляется как осознанная, осмысленная совокупность теоретических знаний, способов принятия решений, нравственных норм, ценностей, традиций [1]. Значимость и внутренних, и внешних условий на данном этапе остается достаточно высокой.

Проявления экологической деятельности в младшем школьном возрасте достаточно разнообразны: это и закрепление теоретических знаний в области экологии, и отработка практических умений взаимодействия с окружающими природными объектами, и накопление опыта взаимоотношений с социоприродной средой на основе экологического императива, и общение с

другими людьми и специалистами разных сфер. Другими словами, через приобретение и осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности у младших школьников происходит становление их экологической культуры.

Таким образом, формирование экологической культуры у младших школьников осуществляется в результате реализации природосообразной экологической деятельности, основанной на совокупности мотивации и экологической компетентности, при целенаправленном воздействии внутренних и внешних условий.

Так как мотивы экологической деятельности выступают фундаментом самой экологической деятельности младших школьников, то следует остановиться на них подробнее. Многообразие мотивов экологической деятельности младших школьников отражено нами в табл. 1.

Таблица 1

Типы мотивов экологической деятельности младших школьников

№ п/п Мотивы Характеристика

1 Осознаваемые Понимание побуждающих к экологическим действиям причин, умение выстроить побуждения по степени значимости личности; в основе данных мотивов — экологические интересы, стремления, идеалы, убеждения

2 Неосознаваемые Причины, побуждающие к экологической деятельности, не анализируются, выражаются как не контролируемые сознанием переживания, желания или влечения

3 Процессуальные Удовлетворение от процесса экологической деятельности, удовольствие при взаимодействии с различными природными объектами

4 Результативные Направленность на итог, результат экологической деятельности

5 Саморазвития Приобретение дополнительных знаний, интересующей информации

6 Альтруистические Бескорыстная деятельность в социоприродной среде и помощь природным объектам

7 Долга и обязанности Неизменные, обязательные для выполнения экологические действия и поступки

8 Оценки и успеха Мнение значимых для личности людей (сверстников, педагога, родителей) о достигнутом ею уровне, признание ее заслуг и значимости в коллективе в результате экологической деятельности

9 Мотивы самоутверждения Собственное мнение личности о достигнутом ею уровне, ее значимости в коллективе посредством реализации экологической деятельности

10 Познавательные Экологическая эрудиция, приобретение знаний об окружающем мире и объектах живой и неживой природы

11 Коммуникативные Потребность общения с живыми природными объектами (обусловливает заведение домашних животных)

12 Эстетические Восприятие природы как прекрасного, вызывающего положительные эмоции и чувства

13 Релаксационные Потребность в отдыхе на природе, восстановлении сил

14 Меркантильные Объекты живой или неживой природы воспринимаются как способ получения выгоды, удовлетворения материальных нужд и т. п.

Кроме этого, при разработке Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни следует учитывать взаимосвязь мотивации экологической деятельности и уровня раз-

вития экологической культуры младших школьников. С этой целью мы определили соотношение типов мотивации экологической деятельности и уровней развития экологической культуры (см. табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь типов мотивации экологической деятельности и уровней развития экологической культуры младших школьников

Типы мотивации экологической деятельности Характерные особенности личности Уровень развития экологической культуры

Благоприятная - Широкий круг знаний об окружающем мире, понимание причинноследственных связей, направленность на экологическую эрудицию, интерес к дополнительной интересующей информации. - Активно безвозмездно участвует в экологической деятельности и получает удовольствие от нее. - Значительно выражена потребность общения с живыми природными объектами. - Неравнодушное, бережное отношение к природе, понимаемой как ценность. - Ярко выражено чувственное восприятие окружающей среды. - Непрагматическое взаимодействие с природой. Редкое восприятие ее как объект для отдыха. - Мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют большого значения, однако являются дополнительным стимулом. Собственное мнение может отличаться от мнения окружающих творческо- восстановительный (высокий)

Достаточная - Устойчивый интерес к экологической информации; понимание причинноследственных связей, интерес к дополнительной интересующей информации. - Охотно безвозмездно участвует в экологической деятельности. - Ощущает потребность общения с живыми природными объектами. - В целом неравнодушное, бережное отношение к природе, понимаемой как ценность. - Чувственное восприятие окружающей среды, положительное отношение к ней, симпатия к природным объектам. - В основном непрагматическое взаимодействие с природой. Допускается восприятие природы как объекта для отдыха. - Мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют значения, являются дополнительным стимулом. Собственное мнение может отличаться от мнения окружающих активно сберегающий (средний)

Недостаточная - Ограниченные знания об окружающем мире, неполное понимание причинноследственных связей, интерес только к той информации, которая действительно интересна. - Участвует в экологической деятельности, особенно если присутствует вознаграждение. - Потребность общения с живыми природными объектами выражена слабо, в ее основе может находиться потребительское отношение. - Избирательное отношение к компонентам природы, недостаточное понимание ценности каждого. - Чувственное восприятие окружающей среды нейтральное. - Взаимодействие с природой чаще всего потребительское, природа обычно воспринимается как объект для отдыха. - Собственное мнение о достигнутом уровне, заслугах и значимости в коллективе важнее мнения других людей пассивно сберегающий (низкий)

Неблагоприятная - Знания об окружающем мире очень малы, отсутствует понимание причинноследственных связей, экологическая информация не интересует. - Не участвует в экологической деятельности. - Общение с живыми природными объектами основано на потребительском отношении либо полностью отсутствует. - Равнодушное отношение к природе, она не воспринимается как ценность. - Негативное чувственное восприятие окружающей среды. - При взаимодействии с природными объектами происходит реализация желаний без учета природных возможностей. Природа воспринимается только как объект для отдыха. - Собственное мнение и мнение значимых людей о достигнутом уровне, признание заслуг и значимости в коллективе не имеют значения, не являются стимулом. - Экологическая деятельность основана на меркантильных или неосознанных мотивах пассивнопотребительский (очень низкий)

Таким образом, изложенное выше подтверждает актуальность проектирования Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для детей младшего школьного возраста, в основе которой будут находиться мотивы экологической деятельности.

В заключение следует отметить, что понимание педагогами теоретической сторо-

ны вопроса позволяет проектировать программу, соответствующую требованиями ФГОС, в которой содержание, способы и методы работы, а также другие условия достижения цели направлены на становление у младшего школьника природосообразных мотивов экологической деятельности, что в итоге ведет к формированию у него экологической культуры.

3-

ЛИТЕРАТУРА

ЕРМАКОВ Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : монография. М. : РУДН, 2009.

ИЗМЕНЕНИЯ в ФГОС начального общего образования от 22.09. 2011 № 2357 URL:

http://standart.edu.ш/doc.aspx?DocId=8з88 (дата обращения: 09.02.12).

МАРТЫНЕНКО А. Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1.

МОИСЕЕВА Л. В., МАРТЫНЕНКО А. Г. Формирование экологической культуры в культурноинформационном пространстве библиотеки // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1.

1.

2

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.