Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ'

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕСКРИПТОРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий И.В.

Исследование посвящено изучению образовательных ситуаций, возникающих при обучении средствам художественной визуализации и презентации в архитектурном образовании. В результате исследования были выделены четыре новых класса проблемных ситуаций, стимулирующих поиск новых средств визуализации и отражающих профессиональную специфику архитектуры: по роли в образовательном процессе; по степени новизны; по направлениям и видам архитектурной деятельности, по возможностям перехода в новые виды профессии. Были выявлена важность поддержки новых видов визуализации, обладающих непредсказуемыми дискриптами, участия в оценке представителей других социальных групп - заказчиков проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL TRAINING OF VISUALIZATION TOOLS IN ARCHITECTURE

The study is devoted to the study of educational situations that arise when learning the means of artistic visualization and presentation in architectural education. As a result of the study, four new classes of problem situations were identified that stimulate the search for new visualization tools and reflect the professional specifics of architecture: by their role in the educational process; by degree of novelty; by directions and types of architectural activity, by the possibilities of transition to new types of profession. The importance of supporting new types of visualization with unpredictable disciplines, participation in the evaluation of representatives of other social groups - customers of the project was identified.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14

UDC 378.14

ТОПЧИЙ И.В.

кандидат архитектуры, профессор МААМ, директор подготовительных курсов, ФБГОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственной академии)» E-mail: top@markhi.ru

TOPCHIY I.V.

Candidate of Architecture, Professor of IAAM, Director of the Preparatory Department of FBGOU VO "Moscow Architectural

Institute (State Academy)" E-mail: top@markhi.ru

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ

SITUATIONAL TRAINING OF VISUALIZATION TOOLS IN ARCHITECTURE

Исследование посвящено изучению образовательных ситуаций, возникающих при обучении средствам художественной визуализации и презентации в архитектурном образовании. В результате исследования быти выделены четыгре но-выш класса проблемныш ситуаций, стимулирующих поиск новыш средств визуализации и отражающих профессиональную специфику архитектуры: по роли в образовательном процессе; по степени новизны; по направлениям и видам архитектурной деятельности, по возможностям перехода в новые виды профессии. Быти выявлена важность поддержки новыш видов визуализации, обладающих непредсказуемыми дискриптами, участия в оценке представителей других социальные групп - заказчиков проекта.

Ключевые слова: ситуационное обучение, средства художественной визуализации, архитектурное образование, дескрипторы компетенций, экспертная оценка.

The study is devoted to the study of educational situations that arise when learning the means of artistic visualization and presentation in architectural education. As a result of the study, four new classes of problem situations were identified that stimulate the search for new visualization tools and reflect the professional specifics of architecture: by their role in the educational process; by degree of novelty; by directions and types of architectural activity, by the possibilities of transition to new types of profession. The importance of supporting new types of visualization with unpredictable disciplines, participation in the evaluation of representatives of other social groups - customers of the project was identified.

Keywords: situational training, means of artistic visualization, architectural education, descriptors of competencies, expert assessment.

1. Введение.

Необходимость поиска путей повышения уровня компетенции архитектора во владении средствами визуализации и художественной презентации объясняется непрерывными изменениями требований к профессиям, ростом конкуренции между специалистами и необходимостью создания условий для гибких профессиональных траекторий развития. Профессиональное образование ищет более гибкие подходы к архитектурному образованию, учитывающие личностные способности студентов, многообразие видов архитектурной деятельности, возможности перехода из одного направления архитектуры в другое и в смежные виды деятельности. Подобный подход к архитектурному образованию активизировался после кризиса 2008-2009 годов и, можно предположить, усилится в результате глобального экономического кризиса 2020 года.

Создавая архитектурные произведения, зодчие ищут новые образы, способы формообразования и новые способы визуализации. Что подтверждает важность поиска, изучения и моделирование в профессиональном архитектурном образовании ситуаций, сопровождающихся визуализацией и (или) презентацией архитектуры. И определяет цель исследования: выявление типологии обучения средствам художественной визуализации и презентации в архитектурном образовании.

Определенная цель включает решение ряда исследовательских задач:

- изучение практики использования средств визуализации в архитектуре и архитектурном образовании в историческом ракурсе,

- выявление современных тенденций использования средств визуализации в архитектурной деятельности для рас-

крытия творческого потенциала архитекторов и создания новых произведений архитектуры;

2. Методология.

Методология исследования основывается компаративном анализе средств и форм художественной визуализации в архитектуре и архитектурном образовании в России, Великобритании и США, в историческом развитии и современном состоянии.

3. Результаты.

3. 1 Историко-логический анализ методов и форм обучения средств визуализации в архитектурном образовании России с сер. XVIII- нач. ХХ1 века.

Универсальным средством художественной визуализации архитекторовсчитается рисунок. Именно на умении рисовать основываются методы обучения архитектуре, пришедшие в Россию из итальянских и французских архитектурных академий. Что подтверждается исследованиями архитекторов, искусствоведов и педагогов, посвященных истории становления методов архитектурно-дизайнерского образования, основанных на художественных составляющих архитектурного творчества: Ивановой-Виен Л.И., Кольстед Л.А., Метленкова Н.Ф., Прохорова С.А, Топчий И.В., Холодовой Л.П., Чуваргиной Н.П. и других. Было выявлено, что многообразие направлений деятельности архитекторов, включая архитектурное проектирование, реставрацию и реконструкцию зданий, ландшафтное проектирование, дизайн пространственной среды, городское планирование и другие, отличаются художественной направленностью. И определяет как повышенные требования к художественно-графическим навыкам у абитуриентов высших школ архитектуры, так и группы дисциплин художественного цикла в содержании профессионального образования.

© Топчий И.В. © Topchiy I.V.

До 1920-х годов методы обучения рисунка в российских школах архитектуры носили «академический» характер и не отличались от методов обучения художников и скульпторов. В фундаментальном исследовании О.Г.Максимова «Рисунок в профессии архитектора» было выделено три аспекта использования архитектором ручного рисования в архитектуре: творческий поиск в процессе формообразовании, изучение и презентация объектов архитектуры. Архитектурный рисунок также является «внецеховой» творческой деятельности архитекторов, вносит вклад в мировую и национальную культуру в виде произведений графики, «архитектурных фантазий», «бумажной архитектуры».

В образовательной практике развитых странах мира в настоящее время взаимодействуют три ступени образования архитекторов. Архитектурный рисунок наряду с моделированием, макетированием и историей архитектуры и искусства, является компонентом довузовского архитектурного образования, и применяется для развития необходимых будущему архитектору профессиональных качеств - креативности и пространственного мышления. Научное обоснование методов образования детей в РФ средствами архитектуры было сделано педагогами - архитекторами, художниками и искусствоведами Жилкиной З.В., Ашмариной И.Н., Метленковым Н.Ф., Степановым А.В. и другими. Разработанные ими методы и методики опирались на концепции поэтапного развития творческого мышления в процессе деятельности Гальперина П.Я., Леоньева А.Н., Выготского Л.С. и других ученых. Художественно-эстетические и пространственные свойства архитектуры использовались для расширения знаний о мире, для развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики детей.

Макетирование и моделирование являются широко распространенными и используемыми средствами визуализации архитектуры, позволяет увидеть будущих объект в объеме, представить его вместе с окружающей средой. Макеты и модели сооружений использовались при строительстве зодчими древней Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции задолго до того, как для этого стали использоваться чертежи.

Революционные изменения в подходах к моделированию произошли в начале ХХ века, в период поисков новых направлений развития архитектуры и искусства. Были созданы новые методы обучения проектированию с помощью абстрактной композиции, получившие название «архитектурной пропедевтики». Абстрактные композиции из глины, пластилина, бумаги и картона служили инструментами творческого поиска и средством общения преподавателей и студентов в прогрессивных учебных заведениях Европы. Новаторские программы Ладовского Н.А., Кринского В.Ф., Докучаева Н.В., Королева Б., Лавинского А., Бабичева А. в московском ВХУТЕМАСе. Вальтера Гропиуса. Мисс Ван дер Роэ, Бруно Таута, И.Итена, Л.Махой-Надя и других мастеров - в немецком Баухаусе. Художников, архитекторов и промышленных дизайнеров объединенных в группу «Де Стиль» - в Голландии [3]. Став эффективным средством творческого поиска и способом профессионального общения архитекторов, скульпторов и живописцев, дизайнеров, оно продолжает развиваться в знаменитых архитектурных школах: в финском университете

A.Аалто, Иллинойском техническом университете (США) и других школах мира, работах исследователей: Ивановой-Виен Л.И., Мелодинского Д.Л., Хазановой В.Э., Хан-Магомедова С.О., Коротковского А., Малахова С., Пронина Е., Сазонова

B., Дембич А. и других; исследователями в странах Европы и США: Руусувуори А. (Финдяндия), Хансом М. Винглером, Дросте М. (Германия), Мэтью Грегори (Швеция), Беатрис Коломиной (США) и других.

3.2 Выявление современных тенденций в использовании средств визуализации и презентации в архитектуре и архитектурном образовании.

Новые способы визуализации пришли в практику проектирования вместе с появление телекоммуникационных технологий и распространением цифровых форм проектировании.

Научное осмысление методов формообразования с помощью информационных технологий было сделано в работах Авдотьина Л.Н., Асановича А., Волынского В., Костогаровой Е.П, Рочеговой Н.А. и других авторов. Были сделаны выводы, что методы компьютерного формообразования, подразделяющиеся на геометрические, параметрические и алгоритмические, обогатили методы и приемы проектирования и повлияли на формообразование в современной архитектуре.

Новые подходы к визуализации в архитектуре рассматривались в контексте их роли в создании профессиональных коммуникаций, как средства выражения, передачи и восприятия архитектурного замысла, то есть презентации архитектурного проекта. Были выделены виды архитектурной презентации, отличающие по форме представления (графическая, объемная или виртуальная формы), по целям представления, по типу адресата, по виду объекта представления, по стадиям проектирования и области профессиональных компетенций. Были найдены области профессиональных компетенций, в которых востребована архитектурная презентация [1, 2]. Не были определены особенности архитектурных презентаций, учитывающие отличия в психологии восприятия архитектуры субъектами архитектурной деятельности. Так же не были учтены ситуации, выходящие за пределы принятых методов и профессиональных стандартов обучения проектированию, такие участие в конкурсах, волонтерская работа и другие инициативы студентов и преподавателей. Научно-исследовательская работа, требующая новых видов презентации, в том числе при использовании инновационных технологий строительства и новых строительных материалов. А также работа архитекторов в смежных видах деятельности, таких как, составлении баз данных для проектирования, сценическом искусстве, ландшафтном дизайне (Таблица 1) и т.п. Очевидно, что существует противоречие между сложившимися подходами к презентации результатов интеллектуальной деятельности архитекторов и инновационным поиском в архитектуре. Актуальным является поиск и создание образовательных ситуаций, которые мотивировали бы будущих архитекторов к инновационному поиску и нахождению новых путей эмоционального воздействия средствами художественной визуализации.

3.3 Типология педагогических ситуаций обучению средствам визуализации в архитектурном образовании.

В современной теории и практике образования целенаправленное создание образовательных ситуаций, мотивирующих студентов к достижению определенной цели, признаются действенным способом получения нового эмоционального опыта и включаются в проектные методы образования [10]. Ситуативный подход признается одним из методов управления, способом быстрого реагирования на появление инноваций, стимулирования творческой деятельности студентов и преподавателей [8]. За основу классификации педагогических ситуаций в архитектурном образовании может быть взят метод классификации, учитывающий возможность измерения компетенций студентов, предложенный Шашкиной М.Б., Шкериной Л.В. [6, 7]. А именно: по месту возникновения и протекания, по степени проективности, по степени оригинальности, по степени управляемости, по составу участников. Предлагается дополнить данную классификацию параметрами, отражающими специфику архитектурной деятельности и сложившуюся практику образования. Тем самым подготовив почву для практического использования результатов исследования (Таблица 2).

Предлагается выделить следующие типы проблемных ситуаций в развитии визуализационных компетенций в архитектурном образовании:

- по роли в образовательном процессе (класс А): дифференциация образовательных ситуации проводится по их месту в образовательном процессе, то есть в процессе получения разнообразных компетенций в профессиональном образовании, в научных исследованиях, в проектной архитектурной практике;

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 1.

Методы визуализации в архитектуре (опыт современной российской практике)

методы визуализации образовательная ситуация запрос в профессиональной деятельности архитектора условия получения опыта и формирования навыков визуализации влияние архитектурно-строительных инноваций

Рисунок от руки в натуры рисование архитектуры и других объектов с натуры (в антропогенной среде) фиксация и изучение архитектуры, ее стилистических, функциональных и конструктивных особенностей посещение объектов архитектуры; наличие материалов и оборудования для рисования не влияют

Рисунок от руки «по представлению» рисование архитектуры и других объектов по воображению (в аудитории) творческий поиск, создание архитектурного проекта; взаимодействие с коллегами и заказчиками наличие средств обучения: материалов и оборудования для рисования не влияют

Черчение от руки выполнение чертежей от руки с помощью чертежных инструментов подготовка документации для строительства наличие средств обучения: материалов и оборудования для черчения от руки не влияют

Макетирование и моделирование из бумаги и картона создание макетов и моделей из бумаги и картона творческий поиск и демонстрация проектного решения наличие средств обучения: материалов и оборудования для макетирования и моделирования не влияют

Моделирование в строительных материалах (дерево, металл, пластик) создание моделей архитектурных объектов из строительных материалов, приближающих к их реальному восприятию демонстрация проектного решения наличие материалов, оборудования, мастерских и других средств моделирования использование новых строительных материалов и технологий

Моделирование в декоративных (не строительных) материалах создание макетов и моделей из не строительных материалов демонстрация проектного решения, произведение впечатления на зрителей наличие мастерских, оборудования умения использовать технологии не влияют

3-Э моделирование в цифровых редакторах создание виртуальных моделей архитектуры, в т.ч. динамических демонстрация проектного решения, произведение впечатления на зрителей наличие оборудования и программных продуктов развиваются одновременно с технологиями

- по степени новизны (класс Б): различия определяются в зависимости от инновационных процессов и явлений, происходящих в разных аспектах архитектурной деятельности: инженерно-технических, художественно-эстетических и социальных.

- по направлениям и видам архитектурной деятельности (класс В): различаются в зависимости от участия субъекта в том или ином виде деятельности: архитектурном проектировании, реставрации и реконструкции, градостроительстве, дизайне среды, ландшафтной архитектуре, архитектурной критики, архитектурной визуализации, других направлениях архитектуры;

- по возможности перехода в смежные виды профессиональной деятельности - визуальные и пластические искусства (класс Г): живопись, скульптуру, предметный дизайн, книжную графику, фотографию, декоративно-прикладное искусство, моду, сценическое искусство, анимацию, компьютерный дизайн и другие.

Для выявления состава объектов (проблемных ситуаций) в выявленных классах, укажем на причины их появления и принципы отбора. Таким образом, классы получат возможность динамического расширения.

Класс «А» (образовательный процесс) - отбор объектов (ситуаций) происходит по принципу сравнения сложившихся традиций обучения средствам визуализации и появления новых подходов (стилей, форм, технологий), обусловленных решением целей, заявленных в стратегиях университетов;

Класс «Б» (по степени новизны) - отбор проблемных ситуаций производится с учетом их профессиональных оснований.

Инженерно-технологическими основаниями появления новых форм и методов визуализации в архитектуре служит инновации в строительстве и проектировании, появление новых технологий и строительных материалов, проявляющиеся вследствие непрерывного технологического прогресса.

Художественно-эстетическими основаниями возникновения новых форм визуализаций - архитектурных презентаций, появляющиеся на базе междисциплинарных коммуникаций архитектуры со статическими и динамическими видами искусства. Тенденция поддерживается непрерывным поиском новых средств художественной выразительности, появлением новых художественных стилей и концепций, разнообразием культурно-эстетических традиций и культурным обменом.

Социальными основаниями появления новых видов визуализации является общественный прогресс, появление новых социальных групп, обладающих особыми вкусовыми и стилистическими предпочтениями и интересами.

Класс «В» (по направлениям и видам архитектурной деятельности) - проблемные ситуации данного класса подбираются с учетом разнообразия видов профессиональной архитектурной деятельности, обусловленных ростом требований к специалистам, составляющих проектную команду. Наряду с профессиональными компетенциями к архитекторам, которые зафиксированы в североамериканской базе данных, составленной при участии Министерства труда, занятости и обучения США (USDOL/ETA), учитываются и личностные характеристики.

Класс «Г» (потенциал перехода в смежные виды профессиональной деятельности) - подготовлен логикой развития общества и общества и имеет юридическое закрепление в многоуровневых национальных образовательных системах. Гибкие образовательные траектории, появившиеся в профессиональном образовании сегодня, учитывают индивидуальные способности и интересы, и студентам реагировать на изменения потребностей на рынке труда. Для архитектурных профессий возможность построения профессиональной карьеры в смежных видах деятельности подготовлена наличием профессиональных компетенций, которые легко трансформируются в другие специальности [9].

Таблица 2.

Особенности использования средств визуализации в различных направлениях архитектурной деятельности. Были использованы данные Института архитекторов (апрель 2020 г.); Атласа новых профессий, разработанных в Сколково.

виды и направления архитектурной деятельности особенности направления, влияющие на выбор средств визуализации и презентации законодательное обоснование

код стандарта профобразования РФ (в соответствии с ФГОС 3++ по направлениям бакалавриата)

архитектура создание объемно-пространственных форм 07.03.01

градостроительство проектирование территорий (пространства) 07.03.04

реставрация и реконструкция зданий уникальность объектов 07.03.02

дизайн пространственной среды проектирование внутренних пространств 07.03.03

ландшафтная архитектура (степень «магистр») взаимодействие с природой 250700

Программы повышения квалификации Американского института архитекторы (AIA)

программы для людей с ограниченными возможностями технологии визуализации для слабовидящих людей; технологии проектирования для слабовидящих людей Закон об информационной и технической помощи инвалидам (Americans with Disabilities Act (ADA)

программы поддержания здоровья людей технологии визуализации для аналитических данных, в т.ч. при пандемии COVOD Закона о безопасности здоровья и жизнедеятельности (Health & Safety at Work Act)

программы по устойчивому развитию и «зеленому» строительству BIM, GIS визуализации; динамическое цифровое моделирование Сертификация коммерческих Зеленых зданий (Green Business Certification Inc. GBCI)

программы по заказу Королевского института Британских архитекторов создание визуальных коммуникаций с социальными медиа, бизнесом и другими социальными группами европейский опыта повышения квалификации сертифицированных архитекторов

Перспективные специальности в строительстве и архитектуре («Атлас новых профессий» Сколково)

архитектор «энергонулевых» домов информационные технологии проектирования, клиенто- ориентированные визуальные коммуникации отсутствуют

проектировщик 3D-печати в строительстве трехмерная визуализация с помощью 3D принтера отсутствуют

проектировщик безбарьерной среды визуализация с учетом ограниченных условий восприятия объектов Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 3501-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

В1М-менеджер-проектировщик создание информационной модели здания, визуализация его «жизни» в динамике Стратегия инновационного развития строительной отрасли; Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Проектировщик инфраструктуры «умного дома» визуализация технологий «умного дома» отсутсвуют

При определении образовательных ситуаций использованы Основные образовательные программы ФГОС 3++ ФБГОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)». Учитывалось, что к завершению третьего года бучения (уровень «Бакалавр»), студент, осваивая профессиональный язык и средства коммуникации должен владеть «методикой изображения и моделирования архитектурной формы и пространства (УК-3.5).

В таблице 2 и далее при определении индикаторов компетенций используются разработки Е.И.Казаковой и И.Ю.Тархановой, исследующих методы оценки образовательных программ [4]. И учитывая индикаторы достижения компетенций, выделенных специалистами НИУ ВШЭ Бершадской М.Д. и Серовой А.Д., а именно достаточность, изменяемость, четкость формулировок, преемственность по уровням образования.

Оценивая уровень компетенций в области владения средствам художественной визуализации и презентации необходимо учитывать большую долю субъективности, связанную с прикладным значением данных компетенций, экспертным характером оценок и разнообразием состава экспертов.

Проблемные ситуации в обучении средствам художе-

ственной визуализации и презентации в архитектуре представлены в табличной форме (таблицы 3-6), с указанием требований к уровню получаемых компетенций - дескрипторов. Дескриптор (от лат. слова «descriptor» - описывающий) -краткое описание критериев экспертной оценки компетенций.

В дескриптах компетенций обучения средствам визуализации ООП и ФГОСах используются вербальные описания, которые не дают полного представления о требованиях к уровню освоения ООП и критериях оценки степени их освоения. При большом сходстве в описании, каждая архитектурная школа имеет различные представления о требованиях, выработанные десятилетиями работы экспертов. И представлены в методическом фонде. Наличие аналогов позволяет именовать данные дескрипторы предсказуемыми. В противоположность непредсказуемым дескриптам, которые не имеют аналогов и требуют оценки приглашенных экспертов. Обращаем внимание на важность учета состава экспертов, от которого зависит результат оценки.

Появление непредсказуемых дескриптивных оценок в образовательных ситуациях в полной мере отвечает задачам поиска новых форм визуализации и творческому поиску в архитектурном формообразовании.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 3.

Проблемные образовательные ситуации класса «А» (присутствующие в основном образовательном процессе).

образовательный процесс ситуации цели визуализации дескрипторы визуализа-ционных компетенций

профессиональное архитектурное образование эскизное проектирование (клаузуры) разработка и демонстрация преподавателям идеи или концепции будущего проекта признание идеи, утверждение эскиза

выполнение учебных и курсовых проектов разработка архитектурно-дизайнерского раздела проектной документации соответствие нормам проектирования и образцам из методического фонда

подготовка проектов для участия в архитектурных конкурсах демонстрация новых идей и концепций, стимуляция творческой деятельности победа в конкурсе

выполнение учебных заданий по дисциплинам художественного цикла обучение средствам художественной визуализации по ООП «Бакалавр» архитектуры» соответствие требованиям (отраженных в образцах - работах методического фонда)

научно-исследовательская деятельность в вузе проведение научных экспериментов в рамках образовательного процесса представление результатов НИР и НИОКР в архитектуре регламентированы стандартами к оформлению НИР и НИОКР

экспериментальная, в том числе волонтерская работа поиск новых форм архитектурной деятельности достижение заявленных целей эксперимента

практика художественная практика студентов выполнение заданий по дисциплинам «рисунок», «живопись», графическая фиксация современного состояния зданий (обмерная практика) в соответствии с требованиями кафедр и предсказуемыми дескриптами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производственная (проектная) практика студентов освоение на практике полученных теоретических знаний о процессе проектирования стандартами по проведению проектных и обмерных работ

индивидуальная работа (выполнение контрактных художественных работ) выполнение работы в соответствии с требованиями заказчика успешное завершение договора

Т аблица 4.

Проблемные образовательные ситуации класса «Б» (различаются по степени новизны), определяются в зависимости от инновационных процессов и явлений, происходящих в разных аспектах архитектурной деятельности: инженерно-технической, художественно - эстетической, социальной, экологической.

виды инноваций ситуации цели визуализации дескрипторы визуализа-ционных компетенций

инженерно-технические процесс создания и апробации инженерно-технических инноваций визуализация результатов НИР и НИОКР при процессе апробации и презентации полное и понятное раскрытие преимуществ инноваций

художественно-эстетические использование новых художественных приемов, стилей, образов и технологов для презентации архитектурных проектов привлечение внимания к идее (проекту); поиск новых художественно-стилистических направлений и форм; положительно оцениваемые зрителями (непредсказуемые)

социальные методы проектирования, построенные на общественном взаимодействии презентация и апробация идей в понятной для данной социальной группы форме воспринимаемые зрителями (непредсказуемые)

экологические методы экологического проектирования акцентирование на экологичности проекта учет позитивного восприятия экологических факторов

Т аблица 5.

Проблемные образовательные ситуации класса «В» (по направлениям и видам архитектурной деятельности); различаются в зависимости от вида архитектурной деятельности: архитектурном проектировании, реставрации и реконструкции, градостроительстве, дизайне среды, ландшафтной архитектуре,

архитектурной критики, архитектурной визуализации, других направлениях архитектуры.

виды и направления архитектурной деятельности ситуации, стимулирующие творчество цели визуализации дескрипторы визуализацион-ных компетенций

архитектура архитектурные конкурсы выражение новой идеи и привлечение внимания к конкурсной работе достижение цели - победа в конкурсе

градостроительство градостроительные конкурсы выражение новой идеи и привлечение внимания к конкурсной работе достижение цели - победа в конкурсе

реставрация и реконструкция зданий уникальные объекты архитектуры и их фрагменты изучение объекта, визуальное соответствие оригиналу реалистичное изображение объекта реконструкции

дизайн пространственной среды уникальные события в жизни людей создание уникальных впечатлений эмоциональное воздействие на людей

ландшафтная архитектура уникальные географические условия и ландшафты, динамика смены времен года и изменений качества ландшафтной архитектуры и дизайна во времени визуализация идеи с учетом уникальности пространственной ситуации и динамики изменения объектов проектирования по сезонам т в динамике роста достоверность восприятия, учитывающая специфику существования элементов природной среды

Таблица 6.

Проблемные образовательные ситуации класса «Г» (потенциал перехода в смежные виды профессиональной деятельности). В таблице использованы результаты исследований автора, выполненного в 2016-2017 г. и прошедшие апробацию на Международной конференции по устойчивому развитию в Бристоле (Великобритания).

виды и направления смежных видов деятельности ситуации цели визуализации дескрипторы визуализа-ционных компетенций

смежные направления виды архитектурно-градостроительной деятельности рост потребности в градостроителях; реализация масштабных планов по созданию и реконструкции городов обучение специфическим формам и способам визуализации установлены законодательно в требованиях и нормах к оформлению проектной документации

предметный дизайн изменение жизненной траектории, склонность к творческой , коммерческой и деятельности и самостоятельности демонстрация художественных, функциональных, технологических достоинств объектов дизайна установлены в законодательных требованиях и нормах к оформлению технологической документации

административная деятельность, в том числе, в сфере городского управления и планирования, строительства, инвестиционной деятельности, брендинг логика личного развития, опирающаяся на склонности к управленческой деятельности визуализация целей принятых административно-управленческих решений доступность и понятность для разных социальных групп

научно-исследовательская и аналитическая деятельность логика личного развития, опирающаяся на склонности к научно-аналитической работе визуализация методов и результатов научных исследований определены в законодательных требованиях к оформлению НИР и НИОКР, негласные правила презентации, существующие в научных сообществах

художественное образование ( на уровнях НОО, ООО,СПО,ВПО, ДО, ДПО), логика личного развития, опирающаяся на склонности к образовательной деятельности обучение детей и взрослых, учитывая их уровни восприятия определены в стандартах и учебных программах образования

визуальные пластические искусства: живопись, скульптура, фотография, ткачество, ювелирное искусство и т.д. логика личного развития, опирающаяся на склонности к художественной деятельности самовыражение средствами искусства, развитие национальных традиций, эмоциональное воздействие на зрителей достижение поставленных целей

визуализация в информационной среде, создание баз данных и компьютерных программ для архитектуры, в т.ч. компьютерные игры информатизация всех сторон жизни общества, логика личного развития, опирающаяся на склонности субъектов к математике потребность в сборе и хранении информации, цифровых программах для проектирования; потребность общества в организация досуга и отдыха граждан, снижение уровня деменции; достижение поставленных задач средствами визуализации с помощью информационных технологий

коммуникации, СМИ логика личного развития, опирающаяся на склонности субъектов к работе с информацией популяризация общественно-важных идей, создание новых коммуникаций и социальных групп в виртуальном пространстве создание каналов визуальной коммуникаций для реализации поставленных целей

коммерческая деятельность строительстве, архитектуре. искусстве, дизайне, менеджмент, маркетинг логика личного развития, поддержанная склонностью к коммерческой и организационной деятельности получение прибыли от результатов интеллектуальной деятельности достижение поставленной цели

4. Выводы:

1. Сложившаяся система непрерывного архитектурного образования, недостаточно реагирует изменение рынка труда и требования обеспечения вариативности при построении профессиональной карьеры архитектора.

2. Рисунок, чертеж, макет и плоскостная 3-х мерная визуализация являются основными способами визуализации и презентации, обучаемые и используемые в архитектурном образовании в РФ. Они обеспечены достоверными вербальными и невербальными дискриптами, успешно оценивающими уровень компетенций студентов.

3. Научная, экспериментально-инновационная и экспериментальная деятельность в архитектуре и архитектурном образовании сопровождается появлением ситуаций, способствующих поиску, созданию и использованию новых способов визуализации и презентации проекта.

4. Новые формы визуализации архитектуры в современной архитектурной практике и пространственном дизайне порождаются запросом на создание сменяемых впечатлений от пространственной среды и воздействие на публику.

5. Новые методы и формы визуализации и презентации порождаются процессом междисциплинарного взаимодей-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ствия архитектуры с искусством и технологиями.

6. При отсутствии вербальных и невербальных дис-криптов, оценить уровень компетенции студентов в архитектурной визуализации и презентации, можно использовать метод экспертных оценок, привлекая экспертов из числа заинтересованных в архитектурной деятельности субъектов.

7. Принципом повышения уровня владения презентационными и художественно-визуализационными компетенциями студентов архитектурных школ является развитие новых общественных, междисциплинарных и межпрофессиональных коммуникаций в архитектуре, привлечение в архитектурное образование предстателей различных социальных групп - «заказчиков», которые выступают в роли экспертов новых

видов и форм визуализации.

8. Многообразие возможностей в появлении потенциальных инноваций в архитектуре и новых образовательных ситуаций и визуализаций, ставит задачу поиска принципов их отбора.

9. Принципом отбора и целенаправленного создания ситуаций, дающих новый эмоциональный опыт и поддерживающих развитие визуальзационных и презентационных компетенций будущих архитекторов, может стать оценка соответствия личных интересов и предпочтений студентов и групп преподавателей, входящих в научные школы или объединенных инновационными программами.

Библиографический список

1. Акатьева А. О. Архитектурная презентация как средство коммуникации в архитектурной деятельности: автореф. дис. канд. архитектуры. ННГАСУ Н.Новгород, 2012. 24 с., С. 9.

2. Блинов В.И. От качества образования - к качествам личности / В. И. Блинов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 22-й Международной научно-практической конференции, 18-20 апреля 2017 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2017. С. 11-14.

3. Дружкова Н.И. Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном художественном образовании : дисс.докт. пед. наук . ГУ «Институт художественного образования РАО»].- М., 2008.- 290 с.: ил.

4. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. N 5, с. 127- 135. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10164

5. Мыскин С.В. Типология профессиональных коммуникативных ситуаций // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2015. N 2, С. 40 - 56.

6. ФайзрахмановаА. Л. Проектная культура студентов в контексте художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3 (март). С. 22- 33. URL: http://e-koncept.ru/2019/191020.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2019-11020.

7. ШашкинаМ. Б., ШкеринаЛ. В. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. N4, С. 201-207.

8. Kulcke, Matthias & Lorenz, Wolfgang & Wurzer, Gabriel. (2017). Structuring of Teaching and Learning Situations in Architectural Education.

9. Topchiy Irina. Career guidance for the stable professional development of architects. WIT PRESS. Conference papers. Sustainable Development and Planning 2017. 27-29 June 2017, Bristol, UK. p. 598 - 606., SDP17 20361. doi:10.2495/SDP170621,

10. Xiaoqiao Cheng,1 Jianping Xia. Jilin Li, the Founder of China's Situational Education. Science Insights Education Frontiers, Vol.3, No. 2 (August) 2019, p. 275-295/ DOI: 10.15354/sief.19.co012

References

1. Akat'evaA.O. Arxitekturnaya prezentaciya kak sredstvo kommunikacii v arxitekturnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. arxitektury'. NNGASU. N. Novgorod, 2012. 24 p., Pp.9.

2. Blinov V. I. Ot kachestva obrazovaniya - k kachestvam lichnosti / V. I. Blinov // Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii : materialy' 22-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18-20 aprelya 2017 g., g. Ekaterinburg / Ros. gos. prof.-ped. un-t. -Ekaterinburg : Izdatel'stvo RGPPU, 2017. Pp. 11-14.

3. Druzhkova N.I. Pedagogicheskaya koncepciya Bauxauza i ee tradicii v sovremennom xudozhestvennom obrazovanii : diss.dokt. ped. nauk . GU «Institut xudozhestvennogo obrazovaniya RAO»]. M., 2008. 290p.: il.

4. Kazakova E. I., Tarxanova I. Yu. Ocenka universal'ny'x kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'ny'x programm // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. N 5, s. 127- 135. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10164

5. My'skin S.V. Tipologiya professional'ny'x kommunikativny'x situacij // Polilingvial'nost' i transkul'turny'e praktiki. 2015. N 2, c.40 - 56.

6. Fajzraxmanova A. L. Proektnaya kul'tura studentov v kontekste xudozhestvennogo obrazovaniya // Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal «Koncept». - 2019. - № 3 (mart). - S. 22- 33. URL: http://e-koncept.ru/2019/191020.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2019-11020.

7. Shashkina M. B., Shkerina L. V. Izmerenie kompetencij studentov na osnove problemny'x pedagogicheskix situacij // Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva. 2012. N4, c. 201-207.

8. Kulcke, Matthias & Lorenz, Wolfgang & Wurzer, Gabriel. (2017). Structuring of Teaching and Learning Situations in Architectural Education.

9. Topchiy Irina. Career guidance for the stable professional development of architects. WIT PRESS. Conference papers. Sustainable Development and Planning 2017. 27-29 June 2017, Bristol, UK. p. 598 - 606., SDP17 20361. doi:10.2495/SDP170621,

10. Xiaoqiao Cheng,1 Jianping Xia. Jilin Li, the Founder of China's Situational Education. Science Insights Education Frontiers, Vol.3, No. 2 (August) 2019, p. 275-295/ DOI: 10.15354/sief.19.co012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.