Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М., Тепляков Н.Ю.

Статья рассматривает вопросы подготовки учителей изобразительного искусства с помощью информационных технологий. Возможности компьютерной графики позволяют использовать в процессе обучения интерактивные методы, формы и средства обучения, что позволяет образовательный процесс вывести на более высокий и продуктивный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS, FORMS AND TEACHING AIDS IN THE PROCESS OF PREPARING TEACHERS OF FINE ART

The article deals with the training offine art teachers using information technology. The capabilities of computer graphics make it possible to use interactive methods, forms and learning tools in the learning process, which allows the educational process to be brought to a higher and more productive level.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.112.4

UDC 377.112.4

ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С Тургенева

E-mail: myrzin13@rambler.ru ТЕПЛЯКОВ Н.Ю.

аспирант, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: teplyakovny@gmail.com

CHERNIKOVA S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of

Painting, Orel State University E-mail: myrzin13@rambler.ru TEPLYAKOV N.YU. Graduate Student, Orel State University E-mail: teplyakovny@gmail.com

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

INTERACTIVE METHODS, FORMS AND TEACHING AIDS IN THE PROCESS OF PREPARING TEACHERS OF FINE ART

Статья рассматривает вопросы подготовки учителей изобразительного искусства с помощью информационных технологий. Возможности компьютерной графики позволяют использовать в процессе обучения интерактивные методы, формы и средства обучения, что позволяет образовательный процесс вывести на более высокий и продуктивный уровень.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерная графика, изобразительное искусство, обучение, интерактивные методы, интерактивные средства, интерактивные формы.

The article deals with the training offine art teachers using information technology. The capabilities of computer graphics make it possible to use interactive methods, forms and learning tools in the learning process, which allows the educational process to be brought to a higher and more productive level.

Keywords: information technology, computer graphics, visual arts, training, interactive methods, interactive tools, interactive forms.

В последнее время в учебном процессе все больше растет интерес к возможностям мультимедиа, информационные технологии применяются практически во всех дисциплинах образовательного процесса. Компьютерная графика активно используется при подготовке художников-педагогов, возможности информационных технологий позволяют внедрять современные методы подготовки к урокам в школе (компьютерные презентации, подготовка наглядно-методических пособий, тесты...), а так же развивать творческие способности, как учителя, так и учащихся. Информационные технологии в педагогической деятельности позволили более активно внедрять в образовательный процесс интерактивные формы обучения. «Успешность формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности зависит от содержания и организации образовательного процесса. На наш взгляд, необходимым условием формирования профессиональной культуры является использование современных технологий в процессе обучения, а именно информационных технологий в области дизайна. Каждая дисциплина, связанная с архитектурно-дизайнерским проектированием, должна включать раздел, посвященный изучению и применению средств компьютерных технологий. В связи с этим одну из задач подготовки студентов творческих специальностей можно обозначить как формирование навыков эффективного использования информационных ресурсов в процессе обучения. Информационные технологии можно рассматривать в нескольких аспектах: как средство, объект и среду обучения. В процессе обучения студенты используют современные информационные технологии для хранения, обработки, представления и использования информации, а также для решения профессиональных задач. На современном этапе информационные технологии могут использоваться не только для решения конкретных профессиональных задач, но также их можно рассматривать как средство развития профес-

сиональных художественных навыков и как способ повышения результативности процесса обучения в целом» [2, с. 236].

Интерактивные формы обучения предполагают взаимодействие между членами коллектива в виде общения или беседы. В педагогике это взаимодействие между преподавателем и учащимся, целю которого является достижение дидактических результатов в процессе обучения. К организации занятий в интерактивной форме с применением компьютерных технологий можно отнести и программно-аппаратные средства, к ним относятся: компьютер, ноутбук, планшет, проектор, экран, сенсорная доска, графический планшет, веб-камера и т.д. С помощью перечисленных средств в процесс обучения, возможно, привнести новизну в подаче нового материала, повысить интерес к процессу обучения студентов, а так же помочь преподавателю в подготовке к занятиям.

При изучении студентами дисциплины «Инженерная графика» целесообразно использовать интерактивные методы обучения с использованием современных компьютерных технологий. Данная дисциплина предполагает большое количество расчетно-графических работ, которые студенты выполняют как в аудитории, так и самостоятельно. Это может быть индивидуальная работа или групповая работа в зависимости от поставленных преподавателем целей и задач.

Работа в компьютерной программе Auto CAD дает возможность автоматизировать процесс проектирования и моделировать в трехмерном пространстве. Программа Auto CAD так же позволяет быстро и легко исправлять ошибки допускаемые учащимися; масштабировать детали; чертить двухмерные чертежи и проектировать каркасные, полигональные, объемные детали. Выполнение графических работ с помощью системы Auto CAD позволяет экономить время для выполнения задания по сравнению с традиционными видами выполнения расчетно-графических работ.

Процесс освоения компьютерной программы Auto CAD

© Черникова С.М., Тепляков Н.Ю. © Chernikova S.M., Teplyakov N.Yu.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

строится от простого к сложному, что является основным дидактическим принципом процесса обучения. Процесс усвоения нового материала с помощью компьютерного метода обучения, позволяет преподавателю систематически контролировать процесс обучения, а так же добиваться от учащихся автоматизации практических навыков в проектировании и создании чертежей деталей и объектов.

Дисциплина «Начертательная геометрия» развивает у учащихся пространственное воображение и образное мышление, что позволяет им в дальнейшем моделировать и создавать образы и объекты основываясь на теории подобия и прототипов. С помощью компьютерной программы Auto CAD возможно научить студента пользоваться своим творческим воображением и преобразовывать пространственные характеристики создаваемых объектов и форм.

Компьютерные программы ARCHICAD, 3-D MAX, КОМПАС так же позволяют студентам выполнять расчетно-графические работы, позволяют упростить и довести до совершенства чертежно-графическую деятельность учащихся. Основной задачей перечисленных выше программ является обучить студентов трехмерному моделированию. Компьютерная программа КОМПАС позволяет выполнять чертежи, как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве, программу используют для выполнения машиностроительных и строительных чертежей. 3-D MAX позволяет освоить студентам не только процесс моделирования объектов, но создавать художественные произведения, выполнять дизайн-проекты, заниматься анимацией. Процесс проектирования и моделирования в данной компьютерной программе позволяет выполнять высокохудожественные, реалистичные и стилизованные объекты, позволяет студентам раскрыться в новой творческой деятельности создавая иллюстрации, дизайн интерьеров и экстерьеров, раскрыть себя как художников декоративно-прикладного искусства. Программа 3-D MAX помогает студентам не только выполнять технические и расчетно-графические задания, но и попробовать себя в деятельности дизайнера и художника, что немало важно для выпускника художественной специальности. Компьютерная программа ARCHICAD рассчитана для создания архитектурно-строительных чертежей. Освоив эту программу, студент научится выполнять планы, разрезы зданий, рисовать фасады здания, моделировать внутренний объем помещения, моделировать объекты интерьера. Исправления, которые производятся в процессе выполнения проекта, автоматически исправляются во всех чертежах и документах, что позволяет сэкономить время работы и не пропустить сделанные исправления во всех документах, схемах и чертежах. «В последнее время для наглядности все чаще используют компьютерные технологии, которые позволяют не только преподносить визуальную информацию студентам, но и дают возможность им самим принимать участие в создании чертежей, дидактического материала к занятиям с использование программ Компас-3D, ArchiCAD. Главными особенностями ArchiCAD (графический пакет программ от компании Graphisoft) являются: встроенная технология "виртуальное здание", возможность создания сметных строений и чертежей, а также презентаций фотореалистичных проектов. При работе в программе создается не отдельный чертеж, а полная документация по зданию, этажность сечения, фасады, используемые материалы, изделия, возможно создание строительно-технической документации. Программа Компас 3D предназначена для выполнения машиностроительных, строительных чертежей, построения 3D моделей. Она, благодаря простоте освоения и в то же время широким возможностям для проектирования, на сегодняшний день является одной из наиболее популярных CAD-программ на российском рынке, основными направлениями ее применения являются машиностроение и строительство» [5, с. 255-256]. «Совершенствование навыков владения графическими программами способствует активизации мотивации формирования профессиональной культуры. Постепенное

развитие в области информационных технологий позволяет студентам самостоятельно выбирать графические программы, используемые для выполнения дизайн-проекта и для его визуальной подачи. По мере совершенствования компьютерных программ повышается уровень дизайн-проектов. Опыт использования программных средств и решение проблемных ситуаций в процессе их применения способствует в целом развитию личности. Получив основы знаний и умений в области компьютерных технологий, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск возможностей применения знаний информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что владение информационными технологиями является неотъемлемой часть формирования профессиональной культуры студента-дизайнера» [2, с. 237].

Персональный компьютер необходимо воспринимать как техническое средство, с помощью которого будущие специалисты расширяют свои профессиональные возможности и свой творческий потенциал. При этом традиционные методы обучения нельзя исключать из процесса обучения, базируясь на знания, умения и владения, полученные студентами в процессе классического образования возможно освоение современных компьютерных технологий, которые даются в помощь будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Учащиеся должны научиться читать чертежи деталей и сборочные единицы, уметь выполнять художественно-графические изображения и построения предметов и объектов, выполнять чертежи и схемы с помощью художественных и чертежных инструментов от руки. Умения использовать различные способы и средства в проектной, художественной и дизайнерской деятельности делают выпускника вуза конкурентно способным на рынке труда.

Учитель изобразительного искусства, освоив компьютерные программы и умеющий пользоваться новыми техническими средствами, сможет подготовиться к учебному процессу более интересно, информативно, и главное создать мотивацию для детей к изучению школьных предметов в области искусства. Применение информационных технологий в процессе обучения развивает в учащихся творческое воображение и мышление, формирует профессиональные знания и умения необходимые в дальнейшей работе.

Интерактивные методы обучения, с помощью информационных технологий, позволяют учащимся самоопределиться в бедующей профессии. Усвоение информации полученной с помощью интерактивных средств и методов обучения сокращает учебное время; помогает сформировать профессиональные компетенции выпускника; делает процесс обучения более информативным и доступным. С помощью интерактивных методов обучения учащиеся приближаются к предмету обучения через собственный опыт, что позволяет овладеть профессиональными знаниями, умениями. Обучающиеся активней усваивают новые знания, осваивают новые умения и навыки профессиональной деятельности, если преподаватель максимально организует процесс обучения в интерактивной форме. Новый материал усваивается обучающимися лучше, если преподаватель процесс обучения выстраивает не только на изложении готового материала, а включает в занятия такие формы и методы обучения как обсуждение, беседу, деловую игру, высказывание своей точки зрения обучающимися, мастер-классы, круглый стол и т.д. Интерактивные формы обучения развиваю критическое мышление, умение выслушивать и анализировать альтернативное мнение, общаться и дискуссировать с окружающими людьми, принимать решения.

Интерактивные методы обучения меняют деятельность преподавателя, при передаче новый информации учитель становится консультантом, он может регулировать процесс обучения, организовывать его, ставить задачи, формулировать вопросы и темы к занятиям.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2008. № 6-2 (31) . С. 76-79.

2. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Влияние информационных технологий на формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №3(84). С. 235-238.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: 2003. 192 с.

4. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза и школы // Сборник научных трудов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 141 с.

5. Черникова С.М. Лекция визуализация в преподавании инженерной графики// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №1(70). С.255-256.

References

1. AsessorovA.I. Designing as a means of professional culture development of future specialists-designers // Vestnik of the Federal state educational institution of higher professional education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2008. № 6-2 (31) . Pp. 76-79.

2. Esipova Yu.I., Chernikova S.M. The influence of information technology on the formation of a professional culture of design students // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019.No 3 (84). Pp.235-238.

3. Zakharova I.G. Information technology in education. Textbook for students of higher educational institutions. M: 2003. 192 p.

4. The use of information and telecommunication technologies in the educational process of a university and school // Collection of scientific papers. Yelets: YSU named after I.A. Bunina, 2007. 141 p.

5. Chernikova S.M. Lecture visualization in the teaching of engineering graphics // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No1 (70). Pp. 255-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.