Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета по дисциплине "инженерная графика"'

Профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета по дисциплине "инженерная графика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / DRAWING / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / ПЕРСПЕКТИВА / PERSPECTIVE / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / STUDENT / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / IMAGINATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения дисциплины «Инженерная графика» на Художественно-графическом факультете. Прослеживается взаимосвязь тем и специфика направления обучения данной дисциплины с профессиональной подготовкой художников, дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF ARTISTIC-GRAPHIC FACULTY IN THE DISCIPLINE "ENGINEERING GRAPHICS"

The article deals with the organization of the learning process of the discipline «Engineering Graphics» at the Art and Graphic faculty. The interrelation of themes and specificity is traced directions of training this discipline with a professional training of artists and designers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета по дисциплине "инженерная графика"»

УДК 687.1.016 ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, доцент, кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzin13@rambler.ru

UDC 687.1.016 CHERNIKOVA S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Design and Decorative Arts, Orel State

University E-mail: myrzin13@rambler.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF ARTISTIC-GRAPHIC FACULTY IN THE DISCIPLINE «ENGINEERING GRAPHICS»

В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения дисциплины «Инженерная графика» на Художественно-графическом факультете. Прослеживается взаимосвязь тем и специфика направления обучения данной дисциплины с профессиональной подготовкой художников, дизайнеров.

Ключевые слова: черчение, начертательная геометрия, перспектива, обучение, студент, образное мышление.

The article deals with the organization of the learning process of the discipline «Engineering Graphics» at the Art and Graphic faculty. The interrelation of themes and specificity is traced directions of training this discipline with a professional training of artists and designers.

Keywords: drawing, descriptive geometry, perspective, student, imaginative thinking.

Курс инженерной графики включает в себя элементы начертательной геометрии и технического черчения. Профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета предполагает разделение данного курса на отдельные дисциплины: основы черчения и начертательной геометрии, технический рисунок и раздел начертательной геометрии -перспектива. Это связано со спецификой направлений подготовки осваиваемых на протяжении всего периода обучения в вузе. Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без него не возможно ни одно производство. В практической деятельности специалистам постоянно приходится углублять свои знания в данной области, так как научно технический прогресс не стоит на месте, появляются новы технологии, компьютерные программы по выполнению инженерной графики, развивается производство. «В последнее время для наглядности все чаще используют компьютерные технологии, которые позволяют не только преподносить визуальную информацию студентам, но и дают возможность им самим принимать участие в создании чертежей, дидактического материала к занятиям с использование программ Компас-3D, ArchiCAD. Главными особенностями ArchiCAD (графический пакет программ от компании Graphisoft) являются: встроенная технология "виртуальное здание", возможность создания сметных строений и чертежей, а также презентаций фотореалистичных проектов. При работе в программе создается не отдельный чертеж, а полная документация по зданию, этажность сечения, фасады,

используемые материалы, изделия, возможно создание строительно-технической документации. Программа Компас 3D предназначена для выполнения машиностроительных, строительных чертежей, построения 3D моделей. Она, благодаря простоте освоения и в то же время широким возможностям для проектирования, на сегодняшний день является одной из наиболее популярных CAD-программ на российском рынке, основными направлениями ее применения являются машиностроение и строительство» [7, с. 255-256]. «Программа ArchiCAD наиболее близка к архитектурной графике. Графический программный пакет CAD предназначен для проектирования архитектурных объектов, строительных конструкций, мебели, оборудования, а также ландшафтных элементов. Пользователь работает с виртуальной объемной моделью сооружения в натуральную величину. Создание проекта начинается с плана, который представляет собой проекции каждого этажа проектируемого объема. Модель этажа состоит из конструктивных элементов: стен, перекрытий, перегородок, колонн, лестниц. ArchiCAD включает двухмерные и трехмерные библиотечные элементы (мебель, источники освещения, окна и двери, элементы визуализации), которые имеют общие и специальные параметры, позволяющие редактировать объекты. Программа автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, экспликации и спецификации.

Несмотря на использование компьютерного моделирования, все чертежи оформляются в соответствии с общими законами архитектурной графики и ГОСТами.

© Черникова С.М. © Chernikova S.M.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Для этого в ЛгсЫСЛЭ предусмотрены инструменты 2Б черчения: линии, дуги, штриховки, выносные надписи, размерные линии, радиальные и угловые размеры, отметки уровня, координационные оси» [5, с. 269]. Чтобы быть постоянно на профессиональной высоте специалисту необходимо подкреплять свои знания специфическими особенностями, правилами и условностями, характерными для чертежа в определенной отрасли науки и промышленности. Черчение не только тесно связано с производством. Предмет «Основы черчения и начертательной геометрии» развивает кроме технической грамотности, еще и образное мышление и представление, развивает память, наблюдательность, пространственное мышление. Все эти качества необходимы специалистам в области искусства и дизайна.

Предмет «Основы черчения и начертательной геометрии» изучается студентами Художественно-графического факультета на первом и втором курсе в объеме 72 часов. Основные темы предлагаемые для ознакомления это: виды проецирования, теорема Монжа; прямоугольные проекции точки, прямой и плоскости; способы преобразования комплексного чертежа; поверхности их образование и задание на чертеже; построение очерков поверхностей, ось которых параллельна только одной плоскости проекции; пересечение прямой с поверхностью; пересечение поверхности с плоскостью; взаимное пересечение поверхностей; развертки; стандарты на оформление чертежей; масштаб; шрифт чертежный; линии чертежа; виды, разрезы, сечения; резьбовые соединения; эскизирование. Такой выбор тем обусловлен спецификой подготовки студентов художественных направлений. Основной задачей является развить у учащихся образное и пространственное мышление, воображение, представление, память. Все эти качества личности необходимые для профессиональной подготовки художников и дизайнеров.

В процессе подготовки художников-проектировщиков и дизайнеров (особенно дизайна среды) необходимы знания архитектурно-строительного черчения, где учащиеся получают знания в области конструкции здания, учатся графически изображать планы, фасады, разрезы зданий. Умеют показывать материалы из которых выполнен тот или иной фрагмент здания, санитарно-техническое оснащение и специальное оборудование помещений. Учатся составлять спецификацию. Из общего количества часов, которое предлагается на изучение архитектурно-строительного черчения, необходимо выделить часы для изучения системы отопления, вентиляции, газоснабжения помещения. Предлагаемое количество часов для изучения этого раздела черчения не входит в основную дисциплину «Основы черчения и начертательной геометрии», этот раздел черчения изучается студентами первого курса на предмете «Проектирование». Так как у одного и того же направления подготовки есть несколько профилей, ориентируясь на них в рамках предмета «Проектирование», необходимо выделять некоторое количество часов для более углубленного и специализированного обучения

разделам черчения. Так например дизайн, с профилем подготовки промышленный дизайн требует дополнительной подготовки студентов в области черчения и начертательной геометрии связанной с эскизированием, деталированием, сборочным черчением, построением разверток. Ландшафтный дизайн - это направление подготовки, где необходимы знания в области топографии, планов местности... Дизайн графический и дизайн среды предполагает изучение дисциплины «Технический рисунок», в процессе чего студент учится выполнять чертежи от руки, без помощи чертежных инструментов, что позволит ему в дальнейшем быстро рисовать эскизы и выполнять трехмерные и плоскостные рисунки. «Процесс создания концепции обычно протекает в свободной графической форме - в технике эскиза, наброска, коллажа, макета, в виде пространственных инсталляций. Когда определена концепция проекта, разработаны основные функциональные и объемно -пространственные художественные идеи, дальнейшая работа над проектом нуждается в более подробном «эскизном проекте». Для этого проектант разрабатывает необходимые «рабочие чертежи». Делать это можно самим или привлекать к работе более узких специалистов» [6, с. 281].

При подготовке специалистов в области живописи, графики и скульптуры на Художественно-графическом факультете, целесообразней не вводить в учебные планы предмет «Основы черчения и начертательной геометрии», а предложить студентам курс лекционных и практических занятий по дисциплине «Перспектива». В изучение предмета «Перспектива» необходимо включить такие темы как: построение перспективного аппарат; построение точки и прямой; перспектива плоских фигур, расположенных в предметной плоскости; масштаб широт, высот, глубин и произвольной направляющей плоскости; перспектива геометрических тел и зданий; метод архитектора; построение фронтальной и угловой перспективы; теория теней; отражение. После изучения предмета «Перспектива» художники должны уметь делать анализ картин с точки зрения перспективного построения, самостоятельно определять линию горизонта, точки схода, главную точку картины, уметь строить тени, отражения и так далее. Предмет «Перспектива» так же изучают дизайнеры с профилем подготовки дизайн среды, это позволяет им грамотно строить интерьеры и экстерьеры помещений.

В процессе подготовки специалистов в области педагогического образования (учитель изобразительного искусства), предмет «Основы черчения и начертательной геометрии» так же включается в учебный план. В процессе его изучения не только студент развивает образное мышление и воображения необходимое для профессионального становления, но и работа в школе предполагает внеурочную деятельность учителя, которая часто связана с уроками «Черчения». Так как раньше Художественно-графически факультеты готовил педагогические кадры для общеобразовательной школы в области изобразительного искусства, черчения и

труда, нагрузка учителя в школе была достаточной. С новыми ФГОС ООО, предмет «Черчение» как обязательный урок в школе убрали, но многие школы оставили его как внеурочные занятия. На основании этого

Художественно-графический факультет для подготовки учителей изобразительного искусства в учебные планы включил предметы «Основы черчения и начертательной геометрии», «Перспектива».

Библиографический список

1. Аббасов И.Б. Создаем чертежи на компьютере в AutoCAD 2007/2008: учеб.пособие : рек. УМО. М.: ДМК Пресс, 2008. 136 с., ил.

2. Болтухин А.К. Инженерная графика. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2010. 520 с., ил.

3. Ефремов Г. В., Нюкалова С. И. Инженерная и компьютерная графика на базе графических систем: учебное пособие (гриф УМО). Издательство: Тонкие наукоемкие технологии (ТНТ), 2014. 256 с.

4. Осипова С.И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6. С. 30-35.

5. Пилюгайцева, Ю.И. Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5 (68). С. 267-270.

6. Черникова С.М. Методики активации мышления, применяемые в практике преподавания дизайна // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №3 (66). С.280-281.

7. Черникова С.М. Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №1 (70). С.255-256.

References

1. AbbasovI.B. Create drawings on your computer in AutoCAD 2007/2008: Textbooks: rec. UMO. M.: DMK Press, 2008. 136 p., ill.

2. Boltuhin A.K. Engineering graphics. 2-nd Edition, Revised. and add. Moscow: Publishing House of the MSTU Bauman, 2010. 520p, ill.

3. Efremov G.V., Nyukalova S.I. Engineering and Computer Graphics-based graphics systems: Textbook (neck EMA). Publishing: Thin High Tech (TNT), 2014. 256 p.

4. Osipova S.I., Ertskina E.B. Formation of the design competence of students - the future engineers in the educational process // Modern problems of science and education. 2007. № 6. Pp. 30-35.

5. Pilyugaytseva Y.I. Working with graphics programs in the process mid-level training in the field of "Architecture" // Scientific notes of Orel State University. Series: "Humanities and social sciences." 2015. No. 5 (68). Pp. 267-270.

6. Chernikova S.M. Methods of activation of thinking, used in practice of teaching design // Scientific notes of Orel State University. Series: "Humanities and social science." 2015. No. 3 (66). Pp.280-281.

7. Chernikova S.M. Lecture - visualization in teaching «Engineering graphics » // Scientific notes of Orel State University. Series: "Humanities and social sciences." 2016. №1(70). Pp.255-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.