Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / PROFESSIONAL CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY / PROJECT ACTIVITY / DESIGN / COMPUTER GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есипова Ю. И., Черникова С. М.

Успешность формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров зависит от содержания и организации образовательного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает высокий уровень подготовки, позволяет эффективно решать сложные задачи и ориентирует на творчески-поисковую деятельность. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем владения информационными технологиями и уровнем профессиональной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS-DESIGNERS

The success of the formation of the professional culture depends on the content and organization of the educational process. Integration of information technologies provides a high level of training, enables to solve the complex problems efficiently and focuses on creative research activity. In the article the connection between the level of development of information technologies and professional culture is traced.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.112.4 ЕСИПОВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, преподаватель, отделение архитектуры и садово-паркового и ландшафтного строительства, Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 377.112.4 ESIPOVA J.I.

Candidate of pedagogical sciences, teacher of Department of Architecture and Landscape construction, Orel State Agrarian University Multi profession oriented college E-mail: [email protected] CHERNIKOVA S.M.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Department of

Painting, Orel State University E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

INFLUENCE OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE

OF STUDENTS-DESIGNERS

Успешность формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров зависит от содержания и организации образовательного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает высокий уровень подготовки, позволяет эффективно решать сложные задачи и ориентирует на творчески-поисковую деятельность. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем владения информационными технологиями и уровнем профессиональной культуры личности.

Ключевые слова: профессиональная культура, информационные технологии, проектная деятельность, дизайн, компьютерная графика.

The success of the formation of the professional culture depends on the content and organization of the educational process. Integration of information technologies provides a high level of training, enables to solve the complex problems efficiently and focuses on creative research activity. In the article the connection between the level of development of information technologies and professional culture is traced.

Keywords: professional culture, information technology, project activity, design, computer graphics.

Модель профессиональной культуры студента-дизайнера включает в себя «систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально значимые качества личности» [1, с. 77]. «Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Профессиональная культура дизайнера - это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности» [1, с. 77]. Исходя из этого, можно определить критерии сформированности профессиональной культуры студента: профессиональная компетентность; креативность мышления; личностные и профессиональные ка-

чества, способствующие осуществлению качественной профессиональной деятельности.

Основой формирования профессиональной культуры дизайнера и архитектора является проектная деятельность.

Дизайн является уникальной профессией, поскольку представляет собой синтез искусства, науки и техники. Дизайн включает в себя основные виды деятельности человека: познавательную, эстетическую, преобразовательную, коммуникативную. Результатом дизайна является творчески осмысленная предметно-пространственная среда, реализующая потребности общества. Создавая предметно-пространственную среду, проектируя предметы, дизайнер способен влиять на человека, его отношение к обществу и самому себе. Несмотря на техническую составляющую, дизайн формирует эстетическое отношение к действительности, позволяя по-новому воспринимать ее.

Проектная деятельность является ведущим направлением деятельности дизайнера. В процессе проектирования решаются задачи стилистиче-

© Есипова Ю.И., Черникова С.М. © Esipova J.I., Chernikova S.M.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

ского, функционального, объемно-пространственного, колористического характера. Проектирование как форма организации обучения дизайнеров качественно меняет характер образовательной деятельности, в результате которой происходит развитие творческих способностей студентов, что находит выражение в осуществлении на практике различных нестандартных замыслов. Вовлеченность в процесс проектирования помогает студентам осмыслить свой личностный опыт. Исходя из влияния, которое оказывает проектная деятельность на личностное развитие студента, можно сказать, что проектная деятельность имеет большое значение для успешного формирования профессиональной культуры студента-дизайнера.

Проектная деятельность представляет собой ин-тегративную деятельность, объединяющую знания из различных областей знаний. Подготовка дизайнеров включает художественное и техническое направления. Художественное направление предполагает знание законов художественного творчества: основ рисунка и композиции, цветоведения и колористики, истории искусства и дизайна. Художественный аспект деятельности студента-дизайнера подразумевает знание принципов и закономерностей художественного творчества и высокий уровень владения ими. Техническое направление необходимо для формирования умения анализа конструктивной формы, выявления пространственных связей, чему способствует изучение начертательной геометрии и черчения, технической механики, материаловедения. «Профессия художника-дизайнера требует универсальных знаний, навыков, умений, научно-исследовательских, проектно-графических, творчески-ремесленных умений, позволяющих самому провести предпроектное исследование, проделать художественно-образные зондажи проектных предложений, превратить в графически оформленную систему проектные размышления и поиски» [4, с. 459]. Подобное взаимодействие дисциплин обеспечивает высокий профессиональный уровень выполнения проектов, что в результате приводит к формированию профессиональной культуры студентов-дизайнеров.

Успешность формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности зависит от содержания и организации образовательного процесса. На наш взгляд, необходимым условием формирования профессиональной культуры является использование современных технологий в процессе обучения, а именно информационных технологий в области дизайна. Каждая дисциплина, связанная с архитектурно-дизайнерским проектированием, должна включать раздел, посвященный изучению и применению средств компьютерных технологий. В связи с этим одну из задач подготовки студентов творческих специальностей можно обозначить как формирование навыков эффективного использования информационных ресурсов в процессе обучения.

Информационные технологии можно рассматривать в нескольких аспектах: как средство, объект и сре-

ду обучения. В процессе обучения студенты используют современные информационные технологии для хранения, обработки, представления и использования информации, а также для решения профессиональных задач. На современном этапе информационные технологии могут использоваться не только для решения конкретных профессиональных задач, но также их можно рассматривать как средство развития профессиональных художественных навыков и как способ повышения результативности процесса обучения в целом.

Внедрение информационных технологий «стимулируют мотивированность, обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов с широким научным образованием, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности» [3, с. 11]. Достижение подобных результатов предполагает не только пассивное использование ресурсов интернета для поиска, систематизации и анализа информации, но и активную творческую деятельность по созданию объектов предметно-пространственной среды.

Для эффективного формирования способностей студентов в области информационных технологий деятельность преподавателя должна предусматривать знание современного уровня развития информационных технологий; формирование интереса к информационным технологиям как средству профессиональной деятельности; демонстрацию возможностей применения компьютерных технологий; стимулирование студентов к самостоятельному изучению информационных технологий. Информационные технологии стремительно развиваются, постоянно сменяя друг друга, предоставляя пользователям новые возможности. Подобный процесс предполагает совершенствование методик обучения студентов-дизайнеров.

Но успешность использования информационных технологий зависит не только от образовательной среды и действий педагога, но и от самого студента, который должен демонстрировать стремление к «приобретению нового опыта; сформированность системы профессиональных знаний и умений организовывать процесс дизайн-проектирования с помощью средств ИТ; владение основными компьютерными инструментами, приемами выполнения операций, методиками применения компьютера в профессиональной деятельности дизайнера» [2, с. 138].

Если говорить о дизайн-проектировании, то информационные технологии в данном контексте представляют собой систему методов создания и обработки информации с помощью компьютерной графики. В процессе подготовки студентов-дизайнеров происходит обучение специальным компьютерным программам по областям применения.

В дизайн-проектировании можно выделить несколько уровней владения информационными технологиями. Первый уровень - умение работать с растровыми и векторными изображениями (обработка и создание изо-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

бражений, коррекция, управление цветовой моделью, подготовка изображений для печати). Второй уровень - умение работать с программами автоматизированного проектирования (АгсЫСАБ), а именно «разрабатывать комплект строительных и конструкторских чертежей, подготавливать комплект технической документации на выполнение проекта интерьера (экстерьера) в материалах, выполнять визуализацию перспективных изображений проекта» [3, с. 18]. Третий уровень - работа с трехмерными графическими программами (ЗБб МАХ). Таким образом, в результате овладения компьютерными технологиями студенты должны знать средства обработки графических изображений и методы работы с векторными и растровыми объектами, а также должны иметь навыки работы с программами трехмерного моделирования.

Овладение всеми видами компьютерной графики необходимо студентам для того, чтобы «систематизировать и обобщать, обрабатывать и готовить цифровые графические материалы для решения задач в профессиональной деятельности, использовать компьютерную технику при создании и представлении проекта, управлять процессом дизайн-проектирования в сфере компьютерных технологий» [3, с. 18].

Содержание обучения студентов-дизайнеров должно обеспечивать последовательность формирования профессиональной культуры в процессе решения проектных задач, поскольку постепенное накопление студентами знаний и умений в области проектирования, в том числе с использованием информационных технологий, отражает логику достижения более высокого уровня профессиональной культуры. Последовательность обеспечивается в результате усложнения модулей проектных заданий: интерьер одного помещения, дизайн-проект интерьера жилого здания, проект интерьера общественного здания. Материал, основанный на последовательном освоении тем изучаемых дисциплин, обеспечивает целостность формирования профессиональной культуры будущего дизайнера. С усложнением

проектных заданий студенты осваивают информационные технологии: изучают новые программы, находят новые способы выполнения моделей, совершенствуют навыки владения программами для достижения более реалистичного изображения объекта. В результате студенты постепенно приходят к тому, что они значительно меньше времени тратят на технические тонкости, а больше прорабатывают дизайн-концепцию интерьера и детали. В целом совершенствование навыков владения информационными технологиями в области дизайн-проектирования приводит к более качественному результату, что делает процесс обучения эффективнее. Иными словами, проверить качество использования студентами компьютерных технологий возможно по результатам просмотра практических работ (проектов): чем выше уровень владениями информационными технологиями, тем на более высоком профессиональном уровне выполнен дизайн-проект.

Совершенствование навыков владения графическими программами способствует активизации мотивации формирования профессиональной культуры. Постепенное развитие в области информационных технологий позволяет студентам самостоятельно выбирать графические программы, используемые для выполнения дизайн-проекта и для его визуальной подачи. По мере совершенствования компьютерных программ повышается уровень дизайн-проектов. Опыт использования программных средств и решение проблемных ситуаций в процессе их применения способствует в целом развитию личности. Получив основы знаний и умений в области компьютерных технологий, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск возможностей применения знаний информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что владение информационными технологиями является неотъемлемой часть формирования профессиональной культуры студента-дизайнера.

Библиографический список

1. АсессоровА.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2008. № 6-2 (31) . С. 76-79.

2. Прудовская О.Ю. Разработка и внедрение методики формирования профессиональной готовности к применению информационных технологий у студентов-дизайнеров // Омский научный вестник. 2007. № 1(51). С. 134-138.

3. Прудовская О.Ю. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Прудовская. - Екатеринбург, 2007. - 27 с.

4. Черникова С.М. Теория дизайна в процессе формирования профессиональной культуры личности художника-проектировщика // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №1(51). С.458-460.

References

1. Asessorov A.I. Designing as a means of professional culture development of future specialists-designers // Vestnik of the Federal state educational institution of higher professional education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2008. № 6-2 (31) . P. 76-79.

2. Prudkovskaya O. Y. Method preparation and introduction of forming professional readiness for IT - application by students-designers // Omsk Scientific Bulletin. 2007. № 1(51). P. 134-138.

3. Prudkovskaya O. Y. The formation of the readiness to the use information technologies by future designers: author's abstract of dissertation ... PhD in Pedagogic sciences: 13.00.08 / Prudkovskaya O. Y. - Yekaterinburg, 2007. - P. 27.

4. Chernikova S.M. The design theory in the course of formation of professional culture of the identity of the artist-designer // Scientific Notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences». 2013. №1(51). Р.458-460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.