Научная статья на тему 'Информационно-технологическая деятельность, направленная на реализацию профессиональных компетенций будущих дизайнеров'

Информационно-технологическая деятельность, направленная на реализацию профессиональных компетенций будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА / INFORMATION TECHNOLOGY ACTIVITIES OF THE DESIGNER / INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF THE FUTURE DESIGNER / THE STRUCTURE OF INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF THE FUTURE DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Виноградский Вадим Геннадиевич

В статье рассматриваются информационно-технологическая деятельность и заданная компетенция будущих дизайнеров. Авторы уточняют понятия: «информационно-технологическая деятельность будущих дизайнеров», «информационно-технологическая компетенция будущих дизайнеров», а также перечисляют требования, учитываемые при их построении. Авторами установлена инфраструктура информационно-технологической компетенции, включающая внешнюю и внутреннюю составляющие. Особое внимание в статье уделяется выявлению критериев и уровней сформированности каждого компонента указанной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY ACTIVITIES AIMED AT THE REALIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE DESIGNERS

The article deals with information technology activities and the given competence of future designers. The authors clarify the concepts: "information and technological activities of future designers", "information and technological competence of future designers", as well as list the requirements taken into account in their construction. The authors established the infrastructure of information technology competence, including external and internal components. Particular attention is paid to the identification of criteria and levels of formation of each component of this competence.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическая деятельность, направленная на реализацию профессиональных компетенций будущих дизайнеров»

5. Дмитриева М.Н. Организация исследовательской деятельности студентов как основа подготовки высококвалифицированного специалиста нового поколения / М.Н. Дмитриева // Материалы всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Естественнонаучные основы медико-биологических знаний». - Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, 2017. - С. 259-262.

6. Дорохова Т.Ю. Практико-ориентированная подготовка: модель образовательной среды / Н.П. Пучков, Т.Ю. Дорохова // Сборник научных статей Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные образовательные технологии в техническом вузе». - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2016. - С. 22-30.

7. Курейчик В.М. Синергетика в образовании / В.М. Курейчик, В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2010. - №4. - С. 33-44.

8. Смирнов Е.И. Технология проявления синергии математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке / Е.И. Смирнов, В.Н. Осташков, Г.И. Худякова // Евразийское Научное Объединение. - 2018. - Т. 3. - № 10 (44). - С. 207-212.

9. Сергеев С. Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики / С.Ф. Сергеев // Открытое образование. - 2012. - №1. - С. 90-99.

10. Степин В.С. О философских основаниях синергетики / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс - традиция, 2007. - С. 97-102.

11. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

12. Федоров Б.И. Философия образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33444375.html

13. Шмонова М.А. Методическая система обучения математике студентов медицинских вузов / М.А. Шмонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 383-386.

Педагогика

УДК: 378.1, 004.922

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградский Вадим Геннадиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются информационно-технологическая деятельность и заданная компетенция будущих дизайнеров. Авторы уточняют понятия: «информационно-технологическая деятельность будущих дизайнеров», «информационно-технологическая компетенция будущих дизайнеров», а также перечисляют требования, учитываемые при их построении. Авторами установлена инфраструктура информационно-технологической компетенции, включающая внешнюю и внутреннюю составляющие. Особое внимание в статье уделяется выявлению критериев и уровней сформированности каждого компонента указанной компетенции.

Ключевые слова: информационно-технологическая деятельность дизайнера, информационно-технологическая компетенция будущего дизайнера, структура информационно-технологической компетенции будущего дизайнера.

Annоtation. The article deals with information technology activities and the given competence of future designers. The authors clarify the concepts: "information and technological activities of future designers", "information and technological competence of future designers", as well as list the requirements taken into account in their construction. The authors established the infrastructure of information technology competence, including external and internal components. Particular attention is paid to the identification of criteria and levels of formation of each component of this competence.

Keywords: information technology activities of the designer, information technology competence of the future designer, the structure of information technology competence of the future designer.

Введение. Одной из характерных черт современного этапа развития цивилизации можно назвать распространение информационных технологий практически во всех областях деятельности человека, в том числе и в дизайне.

Понятие «Информационная технология» возникло в последние десятилетия XX века как ответ на возникновение нового типа общества - информационного, в основе социальной динамики которого выделяются информационные ресурсы: знания, наука, интеллектуальные и творческие способности и т. д. На сегодняшний день при определении этого понятия специалисты не пришли к единому мнению, но с нашей точки зрения, наиболее лаконичную и в тоже время емкую трактовку предложила М.С. Барабаш, определив ее как науку о производстве информации, где информация рассматривается как «реальный производственный ресурс» [1]. Данное определение позволяет выделить две категории информационной технологии, а именно: во-первых, информация - это предмет и продукт труда информационной технологии; во-вторых, к орудиями труда информационной технологии относятся технические, аппаратные, инструментальные программные средства, системы и устройства, которые действуют на основе вычислительной техники, кроме этого в их состав входят локальные сети (Internet), глобальные сети (Internet, Glusnet, Runnet и др.), спутниковые связи.

Считаем также необходимым уточнить, что уровень распространения информационных технологий в современном обществе позволяет рассуждать о развитии определенной информационно-технологической культуры современного специалиста. В.Д. Симоненко дает определение информационно-технологической культуры как интегративной характеристике личности, отражающей уровень развития общества и

производства, цели, характер и содержание информационно-технологической деятельности в материальной и духовной сферах, принципы ее организации и осуществления в условиях информационно и технологически насыщенной среды обитания человека [7]. При этом процесс становления информационно-технологической культуры личности нуждается в формировании определенных качеств субъекта информационно-технологической деятельности. Раскрывая данный вопрос, Е.А. Горнева выделяет три группы качеств личности специалиста в информационно-технологической деятельности: личностные (психологические, мыслительные, поведенческие); гностические (адекватная самооценка, «портфельный» подход к организации информационно-технологической деятельности); культурно-ценностные (восприятие информационных технологий как средств освоения культурных и интеллектуальных ценностей) [3].

Говоря сегодня об успешном дизайнере, мы предполагаем его высокий уровень сформированности информационно-технологической компетенции специалиста, структуру которой можно определить, если уточнить связи профессиональной деятельности дизайнера с информационными технологиями. Для это следует выделить ряд моментов.

Изложение основного материала статьи. Прежде всего, к одной из отличительных сторон информационно-технологической деятельности дизайнера можно назвать то, что для дизайнера информационные технологии являются универсальным инструментом художественно-эстетического оформления новых продуктов, где важны как художественная (эстетическая), так и техническая (технологическая) составляющие. С другой стороны, для разработчиков новых информационных технологий также интересно использование методологии дизайна.

Художественная составляющая информационно-технологической деятельности дизайнера - это создание художественных образов, объединяющих такие категории как художественную идею, художественную оценку и художественную эмоцию. Создание художественного образа - это создание «другой реальности», сугубо персонифицированного продукта [4].

Техническая (технологическая) составляющая относительно целей и задач дизайна модифицируется в информационные дизайн-технологии, основанные на использовании современной компьютерной техники и программного обеспечения. О.Ю. Прудовская определяет информационную дизайн-технологию как «совокупность методов, способов, операций, которые используются для создания визуальных сообщений, предназначенных для распространения с помощью средств массовой информации. Она непосредственно связана с компьютерными методами создания, обработки, редактирования, импорта, экспорта, записи, отображения, передачи и печати информации (графики, фотоизображений, текста)» [6]. Согласно мнению исследователей, современный компетентный дизайнер - это специалист, свободно владеющий графическими пакетами, приемами трехмерного моделирования, визуального проектирования, средства разработки анимационных проектов. Говоря о технической составляющей, также следует помнить, что у практикующего дизайнера рано или поздно наступает момент, когда для создания собственного креативного образа требуется расширение возможностей информационных технологий путем дополнения их новыми инструментами, базирующиеся на знании современных технологий программирования.

Информационно-технологическую деятельность дизайнера следует рассматривать в традиции системного подхода, когда структура деятельности имеет характерные элементы. Краткая характеристика структурных элементов информационно-технологической деятельности дизайнера показана в Таблице 1.

Таблица 1

Структура информационно-технологической деятельности дизайнера

№/п Элементы деятельности Характеристика

1. Субъект деятельности Дизайнер

2. Объект деятельности Графические образы, проектная документация, компьютерное моделирование

3. Мотив Удовлетворение актуальных потребностей общества

4. Цель деятельности Создание графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования

5. Методы и средства деятельности Информационно-компьютерные технологии

6. Действие Информационные технологии предназначены для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов

7. Результат Графические образы, проектная документация, компьютерное моделирование

8. Рефлексия Потребитель

На основе изложенного, информационно-технологическую деятельность дизайнера следует понимать, как интегративную деятельность, направленную на создание, обработку, редактирование, импорт, экспорт, запись, отображение, передачу и печать информации, представленную в виде графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования и т.д. с помощью использования современной компьютерной техники и программного обеспечения.

На базе представленного определения можно сформулировать, что информационно-технологическая компетенция дизайнера - это многофакторное явление, построенное на основе знаний, умений и владений средствами и методами информационно-технологической деятельности, включающей сложные интегративные показатели личности дизайнера (отношение к своей деятельности, рефлексия и др.), позволяющие результативно осуществлять профессиональную деятельность в естественных профессиональных условиях и творчески самореализовываться в профессии.

Основываясь на специфике деятельности дизайнера, ее структуре, а также на ФГОС ВО, нами была определена инфраструктура информационно-технологических компетенций. Внешняя структура объединяет компетенции, соответствующие информационно-технологической деятельности: ПК-9, ПК-10. Для внешней структуры были выделены «укрупненные» критерии компетенций дизайнера: знания, умения, владения, реальные значения которых определяются на итоговом этапе формирования компетенции, установленные

согласно программе формирования компетенции. Чтобы проследить траекторию формирования компетенции, необходимо выделить ее внутреннюю структуру, включающую следующие компоненты: личностно-мотивационный, познавательный, креативно-деятельностный, рефлексивный. Так, личностно-мотивационный компонент включает в себя потребности и мотивы, цели информационно-технологической деятельности дизайнера, наличие интереса к данному виду деятельности. Познавательный компонент предполагает владение предметными знаниями информационно-технологической деятельности. Креативно-деятельностный компонент включает: владение информационными дизайн - технологиями; обладание пространственным и образным мышлением, способностью критически мыслить, способность предлагать смелые решения. Рефлексивный компонент проявляется в склонности к самоанализу, способности к предвидению, прогнозированию результатов информационно-технологической деятельности и отношений.

Для выявления показателей компонентов компетенции мы воспользовались таксономией Б. Блума, охватывающих когнитивные и аффективные категории. [2, с. 50]. Личностно-мотивационный компонент детализируется через категории аффективной области. Познавательный, креативно-деятельностный, рефлексивный компоненты компетенции дизайнера конкретизируются через категории когнитивной области. В качестве примера предлагаем схему критериев выраженности и показателей информационно-технологической компетенции будущего дизайнера, рассмотренных в Таблице 2 [2, с. 50].

Таблица 2

Схема выявления показателей компонентов информационно-технологической компетенции

будущего дизайнера

№/п Компонент Критерий выраженности Показатель

1. Личностно-мотивационный Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира Восприятие... Реагирование... Усвоение. Организация. Распространение

2. Познавательный Воспроизведение и объяснение информации Знание ... Понимание ....

3. Креативно-деятельностный Решение закрытых и открытых проблем, нахождение уникальных ответов к проблемам Применение. Анализ. Синтез.

4. Рефлексивный Вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях, предложение коррекционных мер Анализ. Оценка. Коррекция.

Дальнейшая детализация компонентов информационно-технологической компетенции будущего дизайнера выполняется путем выделения их уровней сформированности. В Таблице 3 предлагаем фрагмент схемы критериев и уровней сформированности познавательного компонента профессиональной компетенции ПК-10 (информационно-технологическая деятельность).

Таблица 3

Фрагмент схемы критериев и уровней сформированности познавательного компонента профессиональной компетенции ПК-10 (информационно-технологическая деятельность)

Критерий Уровень сформированности Характеристика уровня

1 2 3

Знания теоретических основ информационно-технологической деятельности Пороговый Грубые ошибки в использовании терминологии, теоретических основ информационно-технологической деятельности

Базовый Неточности в использовании терминологии, теоретических основ информационно-технологической деятельности

Повышенный Знание терминологии, теоретических основ информационно-технологической деятельности

Знание текстовых редакторов Пороговый Слабое знание текстовых редакторов (Microsoft Office Word, Corel Ventua и другие)

Базовый Фрагментарное, непоследовательное знание текстовых редакторов (Microsoft Office Word, Corel Ventua и другие)

Повышенный Знание текстовых редакторов (Microsoft Office Word, Corel Ventua, Adobe PageMaker и другие)

Знание графических редакторов Пороговый Слабое знание графических редакторов (Adobe Photoshop, Adobe Photoshop Lightroom, CorelDRAW Graphics Suite, Autodesk 3ds Max, Autodesk AutoCAD и другие)

Базовый Фрагментарное, непоследовательное знание графических редакторов (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop Lightroom, CorelDRAW Graphics Suite, Corel PaintShop Photo Pro, Autodesk 3ds Max, Autodesk AutoCAD и другие)

Повышенный Знание графических редакторов (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop Lightroom, Adobe InDesign, Ulead PhotoImpact, CorelDRAW Graphics Suite, Corel PaintShop Photo Pro, Autodesk 3ds Max, Autodesk AutoCAD и другие)

Выполняя конкретизацию компонентов компетенции подобным образом, мы не только учитываем идеальную ситуацию личностного и профессионального развития дизайнера, но и раскрываем систему отношений жизнедеятельности, в которых реализуется ее информационно-технологическая деятельность. Обращение к четким формулировкам результатов деятельности позволяет увеличить эффективность процесса формирования информационно-технологической компетенции дизайнера.

Необходимо дополнить, что формирование информационно-технологической компетенции в системе профессиональной подготовки дизайнера носит непрерывный характер и включает несколько этапов: когнитивный, формирующий, творческий. Логика формирования данной компетенции выстраивается согласно схеме: первоначально при изучении учебных дисциплин (блок Б1) формируется когнитивная основа компетенции, способствующая актуализации мотивационной составляющей информационно-технологической компетенции (когнитивный этап); далее учебные практические занятия, практики различных видов (блоки Б1, Б2) формируют «опыт актуализации компетенций и формирует поведенческий и ценностно-смысловые аспекты формирования профессиональных компетенций» (формирующий этап), заключительным этапом формирования информационно-технологической компетенции является прохождение процесса итоговой аттестации (блок Б3) (творческий этап) [5, с. 410-415]. Для каждого из трех этапов формирования информационно-технологической компетенции можно выделить собственную доминанту влияния на ее эффективность: когнитивный - познавательный, личностно-мотивационный компоненты; формирующий - креативно-деятельностный компонент; творческий - рефлексивный компонент 2 [2, с. 53].

Выводы. Для эффективной реализации информационно-технологической компетенции будущих дизайнеров в образовательном процессе вуза требуется подробное представление заданного вида деятельности с учетом особенностей выбранного направления подготовки, включая структуру данной деятельности, прежде всего, специфических средств и методов, соответствующих заданной деятельности, и предполагая определенный набор личностных качеств специалиста.

Литература:

1. Барабаш, М.С. Компьютерные технологии в строительстве: Учебное пособие. / М.С. Барабаш. -Киев: НАУ, 2008. - 172 с.

2. Бахлова, Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бахлова Наталья Анатольевна. - Калуга, 2017. - 244 с.

3. Горнева, Е.А. Повышение уровня информационно-технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства [Электронный ресурс] / Е.А. Горнева. // Электронный научно-педагогический журнал. - Брянск: 2007.. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1142.htm

4. Еремеев, А.Ф. Границы искусства / А.Ф. Еремеев. - М.: Искусство, 1987. - 319 с.

5. Копша, О.Ю. Проектирование процесса формирования и оценки профессиональных компетенций у бакалавров автоматизации технологических процессов и производств / О.Ю. Копша // Вектор науки ТГУ. -2013. - № 2 (24), С. 410-415

6. Прудовская, О.Ю. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Прудовская Ольга Юрьевна. - Омск, 2007. - 203с.

7. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. - 214 с.

Педагогика

УДК 372.857; 376.112.4

студент 4 курса факультета биологии и химии Бекшаев Илья Алексеевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук Дьячкова Татьяна Валерьяновна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Берсенева Ирина Анатольевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИН «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» И

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС. Рассмотрены основные регламентирующие документы, на которые должен обратить внимание учитель при обучении детей с умственной отсталостью. Приведены определение, современная классификация и показатели распространенности олигофрений в наше время. Статья будет полезна преподавателям естественнонаучных дисциплин, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с умственной отсталостью, олигофренопедагогика, школа VIII вида, дидактическая игра, естествознание, окружающий мир.

Annotation. The article deals with the application of special approaches to the education of mentally retarded children on the example of the disciplines "Natural Science" and "Outward things" in the conditions of the implementation of the GEF. The main regulatory documents to which the teacher should pay attention when teaching children with mental retardation are considered. The definition, modern classification and indicators of the prevalence of oligophrenia in our time are given. The article will be useful to teachers of natural sciences working with children with intellectual disabilities.

Keywords: inclusive education, children with mental retardation, oligophrenopedagogy, school VIII kind, didactic game, natural science, outward things.

Введение. На современном этапе развития общества значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса. Повышаются требования к его личностным и профессиональным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.