систем выступает узловым моментом формирования» всей системы [2]. Исследователем было установлено, что тем выше будет успешность профессиональной деятельности, чем выше будут развиты профессионально-важные качества, т.е. успешность деятельности напрямую связана с уровнем развития профессионально важных качеств отношением оптимума.
Данное положение находит свое подтверждение в повседневной деятельности. Анализ личностных качеств полицейских, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности, позволяет выявить некоторые сходные качества, такие как высокий уровень нервно-психического напряжения, низкий уровень тревожности и агрессивности, адекватная самооценка.
Исследование профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел в как отечественной, так и в зарубежной психологической науке, напрямую связано с изучением условий их деятельности, которые в свою очередь, влияют на формирование данных качеств.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел можно охарактеризовать некоторыми специфическими профессиональными особенностями. Во-первых, наиболее яркая специфическая особенность профессиональной деятельности в органах внутренних дел - правовая регламентация деятельности. Это отчасти исключает возможность для свободного осуществления своих представлений о наиболее эффективной организации труда и выборе способов действий. Правовая регламентация деятельности создает условия для формирования повышенной ответственности за все свои действия и решения. Тем не менее, нельзя говорить о полном отсутствии творческого подхода, который дается сотрудникам органов внутренних дел в рамках норм закона и профессиональной морали при осуществлении профессиональной повседневной деятельности.
Во-вторых, к особым условиям деятельности сотрудников органов внутренних дел можно отнести наличие исключительных властных полномочий. В процессе повседневной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью соприкасаться с личной жизнью людей, выяснять обстоятельства, которые некоторые люди стараются нередко скрыть от окружающих, входить в квартиры и дома граждан, ограничивать свободу отдельных граждан. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью можно охарактеризовать как состояние повышенной ответственности и напряженности, состояние активности мыслительных процессов, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Умение грамотно и рационально законно пользоваться предоставленными властными полномочиями - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел.
Библиографический список
Еще одна немаловажная особенность профессиональной деятельности полицейских - постоянное противоборство и противодействие с преступными элементами. Частая необходимость преодоления сложных и опасных ситуаций, устранение преград и преодоление препятствий, которые осознанно создаются на пути сотрудника, могут вызывать у него различные психоэмоциональные реакции. Это требует постоянного волевого напряжения и постоянной активной умственной деятельности: утаивания своих целей, маскировки, примерива-ния других социальных ролей.
Коммуникабельность, как способность общения людьми, также является характерной особенностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сотруднику органов внутренних дел часто приходится общаться с людьми различных возрастных категорий, различных профессий, с гражданами, занимающими различное социальное и правовое положение. Это не только требует знания психологии личности, но и владения основами психотехники общения. Коммуникабельность необходима для эффективного проведения профилактических мероприятий, для рационального построения общения с гражданами, правильной организации производства следственных, оперативно-розыскных мероприятий.
Службу полицейского осложняют большие физические и психические нагрузки, которые он испытывает в связи с высоким уровнем экстремальности профессиональной деятельности. Помимо перечисленных выше перечень стрессовых факторов информационного характера можно дополнить такими явлениями и состояниями как действия в конфликтной ситуации, ненормированный график работы, отрицательный эмоциональный фон деятельности, постоянное наблюдение человеческого горя, страха и ярости.
Делая вывод, можно заключить, что сотруднику органов внутренних дел в условиях реформирования организации профессиональной деятельности необходим не только высокий уровень образования, но и профессионально важные качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Эти качества в полном объеме проявляются в ходе решения оперативно-служебных задач. На сегодняшний день проблема подбора кадров для службы в органах внутренних дел является актуальной, так как достаточно сложно, изучая поведение человека в спокойной обстановке, предположить, как он будет реагировать в ситуации постоянного стресса и дефицита времени. Проблемы организации проведения профессионального психологического отбора будущих сотрудников описываются исследователями психологической службы в ОВД в различных формулировках: от мягкой «необходимости исключения формализма при проведении исследования» до «устранения организационных патологий» [3].
1. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека. - М., 2013.
2. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности. - М., 2012.
3. Пашечко, Е.Б. К вопросу психологического обеспечения организационно-культурных изменений органов внутренних дел / Е.Б. Пашеч-ко, В.В. Ермолаев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 3.
Bibliography
1. Shadrikov, V.D. Psikhologiya deyateljnosti cheloveka. - M., 2013.
2. Shadrikov, V.D. Professionaljnihe sposobnosti. - M., 2012.
3. Pashechko, E.B. K voprosu psikhologicheskogo obespecheniya organizacionno-kuljturnihkh izmeneniyj organov vnutrennikh del / E.B. Pashechko, V.V. Ermolaev // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2010. - № 3.
Статья поступила в редакцию 15.06.14
УДК 159.9
Yagupova M.O. SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE TIME-DEMANDED COMPETENCES OF DESIGNERS (WITH A SPECIAL REFERENCE TO INTERNET DESIGN). The results of an analysis of requirements of employers to the competences of a professional designer are presented in the course of the research. These results generalize a list of most popular competences of a designer. It turned out that the most popular vacancies include competence activity, cognitive activity, competence of ability to use information technologies.
Key words: competence, designer, jobs, social interaction, Internet, information technology.
М.О. Ягупова, ст. преп. каф. философии и психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский гос. университет
экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)
Представлены результаты анализа требований работодателей к компетенциям профессионального дизайнера. Результаты обобщают перечень наиболее востребованных компетенций дизайнера. Оказалось, что наиболее востребованные вакансии включают компетенции активности, познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
Ключевые слова: компетенции, дизайнер, вакансии, социальное взаимодействие, интернет, информационные технологии.
Практика дизайнерского образования обнаруживает противоречие между потребностями общества в компетентности дизайнеров и системой их профессиональной подготовки [1]. Процесс усовершенствования системы дизайнерского профессионального образования предполагает поиск новых идей по формированию профессиональной компетентности на основе принципа взаимосвязи процесса обучения с реалиями жизни и поставленными сегодня перед обществом задачами.
Профессиональная компетентность дизайнера - это ин-тегративное качество личности, позволяющее результативно осуществлять свою профессиональную деятельность и творчески самореализоваться в профессии. Согласно специфике профессиональной дизайнерской деятельности, это такое целостное состояние личности, которое выражает качественные характеристики ее сознания, стиль мышления, проектную культуру.
Семантически категория «профессиональная компетентность» восходит к понятиям: «компетенция» и «компетентный». Термин «компетентность» (от латинского competens (competentis) - соответствующий; способный) как и термины «компетентный» и «компетенция» активно используется в научной литературе.
Как указывают В.А. Шаповалова и В.И. Горовая, технология формирования компетентности специалиста, воспитание его как творческой личности, может «... строиться как процесс превращения учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста». В полной мере профессиональная компетентность может проявляться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в вузе.
В рамках теории компетенций (И.Я. Зимняя, Н.А. Лошка-рева, М. Стобарт и др.), компетентность определяется как способность личности осуществлять сложные культуросообраз-ные виды действий, и термин «компетентность» используется практически как синоним термина «компетенция». В соответствии с данной теорией компетенции - это сфера отношений между знаниями и действиями в человеческой практике, прагматически ориентированные черты личности, которые не сводятся ни к знаниям, ни к умениям [2].
И.А. Зимняя, исследовав отношения между компетенциями и компетентностями, показала, что компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые после выявляются в компетентностях человека. Автор выделяет десять основных компетенций, объединив их в три группы [3].
В своей диссертации, посвященной исследованию ключевых компетенций личности как образовательного результата системы профессионального образования, О.М. Бобиенко показала, что профессиональная компетентность включает в себя специальные компетенции и ключевые компетенции как интегрированный результат образования [4]. Первые представляют собой способность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач адекватно конкретной ситуации, вторые инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности. Первые могут быть сформированы и оценены в рамках одной или нескольких деятельностей, вторые - принципиально надпредметны. Развитие и тех, и других связано с процессом развития способностей человека, то есть овладения им способом деятельности.
Опыт анализа спроса рынка труда дизайнеров, в сети Интернет, в рамках проекта «Ценностно-мотивационные
и организационно-деятельностные основания профессионального образования в сфере дизайна: культурно - антропологическая, гуманитарно-художественная, конструктивно-графическая модели компетентностей» программы «Развитие научного потенциала высшей школы» показал выявление широкого спектра как наиболее востребованных вакансий, так и менее востребованных [5]. Из 630 упоминаний - 27 составили различные варианты данной вакансии. Как то: дизайнер; Web-дизайнер; креативный дизайнер; дизайнер ногтей. Специалист по маникюру и педикюру; дизайнер - верстальщик (печатник); дизайнер интерьеров; дизайнер салона штор; дизайнер в полиграфии; дизайнер по текстилю; дизайнер-фотограф; дизайнер одежды/ по аксессуарам; дизайнер-декоратор; дизайнер по рекламе; дизайнер, менеджер по бренд-буку; дизайнер-художественный редактор; дизайнер-визуализатор; технический дизайнер; дизайнер уровней; дизайнер по свету (руководитель проектов); художник-модельер, дизайнер; Flash - дизайнер; дизайнер (ТУкомпания); аквариумный дизайнер; дизайнер выставочных стендов; дизайнер POS материалов; дизайнер-конструктор; дизайнер-продавец (кухонной мебели).
Одни из рассматриваемых вакансий имеют универсальный характер, совмещающий в себе многофункциональность, синтез нескольких специальностей, например, и дизайнер, и архитектор, и конструктор, их число превалирует в перечне вакансий. Другие можно отнести к уникальным, со специфическим названием вакансии и соответствующими данной вакансии компетенциями: «дизайнер-уровней», «Flash-дизай-нер». С точки зрения потребностей рынка труда, наиболее часто (или в достаточной степени востребованными являются) встречается вакансия Web-дизайнера, дизайнера - верстальщика, консультанта, дизайнера интерьеров, дизайнера по рекламе, в полиграфии, что может говорить о предпочтении выбора вакансий технической направленности (75%), о современных тенденциях техногенного характера.
В наименьшей степени (25%) представлены следующие вакансии: дизайнер по текстилю, дизайнер одежды, дизайнер салона штор/дизайнер штор/дизайнер по пошиву штор, дизайнер-конструктор, дизайнер-художник по трикотажу, художник-модельер, дизайнер по аксессуарам и т.д. [6, с. 251].
Проанализировав компетенции наиболее востребованных вакансий (в контексте данной выборки), с точки зрения как основных, определенных И.А. Зимней, можно дифференцировать их следующим образом. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (компетенция А); компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенция Б); компетенции, относящиеся к деятельности: компетенция познавательной деятельности, компетенция деятельности, компетенция информационных технологий (компетенция В) [5, с. 522].
Исходя из этой дифференциации, рассмотрим семь примеров наиболее востребованных вакансий для выпускника направления «Дизайн».
1. Web-дизайнер должен иметь: художественное образование, стремление к повышению квалификации, наличие пор-тфолио, амбициозность, активность, креативность, «человеческая адекватность», опыт работы (А), а также: компьютерные навыки, знание программ Adobe Photoshop, редакторы векторной графики (Illustrator, Corel Draw), Adobe Image Ready, Macromedia Dreamweaver, Macromedia Flash, разработка эскизов и макетов рекламы; творение дизайна сайта, верстка его, управление процессом созидания сайтов; художественное и креативное мышление (В).
2. Для вакансии дизайнера требуется: опыт работы, собственное портфолио, умение рисовать от руки, знание английского языка, творческий и креативный подход к работе, уметь думать, учиться и любить свое дело (А); разработка и дизайн макетов рекламной продукции; дизайн сайтов, логотипов и др. элементов фирменного стиля; дизайн графических интерфейсов; дизайн интерьеров; разработка печатной продукции; создание и усовершенствование имеющегося ландшафта; создание внутреннего и внешнего оформления и наполнения помещений и др. конструкций (В).
3. Для вакансии дизайнера-верстальщика необходимы навыки делопроизводства (Б) и компьютерные навыки, знание приложений: Photoshop, Illustrator, Corel Draw, Power Point; сбор информации для маркетингового анализа; создание полиграфических материалов в рамках проведения маркетинговых мероприятий; разработка эскизов и макетов рекламы; верстка специальных материалов (В).
4. Для вакансии дизайнера интерьеров важны: составление дизайн - макета интерьера; разработка эскизного дизайн-проекта, рабочего проекта; визуализация проекта (ручная графика и 3D); подбор элементов интерьера (декор, свет, отделочные материалы, мебель) (В).
5. Дизайнер-консультант должен иметь опыт работы с интерьером и мебелью высокого уровня, опыт работы с архитекторами и дизайнерами, опыт работы в сфере продаж, дизайнерские способности, стрессоустойчивость, целеустремленность (А); консультирование клиентов, умение общаться с клиентами (Б), а также должен владеть умениями предварительных просчетов, прорисовки; составления дизайн-про-
ектов; приемами и обработкой заказов; знанием графических программ (В).
6. Для дизайнера в полиграфии наиболее важны: изготовление оригинал-макетов: визитки, буклеты, листовки и т. д., подготовка макетов к печати: цифровой, офсетной, ри-зографической, шелкографии и т.д. (В)
7. Дизайнер по рекламе должен обладать: опытом работы дизайнером (А), а также для него необходимы: разработка рекламы, рекламных макетов; сложная верстка; дизайн упаковки; рисунок, сложная ретушь; разработка фирменного стиля, препресс; разработка концепций оформления фасадов, интерьеров, полиграфической продукции (В).
На базе этого этапа анализа можно сделать вывод о том, что в вакансиях преобладающими являются компетенции, относящиеся к деятельности человека, а именно:
- компетенция познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации: их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность);
- компетенции деятельности (способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование; исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности);
- компетенции информационных технологий (прием, переработка, выдача информации; преобразование ее, массме-дийные, мультимедийные технологи, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет - технологией) [3; 5].
Библиографический список
1. Чернявская, В.С. Социально-психологический подход к профессии «дизайнер»: требования работодателей, мотивы потребителей / В.С. Чернявская, Р.М. Гимаева, М.О. Ягупова // Вестн. Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 1.
2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб. пособ. / под общ. ред. А.А. Дергача. -М., 2006.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - М., 2003.
4. Бобиенко, О.М. Ключевые компетентности личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005.
5. Ягупова, М.О. Социально-психологический контекст компетенций будущих дизайнеров в системе высшего образования // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. с международным участием: в 2 ч. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - Ч. 1.
6. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Е.В. Алексеева, Б.А. Борисов, С.А. Вебер [и др.] / под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. - Новосибирск, 2009. - Кн. 6.
Bibliography
1. Chernyavskaya, V.S. Socialjno-psikhologicheskiyj podkhod k professii «dizayjner»: trebovaniya rabotodateleyj, motivih potrebiteleyj / V.S. Chernyavskaya, R.M. Gimaeva, M.O. Yagupova // Vestn. Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2009. - № 1.
2. Akmeologicheskaya ocenka professionaljnoyj kompetentnosti gosudarstvennihkh sluzhathikh: ucheb. posob. / pod obth. red. A.A. Dergacha. -M., 2006.
3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - M., 2003.
4. Bobienko, O.M. Klyuchevihe kompetentnosti lichnosti kak obrazovateljnihyj rezuljtat sistemih professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2005.
5. Yagupova, M.O. Socialjno-psikhologicheskiyj kontekst kompetenciyj buduthikh dizayjnerov v sisteme vihsshego obrazovaniya // Kategoriya «socialjnogo» v sovremennoyj pedagogike i psikhologii: materialih 2-yj nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnihm uchastiem: v 2 ch. / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Uljyanovsk, 2014. - Ch. 1.
6. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: psikhologiya i pedagogika: monografiya / E.V. Alekseeva, B.A. Borisov, S.A. Veber [i dr.] / pod obth. red. E.V. Korotaevoyj, S.S. Chernova. - Novosibirsk, 2009. - Kn. 6.
Статья поступила в редакцию 15.06.14
УДК 159.9.072.5
Epanchintseva G.A., Marchenko Т. V., Kozlovskaya T.N. THE ORGANIZATION OF THERAPY OF SUICIDAL IDEAS IN ADOLESCENTS. In the article the problem of studying of suicidal behavior in the frame of a cognitive and behavioral therapy as one of the most effective and scientifically reasonable methods of psychotherapy is revealed. The research states that this therapy allows a patient to take an active position in the course of his treatment and to develop his own adaptive forms of behavior in future. The role of psychotherapeutic experience in restoration and rehabilitation process for people, who have to be grouped by a criterion of a suicidal risk, is noted. Stages of formation of a cognitive-behavioral approach are described. The role of domestic and foreign scientists in formation of cognitive and behavioral therapy is designated. The analysis of theoretical views of a problem of suicidal behavior is provided: Albert Bandura, A. Ellis and A. Beck. Works of the modern cognitive and behavioral psychologists G. V. Zalevsky, A.B. Kholmogorova, N. G. Garanyan within the cognitive and behavioral theory are also considered.
Key words: suicidal behavior, behavioral therapy, cognitive therapy, cognitive-behavioral approach, operant stipulation, hidden stipulation, cognitions.