Научная статья на тему 'Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта'

Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / FUTURE DESIGNERS'S PROFESSIONAL COMPETENCIES / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / REGIONAL ASPECT / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / REQUIREMENTS OF EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажгихин С.Г.

В статье представлены компоненты содержания профессиональных компетенций будущих дизайнеров с позиции регионального аспекта. Показан опыт определения профессиональных компетенций выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the content components of the future designerss professional competencies in view of the regional aspect. The author also describes an experience in defining graduates professional competencies.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА

I С. Г. Ажгихин

Аннотация. В статье представлены компоненты содержания профессиональных компетенций будущих дизайнеров с позиции регионального аспекта. Показан опыт определения профессиональных компетенций выпускника.

Ключевые слова: профессиональные компетенции выпускников, региональный аспект, дизайн-образование, требования работодателей.

Summary. The article discusses the content components of the future designers's professional competencies in view of the regional aspect. The author also describes an experience in defining graduates' professional competencies.

Keywords: future designers's professional competencies, regional aspect, design education, requirements of employers.

12

Ключевой вопрос в применении компетентностного подхода в дизайн-образовании - разработка содержания компетенций и принципов контроля и оценивания уровня достижения этих компетенций. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 36 сказано, что региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) и отражаются в основных образовательных программах, а компоненты образовательного учреждения (организации) разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями). Исходя из необходимости учета регионального компонента, нами была проведена работа по определению содер-

жательных компонентов профессиональных компетенций выпускника.

Методической основой определения содержания компетенций выпускника послужили разработки Европейского фонда образования, а так же рекомендации В. И. Байденко [1]. Проведен опрос-беседа, в которой приняли участие 34 работодателя, 46 студентов и 10 членов кафедры дизайна, компьютерной и технической графики КубГУ. Замена рекомендованного В. И. Байденко письменного анкетирования устной беседой основана на личных контактах и получении более точных рекомендаций от респондентов. В беседе мы умышленно избегали применения терминов «компетенция», «компетентностный подход», как непривычных для респондентов.

При опросе выпускников подтвердилось мнение В. И. Байденко,

ЕК

рекомендующего выбирать респондентов из числа выпускников, закончивших обучение 3-5 лет назад и стараться избегать опроса «свежих» выпускников. Выпускники, проработавшие менее двух лет, находились в прямой зависимости от трудоустройства, заработанной платы, взаимоотношений с коллективом, руководителями, заказчиками. Причины собственных неудач часто связывали с недостатками окружающего мира. Успешно трудоустроенные выпускники, напротив, вели беседы несколько «эйфорично». После обработки данных отмечено, что данная группа респондентов больше уделила внимания профессиональным компетенциям и меньше - надпрофессиональ-ным. Ключевые компетенции почти не анализировались в беседах. Выпускники первого года выпуска, проработавшие в сфере дизайна дольше, напротив, больше внимания уделяли надпрофессиональным компетенциям, а профессиональным и ключевым меньше, но приблизительно поровну. Как показал анализ результатов эксперимента, это расхождение связано с приобретением определенного жизненного и профессионального опыта. С опытом меняется определенная оценка ценностей. Для «свежих» выпускников если на рабочем месте установлено иное программное обеспечение вместо изученного в вузе (например, вместо Adobe Illustrator установлен Corel Draw! или Free Hand, или иная версия программного продукта), то, скорее всего, виноваты все, кроме него (вуз, педагоги, система образования или фирма). С опытом работы такие мелочи перестают восприниматься. Большее значение приобретают иные ценности,

например, умение общаться с заказчиками, коллегами, руководителями. Подобное изменение в какой-то мере показывает степень социализации выпускника - он становится сотрудником фирмы, что подразумевает переоценку ценностей.

В целом, выпускниками отмечена некоторая избыточность полученного образования. На практике большинству почти не приходится встречаться со сложным анализом предпроектных ситуаций, взаимодействовать со смежными специалистами (маркетологами, социологами, психологами и др.) (64% - 30 чел.), редко приходится разрабатывать сложные комплексные проекты (69% - 31 выпускник). Отмечается завышенная требовательность педагогов кафедры к уровню проектной деятельности. Заказчик и работодатель на практике оказались менее требовательны, чем педагоги (64% -30 чел.). Большую роль играют личностные качества: например, мобильность и исполнительская дисциплина (отмечено всеми - 100%). Из профессиональных компетенций было отмечено неумение создавать проектные решения в условиях малого бюджета проекта (12 чел. - 26%) и работать в стесненных временных рамках (23 чел. - 50%). Трудности, связанные с материалами и технологиями, испытывали 32% опрошенных (15 чел.).

Беседы с работодателями (умышленно подбирались из разных областей деятельности - товаропроизводители - 9 чел., фирмы по оказанию услуг - 5 чел., типографии - 8 чел., рекламные агентства - 12 чел.) показали, что чаще для них более важными оказываются ключевые и надпро-фессиональные компетенции (объединены согласно ФГОС ВПО 3-го по-

13

коления в общепрофессиональные компетенции). Работодатели, прежде всего, хотят получить сотрудника, обладающего набором определенных качеств, таких как инициативность, ответственность, способность принимать решения, самостоятельно восполнять недостаток знаний и др. (100% респондентов). Большое значение работодатели придавали трудовой дисциплине, лояльности и порядочности сотрудников (100%). В целом, анализ общих компетенций показал, что они в целом не отличаются от компетенций, определенных ФГОС ВПО 3-го поколения.

Анализ профессиональных компетенций дал наибольший разброс требований - от «ничего страшного, сами доучим, научим...» до узкоспециализированных требований, предъявляемых к сотруднику (особенно в типографиях). Это обусловлено тем, что работа дизайнера слишком многогранна и многоаспектна. Проанализируем требования работодателей к работникам на примере графического дизайна (с учетом регионально-14 го аспекта).

Отсутствие полиграфических институтов в Краснодарском крае привело к тому, что выпускники работают не только дизайнерами, но и специалистами по допечатной подготовке, верстальщиками, арт-директора-ми. Это приводит к значительному разбросу требований к дизайнерам, зависящих от их служебных обязанностей и необходимых профессиональных функций.

Так, для работы в качестве арт-директора важно вариативное мышление, комплексное видение проекта, умение владеть методологией проектирования, готовность способ-

ствовать не только саморазвитию, но и профессиональному росту коллектива, коммуникативные навыки общения с заказчиками, подчиненными, руководителем, смежными специалистами и др.

Для дизайнера полиграфической продукции важно, в первую очередь, владение компьютерными программами, понимание основ полиграфии, основ методики проектирования, знание законов композиции, художественный вкус и др. Дизайнер, связанный с упаковкой, должен быть знаком с макетированием, требованиями ГОСТа, основными технологическими процессами производства упаковки.

Для верстальщика необходимы навыки работы с использованием пакета прикладных графических программ (с применением горячих клавиш), знание и умение конструировать модульные сетки, знание основ генерации документов Post Script, умение работать со спуском полос, контролировать переданную для верстки информацию при помощи средств постконтроля (например, Flight Check), понимание корректорских знаков, высокая производительность.

Специалист по допечатной подготовке должен обладать знанием основных полиграфических процессов, уметь находить разумный компромисс между требованиями и возможностями типографии и работой дизайнера. Такое распределение вполне естественно. Однако в ряде случаев дизайнер совмещает в себе и функции скан-мастера, цветокорректора, креатив-щика, верстальщика, а то и оператора фотовывода (региональный компонент). Следует отметить, что некоторые требования не являются компетенциями в чистом виде.

Неожиданные данные принес опрос о повышении квалификации сотрудников. Частично высказали заинтересованность в этом производители товаров и услуг. Меньше всего заинтересованность в повышении квалификации показали представители рекламных агентств. Свою позицию они связывали опасением, что квалифицированный сотрудник уйдет либо к конкурентам, либо станет «фрилансером», лишним конкурентом на рынке дизайна рекламы. Это отражает региональную специфику - относительную сформирован-ность рынка товаров, услуг, в том числе и полиграфических, и отсутствие рынка услуг, связанных с дизайном и рекламой.

Беседы с работодателями показали, что 22 респондента (67%) оценивают роль дизайнеров и дизайна в их бизнесе как значительную. Для 5 (14%) - роль дизайна в бизнесе ограниченная, и для 7 респондентов (19%) - ключевая. Ни один из опрашиваемых не охарактеризовал роль дизайна для производства как ничего не определяющую. Таким образом, опрос показал, что работодатели понимают и ценят значение дизайна в их бизнесе. Показателен тот факт, что подавляющее большинство товаропроизводителей (8 из 9) отметили роль дизайна в их бизнесе как значительную, связывая эффективный дизайн с продвижением новых товаров, увеличением сбыта, увеличением товарооборота и роста прибыли. Респонденты, определившие роль дизайна как «ограниченную», представляли фирму по оказанию услуг (2 из 4) и типографии (3 из 8).

Показателен опрос (участвовали производители товаров и услуг), в

ходе которого было выявлено, на каких этапах работодатели обращаются к дизайнерам:

- на этапе разработки дизайна, рекламных и промо-материалов -100% (14 чел.);

- на этапе участия в проектировании маркетинговой позиции продукта - 35% (5 работодателей - все товаропроизводители);

- на этапе участия в генерации идей - 7% (1 чел.);

- на этапе участия в анализе существующего рынка сбыта товаров и услуг - 7% (1 чел.);

- на этапе участия во внутренних исследованиях и разработках - 0%.

Анализ ответов респондентов показывает, что услуги дизайнера необходимы работодателям лишь в качестве иллюстратора-визуализатора идей и маркетинговых стратегий, разрабатываемых лично работодателем (коммерческим директором, соответствующим отделом и др.).

Таким образом, подавляющее большинство работодателей воспринимает дизайнера как человека, умеющего воплотить в рекламе и упаковке идеи руководства компании, доведя проект до стадии промышленного образца (например, в упаковке). Вместе с тем, результаты беседы идут вразрез с ведущими мировыми и европейскими традициями. Так, например, в Англии, согласно отчету The British Design Council, по итогам проведенного национального исследования о роли дизайна в бизнесе «Design in Britain» за 2003 г. дизайнеров для разработки новой концепции продукта привлекают 13% работодателей, на этапе генерации идей - 9%, участие во внутренних исследованиях и разработках - 9% респондентов. Зато

15

16

на этапе непосредственного макетирования и дизайна упаковки своих штатных дизайнеров привлекают лишь 9% работодателей, доверяя проектирование упаковки специализированным центрам (2). Эти цифры говорят о том, что европейские фирмы все чаще и все больше подключают дизайнеров ко всем этапам разработки и внедрения нового товара (услуги), а отечественные работодатели видят роль дизайнера лишь на завершающих этапах внедрения нового продукта. То есть потенциал деятельности дизайнера значительно больше и шире, чем привыкли считать отечественные работодатели.

Другой проблемой, выявленной в ходе опроса, является отсутствие критериев, выявляющих степень эффективности дизайна для конкретной фирмы. Так, на этапе проектирования упаковки фокус-группы применяет лишь один из опрошенных товаропроизводителей из 9, еще четверо фокус-группы подменяют случайным составом (секретарь, юрист, коммерческий директор, референт и др.); столько же авторитарно принимается и решение, рассчитывая на свой вкус и свое знание рынка. Хуже выглядит анализ эффективности дизайна рекламы товаров и услуг. Никто из опрошенных не проводил ни полевых, ни кабинетных (глубинные интервью, фокус-группы, холл-тесты) исследований степени эффективности дизайна рекламы. Примерно так же обстоит дело с дальнейшим продвижением товара или услуги. Никто из респондентов не проводил исследований восприятия дизайна целевой (потребительской) аудиторией.

Работодатели не имеют механизма выявления степени эффективно-

сти дизайна как экономически эффективного инструмента. Эта проблема стоит очень остро, так как, с одной стороны, не позволяет мотивировать дизайнера в зависимости от профессионализма (публикации работ в журналах, внушительное порт-фолио - не показатель эффективности), а с другой, не мотивирует и работодателя для привлечения дизайнеров. Это противоречие и является одной из многих причин, мешающих развитию и становлению рынка дизайнерских услуг.

Кроме этого, опрос среди товаропроизводителей показал, что никто из них не видел решение средствами дизайна таких проблем, как увеличение наценки на товар или добавленной стоимости продукта, рост продаж, сокращение издержек на производстве, хотя хороший дизайн-проект может и обязан решать эти задачи.

Исследования также показали, что работодатели предъявляют требования к выпускникам в большей степени с технологических позиций (особенно работодателями из типографий и рекламных агентств - 100%). Было отмечено недостаточное знание современных материалов и технологий их использования и обработки (7 чел. -33%). 22 работодателя (67%) отметили неумение учитывать экономическую целесообразность проектных решений выпускниками. Отмечалось, что в погоне за образной выразительностью, выпускники создавали слишком дорогостоящий продукт, экономически нецелесообразный для внедрения (меньше претензий у работодателей, представляющих типографии). 35% работодателей (12 человек: 5 - представляют рекламные агентства, 3 - типографии, по 2 - произво-

дители товаров и услуг) отметили низкую способность к вариативному решению проектных задач. 6 работодателей (17%) отметили недостаточное понимание решения маркетинговых задач и недостаточный учет целевой аудитории. Заметим, что требования к уровню проектной деятельности у работодателей в целом не выше, чем у профессорско-преподавательского состава кафедры.

Сопоставляя данные, полученные от работодателей, мы видим их четкую ориентированность на текущую ситуацию, на нынешний уровень состояния дизайна в регионе, что практически идентично отставанию в дизайн-образовании. С одной стороны, разрабатывая технологию обучения проектированию в графическом дизайне на основе этих данных, мы почти гарантированно можем добиться востребованности выпускников на рынке труда, с другой стороны, ориентируемся на определенное отставание от общемировых тенденций в дизайне и дизайн-образовании.

Таким образом, подобный подход (ориентирование исключительно на работодателей) не способствует развитию инновационного подхода к обучению дизайну. Кроме того, некоторые требования работодателей ориентированы на малоквалифицированную занятость выпускников, а не на полноценную профессиональную карьеру.

В связи с этим, определяя технологию обучения проектированию в графическом дизайне, содержательные компоненты профессиональных компетенций выпускников, считаем целесообразным учитывать требования работодателей, для магистров же требования должны быть ориентированы на перспективу.

Несколько особняком стоят беседы с профессорско-преподавательским составом кафедры (10 респондентов). Часть работодателей, осуществляющих дизайнерскую деятельность и совмещающих ее с преподавательской деятельностью в вузе, имеют мнение, отличающееся от мнения работодателей, не связанных с учебным процессом. Большее внимание они уделяют умению целостно видеть и осуществлять комплексный проект (80%), художественно-эстетической (100%) и образной составляющим проектной деятельности (100%) и др.

Педагогами были названы критерии, связанные с вариативным решением проектных задач в их сложном и противоречивом взаимодействии (40%). Ориентированность проекта на конкретную целевую аудиторию (80%). Понимание многообразия возможных решений маркетинговых, рекламных и других задач средствами дизайн-проектирования отмечены тремя сотрудниками (30%).

На основе бесед с выпускниками, работодателями, профессорско-преподавательским составом, а также используя свой личный профессиональный опыт педагога, дизайнера, верстальщика, арт-директора, были выявлены содержательные компоненты профессиональных компетенций выпускников (с учетом региональных условий). Выпускник должен быть:

- способен руководствоваться в проектной деятельности экономической целесообразностью проектного решения;

- способен к вариативному решению проектных задач в их сложном и противоречивом взаимодействии;

- ориентирован на целевую аудиторию, понимая многообразие воз-

17

можных решений маркетинговых, рекламных и других задач средствами дизайн-проектирования;

- ориентирован на комплексное видение и решение проектных задач во взаимодействии со смежными специалистами (маркетологами, социологами, психологами);

- способен на основе предпроект-ного анализа к выработке концепции проекта, выбору композиционных средств с учетом особенностей их восприятия целевой (потребительской) аудитории в процессе решения необходимых маркетинговых, коммуникативных и других задач;

- способен к решению рекламных и коммуникативных задач;

- ориентирован на взаимодействие со смежными специалистами (политологами, маркетологами, социологами и др.) при решении политических, маркетинговых, социальных задач средствами дизайна рекламы;

- способен активно участвовать в проектировании многоэтапных ре-

18

кламных кампаний (политических, социальных, коммерческих) с учетом их специфики;

- способен к инновационному применению материалов в дизайнерской деятельности, обладать знанием материалов, технологии их использования и обработки.

Следует отметить, что выявленные критерии не противоречат, а подтверждают и дополняют профессиональные компетенции, содержащиеся в ФГОС ВПО 3-го поколения, уточняя их содержание с учетом регионального компонента.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы).

- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с. П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.