Научная статья на тему 'Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне'

Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2622
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ / PLANNING IN GRAPHIC DESIGN / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF TRAINING / СИСТЕМА ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ / PROJECT-BASED SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажгихин С. Г.

В статье представлено описание комплекса активных методов обучения студентов вузов проектированию в графическом дизайне. Обосновано внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров специальных заданий, ориентированных на саморазвитие обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a complex of active methods for training university students to plan in graphic design. The author explains the introduction of special tasks focused on the students self-development in vocational training of future designers.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

С. Г. Ажгихин

Аннотация. В статье представлено описание комплекса активных методов обучения студентов вузов проектированию в графическом дизайне. Обосновано внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров специальных заданий, ориентированных на саморазвитие обучающихся.

Ключевые слова: проектирование в графическом дизайне, активные методы обучения, система проектных заданий.

Summary. The article presents a complex of active methods for training university students to plan in graphic design. The author explains the introduction of special tasks focused on the students' self-development in vocational training of future designers.

Keywords: planning in graphic design, active methods of training, project-based system.

96

В условиях перехода высшей школы на многоуровневую систему образования приоритетными становятся новые образовательные технологии, ориентированные на саморазвитие личности студентов, формирование самостоятельности, способностей к творчеству, готовности совершенствовать свой профессиональный уровень на протяжении не только конкретного периода обучения, но и в ходе всей последующей профессиональной деятельности.

В этой связи актуальным становится использование в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров активных методов обучения. При проектировании активных методов обучения графическому дизайну в вузе целесообразно учитывать психолого-педагогические условия их использования в учебном процессе.

Так, например, экспериментальные исследования С. А. Лобановой позволили выявить комплекс психолого-педагогических условий использования активных методов обучения в профессиональном образовании с позиций субъектного подхода. Автор определяет активные методы обучения как «методы, содержащие потенциал для реализации и развития субъектной позиции студентов и создающие условия для проявления их активности и самостоятельности в решении образовательных задач в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса» и выделяет три группы условий, связанных с требованиями к организационной среде, к педагогу и к студенту [1, с. 16].

Условия, связанные с требованиями к организационной среде предполагают динамичность и целостность

учебного процесса, открытость коммуникации и наличие благоприятной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций свободы выбора и самоопределения, учет личностных особенностей студентов.

Условия, связанные с требованиями к студенту, по мнению С. А. Лобановой, предполагают включенность в учебный процесс, осознание целей обучения, активность, низкий уровень агрессивности и тревожности, наличие самомотивации на достижение результатов обучения, коммуникативную компетентность.

Требования, предъявляемые к педагогу, включают в себя высокий уровень эмпатии, коммуникативной компетентности, самоконтроля и саморегуляции, наличие способности и желания работать с активными методами обучения и учитывать личностные особенности студентов, а также развитой субъектной позиции.

Установлено также, что успешность учебной деятельности студента обусловлена высоким уровнем развития его субъектной позиции, которая, в свою очередь, зависит от роли преподавателя в процессе осуществления учебной деятельности с использованием активных методов обучения в группе. В частности, выявлено, что наиболее эффективным является участие преподавателя в групповой работе без проявления чрезмерной активности, что позволяет повысить уровень субъектности и самооценку студентов, сформировать коммуникативные навыки взаимодействия не только внутри группы, но и вне учебного процесса, развивать социальную компетентность [там же].

Будущему дизайнеру необходимы такие качества как изобретательность,

вариативность мышления, творческое воображение, гибкость, приспосабли-ваемость, предприимчивость. Значимой является способность применять знания, полученные в процессе освоения специфики проектирования в одном виде дизайна, в смежной области. Профессионально важные качества возможно формировать в процессе внедрения в учебный процесс активных методов обучения, отражающих специфику дизайнерской деятельности. Представим особенности их использования на примере методов вариативного моделирования, рекламно-коммуникативного проектирования, комплексного проектирования, дизайнерского бизнес-проекта.

Вариативность мышления является признаком таланта, одним из компонентов структуры способностей к дизайнерской деятельности [2]. По нашему мнению, это качество можно и нужно развивать у студентов. Согласно существующей практике, дизайнер обычно демонстрирует заказчику несколько вариантов проекта. Для этого ему необходимо представить 5-6 эскизов решения проектной задачи, а на первом клаузурном этапе работать с еще большим количеством практически равнозначных вариантов.

Использование метода вариативного моделирования в учебном процессе необходимо начинать как можно раньше (начиная с 1 курса или с этапа довузовской подготовки) и продолжать до конца обучения. Данный метод позволяет не просто находить разные композиционные решения задания, но и инвариантно относится к сложным комплексным проектам. Поэтому от степени освоения этого метода во многом зависит степень профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

37

38

Применение метода вариативного моделирования в учебном процессе условно можно разделить на три этапа, характеризующих переход от композиционно-вариативного к системно-вариативному мышлению.

На первом этапе основная цель, стоящая перед педагогами - приучить студента к вариативному решению каждой проектной задачи. К сожалению ни общеобразовательные, ни художественные школы подобных качеств не формируют. В идеальных условиях вариативность (хотя бы при выполнении эскизов) должна присутствовать в процессе изучения практически всех общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Рассмотрим условия развития вариативности на примере дисциплины «Пропедевтика (основы композиции)». В процессе предъявления студентам проектного задания преподавателю целесообразно сформулировать его цель, помочь обучающимся определить этапы ведения работы, проанализировать методы, средства и приемы, способствующие оптимальному решению проектной задачи. Эффективное применение метода вариативного моделирования не допускает предъявление «единственно верного» алгоритма решения. Каждое задание должно содержать множество вариантов решения, и их анализ (возможно без синтеза) должен подтолкнуть студентов не к однозначно готовому результату, а к пониманию многовариантности средств, способов и результатов выполнения задания.

Показателем высокого уровня вариативности мышления на начальном этапе обучения можно считать умение студента предъявлять 5-6 эскизных решений проектной задачи. Средний

уровень предполагает выполнение 3-4-х эскизов. Следует отметить, что в ходе просмотра результатов выполнения задания в группе может оказаться, что один эскиз сильнее 5-ти эскизов менее подготовленного студента. Кроме того, существует определенная практика, согласно которой после одного качественно исполненного варианта остальные выполняются весьма формально. Однозначного решения этих и других противоречий быть не может. В каждом конкретном случае могут использоваться различные пути выхода из проблемной педагогической ситуации. Но если метод вариативного моделирования применяется в учебном процессе постоянно, результаты анализируются в группе (фо-кусгруппе), и вариативность является неизменным критерием оценки, итоги будут положительными. На этом этапе формируются знания и умения, связанные с композиционно-вариа-тив ной деятельностью.

Второй этап применения в учебном процессе метода вариативного моделирования характеризуется переходом от композиционно-вариативного к системно-вариативному мышлению. От студентов требуется вариативность, связанная не только с композицией дизайн-проекта, но и с пониманием многообразия возможных решений маркетинговых, рекламных и других задач, стоящих перед дизайнером. Рассмотрим это на примере дисциплины «Основы дизайна упаковки».

Решение задач, стоящих перед дизайном упаковки, требует сложной аналитической деятельности, поскольку они часто противоречат друг другу. Например, решение художественно-эстетической задачи (формиро-

вание визуальной среды и эстетического восприятия товара) входит в противоречие с решением технологической задачи (удобство транспортировки, унификация, экономичность, технологичность).

В процессе выполнения проектных заданий по дизайну упаковки студентам следует определить, что выбрать в качестве приоритета, чем можно пожертвовать и в каком случае, удастся ли найти компромиссное решение, - без анализа возможных вариантов решения успешное выполнение задания вряд ли возможно. Даже оформление простой, стандартной формы кроя содержит множество вариантов решения. Здесь важен активный поиск вариантов ответов на вопросы: что должно композиционно доминировать: демонстрация преимущества товара в действии, его статичное изображение, наименование или торговая марка? В каком случае лучше применить рисунок (и в каком стиле), а в каком обойтись фотографией или 3D моделированием?

На втором этапе формируются знания и умения, требующие определенного уровня функционирования системно-вариативного мышления, а также совершенствуются знания, умения и вырабатываются навыки ком-по зи ционно-вариативной деятельности. Понятие «навыки» не совсем согласуется с понятием «вариативность», предполагающее творческое начало, однако представить на данном этапе студента, который не способен расставить приоритеты в процессе поиска композиционного решения, выделить композиционный центр и соподчинить элементы композиции, нельзя. Безусловно, у каждого дизайнера существуют опреде-

ленные индивидуально сформированные алгоритмы деятельности и просматриваются предпочтительные композиционно-схематические решения. В связи с этим можно говорить о частичной автоматизации умений и переходе их в навыки.

На последнем этапе применения в учебном процессе метода вариативного моделирования студенты, выполняя сложные комплексные проекты, должны варьировать решения заданий не только на эскизно-композиционном, но и системно-вариативном уровне. Иначе говоря, вариативность должна быть обусловлена не только композиционным мышлением, но и видением различных вариантов решения утилитарных, технологических, художественно-эстетических, рекламных, коммуникативных, социально-экономических задач в их сложном и противоречивом взаимодействии.

В процессе дизайн-проектирования обучающиеся должны определять: следует ли показать существующие или вымышленные преимущества товара? Что подчеркнуть: место происхождения товара, традиции его изготовления или оздоравливающие свойства? Подобные вопросы, их анализ педагогом, поиск вариантов решения студентами обусловливают переход от композиционно-вариативного к систем но-вариативному и рекламно-ком-муникативному мышлению.

Следует отметить, что, акцентируя внимание на формировании системно-вариативного мышления, педагог не должен уделять меньше внимания композиционно-вариативному. Развитие профессиональных умений и навыков, связанных с поиском вариантов композиции проекта, продолжается на втором и третьем этапе применения в

99

учебном процессе метода вариативного моделирования.

Последний этап применения метода вариативного моделирования тесно связан с методом рекламно-коммуникативного проектирования. Этот метод стимулирует приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для решения важных задач, стоящих перед дизайнером: коммуникативных и рекламных. Частично использование в учебном процессе рек-ламно-коммуникативного проектирования может происходить на начальном этапе обучения (в ходе изучения дисциплин «Пропедевтика» и «Проектирование в графическом дизайне»). Успешны для внедрения данного метода задания, разработанные в Санкт-Петербургском государственном университете (филологический факультет, образовательная программа «Графический дизайн»). Например, задано вербальное понятие: дождь, ветер, авария и т.д. Студент, используя композиционные средства, должен выразить образ через логотип, метафору и создать его предметное воплощение.

100 Помимо более осознанного освоения композиционных средств решение подобной задачи помогает осознать коммуникативную функцию графического дизайна. При проектировании логотипов «Man», «Woman» ставится задача не просто выразить в знаке мужское или женское начало, но и отобразить средствами графического дизайна, какое это начало, в чем отличие от других мужчин и женщин. Таким образом, обучающиеся подходят к пониманию рекламной функции графического дизайна.

На среднем уровне внедрение метода рекламно-коммуникативного проектирования должно осуществляться

более активно. Например, при проектировании фирменного стиля формулируется задача - выражение индивидуальности фирмы и ее преимуществ (отличий) от конкурентов. При изучении дисциплины «Основы дизайна упаковки», одна из задач, стоящих перед студентами - демонстрация преимущества или отличий товара перед аналогами.

На последнем этапе использования метода рекламно-коммуникатив-ного проектирования в процессе обучения условия проектных задач должны усложняться. Рассмотрим это на примере выполнения дизайн-проекта рекламы товара (услуги). В процессе обсуждения предпроектной ситуации определяется, какая маркетинговая стратегия (прямой вызов, имитация, наступление, инфильтрация, оборона) будет использована. Студент самостоятельно должен определить рекламную концепцию, продумать, как показать преимущества товара - используя реальные или искусственные отличия. Требуется также установить, на каких свойствах товара следует акцентировать внимание - экологично-сти или технологичности, традициях или инновациях, космополитизме или этнических особенностях и др. Учитывая то обстоятельство, что проекты на старших курсах носят комплексный характер, самым сложным для обучающихся является добиться средствами дизайна целостности рекламно-коммуникативного послания заданной потребительской аудитории.

Безусловно, все эти проблемы в условиях дизайн-студий, дизайн-бюро, рекламных агентств решаются не только дизайнерами, но и маркетологами, психологами, социологами и другими специалистами. Но, не

освоив метод рекламно-ком му ни ка-тивного проектирования, не решая в учебном процессе рекламных и коммуникативных задач, будущий дизайнер оказывается в сложной профессиональной ситуации.

Метод дизайнерского бизнес-проекта знакомит студента с необходимостью учета особенностей целевой аудитории при проектировании и экономической целесообразности проекта. Использование данного метода начинается на среднем этапе обучения.

В профессиональной деятельности дизайнеру приходится руководствоваться не только творческими изысканиями и заниматься самовыражением, но и учитывать потенциальный бюджет проекта. Как показывает практика, переход от учебных дизайн-проектов к профессиональным не всегда протекает гладко. Особенности этого процесса можно проследить на производственной практике студентов, а также наблюдая за результатами проектной деятельности при выполнении частных заказов в период учебы и в первый год трудоустройства выпускников. В этой связи следует обратить внимание на следующие проблемы: неумение ориентироваться на целевую аудиторию и работать с учетом бюджета, выделенного заказчиком под реализацию проекта.

В первом случае дизайнер, решая определенные задачи, руководствуется собственными предпочтениями или использует определенные навыки, приобретенные в период обучения, основанные на определенных вкусовых пристрастиях педагогов выпускающей кафедры. Подобный подход в большинстве случаев не дает положительных результатов. Как ни парадоксально, но проект может не нра-

виться ни заказчику, ни дизайнеру, но прекрасно выполнять свою основную задачу. Рассмотрим это на примере дизайна упаковки. Допустим, заказчик -мужчина пенсионного возраста, дизайнер - мужчина средних лет, а потенциальный потребитель - девушки 18-23 лет. Или, например, потенциальный потребитель получает ежемесячный доход 6 тысяч рублей, заказчик, владелец крупного предприятия - в тысячу раз больше, а дизайнер принадлежит к среднему классу. Кому должен нравиться дизайн упаковки -заказчику или дизайнеру? Очевидно, что дизайн должен быть ориентирован в первую очередь на потребителя. Примерно такие же противоречия возникают и в других видах дизайна. Дизайн-проектирование интерьера двух типовых квартир, если одна принадлежит пенсионерам, а в другой живут студенты, будет диаметрально противоположным. Огромное значение имеют культурные, исторические, гендерные, возрастные, экономические, социальные и другие различия между заказчиком, потребителем и дизайнером.

Рассмотрим взаимодействия в парах «дизайнер - заказчик» и «дизайнер - потребитель». Как показывает практика, заказчик часто ассоциирует себя с потребителем. Не желая нести дополнительные расходы на маркетинговые исследования, он либо проводит их самостоятельно (не всегда квалифицировано), либо выбирает проект, основываясь на своих вкусовых предпочтениях (как компромиссный вариант: комиссия из технолога, секретаря, юриста, менеджера и т.д.). Последний вариант все же предпочтительнее, хотя обилие противоположных мнений может ока-

101

102

заться как конструктивным (реже), так и деструктивным (чаще). Кроме того, работа с подобной «комиссией» требует определенного навыка, которого нет у выпускника.

Проанализируем проблемы взаимодействия в паре «дизайнер - потребитель». По тем же причинам, что и в первом случае, дизайнер не может объективно оценить свой проект. Следует отметить, что даже если заказчик и дизайнер принадлежат к одной потребительской группе, ошибки возможны. Наиболее верный способ их избежать - работать с фокус-группой. Работа с фокус-группой имеет свои специфические особенности и требует от начинающего дизайнера определенного адаптационного периода.

На среднем этапе обучения, когда начинается применение метода бизнес-проекта, возможна упрощенная работы с фокус-группой (по сути, это имитация, когда фокус-группа составляется из студентов параллельной группы или другого курса). Основная задача - понимание реакции группы людей на твой проект, умение слушать, анализировать и исправлять ошибки.

Роль педагога на этом этапе - в упрощенном виде ознакомить студентов с особенностями потребительской и целевой аудитории. При этом необходимо ограничиться двумя-тремя отличительными признаками группы. Следует проводить анализ восприятия различными группами цвета, формы, размера, фактуры (на визуальном уровне), текстуры (на визуальном и тактильном уровне), линии, материалов, изображений и др. Осуществлять в рамках работы над проектами частичный синтез этих понятий, исподволь приводя студентов к нужному результату.

На завершающем этапе обучения целесообразно дополнить понятие потребительской и целевой аудитории, а также представить информацию о многоаспектности их взаимодействия. В процессе выполнения комплексных проектов необходимо стимулировать попытки самостоятельной работы по взаимодействию будущих дизайнеров с фокус-группой. Роль педагога на этом этапе - показать многоаспект-ность, неоднозначность проблем, связанных с позиционированием проекта на целевую аудиторию.

Безусловно, в ряде случаев, дизайнер получает бриф, содержащий полные маркетинговые исследования. Однако, как показывает практика, самые полные исследования не компенсируют отсутствие знаний, умений и навыков, связанных с позиционированием проекта. Понимание принципов работы с целевой аудиторией - важный шаг в профессиональной деятельности будущего дизайнера.

Знакомство с экономической целесообразностью проекта начинается со среднего этапа обучения. На данном этапе достаточно, чтобы при выполнении дизайн-проекта студент пытался проанализировать его стоимость (материала, технологии, работы и др.). Степень активности включения в учебный процесс педагога обусловлена уровнем подготовки и личностными качествами группы студентов и варьируется от подробного совместного просчета необходимых материалов до отдельных технологических и технических уточнений. На заключительном этапе наиболее рациональна самостоятельная работа студентов.

По нашему мнению, в учебном процессе нецелесообразно ограничи-

вать общую смету проекта (в графическом, ландшафтном дизайне или дизайне интерьера) потому, что это неизбежно приведет к снижению креативности решений. Но составление смет проекта позволит будущим дизайнерам учитывать его экономическую составляющую.

Современные требования к дизайнеру, как правило, не ограничиваются умением выполнить какой-либо отдельный самодостаточный проект, например, листовку. Все чаще приходится сталкиваться с заказами, требующими более широкого видения проблемы. Оформление ассортиментного ряда продукции, проектирование рекламной кампании или фирменного стиля, интерьер дома, проектирование ландшафтного дизайна на участке. Эти изменения - следствие перехода к рыночной экономике. Реклама в условиях конкуренции могла либо отсутствовать, либо носить спонтанный характер. Сейчас же предприниматели, заказывая проект, решают более сложные комплексные задачи. Например, небольшие частные отели, сооружаемые на черноморском побережье, нуждаются не только в оформлении интерьеров, но и в своем неповторимом стиле, включающем не только стандартный «корпоративный набор», но и рекламные материалы (в том числе и оригинальные рекламоносители), ландшафтный дизайн и т.д. Оформление товара также утратило только утилитарные задачи. Производители заботятся об узнаваемости торговой марки, ассортиментного ряда, возможной интеграции с рекламой и т.д. Все это ставит перед вузами задачу выпуска дизайнеров с развитым комплексным мышлением. Для решения этой задачи целесообразно

использовать в процессе обучения графическому дизайну метод комплексного проектирования.

Основная цель применения метода комплексного проектирования -развитие у будущих дизайнеров системного мышления, необходимого для выполнения сложных проектов. Применение метода целесообразно начинать со среднего этапа обучения. На этом этапе студенты получают основные знания и умения, связанные с комплексным проектированием. На заключительном этапе проектные задания становятся сложнее. Переход между уровнями носит условный характер и определяется степенью подготовленности группы.

Рассмотрим особенности применения метода комплексного проектирования в процессе обучения студентов вуза основам дизайна упаковки. Первое задание - оформление крепкого алкогольного напитка, включающего в себя этикетку, колье-ретку, контрэтикетку, пробку, упаковку, торговую марку и другие атрибуты оформления. Задача - создание целостного образа. Возможно под- '03 черкивание отличительных особенностей (например, региональных). Роль преподавателя - подвергнуть рассмотрению отдельные культурологически обоснованные композиционные элементы, представить анализ материалов, технологий, композиционных средств, создающих целостный образ. Важно показать, что единое целостное решение должно быть сбалансировано. Не должно быть ни повторяющегося однообразия, ни стилистической путаницы.

Следующий уровень применения метода комплексного проектирования - проектирование серии. Задача

намного сложнее, это связано с поиском баланса стилеобразующих констант, благодаря чему продукция воспринимается серией переменных элементов, не позволяющих серии быть однообразной.

Самое сложное для студентов задание - проектирование ассортиментного ряда и многоэтапной рекламной кампании. При решении этой задачи недостаточно, основываясь только лишь на чувстве стиля, решить задачу узнаваемости продукта потребителем. Все проектируемые объекты должны содержать и отражать рекламную концепцию, что намного сложнее.

Определим особенности применения в учебном процессе метода комплексного проектирования на примере дисциплины «Проектирование в графическом дизайне». Изучение основ проектирования фирменного стиля начинается с проектирования корпоративного набора. Выполняя задание, студенты обязаны продемонстрировать знание стандартов, понимание стилеобразующих констант (знака, модульной сетки, 1°4 цвета и др.). Следует отметить, что работа носит несколько механический характер. Само по себе наличие корпоративного набора не является гарантией наличия фирменного стиля (шляпа - возможный атрибут, но не гарант интеллекта). Можно иметь всю атрибутику фирменного стиля, но стиля не иметь вовсе. В первом задании допускается применение ассоциаций первого уровня, то есть ассоциаций, основанных на самых очевидных связях и мгновенной реакции человека. Ассоциации первого уровня, как правило, не опираются на глубокие эмоциональные связи между отдельными событиями, фактами и

явлениями. Примером применения ассоциаций первого уровня могут служить иконические знаки: коровы и свиньи для мясокомбинатов, ели и березы для леспромхозов и т.д.

Следующий этап изучения фирменного стиля характеризуется более сложным пониманием его функций. Достижение проектной целостности сопровождается осознанием того, что фирменный стиль - это несущий определенную информацию образ, созданный на основе охраноспособных констант, обеспечивающих идентификацию фирмы. В процессе работы студентам приходится не только оперировать стилеобразующими константами, но и осмысливать и решать рекламную, коммуникативную, социально-экономическую, художественно-эстетическую, техническую и юридическую задачи. На этом этапе решение должно опираться на ассоциации второго или третьего уровня.

Ассоциации второго уровня менее очевидны, а связи между событиями, предметами и явлениями обнаруживаются только после осуществления некоторой мыслительной деятельности, основанной на знаниях и опыте зрителя. Частичное включение эмоций способствуют запоминанию образа.

Ассоциации третьего уровня основаны на связях между событиями, предметами и явлениями, которые человек получает на уровне подсознания. Создание дизайн-проекта сопровождается разработкой директивы стандартов (guideline) и включает в себя описание стилеобразующих констант и правил их применения.

Третье задание (комплексное проектирование мини-отеля) содержит расширенный состав проекта, включающий в себя в качестве носителей

фирменного стиля интерьер и ландшафтный дизайн. В процессе решения задач, характерных для предыдущего задания, основной акцент делается на содержание послания, демонстрирующее отличительные преимущества отеля перед конкурентами. В процессе создания дизайн-проекта требуется отобразить, какой имидж создает и как позиционируется отель. Обучающимся необходимо определить, какие ценности отражает фирменный стиль: респектабельность или демократичность, семейный или клубный характер, молодежный или «для тех, кому за тридцать», оздоровительный или экстремальный и др. Выбор ассоциативных связей остается за студентом и зависит от множества факторов, например, от выбранной целевой аудитории.

Сложность заключается в очень широком охвате носителей - интерьер, ландшафт, элементы экстерьера, корпоративный набор, реклама и т.д. Особенно сильные противоречия наблюдаются в процессе выполнения комплексного дизайн-проекта, предполагающего создание объектов графического дизайна (например, полиграфии), ландшафта и интерьера. Противоречие вызвано разными художественными средствами, используемыми в проектировании. Роль педагога - подвести студентов к самостоятельному решению данной проблемы. Проект завершается написанием руководства по бренду (brand book), включающему не только описание констант и их применения, но и особенности взаимодействия фирменного стиля с миссией и философией отеля.

Выполнение подобных комплексных проектов стимулирует развитие

комплексного мышления, расширяет понимание задач, решаемых посредством дизайна, способствует росту профессионального мастерства. В процессе выполнения комплексного проекта обучающиеся начинают осознавать, что любой отдельный незначительный заказ - прежде всего, часть целого. А видеть целое и есть путь к успеху.

По нашему мнению, одной из наиболее важных задач дизайн-образования является формирование у студентов склонности и готовности к саморазвитию вне учебного процесса. Применение в учебном процессе профессионально ориентированных активных методов обучения графическому дизайну, а также специально разработанной с учетом специфики реальной дизайнерской деятельности системы проектных заданий способствует достижению этой цели.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лобанова С. А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: Автореф. дисс. ... канд. 10и пед. наук. - Краснодар, 2009.

2. Марченко М. Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.