УДК 378.147:7.05:3
М. С. Чвала
Формирование информационной компетентности будущего графического дизайнера
В статье автор уделяет внимание значению непрерывного самообразования, развитию информационной компетентности графических дизайнеров в современном мире в условиях постоянно изменяющейся среды. Проанализированы существующие определения понятия «компетенция», «информационная компетенция». Дано определение понятия «информационная компетентность графического дизайнера». Определены уровни сформированности информационной компетентности студентов, будущих графических дизайнеров. Дана характеристика высокого, среднего и низкого уровней развития информационной компетентности будущих графических дизайнеров. Предложены способы повышения уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Установлено, что развитию информационной компетентности графических дизайнеров будет способствовать изучение компьютерных программ: текстовых редакторов, графических редакторов, издательских систем, цифровой видеоинформации, аудиоинформации. Отмечена важная роль тьютора в образовательном процессе, его способность повышать мотивацию студентов, быть для них наставником, консультантом, помогать обучающимся анализировать полученные в процессе работы результаты. Немаловажно значение среды вуза, влияющей на студентов, которую следует максимально приблизить к условиям их будущей профессиональной деятельности, организовать так, чтобы она позволяла каждому студенту свободно развивать свои творческие способности. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования процесса самостоятельной работы будущих графических дизайнеров для повышения уровня их информационной компетентности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, информационная компетентность, специалист в области графического дизайна, уровни развития информационной компетентности графических дизайнеров.
M. S. Chvala
Formation of the Informative Competence of the Future Graphic Designer
In the article the author pays attention to the value of lifelong learning, to the development of graphic designers' information competence in the modern world in the constantly changing environment. The author analyzed such definitions as «competence», «informative competence». It was determined the definition of the concept «informative competence of graphic designer». The author also described the levels of formation of the informative competence of the students, future graphic designers. The characteristics of high, medium and low levels of the informative competence development of the future graphic designers are given. The author offered the methods to improve the level of informative competence of the students in the learning process at the HEI. It was determined that the study of computer programmes such as text editors, graphic editors, publishing, digital video, audio information will contribute to the development of the graphic designers' information competence. The author indicated the important role of the tutor in the educational process and his ability to motivate students, to be their mentor and consultant, to help students analyze the results obtained in the process of their work. The author pays a great attention to the role of the University environment, which has a large influence on the students and, hence, should be brought as close as possible to the conditions of their future professional activities and organized so that it allows each student to develop their creative abilities. Attention is focused on the necessity to develop self-work of the future graphic designers in order to improve their informative competence.
Keywords: competitiveness, an informative competence, a graphic designer, levels of graphic designers' informative competence development.
Постановка проблемы. С появлением новых информационных технологий, постоянным увеличением количества новой информации теряют актуальность устаревшие сведения. Темпы обновления информации настолько высоки, что человеку приходится постоянно обучаться новому, актуализировать свои знания, умения. Необходимым становится непрерывное самообразование.
Конкурентоспособность предприятий зависит от качества выполняемой работы каждого сотрудника. Поэтому повышению качества деятельности персонала сейчас уделяется все боль-
© Чвала М. С., 2014
шее внимание. Для качественного выполнения своих обязанностей человек должен обладать ключевыми компетенциями, которые еще называют «базовыми», то есть быть компетентным в своей сфере деятельности. В современном мире все большую важность в контексте развития информационно-коммуникационных технологий, роста электронных источников информации приобретает информационная компетентность специалиста - его способность находить, анализировать, обрабатывать, передавать, использовать информацию. Следует уделять большое внима-
ние формированию и развития информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе, которая необходима для их дальнейшей успешной деятельности в условиях постоянно изменяющейся среды.
Анализ исследований и публикаций. Изучением содержания понятий «компетенция» и «компетентность» занимались отечественные и зарубежные исследователи. Так, Дж. Равен определил 37 видов компетентностей [2]. И. А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций, которые разделяет на 3 группировки: компетенции, которые относятся к человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, которые относятся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, а так же компетенции, относящиеся к деятельности человека, к которым относятся компетенции информационных технологий, суть которых заключена в поиске, анализе, обработке и передаче информации; преобразовании информации (чтение, конспектирование), компьютерной грамотности. Автор пишет, что проявление этих компетенций в поведении, деятельности человека приводит к становлению его личных качеств. Проблемы развития профессиональной компетентности исследовали К. А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др. Информационным компетенциям посвящены работы В. Л. Акуленко, Т. Г. Головко, В.И. Куницын, А. Г. Пекшевой, П. К. Петровым, А. Л. Семеновым, С. В. Триши-ной, и др. Ф. Дочи с другими исследователями изучали проблемное обучение, определили, что студенты могут приобрести большее количество знаний за более короткий срок при традиционном обучении, но знания лучше сохраняются при проблемно направленном обучении [8].
Целью данной статьи является определение уровней сформированности информационной компетентности графических дизайнеров, способов развития уровня информационной компетентности студентов, будущих графических дизайнеров, в процессе обучения в вузе.
Изложение основного материала. Информация является исходным сырьем для дальнейшей теоретической и практической деятельности человека. Ценность информации заключается не только в полезности ее данных, но и в умении ею пользоваться, применять на практике. Информация имеет свойство терять свою актуальность со временем, поэтому, необходимо быть в курсе происходящих изменений [7. С. 155-156].
Существует много определений понятия «информационная компетенция». По А. Г. Пекшевой информационная компетенция - это «совокупность умений и навыков получения и обработки информации» [1. С. 101].
По определению, данному А. Л. Семеновым, информационная компетенция - «новая грамотность», в состав которой входят следующие компоненты: способность человека самостоятельно обрабатывать информацию, осуществлять новые решения в различных ситуациях при применении технических средств [3. С. 3].
С. В. Тришина определяет информационную компетенцию как «интегративное качество личности», которое представляет собой итог выбора, анализа, обработки, генерирования информации в знания, которые позволяют решать широкий круг вопросов в различных сферах деятельности. Она выделяет пять компонентов информационной компетенции: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный [4].
Определим, что информационная компетентность специалиста в области графического дизайна - его способность находить необходимую информацию с помощью различных источников, критически оценивать ее достоверность, обрабатывать, генерировать новую информацию, хранить и эффективно ее применять в процессе разработки дизайн-проектов, общения с заказчиками, сотрудниками.
Проанализировав материалы Фонда «Современная Польша» (Fundacja Nowoczesna Рокка) в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [6. С. 10-68], а так же работы ряда исследователей мы обосновали уровни развития информационной компетентности студентов, графических дизайнеров: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень развития информационной компетентности: студенты знают, как выбирать информационные системы в соответствии со своей профессиональной деятельностью, поставленными задачами; понимают последствия неправильного использования источников информации в работе; умеют свободно использовать наиболее важные источники научной информации, критически оценивать информацию, обрабатывать ее для дальнейшей презентации; владеют сложными путями поиска информации; осознают риск привыкания к Сети; понимают способы создания социальных сетей, способны создавать и продвигать в них тематические груп-
пы; способны создать и «раскрутить» сайт; способны воспринимать объекты искусства как информационные послания авторов, учитывая свойства знаков и знаковых систем; знают способы влияния рекламных сообщений на покупателей, способны их применять при создании собственных информационных сообщений; свободно пользуются электронной почтой, чатом, Skype; способны создавать средства информационного общения, такие как веб-сайт, блог, электронный журнал с помощью необходимых программ; грамотно используют средства защиты персональной информации в Сети; используют методы защиты информации при работе с компьютерными системами и организационные меры и приемами антивирусной защиты.
Средний уровень: студенты знают, что решения необходимо принимать на основании достоверной информации, знают способы эффективного поиска информации, понимают важность влияния выбора источника и критической оценки информации на результат работы; знают, где можно найти недостающую информацию, необходимую для решения поставленной задачи, умеют с ней работать; владеют основными методами поиска информации; осознают риск привыкания к Сети; умеют использовать социальные сети для поиска необходимой информации, товаров, услуг; способны создавать информационные сообщения; знакомы со способами создания средств информационного общения, способны их создать под руководством; понимают важность равноправного доступа к различной информации; используют основные средства защиты персональной информации в Сети.
Низкий уровень: студенты знают, что поиск необходимой для работы информации требует наличия определенных навыков; понимают, что на содержание информации влияет ее источник, цель сообщения; знают, где можно найти основную информацию; способны оценить достоверность источников информации, использовать полученную информацию в процессе своей деятельности; способны быть полноправными участниками социальных групп, создавать темы для обсуждений, принимать участие в дискуссиях; способны создавать различные формы информационных сообщений с помощью электронной почты, чата, Skype; знают о праве защиты персональной информации в Сети.
Для развития уровня информационной компетентности студентов учебный процесс должен быть направлен на решение ряда проблем, про-
работку ситуаций профессиональной деятельности в различных условиях и с недостаточным объемом изначальной информации. Немаловажную роль играет мотивация обучающихся, их стремление к поиску новых путей решения задач, необходимых средств, способность к анализу результатов своей деятельности, рефлексии. Повышается роль педагога как консультанта, стимулирующего учащихся на поиск новых решений, на саморазвитие в процессе самостоятельной работы с большими объемами ежедневно обновляющейся информации. Более ценными является не передача уже обработанной информации из уст преподавателя слушателям, а в процессе самостоятельной творческой деятельности последних. Ведь для того, чтобы найти необходимые сведения, следует обработать достаточное количество различных источников, взглядов на одни и те же проблемы, критически оценить их, проанализировать различные подходы, отобрав наиболее ценные сведения для своей дальнейшей работы. Процесс приобретения и обработки этой информации является средством решения более сложных профессионально направленных задач.
Среда вуза должна способствовать формированию информационной компетентности через создание условий для работы со всевозможной информацией, обеспечения самостоятельной работы обучающихся в условиях, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной среды. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащихся по отношению к информации, которая содержится в учебных дисциплинах, образовательных областях и в окружающем мире [5]. Развитию информационной компетентности в процессе изучения дисциплины «Компьютерные технологии» будет способствовать изучение следующих компьютерных программ: текстовых редакторов (Microsoft Office Word, Corel Ventua, Adobe PageMaker и другие), графических редакторов (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop Lightroom, Adobe InDesign, Picasa, Ulead PhotoImpact, CorelDRAW Graphics Suite, Corel PaintShop Photo Pro, Autodesk Зds Max, Autodesk AutoCAD, Maya и другие), издательские системы (PageMaker, QuarkXPress, Scribus и другие), цифровой видеоинформации (Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Ulead VideoStudio, Sony Vegas и другие); аудиоинформации (Sound Forge, WaveLab, CoolEdit, Adobe Audition и другие). Широкие возможности
для развития информационной компетентности имеет самостоятельная работа студентов.
Стоит отметить важную роль тьютора в образовательном процессе. Тьютор - это своего рода социальный инвестор в стартап-личность своих подопечных. Деятельность тьютора направлена на воспитание у обучающихся чувства ответственности за свои слова и поступки, толерантности; создание в группе дружеской атмосферы; организацию досуга; консультирование студентов в вопросах повышения их успеваемости, успешности, эффективности использования образовательной среды учебного заведения для саморазвития. Тьютор помогает адаптироваться первокурсникам, повысить их мотивацию обучения и осуществляет контроль учебной деятельности; помогает студентам разработать план их профессионального развития, способствует разрешению возникающих в процессе обучения проблем, конфликтов. В настоящее время в Оксфорде большая часть учебного времени отводится на работу студентов с тьюторами.
На актуализацию знаний, приобретенных студентами, будущими графическими дизайнерами, в процессе изучения дисциплины «Компьютерные технологии», а также на повышение их мотивации поиска дополнительной информации благоприятно влияет работа над разработкой презентации процесса создания дизайн-проекта, включенного в рабочую программу одной из дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки. В качестве такого дизайн-проекта может выступать фирменный стиль, герб, серия иллюстраций, макет книги, проект наружной рекламы, имиджевая, сувенирная продукция, гарнитура шрифта, коллаж, дизайн витрины и др. Студенты продумывают, что будет необходимо для выгодной презентации дизайн-проекта уже на начальном этапе работы над ним. Презентация может быть выполнена в виде небольшого видеоролика; электронной презентации с использованием фотографий, видеосюжета, музыкального сопровождения; электронного журнала и др. Ведение работы над созданием этой презентации в парах, в группе способствует развитию коммуникативных компетенций участников, навыков совместной работы в команде, рефлексии. В дальнейшем процессе работы студентами фиксируется рабочий процесс, корректируется концепция подачи материала. На итоговом занятии происходит защита проектов, их совместное обсуждение, оцениваются художественные характеристики каждой презентации, информативность, воспринимаемость, ориги-
нальность подачи информации. Сравниваются прогнозы деятельности с полученными реальными результатами, производится анализ. Обобщаются приобретенные знания. Определяются лучшие проекты.
При завершении практических упражнений, заданий, выполняемых студентами в процессе обучения в вузе, рефлексивный анализ процесса работы и его результатов при взаимодействии с преподавателем благоприятно влияет на развитие способности обучающихся адекватно оценивать целесообразность выбранных способов достижения поставленных целей, анализировать эффективность своей деятельности и ее результаты для повышения ее результативности в дальнейшем. Обучение становится развивающим, лично-стно значимым для студентов в процессе совместного с преподавателем обсуждения, анализа деятельности. Общение в процессе этой деятельности должно быть доброжелательным, доверительным, предоставлять возможность высказывать собственные мнения, мысли, ощущения каждому участнику; способствовать развитию эм-патии, способности адекватно воспринимать сложившиеся ситуации и результаты, пытаясь понять чувства, переживания участников, поддержать, подумать насчет возможных альтернативных способов для лучших результатов.
Выводы. Сейчас очень важно, чтобы при подготовке студентов в вузе учитывалось место и возможности современных информационных технологий. В процессе преподавания учебных дисциплин преподавателям следует строить обучение на проблемно-ориентированном подходе, на решении актуальных проблем, на самостоятельной исследовательской деятельности студентов и усвоением ими выводов науки; активно использовать междисциплинарные связи; использовать интеграцию различных дисциплин для повышения практической направленности обучения; создать партнерские отношения с обучающимися; уметь создавать и использовать, помимо печатных, материалы в графическом, ани-мированном виде, мультимедийные презентации и тесты, тренажеры, видеофильмы, различные образовательные интернет ресурсы и другие; постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе новых тенденций; способствовать повышению мотивации познавательной деятельности студентов, учитывая способности каждого обучающегося. Представление информации в виде схем, инфографиков позволяет ее структурировать, обеспечивает наглядность, раскрывает свя-
зи между отдельными элементами, структурами. Активное вовлечение студентов в процесс поиска, обработки и применения полученной информации для решения реальных проблем повышает их чувство ответственности, мотивации, способствует развитию информационной компетентности. Индуктивное обучение, в котором преподаватель делает специфический вызов студентам, заключающийся в использовании метод кейсов, проведении совместных экспериментов, работе над решением актуальной проблемы, способно наилучшим способом мотивировать обучающихся, повысить их интеллектуальный уровень. Студенты быстрее осознают необходимость фактов, достоверных данных, собственных умений для успешного решения проблем. В процессе проблемного обучения студенты самостоятельно определяют, что они знают, какая информация им еще необходима, как ее получить; формулируют способы решения проблемы, выбирают наиболее эффективный из них. Когда студенты понимают, что им нужна инструкция в дальнейших действиях, преподаватель выступает в роли эксперта, консультанта, направляет их для дальнейшего самостоятельного получения необходимой информации.
Библиографический список
1. Пекшева А. Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического комплекса «Методика обучения информатике на пред-профильном этапе» [Текст] / Пекшева А. Г. // Информатизация образования - 2008: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. - С. 100-103.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. [Текст] / Дж. Равен. - М. : «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
3. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семенов. - М. : Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
4. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm, свободный.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. -23 апреля. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.
6. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности [Текст] / под ред. А. В.
Паршакова. - М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. - 68 с.
7. Шатун В. «Я - начальник, ты - ...». О менеджменте популярно и конкретно: учебно-практическое пособие [Текст] / В. Шатун. - Николаев: Изд-во НГГУ им. Петра Могилы, 2005. - 344 с.
8. Dochy F. Effects of problem-based learning: A me-ta-analysis [Text] / F. Dochy, M. Segers, P. Van den Bossche, D. Gijbels // Learning and Instruction: The Journal of the European Association for Research on Learning and Instruction. - 2003. - № 13 (5). - P. 533568.
Bibliograficheskij spisok
1. Peksheva A. G. K voprosu o podbore tehnologii predstavleniya kontenta uchebno-metodicheskogo kom-pleksa «Metodika obucheniya informatike na predprofil-nom etape» [Tekst] / Peksheva A. G. // Informatizatsiya obrazovaniya - 2008: Materialyi mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Slavyansk-na-Kubani: Izdatelskiy tsentr SGPI, 2008. - S. 100-103.
2. Raven Dzh. Kompetentnost v sovremennom ob-schestve: vyiyavlenie, razvitie i realizatsiya: per. s angl. [Tekst] / Dzh. Raven. - M. : «Kogito-Tsentr», 2002. -396 s.
3. Semyonov A. L. Rol informatsionnyih tehnologiy v obschem srednem obrazovanii [Tekst] / A. L. Semyonov.
- M. : Izd-vo MIPKRO, 2000. - 12 s.
4. Trishina S. V. Informatsionnaya kompetentnost kak pedagogicheskaya kategoriya [Elektronnyiy resurs] / S. V. Trishina // Internet-zhurnal «Eydos». - 2005. - 10 senty-abrya. - Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm, svobod-
nyj.
5. Hutorskoy A. V. Klyuchevyie kompetentsii i obra-zovatelnyie standartyi [Elektronnyiy resurs] / A. V. Hutorskoy // Internet-zhurnal «Eydos». - 2002. - 23 aprelya.
- Rezhim dostupa: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm, svobodnyj.
6. Tsifrovoe buduschee. Katalog navyikov media- i in-formatsionnoy gramotnosti [Tekst] / pod red. A. V. Par-shakova. - M. : Mezhregionalnyiy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva (MTsBS), 2013. - 68 s.
7. Shatun V. «Ya - nachalnik, tyi - ...». O me-nedzhmente populyarno i konkretno: uchebno-prakticheskoe posobie [Tekst] / V. Shatun. - Nikolaev: Izd-vo NGGU im. Petra Mogilyi, 2005. - 344 s.
8. Dochy F. Effects of problem-based learning: A me-ta-analysis [Text] / F. Dochy, M. Segers, P. Van den Bossche, D. Gijbels // Learning and Instruction: The Journal of the European Association for Research on Learning and Instruction. - 2003. - № 13 (5). - P. 533568.