УДК 37
А. Б. Разумова, Н. А. Мухамедьярова, Е. Ф. Шклярук
Значение информационной компетентности педагога как условие сопровождения развития талантливого ребенка
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.35.2016/НМ по теме «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования»
В статье раскрывается актуальность наличия информационной компетентности у педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью. Показано, что в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и активного использования предлагаемых ресурсов детьми и молодежью возрастает потребность в развитии цифровой культуры социального взаимодействия и обучения педагогов. Авторами статьи доказывается, что информационная компетентность входит в кластер метапредметных компетенций педагога и является одной из ведущих компетентностей в работе с талантливыми детьми. Показана роль педагога, работающего с талантливыми детьми, изменяющаяся от транслятора готовых знаний к навигатору, проводнику, тьютору, проектировщику образовательных траекторий развития талантливого ребенка. Авторы представляют структуру информационной компетентности педагога с учетом особенностей его работы с талантливыми детьми и молодежью. В статье представлены результаты исследования уровня сформированности информационной компетенции у данной категории педагогических работников. Выявлены профессиональные дефициты, описаны подходы к разработке программы повышения квалификации.
Ключевые слова: информационная компетентность, компетентностный подход, метапредметный подход, талантливые дети и молодежь, коллаборативное обучение, формирование компетенции.
A. B. Razumova, N. A. Mukhamediyarova, E. F. Shklyaruk
The Teacher's Informational Competence as a Condition for Support of Talented Children's Development
The article reveals the relevance of the availability of the information competence of a teacher working with talented children and the youth. It is shown that in conditions of rapid development of information and communication technologies and active use of suggested resources children and young people, the need is increasing to develop a digital culture of social interaction and training of teachers. The authors proved that the information competence is included in the cluster of the teacher's interdisciplinary competences and is one of the leading competences in the work with talented children. The role of the teacher working with autistic children, changing from a broadcaster of knowledge ready to the Navigator, Explorer, tutor, designer of educational trajectories development of a gifted child. The authors present a structure of the teacher's information competence with consideration of the peculiarities of his work with talented children and the youth. The article presents the research results of the level of the information competence formation in this category of teachers. Professional deficiencies are identified, approaches to the development of training programmes are described.
Keywords: an information competence, a competence approach, an interdisciplinary approach, children and youth, collaborative learning, competence formation.
«Взрывное» развитие высокоскоростных широковещательных беспроводных сетей, использование суперсовременных гаджетов для обмена информацией (с помощью электронной почты, SMS, чатов ICQ, Skipe, Viber, WhatsApp и прочих разнообразных мэссенджеров) способствует формированию у молодых людей новых компетенций, как в содержании обучения, так и в методах его реализации. Стационарный компьютер переходит в разряд антиквариатов, заменяется ноутбуком, нетбуком, планшетом, смартфоном. Возникает новая цифровая культура социального взаимодействия и обучения, которая трансфор-
мирует образовательную парадигму, и традиционная модель обучения постепенно оттесняется электронным (e-leaming) и далее Smart e-leaming. От изучения информационно-компьютерных технологий мы переходим к обучению с их помощью [7].
Возможности виртуальной образовательной среды создавать и распространять информацию практически безграничны и в значительной мере влияют на инструменты и подходы к познанию. Использование коллаборативного (социального) подхода к обучению, заключающегося в совместной работе над проблемой в режиме реаль-
© Разумова А. Б., Мухамедьярова Н. А., Шклярук Е. Ф., 2016
ного времени, характеризующегося постоянной виртуальной связью, открытостью и готовностью делиться информацией, актуально, прежде всего, для работы с талантливыми детьми и молодежью. В условиях коллаборативного обучения учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками и педагогами, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции. Коллаборативное обучение - это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений и т. п.) в обучении. Многие называют это «социальным обучением», «неформальным обучением» и «совместным обучением».
Роль педагога, работающего с талантливыми детьми, изменяется от транслятора готовых знаний к навигатору, проводнику, тьютору, проектировщику образовательных траекторий [4]. Это обусловлено личностными особенностями талантливых детей, что проявляется в стремлении к творчеству, повышенной самостоятельности, высоком уровне развития познавательной потребности, получении удовольствия не столько от результата деятельности, сколько от процесса познания [3].
В педагогике имеется достаточное количество подходов к обучению в сотрудничестве, но основные характеристики совместного процесса обучения, основанные на информационной компетенции, следующие:
1. Обучение является активным процессом и информация связывается со знаниями, которыми обладают учащиеся.
2. Обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения.
3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.
4. Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Учащиеся создают основу и смысл рассуждений.
5. В коллаборативной среде обучения учащиеся развиваются и в социальном, и в эмоциональном плане, так как воспринимают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или рамки текста [5].
Под информационной компетентностью (ИК) педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, понимается владение методами и технологиями работы с информацией, приобретение умений и навыков анализа, поиска, обработки, передачи информации, ее использования для решения профессиональных задач: способность учитывать индивидуальные и типологические особенности талантливого ребенка, обеспечивать его полноценное развитие, самоопределение и самореализацию, достижение его успеха в жизни. Создание такой образовательной среды поможет талантливому ребенку находиться в зоне ближайшего развития, при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.
Информационная компетентность - это часть профессиональной компетентности педагога, одна из метапредметных компетенций, необходимых современному педагогу для реализации профессиональной педагогической деятельности. В исследованиях О. В. Акуловой информационная компетентность понимается как базовая, составляющая основу интеграции освоения социальной, личностной, познавательной, предметно-деятельностной компетенций, которая обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации [1]. А. Л. Семенов определяет информационную компетентность как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, что крайне необходимо при работе с талантливыми детьми и молодежью [8]. А. Г. Пекшева - как «совокупность умений и навыков получения и обработки информации» [6]. О. Б. Зайцева - как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [2]. На сегодняшний день данная компетентность изучена с разных позиций применительно к разным профессиям (М. В. Ансимов, Л. В. Бочарова, Н. В. Кисель, В. В. Коршунова, О. Г. Смолянинова, Е. В. Сидорова, А. А. Темербекова, О. М. Толстых,
A. А. Шамшурина и др.)
По мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых (А. А. Кузнецов,
B. В. Краевский, О. Е. Лебедев, Дж. Равен, А. Л. Семенов и др.), возрастает значимость ин-
формационной компетентности педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство. От того, насколько качественно будут подготовлены педагогические кадры, насколько «свободно» они будут применять средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, зависит, в большой степени, будущее всего мирового социума.
Мы рассматриваем ИК с позиции метапред-метного подхода, поскольку она обладает следующими признаками-характеристиками: интегра-тивность знаний и умений, универсальность, многофункциональность, интеллектуальная
насыщенность, междисциплинарность и надпредметность. Информационная компетентность является одной из основных, указанных в рамках образовательных стандартов второго поколения, включает совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для включения в различные сферы деятельности и отношений.
Сущностные аспекты информационной компетентности мы рассматриваем
— с точки зрения когнитивного компонента: знание основных понятий, используемых в информационном обществе; особенностей и назначения программного обеспечения широкого профиля; способов и приемов совершенствования информационных навыков; тенденций развития информационного общества;
— с точки зрения поведенческого компонента: умение эффективно получать доступ к необходимой информации; критически оценивать как саму информацию, так и ее источники; эффективно применять информацию для решения профессиональных задач; владеть методами и технологиями работы с информацией, технологиями обучения детей работе с информационными ресурсами (поиск, передача, обработка, анализ);
— с точки зрения мотивационно-ценностного компонента: осознание ценности информации и понимание культурных и этических норм и правил работы с информацией, мотивация на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, направленность на применение новых информационных технологий в педагогической деятельности с талантливыми детьми.
Сформулированные теоретические положения, касающиеся информационной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, стали основанием для проведения исследования уровня ее сформированно-сти у данной категории педагогических работников. Мы разработали компетентностный тест, позволяющий изучить такие компоненты информационной компетентности, как когнитивный, поведенческий, мотивационно-ценностный. В исследовании приняли участие 198 человек: 112 педагогических работников сферы дополнительного образования детей г. Ярославля и Ярославской области и 86 работников Республики Саха (Якутия). Методика предусматривает выделение уровней сформированности компетентности -базового, продвинутого, творческого. В результате был определен продвинутый уровень сформи-рованности информационной компетентности. Когнитивный аспект информационной компетенции достаточно высок у большинства опрошенных. Педагоги знают современные информационные технологии, программы, электронные устройства, имеют представления об их сущности и назначении. Но все же в своей профессиональной деятельности предпочитают пользоваться привычными информационными продуктами, отдают предпочтение традиционным способам работы с информацией. Так, например, на вопрос «Какой способ выполнения задания наиболее предпочтителен для Вас?» 48 % респондентов ответили, что напечатают текст на компьютере и затем распечатают его, 24 % - напишут текст «от руки» и только 28 % ответили, что будут стараться использовать разные программы (Microsoft Office, текстовые и графические редакторы и др.).
Тем не менее респонденты демонстрируют продвинутый уровень сформированности умений подбирать информацию по некоторому вопросу, отражающую разные точки зрения, подходы, концепции и т. п., систематизировать ее, анализировать; способности критически оценивать полученную информацию. Отвечая на вопрос «Вам необходимо подготовить доклад и выступить с ним. Выберите последовательность Ваших действий», 79 % опрошенных выбрали максимально полный ответ: «Найти и отобрать информацию по теме из разных источников, структурировать ее, оформить текст, выделить ключевые моменты для выступления». Большинство опрошенных педагогических работников (81 %) демонстрируют осознание ценности информа-
ции, понимание культурных и этических норм и правил работы с информацией. Так, на вопрос «Как Вы считаете, в чем заключается Ваша ответственность при создании информационного продукта?» 87 % ответили: «Учитывать социально-правовые и морально-этические нормы и правила информационного общества». Наименьшую лояльность у респондентов заслужили вопросы, касающиеся работы с информацией в библиотеке. По мнению респондентов, работа с библиотечными каталогами занимает много времени и уступает в эффективности более современным способам поиска информации. В целом, педагоги понимают важность информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности и демонстрируют желание развивать информационную компетентность, чтобы быть конкурентоспособными в условиях информационного общества (61 %).
Оценка собственных умений, касающихся различных аспектов работы с информацией, дополняет и подтверждает картину, полученную в тесте (Диаграмма 1). Мы видим, что традиционные информационные умения (работа с литературой и устной речью), применяемые педагогами повседневно в профессиональной деятельности, сформированы полностью у большинства испытуемых (75 %). Умение работать с информационными коммуникационными технологиями оказалось не сформированным у 32 % респондентов, у 52 % оно частично сформировано, но необходимо его развивать. Использование компьютерных программ (Adobe Reader, Fine Reader, Photoshop, Coreldrow, Flash и др.), электронных устройств (электронная книга, планшет и другие гаджеты), оперирование информационными понятиями (браузер,блог, твитер, форматирование, драйвер и др.) вызывает трудности у педагогических работников.
Самооценка информационных умений
Работа с. Работа с устной речью Работа с литературой
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Работа с литературой
Работа с устной речью
Работа с информационными комму никацио нным и технологиями
Умение не сформировано
1%
0%
32%
I Умение не всегда проявляется
24%
18%
52%
Умение развито полностью
75%
82%
16%
Диаграмма 1. Самооценка информационных умений
Результаты исследования показывают актуальность совершенствования информационной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью. В рамках лаборатории развития дополнительного образования детей, сетевого взаимодействия кафедр ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» и ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
разработана соответствующая программа повышения квалификации. Задачи программы предполагают не только формирование основных теоретических знаний у педагогов о базовых понятиях, используемых в информационном обществе, особенностях и назначении программного обеспечения широкого профиля и современных тенденциях развития информационных коммуникаций, но и расширение квалификации педаго-
гов в области эффективного получения доступа к информационным ресурсам, в том числе способность критически оценивать как саму информацию, так и ее источники при работе с талантливыми детьми и молодежью; формирование умений создавать личное информационное пространство посредством информационных, телекоммуникационных и мультимедийных технологий для совершенствования профессиональной деятельности при работе с этой категорией учащихся.
Программа нацелена на работу с выявленными в ходе исследования дефицитами уровня информационной компетентности: более половины респондентов (52 %) указали, что не всегда проявляется их умение работать с информационными и коммуникационными технологиями, то есть не могут применить знания на практике.
Программа состоит из 3 разделов, структурно и содержательно связанных друг с другом, а именно:
— современные тенденции применения информационных технологий в деятельности педагога при работе с талантливыми детьми и молодежью;
— инструментальные средства компьютерных технологий;
— информационно-телекоммуникационные и дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.
Содержание каждого раздела имеет логическую завершенность по отношению к поставленным целям и результатам обучения.
Организация учебной деятельности предполагает диалог между членами учебной группы, ориентацию на достижение конкретного результата, организацию совместной деятельности обучающихся педагогов и преподавателя на всех этапах освоения программы: от планирования до коррекции. Особое внимание в программе уделено повышению уровня владения информационными технологиями и их практического применения в педагогическом процессе (это проявляется в отборе содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания), соответствующего задачам развития личности талантливого ребенка, решению профессиональных задач, базирующихся на осознанном владении информационными технологиями и приемами информационного взаимодействия образовательного назначения.
В процессе реализации программы используются традиционные методы (лекции, коллективное обсуждение), эвристические методы («мозговой штурм», метод ассоциаций), методы активизации учебного процесса (кейс-study, групповая дискуссия, деловая игра), ситуации-оценки, представляющей описание чужого педагогического опыта и его оценку: насколько он эффективен.
В результате освоения программы оценивается уровень сформированности данной компетентности. Слушатели выполняют итоговый тест, представляют презентацию результатов практических работ, разработку авторского сайта или web-страницы, компьютерную публикацию с использованием wiki-технологии. Программа предполагает формирование повышенного уровня информационной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми, что обусловлено использованием в работе не только приемов подготовки методических материалов и документов в соответствии с содержанием образования средствами информационных технологий, но и владением методикой применения программно-аппаратных и инструментальных средств ИК и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, представления педагогического опыта в форме компьютерной презентации к докладу, способами формирования индивидуального и коллективного педагогического порт-фолио для сетевого обмена опытом с использованием Web-интерфейса, включая средства компьютерной графики, фото- и видеоматериалы. Педагог при работе с информацией должен учитывать социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации, нести ответственность за созданный им информационный продукт, определять достоверность источника и уровень научности информации.
Библиографический список
1. Акулова, О. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы [Электронный ресурс] / О. Акулова. - Режим доступа : ftp ://lib .herzen. spb. ru/text/akulova_6_ 17_16.pdf
2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с. -С. 14.
3. Золотарева, А. В. Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный жур-
нал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - № 3. - Том II. - С. 190-195.
4. Золотарева, А. В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2016 - № 4. - С. 20-25
5. Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Коллаборативное обучение [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/load/3-1-0-6022 2014-04-05
6. Пекшева, А. Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического комплекса «Методика обучения информатике на пред-профильном этапе» / А. Г. Пекшева // Информатизация образования - 2008 : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Славянск-на-Кубани, 2008. -С. 100-103.
7. Разумова, А. Б. Информационно -коммуникационные технологии и digital-коммуникации как инструмент формирования социальной мобильности [Текст] / А. Б. Разумова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2012 - Т. 18. - № 1. - Часть 2. -С. 11-13
8. Семенов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семенов. - М., 2000. - С. 32.
Bibliograficheskij spisok
1. Akulova, O. Kompetentnostnyj podhod v informacionnom obshhestve: tendencii i problemy [Jelektronnyj resurs] / O. Akulova. - Rezhim dostupa : ftp ://lib. herzen. spb. ru/text/akulova_6_ 17_16 .pdf
2. Zajceva, O. B. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti budushhih uchitelej sredstvami innovacionnyh tehnologij [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / O. B. Zajceva. - Brjansk, 2002. - 19 s. -S. 14.
3. Zolotareva, A. V. Model' vzaimodejstvija vuza i obrazovatel'nyh uchrezhdenij v processe podderzhki odarennyh detej i podrostkov [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - № 3. - Tom II. - S. 190-195.
4. Zolotareva, A. V. Sostojanie i problemy podgotovki pedagogov k rabote s odarennymi det'mi [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016 - № 4. - S. 20-25
5. Kollegi - pedagogicheskij zhurnal Kazahstana. Kollaborativnoe obuchenie [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://collegy.ucoz.ru/load/3-1-0-6022 2014-04-05
6. Peksheva, A. G. K voprosu o podbore tehnologii predstavlenija kontenta uchebno-metodicheskogo kompleksa «Metodika obuchenija informatike na predprofil'nom jetape» / A. G. Peksheva // Informatizacija obrazovanija - 2008 : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Slavjansk-na-Kubani, 2008. - S. 100-103.
7. Razumova, A. B. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii i digital-kommunikacii kak instrument formirovanija social'noj mobil'nosti [Tekst] / Razumova, A. B. // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2012 - T. 18. -№ 1. - Chast' 2. - S. 11-13
8. Semenov, A. L. Rol' informacionnyh tehnologij v obshhem srednem obrazovanii [Tekst] / A. L. Semenov. -M., 2000. - S. 32.