Научная статья на тему 'Развитие информационной компетенции студентов педагогического вуза'

Развитие информационной компетенции студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION COMPETENCE / СТУДЕНТ (ОБУЧАЮЩИЙСЯ) / STUDENT (PUPIL) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / TEACHER OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеин Павел Николаевич

В статье рассматривается проблема развития информационной компетенции обучающихся педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Выделены этапы работы, позволяющей повысить уровень информационной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеин Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетенции студентов педагогического вуза»

Development of information competence of students of pedagogical high school

Shein P.

Развитие информационной компетенции студентов педагогического вуза

Шеин П. Н.

Шеин Павел Николаевич /Shein Pavel - студент магистратуры, программа: психология и педагогика работы с молодежью, кафедра социальной психологии, Институт психолого-педагогического образования Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития информационной компетенции обучающихся педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Выделены этапы работы, позволяющей повысить уровень информационной компетенции студентов.

Abstract: the article considers the problem of development of information competence of students of pedagogical high school (for example of students of Krasnoyarsk state pedagogical university the named by V.P. Astafiev). The data obtained during the diagnosis students. Presented stages of work, allowing to increase the level of information competence of students.

Ключевые слова: информационная компетенция, студент (обучающийся), педагогический вуз. Keywords: information competence, student (pupil), teacher of high school.

В условиях становления в России пространства высшего образования, введения многоуровневой структуры подготовки возрастает интерес ученых к исследованию механизмов формирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.

Введение в стандарты общего и высшего образования нормативного компонента «компетенция» свидетельствует о смещении акцентов в образовании от системы знаний, умений, навыков к системе компетенций, одним из важных элементов которой выступают компетенции в работе с различной информацией как неотъемлемое качество специалиста (педагога, психолога) в области образования [4].

Общепризнано, что глобальная информатизация общества предполагает подготовку таких специалистов, которые способны решать профессиональные задачи на основе использования различных источников информации, современных информационных технологий. Практически каждому современному профессионалу в сфере образования необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития: владеть приемами поиска требуемой информации; уметь быстро оценить качество и достоверность найденного материала; применять различные способы информационного обмена и многое другое. Незнание главных стратегий поиска, отбора, анализа и интерпретации информации может привести к снижению качества его работы [2].

Как указывают в своей статье Н. А. Войнова и А. В. Войнов, «именно новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых» [1].

Таким образом, информационная компетенция обучающегося педагогического вуза определяется как интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения основной образовательной программы высшего образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса.

В структуре информационной компетенции обучающегося педагогического вуза мы выделяем: мотивационный компонент (интерес к работе с информацией; потребность в использовании информационных технологий; готовность к использованию информационных ресурсов средствами информационных технологий), когнитивный компонент (владение специфической терминологией, знания в области информационных технологий; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде), технологический компонент (умение пользоваться средствами информационных технологий; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации владение способами организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области).

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения как внешнего фактора (образовательная среда), так и внутреннего (фактор

активности субъектов образовательного процесса) положительно влияет на формирование информационной компетентности обучающихся педагогического вуза.

Мы провели диагностическое исследование с целью выявления особенностей информационной компетенции обучающихся педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Базой исследования стал институт психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». В исследования приняли участие обучающиеся первого курса бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»; 44.03.01 «Педагогическое образование»; 37.03.01 «Психология» - 60 чел.

В качестве диагностического инструментария использовались анкеты, разработанные О. Н. Грибаном, позволяющие оценить когнитивный и технологический показатели информационной компетенции обучающихся: в области использования стандартных средств обработки информации, в сфере организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области и владение терминологией. Методика, предложенная Г. А. Гареевой, для оценки мотивационного компонента информационной компетенции обучающихся, по показателям: интерес к работе с информацией, стремление к самостоятельной деятельности в информационной среде; осуществление учебной деятельности с помощью средств информационных технологий [2; 3].

Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы.

При оценке сформированности когнитивного компонента информационной компетенции обучающихся отмечено, что большинство респондентов демонстрируют средний и высокий уровни проявления соответствующих показателей. При этом у значительного числа студентов (38%) отмечены сниженные показатели в области владения специфической терминологией. Для части испытуемых (23%) характерны низкие показатели по шкале знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде (рис. 1).

В Низкий уровень и Средний уровень В Высокий уровень

(00 Л

% 90 <и

ЁТ 80

л

и 70

5

Владение терминологией Знания информационных Знания о методах работы с

технологий информацией в

информационно-образовательной среде

Рис. 1. Изучение показателей сформированности когнитивного компонента информационной компетенции обучающихся (методика О. Н. Грибана)

В ходе диагностики сформированности технологического компонента информационной компетенции обучающихся, выявлено, что большинство студентов демонстрируют средний уровень проявления показателей, характеризующих данный компонент. При этом у части испытуемых (23%) отмечены сниженные показатели владения способами организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области (рис. 2).

£

>Л00

| 90

£ 80

3 70

| 60

о 50 т

Й 40

3 30

¡1 30 о

5£ 10 0

1 Низкий уровень У Средний уровень ЫВысокий уровень

Умение пользоваться средствами информационных технологий

Владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации

Владение способами организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области

Рис. 2. Изучение показателей сформированности технологического компонента информационной компетенции обучающихся (методика О. Н. Грибана)

При оценке сформированности мотивационного компонента информационной компетентности обучающихся установлено: большинство студентов демонстрируют высокий уровень заинтересованности в работе с информацией, а также стремления к самостоятельной деятельности в информационной среде. В то же время, часть студентов (25%) показали низкий уровень готовности осуществлять учебную деятельность с помощью средств информационных технологий (рис. 3).

£

(00 £

1 90

ЦТ 80

и 70

§ 60

£ 50 т

¡5 40 о

=£ 30 20 10 0

I Низкий уровень и Средний уровень И Высокий уровень

65%

65%

Интерес к работе с информацией

42%

Стремление к самостоятельной деятельности в

Готовность осуществлять учебную деятельность с помощью средств

информационной среде информационных технологий

Рис. 3. Изучение показателей сформированности мотивационного компонента информационной компетенции обучающихся (методика Г. А. Гареевой)

По итогам эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что, несмотря на достаточно высокий уровень интереса к работе с информацией, стремления к самостоятельной деятельности в информационной среде, у обучающихся педагогического вуза (на примере КГПУ им. В. П. Астафьева) имеется дефицит в сфере готовности осуществлять учебную деятельность с помощью средств информационных технологий, а также наблюдаются пробелы в знаниях о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде и в области владения специфической терминологией.

На основании полученных эмпирических данных нами реализована система работы по развитию информационной компетенции обучающихся. В качестве этапов работы нами выделены:

1. Мотивационно-целевой (цель - сформировать у обучающихся мотивацию к использованию информационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности);

2. Содержательно-деятельностный (цель - повысить уровень владения обучающимися специфической терминологией; выработать навыки использования информационных технологий в учебной деятельности: эффективно работать с текстовыми, табличными и графическими редакторами; создавать презентации; осуществлять поиск информации в сети Интернет);

3. Результативно-рефлексивный (цель - оценить динамику качественного овладения обучающимися информационными технологиями).

На первом этапе работы нами проводилось анкетирование обучающихся, изучение их предпочтений по овладению конкретными программными продуктами.

Для реализации второго этапа работы нами разработан комплекс учебно-методических продуктов для обучающихся (на бумажных и электронных носителях), включающий:

• Словарь пользователя;

• Подборку методических рекомендаций по:

- использованию компьютерных программ, предназначенных для работы с электронными текстами (Microsoft Office Word; Open Office Writer), таблицами (Microsoft Office Excel; Open Office Calc); изображениями (Adobe Photoshop; Corel Draw); архивами (WinRar, 7-Zip);

- разработке и применению учебных презентаций по педагогике и психологии в программах Microsoft Office PowerPoint; Open Office Impress;

- применению прикладных и системных программ Adobe Acrobat Reader, ABBYY FineReader, Антивирус;

- статистической обработке данных психолого-педагогических исследований с помощью программ Microsoft Office Excel; SPSS;

- эффективному поиску необходимой информации в сети Интернет. Содержанием третьего этапа работы определено:

• Повторная диагностика информационной компетенции обучающихся;

• Статистический анализ данных (выявление достоверных различий между показателями до и после проведения формирующего этапа исследования) с помощью t-критерия Стьюдента.

Указанная система работы будет способствовать развитию информационной компетенции обучающихся педагогического вуза.

Литература

1. Войнова Н. А., Войнов А. В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании, 2004. № 4. С. 111-118.

2. Гареева Г. А. Повышение качества образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий в дистанционном обучении // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч. конф. Москва, 2009. С. 42-47.

3. Грибан О. Н. Составляющие понятия «информационная компетенция» // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 нояб. 2009 г. / Учреждение Рос. акад. Образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. Ч. 3. C. 184- 186.

4. Ложакова Е. А. Информационная культура в структуре профессиональной деятельности // Инновации и традиции науки и образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под общей ред. С. В. Лесникова. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2010. С. 99-100.

5. Табачук Н. П. Информационная компетенция и творческая активность как взаиморазвивающиеся структуры личности // Вестник ТГПУ, 2015. № 12 (165). С. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.