УДК 378
Шкерина Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математического анализа и методики обучения математике в вузе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Шашкина Мария Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике в вузе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Багачук Анна Владимировна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике в вузе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, [email protected], Красноярск
КРИТЕРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ФОРМАТЕ ФГОС ВПО*
Аннотация. В статье приведены результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме структуры и содержания понятий «компетентность» и «компетенция». Рассмотрено соотношение категорий «компетенция», «способность» и «готовность». Предложен авторский вариант структурно-содержательной модели компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО. Разработана критериальная модель и описаны уровни оценки сформированности компетенций бакалавров. Приведены примеры структурно-содержательной модели некоторых профессиональных компетенций студентов - будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, готовность, способность, ФГОС ВПО, критериальная модель, бакалавр.
Shkerina Ludmila Vasilevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Mathematical Analysis at the Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected], Krasnoyarsk
Shashkina Maria Borisovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Mathematical Analysis at the Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected], Krasnoyarsk
BagachukAnna Vladimirovna
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent of the Department ofMathematical Analysis at the Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected], Krasnoyarsk
CRITERION MODEL AND LEVELS OF FORMED COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE BACHELORS ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract. This article provides an analysis of psychological and educational literature on the structure and content of the concepts of “competence ability” and “competence”. We consider the ratio of the categories of “competence”, “ability” and “readiness.” The author proposes an individual version of the structural and substantive model of competencies of future bachelors in the format of FSES HPE. Criterion model was developed and the levels of evaluation of formed competencies of bachelors were also described. There were given examples of structural and substantive models of
* Работа выполнена в рамках «Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева», победившей в конкурсе поддержки программ стратегического развития вузов Минобрнауки РФ (программа № 2011-ПР-217, проект 14/12)
some of the professional competencies of students - future bachelors specialising in “Pedagogical Education”.
Key words: competence, readiness, ability, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, Criterion Model, Bachelor.
Обобщенная модель качества подготовки выпускников представлена в ФГОС ВПО как комплекс их общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, содержание которых определено в терминах «способен», «готов», «владеет». Анализ принятых в стандарте формулировок позволяет сделать вывод о том, что такая форма описания компетенции не является диагностической, поскольку не дает достаточно точных характеристик всех составляющих ее элементов, необходимых для выделения основных показателей ее сформированности. В связи с этим существует проблема в разработке средств измерения и оценивания компетенций студентов, представленных в ФГОС ВПО. Для решения обозначенной проблемы, на наш взгляд, необходимо создание структурной и критериальной моделей качества подготовки студентов, соответствующего требованиям ФГОС ВПО, которые позволят разработать адекватные оценочные средства уровня сфор-мированности их компетенций [5].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме содержания понятий «компетенция», «компетентность», позволяет утверждать, что, несмотря на различие мнений, многие авторы признают следующие факты:
1. понятия «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами, исходя из того, что первое относится к общему в содержании компетентностного образования, а второе - к индивидуальному;
2. компетентность предполагает наличие минимального опыта проявления компетенции;
3. компетенция - это интегративное качество человека, включающее в себя не только знания, умения, навыки, но способность и готовность проявить их в решении актуальных задач;
4. любая компетенция имеет мотивационную и ценностную основу, выражающуюся в готовности осваивать и использовать знания, умения и способы деятельности в различных ситуациях;
5. когнитивная основа компетенции определяется способностью использовать результаты образования;
6. компетенция формируется и проявляется в деятельности [3, с. 25].
Для дальнейшего анализа содержания понятия компетенции и детализации структуры компетенций будущих бакалавров обратимся к категориям «готовность» и «способность» к деятельности, достаточно глубоко изученных в психологии.
Под готовностью понимается активнодейственное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил на выполнение задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Кроме того, готовность личности к определенному виду деятельности предполагает наличие у нее определенных мотивов и способностей. Психологическими предпосылками возникновения готовности решения конкретной задачи являются ее понимание, осознание существенности, желание добиться успеха. В связи с этим, затрудняют появление готовности пассивное отношение к задаче, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Готовность студента-выпускника к профессиональной деятельности после окончания вуза является психологическим фактором успешного выполнения им своих обязанностей, правильного использования приобретенных знаний, навыков, умений, сравнительно быстрой адаптации к условиям труда, повышения квалификации. В структуре готовности студента к профессиональной деятельности М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют следующие компоненты: 1) мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней); 2) ориентационный (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности); 3) операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками); 4) волевой (самоконтроль, умение управлять собой во время выполнения трудовых обязанностей); 5) оценочный (самооценка
своей профессиональной подготовленности и соответствия ее оптимальным профессиональным образцам [1].
Способности человека определяются как его особенности, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Способности могут носить как общий характер и проявляться в большинстве видов деятельности (умственные и физические; способности к обучению), так и узкий, специальный (технические, операторские, педагогические, управленческие, математические). Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности, развиваются в единстве. Психологическими предпосылка-
ми развития способностей являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. [2].
Сравнительный анализ содержания понятий «готовность», «способность» и «компетенция» позволил определить подход к разработке структурно-содержательной модели компетенций будущих бакалавров педагогического направления подготовки, представленных в ФГОС ВПО. Во-первых, каждая компетенция должна быть представлена в трех аспектах: когнитивном, праксиологическом и аксиологическом. Во-вторых, ее необходимо характеризовать всеми основными структурными элементами, которые детерминируются содержанием понятий готовности и способности.
Таблица 1
Структурно-содержательная модель профессиональной компетенции «Способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии» (ПК-4) ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»
Аспект компе- тенции Элемент Компетенции Характеристика элемента компетенции студента
’§ ы вн ти гн знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция знание: - сущности процесса педагогического сопровождения обучающихся (ПК-4.1); - особенностей осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-4.2);
знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции - форм учебного и воспитательного взаимодействия, обеспечивающие процесс естественного развития обучающихся на данном возрастном и социокультурном этапе (ПК-4.3); - способов психологической и педагогической диагностики обучающихся для подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4.4);
ки с е ги о ч о и сирак Пра умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции умение: - реализовать формы учебного и воспитательного взаимодействия, обеспечивающие процесс естественного развития обучающихся на данном возрастном и социокультурном этапе (ПК-4.5); - создать благоприятные социально-психологических условия для успешной социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-4.6); - использовать различные способы психологической и педагогической диагностики для подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии (ПК-4.7);
ки с е 1-е о л о и с к Ак отношение к деятельности в сфере компетенции (проявление интереса, ориентированность на получение результата, понимание значения деятельности и ее результата) - осознает свою роль в педагогическом сопровождении процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4.8); - понимает значение педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4.9).
Исходя из этого, в структуре компетенций ФГОС ВПО, описанных с позиций категории «способность», будем выделять следующие их характеристические элементы: 1) знания о круге реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция; 2) знания в области методов, способов и приемов
деятельности в сфере данной компетенции; 3) умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции; 4) отношение к деятельности в сфере компетенции (проявление интереса, ориентированность на получение результата, понимание значения деятельности и ее результата) [4].
Таблица 2
Структурно-содержательная модель общекультурной компетенции «Готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования»
(ПК-11) ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»
Аспект компетенции Элемент компетенции Характеристика элемента компетенции студента
ый вны гн огК знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция знание: - современных тенденций развития системы отечественного образования, актуальных проблем и задач в области образования (ПК-11.1); - специфики целей, объекта и предмета, методов исследования в области образования (ПК-11.2); - особенностей результата исследования в области образования (ПК-11.3);
знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции - этапов исследовательской деятельности, их содержания, методов педагогического исследования (ПК-11.4); - правил определения и формулирования методологических характеристик педагогического исследования (проблемы, цели и задач, объекта и предмета, гипотезы) (ПК-11.5);
О е ги о л о и сиак пра умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции умение: - выделять и формулировать методологические характеристики педагогического исследования (ПК-11.6); - разрабатывать план достижения поставленной цели и отбирать методы решения исследовательской задачи в области образования (ПК-11.7); - проводить опытно-экспериментальную работу и обрабатывать ее результаты с помощью статистических методов (ПК-11.8); - оформлять и представлять результаты решения исследовательской задачи в области образования, разрабатывать программу внедрения продукта исследовательской задачи в образовательную практику (ПК-11.9);
минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции опыт: - определения и решения исследовательских задач в области образования на основе систематизированных теоретических и практических знаний (ПК-11.10);
ский е и о л о и сиак отношение к деятельности в сфере компетенции и ее результату (проявление интереса, активности, организованности и ориентированности на получение результата; понимание значения результата и его самооценка) - понимание значимости определения и решения исследовательских задач в области образования для повышения качества образовательного процесса (ПК-11.11); - осознание значимости исследовательской деятельности для будущей профессиональной успешности (ПК-11.12); - понимания необходимости использования систематизированных теоретических и практических знаний для определения и решении исследовательских задач в области образования (ПК-11.13).
Представим в качестве примера структурно-содержательную модель компетенции ПК-4 из ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (табл. 1).
В структуре компетенций ФГОС ВПО, описанных с позиций категории «готовность», выделяем следующие их характеристические элементы: 1) знания о круге реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция; 2) знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции; 3) умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции; 4) минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции; 5) отношение к деятельности в сфере компетенции и ее результату (проявление интереса, активности, организованности и ориентированности на получение результата; понимание значения результата и его самооценка) [4].
Представим в качестве примера структурно-содержательную модель компетенции ПК-11 из ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (табл. 2).
Сформулируем основные критерии сфор-мированности компетенций студентов.
Когнитивный (наличие у студента знаний о круге реальных объектов, методов, способов и приемов деятельности, по отношению к которым вводится компетенция).
Деятельностный (владение студентом умениями, навыками и способами деятельности в сфере компетенции).
Ценностный (отношение студента к деятельности в сфере компетенции и ее результату: проявление интереса, активности, организованности и ориентированности на получение результата; понимание значения результата и его самооценка).
Мотивационный (наличие положительной мотивации по отношению к деятельности в сфере компетенции).
Эмпирический (наличие у студентов опыта деятельности в сфере компетенции).
Отметим, что первые три критерия характеризуют сформированность компетенций студентов, описанных в ФГОС ВПО в категории «владеет». Критерии 1-4 определяют
сформированность компетенций студентов, представленных в категории «способен», а критерии 1-5 характеризуют сформирован-ность компетенций студентов, которые в стандарте определены в категории «готов». Критериальная модель сформированности компетенций студентов представлена на рисунке.
Формат компетенции ФГОС ВПО
Критерии сформиро- ванности компетен- ции «готовность» «способность» «владение»
Эмпири- ческий
Мотивационный
Ценностный
Деятельностный
Когнитивный
Рис. Критериальная модель сформированности компетенций студентов
Оценка сформированности компетенций является уровневой. Под уровнем сформированности компетенций мы понимаем степень полноты освоения всех ее элементов. Уровень сформированности компетенций является измеряемым показателем и количественной характеристикой подготовленности студента к проявлению компетенции. В рамках данного подхода мы выделяем три уровня сформирован-ности компетенций студентов, описанных в ФГОС ВПО в категориях «способен» и «готов»: базовый, продуктивный и креативный (табл. 3, 4).
В заключение отметим, что для оценки уровня сформированности компетенций студентов - бакалавров необходимо разработать динамические диагностические карты по каждой компетенции, представленной в ФГОС ВПО, и соответствующий инструментарий для оценки уровня сфор-мированности ее элементов. Разработанные авторами статьи подходы к моделированию компетенций студентов, а также выделению критериев и уровней их сформированности, позволят создать фонды надежных, валидных и дескриптивных средств измерения и оценивания компетенций студентов в формате ФГОС ВПО.
Таблица 3
Уровни сформированности компетенций студентов, описанных в ФГОС ВПО в категории «способен»
Базовый уровень (СБУ) Продуктивный уровень (СПУ) Креативный уровень (СКУ)
студент: - владеет основными понятиями в сфере компетенции (СБУ-1); - знает основные методы, способы и приемы деятельности в сфере компетенции (СБУ-2); - умеет находить решения основных задач в сфере компетенции при наличии заданных типовых условий (СБУ-3); - понимает необходимость поиска решений основных задач в сфере компетенции для своей будущей профессиональной деятельности (СБУ-4). студент: - владеет понятиями в сфере компетенции (СПУ-1); - знает методы, способы и приемы деятельности в сфере компетенции (СПУ-2); - умеет находить эффективные решения основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации (СПУ-3); - понимает важность поиска эффективных решений основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации для успешности в жизни и будущей профессии (СПУ-4). студент: - имеет инновационные знания в сфере компетенции (СКУ-1); - знает методы, способы и приемы деятельности, необходимые для решения инновационных задач в сфере компетенции (СКУ-2); - умеет находить решения инновационных задач в сфере компетенции (СКУ-3); - умеет находить новые (более эффективные) решения традиционных задач в сфере компетенции (СКУ-4); - понимает важность поиска решений инновационных задач и новых эффективных решений традиционных задач в сфере компетенции для успешности в жизни, будущей профессии и карьерного роста (СКУ-5)
Таблица 4
Уровни сформированности компетенций студентов, описанных в ФГОС ВПО в категории «готов»
Базовый уровень (ГБУ) Продуктивный уровень (ГПУ) Креативный уровень (ГКУ)
студент: - владеет основными понятиями в сфере компетенции (ГБУ-1); - знает основные методы, способы и приемы деятельности в сфере компетенции (ГБУ-2); - умеет находить решения основных задач в сфере компетенции при наличии заданных типовых условий (ГБУ-3); - имеет опыт решения основных задач в сфере компетенции при наличии заданных типовых условий (ГБУ-4); - понимает необходимость поиска решения основных задач в сфере компетенции для своей будущей профессиональной деятельности (ГБУ-5); - понимает важность опыта в решении основных задач в сфере компетенции при наличии заданных типовых условий и стремится к его приобретению (ГБУ-6); - имеет намерение в своей будущей профессиональной деятельности находить решения основных задач в сфере компетенции при наличии заданных типовых условий (ГБУ-7). студент: - владеет понятиями в сфере компетенции (ГПУ-1); - знает методы, способы и приемы деятельности в сфере компетенции (ГПУ-2); - умеет находить эффективные решения основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации (ГПУ-3); - имеет опыт нахождения эффективных решений основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации (ГПУ-4); - понимает важность поиска эффективных решений основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации для успешности в жизни и будущей профессии (ГПУ-5); - понимает важность опыта в нахождении эффективных решений основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации и стремится к его приобретению (ГПУ-6); - имеет намерение в своей будущей профессиональной деятельности находить эффективные решения основных задач в сфере компетенции в условиях нестандартной ситуации (ГПУ-7) студент: - имеет инновационные знания в сфере компетенции (ГКУ-1); - знает методы, способы и приемы деятельности, необходимые для решения инновационных задач в сфере компетенции (ГКУ-2); - умеет находить решения инновационных задач в сферекомпетенции (ГКУ-3); - умеет находить новые (более эффективные) решения традиционных задач в сфере компетенции (ГКУ-4); - имеет опыт решения инновационных задач в сфере компетенции (ГКУ-5); - понимает важность поиска решения инновационных задач и новых эффективных решений традиционных задач в сфере компетенции для успешности в жизни, будущей профессии и карьерного роста (ГКУ-6); - понимает важность опыта в решении инновационных задач в сфере компетенции и стремится к его приобретению (ГКУ-7); - имеет намерение в своей будущей профессиональной деятельности находить решения инновационных задач и новые (более эффективные) решения традиционных задач в сфере компетенции (ГКУ-8)
Библиографический список
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: Изд-во БГУ; 1976. - 274 с.
2. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
3. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации ком-петентностного подхода: монография. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006. - 240 с.
4. Шкерина Л. В. Современные проблемы физико-математического образования: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во УрГ -ПУ, 2012. - 203 с.
5. Шкерина Л. В. Особенности проектирования профильной подготовки бакалавров педагогического направления // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 28-36.