Научная статья на тему 'Профессионально-профильные компетенции бакалавра педагогического образования как результат его профессиональной подготовки'

Профессионально-профильные компетенции бакалавра педагогического образования как результат его профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВПО / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE MODEL / COMPETENCE / INDICATORS AND LEVELS OF FORMED COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сёмина Екатерина Андреевна

Статья посвящена описанию результатов работы над проектированием профессионально-профильных компетенций бакалавра педагогического образования в предметной области дисциплины «Геометрия». Приведен пример структурно-содержательной модели и диагностической карты сформированности одной из предложенных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PROFILE COMPETENCES OF BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS RESULT OF THEIR VOCATIONAL TRAINING

The article is devoted to the description of the results of work on the design of professional and profile competences of a bachelor of pedagogical education in the subject field of such a discipline as «Geometry». The example of structural and substantial model and the diagnostic card of formation of one of the offered competences is given.

Текст научной работы на тему «Профессионально-профильные компетенции бакалавра педагогического образования как результат его профессиональной подготовки»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ФГОС ВПО, бакалавр педагогического образования, компетентностная модель, компетенция,

показатели и уровни сформированности компетенции.

Статья посвящена описанию результатов работы над проектированием профес-сионально-профильных компетенций бакалавра педагогического образования в предметной области дисциплины «Геометрия». Приведен пример структурно-со-держательной модели и диагностической карты сформированности одной из предложенных компетенций.

Е.А. Semina

Professional and profile competences of bachelor

OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS RESULT OF THEIR VOCATIONAL TRAINING

Federal state educational standard of higher vocational education, bachelor of pedagogical education,

competence model, competence, indicators and levels of formed competencies.

The article is devoted to the description of the results of work on the design of professional and profile competences of a bachelor of pedagogical education in the subject field of such a discipline as «Geometry». The example of structural and substantial model and the diagnostic card of formation of one of the offered competences is given.

Особенность нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП) состоит в реализации идей компетентнос-тного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты образования. В ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования, а к результатам освоения ООП, выраженным на языке компетенций. Важным и трудоемким этапом проектирования ООП является разработка компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин. Компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин (модулей, курсов) в составе ООП нового поколения предполагает: планирование результатов изучения дисциплины, которые по содержанию и форме соответствуют результатам освоения учебного цикла ООП; проектирование содержания и технологий обучения, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов обучения, развитие общекультурных и профессиональных компетенций; разработку средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам обучения. Однако работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и как это измерить.

ФГОС ВПО содержит требования к результатам освоения ООП в терминах компетенций, формулировка которых носит в определенной степени широкий, рамочный характер. Это связано с тем, что требования ФГОС отражают требования к ка-

честву подготовки национального уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (для бакалавриата) или наименованием программы (для магистратуры). Также вузом устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной ООП. В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева разработан стандарт УМКД, предназначенный для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех направлений подготовки бакалавра, реализуемых в вузе по всем формам обучения [Стандарт...]. В нем обозначена идея разработки по каждой учебной дисциплине макета профессионально-профильных компетенций студентов (ППК) как предметных компетенций (компетенций студентов в предметной области дисциплины) и компетенций как проекций общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) ФГОС ВПО на выделенные предметные компетенции. В связи с этим актуально на сегодняшний момент проектирование компетентностных требований к результатам освоения вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Настоящая статья посвящена описанию результатов работы над проектированием профессионально-профильных компетенций бакалавра педагогического образования, профиль подготовки «Математика и информатика». В табл. 1 приведен перечень разработанных нами основных компетенций бакалавра в предметной области дисциплины «Геометрия» и компетенций как проекций ОК, ОПК и ПК ФГОС ВПО на выделенные предметные компетенции.

Для каждой из профессионально-профильных компетенций, представленных в табл. 1, нами были выделены составляющие действия (элементы), связанные с проявлением этой компетенции. Разработка структуры компетенции является новой сферой научно-методических исследований и, на наш взгляд, одним из наиболее сложных моментов для проектирования ООП. В качестве основы для определения структуры компетенции в настоящем исследовании выступило общее определение компетенции, принятое в ФГОС ВПО, согласно которому компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Таким образом, результаты обучения систематизированы по трем уровням освоения: знать, уметь, владеть (этот подход преобладает в практике большинства вузов). Вслед за Л.В. Шкериной, в структуре любой компетенции мы выделяем когнитивный, праксиологичекий и аксиологический аспекты [Шкерина, 2005]. Каждый из перечисленных выше аспектов компетенции характеризуется определенными его составляющими элементами [Шкерина, 2012].

Так, когнитивный аспект определяется двумя составляющими: знаниями в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция, и знаниями в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции; праксиологический — умениями, навыками и способами деятельности в сфере компетенции, а также минимально необходимым опытом деятельности студентов в сфере компетенции (последнее характерно для компетенций вида «готов...»); аксиологический — отношением к деятельности в сфере компетенции и ее результату.

Ниже приведена в качестве примера структурно-содержательная модель про-фессионально-профильной компетенции ППК 1.1. «Владеет базовыми геометрическими знаниями, математическими приемами и методами решения геометрических задач» (табл. 2).

Таблица 1

Профессионально-профильные компетенции (ППК) бакалавра педагогического образования как требования к результату его подготовки по дисциплине «Геометрия»

1. Предметные компетенции ППК 1.1. Владеет базовыми геометрическими знаниями, математическими приемами и методами решения геометрических задач. ППК 1.2. Готов решать межпредметные и практико-орпентпрованные задачи на основе использования известных базовых геометрических знаний и методов

2. Проекция на ОК 3. Проекция на ОПК 4. Проекция на ПК

ППК 2.1. Готов к выполнению деятельности, обеспечивающей поиск, переработку и использование информации по геометрии (ОК-8, ОК-9). ППК 2.2. Готов к индивидуальной и совместной работе в группе в процессе деятельности в предметной области «Геометрия» (ОК-7). ППК 2.3. Готов принять участие в обсуждениях, диалоге, дискуссии по различным вопросам в рамках геометрии (ОК-6, ОК-16). ППК 2.4. Готов к осуществлению планирования, организации, контроля, анализа и регулирования собственной учебной деятельности (ОК-1) ППК 3.1. Владеет геометрическим языком для описания предметов окружающего мира (ОПК-3). ППК 3.2. Способен корректно и грамотно составить и прочитать текст по геометрии (ОПК-5) ППК 4.1. Способен использовать основные геометрические знания в профессиональной деятельности, интегрировать знания из различных разделов курса геометрии (ПК-1). ППК 4.2. Способен отбирать содержание учебного материала по геометрии, разрабатывать варианты заданий для индивидуальной, групповой, самостоятельной, домашней работы учеников (ПК-1)

Принципиальным моментом разработки макета профессионально-профильных компетенций, на наш взгляд, является установление уровней сформированности компетенций. Описание уровней является основой для разработки контрольно-изме-рительных материалов для мониторинга сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной ООП.

Вслед за коллективом авторов под руководством профессора Л.В. Шкериной, мы выделяем три уровня сформированности компетенции: базовый, продуктивный, творческий. Базовый предполагает минимально необходимый набор знаний, умений, навыков, способов деятельности в сфере компетенции и наличие позитивного отношения студента к ним; продуктивный характеризуется владением основными знаниями, умениями, навыками, способами деятельности студента в сфере компетенции, опытом ее проявления в случае необходимости и осознанием ее значимости; креативный определяется проявлением потребности студента в поиске и реализации новых нестандартных решений в сфере компетенции на основе базовых знаний, умений, навыков, способов деятельности и опыта ее проявления в случае необходимости. Оценка уровня сформированности компетенций должна осуществляется, на наш взгляд, по следующим показателям: когнитивному (наличие знаний, определенных ФГОС ВПО), праксиологическому (овладение умениями и навыками, которые приобретаются в процессе освоения учебных дисциплин, и способность применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности), аксиологическому (сформированность личностных качеств, ценнос-тно-мотивационной сферы). В качестве примера приведем диагностическую карту сформированности профессионально-профильной компетенции ППК 1.1 (табл. 3).

Таблица 2

Структурно-содержательная модель профессионально-профильной компетенции «Владеет базовыми геометрическими знаниями, математическими приемами и методами решения геометрических задач» (ППК 1.1) ФГОС ВПО по направлению подготовки Педагогическое образование

Аспект компетенции Элемент компетенции Характеристика элемента компетенции студента

Знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция Знает: — историю возникновения геометрии; — аксиоматический подход к построению курса геометрии; — систему основных геометрических понятий и суждений; — современные тенденции развития геометрии

Когнитивный Знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции — Особенности построения и чтения геометрических чертежей; — основные требования к оформлению доказательства теорем и решения геометрических задач; — дедуктивные и индуктивные приемы доказательства теорем и решения геометрических задач; — основные методы доказательства теорем и решения геометрических задач (аналитический, векторный, метод координат, конструктивный, метод моделирования)

Праксиологичес- кий Умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции Умеет: — корректно использовать основные геометрические понятия, распознавать геометрические объекты, устанавливать связи между различными геометрическими понятиями; — воспроизводить доказательства теорем и объяснять их ход; — осуществлять построение чертежей по условию задачи; — оформлять доказательство теорем и решение задачи; — применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса геометрии, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов

Аксиологический Отношение к деятельности в сфере компетенции (проявление интереса, ориентированность на получение результата, понимание значения деятельности и ее результата) — Осознает роль геометрии в школьном курсе математики; — понимает значимость применению геометрических знаний, приемов и методов к доказательству теорем и решению геометрических задач

Таблица 3

Диагностическая карта сформированности профессионально-профильной компетенции «Владеет базовыми геометрическими знаниями, математическими приемами и методами решения геометрических задач» (ППК 1.1)

Показатели / уровни Креативный Продуктивный Базовый

Когнитивный Знает фундаментальные основы геометрии, а также различные приемы и методы доказательства теорем и решения геометрических задач; знает современные тенденции развития геометрии; имеет знания, выходящие за рамки вузовского курса геометрии Владеет системой основных геометрических понятий и суждений; знает аксиоматический подход к построению курса геометрии; дедуктивные и индуктивные приемы доказательства теорем и решения задач; различные методы доказательства теорем и решения задач по геометрии Имеет минимальный набор знаний о геометрических понятиях и суждениях; знает некоторые методы и приемы доказательства теорем и решения простейших задач

Праксиологический Свободно оперирует геометрическими понятиями и суждениями; осуществляет применение изученных геометрических понятий, результатов и методов при решении геометрических задач, не сводящихся к непосредственному применению алгоритмов, владеет навыком построения геометрических моделей Распознает геометрические понятия, объекты; устанавливает связи между различными геометрическими понятиями; применяет изученные понятия, результаты и методы к решению задач по геометрии повышенного уровня сложности Воспроизводит термины, основные понятия, утверждения, теоремы; способен грамотно оформить доказательство теоремы и решение геометрической задачи; умеет решать простейшие геометрические задачи и воспроизводить доказательства простейших геометрических утверждений

Аксиологический Имеет потребность в совершенствовании своих навыков и умений в решении геометрических задач и доказательств теорем; осуществляет поиск нестандартных приемов и методов; мотивирован к дальнейшему самостоятельному совершенствованию своей геометрической подготовки Мотивирован к самостоятельному применению геометрических знаний, уже известных приемов и методов к доказательству теорем и решению геометрических задач; проявляет интерес к поиску новых нестандартных геометрических приемов и методов Проявляет интерес к применению геометрических знаний, приемов и методов к доказательству теорем и решению геометрических задач

На основе выделенной структуры профессионально-профильных компетенций бакалавра по дисциплине «Геометрия», а также уровней их сформированности по выделенным показателям нами были разработаны оценочные материалы, позволяющие осуществлять непрерывный мониторинг качества подготовки студентов I—II курсов, и в настоящее время осуществляется практическая его реализация. Кроме того, нами разрабатывается динамически-уровневая модель развития про-фессионально-профильных компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности студентов по изучению дисциплины «Геометрия».

В заключение отметим, что уточнение формулировок компетенций ФГОС ВПО в соответствии с профилем подготовки, разработка их структурно-содержательных моделей и диагностических карт сформированности являются ключевым моментом в осуществлении мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов - бакалавров педагогического образования.

Библиографический список

1. Стандарт УМКД КГТ1У им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс]. 1ЖЬ: Ы±р://угуг№. кври. ru/pagefolders - 4723. Мт1 (дата обращения 01.09.2012).

2. Шкерина Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: монография. Красноярск: РИО КГТ1У, 2005. 274 с.

3. Шкерина Л.В. Современные проблемы физико-математического образования: вопросы теории и практики / под ред. проф. И.Г. Липатниковой. Екатеринбург, 2012. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.