Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА'

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ХУДОЖНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ / ПЕДАГОГ / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER GRAPHICS / ARTIST / EDUCATION / DESIGN / GRAPHIC EDITORS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тепляков Н.Ю., Черникова С.М.

В статье рассматриваются вопросы подготовки художников-педагогов в области информационных технологий. Поднимаются вопросы обучения компьютерной графике студентов, а так же возможности ее применения в профессиональной деятельности. Дается общее определение графичекимредакторам и примеры их применения в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE ARTIST-TEACHER

The article discusses the training of artists and educators in the field of information technology. Questions are raised about teaching computer graphics to students, as well as the possibility of its application in professional activities. A general definition is given to graphic editors and examples of their application in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.112.4 ТЕПЛЯКОВ Н.Ю.

аспирант, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: teplyakovny@gmail.com

ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: myrzin13@rambler.ru

UDC 377.112.4

TEPLYAKOV N.YU.

Graduate Student, Orel State University E-mail: teplyakovny@gmail.com CHERNIKOVA S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of

Painting, Orel State University E-mail: myrzin13@rambler.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE ARTIST-TEACHER

В статье рассматриваются вопросы подготовки художников-педагогов в области информационных технологий. Поднимаются вопросы обучения компьютерной графике студентов, а так же возможности ее применения в профессиональной деятельности. Дается общее определение графичекимредакторам и примеры их применения в педагогической деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерная графика, художник, образование, проектирование, графические редакторы, педагог.

The article discusses the training of artists and educators in the field of information technology. Questions are raised about teaching computer graphics to students, as well as the possibility of its application in professional activities. A general definition is given to graphic editors and examples of their application in pedagogical activity.

Keywords: information technologies, computer graphics, artist, education, design, graphic editors, teacher.

В 70-х годах прошлого столетия ЮНЕСКО впервые озвучило понятие «медиаобразование», под которым понимаются теоретические знания и практические навыки, направленные на овладение средствами массовой коммуникации. Все направления медиаобразования, нацелены на развитие творческих и коммуникативных способностей личности, при использовании технологий и методов СМК.

В настоящее время информационные технологии широко внедряются в различные сферы деятельности человека, в том числе профессиональную деятельность. Это повлияло на подготовку специалистов разного уровня и направления. Информационно-коммуникативные технологии, компьютерные программы изменили требования в системе школьного образования и внесли коррективы и требования к системе подготовке учителей. Для совершенствования технологий обучения, развития творческих способностей студентов, подготовки к профессиональной деятельности необходимо пересмотреть часть учебных дисциплин в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускников педагогичких колледжей и вузов.

Среди новых информационных технологии особое место занимает компьютерная графика, наиболее актуальна она при подготовке учителей изобразительно искусства, черчения и технологии. Перед образовательными учреждениями стоит задача по повышению качества про-

фессиональной подготовки специалистов данного направления средствами компьютерной графики.

Компьютерная графика создана при помощи программного обеспечения, она позволяет создавать визуальный ряд (моделировать, проектировать, создавать рекламу и т.д.), поэтому обучение компьютерной графике на данный момент времени становится актуальным в целях современного медиаобразования. В последнее время, информационные технологии все активнее внедряются в жизненное пространство человека, не обходят они и процесс образования, появилась возможность дать учащимся профессиональные практические навыки в области компьютерной графики. Компьютерная графика занимается средствами создания изображения и их обработкой. В процессе обучения компьютерной графике, обучающиеся получают базовые навыки работы в графических редакторах, изучают средства и приемы создания изображений. В процессе освоения компьютерной графики учащиеся не только осваивают техническую сторону программ, они развивают творческое воображение и мышление, тренируют восприятие, учатся находить оптимальные решения к поставленным задачам. Целью преподавания дисциплины «Компьютерная графика» являются: развитие пространственно-образного мышления, приобретение знаний и навыков в профессиональной художественной деятельности (работа с цветом, композицией, умение

© Тепляков Н.Ю. Черникова С.М. © Teplyakov N.Yu., Chernikova S.M.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

работать со стилизацией, выполнять технические чертежи и рисунки).

С помощью владения компьютерными технологиями учитель может готовить наглядный материал для уроков, оформлять учебную документацию, оформлять доски информации, получать информацию из сети Интернет, поэтому при подготовке студентов необходимо учитывать эти потребности и отбирать для обучения именно те графические и компьютерные технологии, которые будут необходимы в профессиональной деятельности. «Для эффективного формирования способностей студентов в области информационных технологий деятельность преподавателя должна предусматривать знание современного уровня развития информационных технологий; формирование интереса к информационным технологиям как средству профессиональной деятельности; демонстрацию возможностей применения компьютерных технологий; стимулирование студентов к самостоятельному изучению информационных технологий» [3, с. 236].

В учебные планы педагогических колледжей и в высших учебных заведениях введены дисциплины по изучению информационных технологий и компьютерной графики. С помощью компьютера учащиеся учатся решать не только профессиональные задачи как педагоги, но и решать творческих профессиональные задачи.

Графические редакторы - самые востребованные прикладные компьютерные программы, которые используют в своей работе учителя изобразительного искусства, черчения и технологии. С их помощью, возможно, создавать проекты, выполнять изображения в векторной и растровой графике, обрабатывать изображения.

При изучении дисциплин связанных с компьютерными технологиями студент должен освоить:

1. Общие принципы работы на персональном компьютере;

2. Основы компьютерной графики;

3. Умение создавать объекты в векторной, растровой, фрактальной и 3d-графики;

4. Испольнозовать полученные знания в данной области для профессиональной педагогической работы.

В содержание дисциплин, направленных на изучение компьютерной графики, целесообразно включать следующие разделы:

• Операционная система Windows.

• Стандартные приложения Windows.

• Мультимедийные технологии.

• Основы компьютерной графики (база).

• Adobe Photoshop.

• Corel DRAW.

• Corel Painter.

• 3D-Studio Max.

При подготовке художника-педагога необходимо в процессе обучения компьютерной графики соблюдать следующие правила:

- преподавание компьютерной графики должно основываться на принцип «от простого к сложному»;

- преподавание компьютерной графики должно быть тесно связано с другими дисциплинами учебного плана;

- полученные теоретические навыки на аудиторных занятиях должны подкрепляться практической работой, как в аудитории, так и самостоятельно учащимися;

- применять при обучении компьютерной графики различные формы обучения (мастер-классы, деловые игры ...);

«Содержание обучения студентов-дизайнеров должно обеспечивать последовательность формирования профессиональной культуры в процессе решения проектных задач, поскольку постепенное накопление студентами знаний и умений в области проектирования, в том числе с использованием информационных технологий, отражает логику достижения более высокого уровня профессиональной культуры. Последовательность обеспечивается в результате усложнения модулей проектных заданий: интерьер одного помещения, дизайн-проект интерьера жилого здания, проект интерьера общественного здания. Материал, основанный на последовательном освоении тем изучаемых дисциплин, обеспечивает целостность формирования профессиональной культуры будущего дизайнера. С усложнением проектных заданий студенты осваивают информационные технологии: изучают новые программы, находят новые способы выполнения моделей, совершенствуют навыки владения программами для достижения более реалистичного изображения объекта. В результате студенты постепенно приходят к тому, что они значительно меньше времени тратят на технические тонкости, а больше прорабатывают дизайн-концепцию интерьера и детали. В целом совершенствование навыков владения информационными технологиями в области дизайн проектирования приводит к более качественному результату, что делает процесс обучения эффективнее» [3, с. 237].

Растровая графика предназначена для создания и обработки растровых изображений, ее используют для обработки цифровых фотографий, подготовки изображений к типографской печати. Графические редакторы дают возможность рисовать и обрабатывать изображения на экране компьютера и сохранять их в растровых форматах JPEG, TIFF. Растровую графику используют для ретуширования фотографий, создание рисунков с помощью графического планшета.

Векторные графические редакторы позволяют создавать и редактировать изображения на экране компьютера и сохранять их в векторных форматах CDR, AL, EPS, WMF, SVG. Векторную графику чаще используют в типографике: создание логотипов, иллюстраций, а так же мультипликаций, технической документации, диаграмм и схем.

Векторная и растровая графика дополняют возможности друг друга. Иногда они взаимозаменяемы, так например векторные редакторы могут выполнять заливки цветом как растровые редакторы, а растровые редакторы, например, изменять кривые.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«Совершенствование навыков владения графическими программами способствует активизации мотивации формирования профессиональной культуры. Постепенное развитие в области информационных технологий позволяет студентам самостоятельно выбирать графические программы, используемые для выполнения дизайн-проекта и для его визуальной подачи.

По мере совершенствования компьютерных программ повышается уровень дизайн-проектов. Опыт использования программных средств и решение проблемных ситуаций в процессе их применения способствует в целом развитию личности. Получив основы знаний и умений в области компьютерных технологий, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск возможностей применения знаний информационных технологий в будущей профессиональной деятельности» [3, с. 237].

При помощи компьютерной графики студенты учатся выполнять эскизы; стилизовать изображение; строить интерьеры; создавать плакаты, орнаменты, открытки; презентации; заниматься анимацией.

Компьютерное обучение не сводится к массовому внедрению его в учебный процесс, изменение средств обучения, изменяет всю дидактическую систему. Применение компьютерных технологий расширяют возможности учащегося, являясь инструментом для решения поставленных профессиональных задач. Проблема развития информационной компетентности обучающихся заключается в технических возможностях и методическом обеспечении учебного заведения. Процесс обучения информационным технологиям необходимо начинать с выявления необходимых профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Информационная компетентность должна исходить из профессиональной деятельности, требований к выпускнику работодателями.

Компетентность в информационных технологиях определяется уровнем профессиональной подготовки и полученными знаниями информационных процессов в деятельности специалиста, а так же в понимании видов информационных систем, владении навыками работы в этих системах.

Библиографический список

1. АсессоровА.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2008. № 6-2 (31) . С. 76-79.

2. Дэвид Дэбнер. Школа графического дизайна. Принципы и практика графического дизайна. пер. с англ. В. Е. Бельченко. М.: РИПОЛ классик, 2007;

3. ЕсиповаЮ.И., Черникова С.М. Влияние информационных технологий на формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №3(84). С.235-238.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: 2003. 192 с.

5. Иванов В.П., Батраков А.С. Трёхмерная компьютерная графика / Под ред. Г. М. Полищука. М.: Радио и связь, 1995. 224 с.

6. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза и школы // Сборник научных трудов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 141 с.

7. Прудовская О.Ю. Разработка и внедрение методики формирования профессиональной готовности к применению информационных технологий у студентов-дизайнеров // Омский научный вестник. 2007. № 1(51). С. 134-138.

References

1. Asessorov A.I. Designing as a means of professional culture development of future specialists-designers // Vestnik of the Federal state educational institution of higher professional education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2008. № 6-2 (31) . Pp. 76-79.

2. DavidDebner. School of graphic design. The principles and practice of graphic design. per. from English V.E. Belchenko. M .: RIPOL classic, 2007;

3. Esipova Yu.I., Chernikova S.M. The influence of information technology on the formation of a professional culture of design students // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019.No 3 (84). Pp. 235-238.

4. ZakharovaI.G. Information technology in education. Textbook for students of higher educational institutions. M: 2003. 192 p.

5. Ivanov V.P., BatrakovA.S. Three-dimensional computer graphics / Ed. G. M. Polishchuk. M .: Radio and communications, 1995. 224 p.

6. The use of information and telecommunication technologies in the educational process of a university and school // Collection of scientific papers. Yelets: YSU named after I.A. Bunina, 2007. 141 p.

7. Prudovskaya O.Yu. Development and implementation of the methodology for the formation of professional readiness for the use of information technology among design students // Omsk Scientific Bulletin. 2007. No. 1 (51). Pp. 134-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.