Научная статья на тему 'Повышение коммуникативных компетенций архитекторов в процессе общественных и профессиональных коммуникаций'

Повышение коммуникативных компетенций архитекторов в процессе общественных и профессиональных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ АРХИТЕКТОРОВ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АРХИТЕКТУРЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ИННОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ / ARCHITECTURAL COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS OF THE ARCHITECTS / PUBLIC ENGAGEMENT IN ARCHITECTURE / EDUCATIONAL SITUATIONS / INNOVATION IN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий И. В.

Важность изучения научных подходов к процессам популяризации архитектуры объясняется необходимостью обеспечения конкурентоспособности архитекторов в мире, насыщенном разнообразной информацией, и повышения их профессиональных коммуникативных компетенций. Учитывается, что результат архитектурной деятельности должен обладать «устойчивостью», то есть удовлетворять чаяниям разных социальных групп: представителей гражданского общества и участников архитектурно-градостроительной деятельности, в том числе самих архитекторов. Автор рассматривает проблему коммуникативных компетенций в контексте научно-педагогической триады: архитектурного творчества, архитектурной деятельности и архитектурного образования, и выделяет следующие научные подходы: презентационный, маркетинговый, компаративный, профориентационный, импрессионистский, восстановительный, краудфандинговый, корпоративный. Даются определения каждому подходу и приводятся примеры из отечественной и зарубежной практики архитектурной деятельности и профессионального архитектурного образования. В выводах указывается на целесообразность создания нового профессионального направления в архитектуре «Архитектурные коммуникации», ценностью которого для архитектуры является подготовка специалистов, отвечающих за обеспечение постоянного притока новых междисциплинарных и межпредметных знаний, внедрение новых инженерно-технических, социальных и экологических инноваций в архитектуру и строительство, а также за создание условий поддержки эколого-градостроительных проектов со стороны общества. Такие специалисты будут востребованы при реализации стратегий и программ общественного взаимодействия в высших школах архитектуры, в процессе реализации новых планов социально-экономического развития городов и регионов. Учет разнообразия подходов к коммуникациям в профессиональном и дополнительном профессиональном образовании архитекторов способствует созданию новых уникальных образовательных ситуаций, сопровождающихся получением нового эмоционально-ценностного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE ARCHITECTS IN THE PROCESS OF PUBLIC AND PROFESSIONAL ENGAGEMENTS

The importance of studying scientific approaches to the processes of popularizing architecture is explained by the need to ensure the competitiveness of architects in a world rich in diverse information and improving their professional communication skills. It is considered that the result of architectural activity must be «stable», that is to satisfy the aspirations of different social groups: representatives of civil society and architectural and urban planners, including the architects themselves. The author examines the problem of communication competences in the context of the scientific-pedagogical triad: architectural creativity, architectural activity and architectural education, and highlights the following scientific approaches: presentation, marketing, comparative, vocational, impressionist, restorative, crowd funding, corporate. Each approach is defined and examples from domestic and foreign architectural practice and professional architectural education are given. The conclusions indicate the advisability of creating a new professional direction in architecture “architectural communications”. The value of which for architecture is the training of specialists responsible for ensuring a continuous flow of new interdisciplinary and interdisciplinary knowledge, the introduction of new engineering, social and environmental innovations in architecture and construction and also for creating conditions for public support the environmental-urban projects. Such specialists will be required in the implementation of strategies and programmers of social interaction in higher schools of architecture and in the implementation of new plans for the socio-economic development of cities and regions. Considering the diversity of communication approaches in professional and additional professional education of architects contributes to the creation of new unique educational situations, accompanied by the acquisition of new emotional and value-based experience.

Текст научной работы на тему «Повышение коммуникативных компетенций архитекторов в процессе общественных и профессиональных коммуникаций»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

И. В. Топчий

Кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (государственная академия)

E-mail: top@markhi.ru

Irina V. Topchiy

PhD (Architecture), Director of the preparatory courses, Moscow Architectural Institute (State Academy), Russia

УДК 374.32 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10026

Повышение коммуникативных компетенций архитекторов в процессе общественных и профессиональных коммуникаций

Важность изучения научных подходов к процессам популяризации архитектуры объясняется необходимостью обеспечения конкурентоспособности архитекторов в мире, насыщенном разнообразной информацией, и повышения их профессиональных коммуникативных компетенций. Учитывается, что результат архитектурной деятельности должен обладать «устойчивостью», то есть удовлетворять чаяниям разных социальных групп: представителей гражданского общества и участников архитектурно-градостроительной деятельности, в том числе самих архитекторов. Автор рассматривает проблему коммуникативных компетенций в контексте научно-педагогической триады: архитектурного творчества, архитектурной деятельности и архитектурного образования, и выделяет следующие научные подходы: презентационный, маркетинговый, компаративный, профориентационный, импрессионистский, восстановительный, краудфандинговый, корпоративный. Даются определения каждому подходу и приводятся примеры из отечественной и зарубежной практики архитектурной деятельности и профессионального архитектурного образования.

В выводах указывается на целесообразность создания нового профессионального направления в архитектуре — «Архитектурные коммуникации», ценностью которого для архитектуры является подготовка специалистов, отвечающих за обеспечение постоянного притока новых междисциплинарных и межпредметных знаний, внедрение

Как цитировать статью: Топчий И. В. Повышение коммуникативных компетенций архитекторов в процессе общественных и профессиональных коммуникаций // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 88-106.

новых инженерно-технических, социальных и экологических инноваций в архитектуру и строительство, а также за создание условий поддержки эколого-градостроительных проектов со стороны общества. Такие специалисты будут востребованы при реализации стратегий и программ общественного взаимодействия в высших школах архитектуры, в процессе реализации новых планов социально-экономического развития городов и регионов. Учет разнообразия подходов к коммуникациям в профессиональном и дополнительном профессиональном образовании архитекторов способствует созданию новых уникальных образовательных ситуаций, сопровождающихся получением нового эмоционально-ценностного опыта.

Ключевые слова: архитектурные коммуникации, коммуникативные компетенции архитекторов, общественное взаимодействие в архитектуре, образовательные ситуации, инновации в архитектуре.

I. Введение

В исследовании, подготовленном в 2018 году к проекту «Открытый город», главный архитектор Москвы С. О. Кузнецов отметил, что популяризация архитектуры необходима для обеспечения поддержки горожанами законодательных реформ, предлагаемых архитекторами и городскими властями [6]. Актуальность поиска новых подходов к повышению уровня знаний об архитектуре в обществе подтверждает академик РААСН А. П. Кудрявцев, указав на две базовые проблемы, тормозящие развитие малых городов России. Это низкий уровень городского управления и недооценка жителями богатства архитектуры [5].

II. Постановка проблемы, цель исследования

Идеи популяризации архитектуры в обществе не новы, они на протяжении десятилетий поддерживаются архитекторами, органами городского управления, административными и образовательными структурами. В большинстве стран мира существуют законодательно утвержденные общественные слушания, на которых жители имеют возможность познакомиться с архитектурой и высказать свое мнение по проектам реконструкции пространственной среды [20]. Основанием для успешной деятельности в данном направлении являются коммуникативные компетенции, входящие в состав стандартов профессионального образования «Бакалавр» и «Магистр» архитектуры и составляющие одно из качеств профессионального мастерства архитекторов.

Целью настоящего исследования является выявление научных под-

ходов к процессам популяризации архитектуры для разработки методов повышения коммуникационных компетенций архитекторов.

III. Методы исследования

Исследование разнообразия подходов к процессу популяризации архитектуры основано на диверсификации интересов к архитектуре, существующих у разных социальных групп: представителей гражданского общества и участников архитектурно-градостроительной деятельности, в том числе самих архитекторов. Системность исследования заявленной цели обеспечивается рассмотрением проблемы коммуникативных компетенций в контексте научно-педагогической триады: архитектурного творчества, архитектурной деятельности и архитектурного образования, которые объединяют чувства (творчество), мысль (образование) и дело (деятельность) в архитектуре и оказывают взаимное влияние [2].

Последовательное изучение научных подходов к популяризации архитектуры проведено в соответствии с хронологией становления профессионального мастерства архитекторов и процессом взросления человека.

IV. Результаты исследования

IV. 1. Проявление интереса общества к архитектуре, основанного на психологии архитектурного творчества

Психологический феномен творческой деятельности, по мнению советского психолога и педагога Л. Выготского, состоит в создании некого нового из «ума и чувства, живущего и обнаруживающихся только в самом человеке» [3]. Философская категория «творчество» обозначает человеческую деятельность, в результате которой достигаются качественно новые результаты. В результате занятий архитектурным творчеством создаются произведения искусства, науки, архитектуры, защищаемые авторскими правами [10]. Интерес к архитектурному творчеству у непрофессиональных архитекторов субъектов подкрепляется психологией творческого процесса, его коммуникационными качествами и терапевтическим характером.

Важно, что авторское право защищает любое произведение без оценки его качества, что делает возможным причислять к числу творцов архитектуры не только архитекторов, обладающих профессиональным

образованием и свидетельством о допуске к проектно-строительным работам, но и любого субъекта [12].

Обратившись к российскому законодательству, отмечаем, что требование о допуске к проектно-строительным работам (следовательно, и требования к наличию профессионального образования, опыта работы, повышению квалификации и т.д.) существует только для работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [11]. Гражданский кодекс, защищая права авторов, указывает, что каждый, кто внес вклад в произведение, обладает авторскими правами. Таким образом, авторами произведения архитектуры являются все члены творческого коллектива — архитекторы, технологи, инженеры, экономисты и другие специалисты.

Вывод: архитектурное творчество является широко доступным, поскольку автором произведения архитектуры и участником творческой архитектурной деятельности может быть признан любой человек, создавший архитектурное произведение.

Привлечение к архитектурному творчеству непрофессиональных субъектов имеет и экономическое основание, поскольку сокращает расходы на проектирование при строительстве индивидуальных жилых домов, их декорирование, благоустройство дачных участков и придомовых территорий, других личных владений.

Творчество удовлетворяет духовную потребность в самореализации и самовыражении. В процессе творчества происходит познание мира. Данное обстоятельство широко используется в образовании детей. Архитектурное творчество, сопряженное с элементами дизайна пространственной среды и ландшафтного дизайна, присутствует в практике общего образования, в планах внеурочной деятельности образовательных учреждений разного уровня, в жизни закрытых социумов (воинских, религиозных и других), а также территориально удаленных социальных сообществах.

Научные подходы к популяризации архитектуры основаны на интересе к архитектурному творчеству у субъектов архитектурно-градостроительной деятельности.

Презентационный подход в процессах популяризации архитектуры основывается на самой сути архитектурного творчества, стремлении к получению поддержки своего творчества от социума [4]. В практической области данный подход находит отражение в публичных лекциях,

мастер-классах, дискуссиях и других формах информирования о себе и своем творчестве, которые проводятся по инициативе архитекторов в реальном мире и в виртуальной среде и вызывают интерес у публики. Данное явление сопровождает деятельность крупных организаций культуры (музеев, художественных галерей, выставочных залов и других) и профессионального образования (университетов, колледжей искусств, архитектурных академий).

Презентационный подход в популяризации архитектуры получил поддержку при осознании «сервисного» характера архитектурной деятельности, зависимости результата архитектурно-строительной деятельности от заказчика. Наряду со средствами массовой информации, использовавшимися с конца ХК века для распространения знаний об архитектуре и архитекторах, возможности презентации и самопрезентации в архитектуре в глобальном мире подкрепляются наличием доступных информационных технологий.

Публичные лекции об архитектуре публикуются в среде Интернет как архитекторами с мировым именем, лауреатами Притцкеровских премий (англ. Pritzker Architecture Prize), так и начинающими архитекторами. Публичные мероприятия, на которых обсуждаются планы нового строительства и реконструкции города, прокладки транспортных и инженерных систем и др., объединяют желание архитекторов и градостроителей продемонстрировать результаты своей творческой деятельности, познакомить с собой и своим мироощущением [21].

Маркетинговый подход к процессу популяризации архитектуры основан на желании творческих людей оценить свой творческий уровень, сравнивая результаты своей творческой деятельности с работами коллег. Как и в презентационном подходе, на практике это воплощается в участии архитекторов в публичных мероприятиях, объединяющих представителей разных социальных групп и демонстрирующих инновационные направления в архитектуре. Мероприятия являются узловыми пунктами в процессе инновационной деятельности в архитектуре и включаются в информационный поток, наполняемый и используемый глобальным миром. Наряду с архитекторами в развитии инновационного направления более всего заинтересованы разработчики новых строительных материалов и технологий. Публичные мероприятия помогают оценить интерес к новым направлениям в архитектуре и архитектурном образовании, понять, насколько они могут быть востребованы, оценить

степень готовности общества к их внедрению [19].

Динамично меняющийся рынок труда подталкивает архитекторов к поиску направлений развития профессиональной карьеры, позволяющих полнее реализовать свой творческий потенциал в смежных видах деятельности, в том числе в сфере маркетинга и менеджмента.

Компаративный подход в процессах популяризации архитектуры логически продолжает идеи маркетингового подхода и нацелен на утверждение собственных результатов интеллектуальной деятельности в архитектуре. Для привлечения внимания коллег и публики используются различные способы самопрезентации, оказывающие психологическое воздействие. В правилах делового общения в архитектуре самопрезентация является общепринятой формой. Феномен презентации результатов интеллектуальной деятельности в архитектуре имеет тенденцию к усложнению, управлению восприятием архитектурного проекта с помощью необычных форм и способов. Навыки самопрезентации закладываются на начальном этапе архитектурного и художественного образования.

IV. 2. Психология архитектурного образования

Современные формы, методы и содержание российского архитектурного образования сохраняют традиции, сложившиеся на протяжении более чем трехсотлетней истории его существования. В результате историко-культурных, архитектурных и педагогических исследований было выявлено, что особенностью и ценностью традиций российской архитектурной школы является большая доля художественных дисциплин — средств художественной визуализации: рисунка, живописи, черчения, макетирования и моделирования, компьютерной графики. Владение ими необходимо архитектору для изучения архитектуры, фиксации и творческого поиска (Горбенко А. А., Наумова В. И., Максимов О. Г., Поморов С. Б. и другие) [8].

Для российской архитектурной школы характерно изучение семантики объемно-пространственных форм на начальном этапе архитектурного проектирования. Аналогичный метод используется в школах архитектуры Алжира, Туниса, Марокко, Польши, Мексики, Мали, Германии и других стран, которые формировались при участии советских архитекторов-педагогов [7].

Обучение архитектурному проектированию (архитектурная пропедевтика) представляет собой последовательность выполнения ком-

позиционно-комбинаторных заданий, обучающих закономерностям композиционного построения и развивающих у студентов чувство гармонии. Совершенствование методов проектирования продолжается с помощью «архитектурной комбинаторики», основоположником которой является Е. С. Пронин [13]. Информационные технологии создали многочисленные возможности для обучения комбинаторным методам и были развиты многочисленными последователями: Е. В. Барчуговой, Н. А. Рочеговой, Г. С. Степановым, К. Е. Романюк, Л. В. Чурсиной, Д. В. Брежневой, О. В. Гетманченко, Л. Н. Макогоном, Т. В. Шавшиной, А. В. Терещенко и другими.

Обучение архитектурному проектированию происходит одновременно с освоением групп инженерно-технических, гуманитарных и изобразительных дисциплин, которые необходимы архитектору, который, по словам Л. В. Руднева, подобен дирижеру и отвечает за работу «всего оркестра» [17, с. 169].

Профессиональное образование строится на моделях, созданных преподавателями. Они же выступают в роли экспертов. В результате Болонского процесса произошло разделение профессионального образования на две ступени — «Бакалавриат» и «Магистратура», но это не изменило принципиально ни методов архитектурного образования, ни системы адаптации выпускников на рынке труда. При подготовке магистров была поставлена задача привития навыков самообразования, умения самому производить поиск нужной для работы информации, наращивать профессиональную квалификацию. Несмотря на усиление научно-исследовательской компоненты в подготовке магистров архитектуры, перед началом самостоятельной архитектурной практики у выпускника, как и ранее, проходит не менее 6-8 лет [1]. Идея знакомства магистров архитектуры с опытом успешных архитекторов-практиков решила проблему знакомства с нюансами практической работы лишь частично. Как и в практикуемых ранее методах обучения, студенты оставались «потребителями» чужого опыта. Однако следование чужому опыту для начинающих архитекторов выглядит опасным, особенно в условиях жесткой конкуренции, вызванной сокращением рынка проектных услуг, снижением объемов строительства, начавшимся во время кризиса 2008-2009 годов и продолжающимся до настоящего времени. Сегодня в Королевском институте британских архитекторов (RIBA) ведутся дискуссии о том, нужна ли вообще профессия архитектора.

Следует предположить, что последствия пандемии СОУГО-19 в 2020 году усугубят мировой экономический кризис и повысят актуальность поиска возможностей повышения конкурентоспособности архитекторов.

Представляется целесообразным создание условий для выбора профессионального развития в новых направлениях и получения самостоятельно практического опыта. Наличие многочисленных межпредметных связей архитектуры способствует появлению в составе компонентов профессионального образования программ, которые могут быть развиты и реализованы в смежных профессиях: архитектурное и художественное образование, архитектурная критика и публицистика, архитектурная наука, искусство, сценография, архитектурно-строительный менеджмент и так далее. Возможности трудоустройства архитекторов в смежных профессиях зафиксированы в Стандартах профессионального образования.

Процесс поиска применения полученных в процессе профессионального архитектурного образования компетенций и путей карьерного роста имеет много общего с профессиональной ориентацией детей и подростков. Студентам и молодым архитекторам также необходимо оценить соответствие полученных профессиональных компетенций актуальным потребностям на рынке труда и найти направление развития своей карьеры в условиях быстро меняющегося рынка труда. Востребованным является как профессиональное просвещение, так и профессиональное самоопределение.

Психология архитектурного образования позволяет выделить несколько научных подходов к популяризации архитектуры.

Профориентационный подход в процессах популяризации архитектуры призван расширить знания об архитектуре и актуальных направлениях архитектурной деятельности у студентов и молодых архитекторов.

На практике следует отметить большое число совместных коммуникаций между архитекторами и подрастающим поколением. Безусловно, никто из архитекторов-практиков не обращается за помощью в поиске новых пространственных форм к детям. Но интерес к сотрудничеству с детьми, участию в детском творчестве указывает на стремление именитых мастеров по-новому взглянуть на привычные художественные приемы, отойти от привычных клише. Публичные мероприятия для детей и подростков, популяризирующие архитектуру и поддерживаемые спонсорами — отдельными субъектами, проектными и производственными организациями, имеют скромный масштаб и охватывают

локальные сообщества. В них участвуют практикующие архитекторы, не являющиеся преподавателями университетов, но стремящиеся передать свой профессиональный опыт детям.

Наибольшее число публичных мероприятий, связанных с архитектурой и архитекторами, направлено на профессиональную ориентацию молодежи. Их задача состоит в поиске талантливых подростков и привлечении их к получению профессионального образования в архитектурных специальностях. Одновременно решаются задачи организации культурного детского и семейного досуга и снижения уровня девиантного поведения подростков. Таковы задачи региональных программ равной доступности образования в Шотландии LEAPS (Lothians Equal Access Programme for Schools), российских фестивалей науки и университетских суббот, ежегодных фестивалей ледяных городов в Харбине (Китай) и других мероприятий [22]. Особенностями данных программ является их массовость, вовлечение в них нескольких институций профессионального образования и большого числа организаций общего образования, деятельность в масштабе регионов.

Импрессионистский подход в процессах популяризации архитектуры строится на одном из побудительных мотивов архитектурного творчества — поиске новых выразительных средств. Он давно вошел в практику архитектурного образования и реализуется в визуализационной компоненте его содержания на начальном этапе обучения. В отличие от презентационного подхода, импрессионистский подход имеет целью воздействие на чувства зрителя, привлечение его внимания к архитектору как творческой личности и художественно-образным качествам архитектурного проекта.

Традиционными средствами художественной визуализации для архитектора считаются рисунок, чертеж, макет, они тысячелетиями используются для профессионального общения между зодчими и заказчиками. Появление цифровых методов визуализации, позволяющих показать существование архитектурного объекта в динамике, подняли планку финансовых затрат и дали возможность оценить существование объекта в динамике. Говоря об архитектуре, профессионалы повторяют знаменитую триаду Витрувия, указывая на важность ее составляющих — пользы, прочности и красоты. Но при обсуждении образов города и отдельных его фрагментов чаще всего акцентируется внимание на художественно-стилистическом, презентационном характере архитек-

турной профессии. Презентационные качества архитектуры заставляют архитекторов придумывать новые стили и необычные формы, искать вдохновение в природе, своих фантазиях и ассоциациях. Заказчик, желая сделать из архитектурного объекта точку притяжения, приглашает архитекторов, славящихся своей необычностью, эпатажностью (А. Гауди, Ф. Гери, З. Хадид, С. Калатраву, Ф. Хундертвассера и других). В итоге место с необычной архитектурой становится более привлекательным для жителей и туристов, приобретает новый смысл и запоминающийся образ, который тиражируется в средствах массовой информации. Таким образом, здание «презентует» не только себя и архитектора, но и функцию, которую оно выполняет.

Акцент на импрессионистском подходе в архитектурном образовании диктует методы профессионального образования в колледжах искусств, поддерживающих междисциплинарные связи между архитектурой и другими видами искусства: изобразительным искусством, предметным дизайном, фотографией, декоративно-прикладными видами искусства. Колледжи искусств также поддерживают коммуникации с представителями общества, выступающими экспертами в оценке изобразительных приемов, художественных концепций и направлений.

IV. 3. Психология архитектурной деятельности как основание для развития общественного взаимодействия в архитектуре и популяризации

архитектуры

Архитектурная деятельность — это основной вид профессиональной сферы деятельности архитекторов, главной целью которой является создание архитектурного объекта. Данный вид строительных услуг, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), включает в себя творческий процесс по созданию архитектурного проекта, разработку и координацию разнообразных разделов документации по проекту (с целью строительства либо реконструкции), надзор за проведением строительных работ, деятельность, связанную с градостроением, и еще ряд услуг, которые взаимосвязаны с классификатором специальностей и определяют состав штатного расписания проектно-строительных организаций.

Архитектурная деятельность как вид экономической деятельности и вид услуг регламентируется в 71 классе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и включает группу услуг,

соответствующих этапам архитектурного проектирования.

Еще одно законодательно утвержденное определение архитектурно-градостроительной деятельности содержится во 2-й статье Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В нем архитектурная деятельность признается как имеющая намерение создавать архитектурные объекты и включающая в себя стадии их создания и разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, в том числе авторский надзор. К архитектурной деятельности относятся и деятельность по организации проектирования, в том числе юридических лиц [9].

Практическая направленность архитектурной деятельности и ее связь с результатом — архитектурным объектом — в учебной и научной литературе обозначается термином «архитектурная практика», в рамках которой изучается история архитектурной и градостроительной деятельности, динамика изменений процессов проектирования и организации проектно-строительного процесса, роль архитектора, а также социальные, этические, экономические, организационные, правовые и прочие аспекты архитектурной деятельности.

В архитектурных исследованиях, посвященных результатам архитектурной деятельности, до конца XIX века общественные ожидания рассматривались в первую очередь как «социальный иероглиф», влияющий на художественно-эстетические качества архитектуры, стилистические характеристики архитектурных сооружений. По мере социально-экономического и технического развития общества в конце XIX — начале ХХ века акценты в изучении общественных ожиданий от архитектурной практики сместились в сторону более прагматических, инженерно-технологических характеристик строительства, коммунальных удобств, благоустройства территории и т.д.

В настоящее время актуальными направлениями архитектурной деятельности является исследование путей трансформации антропогенной среды, придание ей устойчивых качеств. При разработке проекта Стандарта профессиональной деятельности архитектора в 2012 году Союзом архитекторов РФ был уточнен смысл архитектурной деятельности: он заключается в «предоставлении профессиональных услуг по подготовке, разработке и осуществлению в натуре проектных решений...» во взаимосвязи с городским и территориальным планировани-

ем, строительством, дизайном пространственной среды, реставрацией и реконструкцией [15]. Были выделены пять основных направлений архитектурной деятельности: архитектура, градостроительство, реставрация и реконструкция зданий, дизайн пространственной среды. Практика указывает на наличие шестого направления — ландшафтной архитектуры.

Исследования российских и зарубежных ученых, посвященные психологии творчества архитекторов (А. В. Степанов, Н. Н. Нечаев, Г. И. Иванова, Л. Костронь и другие) указывают на общие психологические характеристики, основанные на восприятии ими пространства и формы [16]. Методы проектирования, предлагаемые отечественными архитекторами-педагогами для обучения новых поколений архитекторов (Ю. И. Кармазина, Г. Л. Леденева, Е. Г. Лапшина, О. А. Кольстет, Д. Л. Кудашева, Н. Ф. Метленков и другие), проводят различие между субъектной психологией восприятия (восприятие архитекторами) и объектной (восприятие оценивающими результат архитектурного творчества). В большинстве исследований проводится анализ существующих произведений архитектуры, их художественно-стилистических характеристик и отношения к ним экспертов — авторитетных архитекторов. Отечественная наука развивает идеи, сложившиеся в советский период и отражающие задачи управления процессом архитектурного проектирования, сосредоточения его в руках архитекторов.

Развитие в постсоветский период самоуправления и расширение международных профессиональных контактов способствовали широкому привлечению к процессам проектирования представителей общественности. Совместное с профессионалами обсуждение проектов и принятие решений позволяло выявлять истинные проблемы и потребности людей, безболезненно разрешать конфликты, определять перспективы развития территории, повышать эффективность проектов. Данная практика имеет законодательное выражение, но пока не вошла в практику профессионального образования [14].

Превентивное решение конфликтов, которые могут возникнуть в территориальном развитии при различии интересов у разных социальных групп,— один из методов соучаствующего (партисипаторного) проектирования, основанного на интересе к архитектуре со стороны представителей общества и перспективе восстановления устойчивости пространственной среды. Логично будет именовать данный подход

к популяризации архитектуры «восстановительным».

Восстановительный подход подразумевает превентивные действия по разрешению конфликтов, возникающих между разными социальными группами городского населения при реализации проектов реконструкции городской среды. В демократических государствах в градостроительном законодательстве предусмотрен регламент процесса согласования проектов с населением.

Философским основанием восстановительного подхода к процессу популяризации архитектуры являются теории «общественного взаимодействия» (англ. «public engagement») или «гражданского взаимодействия» (амер. «civil engagement»), которые впервые появились в середине ХХ века в США в период президентских предвыборных кампаний. Обсуждение своих программ, уточнение и в итоге получение одобрения общественности до начала выборов было выгодно кандидатам. Позже программы общественного взаимодействия стали использоваться для внедрения новых научных идей в ситуациях, когда общественность была к ним не готова. Наиболее известными являются программы популяризации в области здравоохранения, требующие общественного одобрения, например, трансплантация органов.

Для социального взаимодействия и участия в общественных слушаниях архитекторам необходимо наличие коммуникативных компетенций, которые, в случае появления конфликта интересов, позволяют восстановить доверие общества и найти взаимоприемлемое решение, конструктивно решить конфликтную ситуацию, связанную с архитектурным проектом. Восстановительный подход предполагает объединение разных социальных групп в рамках единого процесса: работу архитекторов и других членов авторского коллектива проекта (инженеров, экономистов, специалистов по транспорту и т.д.), представителей общественности и администрации, инвесторов, экспертов, других заинтересованных лиц.

Практика последних лет показывает, что конфликтные ситуации, связанные с архитектурой, возникают в городах очень часто. Широкий общественный резонанс в последние десятилетие получил проект скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, сопровождавшийся отчуждением участка Химкинского леса; проект строительства здания Газпрома в Санкт-Петербурге, первоначально нарушавший сложившийся исторически силуэт города (Охта-центр — Лахта-центр); программа

реновации жилья в Москве, потребовавшая согласия на переселение тысяч москвичей; проект реконструкции Соловецкого монастыря, проявивший конфликты интересов между светским и церковным сообществами, и многие другие объекты.

Краудфандинговый подход в процессах популяризации архитектуры основан на финансовой поддержке архитектурно-градостроительных и дизайнерских проектов обществом. Работа с общественным мнением, привлечение внимания к архитектурно-градостроительному проекту занимает центральное место в процессе сбора финансов для его реализации при помощи крауфандинга.

Корпоративный подход, в отличие от других подходов к популяризации архитектурно-градостроительных проектов, в меньшей мере направлен на обсуждение, в большей — на объяснение и реализацию общественно-значимых проектов. Такой опыт существует в мировой градостроительной практике. Известно успешное решение экологических задач с участием общественности Ж. Лернером, мэром г. Куритибы (Бразилия), градостроителем и экономистом, который, понимая важность повышения качества жизни людей и учитывая нехватку финансовых ресурсов в городском бюджете, нашел нужную мотивацию и привлек жителей города к уборке мусора и уходу за зелеными насаждениями.

V. Выводы

1. Повышение коммуникативных компетенций архитекторов, происходящее в процессе архитектурного творчества, архитектурного образования и архитектурной практики, способствует повышению уровня профессионального мастерства за счет изучения представлений о современных общественных ожиданиях от архитектуры, включая эстетические предпочтения, оборудование, уровень благоустройства и другие качества пространственной среды, способствующие ее устойчивому развитию.

2. Популяризация архитектуры способствует увеличению числа участников архитектурно-градостроительной деятельности и субъектов основного и дополнительного архитектурного образования, что, в свою очередь, повышает коллективную компетенцию в архитектуре и способствует выработке более взвешенных решений при проведении общественных слушаний по вопросам реконструкции пространственной среды.

3. В процессе популяризации архитектуры могут быть созданы уникальные ситуации, способствующие получению нового эмоционально-ценностного опыта, востребованного в архитектурном образовании и архитектурной практике.

4. Выделенные в исследовании научные подходы к популяризации архитектуры, а именно презентационный, маркетинговый, компаративный, краудфандинговый, корпоративный, импрессионистский, восстановительный и профориентационный, следует использовать для повышения коммуникативных компетенций в профессиональном и дополнительном архитектурном образовании.

5. Обеспечение процессов общественных и междисциплинарных коммуникаций для развития профессионального мастерства свидетельствует о возможности создания нового профессионального направления в архитектуре — архитектурных коммуникаций.

6. Программы общественного взаимодействия, реализуемые в высших школах архитектуры, должны соответствовать стратегиям развития организаций и обеспечивать необходимый приток междисциплинарных знаний в архитектуру.

Литература

1. Баженова Е. Для чего нужен курс «Авторские практики»? // Строительный эксперт: портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли. 28 марта 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://ardexpert.ru/article/9092 (дата обращения: 30.03.2020).

2. Буздалова Н. В. Триадные структуры в научно-педагогическом знании // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 23. С. 76-77.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте (психологический очерк). М.; Л.: ГИЗ, 1930.[Электронный ресурс]. URL: https://iknigi. net/avtor-lev-vygotskiy-vygodskiy/63132-myshlenie-i-rech-sbornik-lev-vygotskiy-vygodskiy/read/page-33.html (дата обращения: 20.05.2020).

4. Коноплева Н. А. Преобладающие мотивы творческой деятельности в современной ро ссийской культуре (на пример е тв орческих лично стей г. Владиво стока) // Территория новых возможностей. 2017. № 1 (36). C. 220-236.

5. Кудрявцев А. П. Сложившаяся система расселения в России должна быть сохранена // Проект 2035 [Электронный ресурс]. URL: http://2035.media/2018/02/20/ kudryavtsev-interview/ (дата обращения: 12.04.2019).

6. Кузнецов С. О. Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике: исследование / куратор С. Кузнецов. М., 2018. [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/files/files_ uploaded/1443.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

7. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика в довузовской дистан-

ционной форме освоения // Architecture and modern information technologies (Архитектура и современные информационные технологии): международный электронный сетевой научно-образовательный журнал. 2019. № 2 (47) [Электронный ресурс]. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/i_04 (дата обращения: 12.04.2019).

8. Наумова В. И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: дисс. ... докт. ис-кусствов.: 17.00.04. Барнаул, 2011. 267 с.

9. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 17.11.1995 Ш69-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8344 (дата обращения: 12.04.2019).

10. «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». ГК РФ Статья 1225. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 Ш30-Ф3 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21f dffc70bade7ef80135143050f0b1 (дата обращения: 12.04.2019).

11. О членстве в саморегулируемой организации: Письмо Минстроя России от 15.01.2020 № 568-ТБ/02 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_344433/ (дата обращения: 12.04.2019).

12. «Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства». ГК РФ Статья 1294. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 Ш30-Ф3 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64629/dd1e8277fe5ac97eb90061a4b17c2cce12c9025d (дата обращения: 12.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пронин Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики. М.: Архитектура-С, 2004. 234 с.

14. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. М.: Проектная группа 8, 2015.170 с.

15. Стандарт профессиональной деятельности архитектора. М., 2012 // Союз архитекторов России. Архитекторы Брянска [Электронный ресурс]. URL: https:// archbryansk.ucoz.ru/_ld/0/8. pdf (дата обращения: 12.04.2019).

16. Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. С. 209-216.

17. Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. М.: Стройиздат. 1993. 295 с.

18. Топчий И. В. Архитектурное образование как метод сохранения культурного наследия и предотвращения социальных конфликтов // Архитектура и строительство России. 2011. № 12. С. 20-27.

19. Топчий И. В. Дополнительное архитектурное образование в Японии // Архитектура и строительство России. 2019. № 2. С. 100-107.

20. Топчий И. В. Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности // Architecture and modern information technologies (Архитектура и современные информационные технологии): международный электронный сетевой научно-образовательный журнал. 2016. № 3 (36) [Электронный ресурс]. URL: http://marhi.ru/ AMIT/2016/3kvart16/topchiy/abstract.php (дата обращения: 12.04.2020).

21. Университетские субботы: официальный программы [Электронный ресурс]. URL: https://events.educom.ru/ (дата обращения: 12.04.2019).

22. Lothians Equal Access Programme for Schools (LEAPS) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ed.ac.uk/studying/undergraduate/access-edinburgh/ high-school-students/lothians-equal-access-programme-for-schools-leaps (дата обращения:12.04.2019).

ENHANCING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE ARCHITECTS IN THE PROCESS OF PUBLIC AND PROFESSIONAL ENGAGEMENTS

The importance of studying scientific approaches to the processes of popularizing architecture is explained by the need to ensure the competitiveness of architects in a world rich in diverse information and improving their professional communication skills. It is considered that the result of architectural activity must be «stable», that is to satisfy the aspirations of different social groups: representatives of civil society and architectural and urban planners, including the architects themselves. The author examines the problem of communication competences in the context of the scientific-pedagogical triad: architectural creativity, architectural activity and architectural education, and highlights the following scientific approaches: presentation, marketing, comparative, vocational, impressionist, restorative, crowd funding, corporate. Each approach is defined and examples from domestic and foreign architectural practice and professional architectural education are given.

The conclusions indicate the advisability of creating a new professional direction in architecture — "architectural communications". ^e value of which for architecture is the training of specialists responsible for ensuring a continuous flow of new interdisciplinary and interdisciplinary knowledge, the introduction of new engineering, social and environmental innovations in architecture and construction and also for creating conditions for public support the environmental-urban projects. Such specialists will be required in the implementation of strategies and programmers of social interaction in higher schools of architecture and in the implementation of new plans for the socio-economic development of cities and regions.

Considering the diversity of communication approaches in professional and additional professional education of architects contributes to the creation of new unique educational situations, accompanied by the acquisition of new emotional and value-based experience.

Keywords: architectural communication, communication skills of the ar-

chitects, public engagement in architecture, educational situations, innovation in architecture.

Reference

• Bazhenova E. Dlya chego nuzhen kurs «Avtorskie praktiki»? // Stroitel'nyj ekspert: portal dlya specialistov arhitekturno-stroitel'noj otrasli. 28.03.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://ardexpert.ru/article/9092 (data obrashcheniya: 30.03.2020). [In Rus].

• Buzdalova N. V. Triadnye struktury v nauchno-pedagogicheskom znanii // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya. 2014. № 23. S. 76-77. [In Rus].

• Konopleva N. A. Preobladayushchie motivy tvorcheskoj deyatel'nosti v sovremennoj rossijskoj kul'ture (na primere tvorcheskih lichnostej g. Vladivostoka) // Territoriya novyh vozmozhnostej. 2017. № 1 (36). C. 220-236. [In Rus].

• Kudryavcev A. P. Slozhivshayasya sistema rasseleniya v Rossii dolzhna byt' sohranena // Proekt 2035 [Elektronnyj resurs]. URL: http://2035.media/2018/02/20/kudryavtsev-in-terview (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Kuznecov S. O. Podderzhka arhitekturnoj deyatel'nosti: mezhdunarodnyj opyt i voz-mozhnosti primeneniya v rossijskoj praktike: issledovanie. M., 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://archi.ru/files/files_uploaded/1443.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Lothians Equal Access Programme for Schools (LEAPS) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ed.ac.uk/studying/undergraduate/access-edinburgh/high-school-students/ lothians-equal-access-programme-for-schools-leaps (data obrashcheniya: 12.04.2019).

• Melodinskij D. L. Arhitekturnaya propedevtika v dovuzovskoj distancionnoj forme osvoeniya // Architecture and modern information technologies (Arhitektura i sovre-mennye informacionnye tekhnologii): mezhdunarodnyj elektronnyj setevoj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. 2019. № 2 (47) [Elektronnyj resurs]. URL: https://marhi.ru/ AMIT/2019/2kvart19/i_0414. (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Naumova V. I. Sovremennye tendencii arhitekturno-hudozhestvennogo tvorchestva i aktual'nye vektory arhitekturnogo obrazovaniya: diss. ... dokt. iskusstvov.: 17.00.04. Barnaul, 2011. 267 s. [In Rus].

• O chlenstve v samoreguliruemoj organizacii: Pis'mo Minstroya Rossii ot 15.01.2020 № 568-TB/02 // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344433/ (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Ob arhitekturnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 17.11.1995 № 169-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8344 (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Ohranyaemye rezul'taty intellektual'noj deyatel'nosti i sredstva individualizacii: stat'ya 1225 // Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 18.07.2019) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1 (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Prava avtora proizvedeniya arhitektury, gradostroitel'stva ili sadovo-parkovogo iskusstva: stat'ya 1294 // Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 18.07.2019) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64629/dd1e8277fe5ac97eb90061a4b17c2cce12c9025d (data

obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Pronin E. S. Teoreticheskie osnovy arhitekturnoj kombinatoriki. M.: Arhitektura-S, 2004. 234 s. [In Rus].

• Sanoff G. Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol'shih i malyh gorodov. M.: Proektnaya gruppa 8, 2015. 170 s. [In Rus].

• Standart professional'noj deyatel'nosti arhitektora. M., 2012 // Soyuz arhitektorov Rossii. Arhitektory Bryanska [Elektronnyj resurs]. URL: https://archbryansk.ucoz.ru/_ld/0/8. pdf (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Stepanov A. V., Ivanova G. I., Nechaev N. N. Arhitektura i psihologiya. M.: Strojizdat, 1993. 295 s. [In Rus].

• Stepanov A. V., Ivanova G. I., Nechaev N. N. Arhitektura i psihologiya: ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. 2-e izd. M.: Yurajt, 2018. S. 209-216. [In Rus].

• Topchij I. V. Arhitekturnoe obrazovanie kak metod sohraneniya kul'turnogo naslediya i predotvrashcheniya social'nyh konfliktov // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2011. № 12. S. 20-27. [In Rus].

• Topchij I. V. Dopolnitel'noe arhitekturnoe obrazovanie v Yaponii // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2019. № 2. S. 100-107. [In Rus].

• Topchij I. V. Sub"ekty arhitekturno-gradostroitel'noj deyatel'nosti // Architecture and modern information technologies (Arhitektura I sovremennye informacionnye tekh-nologii): mezhdunarodnyj elektronnyj setevoj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. 2016. № 3 (36) [Elektronnyj resurs]. URL: http://marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/topchiy/ab-stract.php (data obrashcheniya: 12.04.2020). [In Rus].

• Universitetskie subboty: oficial'nyj sajt programmy [Elektronnyj resurs]. URL: https:// events.educom.ru (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste (psihologicheskij ocherk). M.; L.: GIZ, 1930. [Elektronnyj resurs]. URL: https://iknigi.net/avtor-lev-vygotskiy-vygodskiy/63132-myshlenie-i-rech-sbornik-lev-vygotskiyvygodskiy/read/page-33.html (data obrashcheniya: 20.05.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.