Научная статья на тему 'Влияние стратегий и концепций развития организаций на формирование моделей дополнительного архитектурного образования в Европе и Северной Америке'

Влияние стратегий и концепций развития организаций на формирование моделей дополнительного архитектурного образования в Европе и Северной Америке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / LIFE-LONG ARCHITECTURAL EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION / DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE ORGANIZATIONAL / EDUCATIONAL MODELS / PRE-UNIVERSITY EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий И. В.

Статья посвящена изучению взаимосвязи между стратегиями развития образовательных, научно-производственных и культурных организаций, имеющих в своем составе отделы дополнительного образования, и моделями дополнительного архитектурного образования. А именно, влиянию стратегий на состав субъектов, целей на технологии, формы и содержание дополнительного образования. В начале исследования с помощью сравнительного анализа рейтингов выделяются три группы высших учебных заведений, отличающихся трактовками особенности архитектурной профессии и приоритетами в профессиональном архитектурном образовании. Выделяются модели дополнительного образования архитекторов в многопрофильных университетах, стратегической целью которых является воспитание личного лидерства (тип 1); модели дополнительного архитектурного образования в технологических университетах, преследующих цель повышения уровня знаний в обществе (тип 2); и модель колледжей искусства, основанную на цели повышения уровня культуры в обществе (тип 3). На основании анализа международной практики дополнительного образования архитекторов и других участников архитектурно-градостроительной деятельности были выделены еще четыре типа стратегий, под влиянием которых формируются еще четыре вида моделей дополнительного архитектурного образования. А именно: стратегии развития архитектурных институтов и академий, нацеленные на повышение уровня профессионального мастерства архитекторов (тип 4); стратегии развития творческих союзов и национальных объединений проектировщиков, в которых участвуют структуры дополнительного образования (тип 5). Приоритеты стратегий и роль дополнительного образования в распространении архитектурно-строительных инноваций, созданных в производственных, научных и строительных корпорациях (тип 6). Были выделены приоритеты в стратегиях организаций сферы искусства и культуры (музеев, выставочных залов и т. п.), располагающих уникальными средствами образования собраниями и коллекциями, и использующие их в дополнительном архитектурном образовании (тип 7). Были сделаны выводы об уникальных коммуникативных качествах дополнительного образования, обеспечивающих апробацию, обмен и создание новых знаний в архитектуре в процессе взаимодействия архитекторов с представителями других профессий и социально-активных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE DEVELOPMENT STRATEGIES AND CONCEPTS OF THE ORGANIZATIONS ON THE FORMATION OF THE SUPPLEMENTARY ARCHITECTURAL EDUCATIONS MODELS IN EUROPE AND NORTH AMERICA

The article is devoted to the study of the relationship between the development strategies of educational, scientific-industrial and cultural organizations, which include departments of supplementary education and models of supplementary architectural education. Including its goals, subjects, technologies, forms and content. At the beginning of the study, three groups of institutions of higher learning are identified by means of a comparative rating analysis, characterized by their architectural and architectural training priorities. Models are being created for multidisciplinary universities that promote personal leadership (type 1); the idea of raising the level of knowledge in the society characteristic of technology universities (type 2); the strategy of art colleges based on the goal of raising the level of culture in society (type 3). In view of international practice, supplementary education for architects and other urban stakeholders was provided for four other types of modeling. Strategies for the development of architectural institutes and academies, which aim to improve the professional skills of architects (type 4); strategies for the development of creative unions and national associations of designers in which complementary education structures are involved (type 5). Priorities of strategies and the role of complementary education in spreading architectural building innovations rewarded in production, science and construction corporations (type 6). Priorities were identified in the strategies of the Ai cultural arts organizations (museums, exhibition halls, etc.), which have unique educational facilities collections and collections and use them in additional architectural education (type 7). Conclusions were drawn on the unique communicative qualities of supplementary education, allowing for the validation, exchange and creation of a new knowledge in the architecture through interaction of architects with other professions and society.

Текст научной работы на тему «Влияние стратегий и концепций развития организаций на формирование моделей дополнительного архитектурного образования в Европе и Северной Америке»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 37.072 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10003

Влияние стратегий и концепций развития организаций на формирование моделей дополнительного архитектурного образования в Европе и Северной Америке

Статья посвящена изучению взаимосвязи между стратегиями развития образовательных, научно-производственных и культурных организаций, имеющих в своем составе отделы дополнительного образования, и моделями дополнительного архитектурного образования. А именно, влиянию стратегий на состав субъектов, целей — на технологии, формы и содержание дополнительного образования. В начале исследования с помощью сравнительного анализа рейтингов выделяются три группы высших учебных заведений, отличающихся трактовками особенности архитектурной профессии и приоритетами в профессиональном архитектурном образовании. Выделяются модели дополнительного образования архитекторов в многопрофильных университетах, стратегической целью которых является воспитание личного лидерства (тип 1); модели дополнительного архитектурного образования в технологических университетах, преследующих цель повышения уровня знаний в обществе (тип 2); и модель колледжей искусства, основанную на цели повышения уровня культуры в обществе (тип 3).

На основании анализа международной практики дополнительного образования архитекторов и других участников архитектурно-градостроительной деятельности были выделены еще

И.В. Топчий

Кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (государственная академия)

E-mail: [email protected]

Irina V. Topchiy

PhD (Architecture), Director of the preparatory courses, Moscow Architectural Institute (State Academy), Russia

Как цитировать статью: Топчий И. В. Влияние стратегий и концепций развития организаций на формирование моделей дополнительного архитектурного образования в Европе и Северной Америке // Ценности и смыслы. 2020. № 1 (65). С. 41-59.

четыре типа стратегий, под влиянием которых формируются еще четыре вида моделей дополнительного архитектурного образования. А именно: стратегии развития архитектурных институтов и академий, нацеленные на повышение уровня профессионального мастерства архитекторов (тип 4); стратегии развития творческих союзов и национальных объединений проектировщиков, в которых участвуют структуры дополнительного образования (тип 5). Приоритеты стратегий и роль дополнительного образования в распространении архитектурно-строительных инноваций, созданных в производственных, научных и строительных корпорациях (тип 6). Были выделены приоритеты в стратегиях организаций сферы искусства и культуры (музеев, выставочных залов и т. п.), располагающих уникальными средствами образования — собраниями и коллекциями, и использующие их в дополнительном архитектурном образовании (тип 7).

Были сделаны выводы об уникальных коммуникативных качествах дополнительного образования, обеспечивающих апробацию, обмен и создание новых знаний в архитектуре в процессе взаимодействия архитекторов с представителями других профессий и социально-активных граждан.

Ключевые слова: непрерывное архитектурное образование, дополнительное образование, стратегии развития организаций, модели образования, довузовское образование, профессиональное развитие.

Введение

Интерес к изучению зарубежного опыта в дополнительном архитектурном образовании продиктован непрерывными изменениями рынка труда. Страны Западной Европы и Северной Америки раньше России столкнулись с активными миграционными процессами, урбанизацией и деурбанизацией, проблемами культурного развития, другими проблемами и явлениями, способствовавшими появлению новых отделов и организаций дополнительного образования [4]. Еще одной очевидной причиной является появление большого числа технологических, экологических и социальных новшеств в архитектурно-строительной сфере, которые нуждаются в отборе, апробации и внедрении в практику. Третьей причиной является специфика труда архитектора, ее творческий характер и наличие большой конкуренции среди архитекторов-практиков [12]. Экономически развитые страны мира раньше других столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к организации системы образования, а их ведущие университеты вынуждены были создавать новые стратегии развития, обеспечивающие их конкурентоспособность

и охватывающие работу всех школ и отделов.

Актуальность изучения зарубежного опыта в организации дополнительного образования подтверждается и признанным авторитетом зарубежных университетов и школ архитектуры, многообразием социальных, экономических и географических условий, в которых они находятся.

Целью настоящей статьи является изучение зависимости моделей дополнительного архитектурного образования в ведущих зарубежных организациях сферы образования, промышленности и культуры, от их стратегий.

Слово «дополнительный» является производным от «дополнение» или «дополнить». Очевидно, что существует некое основное действие или объект, которые нуждаются в дополнении, и оно (он) были ранее сделаны, изучены или получены [2; 5]. Поэтому дополнительное образование необходимо рассматривать в связи с основными формами и видами образования, а также направлениями деятельности основных образовательных структур.

Изучению стратегии развития профессиональных учебных заведений в контексте обеспечения качества образования посвящены работы А. А. Безносюка, И. И. Левина и других исследователей, в результате изучения которых были определены особенности развития школ профессионального образования в соответствии с образовательными парадигмами всех этапов непрерывного образования и обоснована важность профессиональной ориентации в вузах.

Исследованию процессов, происходящих в структурах дополнительного образования в разных направлениях профессионального образования в постиндустриальную эпоху, посвящены работы Р. Н. Зайниева (математическое образование), Н. Ш. Михтаховой, А. Н. Кушнаревой (изучение русского языка как иностранного), Н. И. Николаевой (физическая культура), А. В. Смирнова (музыкальные занятия), А. Н. Соловьева (инженерное образование) и другие. Была выявлена зависимость между ранним развитием природных интеллектуальных и физических способностей и успешным освоением программ профессионального образования.

Стратегия развития дополнительного образования в условиях непрерывной подготовки специалистов была разработана в работах С. Я. Батышева, С. А. Ефимовой, С. В. Ивановой, М. В. Кларина, Т. Ю. Ломакиной, А. М. Новикова, Г. Г. Никитина, В. Н. Просвиркина, Т. Ю. Цибизовой, М. С. Чвановой, Ю. В. Шленова и других российских

и зарубежных ученых. Были сформулированы теоретические принципы развития системы дополнительного образования в нашей стране, условия интеграции ее в систему непрерывного образования России и международное образовательное пространство [1; 7; 9].

Художественно-визуализационные, композиционные, семантические и духовные компоненты содержания дополнительного образования в сфере архитектуры и искусства изучались в работах О. Н. Ващенко, Г. Ф. Карповой, Л. А. Кольстет, Б. М. Неменского, Н. Ф. Метленкова, А. В. Степанова, И. В. Топчий, Б. П. Юсова и других авторов. Были выявлены общие компоненты содержания, на которых строится профессиональное образование в области пластических искусств. Были предложены новые методы и методики развития креативных и художественных способностей детей, навыков моделирования и конструирования, востребованных в профессиональном обучении пластическим искусствам и создающих условия для более эффективного освоения программ профессионального образования.

При этом не была исследована роль дополнительного образования, в том числе архитектурного, в реализации стратегий развития ведущих университетов, школ архитектуры и других организаций, в которых функционируют отделы дополнительного архитектурного образования. Тогда как учет единых стратегий организаций необходим для выявления и учета интересов объектов образования, внедрения разработанных методов и методик в практику.

Методология и методы исследования

В первую очередь определим границы исследования. Для этого используем метод системного анализа и аксиоматическое утверждение о важности изучения опыта наиболее эффективно действующих образовательных структур. Для ограничения круга изучаемых объектов и их классификации используем метод сравнительного анализа результатов популярных рейтингов университетов. После чего выявим их различия в понимании архитектуры, изучим стратегии развития и найдем в них различия. Далее определим место и цели дополнительного архитектурного образования в реализации заявленных стратегий, выявив характерные черты, составим их модели.

Полнота и достоверность настоящего исследования достигается за счет обоснованности принципов отбора. Ограничение числа объектов

исследования — организаций профессионального образования, в которых существуют отделы дополнительного архитектурного образования, осуществляется по принципу различий в восприятии роли архитектуры в обществе и методов подготовки архитекторов. Наряду с профессиональными учебными заведениями в отборе задействованы и другие организации, участвующие в архитектурно-строительной деятельности и заинтересованные в развитии дополнительного архитектурного образования. К ним относятся научно-производственные и строительные организации, разрабатывающие новые технологии проектирования и строительства, строительные материалы и конструкции и получающие коммерческую выгоду от внедрения инноваций в практику. Проектные организации, объединения, творческие союзы архитекторов, чьи стратегии подразумевают задачи повышения профессионального мастерства архитекторов и распространение лучших проектных практик. Организации сферы искусства, культуры и общественные организации, рассматривающие архитектуру как часть мировой и национальной культуры.

Следует отметить наличие факторов, ограничивающих достоверность рейтингов для выявления наиболее эффективно работающих высших учебных заведений. К ним относятся:

- зависимость рейтинговых оценок от степени включенности в международное образовательное пространство, наличия профессиональных и общественных коммуникаций, умения популяризировать результаты своей деятельности, которыми обладают ведущие университеты англоязычных стран с многолетней историей [8];

- крупные многопрофильные университеты имеют преимущество перед новыми университетами и специализированными академиями за счет большой численности преподавателей и ученых, хорошей оснащенности научных лабораторий и поддержки массовых средств информации [3; 11];

- приоритетное право попадания в верхние строчки рейтингов имеют архитектурные школы и университеты англоязычных стран (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Сингапура и Гонконга), обладающие массовыми вербальными профессиональными коммуникациями на английском языке [6];

- для архитекторов, работающих в русле национальных культурных традиций, участие в единых международных рейтингах выглядит некорректным [10].

Результаты исследования

Выделение наиболее эффективных и популярных университетов зарубежных стран осуществляется при помощи сравнительного анализа рейтингов национальных систем высшего образования и высших школ архитектуры. Сравнивая рейтинги университетов и высших школ архитектуры, составленные журналами The Times, Domus, Designlntelligence и Центром архитектурной социологии Гарри Стивена (2009-2014 гг.), находим несколько групп университетов, отличающихся своей профессиональной направленностью и стратегией.

Несмотря на большую субъективность оценок, их зависимость от общественного мнения и фокусировку на англоязычном мире, круг лучших архитектурных школ относительно невелик. Можно выделить четыре типа стратегий развития архитектурных школ в высших учебных заведениях зарубежных стран.

Первый тип (первая модель) дополнительного архитектурного образования характерен для архитектурных школ многопрофильных университетов, таких как Кембридж (Великобритания), Гарвард (США) и Университет Пенсильвании (США), являющихся ведущими национальными центрами профессионального образования. В их стратегиях приоритетным является воспитание лидеров.

Очевидно, что лидерство предполагает установку наивысших требований к профессионализму, уровню подготовки студентов и членов академического сообщества. И дополнительное образование способствует развитию индивидуальных способностей студентов, помогая им получить конкурентные преимущества в профессиональном обучении и научных исследованиях, а также готовит к переходу на следующую ступень образования. В данной модели целевой аудиторией являются представители только академического социума. Наполнение новыми знаниями программ дополнительного образования происходит за счет результатов научной и практической деятельности всех школ и отделов университета (Рис. 1).

Характеристики модели 1:

- сосредоточенность на задачах повышения интеллектуального потенциала собственного академического сообщества, охват всех групп, участвующих в образовании;

- наличие профессиональных коммуникаций с организациями-партнерами, перенос в них публичных функций;

междисциплинарность содержания, обмен знаниями между школами и факультетами;

замкнутость интеллектуального обмена внутри университета, использование в дополнительном образовании результатов интеллектуальной деятельности, полученных в научных и академических отделах университетов.

Рисунок 1. Модель дополнительного и дополнительного архитектурного образования в многопрофильных профильных университетах, нацеленных на поддержку личного лидерства

Второй тип (вторая модель) дополнительного архитектурного образования характерен для ведущих технологических университетов. Например, Миланского Политеха (Италия), Массачусетского технологического института (США), Дельфтского технического университета (Нидерланды) и других, в состав которых входят школы архитектуры. Университеты осознанно поддерживают командный дух сотрудничества между факультетами. Командный дух технологических университетов демонстрирует

лозунг Массачусетского технологического института «Одно сообщество — вместе на службе» (англ. «One community together in service»).

Технологические университеты своей стратегической целью считают содействие в распространении знаний в обществе. Использование технологических инноваций, а именно цифровых систем и образовательных платформ, созданных в них, позволяет реализовать стратегию в формах открытого образования. Открытые системы делают доступными профессиональные знания для всех, кто интересуется инновациями: для студентов университетов, практиков, представителей смежных специальностей, ученых всего мира и всех заинтересованных лиц, независимо от места проживания и уровня образования.

Логика развития открытых образовательных систем привела к их использованию в сочетании с очными и дистанционными формами (Рис. 2).

Рисунок 2. Модель дополнительного и дополнительного архитектурного образования в ведущих технологических университетах

Преимуществом технологических университетов в использовании информационных технологий является возможность постоянного их

совершенствования своими силами, поскольку покупка чужих разработок увеличивает затраты на поддержание систем открытого и дистанционного образования. Из-за высокой стоимости и сложности окупаемости системы открытого образования используют, как и другие средства массовой информации, для популяризации университета, продвижения учебных программ и распространения информации о преподавателях и студентах.

Характеристики второй модели дополнительного архитектурного образования:

- использование в методах дополнительного образования информационных технологий, являющихся посредниками между университетом и обучающимися;

- ориентация на широкую целевую аудиторию, находящуюся как внутри, так и за пределами академического сообщества;

- увеличение эффективности использования открытого дополнительного образования, созданного в технологических университетах, в сочетании с другими формами дополнительного образования (очного, дистанционного, неформального);

- высокие затраты на создание и поддержание цифрового контента и образовательных платформ, используемых в цифровом дополнительном образовании технологических университетов.

Третий тип (третья модель) дополнительного архитектурного образования характерен для колледжей искусств в Глазго и Эдинбурге (Великобритания), Купер Юнион (Нью-Йорк, США), École nationale supérieure des arts appliqués et des métiers d'art (Париж, Франция) и других. В колледжах искусств архитектура воспринимается как художественная специальность и подпитывается междисциплинарными художественными знаниями от других видов пластических искусств: живописи, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного творчества, фотографии, цифровых искусств. В стратегиях колледжей искусств приоритетной является задача повышения уровня культуры в обществе, что возможно реализовать только при наличии развитых общественных коммуникаций (Рис. 3).

Задачу создания коммуникаций между колледжем искусств и обществом в первую очередь решают курсы по всем видам искусства для детей и взрослых, которые помогают выявить одаренных от природы людей и помочь им в поступлении в колледж.

Рисунок 3. Модель дополнительного и дополнительного архитектурного образования в колледжах искусств

Колледжи искусств широко используют неформальные виды дополнительного образования для демонстрации, обсуждения и оценки работ студентов колледжа и обучающихся на курсах дополнительного образования. В программах профессионального образования колледжей искусств существует теоретический курс по обучению вербальным коммуникациям и методам ведения критических дискуссий. Этот курс является общим для студентов всех факультетов, что для приглашенных участников дискуссий, в том числе, представителей городской администрации, архитектурных критиков, художников и других социальных групп города, является неформальным дополнительным архитектурно-художественным образованием.

Благодаря наличию развитых общественных коммуникаций и социальной ориентированности образования колледжи искусств участвуют в региональных и муниципальных социальных программах, в социальных

программах по привлечению талантливых подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей к художественно-предметному творчеству.

Характеристики модели дополнительного архитектурного образования колледжей искусств:

- художественная, междисциплинарная направленность;

- вовлечение в творческие коммуникации с профессиональным образованием представителей разных социальных групп;

- участие в поиске новых художественных стилей и средств выразительности в архитектуре и искусстве;

- участие в социальных программах, инициированных региональными и местными властями, поддерживаемых меценатами и спонсорами;

- создание широкой палитры неформальных видов дополнительного образования (выставок, публичных дискуссий, презентаций проектов, конкурсов, фестивалей), помогающих студентам архитектурных и художественных факультетов развить коммуникативные компетенции.

Четвертый тип (четвертая модель) стратегий развития дополнительного архитектурного образования отличает архитектурные академии и учебные институты архитектуры, такие как Архитектурная академия в Лондоне и Московский архитектурный институт (государственная академия). Стратегии развития архитектурных академий сосредоточены на профессиональном развитии только представителей профессионального архитектурного сообщества. И дополнительное образование имеет только одну целевую аудиторию — архитекторов. Содержание модели четвертого типа отражает задачи профессионального развития на разных этапах формирования творческого мастерства: от подготовки абитуриентов к поступлению до профессионального развития студентов и подготовки к лицензированию архитекторов-практиков (Рис. 4).

Характеристики четвертой модели дополнительного архитектурного образования:

- целевая аудитория — представители архитектурного сообщества, включая потенциальных абитуриентов профессиональных школ архитектуры;

- создание программ дополнительного профессионального архитектурного образования осуществляется максимально высококвалифицированными кадрами — практикующими архитекторами,

которые также являются и экспертами, оценивающими уровень компетенции других архитекторов.

Рисунок 4. Модель дополнительного архитектурно-художественного образования в архитектурных академиях

Пятый тип (пятая модель) дополнительного архитектурного образования имеет много общего с четвертой и участвует в стратегии совершенствования профессионального мастерства архитекторов в национальных творческих союзах и институтах архитектуры. Увеличение численного охвата достигается за счет включения в состав целевых аудиторий всех участников проектного процесса — архитекторов, инженеров, технологов и т.д. Содержание программ дополнительного профессионального образования имеет междисциплинарный характер.

Как и архитектурные академии, союзы архитекторов заинтересованы в росте профессионального мастерства своих представителей, и их стратегии нацелены на повышение профессионального мастерства практикующих архитекторов и их будущих преемников. Основными формами дополнительного архитектурного образования в настоящий момент являются архитектурно-художественные студии для детей и курсы повышения профессиональной квалификации для архитекторов, которые готовят к сдаче экзамена и получению сертификата на проектную деятельность.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ АРХИТЕКТОРОВ

ТИП 4

АРХИТЕКТУРНЫЕ АКАДЕМИИ

Прогрессивный опыт показывает, что следующим шагом является повышение квалификации всех сотрудников проектных организаций, а не только архитекторов, переходом от сертификации архитекторов к сертификации архитектурных бюро. Такой опыт существует в Японском институте архитекторов (англ. The Japan Institute of Architects (JIA)), который в 2015 году объединился с Единой ассоциацией строителей Японии, представителями крупных производителей строительных материалов, Союзом юристов Японии, Советом по жилищной политике и другими общественными организациями. Был создан конгломерат, объединивший высококвалифицированных экспертов из разных областей архитектуры и строительства, которые выделяют наиболее значимые строительные инновации, разрабатывают программы повышения квалификации и следят за регулярностью повышения квалификации всех проектных компаний страны (Рис. 5).

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА АРХИТЕКТОРОВ

ТИП 5

ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ АРХИТЕКТОРОВ

Рисунок 5. Модель дополнительного архитектурного образования в творческих объединениях архитекторов

Характеристики пятой модели:

- охватывает представителей профессионального архитектурного сообщества и других участников проектного процесса;

- осуществляет управление национальным профессиональным архитектурным сообществом;

- содержание обучения носит междисциплинарный характер.

Шестой тип (шестая модель) характеризует работу отделов дополнительного архитектурного образования проектно-строительных и научно-исследовательских корпораций. Их стратегии нацелены на получение прибыли от научной и производственной деятельности. Созданные в них отделы дополнительного образования участвуют в апробации инноваций и внедрении их в проектно-строительную практику, тем самым участвуют в реализации заявленной стратегии. Примерами корпораций, создавших международную сеть центров дополнительного образования для архитекторов и других участников архитектурно-строительной деятельности, являются: международная компания Autodesk — крупнейший производитель программного обеспечения для проектирования и строительства; международный холдинг по производству офисной мебели и аксессуаров VITRA; корпорация по производству осветительных приборов Akari Lighting and Technology Corporation. Иногда целью стратегического развития декларируется получение дохода от инноваций, но это также подразумевает процесс распространения и внедрения инноваций в практику. Целевые аудитории дополнительного образования в шестой модели определяются на основании состава участников архитектурно-строительной деятельности, заинтересованных в использовании инноваций (Рис. 6).

Рисунок 6. Модель дополнительного архитектурного образования в научно-производственных и строительных корпорациях

Характеристики шестой модели:

- массовость участников и широкий географический охват;

- охватывает полный цикл проектирования и всех участников архитектурно-градостроительной деятельности;

- обладает высокоинтеллектуальными ресурсами, используемыми для оценки современных требований к уровню профессионального мастерства архитекторов и созданию образовательного контента.

Седьмой тип (седьмая модель) дополнительного архитектурного образования основывается на свойстве архитектуры как части мировой и национальной культуры и отвечает стратегиям организаций сферы культуры и искусства. Поддерживается интересом разных социальных групп общества к саморазвитию. К числу организаций сферы культуры и искусства относятся архитектурные музеи, архивы выдающихся архитекторов, коллекции архитектурных фотографий и чертежей. Данные организации располагают уникальными средствами профессионального образования — коллекциями артефактов, имеют партнерские отношения с университетами. Подобные объединения существуют в известных университетах и архитектурных школах мира. Гарвардский университет сотрудничает с тремя художественными музеями Гарварда (Fogg Museum, Busch-Reisinger Museum и Arthur M. Sackler Museum). Колумбийский университет в Нью-Йорке проводит лекции в Музее современного искусства США (МОМА) и сотрудничает с Фондом Фрэнка Ллойда Райта. Университет Кембридж имеет партнерские договоры с музеями города Кембриджа. Парижская школа архитектуры Шайо работает совместно с Архитектурным музеем Парижа (Cité de l'Architecture et du Patrimoine). Выполняя свою культурную миссию, музеи способствуют взаимопроникновению представлений об архитектуре и искусстве, существующих у разных социальных групп. Тем самым помогая взаимопониманию архитекторов с другими социальными группами, которое достигается в процессе публичных лекций, конкурсов, выставок, воркшопов в музеях. И представляют собой формальные и неформальные виды дополнительного образования. В процессе совместной деятельности создаются творческие сообщества, объединяющие представителей разных возрастов и профессий (Рис. 7) [9].

Характеристики седьмой модели:

- использование уникальных художественных собраний и коллекций в качестве средств профессионального и дополнительного образо-

вания в программах профессионального и дополнительного архитектурно-художественного образования;

охват широкой аудитории, включающей представителей разных социальных групп, объединенных интересом к изучению архитектуры, в том числе архитекторов, художников, критиков, студентов архитектурных факультетов, детей и взрослых; дополнительное архитектурно-художественное образование участвует в создании интеллектуальных коммуникаций между организациями сферы образования и культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 7. Модель дополнительного архитектурного образования в организациях сферы искусства и культуры

Выводы исследования

Модели дополнительного архитектурного образования формируются на основании целей, содержащихся в стратегиях образовательных, научно-производственных и проектно-строительных организаций, организаций сферы искусства и культуры.

Различия в моделях дополнительного архитектурного образования основываются на многообразии аспектов архитектурного творчества, его общественно-организационной, экологической, инженерно-технической, художественно-эстетической, культурно-воспитательной значимости.

В зависимости от приоритетов стратегий организаций профессионального образования первостепенным для отделов дополнительного архитектурного образования является поддержка личного лидерства (тип 1), распространение знаний об архитектуре в обществе (тип 2), поиск новых художественно-стилистических направлений в архитектуре и искусстве (тип 3).

Национальные и региональные творческие союзы и институты архитектуры с помощью дополнительного архитектурного образования обеспечивают заявленную в стратегии развития цель — повышение профессионального мастерства архитекторов (тип 4) и повышение уровня профессионализма проектных бюро (тип 5).

Строительные и научно-производственные корпорации, нацеленные на получение прибыли, используют дополнительное образование для апробации и внедрения своих разработок в архитектурно-строительное проектирование и строительство (тип 6).

Организации сферы культуры используют формальное и неформальное дополнительное архитектурное образование для создания творческих коммуникаций и заявленной стратегической цели — повышения уровня культуры в обществе (тип 7).

Литература

1. Ломакина Т. Ю. Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). C. 69-77.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=7015 (дата обращения: 11.02.2020).

3. Рейтинг университетов THE (Times Higher Education) [Электронный ресурс] . URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/ worldranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 12.01.2020).

4. Топчий И. В. Сценарии развития архитектурного образования с использованием существующих и потенциальных ресурсов в университетах США // Архитектурное интерпространство XXI века: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы науч.-метод. конф. 25-26 сентября 2013 г. С-Пб., 2013. C. 202-205.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=13785 (дата обращения: 11.02.2020).

6. Центр архитектурной социологии Г. Стивенса [Электронный ресурс]. URL: http://www.archsoc.com/kcas/researchschool.html (дата обращения: 12.01.2020).

7. Шленов Ю. В., Бетин О. И., Юрьев В. М. и др. Концепция развития системы непрерывного образования России // Гаудеамус. 2004. № 1 (5). С. 5-22.

8. America's Top Ranked Architecture & Design Schools from DesignIntelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://www.di-rankings.com/ (дата обращения: 12.01.2020).

9. Ivanova S. V. Humanization as a way to improve the quality of education in the new conditions // AD ALTA Journal of Interdisciplinary Research. 2019. 09/01-VI. Р. 6-9.

10. Stott R. Europe's Top 100 Schools of Architecture and Design // ArchDaily. 10.01.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/465420/europe-s-top-100-schools-of-architecture-and-design/ ISSN0719-8884 (дата обращения: 11.02.2020).

11. The future of education and skills. Education 2030 // OECD [Электронный ресурс]. ULR: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20 (05.042018).pdf (дата обращения: 12.12.19).

12. Topchiy I. Career guidance for the stable professional development of architects // WIT PRESS. Conference papers. Sustainable Development and Planning 2017. 27-29 June 2017, Bristol, UK. P. 598-606.

13.

IMPACT OF THE DEVELOPMENT STRATEGIES AND CONCEPTS OF THE ORGANIZATIONS ON THE FORMATION OF THE SUPPLEMENTARY ARCHITECTURAL EDUCATION S MODELS IN EUROPE AND NORTH AMERICA

The article is devoted to the study of the relationship between the development strategies of educational, scientific-industrial and cultural organizations, which include departments of supplementary education and models of supplementary architectural education. Including its goals, subjects, technologies, forms and content.

At the beginning of the study, three groups of institutions of higher learning are identified by means of a comparative rating analysis, characterized by their architectural and architectural training priorities. Models are being created for multidisciplinary universities that promote personal leadership (type 1); the idea of raising the level of knowledge in the society characteristic of technology universities (type 2); the strategy of art colleges based on the goal of raising the level of culture in society (type 3).

In view of international practice, supplementary education for architects and other urban stakeholders was provided for four other types of modeling. Strategies for the development of architectural institutes and academies, which aim to improve the professional skills of architects (type 4); strategies for the development of creative unions and national associations of designers in which complementary education structures are involved (type 5). Priorities of strategies and the role of complementary education in spreading architectural — building innovations rewarded in production, science and construction corporations (type 6). Priorities were identified in the strategies of the Ai cultural arts organizations (museums, exhibition halls, etc.), which have unique educational facilities — collections and collections and use them in additional architectural education (type 7).

Conclusions were drawn on the unique communicative qualities of supplementary education, allowing for the validation, exchange and creation of a new knowledge in the architecture through interaction of architects with other professions and society.

Keywords: life-long architectural education, supplementary education, development strategies of the organizational, educational models, pre-university education, professional development, educational management.

References

• America's Top Ranked Architecture & Design Schools from Designlntelligence. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.di-rankings.com/ (data obrashcheniya: 12.01.2020).

• Centr arhitekturnoj sociologii G. Stivensa [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.arch-soc.com/kcas/researchschool.html (data obrashcheniya: 12.01.2020). [In Rus].

• Ivanova S. V. Humanization as a way to improve the quality of education in the new conditions // AD ALTA Journal of Interdisciplinary Research. 2019. 09/01-VI. R. 6-9.

• Lomakina T. Yu. Konceptual'nye podhody formirovaniya obrazovatel'noj traektorii li-chnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika. 2013. № 6 (15). C. 69-77. [In Rus].

• Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: https://slovaro-zhegova.ru/word.php?wordid=7015 (data obrashcheniya: 11.02.2020). [In Rus].

• Rejting universitetov THE (Times Higher Education) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/worldrank-ing#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (data obrashcheniya: 12.01.2020). [In Rus].

• Shlenov Yu. V., Betin O. I., Yur'ev V. M. i dr. Koncepciya razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya Rossii // Gaudeamus. 2004. № 1 (5). S. 5-22. [In Rus].

• Stott R. Europe's Top 100 Schools of Architecture and Design // ArchDaily. 10.01.2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.archdaily.com/465420/europe-s-top-100-schools-of-architecture-and-design/ ISSN0719-8884 (data obrashcheniya: 11.02.2020).

• The future of education and skills. Education 2030 // OECD [Elektronnyj resurs]. ULR: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20 (05.042018). pdf (data obrashcheniya: 12.12.19).

• Topchiy I. Career guidance for the stable professional development of architects // WIT PRESS. Conference papers. Sustainable Development and Planning 2017. 27-29 June 2017, Bristol, UK. P. 598-606.

• Topchij I. V. Scenarii razvitiya arhitekturnogo obrazovaniya s ispol'zovaniem sushchest-vuyushchih i potencial'nyh resursov v universitetah SShA // Arhitekturnoe interpros-transtvo XXI veka: opyt, problemy, perspektivy: mat-ly nauch.-metod. konf. 25-26 senty-abrya 2013 g. S-Pb., 2013. C. 202-205. [In Rus].

• Ushakov D. N. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: https://usha-kovdictionary.ru/word.php?wordid=13785 (data obrashcheniya: 11.02.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.