Научная статья на тему 'Истоки историко-культурной традиции формирования творческого мышления и профессиональной культуры специалистов архитектурно-строительного вуза, на примере КГАСУ'

Истоки историко-культурной традиции формирования творческого мышления и профессиональной культуры специалистов архитектурно-строительного вуза, на примере КГАСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL TRADITION / PROFESSIONAL CULTURE / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мубаракшина Ф.Д.

В статье приводятся исторические сведения и даты касающиеся формирования, становления и развития казанского высшего архитектурно-строительного образования в стенах современного архитектурно-строительного университета. Материалы статьи содержат информацию о наиболее важных организаторах, оказавших существенное влияние на процесс становления образовательного процесса. В статье раскрываются некоторые особенности формирования творческого мышления и профессиональной культуры студентов благодаря работе архитекторов-педагогов В.В. Егерева, П.М. Дульского, архитекторов-практиков И.Г. Гайнутдинова, А.Г. Бикчентаева и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origins of the historical and cultural tradition in creative thinking and professional culture formation of Architecture and Construction University specialists as an example KSUAE

Basics Kazan Architecture and Construction Education were laid in the XIX century: the United Industrial School, which prepared the students for construction works, was established in 1890. In 1919 Kazan Industrial, Economic and Arts College was renamed the Polytechnic Institute. In 1933 an attempt to discover the architectural profession was made. The prominent Leningrad architects and local specialists in architecture were invited to the department of architecture, new specialized departments were opened. In 1957 the Institute was named «Kazan Civil Engineering Institute». Architects training in KISI was permitted in 1966. In 1971 we got the first graduates of the Faculty of Architecture and Construction. Formation of creative thinking and high professional culture of architects and engineers has been made possible thanks to the work of unique teachers V.V. Egereva, P.M. Dulskiy, practicing architects I.G. Gainutdinov, A.G. Bikchentaev and others. Department of «Architecture» became a universal scientific and methodological base, where the traditions of civil engineers architectural training and methods of architects constructive training were laid down.

Текст научной работы на тему «Истоки историко-культурной традиции формирования творческого мышления и профессиональной культуры специалистов архитектурно-строительного вуза, на примере КГАСУ»

УДК 378.1

Мубаракшина Ф.Д. - кандидат архитектуры, доцент

E-mail: faina. arch@rambler. ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Истоки историко-культурной традиции формирования творческого мышления и профессиональной культуры специалистов архитектурно-строительного вуза, на примере КГАСУ

Аннотация

В статье приводятся исторические сведения и даты касающиеся формирования, становления и развития казанского высшего архитектурно-строительного образования в стенах современного архитектурно-строительного университета.

Материалы статьи содержат информацию о наиболее важных организаторах, оказавших существенное влияние на процесс становления образовательного процесса.

В статье раскрываются некоторые особенности формирования творческого мышления и профессиональной культуры студентов благодаря работе архитекторов-педагогов В.В. Егерева, П.М. Дульского, архитекторов-практиков И.Г. Гайнутдинова, А.Г. Бикчентаева и других.

Ключевые слова: историко-культурная традиция, профессиональная культура, творческое мышление.

Казанская инженерно-архитектурная школа - это своеобразный культурный феномен в структуре современного отечественного высшего профессионального архитектурного образования. Основы того, какой она сформировалось и развивается сегодня, складывались в течение более чем столетнего периода. На протяжении всей истории развития архитектурного образования в Казани, начиная с 1919 по 1927 год, специалисты архитекторы высшей квалификации для нужд архитектурно-строительной отрасли выпускались двумя вузами: Казанским художественно-техническим институтом, который присваивал своим выпускникам квалификацию архитектора-художника, и Казанским политехническим институтом, выпускники которого получали квалификацию инженера-архитектора [1, с. 51]. Основы же профессионального архитектурно-строительного образования в Казани были заложены еще в XIX веке: 14-27 июня 1890 года Указом Александра III было утверждено учредить Соединенное Промышленное училище, в котором предполагалось готовить, в числе других, учеников для организации строительства. Для освоения опыта преподавания технических дисциплин архитектурно-строительного направления несколько человек были делегированы в Европу. В их числе оказались будущий директор училища инженер-технолог Н.Г. Грузов, профессор из Санкт-Петербурга Н.И. Тавилдаров, гражданский инженер Бернгард и другие. Торжественное открытие здания училища состоялось в 1897 году. Учащихся в течение трех лет здесь обучали математике, физике, химии, специальным предметам, необходимым для приобщения к строительному делу. Первый выпуск состоялся в 1902 году, он дал первых 16 гражданских инженеров-строителей. В сентябре 1917 года Казанское Промышленное училище было преобразовано в Политехническое училище в составе 3-х отделений: Химического, Механического и Строительного с правом предоставления выпускникам звания инженера узкой специальности в соответствии с Постановлением Временного Правительства от 30 мая 1917 [2, с. 8]. В ноябре 1918 года предписанием Отдела ВУЗ Народного комиссариата просвещения РСФСР за № 3420 был организован Казанский Промышленный, Экономический и Художественный Техникум. Этот техникум был сформирован посредством объединения четырех учебных заведений: Казанского Политехнического училища, Казанского Художественного училища, Казанского Экономического училища и Виленского Химико-технического училища [2, с. 9]. Это объединение было проведено в связи с перестройкой в стране общей системы народного образования: все средние профессиональные учебные заведения не вошли в

систему народного образования и подлежали преобразованию в высшие учебные заведения. В декабре 1918 года Художественное училище выделилось и было преобразовано в Высшие Художественные Мастерские. История собственно казанского высшего архитектурно-строительного образования начинается именно в 1919 году. Это было время преобразований, охватившее и учебные заведения. Отдел ВУЗов Нарком Просвещения РСФСР выпустил Постановление за № 22 от 2 января 1919 года, в соответствии с которым Казанский Промышленный, Экономический и Художественный Техникум получил новый статус и новое название - Политехнический институт. С 9 января в составе нового института начали работу химический, механический, экономический факультеты. Одновременно с ними в этот же период в Казани впервые появился совмещенный архитектурно-строительный факультет. До этого времени, с 1897 года, архитектурное образование можно было получить в Казанской художественной школе на отделении архитектуры. С 1919 года, с самого начала работы Политехнического института, в его стенах было открыто 14 кафедр, в их числе работавшие наиболее продуктивно кафедра архитектуры, графики, рисования и черчения; кафедра строительных конструкций и мостов; кафедра строительных материалов и другие. Ведущей дисциплиной, которую изучали студенты архитектурных и инженерных специальностей на кафедре архитектуры, графики, рисования и черчения была дисциплина «Архитектура». При том, что обучение основам архитектуры и архитектурных конструкций студентов инженерных специальностей началось значительно раньше, в одно и то же время с формированием строительной школы Казани. Именно в этот период начинается формирование традиций Казанской архитектурной школы и становление методических основ преподавания курса «Архитектуры» студентам архитектурных и инженерных специальностей. На протяжении нескольких последующих лет вуз неоднократно трансформировался, переименовывался. В 1922 году архитектурно-строительный и инженерный факультеты были слиты в единый строительный факультет, который готовил архитекторов и инженеров-строителей широкого профиля [3, с. 18-19]. Далее, в последующие годы еще не раз архитектурная специальность то сливалась со строительной специальностью, то выделялась самостоятельно.

В 1932-33 учебном году была сделана попытка открыть в институте архитектурную специальность. Руководством вуза в январе 1933 года было организовано архитектурно-планировочное отделение. В этот период на кафедру архитектуры привлекаются известные советские архитекторы из Ленинграда, в арсенале которых большой опыт проектной практики и педагогической деятельности, это такие архитекторы как А.А. Заварзин, А.В. Крестин, С.И. Макаров, В.Ф. Шилков, а также свои республиканские кадры - архитектор П.Т. Сперанский, доценты В.П. Попов, А.А. Власов и другие. Известно, что в эти годы при кафедре архитектуры было организовано «Бюро производственных заданий» для студентов и преподавателей вуза. Наиболее способные студенты разрабатывали архитектурные проекты общественных и жилых зданий по реальным заказам городских властей, творческое мышление и профессиональный почерк многих известных архитекторов были сформированы в проектах этого бюро, выполненных под руководством преподавателей. Из стен этого бюро вышли такие известные в последующем архитекторы и будущие преподаватели кафедры архитектуры как Р.М. Муртазин, А.А. Любимов и другие. Через год обучение архитекторов закрыли, студентов перевели на строительное отделение. Но несмотря на это педагогический коллектив кафедры архитектуры старался сохранить формирующиеся традиции казанской архитектурной школы и продолжали развивать методические основы обучению проектированию зданий уже на базе специальности «Промышленное и гражданское строительство», выпуская для архитектурно-строительной отрасли республики прекрасные кадры, высококвалифицированных инженеров широкого профиля с инженерно-архитектурным образованием, способных одновременно решать как инженерные, так и архитектурные задачи. Этому заметно способствовало также и то, что в состав вступительных экзаменов на факультет промышленного и гражданского строительства (ПГС) были включены рисунок и черчение. На этапе дипломного проектирования для студентов ПГС, проявивших творческие способности к архитектуре и художественный вкус, ввели дополнительно архитектурную

специализацию, это позволило выпускникам, с квалификацией инженера-строителя, выполнять работу архитектора-проектировщика. В 1939 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы закрепил название института: Казанский институт инженеров коммунального строительства (КИИКС). Уставом института предусматривалась подготовка инженеров промышленного и гражданского строительства, а также инженеров городских путей сообщения. В 1957 году образовательное учреждение на долгие сорок лет получило свое новое название - Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ). В 1960-е годы КИСИ каждый год выпускал более 300 высококвалифицированных инженеров разного профиля. В 1966 году КИСИ была разрешена подготовка архитекторов. В 1971 году благополучно был произведен первый выпуск специалистов архитектурно-строительного факультета. Этот период известен тем, что факультет подготавливал специалистов как архитектурного, так и инженерного направления, в том числе, и для сельского строительства. Формирование творческого мышления и высокой профессиональной культуры архитекторов и инженеров стало возможным благодаря присутствию и самоотверженной работе в институте плеяды уникальных педагогов и архитекторов, образованнейших специалистов, интеллигентных людей и ярких личностей [1, с. 51-68]. С самого начала в составе кафедры, обучавшей архитектуре, графике, рисованию и черчению работали высококлассные специалисты-профессионалы высокой культуры: П.М. Дульский, В.В. Егерев, П.Т. Сперанский и другие. Также постоянно на кафедру для обучения архитекторов привлекались казанские архитекторы-практики с большим опытом проектной работы: И.Г. Гайнутдинов, А.М. Густов, А.Г. Бикчентаев, А.А. Игламов, Р.М. Муртазин и другие. Если обратиться к персоналиям, то становится совершенно очевидным безусловное влияние и роль не только профессиональных, но и личных качеств преподавателей и архитекторов-педагогов кафедры архитектуры на формирование архитектурной подготовки студентов, включая как развитие профессиональной культуры творческого мышления будущих специалистов архитектурной и инженерной подготовки.

Так, выпускник Казанского политехнического института 1922 года Василий Васильевич Егерев (1886-1956), закончивший специальность «Гражданское зодчество и строительные материалы», получив квалификацию инженера-архитектора, первый заведующий кафедрой архитектуры, доцент, кандидат архитектуры известен одновременно как замечательный педагог, творческая личность, инженер-архитектор, искусствовед, исследователь, знаток и любитель истории местного края [4, 5]. Кроме педагогической деятельности, он в течение многих лет активно занимался научно-исследовательской работой по изучению истории архитектуры Казани, им написано более 35 научных работ, в том числе монография «Казанские архитекторы второй половины XVIII и первой половины XIX вв.». По своей сути эта монография -грандиозная исследовательская работа, включившая результаты многолетних исследований, поисков, архивной работы автора. В.В. Егерев много сделал в целом для выявления памятников архитектуры и культуры, в том числе для поддержания памятников архитектуры Булгар и Свияжска.

Заведующий кафедрой начертательной геометрии и графики, доцент, кандидат искусствоведения, художник Петр Максимилианович Дульский (1879-1956) - один из энтузиастов, всю жизнь занимавшихся эстетическим воспитанием инженеров-строителей [6, 7]. Преподавательская деятельность П.М. Дульского стала значительным вкладом в профессиональное художественное и эстетическое воспитание нескольких поколений студентов. Наряду с педагогической деятельностью П.М. Дульский известен как первый советский искусствовед республики, крупный специалист в области исследования и сохранения памятников архитектуры Казани. Он изучал историю художественной культуры Татарии, им написано более 300 научных работ по искусствоведению. Его работа «Памятники Казанской старины» стала прекрасным образцом для изучения истории русской провинциальной архитектуры. Ему же принадлежит особая заслуга в развитии искусствоведения и музейного дела в Татарстане 1920-1950-х годов. Особое место в творчестве П.М. Дульского, как художника, занимала его работа в области художественного оформления книги. Научно-исследовательская, музейная, издательская и педагогическая деятельность

Дульского П.М. вывела Казань и Татарстан в 1920-е годы в ряд ведущих центров искусствоведения и музейного дела России.

Архитектор-педагог Исмагил Галеевич Гайнутдинов (1908-1977) пришел в вуз как преподаватель архитектурного проектирования из проектной практики [8, 9]. Он в 1930 году закончил КИИКС, получив диплом инженера-строителя, долгое время работал в строительстве. Защитив в 1939 году диссертацию и получив ученую степень кандидата архитектуры, в 1949-1977 годах преподавал в Московском архитектурном институте, одновременно вел исследования в области татарской национальной архитектуры и большую творческую деятельность проектировщика. Гайнутдинов И.Г. - автор таких известных объектов архитектуры Казани, как Оперный театр им. М. Джалиля, Речной вокзал, Клуб меховщиков и других. Примечательно также и то, что именно Гайнутдинов И.Г. - первый архитектор из татар, которому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской и Башкирской АССР. В 1967 году ему присваивается звание профессора архитектуры. В казанском вузе И.Г. Гайнутдинов с воодушевлением занимался педагогической деятельностью, он внёс значительный вклад в организацию в 1966 году архитектурного факультета инженерно-строительного института и в подготовку первых архитектурных кадров в Татарстане, в том числе, также и в традициях московской архитектурной школы.

В 1968 году организована кафедра архитектурного проектирования, архитектор Бикчентаев Ахмет Гадеевич (1911-1985) становится основателем кафедры и первым ее заведующим [10-12]. А.Г. Бикчентаев закончил архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства. Им запроектировано множество учебных зданий для Казани: это и здания КГАСУ, химический корпус КГУ, здание КАИ и другие. Большая заслуга в формировании архитектурного образования и становления казанской архитектурной школы принадлежит лично А.Г. Бикчентаеву. Он как никто другой, осознавал важность профессионального воспитания молодежи, необходимость прививать творческую культуру студентам, что являлось основой его педагогической деятельности. Кроме того, он являл собой прекрасный личный пример воспитанности, интеллигентности, доброжелательного отношения к людям.

Долгое время, задолго до введения новых стандартов высшего профессионального образования ГОС-2 и ФГОС-3, на кафедре «Архитектура» кроме архитекторов успешно обучались также все студенты инженерных специальностей КИСИ: инженеры-строители, инженеры-технологи, инженеры-автодорожники и другие. Все без исключения и достаточно подробно они изучали историю архитектуры, основы архитектуры и архитектурных конструкций. И именно силами педагогического состава кафедры «Архитектура» велось формирование художественно-творческой составляющей профессиональной подготовки инженерных кадров в институте. Студенты-архитекторы также изучали основы архитектуры и архитектурные конструкции гражданских и промышленных зданий, конструировали стены, фундаменты, перекрытия. В 1970-80-е годы наряду со студентами-архитекторами, студенты практически всех не архитектурных специальностей изучали основы рисунка.

С течением времени КИСИ претерпел заметные изменения и в своей структуре, и в профессиональной подготовке кадров. Сейчас это крупный российский и татарстанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), в составе которого функционирует и Институт архитектуры и дизайна (ИАиД). После открытия архитектурной подготовки в вузе в 1966 году кафедра «Архитектура» стала той универсальной научно-методической и профессиональной кадровой базой, из состава которой выделились все действующие в настоящее время кафедры Института архитектуры и дизайна, из них на первых этапах: кафедра начертательной геометрии и графики, кафедра теории и истории архитектуры, кафедра архитектурного проектирования, кафедра систем автоматизированного проектирования. Сегодня Институт архитектуры и дизайна ежегодно обеспечивает успешную защиту дипломных проектов около 200 специалистов, бакалавров и магистров архитектурного, инженерно-архитектурного, градостроительного, дизайнерского, реставрационного направлений.

Сейчас в связи с введением обучения по образовательным стандартам 3-го поколения, существенно сократилось количество часов на освоение архитектурных и

художественных дисциплин будущими бакалаврами инженерных направлений, а также инженерно-конструктивных дисциплин архитекторами. Неизвестно, какие еще виражи претерпит система отечественного образования, но нельзя забывать о том, что традиции архитектурной подготовки инженеров всех направлений для строительства и конструктивной подготовки архитекторов и инженеров-архитекторов были заложены именно на кафедре «Архитектура», родоначальнице архитектурного образования в Казани и Республике Татарстан.

Список библиографических ссылок

1. Кулеев М.Т., Абдюшев А.Я. и др. 50 лет Казанской высшей строительной школы (1919-1969). Исторический очерк // Юбилейный сборник инженерно-строительного института. - Казань: КГАСУ, 1969. - 168 с.

2. Вестник Казанского индустриального техникума повышенного типа. - Казань, Полиграфшкола им. А.В. Луначарского, 1927, № 4-5. - С. 8-10.

3. Зейферт М.Г. Историко-культурные традиции в методике архитектурного образования на инженерных специальностях // Востребованное архитектурно-художественное образование - от искусства до бизнеса: Материалы Международной научной конференции 12-15 ноября 2007 года. - Казань: КГАСУ, 2007.- С.18-19.

4. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=206:2014-02-20-12-12-30&Itemid=3 &option=com_content&view=article (дата обращения: 04.02.2016).

5. URL: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/3574-610 (дата обращения: 06.02.16).

6. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=209:2014-03 -03-07-35-02&Itemid=3&option=com_content&view=article (дата обращения: 06.02.16).

7. URL: http://www.aisica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3 871 :lemnova &catid=434&Itemid=191 (дата обращения: 06.02.16).

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайнутдинов,_Исмагил_Галеевич (дата обращения: 06.02.16).

9. URL: http://www.marhi.ru/kafedra/detail.php?ID=1035 (дата обращения: 06.02.16).

10. URL: http://www.kgasu.ru/sved/structure/iad/ (дата обращения: 08.02.16).

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ансамбль_Казанского_университета (дата обращения: 08.02.16).

12. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=93:2013-06-25-06-07-55&Itemid=3&option=com_content&view=article (дата обращения: 08.02.16).

Mubarakshina F.D. - candidate of architecture, associate professor E-mail: faina. arch@rambler. ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The origins of the historical and cultural tradition in creative thinking and professional culture formation of Architecture and Construction University specialists as an example KSUAЕ

Resume

Basics Kazan Architecture and Construction Education were laid in the XIX century: the United Industrial School, which prepared the students for construction works, was established in 1890.

In 1919 Kazan Industrial, Economic and Arts College was renamed the Polytechnic Institute.

In 1933 an attempt to discover the architectural profession was made. The prominent Leningrad architects and local specialists in architecture were invited to the department of architecture, new specialized departments were opened.

In 1957 the Institute was named «Kazan Civil Engineering Institute». Architects training in KISI was permitted in 1966.

In 1971 we got the first graduates of the Faculty of Architecture and Construction.

Formation of creative thinking and high professional culture of architects and engineers has been made possible thanks to the work of unique teachers V.V. Egereva, P.M. Dulskiy, practicing architects I.G. Gainutdinov, A.G. Bikchentaev and others.

Department of «Architecture» became a universal scientific and methodological base, where the traditions of civil engineers architectural training and methods of architects constructive training were laid down.

Keywords: historical and cultural tradition, professional culture, creative thinking.

Reference list

1. Kuleev M.T., Abdushev A.J. 50 years of the Kazan Higher Engineering School (19191969). Historical Sketch // Anniversary Collection of Civil Engineering Institute. -Kazan: KGASU, 1969. - 168 p.

2. Vestnik Kazanskogo Industrialnogo Technicuma povishennogo tipa. - Kazan, Polygraphshkola im. A.V. Lunacharskogo, 1927, № 4-5. - Р. 8-10.

3. Seifert M.G. Historical and cultural traditions in the methodology of architectural education in the engineering professions // Demanded architectural and artistic education - from art to business: Materials of the International Scientific Conference on November 12-15, 2007. - Kazan: KGASU, 2007. - P. 18-19.

4. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=206:2014-

02-20-12-12-30&Itemid=3 &option=com_content&view=article (reference date: 04.02.2016).

5. URL: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/3574-610 (reference date: 06.02.2016).

6. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=209:2014-

03-03-07-35-02&Itemid=3&option=com_content&view=article (reference date: 06.02.2016).

7. URL: http://www.aisica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3 871 :lemnova &catid=434&Itemid=191 (reference date: 6.02.2016).

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/raHHYTjHHOB,_HcMarHn_ra^eeBHq (reference date: 06.02.2016).

9. URL: http://www.marhi.ru/kafedra/detail.php?ID=1035 (reference date: 06.02.2016).

10. URL: http://www.kgasu.ru/sved/structure/iad/ (reference date: 08.02.2016).

11. URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/AHcaM6nb_Ka3aHCKoro_yHHBepcHTeTa (reference date: 08.02.16).

12. URL: http://museum.kgasu.ru/index.php?catid=2:2013-02-11-09-00-17&id=93:2013-06-25-06-07-55&Itemid=3&option=com_content&view=article (reference date: 08.02.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.