Научная статья на тему 'Творческий вклад С. С. Айдарова в исследование национально-региональных традиций'

Творческий вклад С. С. Айдарова в исследование национально-региональных традиций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
879
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE / ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД / CREATIVE CONTRIBUTION / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL REGIONAL TRADITIONS / АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА / ARCHITECTURAL SCHOOL / БУЛГАРО-ТАТАРСКИЕ ТРАДИЦИИ / THE BULGAR-TATAR TRADITIONS / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ARCHITECTURAL HERITAGE / СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / MODERN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айдарова Г. И.

В контексте зарубежного и отечественного опыта исследования традиций и их проявления в современной архитектуре рассматривается деятельность видного российского ученого, архитектора-реставратора, педагога, профессора КГАСУ Сайяра Ситдиковича Айдарова, основателя казанской научно-реставрационной школы, выдающегося общественного деятеля, внесшего значительный вклад в развитие теории и практики сохранения и реставрации архитектурного наследия Татарстана, разработку научных основ булгаро-татарских традиций, их использования в современной архитектуре. Выделены предыстория, основные этапы и подходы мастеров в использовании традиций. Раскрывается творческий метод С.С. Айдарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.S. Aidarov’s creative contribution in the study of national regional traditions

Appeals to national regional traditions periodically arose in architecture of different regions of the world. There have been various manifestations and interpretations of national identity in the theory and practice of the XX century. Empirical search for usage of the traditions in architecture methods came along with the development of different scientific and theoretical foundations. Among foreign theories the concept of K. Tange is highlighted. He regarded the tradition as a catalyst for the creative process, but not as its result. In domestic science the works of Y.S. Yaralov and S.S. Aidarov represent the different direction in understanding of the national traditions. The difference in their concepts is that for one tradition is the mean and for the other the purpose. S.S. Aidarov developed the component structure of the national regional traditions of Tatarstan, incorporating stylistic features of the heritage of various historical periods and cultural sources. He has made the significant investment into the development of the Tatarstan architectural heritage conservation theory and practice, development of Bulgar-Tatar traditions scientific bases, and their use in modern architecture. S.S. Aidarov was the recognized authority in the Russian scientific community, the founder of the Kazan Scientific restoration school and outstanding public figure.

Текст научной работы на тему «Творческий вклад С. С. Айдарова в исследование национально-региональных традиций»

4 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 72(092)

Айдарова Г.Н. - доктор архитектуры, профессор E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Творческий вклад С.С. Айдарова в исследование национально-региональных традиций

Аннотация

В контексте зарубежного и отечественного опыта исследования традиций и их проявления в современной архитектуре рассматривается деятельность видного российского ученого, архитектора-реставратора, педагога, профессора КГАСУ Сайяра Ситдиковича Айдарова, основателя казанской научно-реставрационной школы, выдающегося общественного деятеля, внесшего значительный вклад в развитие теории и практики сохранения и реставрации архитектурного наследия Татарстана, разработку научных основ булгаро-татарских традиций, их использования в современной архитектуре. Выделены предыстория, основные этапы и подходы мастеров в использовании традиций. Раскрывается творческий метод С.С. Айдарова.

Ключевые слова: история и теория архитектуры, творческий вклад, национально-региональные традиции, архитектурная школа, булгаро-татарские традиции, архитектурное наследие, современная архитектура.

Проблемы национальной архитектуры возникают в таких культурно-исторических условиях, когда происходит подъем национального самосознания. Исторический опыт показывает, что это происходило в Греции, Испании, Польше, Болгарии, Финляндии и многих других странах. В XIX веке потребность в возрождении национальных традиций испытывала и Россия. Чтобы оценить вклад С.С. Айдарова в разработку проблемы национально-региональной архитектуры необходимо кратко рассмотреть предисторию и научный контекст, в котором создавались его творческие концепции.

В многонациональной Российской империи процесс возрождения национальных традиций принял особые формы. Началом формирования нового русского стиля в России связано с архитектором К. Тоном и таким знаковым объектом в архитектуре Москвы как Храм Христа Спасителя (арх. К. Тон, 1830 г.). На волне движения почвенников, стоявших за возрождение культурной самобытности России развивался интерес к русской иконописи, народной музыке, народному декоративно-прикладному искусству, архитектурному наследию допетровской Руси. Архитекторы в новых типологических и конструктивных решениях использовали декоративные элементы русского средневековья, готики, кирпичного узорочья XVII века (H.JI. Бенуа, A.M. Горностаев, А.Н. Померанцев, В.А. Гартман, И.П. Ропет и др.).

Теоретические основы русского «стиля» разрабатывали такие архитекторы как Н.В. Султанов, который считал, что «...возрождение русского «стиля» гармонически сочетает в себе ответы на всю совокупность запросов современного общества - материальных и духовных». Плодотворным методом он считал «...соединение принципов рациональности и самобытности» [1, с. 254-255].

В условиях многонационального Среднего Поволжья, где русские составляли 34 % от общего населения, интерес к средневековью был связан не только с русской культурой, но и с открытием средневекового булгаро-татарского наследия, музейным движением за сохранение этнической культуры народов Среднего Поволжья. Наряду с обращением к традициям русского допетровского зодчества в Казанском Поволжье происходили стилистические поиски с использованием наследия булгаро-татарского средневековья. В Казани начало русского стиля так же связано с именем К. Тона. По его проекту в середине XIX века был построен губернаторский дворец в Казанском кремле. Методом эклектики на стилистической основе классицизма и барокко, были использованы элементы русской допетровской архитектуры (закомары).

Важнейшим событием и вехой в архитектуре Казани была экспедиция в средневековый Болгар губернского архитектора Шмита, который впервые в 1827 году сделал натурные обмеры и издал в 1832 году альбом «Архитектурные чертежи развалин Древних Болгар, снятые с натуры архитектором А. Шмитом в 1827 году». Это событие явилось началом стойкого интереса русских архитекторов и татарских заказчиков к булгаро-татарскому наследию и связанных с этим возможностей использования традиций в архитектуре Казани. Архитектор Шмит использовал некоторые стилевые элементы булгарской архитектуры при создании мечети Иске-Таш. Высокий минарет, который он поставил на двускатную крышу мечети, был уже выше минаретов мечетей Марджани и Апанаева, цилиндрический ствол на кубическом основании, пропорции и конусный купол напоминают минареты Булгара. В середине XIX века архитектор К. Ломан в облике Сенной мечети в качестве композиционной доминанты ставит большой наземный минарет над входом в мечеть. В его композиции так же использованы прообразы булгарских минаретов: цилиндрический ствол, конусное завершение.

В эклектичной архитектуре культовых и общественных зданий Казани XIX -начала XX веков широко использовались архитектурные формы и декоративные элементы русского и булгаро-татарского средневековья (железнодорожный вокзал, колокольня Богоявления, Бурнаевская мечеть, Казаковская мечеть). В облике дома Шамиля (архитекторы Г.Б. Руши, Ф.Р. Амлонг) национальный образ достигнут путем использования стилистических элементов европейской готики, ренессанса с некоторыми чертами условно мусульманского стиля.

В XIX веке проблемы национальной самобытности были характерны для многих стран Европы. Исследование теоретических аспектов возрождения и использования традиций были еще в начале пути. Только в 50-х годах XX века происходит значительный сдвиг в отношении историко-теоретических исследований архитектурных традиций. В послевоенной зарубежной архитектуре шли поиски регионального своеобразия. Всеобщее внимание архитектурной общественности вызвали проекты архитекторов неевропейских стран: К. Танге, Л. Коста, О. Нимейера, Ж. Кандилиса, которые удивили мир национально-региональным колоритом зданий, решенных в современных материалах и конструкциях. Таким образом, было открыто новое направление в развитии современного движения, в котором традиции, отрицавшиеся ортодоксальным функционализмом проявляли себя не через эклектичное заимствование элементов исторических стилей, но через концептуальное осмысление новых национально-региональных культурных смыслов и новых технических возможностей.

Так, К. Танге в теории и на практике разработал принципы национальной архитектуры. Его тезис заключается в том, что национальные традиции это неуловимое свойство архитектуры, которое проявляется естественным путем и не терпит насильственного вмешательства. К. Танге считал, что традиция как таковая не может быть превращена в созидательную силу. Он заявлял: «...У меня нет ни малейшего желания, чтобы мои сооружения выглядели традиционными... Традиции принадлежит роль катализатора, который активизирует и стимулирует химическую реакцию, но не присутствует в составе, полученном в результате такой реакции» [2, с. 411].

Как считал A.B. Иконников «В постройках шестидесятых Танге уже не продолжал диалог с традицией... Его произведения теперь узнавались как японские без каких-либо знаков, говорящих о принадлежности традиций [3, с. 183].

К. Танге считал, что традиция не может развивать новый творческий стиль, что она сама по себе не способна проявить творческую силу, наоборот, она всегда рождает тенденцию к упадку, способствуя канонизации форм и копированию образцов. Он утверждал, что традицию надо разрушать, сохраняя в ней лишь ее живую сущность [4, с. 27-28].

В эти же годы в Англии Алисон и Питер Смитсоны сфорулировали принцип необрутализма, в котором выражены, в сущности, национально-региональные основы формирования современной архитектуры: «здесь, сейчас, имеющимися средствами».

В рамках постмодернизма рубежа XX-XXI веков отношение к традиции вылилось в формы нарочитой театральности, игры в историческую декорацию (Ч. Мур).

Теоретические основы радикального эклектизма были сформулированы Р. Вентури и Ч. Дженксом (принцип двойного кодирования).

В республиках СССР как и в других регионах мира во второй половине XX века в рамках профессионального творчества происходило целенаправленное конструирование национально-регионального стиля. Продолжением этого опыта явилось развитие традиций в русле соцреализма (A.B. Щусев, А.И. Таманян, М.А. Усейнов, А.Г. Курдиане и др.). Теоретические основыбыли разработаны выдающимся советским ученым Ю.С. Яраловым. Под национальным он понимал то характерное, что составляет своеобразие данного народа, подчеркивая, что национальное не есть, нечто внешнее, а то органичное, что присуще самому сооружению в его конструктивных, планировочных и эстетических компонентах. Ю.С. Яралов придавал важность таким компонентам как демографические условия, психический склад, бытовые навыки, природно-климатические факторы, строительные материалы. Он считал, что национальное наследие в руках современного архитектора может быть одним из средств, способствующих созданию новой советской архитектуры [4, с. 207-208].

В Татарстане в 50-х годах XX века архитектор Исмаил Галеевич Гайнутдинов в своем творчестве наметил пути развития татарской архитектуры, как соединение в ней традиций европейской классики, мусульманского средневековья и татарской народной архитектуры, которую он специально изучал, посвятив ей несколько научных статей [5, 6]. Впечатляющим примером его творческого наследия является театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани, в архитектурном решении которого на основе русско-европейского классицизма разработан региональный вариант в стиле соцреализма посредством богатой, тонко проработанной декоративно-художественной отделки с использованием татарского орнамента.

С конца 50-х годов XX века после вышедшего постановления ЦК и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» произошел довольно резкий отход от концепции соцреализма и сближение с идеями европейского функционализма. Дискуссии в СССР на эту тему продолжались до конца 70-х годов. В эти годы советская архитектура переходила на концепцию интернационализма.

Учеником, соратником, другом и продолжателем творческого наследия выдающегося татарского архитектора И.Г. Гайнутдинова являлся Сайяр Ситдикович Айдаров. В 80-х годах он оставался единственным архитектором в ТАССР, который сохранял верность идеям национального стиля в архитектуре. Начинал он свои исследования с укрепления научных основ изучения булгаро-татарского наследия и прошел большой творческий путь длиною в жизнь.

Начало формирования казанской научной школы имеет свою историю. В первой половине XX века ее представляли такие ученые как профессор искусствознания П.М. Дульский, профессор В.В. Егерев. Именно они рекомендовали С.С. Айдарову серьезно заняться архитектурой и перейти в Московский Архитектурный институт. После окончания первого курса КИСИ он был принят на второй курс МАРХИ. С.С. Айдаров -выпускник Московского архитектурного института, глубоко изучил и вобрал в себя традиции московской научной школы. Его учителем был выдающийся советский ученый, историк и теоретик архитектуры Николай Иванович Врунов.

Всю свою творческую жизнь Сайяр Ситдикович посвятил архитектуре Татарстана. Интерес к национальной архитектуре возник рано, на студенческой скамье. Его вдохновляло творчество академика A.B. Щусева. Работая в различных республиках СССР Щусев использовал национальное наследие этих народов в современной архитектуре. Сайяр Ситдикович вспоминал: «Мне тоже хотелось отражать национальное своеобразие в проектах зданий, чтобы они не только несли утилитарные функции, но и воплощали национально-региональный образ. Поэтому после окончания МАРХИ я попросил, чтобы меня направили в Казанскую Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую, чтобы глубже изучить архитектурное наследие Татарстана».

Рис. 1. Фрагмент графической части докторской диссертации С.С. Айдарова.

Реконструкция утраченного облика надвратной церкви Спасской башни (сер. XVI в.): 1 - Опыт реконструкции первоначального облика в макете;

2, 3 - Схемы разреза и развертки 3-х фасадов на чертежах XVIII в. (Богдановский, 1898 г.);

4, 5 - Зондажи, указывающие на принадлежность к первичному каменному облику и двух крайних лопаток 5-ти частного деления северного фасада церкви;

6 - Вид северного фасада церкви в 1960-х гг.

Свою научную деятельность Сайяр Ситдикович посвятил изучению, консервации и научной реставрации руинированных остатков архитектурного наследия средневековой столицы Волжской Булгарии - города Болгара, а также исследованию и научной реставрации монументальных комплексов Казанского кремля периода Казанского ханства. Под научным руководством С. С. Айдарова осуществлялась концепция возрождения мечети Кул-Шариф. В результате его научной, проектно-реставрационной и общественной деятельности Казанский кремль был включен в состав объектов архитектурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. В последнее десятилетие он разрабатывал теоретические вопросы национально-региональной архитектуры,

непрерывно возвращался к вопросу о компонентах национально-региональной архитектуры Татарстана и внедрял их в свои проекты (проект Национальной библиотеки РТ, здание мечети «Рамазан», конкурсный проект мечети Кул-Шариф). Национально-региональные традиции С.С. Айдаров рассматривал с точки зрения образных архитектурно-художественных характеристик, не распространяя это понимание на структуру архитектурного пространства. Считал, что внешние фасадные характеристики зданий являются важнейшим свойствам и средством «отражения» национально-региональной архитектуры. Он последовательно отстаивал свою позицию относительно определения архитектуры как искусства, оставляя это право не только за историческими объектами как общепринято считать, но и за современной архитектурой.

Понимая всю опасность архаизации современной архитектуры посредством прямого переноса архитектурно-декоративных элементов из стилей прошлого, он в последние годы неизменно применял термин «ассоциативное» использование национально-региональных традиций, искал рецепты создания национально-региональной архитектуры посредством искусственного симбиоза («симбиотическая архитектура») стилевых традиций. Воплощением соответствия современного проявления национально-региональной архитектуры, он считал Казахстан, город Астану, где казахские архитекторы, используя исторические формы национальной архитектуры (купола, порталы, арки) создают национальные образы современной архитектуры. Такой подход С.С. Айдаров считал возможным для Казани.

На основе архитектурно-реставрационных исследований С.С. Айдаров разработал теоретические предпосылки, методические основы, графические модели и рекомендации использования национально-региональных традиций в современной практике. Он выявил компонентный состав традиций, входящих в стилистику современной татарской архитектуры. Первый - местный региональный компонент, представляющий архитектурные традиции, складывавшиеся испокон веков на территории региона в общности с древними традициями народов средней лесостепной полосы Восточной Европы. Второй компонент -евразийский степной или тюркский, традиции которого тысячелетиями складывались у кочевых народов, обитавших в полосе смежных степных географических регионов от Северного Причерноморья до Западной Сибири (юрты, шатры, сборно-разборные и стационарные) Третий компонент - центрально-восточный, связанный с культурно-идеологической общностью Булгарского государства и Казанского ханства со странами Арабского Востока, Средней Азии, Закавказья и Крыма (каменные и деревянные сооружения). Четвертый компонент - европейско-русский как неотъемлемый элемент культуры казанских татар. Пятый компонент, условно назван интернациональным [12].

Сайяр Ситдикович в течение 50-ти лет трудился в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Он стоял у истоков казанской архитектурной школы, участвовал в формировании методических основ архитектурной специальности, устанавливал методические связи казанской школы и Московского архитектурного института. Являясь видным ученым и практиком в области реставрации и реконструкции архитектурного наследия, С.С. Айдаров с первых лет существования архитектурной специальности разрабатывал методику подготовки региональных кадров с учетом культурной и национальной специфики Татарстана. Им были разработаны авторские лекционные курсы по ряду специальных дисциплин. С первых лет существования архитектурного факультета он руководил научно-исследовательской работой и много сил отдал становлению вузовской науки, подготовки кандидатов архитектуры. Он являлся руководителем научного направления № 1 КГАСУ «Проблемы теории и истории архитектуры», научным консультантом в проектных программах республиканского уровня, постоянным организатором международных и республиканских конференций, посвященных сохранению архитектурного наследия и развитию национальных традиций в архитектуре Татарстана.

С. С. Айдаров заложил основы архитектурной науки Татарстана в таких направлениях как научно-реставрационное и историко-теоретическое. Им разработаны теоретические основы национально-региональной архитектуры Татарстана, концепция отражения национально-регионального своеобразия в современной архитектуре Татарстана.

Он разработал рекомендации, создал методический кабинет, где можно было бы, используя материалы по архитектурному наследию Татарстана, вдохновляться наследием прошлого для создания современной национально-региональной архитектуры. На протяжении нескольких десятилетий Сайяр Ситдикович неизменно отстаивал активную гражданскую и творческую позицию в отношении сохранения и развития самобытной архитектуры Татарстана. Вклад С.С. Айдарова в разработку научных основ национально-региональной архитектуры имеет непреходящее значение для российской науки [7-13].

Рис. 2. Фрагмент графической части докторской диссертации С.С. Айдарова: Постройки социалистической эпохи в Татарстане, созданные в господствующих в стране стилистических направлениях с использованием (декоративно-живописным или ассоциативным) традиционных средств местного архитектурного наследия. Слева направо и вниз: фрагмент проекта Татарского академического театра имени Г. Камала (арх. Г.П. Горлышков, Ю.А. Корнеев) и кассовый павильон железнодорожного вокзала (арх. М.Х. Агишев и др.) в Казани, фрагмент стадиона в Н. Челнах (арх. В.Н. Нестеренко и др.), экспериментальные проекты нереализованной Республиканской библиотеки для размещения в районах «Черного озера» и «Федоровского мыса», а также частично реализованной мечети «Рамазан» для Казани (арх. С.С. Айдаров)

С.С. Айдаров является основателем казанской научной архитектурной школы. Он был членом-корреспондентом РААСН, действительным членом Международной академии архитектуры стран Востока, Российской академии архитектурного наследия, имел звания заслуженного архитектора РФ и заслуженного деятеля науки и техники РТ, руководил Казанским филиалом НИИТАГ РААСН, отделением гуманитарных наук АН РТ, был избран почетным членом Академии наук РТ. На протяжении 18 лет возглавлял Союз архитекторов ТАССР, был членом президиума Союза архитекторов СССР.

Список библиографических ссылок

1. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М.: Искусство, 1986. -364 с.

2. Мастера архитектуры об архитектуре. Под общей редакцией А.В. Иконникова - М.: Искусство, 1972. - 688 с.

3. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том 2. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 669 с.

4. Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. - М.: Стройиздат, 1985. - 223 с.

5. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины XIX века // Архитектурное наследство. - М.: Стройиздат, 1983, № 31. - С. 57-65.

6. Гайнутдинов, И.Г. Интерьер сельской избы казанских татар XIX в. // Архитектурное наследство. - М.: Стройиздат, 1980, № 28. - С. 169-177.

7. Айдаров С.С. Научные предпосылки реставрации архитектурных памятников Татарии (Великие Болгары). - Автореферат кандидатской диссертации. - М.: МАРХИ, 1968.-19с.

8. Айдаров С.С. Монументальные каменные сооружения и комплексы Волжской Булгарии и Казанского ханства. - Автореферат докторской диссертации. - М.: МАРХИ, 1990.-41с.

9. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. - Казань: КГИ, 1978. - 79 с.

10. Айдаров С.С. Проблемы и метод регионально-образной трактовки современной архитектуры Татарстана / Сборник «Искусство и этнос: новые парадигмы». -Казань: Изд-во «Дом печати», 2002. - С. 145-157.

11. Айдаров С.С. Освоение и историческая интерпретация регионального в условиях Казанской архитектурной школы. / Сборник материалов Международной научно-методической конференции. «Развитие архитектурно-художественного образования в контексте мировой культурной интеграции». - Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. - С. 8-15.

12. Айдаров С.С. Архитектурный регионализм национальной республики Татарстан: раскрытие истоков и концепция современного отображения. / Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы. Сборник Всероссийской научной конференции АНРТ. - Казань, 2003. - С. 17-37.

13. Айдаров С.С. Архитектура Татарстана: от возрождения традиций к будущему своеобразию. / Сборник «Архитектура и строительный комплекс Татарстана», посвященный 1000-летию основания Казани. - Казань: Изд-во Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, 2005. - С. 5-20.

Aidarova G.N. - doctor of architecture, professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

S.S. Aidarov's creative contribution in the study of national régional traditions

Appeals to national régional traditions periodically arose in architecture of différent régions of the world. There have been various manifestations and interprétations of national

identity in the theory and practice of the XX century. Empirical search for usage of the traditions in architecture methods came along with the development of different scientific and theoretical foundations. Among foreign theories the concept of K. Tange is highlighted. He regarded the tradition as a catalyst for the creative process, but not as its result. In domestic science the works of Y.S. Yaralov and S.S. Aidarov represent the different direction in understanding of the national traditions. The difference in their concepts is that for one tradition is the mean and for the other - the purpose. S.S. Aidarov developed the component structure of the national regional traditions of Tatarstan, incorporating stylistic features of the heritage of various historical periods and cultural sources. He has made the significant investment into the development of the Tatarstan architectural heritage conservation theory and practice, development of Bulgar-Tatar traditions scientific bases, and their use in modern architecture. S.S. Aidarov was the recognized authority in the Russian scientific community, the founder of the Kazan Scientific restoration school and outstanding public figure.

Keywords: history and theory of architecture, creative contribution, national regional traditions, architectural school, the Bulgar-Tatar traditions, architectural heritage, modern architecture.

Reference list

1. Kirichenko E.I. Architectural theories of the XIX century in Russia. - M.: Iskusstvo, 1986.-364 p.

2. Master of Architecture about architecture. Under the general editorship of A.V. Ikonnikov

- M.: Iskusstvo, 1972. - 688 p.

3. Ikonnikov A.V. Architecture of the XX-th century. Utopia and Reality, Vol. 2. - M.: Progress-Traditsia, 2002. - 669 p.

4. Yaralov Y.S. National and international in Soviet architecture. - M.: Stroyizdat, 1985. -223 p.

5. Gaynutdinov I.G. Kazan Tatars Rural manor in the middle of the XIX-th century // Architectural heritage. - M.: Stroyizdat, 1983, № 31. - P. 57-65.

6. Gaynutdinov I.G. The interior of the Kazan Tatars rural hut of the XIX-th century. // Architectural heritage. - M.: Stroyizdat, 1980, № 28. - P. 169-177.

7. Aidarov S.S. The scientific background of the restoration of architectural monuments of Tataria (Great Bulgaria). Author's abstract of Candidate dissertation. - M.: MARHI, 1968. - 19 p.

8. Aidarov S.S. Monumental stone buildings and complexes of Volga Bulgaria and Kazan Khanate. Author's abstract of doctoral dissertation. - M.: MARHI, 1990. - 41 p.

9. Aidarov S.S. Architectural heritage of Kazan. - Kazan: KGI, 1978. - 79 p.

10. Aidarov S.S. Problems and methods of regional-shaped interpretation of modern architecture of Tatarstan / «Arts and ethnos: the new paradigms» digest. - Kazan: «Dom pechati» publishing house, 2002. - P. 145-157.

11. Aidarov S.S. Development of regional and historical interpretation in terms of the Kazan architecture school. / Digest of the International Scientific and Technical Conference «The development of architectural and artistic education in the context of world cultural integration». - Kazan: CJSC «Novoe znanie», 2002. - P. 8-15.

12. Aidarov S.S. Architectural Regionalism of national republic of Tatarstan: disclosure of the origins and the concept of modern display. Regional and national aspects of the architecture: the heritage and prospects. Russian scientific conference ANRT digest. -Kazan, 2003.-P. 17-37.

13. Aidarov S.S. Tatarstan architecture: from the revival of traditions to future originality. / «Architecture and building complex of Tatarstan» digest dedicated to the 1000th anniversary of Kazan. - Kazan: Izd-vo Ministerstva stroitelstva, arhitecturi I JKH, 2005.

- P. 5-20. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.