Научная статья на тему 'ЭТАПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ'

ЭТАПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF ARCHITECTS / HISTORY OF ARCHITECTURE EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий И.В.

В статье изучаются педагогические условия, сопровождающие процесс формирования системы российского дополнительного образования архитекторов. С учетом специфики профессиональной деятельности зодчих и особенностей системы профессионального архитектурного образования в нашей стране выполняется их классификация. На основании исследования делаются выводы о наличии специфических педагогических условий, которые следует учитывать при создании стратегий развития институций дополнительного архитектурного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES AND THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE RUSSIAN ARCHITECT'S SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article investigates the pedagogical conditions that accompanied the process offorming the Russian supplementary education system of architects. The classification of pedagogical conditions of additional architectural education is carried out, taking into account the specifics ofprofessional activities of architects and the features of the system of professional architectural education in our country. The results of the study allow us to draw conclusions about the specific pedagogical conditions of modern additional architectural education, which include the existence of a special professional mentality and habits of Russian architects.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ»

УДК 378.016 ТОПЧИЙ И. В.

кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» E-mail: top@markhi.ru

UDC 378.016 TOPCHIY I.V.

Candidate of Architecture, Director of Preliminary Department, FGBOU VO "Moscow Architectural Institute

(State Academy)" E-mail: top@markhi.ru

ЭТАПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

STAGES AND THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE RUSSIAN ARCHITECTS SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL DEVELOPMENT

В статье изучаются педагогические условия, сопровождающие процесс формирования системы российского дополнительного образования архитекторов. С учетом специфики профессиональной деятельности зодчих и особенностей системы профессионального архитектурного образования в нашей стране выполняется их классификация. На основании исследования делаются выводы о наличии специфических педагогических условий, которые следует учитывать при создании стратегий развития институций дополнительного архитектурного образования в России.

Ключевые слова: дополнительное архитектурное образование, история архитектурного образования, педагогические условия.

The article investigates the pedagogical conditions that accompanied the process offorming the Russian supplementary education system of architects. The classification of pedagogical conditions of additional architectural education is carried out, taking into account the specifics ofprofessional activities of architects and the features of the system of professional architectural education in our country. The results of the study allow us to draw conclusions about the specific pedagogical conditions of modern additional architectural education, which include the existence of a special professional mentality and habits of Russian architects.

Keywords: supplementary professional development of architects, history of architecture education, pedagogical conditions.

Мировой экономический кризис в начале XXI века проявил проблему недостаточной конкурентоспособности российских архитекторов на глобальном рынке труда. Обострилась задача поиска новых методов повышения уровня профессионального мастерства российских архитекторов, и увеличения статуса российских архитекторов. С целью периодизации процесса формирования современной системы дополнительного архитектурного образования, рассмотрим педагогические условия, которые сопровождали данный процесс.

Практика приглашения в Россию зарубежных архитекторов и отсылки отечественных зодчих - «пенсионеров» за границу была впервые введена российским императором Петром I. Большое число работ российских и зарубежных ученых, анализирующих процесс и условия создания первого российского высшего учебного заведения для зодчих и последовательность формирования методов отечественного профессионального образования, отмечают сильное влияние западноевропейских школ архитектуры, прежде всего, итальянских и французских академий (А.Г. Габричевский, Л.И. Иванова-Виэн, Д.О. Швидковский, С.О. Хан-Магомедов и другие) [1]. Было доказано, что благодаря знаниям и опыту

«пенсионеров» было создано первое профессиональное учебное заведение для архитекторов - Императорская Академия художеств в Петербурге, переведены трактаты зарубежных архитекторов, восприняты новые методы архитектурного проектирования в архитектуре и градостроительстве. Смена популярных стилей архитектуры заставляла искать новые источники вдохновения и расширяла географию зарубежных поездок. Численность субъектов, их мотивация, разнообразие форм, методы образования дополнительного архитектурного образования постоянно менялись. Факторы, способствующие изменению качественных и количественных характеристик системы дополнительного образования, являются педагогическими условиями его существования.

В научной литературе не существует единого определения понятия «педагогические условия». Разделяя единое понятие на отдельные компоненты, авторы сходным образом определяют термин «условия», как существенные характеристики объектов, процессов и явлений, от которых зависят другие компоненты системы [4]. При этом трактовки термина «педагогические условия» значительно отличаются. Наиболее общим и универсальным является определение данного фено-

© Топчий И.В. © Topchiy I.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

мена, как отражение характеристик методической системы обучения, обеспечивающих ее существование и развитие [4, Таблица 1].

Выявление динамики изменения педагогических условий позволит выделить характерные черты и этапы развития системы дополнительного архитектурного образования.

С учетом разнообразия педагогические условия классифицируются: по сферам воздействия (внутренние и внешние); по характеру воздействия (субъективные и объективные); по масштабу воздействия (общие и специфические) [2, 3]. В таблице 1 приводится классификация педагогических условий, характерных для методической системы дополнительного архитектурного образования. Совокупность условий была определена при исследовании его ресурсов [5]. Правомерность про-

Общие и специфические педагогические условия

ведения параллелей между педагогическими условиями и педагогическими ресурсами заложена в самом определении слова «ресурс», произошедшем от французского слова «ressource» и означающего средства, возможность. В педагогических моделях обучения средства обучения воспринимаются только как материальные условия обучения. При толковании слова «ресурсы» образования, как «возможности» образования, акцентируется роль ресурсов на поддержке или ограничения его развития. То есть близко по смыслу слову «условия».

При анализе ресурсов учитывалось, что эффективность деятельности институций дополнительного архитектурного образования и стабильность их развития зависят от максимально полного использования имеющихся ресурсов и усилий по наращиванию потенциальных ресурсов организации, ее партнеров и окружающей среды.

Таблица 1.

дополнительного архитектурного образования.

общие педагогические условия специфические педагогические условия дополнительного архитектурного образования

социальные:

объективные условия особенности социально-демографического состава обучающихся: возраст, пол, образовательный ценз;

субъективные условия мотивация обучающихся в получении дополнительного архитектурного образования на всех уровнях

экономические:

объективные условия транспортная доступность, средства образования, материальные возможности

субъективные условия умение эффективно управлять материальными активами

политические

объективные условия особенности внутренней и внешней политики страны, выраженные законодательно

субъективные условия степень самостоятельности и лояльности субъектов образования к государственной политике

национальные

объективные условия национальные традиции в искусстве и архитектуре, стилистика, язык общения

субъективные условия особенности национального менталитета, моральные нормы в профессиональной архитектурной среде, образовательные привычки и приоритеты обучающихся

культурные

объективные условия образовательные и воспитательные возможности окружающей среды

субъективные условия понимание ценности и потенциала культурного наследия

географические местонахождение образовательного учреждения дополнительного архитектурного образования

Для выявления тенденций современного дополнительного архитектурного образования в РФ и выявления этапов его развития, рассмотрим особенности педагогических условий, в которых формировались мо-

дели дополнительного архитектурного образования (таблицы 2-8). При определении экономических факторов использована классификация экономических укладов д.э.н. Н.В. Сычева [6].

Таблица 2.

Педагогические условия I этапа развития дополнительного архитектурного образования, «раннего» (1720-е - 1765 гг.). Особенности этапа: появление первых форм дополнительного архитектурного образования в виде «пенсионерских поездок» (стажировок) выпускников высших технических школ России.

стимулирующие развитие ограничивающие развитие

социальные факторы

- низкий образовательный уровень населения; - нехватка образовательных учреждений для детей; - отсутствие профессиональных школ архитектуры в России; - наличие прогрессивно мыслящих государственных деятелей;

экономические

феодально-крепостнический экономический уклад масштабные градостроительные планы Петра I;

политические

монархическое управление страной наличие политической воли в повышении уровня общего образования населения, развития экономики, науки, культуры и профессионального образования

национальные

- сохранение средневековых традиций и методов строительства; - лояльность к чужой культуре;

культурные

- отсутствие архитекторов, работающих в популярном стиле Барокко; - слабые профессиональные коммуникации между российскими и западноевропейскими архитекторами; - популярность западно-европейских школ архитектуры и архитекторов, работающих в стиле Барокко; - образцов объектов архитектуры в странах Западной Европы (во Франции, Италии)

географические

- разнообразие географических условий и природное богатство Российской империи; - удаленность от центров европейской культуры, задающих моду на архитектурные стили - низкая плотность населения в России;

Таблица 3. Педагогические условия II этапа (1765-е- 1800-е гг.), «Просветительского». Итоги этапа: рост интереса к изучению произведений классической архитектуры, сохранение основной формы повышения квалификации архитекторов - пенсионерских поездок выпускников Императорской академии Художеств в западноевропейские страны, созданием первой формы дополнительного архитектурно-художественного образования детей;

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- создан первый отдел дополнительного образования детей в Императорской Академии художеств; - низкий образовательный уровень населения; - нехватка образовательных учреждений для детей;

экономические

наращивание темпов строительства в столицах и провинции мелкотоварный экономический уклад

политические

- внешнеполитический курс на расширение территории Российской империи - внутриполитический курс на подъем культуры, науки и образования; государственный контроль над деятельностью высших учебных заведений;

национальные

отсутствие масштабных национальных конфликтов в многонациональном государства разнородные культурные, религиозные, морально-этические особенности народов Российскую империю

культурные

- рост численности архитектурного сообщества; - установление методов архитектурного образования и критериев отбора выпускников Императорской Академии художеств для отправки в «пенсионерские поездки»; - нехватка отечественных архитекторов, работающих в стиле Классицизм; - слабые профессиональные коммуникации между российскими и западноевропейскими архитекторами;

географические

в результате внутриполитической деятельности открылось «окно» в Европу условия аналогичные I этапу

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 4.

Педагогические условия III этапа (1800-е - 1860-е гг.), «системного». Особенности этапа: становление в общем виде системы непрерывного профессионального архитекторов, включающее дополнительное художественное образование детей - будущих студентов, архитектурные факультеты уни-

верситетов и дополнительного архитектурного образования выпускников университетов.

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- создание Министерства народного просвещения, сети начальных общеобразовательных учреждений на всей территории страны с преподаванием в них изобразительного - рост численности детей, обучающихся искусству; - низкий образовательный ценз у средних и низших социальных слоев российского населения; искусства;

экономические

- отмена крепостного права; - раннекапиталистический уклад экономики; - рост числа городов на всей территории страны, увеличение потребности в архитектурно-строительных кадрах; - неравномерность распределения производительных сил на территории страны; - слаборазвитая транспортная сеть; - низкий уровень доходов населения сельскохозяйственных регионов и районов;

политические

- зависимость внутренней и внешней политики от личных решений монархов; - успешная внешняя политика российской Империи по присоединению регионов Закавказья, стран Западной, Южной и Северной Европы; - сохранение внутриполитических принципов централизованного управления и контроля за профессиональным, в том числе, архитектурным образованием;

национальные

- увеличение числа народов и национальностей в Российской империи, обладающих высоким уровнем образования и развитой культурой; - наличие средства межнационального - русского языка; - социально-экономическое превосходство западных регионов России над восточными;

культурные

- установление требований к образовательному цензу поступающих в Академию художеств; - открытие Петербургской Рисовальной школы для вольноприходящих, обеспечивающую подготовку будущих студентов Академии художеств; - отсутствие профессиональных школ архитектуры в регионах Российской Империи; - отсутствие в России архитекторов, обладающих известностью зарубежом;

географические

- богатство ландшафтов, многообразие климатических условий регионов Российской империи; - неравномерная плотность населения страны, малонаселенность восточных и северных регионов;

Таблица 5. Педагогические условия IV этапа (1860-е - 1917-е гг., «коммуникационного». Особенности этапа: восприятие дополнительного архитектурного образования как места поиска и апробации новых идей в искусстве и архитектуре в период распространения «русского» стиля, модерн, историзм, романтизм в архитектуре; расширение сети дополнительного архитектурно-художественное образования за счет частных занятий художников, художественных кружков и художественных объединений; восприятие дополнительного архитектурного образования как формы творческих коммуникаций; появление новых форм распространения и получения и оценки новых архитектурно-строительных знаний - с помощью печатных средств профессиональных информации, дискуссий в творческих объединениях.

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- рост национального самосознания; - распространение идей народничества; - наличие многоуровневой системы общего образования, охватывающего всю территорию страны; - контроль над общим образованием; - рост социальной активности женщин в столичных регионах; - наличие сословного деления населения России; - низкий уровень грамотности в восточных регионах Российской Империи; - сохранение патриархального устройства жизни в сельскохозяйственных регионах страны;

экономические

- многоукладная экономическая система; - расширение экономических связей с западноевропейскими станами и США; - рост промышленного производства, увеличение потребности в художественных кадрах для промышленности; - сосредоточение промышленного производства, урбанизация центральной и западной частях России; - распространение натуральных хозяйств в южных и северных регионах страны;

политические

- провозглашение принципа равноправия для народов российской Империи; - участие в I Мировой войне, ограничение социальных и профессиональных коммуникаций со странами; - подчиненность Императорской академии художеств - наличие не решенных внутриполитических проблем; - рост национализма и русификация удаленных регионов Российской империи; - поддержка православия;

национальные

- национальный подъем; - отсутствие интереса к культурному взаимодействию с центром у народов, населяющих восточные и северные регионы страны;

культурные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- распространение в Европе и Российской Империи стиля историзм, эклектика, «русского стиля»; - рост численности архитектурного сообщества и самостоятельности в поиске новых творческих методов и знаний; - открытие архитектурных факультетов в технических университетах России; - рост интереса к культурному наследию удаленных регионов России - появление новых специальностей художественно-предметного творчества: дизайна, реставрации; - сохраннее неравномерности социально-экономического развития регионов Российской империи; - сосредоточение культурно-образовательных учреждений в центральной части Российской Империи;

географические

сохраннее географических преимуществ, богатство сырьевых ресурсов

Таблица 6.

Педагогические условия V этапа (1917-е- 1930-е гг.), «новаторского». Особенности этапа: создание новых художественно-стилистических направлений в пластических искусствах, методов профессионального и дополнительного образования архитекторов; появление новой формы ДАО в Московском ВХУТЕМАСе - Рабфаков искусств, участвующих в распространении новаторских идей по всей стране; переход профессионального ДАО в неформальные формы - дискуссии, выставки, профессиональные объединения архитекторов и художников.

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- социальный подъем, вызванный победой социалистической революции и установлением диктатуры пролетариата; - реализация социальных программ, направленных на повышение уровня образования всех слоев населения и привлечения к получению профобразования рабочих, крестьян и красноармейце; - наличие низко образованных социальных групп, получающих государственную поддержку; - геноцид образованных специалистов;

экономические

- проведение экономических реформ, направленных на экономики ( индустриализации и электрификация всей территории страны); - рост потребности в специалистах в архитектуре и строительства; - экономическая разруха, как результат политических событий; - формирование планово-экономического уклада экономики;

политические

- свержение самодержавия, демократические принципы внутренней политики молодого советского государства, - внутриполитический курс на независимость страны от внешних влияний и распространение идей социализма в мире; - восприятие культуры, как способа распространения социалистической идеологии; - участие в I мировой войне и гражданская война внутри России; - минимизация внешних контактов и профессиональных коммуникаций;

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

национальные

- программы поддержки многонациональной культуры на территории всей Советской страны; - отсутствие систематизированных знаний о культуре удаленных от столиц регионов;

культурные

- творческие поиски стилистики нового искусства и новых методов образования в искусстве советских архитекторов, дизайнеров, художников; - наличие средства межкультурного общения - русского языка; - отрицание сложившихся форм и методов дополнительного и профессионального архитектурного образования;

географические

- сохраннее географических преимуществ, богатство сырьевых и культурных ресурсов - географическая удаленность от экономически развитых стран Северной Америки и Европы.

Таблица 7. Педагогические условия VI этапа (1930-е- 1990-е гг.), «административного». Особенности этапа: жесткое политическое и административное регулирование архитектурно-градостроительной деятельности и профессионального образования в СССР, плановое хозяйствование минимизировавшее конкуренцию среди советских архитекторов и сформировавшее административно-ориентированное представление о ценности профессионального дополнительного архитектурного образования;

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- однородный социальный состав населения на всей территории страны; - выравнивание культурно-образовательного уровня советского населения; - снижение мотивации к повышению профессиональной квалификации архитекторов под влиянием жесткого административного контроля;

экономические

- преимущества планово-экономического хозяйственного уклада; - реализация масштабных строительных программ на территории всей страны, освоение Дальнего Востока и Севера; - издержки планово-экономического хозяйственного уклада;

политические

- поддержка сотрудничества с развивающимися странами Азии и Африки; - минимизация профессиональных контактов с развитыми странами «капиталистического» лагеря условиях «железного занавеса», - политизация культуры, искусства, образования и других сторон общественной жизни;

национальные

- развитие национальной культуры; - распространение идеологии социалистического искусства;

культурные

- создание новых стилистических направлений в архитектуре и искусстве; - создание новых теоретических направлений и школ в советской архитектуре; - поддержка социалистической стилистики в архитектуре; - борьба с «излишествами» в архитектуре;

географические

- сохраннее географических преимуществ, богатство и разнообразие сырьевых ресурсов - географическая удаленность от экономически развитых стран Северной Америки и Европы.

Таблица 8. Педагогические условия VII этапа (1990-е гг.- начало XXI века), «постиндустриальный» Особенности этапа: информатизация и глобализация, повышение ценности знаний во всех сферах экономики, и появление мирового рынка труда в сфере архитектуры и мировой конкуренции и профессиональном и дополнительном архитектурном образовании; создание отделов дополнительного образования для архитекторов и проектировщиков в научных и производственных корпорациях, общественных и проектных организациях.

стимулирующие развитие дополнительного архитектурного образования ограничивающие развитие дополнительного архитектурного образования

социальные факторы

- демократизация общественной жизни; - рост многообразия городских социумов; - сохранение привычек к административному регулированию

экономические

- глобальная тенденция к непрерывному обновлению знаний, информационный технологический уклад переход к «обществу знаний» - формирование международного рынка труда, подстрагивающего к повышению профессиональной квалификации архитекторов и приобретение конкурентных преимуществ - сырьевой характер российской экономики сдерживает создание новых технологий в архитектуре и строительстве;

политические

- приведение законодательства к международным нормам права; - реформирование систем общего и профессионального образования, переход на двухуровневую систему высшего образования; - экономические санкции развитых стран против РФ, затрудняющие международное сотрудничество;

национальные

- рост национального самосознания; - формирование русскоязычного международного архитектурного сообщества из числа стран - бывших республик СССР; - наличие социального заказа на дополнительное архитектурное образование в РФ мигрантов и иностранных студентов архитектурных школ;

культурные

- появление новых форм культурных и образовательных коммуникаций с помощью Сети Интернет: - появление глобальных целей устойчивого развития в сфере культуры, искусства и архитектуры; - доминирование глобальных тем в дополнительном архитектурном образовании; - необходимость защиты регионального и национального культурного наследия и культурных традиций в условиях глобализации;

географические

- отсутствие географических ограничений в изучении объектов архитектуры и пространственной среды; - низкая достоверность знаний об архитектурных объектах и пространственной среде, полученная посредством Интернета;

Анализ развития системы дополнительного архитектурного образования в России позволил выделить семь этапов, смена которых происходит под влиянием изменения общих социальных, экономических, политических и культурных педагогических условий. Развитие системы дополнительного образования происходило как под влиянием экономических и политических педагогических условий, поддерживающих развитие архитектуры и профессионального архитектурного образования, так и при преодолении педагогических условий социального характера, ограничивающих их.

Общие педагогические условия участвуют в формировании специфических черт профессионального менталитета и привычек отечественных архитекторов - субъектов дополнительного архитектурного образования, которые необходимо учитывать при создании стратегий развития организаций профессионального и дополнительного архитектурного образования. А именно:

- обособление от новых знаний, создаваемых в смежных областях строительного комплекса, слабые междисциплинарные связи архитектуры и минимальное количество междисциплинарных исследований;

- слабая инициатива у российских архитекторов в поиске путей повышения своей профессиональной

квалификации и конкурентоспособности, нахождении новых мест приложения архитектурных знаний и применения имеющихся навыков при смене потребностей рынка труда, большая зависимость от административных решений;

- стремление у российских архитекторов к получению дополнительного архитектурного образования зарубежом, в западноевропейских странах и США, обладающих лучшими общими педагогическими условиями в плане обеспеченности объектами образования (архитектурными объектами, строительными технологиями, новыми методами проектирования и т.п.)

- слабое желание у отечественных проектировщиков и заказчиков использовать инновационные технологические и технические достижения в строительстве и эксплуатации зданий;

- наличие устойчивого стремления к повтору, заимствованию и творческой интерпретации знаменитых произведений современной архитектуры, сопровождающееся отрицанием важоности защиты и охраны прав авторов;

- неумение охранять и защищать авторские права в архитектуре и искусстве;

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Топчий И.В. Роль дополнительного архитектурно-художественного образования в архитектуре и судьбах российских архитекторов // Архитектура и строительство России. 2015. N 9. С. 14-23: ил.

2. ИпполитоваН. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.

3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2014. N2. С.143-152.

4. Осипова Светлана Ивановна, Соловьева Татьяна Владимировна. Методическая система обучения и ее развитие в личностно ориентированном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2010. N 11. С.46-57

5. Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России и за рубежом. URSS. 2019. 458 с. ISBN 978-5-9710-6122-9., С. 400- 407.

6. Сычев Н.В. Типы и формы экономических укладов: логика развития теоретических представлений // Вестник Института экономики РАН. 2015. N 4. , С. 37- 53

References

1. TopchiyI.V. The role of supplementary architectural-artistic education in the architecture and destinies of Russian architectsKi // Architecture and Construction of Russia. 2015. N 9. Pp. 14-23: pic.

2. Ippolitova N. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": Essence, classification. // General and Professional Education. 2012. N 1. Pp. 8-14.

3. VolodinA.A., BondarenkoN.G. Analysis of the content of the concept «Organizational and pedagogical conditions»//News of TSU. Human sciences. 2014. N2. Pp.143-152.

4. Osipova Svetlana I., Solov'eva Tatiana V. Methodological system of education and its development in personal oriented education // Siberian pedagogical journal. 2010. N 11. Pp.46-57.

5. Topchiy I.V. Supplementary architectural education in Russia and abroad. URSS. 2019. 458 с. ISBN 978-5-9710-6122-9, Pp. 400- 407.

6. SichevN.V. Types and forms of economic styles: The logic of the development of theoretical ideas// Herald of Institute of Economics of the Russian Federation Academy of Sciences. 2015. N 4 , Pp. 37- 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.