Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НИЖНЕВОЛЖСКОГО РЕГИОНА РОССИИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НИЖНЕВОЛЖСКОГО РЕГИОНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / АРХИТЕКТОРЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ / РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / НОВАТОРСТВО / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипченкова Светлана Юрьевна, Сатарова Лариса Алексеевна

Авторы статьи раскрывают потенциал историко - культурного наследия в воспитании патриотизма у будущих архитекторов. От мировоззренческих установок и убеждений молодежи во многом зависит будущее страны. Важно не только обучить и воспитать профессионала, но и сформировать патриота, понимающего значимость своей роли в процветании Отечества, проявляющееся в знаниях, отношении и созидательной деятельности во благо страны с учетом отраслевой специфики. Проблема исследования заключается в поиске концептуальных основ обучения студенчества, где наряду с профессиональным образованием ведется целенаправленное воспитание патриотизма - важнейшего качества личности; в выявлении и научном обосновании возможности предметной области «Архитектура и дизайн» для осуществления культурно - педагогической работы по формированию понимания важности сохранения традиций, связанных с историей страны и ее народов, осознания ценности историко - культурного архитектурного наследия. Цель статьи - представить структурно - функциональную модель активизации системы патриотического воспитания будущих архитекторов. Теоретико - методологические основы из области педагогики, истории, культурологии, искусствоведения, этнопсихологии нашли отражение в построении данной модели. Научная новизна исследования состоит в обосновании методологии проектирования образовательного процесса, формулировании его ведущих характеристик, определении структурно - содержательных элементов. Практическая значимость - в создании рекомендаций, служащих ориентиром для разработки образовательных программ, позволяющих повысить качество подготовки студентов в области патриотического воспитания. Доказано, что в качестве средств воспитания патриотизма как чувства гражданской ответственности у будущих архитекторов служат ценности историко - культурного архитектурного наследия и специально созданные педагогические условия, в том числе духовно - нравственное просвещение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE ARCHITECTS ON THE EXAMPLE OF PRESERVING THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE LOWER VOLGA REGION OF RUSSIA

The authors of the article reveal the potential of historical and cultural heritage in the education of patriotism among future architects. The future of the country largely depends on the worldview and beliefs of young people. It is important not only to train and educate a professional, but also to form a patriot who understands the importance of his role in the prosperity of the Fatherland, manifested in knowledge, attitude and creative activities for the benefit of the country, taking into account the industry specifics. The problem of the research is to find the conceptual foundations of student education, where, the purposeful education of patriotism as the most important quality of the individual is conducted along with professional education; as well as to identify and scientifically substantiate the possibility of the subject area “Architecture and design” for the implementation of cultural and pedagogical work to form an understanding of the importance of preserving traditions related to the history of the country and its peoples, awareness of the value of historical and cultural architectural heritage. The purpose of the research is to find and use the most effective practice of Patriotic education of future architects. Theoretical and methodological foundations of knowledge in the field of pedagogy, history, cultural studies, art history, ethnopsychology are reflected in the structural and functional model of activating the system of Patriotic education of future architects. The scientific novelty of the research consists in substantiating the methodology of designing the educational process, formulating its leading characteristics, and determining the structural and content elements. Practical significance is in creation of recommendations that serve as a guide for the development of educational programs that improve the quality of training students in the field of patriotic education. It is proved that the values of historical and cultural architectural heritage and specially created pedagogical conditions, including spiritual and moral education of students, serve as the means of education patriotism as a sense of civic responsibility for future architects.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НИЖНЕВОЛЖСКОГО РЕГИОНА РОССИИ»

УДК 37.035.6:378.147 ББК Ч448.005.22

DO110.26170/po20-06-16 ГРНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Скрипченкова Светлана Юрьевна,

доцент кафедры архитектуры, Астраханский государственный университет; 414040, Россия, г. Астрахань, ул. Ак. Королёва, 29; e-mail: [email protected]

Сатарова Лариса Алексеевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики, Астраханский государственный университет; 414045, Россия, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 37; e-mail: [email protected]

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НИЖНЕВОЛЖСКОГО РЕГИОНА РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; студенты; архитекторы; подготовка будущих архитекторов; реставрационные работы; средства воспитания; новаторство; архитектурное

АННОТАЦИЯ. Авторы статьи раскрывают потенциал историко-культурного наследия в воспитании патриотизма у будущих архитекторов. От мировоззренческих установок и убеждений молодежи во многом зависит будущее страны. Важно не только обучить и воспитать профессионала, но и сформировать патриота, понимающего значимость своей роли в процветании Отечества, проявляющееся в знаниях, отношении и созидательной деятельности во благо страны с учетом отраслевой специфики. Проблема исследования заключается в поиске концептуальных основ обучения студенчества, где наряду с профессиональным образованием ведется целенаправленное воспитание патриотизма - важнейшего качества личности; в выявлении и научном обосновании возможности предметной области «Архитектура и дизайн» для осуществления культурно-педагогической работы по формированию понимания важности сохранения традиций, связанных с историей страны и ее народов, осознания ценности историко-культурного архитектурного наследия. Цель статьи - представить структурно-функциональную модель активизации системы патриотического воспитания будущих архитекторов. Теоретико-методологические основы из области педагогики, истории, культурологии, искусствоведения, этнопсихологии нашли отражение в построении данной модели. Научная новизна исследования состоит в обосновании методологии проектирования образовательного процесса, формулировании его ведущих характеристик, определении структурно-содержательных элементов. Практическая значимость - в создании рекомендаций, служащих ориентиром для разработки образовательных программ, позволяющих повысить качество подготовки студентов в области патриотического воспитания. Доказано, что в качестве средств воспитания патриотизма как чувства гражданской ответственности у будущих архитекторов служат ценности историко-культурного архитектурного наследия и специально созданные педагогические условия, в том числе духовно-нравственное просвещение студентов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Скрипченкова, С. Ю. Патриотическое воспитание будущих архитекторов на примере сохранения историко-культурного наследия Нижневолжского региона России / С. Ю. Скрипченкова, Л. А. Сатарова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 140-145. - DOI: 10.26170/Р020-06-16.

Skripchenkova Svetlana Yurievna,

Associate Professor of Department of Architecture, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia

Satarova Larisa Alekseevna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Remedial Pedagogy, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia

PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE ARCHITECTS

ON THE EXAMPLE OF PRESERVING THE HISTORICAL

AND CULTURAL HERITAGE OF THE LOWER VOLGA REGION OF RUSSIA

KEYWORDS: patriotism; patriotic education; students; architects; training of future architects; restoration work; means of education; innovation; architectural heritage.

ABSTRACT. The authors of the article reveal the potential of historical and cultural heritage in the education of patriotism among future architects. The future of the country largely depends on the worldview and beliefs of young people. It is important not only to train and educate a professional, but also to form a patriot who understands the importance of his role in the prosperity of the Fatherland, manifested in knowledge, attitude and creative activities for the benefit of the country, taking into account the industry specifics. The problem of the research is to find the conceptual foundations of student education, where, the purposeful education of patriotism as the most important quality of the individual is conducted along with professional education; as well as to identify and scientifically substantiate the possibility of the subject area "Architecture and design" for the implementation of cultural and pedagogical work to form an understanding of the importance of preserving traditions related to the history of the country and its peoples, awareness of the value of historical and cultural architectural heritage. The purpose of the research is to find and use the most effective practice of Patriotic education of future architects. Theoretical and methodological foundations of knowledge in the field of pedagogy, history, cultural studies, art history, ethno-

наследие.

psychology are reflected in the structural and functional model of activating the system of Patriotic education of future architects. The scientific novelty of the research consists in substantiating the methodology of designing the educational process, formulating its leading characteristics, and determining the structural and content elements. Practical significance is in creation of recommendations that serve as a guide for the development of educational programs that improve the quality of training students in the field of patriotic education. It is proved that the values of historical and cultural architectural heritage and specially created pedagogical conditions, including spiritual and moral education of students, serve as the means of education patriotism as a sense of civic responsibility for future architects.

FOR CITATION: Skripchenkova, S. Yu., Satarova, L. A. (2020). Patriotic Education of Future Architects on the Example of Preserving the Historical and Cultural Heritage of Lower Volga Region of Russia. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 140-145. DOI: i0.26i70/po20-06-i6.

Современное цивилизованное общество, осознавая высочайший потенциал историко-культурного наследия, озабочено не только его сбережением, но и эффективным использованием в деле воспитания подрастающего поколения. Памятники архитектуры составляют весомую долю в культурном наследии мира и требуют передачи его потомкам.

Особую категорию представителей молодого поколения составляют будущие архитекторы с присущими им творческими устремлениями. От их позиции во многом зависит судьба градостроительного искусства: с одной стороны, стремясь к проектированию новых сооружений, они бьются над новациями в области инженерной мысли; с другой, пытаясь сохранить памятники зодчества, прибегают к расширению диапазона исторических конструктивных приемов, восходящих к наследию прошлых эпох, ведут активные поиски современных рационально-пространственных решений; с третьей - для сохранения облика города придерживаются суждения о необходимости возрождения разрушающихся объектов путем проведения ре-ставрационно-восстановительных работ.

Следует заметить, что в архитектурной практике имеется широкий диапазон планировочных и объемных композиций любых сооружений и в их создании огромная роль принадлежит стилистическому решению и соответствию своему функциональному назначению. Все это дает огромный простор для творчества молодых талантливых специалистов, способных преодолеть противоречия, по сути, лежащие в основе коллективного созидательного труда, проявить свое личностное начало [7].

Важно, чтобы стремление к проявлению индивидуальности или преодоление неимоверных сложностей организационного и материального характера не заслонили главного - служения Отечеству, патриотизма.

Патриотизм - это и любовь к Родине, родному краю; это нравственный и политический принцип; и социальное чувство, чувство верности своему Отечеству, высокой гражданской ответственности [1]. Это желание сохранить характер, национальные особенности, исторические и современные

достижения в области науки и культуры своего народа. Именно об этом говорил президент Российской Федерации В. В. Путин, обращаясь к представителям власти и общественности со словами: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм». По словам президента, патриотизм является генетическим кодом России [2].

Нужно сказать, что Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» включает в себя разделы, ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания [3]. Этот факт свидетельствует о глубоком понимании необходимости в воспитании представителей молодого поколения на культурно-исторических традициях своего многонационального и поликонфессионального народа, развитии у каждого члена общества позитивного чувства национальной гордости.

От того, насколько прочно сформированы мировоззренческие установки и убеждения у молодежи, во многом зависит будущее страны. Поэтому перед образовательными организациями поставлена задача - обучить и воспитать будущего профессионала, достойно выполняющего свой патриотический долг, то есть обладающего сознанием, отражающим понимание значимости своей роли в процветании Отечества, которое проявляется в знаниях, в отношении и созидательной деятельности во благо страны с учетом отраслевой специфики [8; 9].

Совершенно очевидно, что важнейшие условия для успешного формирования патриотизма у будущих архитекторов заложены в потенциале историко-культурного наследия Нижневолжского региона России. Отсюда, цель научного исследования заключается в раскрытии структурно-функциональной модели активизации системы патриотического воспитания будущих архитекторов.

Анализ научной литературы показывает, что развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан предполагает: проведение исследований, направленных на разработку программ, методических подходов

© Скрипченкова С. Ю., Сатарова Л. А., 2020

и технологий патриотического воспитания; подготовку научно-обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в данной области для всех социально-возрастных категорий граждан; внедрение современных методик в деятельность патриотической направленности.

Для студентов, обучающихся на факультете архитектуры и дизайна, средой для активизации и повышения интереса к истории родного края, к его судьбоносному прошлому является исторический центр города, национальное достояние Нижневолжского региона России.

Город Астрахань внесен в список древних городов России. 653 архитектурных объекта являются памятниками культуры: среди них отдельные здания и сооружения, жилые и общественные архитектурные комплексы; 368 объектов федерального и регионального значения, имеющих историко-культурную ценность [10].

Что касается характеристики культурных ценностей объектов исторического плана. В соответствии с Конвенцией об охране архитектурного наследия Европы, принятой в 1985 г., среди критериев оценки архитектурных произведений Комитет Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО выделяет следующие:

- уникальность, подлинность, древность рассматриваемого объекта в целом или его элементов;

- особая ценность объекта в связи с его красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии;

- возможность объекта содержать информацию, способную изменить уже существующие представления о тех или иных фактах и событиях, способность служить творческим примером новым поколениям;

- наличие исключительно национальной значимости.

В истории российской культуры также накоплен опыт регламентации отношений к национальному достоянию, изучения феноменов «наследие», «памятник», «архитектурный памятник», определения их ценности. Этот опыт отразился во многих законодательных актах и научных исследованиях. Таким образом, наследие - это система материальных и духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями, несущих в себе историческую память и представляющих собой исключительную важность для сохранения культурного фонда в мировом культурном пространстве, в пространстве страны, региона, города.

Говоря о системе признаков уникальности архитектурных строений, заметим, что на протяжении столетий круг охраняемых объектов расширяется за счет выявления ра-

нее не открытых, не вызвавших интереса (к счастью, не утраченных) сооружений и создания новых значимых, наделенных новшествами функциональной организации. Архитектурное произведение, как правило, рассматривается в контексте мировоззренческих установок, сформированных обществом к моменту его создания; при этом учитывается множество уникальных взаимосвязей объекта с внешним окружением, в том числе, благодаря точкам восприятия сверху, ландшафтом и историческим наследием. Если это - ансамбль, то характеризующийся целостностью композиции, завершенностью художественного образа [4].

В силу своего географического расположения в давние времена Астраханская губерния находилась на пересечении интересов Московского государства, Крыма, Турции, Ногайской Орды, то есть караванных путей, ведущих к рынкам, расположенным по берегам Каспийского моря. Благодаря богатствам края, по реке Волге курсировали корабли с рыбой и солью. Астраханской губернии было определено играть важную роль во взаимоотношениях России с Востоком, быть связующей магистралью между Европой и Средней Азией, Ираном и Индией.

В итоге в Астраханском крае возникла самобытная культура, вернее синтез различных культур, где мирно сосуществуют татары и армяне, русские и калмыки, ногайцы и казахи, представители многочисленных народов Дагестана; в которой внешний облик архитектурных сооружений, имеющих национальный характер, придает особый неповторимый колорит южному российскому городу [13; 14; 15].

Уважения к историческим святыням требуют памятники храмового зодчества -православные соборы, Римско-католическая церковь, калмыцкие хурулы - центры буддийской культуры, монастырские комплексы, уникальный ансамбль астраханского Кремля - памятник древнерусской архитектуры, выдающееся сооружение военно-инженерного искусства, Персидское подворье, Армянское торговое подворье, ансамбль зданий Войскового правления астраханского казачества, равно как усадьбы и добротные купеческие дома, выполняющие сегодня важную градообразующую функцию.

Нам представляется чрезвычайно важным осуществление культурно-педагогической работы со студенчеством по формированию у будущих архитекторов понимания содержательной сущности традиций, связанных с историей страны и ее народов, осознания ими ценности историко-культурного архитектурного наследия Нижневолжского региона России. И эта работа должна строиться на гуманистических принципах.

Как известно, ценностная основа гуманизма базируется на общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических нормах. Поэтому в ходе обучения студентами должны усваиваться и вырабатываться навыки самопознания, столь необходимые в самоорганизации, самооценке, в овладении алгоритмами ценностной мотивации. За этим стоит перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого, в результате - человека гуманного, открытого миру, способного сделать свободный, осмысленный и ответственный выбор в любой области культуры и социальной жизни.

В связи с целью исследования на основе знания сущности психологических механизмов, повышающих эффективность гражданской культуры [5; 6; 7], нами разработаны теоретико-методологические основы патриотического воспитания будущих архитекторов; создана структурно-функциональная модель активизации системы патриотического воспитания, осуществляется педагогическая работа по ее реализации в профессиональном образовании архитекторов.

Критерии сформированности патриотизма у студентов - будущих архитекторов определены нами как целевой, организационно-методический и мотивационный. Уровни сформированности определяются по критериям как достаточный и недостаточный; перспективный, ситуативный и стабильный; правомерный и неправомерный [10].

Модель формирования патриотизма у будущих архитекторов состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, процес-суально-деятельностного и результативно-диагностического.

Первый блок как системообразующий элемент модели складывается из следующих задач:

- способствовать обретению знаний путем актуализации нравственных мотивов и потребностей;

- создать условия для пробуждения патриотических чувств и культуры их выражения;

- содействовать обретению опыта этното-лерантного и профессионального поведения;

- способствовать практической реализации знаний и умений в реставрационных и восстановительных работах.

Второй блок, отражающий организацию образовательной среды, базируется на включении в программу обучения инновационных технологий (мастер-классов, мозговых штурмов, кейсов и т. д.); проведении студенческих конкурсных и выставочных мероприятий и т. п.

Третий блок, раскрывающий педагогические условия формирования патриотизма, включает в себя:

- обеспечение единства учебной и внеучебной проектной деятельности, базирующейся на принципах патриотизма и толерантности;

- направленность учебного процесса на осознание студентами важности сохранения культурно-исторических ценностей;

- активизация потенциала проектной деятельности студентов в условиях полиэтнического региона.

Четвертый блок включает компоненты, из которых складывается процесс патриотического воспитания - когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный и поведенческо-волевой.

К когнитивно-смысловому компоненту относятся: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными приемами ведения диалога и сотрудничества; знание стилевых архитектурных признаков эпохи, и соответственно, приемов и технологий, лежащих в основе восстановительных и реставрационных работ.

К мотивационно-ценностному компоненту относятся: готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; умение реализовать творческие идеи в макетировании, применять рациональные приемы в конструктивном моделировании, а в дальнейшем на практике.

К поведенческо-волевому компоненту относятся: способность к этнотолерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с заказчиками, инвесторами и строителями; учет этнокультурных и конфессиональных различий; обучающиеся должны иметь практический опыт поиска документальных материалов в архивах; участвовать в моделировании, конструировании, создании самостоятельного архитектурного проекта и его претворения в жизнь.

Реализация структурно-функциональной модели «Активизация системы патриотического воспитания будущих архитекторов» в университете связана с углубленной подготовкой студентов к работе в контексте их профессиональной деятельности, включающей освещение прогрессивных и перспективных методов реставрационно-восстано-вительных работ, изучение традиций народов конкретного многонационального региона, опыта проектирования сооружений с учетом этнического компонента.

Ведущей технологией процесса реализации модели является проектная деятельность, которая включает в себя просветительский и практический этапы, осуществляемые как в учебное, так и во внеурочное время [12].

Просветительская деятельность направ-

лена на ознакомление участников образовательного процесса, во-первых, с историей, традициями, ценностями различных культур, включая сущность этнических образов архитектуры и ее особенностей, в частности, народов, проживающих на территории региона; во-вторых, с законодательными актами и научными исследованиями относительно феноменов «наследие», «архитектурный памятник», «национальное достояние», а также определения их ценности; в-третьих, патриотизмом, как социальным чувством гражданской ответственности, нравственным и политическим принципом.

Практическая деятельность направлена на освоение необходимой документации, строительных норм и правил, на овладение системами автоматизированного проектирования; создание продукта практической деятельности на уровне проектирования, макетирования, конструирования, поскольку данные навыки обеспечивают профессиональное становление архитектора [8; 9].

В проектной деятельности на этапах просветительской и практической работы молодые люди сталкиваются с функциями и стилевыми признаками архитектуры, что стимулирует к поиску и созданию новых форм либо на основе этнокультурных традиций, либо на переосмыслении их в духе современной эпохи. К примеру, это выражается в том, что, с одной стороны студенты проявляют свою индивидуальность, непохожесть, этническую инаковость, с другой -чувствуют себя в рамках повсеместной стандартизации, единообразия культурных образцов, которые размывают отличительные признаки региона, его «самобытное» лицо.

Таким образом, методология формирования патриотизма у будущих архитекторов представляет собой единое трехкомпонентное учение о методах, способах и стратегиях исследования процесса, в основу которого положены когнитивно-смысловая, мотиваци-онно-ценностная и поведенческо-волевая составляющие. Организация данного процесса связана с учетом особенностей региона, потенциалом его историко-культурного наследия, с функциями самой архитектуры - созданием среды, необходимой людям для жизни и деятельности в соответствии с их устремлениями, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями [7].

В итоге можно констатировать, что у большинства студентов - будущих архитекторов, в том числе выпускников, сформировалось чувство патриотизма. По когнитивно-смысловому компоненту выявлено, что благодаря включенности их в просветительскую и самостоятельную проектную деятельность с участием в восстановительных и реставрационных работах на территории города Астрахани удалось сформировалась способность понимать значение патриотизма как чувства гражданской ответственности, любви к родному краю; способность руководствоваться в своей деятельности культурными ценностями.

По мотивационно-ценностному компоненту виден рост показателей в области уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям края. Будущие профессионалы почувствовали необходимость соответствовать своему статусу в обществе благодаря возможности творить комфортную городскую среду, во-первых, сохраняя имеющееся историко-культурное наследие, во-вторых, с учетом климатических условий, что, в свою очередь, не противоречит национальным особенностям архитектуры, базирующейся на традиционном мировоззрении народов, проживающих в регионе.

Поведенческо-волевой компонент свидетельствует о том, что у студентов развилась способность к социальному и профессиональному взаимодействию с представителями общественности, городских властей, заказчиками, инвесторами и строителями. Они имеют практический опыт проектирования, в том числе с его реализацией, например, в архитектуре малых форм.

Анализируя данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что увеличилось число студентов, имеющих высокий уровень сформиро-ванности патриотизма. Это позволяет оценить потенциал историко-культурного наследия Нижневолжского региона России в формировании этого качества личности у будущих архитекторов. Этот факт дает возможность рассматривать его как важнейшее условие активизации педагогического процесса, обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности, базирующейся на нравственных и патриотических компонентах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова // Молодой ученый. - 2017. - № 48. - С. 296-299.

2. Большая пресс-конференция Владимира Путина. 20 декабря 2018 года. - URL: http://www. krem-lin.ru (дата обращения: 18.03.2020). - Текст : электронный.

3. Зеленова, Е. В. Формирование системы критериев оценки историко-архитектурного наследия в России / Е. В. Зеленова. - Нижний Новгород, 2009. - 178 с.

4. Лактионов, С. Естественно-исторический очерк Астраханской губернии / С. Лактионов // Наш край. - 1924. - № 1. - С. 12-18.

5. Лапина, И. Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) / И. Ю. Лапина, С. Ю. Каргапольцев // Вестник гражданских инженеров. - 2015. - № 5 (52). - С. 330-342.

6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» // СЗ РФ. - 2016. -№ 2 (часть I). - Ст. 36.

7. Романкова, М. В. Развитие проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов: на примере изучения инженерной графики : дис. ... канд. пед. наук / Романкова М. В. - Ставрополь, 2006.

8. Советский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1982. - 987 с.

9. Социальные движения в городах Нижнего Поволжья в начале XVIII века : сборник документов / подгот. Н. Б. Голикова. - М. : Древлехранилище, 2004.

10. Снопко, Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Снопко Н. М. - М., 2007.

11. Скрипченкова, С. Ю. Что из зарубежного опыта архитектурного образования могут взять на вооружение российские вузы / С. Ю. Скрипченкова // Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции (06 марта 2020 г., г. Уфа). - Уфа : Изд. НИЦ Вестник науки, 2020.

12. Хлыщёва, Е. В. Проблема сохранения культурного наследия в поликультурном регионе / Е. В. Хлыщёва. - Астрахань, 2012. - C. 64-67.

13. Шагеева, Ф. Проектирование образовательных технологий / Ф. Шагеева, В. Ивонов / / Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 169-170.

14. Шевченко, Ю. А. Педагогические возможности вестиментарной моды в формировании этнотоле-рантности будущих технологов-конструкторов в организации среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шевченко Ю. А. - Нижний Новгород, 2015.

15. Юхт, А. И. Торговля Хивы и Бухары с Россией через Астрахань (20-40-е годы XVIII века). Позд-нефеодальный город Средней Азии / А. И. Юхт. - Ташкент, 1990.

REFERENCES

1. Antonova, A. D.6 Safronova, E. S., Luchnikova, M. D. (2017). Patriotizm v sovremennoy Rossii: voprosy i problemy [Patriotism in modern Russia: questions and problems]. In Molodoy uchenyy. No. 48, pp. 296-299.

2. Bol'shaya press-konferentsiya Vladimira Putina. 20 dekabrya 2018 goda [Big press conference of Vladimir Putin. December 20, 2018]. URL: http://www. kremlin.ru (mode of access: 18.03.2020).

3. Zelenova, E. V. (2009). Formirovanie sistemy kriteriev otsenki istoriko-arkhitekturnogo naslediya v Rossii [Formation of a system of criteria for assessing the historical and architectural heritage in Russia]. Nizhny Novgorod. 178 p.

4. Laktionov, S. (1924). Estestvenno-istoricheskiy ocherk Astrakhanskoy gubernii [Natural-historical sketch of the Astrakhan province]. In Nash kray. No. 1, pp. 12-18.

5. Lapina, I. Yu., Kargapol'tsev, S. Yu. (2015). Voennaya istoriya i patriotizm v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh i politicheskikh svyazey v proshlom i nastoyashchem (postanovka problemy) [Military history and patriotism in the system of social and economic and political ties in the past and present (problem statement)]. In Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. No. 5 (52), pp. 330-342.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 «O gosudarstvennoy programme „Pat-rioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016—2020 gody"» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 "On the state program 'Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020'"]. (2016). In SZRF. No. 2 (part I). St. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Romankova, M. V. (2006). Razvitie proektno-konstruktorskikh sposobnostey u studentov tekhnicheskikh vuzov: na primere izucheniya inzhenernoy grafki [Development of design and engineering skills among students of technical universities: on the example of studying engineering graphics]. Dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol.

8. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Soviet encyclopedic dictionary]. (1982). Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. 987 p.

9. Golikova, N. B. (Ed.). (2004). Sotsial'nye dvizheniya v gorodakh Nizhnego Povolzh'ya v nachale XVIII veka [Social movements in the cities of the Lower Volga region at the beginning of the XVIII century]. Moscow, Drevlekhranilishche.

10. Snopko, N. M. (2007). Psikhologicheskie mekhanizmy ipedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospi-taniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Psychological mechanisms and pedagogical foundations of patriotic education in the vocational education system]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow.

11. Skripchenkova, S. Yu. (2020). Chto iz zarubezhnogo opyta arkhitekturnogo obrazovaniya mogut vzyat' na vooruzhenie rossiyskie vuzy [What from the foreign experience of architectural education can Russian universities adopt?]. In Sbornik statey po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (06 marta 2020 g., g. Ufa). Ufa, Izd. NITs Vestnik nauki.

12. Khlyshcheva, E. V. (2012). Problema sokhraneniya kul'turnogo naslediya v polikul'turnom regione [The problem of preserving cultural heritage in a multicultural region]. Astrakhan, pp. 64-67.

13. Shageeva, F., Ivonov, V. (2004). Proektirovanie obrazovatel'nykh tekhnologiy [Design of educational technologies]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 169-170.

14. Shevchenko, Yu. A. (2015). Pedagogicheskie vozmozhnosti vestimentarnoy mody v formirovanii etnotol-erantnosti budushchikh tekhnologov-konstruktorov v organizatsii srednego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical possibilities of vestimental fashion in the formation of ethno-tolerance of future technologists-designers in the organization of secondary vocational education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Nizhny Novgorod.

15. Yukht, A. I. (1990). Torgovlya Khivy i Bukhary s Rossiey cherez Astrakhan' (20—40-e gody XVIII veka). Pozdnefeodal'nyy gorod Sredney Azii [Trade of Khiva and Bukhara with Russia through Astrakhan (20-40s of the XVIII century). Late feudal city of Central Asia]. Tashkent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.