выражается обобщенное понятие педагогической системы, преодолевается дублирование в ее представлении как единой системы педагогической деятельности.
Культурно-образовательная интеграция объединяет сферы образовательной деятельности музея и дошкольной образовательной организации и осуществляет функции взаимообогащения и взаимопроникновения содержания и воспитательной деятельности средствами музейной педагогики в целях создания более полных условий развития личности ребенка дошкольного возраста [3].
Метазнания составляют теоретическую основу воспроизведения культуры в культурно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации [4]. Культурно-образовательное пространство предстает как социальная ценность в конкретном времени и пространственных параметрах и как личностно-значимые условия развития субъекта образования, его эмоционально-интеллектуальной и духовной сферы. Открытость образовательной среды культурному пространству и вызывает необходимость в развитии метакачеств.
При осуществлении процесса обучения в бакалавриате на основе метакомпетентностного подхода, обеспечивающего интеграцию дошкольной и музейной педагогики, развивается культуро-образовательную компемпетентность как способность осуществлять педагогическую деятельность в дошкольной сфере в контексте культурно-образовательного пространства и способности к культурно-педагогическому саморазвитию.
Литература:
1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.
2. Венда В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психологический журнал. - 2009. - Т.1. - №4.
3. Вербицкий A. A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.
4. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. №3. С. 52-57.
5. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2008.
6. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения. // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под. Ред. Л.Г. Оршанского. - СПб., 1914. - 114 с.
7. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1457 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогического образования (уровень бакалавриата).
8. Сергеева Т.В. Эко-Гуманистическая технология саморазвития. Монография. - Х.: А.П. «Блок», 2010. - 214 с.
9. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность // Народное образование. №5. 2001.
10. Штоф В. А. Моделирование и философия. М.-Л. 1969. 128 с.
11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Педагогика
УДК: 433
кандидат педагогических наук, доцент Любов Михаил Сергеевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал (г. Арзамас)
ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье на примере отдельно взятого региона России - Арзамасского района -рассматриваются составляющие природно-культурного наследия, посредством которого возможна реализация патриотического воспитания учащейся молодежи. Акцентируется внимание на необходимости формирования патриотических качеств у студентов вузов в условиях современной социально-экономической ситуации в России и политической обстановки в мире. Приводятся возможные пути реализации патриотического воспитания студентов, обозначаются приоритетные формы изучения природных и культурно-исторических объектов родного края.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, природно-культурный потенциал, Арзамасский регион.
Annotation. In the article on the example of the separately taken region of Russia - the Arzamas district - the constituents of naturally-cultural heritage by means of that realization of patriotic education of studying young people is possible are examined. Attention is accented on the necessity of forming of patriotic qualities for the students of institutions of higher learning in the conditions of modern socio-economic situation in Russia and political situation in the world. Possible ways over of realization of patriotic education of students are brought, the priority forms of study of natural and cultural and historical objects of native edge are designated.
Keywords: patriotic education, naturally-cultural potential, Arzamas region.
Введение. События последних лет, происходящие на постсоветском пространстве и мире в целом, диктуют необходимость внесения корректив в систему среднего и высшего образования. Современный студент должен быть не только компетентным в области своей профессиональной деятельности, но и в то же время обладать политическим кругозором, высоким нравственным потенциалом и патриотическим чувством. Именно поэтому всестороннее изучение родного края является одной из составляющих современного образовательного процесса. Учебно-воспитательная деятельность в вузе должна строиться с учетом формирования патриотических качеств у студентов.
Академик Д.С.Лихачев справедливо отмечает: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей
школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [3, т. 2, 484].
О необходимости изучения родного края говорится в трудах В.А.Сухомлинского [6], А.В.Даринского [2], В.В.Николиной [5] и других. Так, согласно утверждению В.В.Николиной, родной край - это реальное микро-, мезо-, макроокружение, в котором протекает жизнь школьника, его семьи и его друзей. Понятие «родной край» междисциплинарно по своей сути, но ядро этого понятия находится в области географических и экологических знаний [5, с. 227].
Изложение основного материала статьи. Природно-культурный потенциал региона включает две основные составляющие: природную и культурно-историческую. В данной работе мы рассмотрим возможности природного и культурно-исторического наследия в реализации патриотического воспитания студентов на примере Арзамасского края.
Природный потенциал любого региона составляют в первую очередь природные ландшафты, их особенности и эстетическая красота. К природному потенциалу региона могут быть отнесены такие объекты, как природные парки, скверы, зеленые зоны, водные объекты (реки, озера и т.п.), пещеры, различные формы рельефа, флора и фауна региона и т.д.
Исследование объектов природного наследия в вузе может быть реализовано в рамках преподавания дисциплин географического и биологического блоков («Географическое краеведение», «Ландшафтоведение», полевые практики по географии и биологии, проводимые на базе своего региона и т.д.). Формы изучения природных объектов своего края могут быть самые разнообразные. Безусловно, здесь могут использоваться традиционные формы и методы изучения (лекции, семинары, полевые практики студентов), а также презентации, мастер-классы и другие. Но наиболее эффективной формой познания природных объектов родного края, на наш взгляд, являются туристические экскурсии. Экскурсии в природу по родному краю целесообразно совмещать со спортивными мероприятиями: пешие прогулки, однодневные и многодневные туристические походы. При изучении природных ландшафтов региона, в зависимости от сезона, можно организовывать лыжные или велосипедные прогулки. В процессе изучения водных объектов, в частности рек, возможен сплав на лодках или байдарках. Таким образом, в соответствии с намеченным маршрутом и объектами определяются формы и методы познания природы родного края.
Арзамасский край - территория в рамках административных границ Арзамасского района Нижегородской области - располагает значительным природно-культурным потенциалом в реализации патриотического воспитания молодежи. На территории города Арзамаса и Арзамасского района имеется несколько памятников природы, заслуживающих особого внимания при изучении родного края, к ним относятся: Пустынский биологический заказник, дендрарий г. Арзамаса, дендрарий Березовского леса, роща на Высокой горе, Смирновский пруд [Подробнее об этом см.: 4.].
Пустынский биологический заказник (организован в 1933 г.) расположен на северо-западе Арзамасского района, между селом Старая Пустынь и деревней Меньшиково. Заказник находится в бассейне реки Сережи, на стыке подзон смешанных и широколиственных лесов, он занимает площадь в 6,2 тыс. га. На территории заказника расположены Пустынские карстовые озера, болота Мостовое и Козье, произрастает много ценных, редких и реликтовых растений, обитает большое количество животных, часть из которых теперь являются редко встречающимися и занесенными в Красную книгу. Из 1300 видов флоры Нижегородской области в Пустынском природном комплексе произрастает около 700 видов. Последние исследования флоры показали, что 55 видов растений являются редкими или представляют интерес по своему географическому распространению. В заказнике известно 36 видов млекопитающих - из 64 обитающих в области, 4 вида из них - редкие животные: выхухоль, речной бобр, выдра, лесная куница. Среди редких птиц, встречающихся на территории заказника, следует назвать беркута, скопу, филина, глухую кукушку, крапивника, канареечного вьюрка, дубоноса.
Дендрарий г.Арзамаса (основан в 1948-1950 годах) находится почти в центре города, занимает площадь 13 гектаров. Дендрарий имеет планировку, его площадь разбита на 28 кварталов размером 50 м х 50 м, в которых размещены насаждения коллекционных пород. В дендрарии к настоящему времени сохранилось около 80 видов древесных и кустарниковых пород, относящихся к 23 семействам. Из ранее существовавших растений теперь произрастает несколько видов ольхи, тополей, клёнов, лиственница Сукачёва, сосна Банкса, псевдотсуга, туя западная, ясень пушистый, орех маньчжурский, амурский каштан, амурский бархат и некоторые другие.
Дендрарий Берёзовского леса расположен к востоку от Арзамаса, между городом и поселком Берёзовка. Дендрарий представляет собой треугольное образование, ограниченное с юго-западной стороны лиственничной аллеей, с востока - посадками липы, вяза и дуба. На территории дендрария произрастают: веймутова и кедровая сосны, ель, рябина, крушина, боярышник, кизильник, барбарис, спирея, ирга.
Роща на Высокой горе находится к северо-западу от города, на высоком коренном склоне долины реки Теши. Площадь её составляет почти 46 гектаров. В роще присутствуют высоковозрастные дубы, липы, встречается берёза, хорошо развит кустарниковый ярус из лещины, бересклета и других пород.
Смирновский пруд расположен почти в центре города, к северо-западу от Арзамасского дендрария. Он представляет собой водоём, вероятно, антропогенного происхождения, находящийся в овраге площадью более 3 гектаров. Наибольшая протяженность пруда составляет около 550 м, ширина колеблется от 130 до 50 м. Питание пруда осуществляется грунтовыми водами (здесь имеются родники), талыми снеговыми и дождевыми водами.
Безусловно, заслуживает внимания и главная река Арзамасского края - Теша, среднее течение которой проходит в пределах Арзамасского района. В черте города Теша касается западной окраины Арзамаса, где по левому берегу реки простираются пойменные луга, получившие по соседнему рабочему поселку название Выездновских.
Интересными природными объектами, со своей флорой и фауной, являются зеленые зоны, расположенные в окрестностях города Арзамаса. Это лесонасаждения различных лиственных и хвойных пород, примыкающие к городским микрорайонам - 11-му и Сосновому, роща «Дубки», расположенная в 408-м микрорайоне, туристическая база «Снежинка» и некоторые другие.
Культурно-исторический потенциал региона включает всю социально-культурную среду, с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности населения. Соответственно сюда входят все памятники архитектуры, музеи, выставочные залы и т.п.
Наибольшими возможностями для изучения объектов культурно-исторического наследия в вузе располагают дисциплины исторического блока («Историческое краеведение», «Мировая художественная культура» и т.п.). Формы изучения культурно-исторических объектов во многом аналогичны формам изучения природного потенциала региона. Но учитывая, что подавляющая часть культурных объектов находится в городской черте, существует определенная специфика знакомства обучающихся с культурно-историческими объектами. В отличие от изучения природных объектов, где в большинстве случаев требуются дальние походы и экскурсии, здесь предмет изучения расположен относительно рядом (как правило, в городе). Поэтому одной из основных форм познания культурно-исторических объектов являются пешие экскурсии по городу. При этом актуальным остается использование традиционных форм обучения -лекций и семинаров краеведческой тематики, а также презентации, встречи с интересными людьми и т.д.
Арзамас, являясь одним из старейших городов Нижегородской области (годом основания города принято считать 1578 год), располагает богатым культурно-историческим потенциалом. Особое место в формировании патриотических чувств у студентов занимает знакомство с культурно-историческими памятниками, находящимися на территории города Арзамаса и Арзамасского района. Начиная знакомство с памятниками архитектуры, целесообразно подчеркнуть, что многие храмы в 30-е годы прошлого столетия были разрушены или уничтожены полностью. И только в начале нулевых годов XXI века началось восстановление наших святынь. Известно, что Арзамас возник на месте мордовского поселения; он упоминается в летописях с XIV века. Первоначально это была деревянная крепость, возведенная по указу Ивана Грозного. Первым каменным строением в Арзамасе стал Спасо-Преображенский храм мужского монастыря, построенный в конце VI века. Основу архитектурной композиции собора составляет традиционный четверик, увенчанный пятью куполами. Облик старой части города во многом определяют православные святыни: монастыри, соборы, церкви, большая часть из которых была разрушена в советский период. А.П.Гайдар, считавший Арзамас своей родиной, так описывал город в повести «Школа»: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. ... Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители» [1].
Одним из немногих храмов, сохранившихся в городе в нетронутом виде, является Собор Воскресения Христова, возведенный в честь победы русских воинов в Отечественной войне 1812 года. Храм построен на пожертвования жителей города в 1842 г. по проекту арзамасского архитектора М.П. Коринфского (ученика знаменитого архитектора А.Н. Воронихина). Собор завершает ансамбль главной площади города - Соборной, представляя собой белый куб с пятью куполами. Напротив него, в северном направлении (на этой же площади), находится так называемый зимний храм (название связано с тем, что служба зимой в Воскресенском соборе не ведется, а проводится в этой церкви) кафедрального собора - церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Архитектура церкви носит переходный характер - от барокко к классицизму, с колокольней, сохранившей барочный силуэт. На территории Соборной площади открыт Николаевский женский монастырь с отреставрированной Богоявленской церковью (построена в 1812 г.) и восстановленной церковью Николая Чудотворца (1738 г.).
К востоку от Соборной площади, через древнее русло когда-то протекавшей здесь речки Сороки (в настоящее время на месте русла проходит виадук), находится церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в стиле барокко в 1845 году. Отличительной особенностью этого храма является двухэтажная структура храма и позолоченные купола. Далее на восток, примерно в двухстах метрах от этого храма, на возвышенности находится церковь в честь Входа Господня в Иерусалим (построена в 1777 г.). Немного далее расположена церковь в честь Рождества Христова, являющаяся венцом храмостроительства «золотого века» Арзамаса. Здание построено с элементами готического стиля, по проекту русского архитектора К. Тона, в 1845-1852 гг. (рядом восстановлен еще один полностью разрушенный в советское время храм - Смоленская церковь, которая была возведена в 1797 г.).
В нижней части города находится храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, построенный в середине XIX века. В северном направлении от Соборной площади, на периферии старинной части города Арзамаса, отреставрировано несколько церквей. Это храм в честь Казанской иконы Божией Матери, возведенный в 1792 г.; немного далее в том же направлении расположен храм в честь Сошествия Святого Духа, построенный в 1768г., а напротив него находится церковь в честь иконы Божией Матери Знамение (1801г.). В северо-восточном направлении от Соборной площади восстановлена церковь святого апостола Андрея Первозванного (1793 г.). Рядом находится Ильинская приходская церковь (1746 г.), одна из наиболее древних церквей города, построенная в стиле русского барокко (в настоящее время здание нуждается в реставрации). На городском Тихвинском кладбище расположена небольшая церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1786 г.). На территории бывшего села Ивановка (теперь это Ивановский микрорайон города) стоит церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенная в середине XXI века.
К настоящему времени в Арзамасе восстановлено 15 храмов из 36 существовавших до революции. Полностью утрачены (уничтожены в советский период) церкви Крестовоздвиженская и Введенская, церковь Покрова Богородицы, Спасская церковь, церкви на территории бывшего мужского монастыря - Вознесенская и Успенская, а также церковь Александра Невского и некоторые другие. К.Паустовский, в 1916 году оказавшийся в городе проездом, вспоминал: «Куда ни взглянешь - всюду было такое обилие золоченых, похожих на яблоки куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской руками искусных женщин».
На территории города Арзамаса имеются многочисленные памятники гражданской архитектуры, такие, как жилые дома купцов и дворян, административные здания дореволюционной эпохи. Это преимущественно каменные дома, построенные в XVIII - XIX веках: здание городского магистрата, дома купцов И.А.Попова (куплен впоследствии купцом Беляниновым и сегодня известен в городе как «дом Белянинова»), И.А.Будылина, Н.Н.Живакина (по фамилиии более позднего владельца - «дом Шкарина»), здание «Стригулинские номера», здание уездной земской управы и другие. На улице Верхней набережной находятся деревянные дома жителей города Бессоновых, Твердова и другие. Очень редким в городском архитектурном строительстве является улица Гостиный ряд (бывшие Торговые ряды): они построены в старинной части города на сложном рельефе - склоне возвышающегося холма, с перепадом высот до 20 м. Застройка включает торговые лавки и здание купеческой биржи (сегодня в нем находится музыкальное училище). В общей сложности в городе насчитывается более 30 памятников истории и архитектуры, сохранение которых является общей задачей ныне живущих и будущих поколений.
Мы полностью разделяем мнение Д.С.Лихачева, который в своей работе «Заметки о русском» говорит о том, что утраты памятников культуры «невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно» [3, т. 2, 493].
Арзамас обладает и культурно-просветительским потенциалом, который составляют, в частности, различные музеи: историко-художественный музей г. Арзамаса, мемориально-бытовой дом-музей А.П.Гайдара, литературный музей А.П.Гайдара, мемориальный музей М.Горького, Общественный музей им. И.П.Склярова, частный музей «Мир старины», выставочный отдел историко-художественного музея. Кроме того, заслуживают отдельного внимания находящиеся в Арзамасском районе Чернухинский музей природы им. С.И.Трофимова, Пешеланский музей горного дела, геологии и спелеологии, Выездновский Центр ремесел. Посещение с экскурсиями подобных объектов позволяет не только расширять и углублять краеведческие знания, но и воспитывать у молодого поколения чувство патриотизма.
Выводы. Таким образом, даже беглый обзор природных и культурно-исторических объектов, находящихся на Арзамасской земле, позволяет нам утверждать, что патриотическое воспитание молодежи может быть реализовано даже в условиях небольшого по территории региона.
Любой регион России, без исключения, располагает природно-культурным наследием, которое педагогически целесообразно реализовывать в рамках как традиционных форм обучения, так и посредством инновационных методов обучения.
Литература:
1. Гайдар А. Собрание сочинений в трех томах. Т.2. - М.: Правда, 1986.
2. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред А.В.Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.
3. Лихачев Д.С. Избранные работы. В трех томах. Т.2. - Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1987.
4. Любов М.С. География Арзамасского края: учебное пособие. - Арзамас: АГПИ, 2007. - 186 с.
5. Николина В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: Межвузовский сборник научных трудов. -Нижний Новгород: НГПУ, 1997. - С. 223-231.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. соч. в трех томах. - М.: Педагогика, 1979.
Педагогика
УДК 37.035.6
доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» (г. Тула) ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ РУССКОЙ ИДЕИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы многоплановости и сложности понимания сущности патриотизма и патриотического воспитания в России - многонациональной стране как воплощение в жизнь Русской идеи. Возрождение российского патриотизма в стране, имеющей великую историю и культуру, большие достижения, являющиеся достоянием не только отечественной, но и мировой цивилизации, должно основываться на обращении к глубинным источникам духовной и нравственной силы предшествующих поколений и все это обязывает нас учитывать факты наличия у патриотизма множественные обличия и разновидности.
Ключевые слова: гражданственность, духовность, любовь к Отечеству, патриотизм, патриотическое воспитание, Родина, Россия, Русская идея.
Annotation. The article deals with the issues of multiplicity and complexity of understanding the essence of patriotism and patriotic education in Russia - a multinational country as an embodiment of the Russian idea. The revival of Russian patriotism in a country with a great history and culture, great achievements that are not only the property of the national, but also world civilization, should be based on turning to the deep sources of spiritual and moral power of previous generations and all this makes us take into account the facts of patriotism multiple appearances and varieties.
Keywords: citizenship, spirituality, love for the Fatherland, patriotism, patriotic education, Motherland, Russia, Russian idea.
Введение. Современное российское общество испытывает большие трудности и сложности на данном этапе своего развития. В результате происшедших изменений, связанных с действием целого ряда негативных, в том числе и разрушительных процессов в важнейших сферах жизни общества и государства, резко обострилась проблема патриотизма. Несмотря на объективное возрастание его роли и значения в условиях деятельности, осуществляемой в интересах возрождения России, патриотизм, тем не менее, не является атрибутом нашей действительности, существенным элементом сознания и чувств россиян, особенно молодежи. Вследствие этого все более неотложной становится необходимость возрождения патриотизма в России, поскольку от решения этой проблемы в огромной степени зависит успех всех дальнейших преобразований в нашем обществе.
Многоплановость и сложность понятия патриотизма, неоднозначность его трактовки требуют уточнения и определения. Мы считаем, что следует четко понимать содержание понятия «патриотизм», его содержательную характеристику, а также процесс его формирования.
Цель статьи - проанализировать современное понимание сущности патриотизма и патриотического воспитания в России как воплощение в жизнь Русской идеи.
Изложение основного материала статьи. Выделение основных признаков патриотизма является отправной точкой в выяснении сущности патриотизма. К ним можно отнести:
• чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданность ей;
• чувство долга перед Родиной (готовность к защите Отечества);
• деятельная, практическая любовь к Родине и народу;
• гордость за символы государства, за свой народ и за свое Отечество;