Научная статья на тему 'О взаимосвязи патриотического и этнокультурного воспитания'

О взаимосвязи патриотического и этнокультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / PATRIOTISM / ETHNO-CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е.В.,

Раскрыта актуальность проблемы патриотического воспитания на современном этапе. Представлены отдельные положения, принятой в стране Концепции и программы патриотического воспитания. Осуществлен анализ поэтапной эволюции идеи патриотизма в истории России: религиозный (XI конец XVII вв.), просвещенного патриотизма (конец XVII XVIII вв.), общегражданского патриотизма (XIX в.), советского патриотизма (20-90-е гг. ХХ в.) и демократического патриотизма современности. Обозначена взаимосвязь развития идеи патриотизма и этнокультурного наследия. Представлен обзор современных исследований в области патриотического и этнокультурного воспитания, выявлены проблемообразующие противоречия и основные аспекты исследуемой проблемы. Особый акцент делается на патриотическое содержание и прикладное воспитательное значение разнообразных жанров фольклора, народных обрядов, игр и различных предметов народной материальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INTERRELATION OF PATRIOTIC AND ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article deals with the patriotic education issue in the contemporary period of time. It represents particular theses of the Conception and syllabus of patriotic education, passed by Russia. The analysis of the gradual evolution and development of patriotism idea in Russia is widely presented in this article. It includes the religious period (XI the end of XVII cent.), enlightened patriotism period (the end of XVII-XVIII cent.), general civil patriotism period (XIX cent.), Soviet patriotism period (20-90-ties of XX cent.) and democratic patriotism of the modern times. The article emphasizes the interrelation of the patriotism idea development and the ethnocultural heritage. There is an overview of modern researches in the field of patriotic and ethnocultural education, the main issues and contradictions of the problem. The special emphasis is laid upon the patriotic contents and the applied educational meaning of diverse folklore genres, folk customs, games and different objects of folk material culture.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи патриотического и этнокультурного воспитания»

УДК 37.01 DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2019.3(115).89-91

О ВЗАИМОСВЯЗИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Е.В.Иванов

ON INTERRELATION OF PATRIOTIC AND ETHNOCULTURAL EDUCATION

E.V.Ivanov

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Evgeniy.Ivanov@novsu.ru

Раскрыта актуальность проблемы патриотического воспитания на современном этапе. Представлены отдельные положения, принятой в стране Концепции и программы патриотического воспитания. Осуществлен анализ поэтапной эволюции идеи патриотизма в истории России: религиозный (XI — конец XVII вв.), просвещенного патриотизма (конец XVII — XVIII вв.), общегражданского патриотизма (XIX в.), советского патриотизма (20-90-е гг. ХХ в.) и демократического патриотизма современности. Обозначена взаимосвязь развития идеи патриотизма и этнокультурного наследия. Представлен обзор современных исследований в области патриотического и этнокультурного воспитания, выявлены проблемообразующие противоречия и основные аспекты исследуемой проблемы. Особый акцент делается на патриотическое содержание и прикладное воспитательное значение разнообразных жанров фольклора, народных обрядов, игр и различных предметов народной материальной культуры.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, этнокультурное воспитание, патриотизм, этнокультурное наследие

The article deals with the patriotic education issue in the contemporary period of time. It represents particular theses of the Conception and syllabus of patriotic education, passed by Russia. The analysis of the gradual evolution and development of patriotism idea in Russia is widely presented in this article. It includes the religious period (XI - the end of XVII cent.), enlightened patriotism period (the end of XVII-XVIII cent.), general civil patriotism period (XIX cent.), Soviet patriotism period (20-90-ties of XX cent.) and democratic patriotism of the modern times. The article emphasizes the interrelation of the patriotism idea development and the ethnocultural heritage. There is an overview of modern researches in the field of patriotic and ethnocultural education, the main issues and contradictions of the problem. The special emphasis is laid upon the patriotic contents and the applied educational meaning of diverse folklore genres, folk customs, games and different objects of folk material culture. Ключевые слова: patriotic education, ethnocultural education, patriotism, ethnocultural heritage

Вопросы, связанные с сутью и ролью патриотизма, в постсоветское время постоянно дискутируются в обществе, что закономерно находит отражение и в сфере образования, и в сфере научно-педагогических исследований. О важности данной проблемы говорит и то, что на государственном уровне, начиная с 2001 г., разработано несколько программ и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в которой, в частности, отмечается, что радикальные преобразования в стране, произошедшие в конце XX—начале XXI вв., определили новый вектор в развитии новейшей истории России, сопровождающийся изменениями в политической, социально-экономической и духовной сферах общества и сознании людей. На этом фоне существенно снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма, в то время как именно патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан и особенно подрастающего поколения является в наши дни актуальной задачей. В качестве цели патриотического воспитания провозглашается «развитие в российском обществе высокой социаль-

ной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития» [1]. И уже в первой задаче говорится о необходимости воспитания уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям народа.

Эти положения нашли продолжение и в действующей сейчас программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», в задачах которой, в частности, также отмечается необходимость развития научного и методического сопровождения патриотического воспитания путем активизации интереса к изучению истории России, формирования чувства уважения к культуре и традициям населяющих ее народов, героическим страницам в истории страны в том числе, сохранения памяти о подвигах защитников Отечества [2].

В заданном контексте, наряду с другими, явно прослеживается необходимость изучения и использования возможностей отечественного этнокультурного наследия в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения. В научном плане это определяется наличием неразрешенных проблемообра-зующих противоречий:

— между официальным провозглашением патриотизма одной из главных объединяющих идей России и недостаточным рассмотрением данной проблемы в педагогическом аспекте на современном этапе;

— между признанием в качестве одной из характерных черт патриотизма привязанности к родной земле, языку и традициям и недостаточным изучением этнокультурного наследия с данных позиций;

— между богатым этнокультурным наследием российских регионов и отсутствием предметного изучения их потенциала в плане патриотического воспитания подрастающего поколения.

В генезисе отечественной идеи патриотизма современные исследователи выделяют несколько этапов: религиозный (XI—конец XVII вв.), просвещенного патриотизма (конец XVII—XVIII вв.), общегражданского патриотизма (XIX в.), советского патриотизма (20-90-е гг. ХХ в.) и демократического патриотизма современности, который утверждается через ценности гражданской свободы, гуманизма и национального единства [3]. Начало изучения этнокультурного наследия русского народа уходит своими корнями в XVII в. По сей день подобные исследования относятся в основном к области филологии и лишь небольшое количество из них предметно затрагивает различные педагогические и культурологические аспекты.

Понимание взаимосвязи патриотизма и этнокультурного наследия впервые можно обнаружить в России XIX в., когда на государственном уровне происходит идеологическое обоснование «теории официальной народности» (православие, самодержавие, народность), а в педагогике получает научное обоснование «идея народности», как одна из базовых основ воспитания русского человека. Однако специальных работ по рассмотрению взаимообусловленности рассматриваемых феноменов (патриотизм и этнокультурное наследие) ни в педагогике, ни в других науках в то время не было. В советский период, с его классовым подходом и развиваемой на его основе идеей пролетарского интернационализма, основу патриотизма составляла идея преданности социалистической родине и коммунистической идее, а национальная гордость должна была быть неразрывна с интернациональной солидарностью трудящихся. Данная установка проецировалась и в сферу воспитания, находя соответствующее отражение и в научно-педагогических исследованиях того времени.

В 90-е гг. ХХ в. патриотизм начинают связывать с демократическими и гуманистическими идеями, гражданскими свободами и общечеловеческими ценностями, истоки которых пытаются найти как в феномене поликультурности, так и в этнокультурном наследии народа. Более того, вместо «патриотического стало пропагандироваться воспитание космополитизма, стал отрицаться социальный заказ на воспитание, на зависимость его содержания и методов от социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной» [4].

В XXI в. в качестве одной из основных черт патриотизма в России начинают выделять национальное единство, а сам патриотизм постепенно при-

обретает статус национальной идеи. Все это вновь подвигает ученых и педагогов-практиков в ходе научно-исследовательской деятельности и в воспитательной работе уделять пристальное внимание героическим страницам и знаменательным событиям родной истории, а также вопросам культурной самобытности, находящим отражение в этнокультурном наследии народа.

Анализ современного состояния научных исследований, связанных с заявленной в теме статьи проблематикой, показывает, что в педагогическом разрезе они преимущественно ориентированы на изучение различных аспектов двух предметных областей («патриотическое воспитание» и «этнокультурное воспитание») по отдельности и почти не затрагивают их взаимосвязь. Так, все отечественные исследования последних лет в области патриотического воспитания можно разделить:

— по целевым группам, на которые оно направлено (дошкольники, школьники разного возраста, студенты среднего профессионального и высшего образования, курсанты военных вузов);

— по взаимосвязи патриотического и других аспектов воспитания (военно-патриотическое, гражданское и патриотическое);

— по учету специфических условий при реализации патриотического воспитания (в условиях интернационализации высшего образования, в условиях городской образовательной системы, в условиях со-циообразовательной среды, в условиях изучения отдельных учебных предметов и др.);

— по выявлению и использованию патриотического потенциала отечественной истории, культуры, народной педагогики.

Что касается отечественных исследований последних лет в области этнокультурного воспитания, то их также можно разделить:

— по целевым группам, на которые ориентировано этнокультурное воспитание (дошкольники, школьники разного возраста, студенты);

— по месту и условиям осуществления этнокультурного воспитания (в городской и сельской школе, в отдельных организациях в системе дополнительного образования, в условиях неформального образования);

— по видам деятельности, в которых осуществляется этнокультурное воспитание (урочная и внеурочная, народные ремесла, песни и танцы, театр и др.);

— по использованию средств народной педагогики и фольклора в деле этнокультурного и других аспектов воспитания, включая патриотическое.

Патриотическое воспитание средствами народной педагогики (этнопедагогики) наиболее созвучно рассматриваемой в статье проблеме. Однако подобных изысканий на серьезном исследовательском уровне пока еще явно не достает. Среди них можно отметить исследования, направленные на выявление ценностного патриотического содержания народных традиций, теоретическое обоснование и практическую апробацию модели патриотического воспитания школьников (в основном начальных клас-

сов) и студентов средствами народной педагогики (Н.В.Адаева, Г.Х.Валеева, Н.А.Ивашкина и др.), а также на разработку системы подготовки учителей начальных классов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики. Главное внимание при этом уделяется вопросам профессиональной подготовки педагога к конкретному виду воспитательной деятельности с помощью умелого использования содержания и средств различных видов этнокультурного наследия (Н.М.Жданова). В контексте региональной этнокультурной привязки нельзя не отметить исследование С.Т.Алиевой, в котором она определяет психолого-педагогические условия использования интегратив-ных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста в учебно-воспитательных комплексах «детский сад — школа» на основе этнокультурного наследия Дагестана.

Что касается изысканий по проблеме патриотического и этнокультурного воспитания в странах Запада, то в последние годы они там фактически не проводились, так как противоречили доминирующей идее мультикультурализма, в русле которой преимущественно и разрабатывалась подобная педагогическая проблематика. Между тем, в ряде стран ближнего зарубежья (Украина, страны Прибалтики), несмотря на их европейскую ориентацию, на государственном и региональном уровне создавались концепции и программы национально-патриотического воспитания, однако заслуживающих внимания серьезных научно-педагогических исследований в этой области также не проводилось [5].

Таким образом, можно констатировать, что рассмотрение проблемы патриотического воспитания с использованием потенциальных возможностей отечественного этнокультурного наследия востребовано современной российской действительностью, но пока еще мало изучено. Среди основных аспектов, требующих специального научного исследования, можно выделить следующие: сущность и взаимосвязь категорий патриотизм и этнокультурное наследие; методологические основы и логика изучения потенциальных возможностей этнокультурного наследия в целях патриотического воспитания подрастающего поколения; особенности историко-культурного развития России и ее отдельных регионов как объективные предпосылки становления и развития идей патриотизма в этнокультурном наследии; патриотическое содержание и прикладное вос-

питательное значение различных жанров фольклора, народных обрядов и игр; педагогическое и патриотическое содержание изделий традиционных ремесел, рисунков и различных предметов материальной культуры, найденных, в том числе, и в ходе археологических раскопок.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-413-530001.

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901867597 (дата обращения: 28.08.2019).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 28.08.2019).

3. Яровиков О.Б., Певзнер М.Н. Патриотическое воспитание студентов в условиях интернационализации высшего образования: монография. В. Новгород: НовГУ, 2011. 131 с.

4. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография. Челябинск: Цицеро, 2012. С.5.

5. Иванов Е.В., Кудрявцева Г.К. О проблеме патриотического воспитания на основе отечественного этнокультурного наследия // Новая наука: от идеи к результату. Ч.2. Уфа: АМИ, 2016. № 8 (96). С.56-59.

References

1. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazdan Rossiyskoy Federacii [The Conception of Patriotic Education in Russian Federation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901867597 (accessed: 28.08.2019).

2. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody" [The State Syllabus "Patriotic Education of Citizens of Russian Federation for 2016-2020"]. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed: 28.08.2019).

3. Yarovikov O.B., Pevzner M.N. Patrioticheskoe vospitanie studentov v usloviyah internacionalizacii vysshego obra-zovaniya: monografiya [Patriotic Education of Students in the Condition of Internationalism of Higher Education: monograph]. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 2011. 131 p.

4. Tsiulina M.V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov voz-moznostyami socioobrazovatel'noy sredy: monografiya [Patriotic Education in Frame of the Opportunities of Social-Educational Environment: monograph]. - Chelyabinsk, Cicero Publ., 2012. P. 5.

5. Ivanov E.V., Kudryavceva G.K. O probleme patrioticheskogo vospitaniya na osnove otechestvennogo etnokul'turnogo naslediyaдия [On the Problem of Patriotic Education on the Basis of Ethnocultural HERITAGE]. Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. Ufa, AM" Publ., 2016, no 8-2 (96), pp. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.