СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ
УДК 316.4; 316.7
DOI 10.23683/2227-8656.2019.1.19
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ЮГЕ РОССИИ В ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ДИСКУРСА1
Верещагина Анна Владимировна
Доктор социологических наук, профессор, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
Вагина Виктория Олеговна
Магистрант, стажер-исследователь, лаборатория исследования и экспертизы социальных практик на Юге России, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
ETHNO-CULTURAL
SPECIFICITY OF THE FORMATION OF PATRIOTIC VALUES AMONG THE YOUNG IN THE SOUTH OF RUSSIA: THE SCIENTIFIC RESEARCH DISCOURSE
Anna V. Vereshchagina
Doctor of Social Sciences, Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
Victoria O. Vagina
Graduate student; research assistant, Laboratory for Research and Examination of Social Practices in the South of Russia, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
1 Статья выполнена в рамках реализации государственного задания (Министерство образования и науки Российской Федерации), проект № 28.3486.2017/ ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации».
В данной статье анализируются сложившиеся в научно-исследовательской практике направления, дискуссионные вопросы и точки зрения относительно этнокультурной специфики формирования патриотизма в молодежной среде южнороссийского региона как самого полиэтнического, а потому и наиболее сложного с точки зрения критического осмысления условий, факторов и эффективности патриотического воспитания. Результаты исследования позволили выявить этнокультурный потенциал патриотического воспитания и особенности его использования в различных региональных сообществах Юга России, а также особенности научного дискурса, развернувшегося вокруг вопроса об учете этнокультурного фактора и этнокультурных особенностей самой молодежи в формировании ее патриотических ценностей и установок. Не все ученые поддерживают точку зрения о необходимости учета этого фактора, выстраивая свою исследовательскую позицию вокруг важности общих идеологических оснований для формирования патриотизма в молодежной среде на Юге России. Рациональные суждения присутствуют и в том, и в другом случае, что наряду с изложением и других исследовательских сюжетов раскрывается в данной статье.
This article analyzes the trends in research practice, discussion questions and points of view regarding the ethnocultural specificity of formation of patriotic values among the youth in the South of Russia as the most multiethnic, and therefore the most difficult from the point of critical understanding of the conditions, factors and effectiveness of patriotic education. The results of the study revealed the ethnocultural potential of patriotic education and the features of its use in various regional communities in the South of Russia, as well as the features of the scientific discourse on the issue of taking into account the eth-nocultural factor and the ethnocultural features of the youth in shaping its patriotic values and attitudes. Not all scholars support the point of view about the need to take this factor into account by building their research position around the importance of common ideological foundations for the formation of patriotism among the youth in the South of Russia. The article reveals rational judgments of both points of view along with other research plots.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; молодежь, этнокультурная специфика; традиционная культура, казачество; региональный социум; южнороссийский регион.
Keywords: patriotism; patriotic education; youth; ethnocultural specificity; traditional culture; Cossacks; regional society; the South of Russia.
Введение
Патриотизм и проблемы патриотического воспитания молодежи в России составляют важное место в пространстве общественно-политического и научного дискурса, что определяется стоящими перед страной задачами локального и глобального характера, решение которых возможно только при определенном уровне социальной консолидации и интеграции социума, а в регионах с полиэтнической структурой - высоком уровне межэтнического согласия и сотрудничества (Volkov, 2017. P. 841-859). Высокий уровень патриотизма в современной России, сфор-
мировавшийся в рекордные по историческим меркам сроки и во всех возрастных группах после периода патриотического нигилизма 1990-х (Патриотизм в России ... , 2016), говорит о том, что государственная политика патриотического воспитания приносит свои положительные результаты, которыми характеризуют и отдельно взятые регионы, и страну в целом.
Высокий уровень патриотизма, хоть и в меньшей степени по сравнению со старшими поколениями россиян, характерен и для молодежи южнороссийского региона, о чем говорят эмпирические данные по Дагестану (Шахбанова, 2017. С. 205-208), в Республике Крым (Подъячев, 2015. С. 126-136), в Ростовской области (Барков, 2013. С. 58-76) и т.д. Сегодня многие исследователи говорят о декларативном, фасадном, слепом, искаженном характере патриотизма, высокие количественные показатели которого не коррелируют с реальными патриотическими практиками, не содержащими в себе социальную ответственность и гражданское сознание, стремление изменить жизнь общества, своего народа к лучшему на основе критического отношения к реальности (Volkov, 2017. P. 841-859). И при всей важности данной проблемы, которая неминуемо ставит вопросы о том, что кроется за этими высокими цифрами и оценками патриотичности российского населения и какие конкретно патриотические практики стоят за столь высоким уровнем патриотизма в стране и ее регионах, мы решили обратиться к другой проблеме, учитывая особенности патриотического воспитания в контексте влияния этнокультурных факторов. Важность данного ракурса исследования определяется тем, что он может позволить проникнуть в сам механизм становления патриотического сознания, который у каждого народа свои культурные особенности.
На этом вопросе мы и остановим свое внимание в данной работе, обратившись к южнороссийскому региону как самому полиэтническому, а потому и наиболее сложному с точки зрения изучения этнокультурных аспектов формирования патриотизма в молодежной среде. И с этой целью мы обратимся к сложившемуся в научно-исследовательской практике опыту изучения данной проблематики (Патриотизм, гражданственность, 2018)
Этнокультурные аспекты формирования и проявления патриотизма в регионах Юга России: направления научно-исследовательских практик
Полиэтничный характер Юга России определил в качестве важного в научно-исследовательских практиках направление, связанное с изучением этнокультурной специфики формирования и проявления патриотизма в регионах Юга России. В этом ключе исследователи с
позиций различных дисциплинарных практик (философские, педагогические, социологические) поднимают такие вопросы, как значимость религиозного фактора в становлении и развитии патриотизма (Халим-бекова, 2011. С. 54-58), в том числе в контексте влияния религии на патриотизм мусульманской молодежи на Северном Кавказе (Койчуев, 2011. С. 39-46); влияние этнокультурных потребностей и процессов на формирование патриотического сознания (Волков, 2017. С. 86-96; Бедрик, Дьяченко, ... 2016. С. 37); место патриотизма в традиционной культуре народов Юга России (Магомедов, 2014. С. 38-48). При этом вопрос о влиянии религиозных факторов решается неоднозначно: с одной стороны, признается важнейшая роль религии в становлении самого феномена патриотизма, в формировании культуры патриотизма, а с другой - отмечается широкий диапазон влияния религии (в том числе как ислама, так и христианства) на общественную жизнь и патриотизм - от прогрессивного и гуманного до регрессивного и разрушительного с точки зрения бытия этносов, проживающих в едином государстве (Халимбекова, 2011. С. 57-58). А.А.-Дж. Койчуев в ходе исследования состояния гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи в республиках Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня и Дагестан) пришел к выводу о необходимости более глубокого и интенсивного использования исламской педагогической мысли в этом процессе, а также широкого (на уровне федеральных СМИ) освещения и популяризации вклада российских мусульман в науку, историю, культуру, защиту Отечества с тем, чтобы устранить негативный образ мусульман, сформировавшийся в глазах остального российского общества (Койчуев, 2011. С. 46).
А.М. Магомедов пишет о единых идеологических представлениях народов Кавказа как основаниях патриотического воспитания (Магомедов, 2014. С. 39), а потому и вывод ученых о необходимости им-плементации культурных достижений народов Юга России в образовательный процесс с целью формирования патриотического сознания и гражданско-патриотических чувств (Волков, 2017) следует рассматривать как адекватный этнокультурным потребностям населения южнороссийского региона и задачам общественного развития, связанным с консолидацией многонационального российского социума. Опрос населения ряда регионов Юга России выявил высокую ориентированность на общероссийскую идентичность при высокой значимости этнокультурной составляющей в жизни народов данного региона, что и определяет высокий ресурсный потенциал этнокультурного образования в поликультурном российском обществе (Волков, 2017. С. 92).
Этнокультурные аспекты патриотического воспитания молодежи на Юге России: специфика научно-исследовательского дискурса
В рамках актуализации этнокультурных аспектов патриотического воспитания исследователи акцентируют внимание на роли традиционной культуры народов Юга России, влиянии казачества и традициях патриотического воспитания у горцев Северного Кавказа, потенциале устного народного творчества в воспитании молодых патриотов.
Так, ученые убеждены, что рост патриотизма на Юге России во многом связан с культурно-историческими традициями казачества и широкой сетью кадетских образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс в южнороссийском регионе с использованием этих традиций в рамках патриотического воспитания молодежи (Озеров, 2014; Ерохин, 2013; Колотова, 2017. С. 25-39; Щуплен-ков, 2014. С. 34-50). Только в Ростовской области казачьи образовательные учреждения работают в 42 муниципальных районах и городских округах. Система казачьего образования активно внедряется в казачьих регионах юга страны, в том числе в систему высшего образования, а поскольку, как пишет А.А. Озеров, интегрирующей ценностью казачьего образования всегда являлся идеал служения как производного от чувства любви к Отчизне и готовности к самопожертвованию для ее блага (Озеров, 2014), казачество на юге страны становится проводником идеологии государственного патриотизма.
Однако не все ученые разделяют такой взгляд на роль казачества в развитии регионального социума. В частности, О.Ю. Узунова в своем диссертационном исследовании приходит к выводу о том, что на Юге России патриотизм зачастую подпитывается этническими иден-тичностями, в том числе воинской культурой казачества, но при этом указывает на амбивалентный характер проявления казачьей идентичности, которая «продуцирует не только лояльность по отношению к государству и его армии, но и антидержавнические установки» (Узунова, 2017).
На особую роль казачьей семьи в воспитании патриотизма указывает И.Ю. Ерохин, отмечающий уникальный исторический опыт, которым она обладает и который необходимо реанимировать, изучить и использовать в воспитании подрастающего поколения (Ерохин, 2013), и на этом же, собственно, настаивает А.М. Магомедов, анализирующий традиции патриотического воспитания у горских народов Дагестана и Северного Кавказа в целом (Магомедов, 2009. С. 52). Эти традиции основываются на воспитании любви к Родине, мужества,
храбрости, чести и гордости за Родину, самоотверженности, что также связано с семьей и семейными традициями воспитания у горцев.
Элементы народной культуры, с точки зрения ряда исследователей-педагогов, также могут стать основой патриотического воспитания школьников, и проведенный дагестанскими учеными эксперимент в школах Дербента и Дербентского района, связанный с внедрением в образовательный процесс программ, основанных на элементах народной культуры, дал положительные результаты, среди которых отмечены снижение жестокости, озлобленности, безразличия, безответственности и цинизма, рост уважительного отношения к историческому прошлому, трудовым и героическим подвигам и в целом патриотизма в среде школьников 7-8-х классов (Османов, 2017. С. 77-83).
Учеными также обосновывается воспитательное значение устного народного творчества в процессе формирования патриотизма у учащейся молодежи Северного Кавказа, причем наибольший эффект отмечается тогда, когда методы и формы воспитания и обучения с помощью устного народного творчества применяются с раннего детства, так как именно в этот период закладываются основы патриотического сознания (Валиева, 2013. С. 40-42).
На особую роль образования в процессе патриотического воспитания молодежи на Юге России указывают многие исследователи, она становится предметом монографических исследований и научных дискуссий на научно-практических конференциях (Гражданско-патриотическое воспитание молодежи ... , 2018). Но если в отношении школы как агента патриотического воспитания в научных работах (Ва-лиева, 2011. С. 63-66; Валиева, 2012. С. 142-144; Полтавская, 2015; Техти, 2015. С. 159-162; Шахбазова, 2017. С. 64-70) акцент делается на различных педагогических методиках, сложившихся в народной педагогике, этнопедагогике, анализируются результаты экспериментов, проводимых в средних образовательных школах Дагестана, Северной Осетии - Алании и других регионах Юга России, обосновывается значимость формирования патриотизма в поликультурной школьной среде, в том числе с позиций искаженного понимания патриотизма, гражданственности и неоднозначного толкования понятий национализма, шовинизма и др., то в работах, посвященных патриотическому воспитанию в высших учебных заведениях (Асланов, 2016; Верещагина, 2017. С. 15-25), акценты несколько иные, и одним из важнейших вопросов, поднимаемых в данных работах, является вопрос субъ-ектности молодежи в процессе патриотического воспитания.
Ученые, используя данные эмпирических исследований, показывают, что молодежь выступает основным объектом патриотического воспитания, но реалии таковы, что она уже ориентирована на другие ценности и интересы, другой статус, другую роль в социальных процессах и быть сугубо объектом патриотического воспитания уже не желает. Более того, большая часть молодежи убеждена, что мерами воспитательного воздействия нельзя сформировать патриота (Верещагина, 2017. С. 15-22). Однако на уровне регионов страны, в том числе и на Юге, как следует из оценок экспертов, активно внедряется в воспитательный процесс молодежи разработанная государством программа патриотического воспитания граждан1. Реализуемые в ее концептуальных границах патриотические практики способствуют, по мнению ученых, успешному закреплению на уровне всего общества и в сознании молодежи юга страны идеологии государственного патриотизма, на которой основывается государственная политика патриотизации россиян в данное время, впрочем, как и на протяжении всей истории Российского государства.
Вывод
Сама природа формирования патриотических установок, корнями уходящая в мир семьи, детства, родного края, определяет в качестве важнейшего направления в изучении патриотизма на Юге России особенности его формирования в молодежной среде. В этой связи основная часть научных работ посвящена проблеме патриотического воспитания на Юге России, и даже в тех исследованиях, которые непосредственно не обращаются к этой теме, поднимаются вопросы воспитания патриотизма в молодежной среде.
Полиэтничная специфика южнороссийского региона в качестве важнейшего аспекта исследования данной проблематики определяет значимость и специфику этнокультурных факторов в формировании патриотизма в молодежной среде. Но, казалось бы, при неоспоримости данного тезиса вопрос о необходимости учета этнокультурных особенностей региональных сообществ Юга России и самой молодежи как носителей этнокультурных ценностей и традиций в процессе разработки, организации и реализации проектов в области патриотического воспитания молодежи носит достаточно дискуссионный характер. Одни ученые полагают, что патриотическое воспитание молодежи должно базироваться на единой для всей российской молодежи, в том
1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (№ 1493 от 30.12.2015).
числе и южнороссийской, идеологической платформе, нивелирующей этнокультурную специфику патриотического воспитания и предупреждающей этнокультурные сценарии патриотизации молодежи, в то время как другие убеждены в обратном, настаивая на необходимости обязательного учета этнокультурного потенциала населяющих Юг России народов и этнокультурных особенностей самой молодежи в формировании ее патриотических ценностей и установок.
Полагаем, что правы и те и другие, поскольку, безусловно, единые, концептуально оформленные и соответствующие общероссийским целям и задачам общественного развития основы патриотического воспитания крайне необходимы, а богатый опыт традиций и обычаев патриотического воспитания, накопленный различными народами Юга России, включенный в единые концептуальные рамки данного процесса, может стать тем самым источником, который позволит перевести идеологические и смысловые позиции патриотической парадигмы в деятельностное русло. Современному патриотизму в России и ее отдельных регионах не хватает деятельностного (гражданского) начала, и в данном контексте изучение этнокультурных аспектов патриотического воспитания молодежи представляет научный и практический интерес.
Литература
Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.
Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.
Бедрик А.В., Дьяченко А.Н., Сериков А.В. Славянские народы Юга России: особенности воспроизводства идентичности и тенденции идентификации. // Гуманитарий Юга России. 2016. № 6. С. 30-40.
Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С.40-42.
Валиева З.И. Специфика и сущностные характеристики патриотического воспитания
References
Aslanov, Ya.A. (2016). Formation of patriotism in the process of socialization of Russian students (for example, the Rostov region). (Doctoral Dissertation, Rostov-on-Don).
Barkov, F.A., Serikov, A.V., Chernous, V.V. (2013). Patriotic Consciousness of the Youth of the Rostov Region. Gumanitariy Yuga Rossii, 2, 58-76. (in Russian).
Bedrik A. V., D'yachenko A.N., Serikov A. V. (2016) Slavic peoples of the South of Russia: features of identity reproduction and identification trends. // Gumanitariy Yuga Rossii. N 6. P. 30-40.
Valieva, Z.I. (2013). The role of oral folk art in the formation of students' patriotism in the modern socio-cultural conditions of the North Caucasus. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudar-stvennogo universiteta. Pedagogy, Psychology, 4 (15), 40-42. (in Russian).
Valieva, Z.I. (2011). The specificity and essential characteristics of the patriotic education of students in the conditions of the North Caucasus region. Vekto rnauki Tol'yattinskogo gosudar-
учащихся в условиях Северо-Кавказского региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 63-66.
Валиева З.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников в условиях Северо-Кавказского региона: на материале Республики Северная Осетия - Алания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 142-144.
Верещагина А.В., Волков Ю.Г. Патриотическое воспитание в организациях высшего образования: опыт социологической экспертизы новых социальных практик (на материалах всероссийского социологического исследования) // Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях высшего образования : материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (Майкоп, Адыгейский государственный университет, 21-24 ноября 2017 г.). Майкоп, 2017. С. 15-25.
Волков Ю.Г., Бинеева Н.К., Печкуров И.В. Реализация этнокультурного образования и гражданско-патриотического воспитания на Юге России в контексте национальной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 3 (204). С. 86-96.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - вопрос национальной безопасности : материалы Всерос. нац. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, Таганрог, Ставрополь, Симферополь, 25-26 апреля 2018 г.) : в 2 т. Ростов н/Д.; Таганрог : Изд-во Южн. фед. ун-та, 2018.
Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3.
Койчуев А.А.-Дж. К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе // Исламоведение. 2011. № 1. С. 39-46.
Колотова Е.В., Желябина Н.А. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения на примере казачьего движения в Ставрополье // Научный вестник МГИИТ. 2017. № 6 (50). С.
stvennogo universiteta. Pedagogy, Psychology, 3, 63-66. (in Russian).
Valieva, Z.I. (2012). Ethnopedagogical foundations of patriotic education of schoolchildren in the conditions of the North Caucasus region: on the material of the Republic of North Ossetia -Alania. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudar-stvennogo universiteta. Pedagogy, Psychology, 1, 142-144. (in Russian).
Vereshchagina, A.V., Volkov, Yu.G. (2017). Patriotic education in higher education organizations: the experience of sociological examination of new social practices (based on materials of the all-Russian sociological research). In materials of All-Russia. scientific-practical conference «Or-ganizatsiya raboty po patrioticheskomu vospi-taniyu v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya» (Maikop, Adygei State University, November 21-24, 2017). Maikop.
Volkov, Yu.G., Bineeva, N.K., Pechkurov, I.V. (2017). Realizations of ethnocultural education and civil-patriotic education in the south of Russia in the context of national policy. Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies, 3 (204), 86-96. (in Russian).
Civil-patriotic education of youth - a matter of national security: materials of the All-Russian National Scientific and Practical Conference (Rostov-on-Don, Taganrog, Stavropol, Simferopol, April 25-26, 2018): in 2 vol. Rostov-on-Don; Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University, 2018.
Erokhin, I.Yu. (2013). Cossack family: a unique cultural phenomenon in the system of the state. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 3. (in Russian).
Koichuev, A.A.-J. (2011). To the problem of the study of citizenship and patriotism of Muslim youth in the North Caucasus. Islamovedenie, 1, 39-46. (in Russian).
Kolotova, E.V., Zhelyabina, N.A. (2017). Military-patriotic education of children and young people by means of tourism and local history on the example of the Cossack movement in the Stavropol region. Nauchnyy vestnik MGIIT, 6 (50), 25-39. (in Russian).
Lubsky A.V. (2018). "Faces" of patriotism in the youth environment. Civil-patriotic education of youth - a question of national security: Materials of the All-Russian National Scientific and
25-39.
Лубский А.В. «Лики» патриотизма в молодежной среде // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - вопрос национальной безопасности: Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону - Таганрог - Ставрополь - Симферополь, 25-26 апреля 2018 г.). Ростов-на-Дону - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. С.71-77
Магомедов А.М. Духовно-нравственное единство, культура межнационального общения и патриотизм в традициях народов Дагестана // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 38-48.
Магомедов А.М. Традиции патриотического воспитания у горцев Северного Кавказа // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. № 4. С. 52.
Озеров А.А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России // ИВД. 2014. № 4-2.
Османов О.Р., Рамазанова Б.М., Шахриев А.Р. Патриотическое воспитание школьников средствами народной культуры в педагогическом процессе // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017. № 3. С. 77-83.
Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России: коллективная монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018. 412 с.
Патриотизм: динамика мнений. Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/13261.
Патриотизм в России: если завтра война, если завтра в поход. ВЦИОМ, 2016. Пресс-выпуск № 3136. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115747
Подъячев К.В. Патриотическое воспитание молодежи как поле взаимодействия политических институтов и гражданского общества в регионах Российской Федерации // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12). С. 126-136.
Полтавская М.Б., Гарченко М.Н. Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ № 100 г. Волгограда) // Мир науки. 2015. № 3.
Practical Conference (Rostov-on-Don - Taganrog - Stavropol - Simferopol, 25-26 April 2018). Rostov-on-Don - Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University,. (in Russian).
Magomedov, A.M. (2014). Spiritual and moral unity, culture of international communication and patriotism in the traditions of the peoples of Dagestan. Izvestiya DGPU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2 (27), 38-48. (in Russian).
Magomedov, A.M. (2009). Traditions of patriotic education in the mountaineers of the North Caucasus. Izvestiya DGPU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 4, 52. (in Russian).
Ozerov, A.A. (2014). Problems and prospects of military-patriotic education in the Cossack cadet corps of Russia. IVD, 4-2. (in Russian).
Osmanov, OR Ramazanova, B.M., Shakhriev, A.R (2017). Patriotic education of schoolchildren by means of folk culture in the pedagogical process. Izvestiya DGPU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 3, 77-83. (in Russian).
Patriotism, citizenship and solidarity in regional communities in the South of Russia (2018): a collective monograph / Ed. ed. Volkov Yu.G. Rostov-on-Don: Foundation for Science and Education. (in Russian).
Patriotism: the dynamics of opinions. Available at: http://fom.ru/TSennosti/13261.
Patriotism in Russia: if tomorrow is war, if tomorrow is a campaign (2016). VCIOM, Press-vypusk No. 3136 Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115747
Pod'yachev, K.V. (2015). Patriotic education of youth as a field of interaction between political institutions and civil society in the regions of the Russian Federation. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika, 4 (12), 126-136. (in Russian).
Poltavskaya, M.B., Garchenko, M.N. (2015). The role of the school in civil and patriotic education of the younger generation of Russians (on the example of school № 100 in Volgograd). Mir nauki, 3, (in Russian).
Tehti V.L. (2015). Developing a patriotic idea on a multicultural basis. Vektor nauki Tol'yat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogy, Psychology, 3 (22), 159-162. (in Russian).
Uzunova O.Yu. (2017). Patriotism in the structure of the civic identity of contemporary Russian youth: all-Russian and regional trends. (Doctoral
Техти В.Л. Выработка патриотической идеи на поликультурной основе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 159-162.
Узунова О.Ю. Патриотизм в структуре гражданской идентичности современной российской молодежи: общероссийские и региональные тренды : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Ростов н/Д., 2017. 36 с.
Халимбекова М.Х. Религиозное в культуре патриотизма // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 54-58.
Шахбазова М.А. Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории // Вестник СПИ. 2017. № 4 (24). С. 64-70.
Шахбанова М.М. Патриотизм: специфика формирования и функционирования в Республике Дагестан // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1, № 1. С. 205208.
Щупленков О.В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Казачество. 2014. № 8. С. 34-50.
Kolesnikova E.Yu., Lubsky A.V., Volkov Yu.G., BineevaN.K., Vagina V.O. Patriotism and Civic Consciousness of the Youth in the South of Russia // International Journal of Civil Engineering & Technology. 2018. Vol. 9. Iss. 9. P. 15141523.
Kovalev V.V., Volkov Yu.G, Lubsky A.V., Vereshchagina A.V., Vagina V.O. Patriotism and Solidarity in the West and in Russia // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. Iss. 19. Р. 4909-4913
Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V. Patriotism In Local Communities Of The South Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, Iss. 9. P. 143151.
Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V., Vagina V.O., GubarevI.V. Patriotism as the Subject of Discursive Practices in Russia // Astra Salvensis. 2017. № 2. P. 841-859.
Поступила в редакцию
Dissertation, Rostov-on-Don).
Khalimbekova, M.Kh. (2011). Religious in the culture of patriotism. Izvestiya DGPU. Ob-shchestvennye i gumanitarnye nauki, 4, 54-58. (in Russian).
Shahbazova, M.A. (2017). Education of the younger generation on the heroic and patriotic potential of Russian history. Vestnik SPI, 4 (24), 64-70. (in Russian).
Shahbanova, M.M. (2017). Patriotism: the specifics of the formation and functioning in the republic of Dagestan. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 1 (1), 205-208. (in Russian).
Schuplenkov, O.V. (2014). History and traditions of the Cossacks - the basis of the patriotic education of young people. Kazachestvo, 8, 3450. (in Russian).
Kolesnikova E.Yu., Lubsky A.V., Volkov Yu.G., Bineeva N.K., Vagina V.O. (2018). Patriotism and Civic Consciousness of the Youth in the South of Russia. International Journal of Civil Engineering & Technology. 9 (9), 1514— 1523. (in Russian).
Kovalev V.V., Volkov Yu.G., Lubsky A.V., VereshchaginaA.V., Vagina V.O. (2017). Patriotism and Solidarity in the West and in Russia. Journal of Engineering and Applied Sciences. 12 (19), 4909-4913. (in Russian).
Volkov, Yu.G., Vereshchagina, A.V., Lubsky, A.V. (2018). Patriotism In Local Communities Of The South Russia. Sovremennyy zhurnal po metodike prepodavaniya yazyka, 8 (9), 143-151. (in Russian).
Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V., Vagina V.O, Gubarev I.V. (2017). Patriotism as the Subject of Discursive Practices in Russia. Astra Salvensis, 2, 841-859. (in Russian).
28 декабря 2018 г.