УДК 316
DOI 10.23683/2227-8656.2018.5.14
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ЮГЕ РОССИИ: ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1
Колесникова Елена Юрьевна
Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения
Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: [email protected]
Лубский Анатолий Владимирович
Доктор философских наук, профессор, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
В статье в рамках критико-аналитической рефлексии рассматриваются эвристические возможности аксиологической, институциональной, ресурсной и конструктивистской парадигм социологического исследования
PATRIOTISM AND CITIZENSHIP IN THE YOUTH ENVIRONMENT IN THE SOUTH OF RUSSIA: THE PARADIGMS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Elena Yu. Kolesnikova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov^n-Don, Russia, е-mail: [email protected]
Anatoly V. Lubsky
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov^n-Don, Russia, e-mail: [email protected]
In the article, the heuristic possibilities of the axiological, institutional, resource and con-structivist paradigms of the sociological study of patriotism and civic-mindedness in the youth environment in the South of Russia are
1 Статья выполнена в рамках реализации государственного задания (Министерство образования и науки Российской Федерации), проект № 28.3486.2017/ ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации».
патриотизма и гражданственности в молодежной среде на Юге России. Обладая высоким познавательным потенциалом, эти парадигмы в силу своей методологической ограниченности не дают целостного представления об изучаемой социальной реальности. Формирование такого представления предполагает разработку многомерных методологических конструктов, направленных на социологическое изучение патриотизма и гражданственности в молодежной среде на Юге России как особых структур ментальных программ, обусловливающих патриотические и гражданские практики молодежи в полиэтнических регионах.
Ключевые слова: патриотизм; гражданственность; молодежь; парадигмы социологического исследования; аксиологическая парадигма; институциональная парадигма; ресурсная парадигма; конструктивистская парадигма; критико-аналитическая рефлексия; проектно-конструктивная рефлексия.
considered in the context of critical analytical reflection. Possessing a high cognitive potential, these paradigms, due to their methodological limitations, do not provide a holistic view of the social reality under study. The formation of such a representation involves the development of multidimensional methodological constructs aimed at the sociological study of patriotism and citizenship in the youth environment in the South of Russia as special structures of mental programs that determine the patriotic and civic practices of youth in polyethnic regions.
Keywords: patriotism; citizenship; youth; paradigms of sociological research; axiologi-cal paradigm; institutional paradigm; resource paradigm; constructivist paradigm; critico-analytical reflection; design constructive reflexion.
Введение
В современной отечественной социологии наблюдается актуализация познавательного интереса к проблематике, связанной с патриотизмом и гражданственностью в молодежной среде в российских регионах. Этот интерес был обусловлен тем, что в последнее время в качестве основы национальной интеграции и консолидации полиэтнического российского общества сверху была предложена идея патриотизма. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что патриотизм как одна из базовых структур ментальных программ социального поведения положительно воспринимается россиянами, в том числе и молодежью. Так, 86 % молодых россиян рассматривают патриотизм как одно из наиболее значимых человеческих качеств (Горшков, 2016). Однако результаты социологических исследований показывают, что патриотизму в молодежной среде недостает гражданственности как готовности молодого человека активно участвовать в делах общества и ответственности за свои дела и поступки (Лубский, 2017, 2018).
Отдельные аспекты патриотизма и гражданственности на Юге России, в том числе в молодежной среде, уже были предметом социологических исследований, базирующихся на различных парадигмаль-
ных основаниях (Койчуев, 2011; Узунова, 2017; Шевченко, 2017; Волков, 2017), обеспечивающих, с одной стороны, плюралистическую интерпретацию социальной реальности, однако, с другой - придающих социологическим знаниям парадигмально-ограниченный характер. В результате в научно-исследовательских практиках исчезает целостность представлений о патриотизме и гражданственности российской молодежи. Поэтому в современной социологии остро стоит проблема преодоления методологической односторонности и фрагментации социологического знания в контексте перехода к мультипарадигмальным научно-исследовательским практикам, позволяющим решать научно-исследовательские задачи в рамках тех или иных парадигмальных оснований с учетом их познавательных возможностей (Волков, 2017).
В научной литературе, прежде всего в авторефератах диссертационных исследований, уже подводились некоторые итоги социологического изучения молодежного патриотизма и гражданственности на Юге России (Асланов, 2016; Куликов, 2016; Узунова, 2017). Однако вопрос о парадигмальных основаниях социологического изучения этой проблематики еще не был предметом методологической рефлексии. В связи с этим необходима критико-аналитическая рефлексия по поводу познавательных возможностей тех парадигмальных оснований, на которых базируются научно-исследовательские практики, связанные с социологическим изучением патриотизма и гражданственности в молодежной среде на Юге России. Это позволит в рамках проектно-конструктивной рефлексии разрабатывать многомерные методологические конструкты социологических исследований, направленные на производство целостного научного знания о патриотизме и гражданственности в молодежной среде в южнороссийском полиэтническом регионе.
Парадигмальные основания социологических исследований патриотизма и гражданственности в молодежной среде
на Юге России
В современных научно-исследовательских практиках можно выделить аксиологическую, институциональную, ресурсную и конструктивистскую парадигмы социологического изучения патриотизма и гражданственности в молодежной среде на Юге России.
В рамках аксиологической парадигмы, которая является наиболее распространенной в современных научно-исследовательских практиках, патриотизм как феномен молодежного сознания рассматривается в качестве ценностного отношения к Родине. В оптике этой пара-
дигмы патриотизм рассматривается, с одной стороны, в виде ценности, определяющей возможности консолидации российского общества. С другой - как отношение к Родине, государству и гражданам страны, формирующееся в конкретных социокультурных условиях под влиянием исторических фактов и событий, переживаемых различными поколениями сквозь призму собственного исторического опыта (Верещагина, 2017; Волков, 2017; Рожкова, 2014). При этом авторы, раскрывая ценностную природу молодежного патриотизма на Юге России, выделяют в нем статические характеристики, связанные с мировоззренческими и цивилизационными особенностями россиян, и динамические, обусловленные изменчивыми представлениями о патриотизме в российском обществе (Куликов, 2016).
В рамках институциональной парадигмы особое внимание уделяется выявлению роли этнокультурного компонента в формировании молодежного патриотизма, в том числе на основе использования фольклорных, военно-спортивных и духовных традиций, общих символов, помогающих формировать позитивный образ малой родины, а также анализу ключевой роли семейных ценностей, которые, как показывают исследования, по-прежнему занимают приоритетное положение в структуре патриотических ценностей молодежи. В связи с этим делается вывод о том, что семья обладает мощным потенциалом в «выращивании» патриотизма у молодых россиян как такого особого чувства, на котором строится подлинный, а не декларативный патриотизм (Бедрик, 2016).
Ряд авторов подходят к изучению молодежного патриотизма с позиций ресурсной парадигмы, предполагающей осмысление путей социальной капитализации в южнороссийском обществе и выявление перспектив формирования базовых интегративных социальных интересов. Ресурсная парадигма в исследовании патриотизма студенческой молодежи на Юге России акцентирует внимание на созидательной функции патриотизма как конструктивной формы социального самоопределения молодежи, закрепляющей взаимосвязь интересов отдельного человека с социальными интересами локального сообщества (Асланов, 2016). В рамках ресурсной парадигмы сделан важный теоретический вывод о том, что патриотизм в условиях социальной мобилизации может трансформироваться в одну из ценностей инструментального порядка, используемых в практиках социализации молодежи (Барков, 2013).
Конструктивистская парадигма в социологическом изучении молодежного патриотизма исходит из понимания его как результата со-
циального конструирования реальности. Поскольку в российском обществе доминантой такого конструирования выступает прежде всего государство, обладающее символическим капиталом власти, то патриотизм в государствоцентричной социальной среде наполняется преимущественно политическим содержанием (Барбашин, 2013). В связи с этим некоторые исследователи выделяют в молодежной среде такие лики патриотизма, как государственный и гражданский. Государственный патриотизм как привязанность молодых людей к своей Родине с беспрекословной положительной оценкой России и нетерпимостью к критике своего государства связан с нормативным типом национальной гордости, которая зависит не от реальной ситуации, а от подверженности людей индоктринации. Основу гражданского патриотизма, обусловленного рациональным типом национальной гордости, составляет критическое отношение к социальной реальности, стремление изменить ситуацию в стране к лучшему, внести свой личный вклад в развитие общества (Лубский, 2018). Именно в этом ключе патриотизм предстает как основной компонент гражданственности в моло-
с ____с ___
дежной среде. В противном случае молодежный патриотизм превращается в социальный ресурс, используемый властными структурами в качестве инструмента политического управления для легитимизации государственного курса (Куликов, 2016).
Изучая патриотизм в рамках конструктивистской парадигмы, исследователи обращают внимание на двойной механизм его формирования в молодежной среде: с одной стороны, как воспитания у молодых людей чувства любви к большой Родине (это относится и к этике служения, всячески поддерживаемой на государственном уровне), с другой - как их внутреннего самоопределения в своем отношении к малой родине (Насибова, 2016). В связи с этим молодежный патриотизм рассматривается как основа формирования государственной, гражданской или этнокультурной идентичности. Раскрывая идентификационный потенциал молодежного патриотизма, исследователи апеллируют, прежде всего, к понятию гражданственности, связывая с ней перспективы формирования национально-гражданской идентичности в полиэтнических регионах на Юге России.
Проектно-конструктивная методологическая рефлексия по поводу парадигмальных оснований социологического изучения патриотизма в молодежной среде позволяет акцентировать внимание на тех исследовательских сюжетах, которые касаются ключевых факторов, влияющих на особенности формирования патриотического сознания молодежи. К таким факторам исследователи относят социокультурное
своеобразие, воспроизводящие уникальные институциональные формы социальной жизни в полиэтнических регионах, ценностно-нормативную мотивацию, менталитет и поведенческие практики этносов и этнических групп (Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России, 2017). Ряд авторов обращают внимание на специфику Юга России как пограничного края (фронти-ра), оказывающего влияние на формирование патриотизма в молодежной среде. Так, в массовом сознании русского народа, населяющего Юг России, глубоко укоренен образ «границы», ставшей почти сакральным понятием, нашедшим, например, отражение в казачьем фольклоре (Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России, 2017). С учетом переплетения двух тенденций, проявившихся со времен появления на Юге России первых русских переселенцев, здесь, с одной стороны, сильны охранительные, державные традиции. С другой - именно рубежное положение сделало Юг России зоной контактов различных цивилизаций и культур. Это обусловило формирование в локальных сообществах таких черт, как уважение традиционных ценностей, адаптивность и восприимчивость к чужому социокультурному опыту, и оказало влияние на формирование патриотизма в молодежной среде в полиэтнических южнороссийских регионах.
Обобщение результатов региональных социологических исследований позволяет построить теоретическую модель молодежного патриотизма на Юге России, в которой сочетаются как российская, так и этнокультурная идентичности. Основу ценностной структуры такой модели патриотизма молодежи составляют порядок и безопасность, достоинство, защита и целостность России. При этом в теоретическом дискурсе подчеркивается, что в силу геополитического положения региона его жители испытывают повышенную потребность в стабильности, а в условиях модернизации российского общества не склонны к некритическому восприятию либеральных ценностей (Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России, 2017).
ТЛ С С
В научной литературе гражданственность в молодежной среде на Юге России рассматривается в трех измерениях: 1) как нравственное качество личности, имеющее в своей основе идею гражданского долга, «радение об общественном благе»; 2) как сопричастность человека к судьбе Отечества, его истории, культуре, традициям, предполагающая ответственность за прошлое, настоящее и будущее России; 3) как активная социальная позиция, готовность участвовать в делах общества
и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. При этом исследователи отмечают, что полиэтничность Юга России и значимость этнонациональной идентичности в региональных сообществах создают определенные трудности в формировании гражданственности в молодежной среде. Это обусловлено тем, что разделение локальных сообществ на этнические сегменты является препятствием для их гражданской консолидации. В связи с этим, как считают авторы, на Юге России необходимо распространять модели межэтнического взаимодействия в молодежной среде, основанные на идеях гражданственности (Барабашин, 2013). Вместе с тем, как отмечают исследователи, консолидация молодежи в локальных сообществах на основе идей гражданственности затрудняется экономической нестабильностью регионов Юга России, высоким уровнем безработицы, глубоким имущественным расслоением, избыточными образовательными неравенствами, а иногда и ощущением социальной бесперспективности (Барков, 2013). В связи с этим следует отметить, что в рамках институциональной парадигмы некоторые исследователи отмечают особую значимость образования в формировании гражданственности южнороссийской молодежи (Волков, 2017).
Формирование гражданственности в молодежной среде происходит в условиях георелигиозных рисков, связанных с информационными войнами, направленными на социальную дезинтеграцию региональных сообществ и создание в них конфликтогенных ситуаций на этнорелигиозной основе. Поэтому, как отмечают исследователи, только целенаправленное воспитание молодежи, прежде всего в «тигле» институтов семьи и образования, должно обеспечить усвоение молодым поколением гражданских ценностей, способных стать объединяющей основой для совместного гражданского сосуществования представителей различных этносов на Юге России (Волков, 2017).
Заключение
Критико-аналитическая рефлексия по поводу научно-исследовательских практик, связанных с социологическим изучением патриотизма и гражданственности в молодежной среде на Юге России, позволяет выделить среди них аксиологическую, институциональную, ресурсную и конструктивистскую парадигмы. В рамках аксиологической парадигмы, в которой патриотизм и гражданственность рассматриваются как ценности, акцент делается на социокультурных, ментальных и мировоззренческих основаниях. Институциональная парадигма предполагает рассмотрение патриотизма и гражданственности
как результата процесса социализации молодежи в локальных сообществах, в которых особое значение имеют традиционные этнокультурные институты и социокультурные практики. Ресурсная парадигма акцентирует внимание на инструментальных функциях патриотизма и гражданственности в молодежной среде. В рамках конструктивистской парадигмы патриотизм и гражданственность рассматриваются как результат их конструирования социальными агентами, обладающими символическим капиталом власти, в процессе формирования национально-государственной, национально-гражданской и этнонациональ-ной идентичности в молодежной среде.
Критико-аналитическая рефлексия по поводу парадигм социологического изучения молодежного патриотизма и гражданственности на Юге России позволяет сделать вывод, с одной стороны, о высоком их познавательном потенциале, с другой - об их методологической ограниченности, порождающей фрагментарность социологического знания. Поэтому формирование целостного научного представления о патриотизме и гражданственности в молодежной среде предполагает разработку многомерных методологических конструктов, базирующихся на принципах неоклассической модели социологических исследований (Волков, 2017). В рамках такого конструкта социологическое изучение патриотизма и гражданственности в молодежной среде на юге предполагает их изучение как особых структур ментальных программ, обусловливающих патриотические и гражданские практики молодых россиян в полиэтнических регионах (Лубский, 2017).
Литература
Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области) : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.
Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.
Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Волков Ю.Г., Быкадоров Ю.Г., Колосов В.А., Садко Д.О., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : МарТ, 2013. 159 с.
Бедрик А.В., Дьяченко А.Н. Гражданственность российской молодежи: перспективы
References
Aslanov, Ya.A. (2016). Formation of patriotism in the process of socialization of Russian student youth (on the example of the Rostov region). Author's abstract. Cand. soc. science. Rostov-on-Don.
Barkov, F.A., Serikov, A.V., Chernous, V.V. (2013). Patriotic consciousness of the youth of the Rostov region. Gumanitariy YugaRossii, 2, 58-76. (in Russian).
Barbashin, M.Yu., Barkov, F.A., Volkov, Yu.G., Bykadorov, Yu.G., Kolosov, V.A., Sadko, D.O., Serikov, A.V., Chernous, V.V. (2013). Patriotic education of youth in the Rostov region: problems, perspectives and new approaches. Ed. by Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don: MarT.
Bedrik, A.V., Dyachenko, A.N.(2016). Citizenship of Russian youth: the prospects
конструирования института образования // Патриотизм - национальная идея России : материалы Всерос. науч. конф. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016. С. 10-43.
Верещагина А.В. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2017. № 1 (60). С. 21-31.
Верещагина А.В., Ковалев В.В., Самы-гин С.И. Социокультурные ресурсы семьи по формированию патриотизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. С. 33-37.
Волков Ю.Г., Бинеева Н.К., Печкуров И.В. Реализации этнокультурного образования и гражданско-патриотического воспитания на Юге России в контексте национальной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 3 (204). С. 86-96.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Социология в России: в поисках новых идей и креативности. Ростов н/Д.; Таганрог : Изд-во Южн. фед. ун-та, 2017. С. 23-26.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. М. : Новый хронограф, 2016. Т. 2. 496 с.
Койчуев А.А.-Дж. К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе // Исламоведение. 2011. № 1. С. 39-46.
Колесникова Е.Ю. Система высшего образования как фактор устойчивого развития Юга России // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2014. № 1. С. 50-57.
Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 32 с.
Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42-59.
Лубский А.В. Лики патриотизма в моло-
of designing the institution of education. Patriotizm - natsional'naya ideya Rossii. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konfer-entsii. Rostov-on-Don, 10-43.
Vereshchagina, A.V. (2017). Resource potential of patriotism and features of its implementation in modern Russia. SEARCH: Politi-ka. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologi-ya. Kul'tura, 1 (60), 21-31. (in Russian).
Vereshchagina, A.V., Kovalev, V.V., Samygin, S.I. (2017). Socio-cultural resources of the family on the formation of patriotism. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 3, 33-37. (in Russian).
Volkov, Yu.G., Bineeva, N.K., Pechkurov, I.V. (2017). Realization of ethno-cultural education and civic-patriotic education in the South of Russia in the context of national policy. Vestnik Adygeyskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 1: Re-gionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya, 3 (204), 86-96. (in Russian).
Volkov, Yu.G., Lubsky, A.V. (2017). Sociology in Russia: in search of new ideas and creativity. Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhn. fed. un-ta.
Gorshkov, M.K. (2016). Russian society as it is (experience of sociological diagnostics): in 2 vol. Moscow: Novyy khronograf, 2.
Koychuev, A.A.-J. (2011). To the problem of the study of citizenship and patriotism of Muslim youth in the North Caucasus. Is-lamovedenie, 1, 39-46. (in Russian).
Kolesnikova, E.Yu. (2014). The system of higher education as a factor of sustainable development of the South of Russia. Yuzhno-Rossiyskiy forum: ekonomika, sotsiologiya, politologiya, sotsial'no-ekonomicheskaya ge-ografiya, 1, 50-57. (in Russian).
Kulikov, S.P. (2016). Patriotism in Russian society: generation specificity, regeneration strategies and risks of imitation. Author's abstract. Cand. soc. Science. Rostov-on-Don.
Lubsky, A.V. (2017). Civil patriotism: on the compatibility of patriotism and civicism in Russian society. Gumanitariy Yuga Ros-sii, 1, 42-59. (in Russian).
Lubsky, A.V. (2018). Faces of patriotism in
дежной среде // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - вопрос национальной безопасности : материалы Все-рос. нац. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону - Таганрог - Ставрополь - Симферополь, 25-26 апреля 2018 г.). Ростов н/Д.; Таганрог : Изд-во Южн. фед. ун-та, 2018. С. 71-77.
Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России / отв. ред. А.В. Лубский. М. : Социально-гуманитарные знания, 2017. 396 с.
Насибова И.Н. Молодежный туризм как агент формирования патриотизма в молодежной среде российского общества: соци-ализационный потенциал и оценка его эффективности : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Ростов н/Д., 2016. 28 с.
Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 3 (121). С. 123-129.
Узунова О.Ю. Патриотизм в структуре гражданской идентичности современной российской молодежи: общероссийские и региональные тренды : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2017. 36 с.
Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67-74.
Челпанова Д.Д. Протестный потенциал студенческой молодежи Юга России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1. С. 55-62.
Шевченко О.М., Вагина В.О. Гражданский патриотизм как идея консолидации молодежи на Юге России: специфика и трудности формирования // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 3. С. 304-307.
Поступила в редакцию
the youth environment. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi - vopros natsional'noy bezopasnosti: Materialy Vse-rossiyskoy natsional'noy nauchno-praktiches-koy konferentsii (Rostov-on-Don - Taganrog -Stavropol - Simferopol, April 25-26, 2018). Rostov-on-Don; Taganrog: Publisher of the Southern Federal University, 71-77.
Mental programs and modal models of social behavior in the South of Russia (2017). Ed. by A.V. Lubsky. Moscow: Sot-sial'no-gumanitarnye znaniya.
Nasibova, I.N. (2016). Youth tourism as an agent of patriotism formation in the youth environment of Russian society: socialization potential and evaluation of its effectiveness. Author's abstract. cand. soc. sciences. Rostov-on-Don.
Rozhkova, L.V., Vasilieva, N.D. (2014). Citizenship and patriotism as the basis for the social consolidation of Russian society. Monitoring obshchestvennogo mneniya, 3 (121), 123-129. (in Russian).
Uzunova, O.Yu. (2017). Patriotism in the structure of the civil identity of contemporary Russian youth: all-Russian and regional trends. Author's abstract. cand. soc. sciences. Rostov-on-Don.
Khaliy, I.A. (2017). Patriotism in Russia: the experience of typology. Sotsiologiches-kie issledovaniya, 2, 67-74. (in Russian).
Chelpanov, D.D. (2014). Protest potential of student youth of the South of Russia. Nauchna-ya mysl' Kavkaza, 1, 55-62. (in Russian).
Shevchenko, O.M., Vagina, V.O. (2017). Civil patriotism as the idea of consolidation of youth in the South of Russia: specifics and difficulties of formation. Gumanitariy YugaRossii, 6, 3, 304-307. (in Russian).
19 сентября 2018 г.