УДК 316.47
DOI 10.23683/2227-8656.2017.3.27
ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ИДЕЯ КОНСОЛИДАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ЮГЕ РОССИИ: СПЕЦИФИКА И ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ1
Шевченко Ольга Михайловна
Доктор философских наук, доцент,
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
Вагина Виктория Олеговна
Студент,
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается специфика гражданского патриотизма и его потенциала в качестве идеи, способствующей консолидации молодежи полиэтничного региона России. Авторы выявляют сложности формирования гражданского патриотизма у молодежи Юга России в контексте культурно-цивилизационных особенностей региона, его социально-экономических проблем, а также геополитического соперничества в регионе.
CIVIL PATRIOTISM AS AN IDEA OF YOUTH CONSOLIDATION IN THE SOUTH OF RUSSIA: THE SPECIFICS AND DIFFICULTIES OF FORMATION
Olga M. Shevchenko
Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Victoria O. Vagina
Student,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article considers the specifics of civic patriotism and its potential as an idea conducive to the consolidation of the youth in a polyeth-nic region of Russia. The authors examine the difficulties of civil patriotism formation among young people in the South of Russia in the context of cultural and civilizational features of the region, its social and economic problems, and geopolitical rivalry in the region.
1 Статья выполнена в рамках реализации государственного задания (Министерство образования и науки Российской Федерации), проект № 28.3486.2017/ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации».
Ключевые слова: патриотизм, граждан- Keywords: patriotism, citizenship, youth, ственность, молодежь, гражданская иден- civil identity, civic patriotism, nationalism, тичность, гражданский патриотизм, нацио- extremism. нализм, экстремизм.
Введение
Актуализация проблемы патриотизма обусловлена поиском национальной идеи, которая смогла бы сплотить российское общество в условиях новых вызовов и угроз геополитического и экономического характера. Травматический характер социальных трансформаций повлек за собой затяжной кризис во всех сферах жизни россиян. Идеологический вакуум и смутные перспективы на будущее сопровождаются
W ТЛ W
ростом деструктивной активности молодежи. В такой ситуации возникает насущная потребность в интеграции молодого поколения на основе гражданской идентичности, в возрождении в молодежной среде ценности понятия «Родина». Такого рода социальный запрос актуализирует в теоретическом и практическом аспектах идею патриотизма как основы консолидации молодежи Юга России.
Исследованию патриотизма в молодежной среде посвящены работы таких авторов, как Ю.Г. Волков, Ф.А. Барков, М.А. Ешев, С.П. Куликов, А.В. Лубский, А.В. Сериков, И.А. Халий и др.
По мнению ученых, проблема формирования патриотизма у молодежи тесно связана с процессом социализации и самоопределения личности. В связи с этим понятие «патриотизм» нередко интерпретируется как «личностное качество, нравственная позиция личности, определяющая ее духовный мир и сопричастность к Отечеству, его истории, культуре, достижениям, народу» [11, с. 110]. В данной дефиниции патриотизм характеризуется как нравственное качество человека, выражающее его отношение к Родине. Нередко патриотизм рассматривается как «ярко выраженное позитивное отношение к отечеству, проявление в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому и т.д.» [9, с. 128]. В данном определении акцентируется чувственная составляющая патриотизма, непосредственно эмоциональное отношение к своей Родине.
В научной литературе патриотизм рассматривается и в качестве идеи, способной воздействовать на общественное сознание и мобилизовать граждан на реализацию интересов различных социальных групп, а также политических элит. По мнению исследователей, такой патриотизм конструируется искусственным путем и выступает в качестве социального ресурса, используемого властью для достижения политических целей [2].
Более того, в условиях ожесточающегося геополитического соперничества в современном мире такого рода патриотизм конструируется на основе формирования образа внешнего врага, который весьма
успешно выполнял функцию мобилизации населения в различные эпос с _
хи российской истории. В силу этого ряд ученых склоняются к тому, что сегодняшняя актуализация идеи патриотизма в России имеет под собой сугубо идеологические основания, выражающиеся в легитимации процесса возрождения России как великой державы. Именно эта цель должна побуждать граждан жертвовать своими «интересами и потребностями ради достижения этой великой цели...» [8, с. 91].
Следует отметить, что в научном дискурсе не сложилось однозначного подхода в понимании патриотизма, что обусловлено многогранностью данного явления. Тем не менее анализ имеющихся в литературе определений патриотизма позволяет выделить в содержании данного понятия два аспекта: когнитивный и эмоционально-ценностный.
Духовно-нравственное состояние российской молодежи
Ученые полагают, что в настоящее время духовные ценности молодежи формируются достаточно хаотично, под воздействием различных агентов социализирующего влияния, что, собственно, обусловлено наличием в обществе многообразных источников информационного воздействия. Оценивая сегодняшнее духовно-нравственное состояние российской молодежи, ряд социологов обращают внимание на обесценивание ценностей морального порядка и переориентацию на материальные ценности [6]. Сложившаяся ситуация отражает общую логику духовного кризиса российского общества, в условиях которого начинают активно конструироваться различные модели идентичности: этнические, цивилизационно-религиозные, национальные. Это ведет к дестабилизации межэтнических, межконфессиональных отношений в современном российском обществе.
Наиболее уязвимой социальной группой, подверженной деструктивным влияниям, является молодежь. Особенностями данной социально-демографической группы выступают ее эмоционально-психологическая неустойчивость, отсутствие твердых ценностных установок, нравственный релятивизм. Данные черты свидетельствуют о незавершенности процесса личностной социализации молодого поколения, поиске своей социальной идентичности, социального статуса. Маргинальное состояние данной демографической группы часто сопровождается повышенным интересом к традиционным видам идентичности - этнической, религиозной, цивилизационной. Кроме того,
молодежь как слабо защищенная в социальном и мировоззренческом плане социальная группа часто попадает под влияние экстремистских идей, транслируемых в информационно-сетевом пространстве.
Действительно, неуклонно растущее распространение Интернета, появление социальных сетей способствуют распространению экстремистских идей среди молодежи. Специалисты отмечают, что «политизация и радикализация ислама по-прежнему остаются одним из главных факторов террористической угрозы на Юге России» [4, с. 61]. Это актуализирует проблему поиска идеи, способной консолидировать по-лиэтничную молодежь Юга России.
Патриотизм и гражданственность
Сегодня Юг России является средоточием и смешением самых различных этнических, национальных, цивилизационных моделей социального развития. Спецификой региона является то, что по нему проходит линия разлома между христианской и мусульманской цивилизациями. В связи с этим регион представляет собой сложный узел проблем, обусловленных не только конкурентной борьбой мировых акторов за свои геостратегические интересы, но и этническими и конфессиональными противоречиями. Использование этих противоречий для разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды повышает риски и угрозы региональной безопасности, что заставляет обращаться к поиску идеи, способной консолидировать полиэтничную молодежь Юга России и сформировать у нее общую гражданскую идентичность.
Утверждение гражданской идентичности в российском обществе, по мнению исследователей, способно стать «основой формирования прочной национальной солидарности, базирующейся на отождествлении индивида со своими согражданами, ответственности за судьбу страны» [18, с. 131].
Ряд исследователей непосредственно связывают патриотизм с гражданственностью. В научной литературе не сложилось однозначного представления о гражданственности в российском обществе. Одни авторы предлагают рассматривать гражданственность как нравственное качество личности, опирающееся на идею гражданского долга, радения об общественном благе. Другие связывают гражданственность с чувством сопричастности человека к судьбе отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Для третьих гражданственность проявляется в активной социальной позиции человека, его готовности участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности [13, с. 11].
Акцентируя внимание на тех или иных аспектах гражданственности, ученые не склонны противопоставлять такие понятия, как «патриотизм» и «гражданственность».
Однако, несмотря на это, исследователи обращают внимание на наличие общих корней у патриотизма и национализма, которые проявляются в чувстве преданности и привязанности к своей социальной общности [14]. Именно эти одинаковые социально-психологические установки совершенно по-разному предопределяют характер отношений между людьми. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Но следует отметить, что в данном случае речь идет о классическом понимании национализма как идеологии национального превосходства и национальной исключительности.
Для размежевания этих понятий исследователи выделяют такое качество патриотизма, как толерантность: «гражданский патриотизм, в отличие от племенного патриотизма, - это патриотизм толерантный, но не просто терпимо равнодушный к чужим различиям, а готовый усваивать лучшее в этих различиях и использовать его в социальных практиках. В этом плане гражданский патриотизм в России не может уживаться с неприязнью к отдельным народностям и другим нациям» [12, с. 54].
В связи с этим можно согласиться с мнением А. Герасимовой, что в условиях полиэтнического характера Российского государства необходимо проявлять определенную гибкость в вопросах консолидации общества, особенно если это касается межнациональных вопросов [7, с. 55].
Гражданский патриотизм молодежи Юга России
На наш взгляд, сложности формирования гражданского патриотизма у молодежи Юга России обусловлены как культурно-цивилизационными особенностями развития данного региона и его социально-экономическими проблемами, так и внешними факторами, связанными с ужесточением геополитического соперничества в современном мире.
В качестве культурно-цивилизационных особенностей Юга России исследователи отмечают его социокультурную неоднородность. «Являясь периферией как христианской, так и исламской цивилизаций, -пишет Е. В. Морозова, - регион представляет собой зону, где ярко проявляется их противостояние. Здесь сложились две большие группы народов: автохтонные, не отличающиеся этническим единством, но
имеющие схожие общекавказские культурные традиции, и славянские, в основном сформировавшиеся к концу XIX в., центром притяжения которых были казачьи войска. Это социокультурное противостояние отражается и в системах базовых ценностей, и в политических ориен-тациях, и в моделях политического поведения» [15, с. 117]. Таким образом, поликультурность Юга России делает этот регион потенциально конфликтогенным.
Кроме того, трудности в формировании гражданского патриотизма у молодежи Юга России обусловлены и социальными проблемами региона, проявляющимися в экономической нестабильности, высоком уровне безработицы в отдельных республиках региона, углубляющемся социальном неравенстве, духовном вакууме [19, с. 20]. В таких условиях в обществе отмечается нарастании фрустрации, психологических состояний тревоги, безысходности, бесперспективности, не способствующих формированию общегражданской идентичности, а напротив, ведущих к актуализации традиционных видов идентичности.
По мнению исследователей, «этносы на Юге России в настоящее время предпринимают попытку переосмысления национально-этнической самоидентификации в новых исторических условиях. Результатом чего становится разделение общества на этнические сегменты с одновременным построением новой этнической иерархии и отказом от гражданской консолидации. Поэтому федеральные и региональные власти должны предпринять максимум усилий по интеграции населения, результатом которого станут отказ от властной этнической доминанты в пользу приоритета инициатив гражданских сообществ и распространение межэтнической толерантности» [5, с. 36].
В свою очередь, российские социологи обращают внимание на двойственный характер патриотического сознания молодежи Юга России, проявляющийся в дихотомии «страна - государство»: «страна, народ являются объектом любви, идеализируются, а государство, наоборот, критикуется и даже уничижается» [3, с. 90]. Это свидетельствует о том, что определенная часть молодежи разочарована государством как политическим институтом, способным эффективно решать социальные проблемы региона. По мнению некоторых представителей молодежи, ее консолидации на основе идей патриотизма, гражданственности серьезно мешает имущественное расслоение общества. При этом неотъемлемым качеством патриота молодое поколение считает знание истории страны и собственных традиций. В этом смысле нередко «западный мир с его либеральными ценностями значительной частью молодежи воспринимается как угроза, которая ведет к "отрыванию от корней"» [3, с. 90].
Кризисное состояние социума, его политических и экономических структур, разрушение символического мира, присущего советскому типу социализации, неопределенность вектора общественного развития, отсутствие национальной идеи, способной объединить россиян, привели к состоянию фрустрации практически все социально-демографические группы населения, но особенно дезориентировали молодежь, которая стала подвержена влиянию экстремистских идей, разрушающих традиционные ценности российской культуры, национальных культур других народов.
По мнению отечественных социологов, сегодня молодежный экстремизм в России является в первую очередь следствием «деформации процесса формирования и развития личности молодого человека» [3, с. 92]. В свою очередь, деформация процесса социализации личности обусловлена социальными процессами, происходящими в обществе: социальной маргинализацией, нравственным релятивизмом, сегментацией политической культуры, неопределенностью векторных тенденций развития общества.
Исследователи отмечают, что в духовной сфере российского общества имеют место такие негативные явления, как «снижение социального самочувствия населения России, кризис идентичности россиян, снижение патриотизма, рост девиантных и делинквентных форм жизненной самореализации, разводов, беспризорников, суицидов, забвение российской истории, культуры и увлечение образцами западной культуры в её негативных проявлениях, снижение образовательного и интеллектуального потенциала нации и т.д.» [16, с. 202].
Сильное влияние на дестабилизацию ситуации на Юге России оказывают процессы геополитического соперничества в регионе. Это проявляется в активизации усилий основных международных игроков, сетевых идеолого-политических структур, включая международные сети религиозных фундаменталистов и радикалов, направленных на раз-балансирование межэтнических отношений в регионе. Юг России, как отмечают специалисты, оказался в зоне геополитической борьбы между российской, западной и исламской цивилизациями. Более того, по их мнению, именно «мусульманская молодежь северокавказских республик находится в зоне повышенного риска с точки зрения влияния иноцивилизационных (по отношению к России в целом) центров, что во многом определяет геополитическую активность в регионе со стороны исламской цивилизации (Турция, Саудовская Аравия)» [1, с. 132].
К сожалению, идея патриотизма нередко используется в качестве инструмента для мобилизации этнорелигиозной идентичности в груп-
повых целях, что способно трансформировать патриотизм в ксенофобию. Такие негативные тенденции наблюдаются преимущественно в молодежной среде, в которой патриотизм нередко отождествляется с нетерпимостью к представителям иных этнических групп и конфессий. Поэтому, как отмечают исследователи, только «направленное воспитание молодежи на Юге России должно обеспечивать усвоение молодым поколением универсальных гражданских ценностей, способных стать... объединяющей основой для совместного проживания граждан различных этносов на Юге России...» [10].
Заключение
В настоящее время значимость проблемы патриотизма российской молодежи декларируется во многих нормативных документах, программах, проектах, научных публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Однако в научном и общественном дискурсе отсутствует концептуальное видение реализации патриотического воспитания.
Тем не менее социологи отмечают тот факт, что, несмотря на попытки девальвации патриотического сознания современной российской молодежи, патриотизм как ценность не утратил своего значения: «народ сохранил основные ценности, связанные с любовью к Родине и ее людям, и в постреволюционные, и в постперестроечные времена [20]. Он не позволил «нарушить связь времен, стоит только посмотреть на окружающую рукотворную среду наших районных центров и их краеведческие музеи, многие из которых создавались руками самих горожан. Там продолжали свято поддерживать основные праздники, связанные с достижениями Отечества («Бессмертный полк» как идея и движение возник в Сибири)» [17, с. 69].
Таким образом, сегодня патриотизм в большей степени выражается в любви к своей малой родине, приверженности к местам рождения и проживания. Но именно это, на наш взгляд, может стать основой для возрождения гражданского патриотизма, основанного на чувстве органической принадлежности к истории и судьбе своей страны, гордости за ее культуру и достижения.
Литература
1. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Назарова Е.С. Цивилизационные ориентации молодежи Юга России: конфликтологический аспект // Конфликтология. 2009. № 4.
References
1. Avksent'ev V.A., Aksyumov B.V., Nazarova E.S. Tsivilizatsionnye orientatsii molodezhi Yuga Rossii: konfliktologicheskiy aspekt // Konfliktologiya. 2009. № 4.
2. Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Волков Ю.Г., Быкадоров Ю.Г., Колосов В.А., Садко Д.О., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы. Ростов н/Д. : МарТ, 2013.
3. Барков Ф.А., Сериков А.В. Тенденции интеграции и дезинтеграции в молодежной среде Юга России и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2.
4. Бережной С. Радикальный исламизм на Юге России: мифы и реальность // Россия и мусульманский мир. 2005. № 9.
5. Васильева О. Политическое управление этнокультурным процессом на Юге России в конце XX - начале XXI в. // Россия и мусульманский мир. 2012. № 7.
6. Гегер А.Э. Влияние индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1.
7. Герасимова А. Патриотизм как этно-политическая категория // Власть. 2007. № 4.
8. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М. : Новый хронограф, 2011.
9. Ешев М.А. Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1.
10. Камнев Д.Г. Исследуя молодежь Юга России: воспитание и толерантность в регионе [Электронный ресурс] // Мир науки. 2013. Вып. 2. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/ 10SMN213.pdf (дата обращения: 28.03.2017).
11. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016.
12. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1.
13. Лубский А.В. Можно ли совместить гражданские ценности с патриотизмом в
2. Barbashin M.Yu., Barkov F.A., Volkov Yu.G., Bykadorov Yu.G., Kolosov V.A., Sadko D.O., Serikov A.V, Chernous V.V.. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi Rostovskoy oblasti: problemy, perspektivy i novye podkhody. Rostov n/D. : MarT, 2013.
3. Barkov F.A., Serikov A.V. Tendentsii integratsii i dezintegratsii v molodezhnoy srede Yuga Rossii i problemy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi // Gumanitariy Yuga Rossii. 2014. № 2.
4. Berezhnoy S. Radikal'nyy islamizm na Yuge Rossii: mify i real'nost' // Rossiya i musul'manskiy mir. 2005. № 9.
5. Vasil'eva O. Politicheskoe upravlenie etnokul'turnym protsessom na Yuge Rossii v kontse XX - nachale XXI v. // Rossiya i musul'manskiy mir. 2012. № 7.
6. Geger A.E. Vliyanie individual'nykh i gruppovykh tsennostey v gruppe molodezhi. Relevantnye metodicheskie resheniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. № 1.
7. Gerasimova A. Patriotizm kak etnopoliticheskaya kategoriya // Vlast'. 2007. № 4.
8. Gorshkov M.K. Rossiyskoe obshchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoy diagnostiki). M. : Novyy khronograf, 2011.
9. Eshev M.A. Patriotizm i grazhdanskiy natsionalizm v soznanii studenchestva // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1 : Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2009. № 1.
10. Kamnev D.G. Issleduya molodezh' Yuga Rossii: vospitanie i tolerantnost' v regione [Elektronnyy resurs] // Mir nauki. 2013. Vyp. 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/ 10SMN213. pdf (data obrashcheniya: 28.03.2017).
11. Kulikov S.P. Patriotizm v rossiyskom obshchestve: pokolencheskaya spetsifika, strategii regeneratsii i riski imitatsii. Rostov n/D. : Fond nauki i obrazovaniya, 2016.
12. Lubskiy A.V. Grazhdanskiy patriotizm: o sovmestimosti patriotizma i grazhdanstvennosti v rossiyskom obshchestve // Gumanitariy Yuga Rossii. 2017. № 1.
13. Lubskiy A.V. Mozhno li sovmestit' grazhdanskie tsennosti s patriotizmom v
России? // Партнерство университета и школы в сфере формирования гражданских ценностей и патриотизма. Ростов н/Д., 2015.
14. Лубский А.В., Сериков А.В., Шевченко О.М., Корнеева О.Т., Кротов Д.В. Ксенофобия и экстремизм: вызовы национальной безопасности России. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016.
15. Морозова Е.В. Современная политическая культура Юга России // Полис. Политические исследования. 1998. № 6.
16. Павлова Т.А. Духовная безопасность российского общества как условие обеспечения социальной безопасности // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2013. № 5.
17. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017.№ 2.
18. Шевченко О.М., Данелюс Д.В., Серикова И.Б. Ксенофобия как угроза формирования гражданской идентичности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11.
19. Бедрик А.В., Дьяченко А.Н. Гражданственность российской молодежи: перспективы конструирования институтом образования // Патриотизм как национальная идея России : материалы Всерос. конф. 2016. С. 19-23.
20. Черноус В.В., Сериков А.В. Общественная активность молодежи Ростовской области (по результатам социологических исследований) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 52-61.
Поступила в редакцию
Rossii? // Partnerstvo universiteta i shkoly v sfere formirovaniya grazhdanskikh tsennostey i patriotizma. Rostov n/D., 2015.
14. Lubskiy A.V., Serikov A.V., Shevchenko O.M., Korneeva O.T., Krotov D. V. Ksenofobiya i ekstremizm: vyzovy natsional'noy bezopasnosti Rossii. Rostov n/D. : Izd-vo YuFU, 2016.
15. Morozova E.V. Sovremennaya politicheskaya kul'tura Yuga Rossii // Polis. Politicheskie issledovaniya. 1998. № 6.
16. Pavlova T.A. Dukhovnaya bezopasnost' rossiyskogo obshchestva kak uslovie obespecheniya sotsial'noy bezopasnosti // Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2013. № 5.
17. Khaliy I.A. Patriotizm v Rossii: opyt tipologizatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 2.
18. Shevchenko O.M., Danelyus D.V., Serikova I.B. Ksenofobiya kak ugroza formirovaniya grazhdanskoy identichnosti v sovremennoy Rossii // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2014. № 11.
19. Bedrik A.V., D'yachenko A.N. Grazhdanstvennost' rossiyskoy molodezhi: perspektivy konstruirovaniya institutom obrazovaniya // Patriotizm kak natsional'naya ideya Rossii : materialy Vseros. konf. 2016. P. 19-23.
20. Chernous V.V., Serikov A.V. Obshchestvennaya aktivnost' molodezhi Rostovskoy oblasti (po rezul'tatam sotsiologicheskikh issledovaniy) // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2012. № 7. P. 52-61.
30 марта 2017 г.