Научная статья на тему 'Ситуационное моделирование на занятиях по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе'

Ситуационное моделирование на занятиях по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситка Игорь Васильевич

В статье изложен процесс подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования и использования средств информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситка Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационное моделирование на занятиях по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе»

УДК: 376.016:614.8

СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

SITUATIONAL MODELLING AT THE LIFE SAFETY LESSONS AT PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

И. В. Ситка I. V. Sitka

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье изложен процесс подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования и использования средств информационных технологий.

Abstract. The process of preparation of the future teachers to actions in emergency situations on the basis of situational modelling and use of means of information technology, are described in the article.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация, ситуационное моделирование.

Keywords: life safety, an emergency situation, situational modelling.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определение порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Реализуя полномочия, предоставленные ему законом, Правительство РФ постановлением от 4 сентября 2003 года № 547 утвердило Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. К числу таких групп относятся и лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Для студентов педагогических специальностей обязательной является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», в которой в соответствии с ГОС ВПО основное внимание уделяется формированию готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. «Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате опасного природного явления, аварии, катастрофы, ши-

роко распространенного заболевания людей, сельскохозяйственных животных или растений, а также в результате применения современных средств поражения, которые могут привести или привели к нарушению нормальных условий жизни и деятельности людей, к ущербу их здоровью и человеческим жертвам, ущербу имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей» [1]. Под безопасностью жизнедеятельности понимается состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий (рисков) различного характера [2]. Понятие «риск» носит конкретно-исторический характер и тесно связано с категорией «безопасность». Знания правильного поведения в чрезвычайной ситуации и собственный опыт оберегают нас от многих губительных поступков. Получив знания, прежде всего на занятиях по безопасности жизнедеятельности, человек избегает опасности -управляет риском.

Целью нашего исследования является формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом мы поставили перед собой решение следующих задач: приобретение студентами теоретических и практических знаний в области безопасности жизнедеятельности; формирование у студентов умений и навыков действий в ЧС; формирование психологической установки у будущих учителей на обеспечение безопасности школьников в ЧС.

Материал и методика исследований. С целью проверки эффективности разработанных теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в соответствии с методологическими указаниями по проведению педагогического эксперимента. Расчет и доказательство выводов по эксперименту проводили, используя критерии математической статистики и современные методы обработки результатов педагогических исследований. Цель эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанной модели процесса подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Гипотеза эксперимента согласована с гипотезой исследования. Уровень готовности оценивался в соответствии с критериями готовности к поведению в чрезвычайных ситуациях будущих учителей.

Результаты исследований и их обсуждение. Специфика педагогической деятельности в условиях чрезвычайной ситуации заключается в том, что педагог должен уметь действовать не только для собственной безопасности, но и для обеспечения безопасности учащихся. Кроме того, необходимо отметить, что воспроизведение чрезвычайных ситуаций в рамках учебно-воспитательного процесса невозможно, возможно лишь имитировать чрезвычайные ситуации, например, на основе ситуационного моделирования.

Современная концепция ситуационного моделирования основана на понятии математического моделирования и формализации, однако в пору становления понятия ситуационного моделирования его связывали с возможностью представить сложные процессы в категориях естественного человеческого языка, языка ситуаций. В рамках данного исследования под ситуационным моделированием будем понимать системноаналитическую деятельность, направленную на воспроизведение модели ситуаций, например, чрезвычайных ситуаций. Ситуационное моделирование широко применяют для исследования экономических и социальных процессов, в теории принятия решения и управления. Однако в педагогической теории и практике ситуационное моделирование применения пока не нашло.

Главной целью обучения безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям в обеспечении безопасности личности, общества, государства. Готовность к действиям в чрезвычайной ситуации включает:

• знание экстремальных ситуаций, с которыми можно столкнуться, их особенностей и трудностей;

• знание и умение выполнять обычные, например, профессиональные действия, не ухудшая их качество под влиянием своих психических состояний и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;

• умение выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

• обладание специально развитыми качествами, повышающими специальную способность к успешным действиям в специфичных, наиболее вероятных в жизни и деятельности экстремальных ситуациях;

• обладание повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;

• способность настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.

При построении модели процесса подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования мы исходили из того, что выбор и применение моделей обусловливаются базовой теоретической или практической концепцией, а также теми конкретными задачами, которые ставятся исследователем или практиком, и опирались на следующие положения:

о в рамках учебного процесса невозможно создать реальные условия чрезвычайных ситуаций, их можно только имитировать с помощью различных средств обучения;

о процесс обучения студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях происходит на основе теоретического материала, но направлен на формирование деятельностной основы поведения в чрезвычайных ситуациях;

о при организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходимо учитывать личностные особенности студентов, в том числе особенности поведения человека в нестандартных ситуациях;

о в процессе формирования готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях необходимо учитывать особенности восприятия информации людьми различного психосложения (визуалами, аудиалами или кинестетиками), а также отличающихся развитием различных полушарий мозг (левополушарные, где локализованы процессы логического, вербального мышления и правополушарные, где в основном сосредоточены эмоциональные процессы).

В модели процесса подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях нами были выделены цель, задачи, принципы, содержание, организационнометодические формы и педагогические условия (рис. 1).

Рис. 1. Модель процесса формирования у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования

Принципы были нами отобраны из основных принципов профессионального образования: триединство педагогической задачи; целостность и междисциплинарность педагогической задачи; последовательность перехода от учебной деятельности к учебно-профессиональной; единство общей и специальной подготовки. Содержание тем соответствует-ГОС ВПО по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для педагогических специальностей (и бакалавриата). В процессе формирования готовности будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется подготовка по трем направлениям: теоретическое, практическое и психологическое. Функция теоретического компонента - освоение студентами теории безопасности жизнедеятельности. Функция практического компонента -усвоение действий в чрезвычайных ситуациях, направленных на формирование умений организации безопасного поведения школьников. Функция психологического компонента -формирование психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Организационно-методические формы включают следующие компоненты: учебные занятия в форме лекций, лабораторных и практических занятий, самостоятельная работа, отработка приобретенных знаний и навыков в условиях педагогической практики, а также на экскурсиях, в походах, поездках за город и пр. Для аудиторных занятий преподаватель отбирает теоретический материал и сообщает его на лекционных занятиях, в том числе на основе использования ситуационного моделирования с помощью видеороликов. Этот

учебный материал закрепляют на семинарских и практических занятиях, в форме ситуационного моделирования на основе решения ситуационных задач, в том числе, «в условиях с помехами», а также организации самостоятельной работы студентов. Мониторинг реализуется на основе устного и тестового опросов, анализа деятельности студентов на занятиях. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в процессе выполнения на занятиях психологических тренингов по подгруппам.

Модель подготовки будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях может быть реализована только при соблюдении педагогических условий, под которыми мы понимали совокупность требований, необходимых и достаточных для реализации модели обучения. Для эффективной реализации разработанной модели необходимо выполнение следующих условий:

- организационно-методической основой занятий должно служить ситуационное моделирование чрезвычайных ситуаций на основе использования мультимедийных технологий и решения ситуационных задач;

- процентное соотношение эвристических методов обучения должно преобладать над объяснительно-иллюстративными и репродуктивными;

- обучение будущих учителей построено в соответствии с личностно ориентированной концепцией обучения, учитывающей такие индивидуальные психологические качества студентов, как ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности и др.

Дидактическое назначение ситуационного моделирования - погружение в обстановку чрезвычайной ситуации, повышение познавательной активности студентов, повышение эмоционального фона занятия. Приближение внутренних, психологических условий (психологической активности, психологических трудностей, психических состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации, достигается насыщением занятий трудными профессиональными задачами, ограничением времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, интенсивным наращиванием трудностей, решением ситуационных задач в специальных лабораториях и др.

В 2008 г. нами был проведен констатирующий этап эксперимента, а именно, анализ состояния готовности будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Было выявлено, что обучение, проводимое с преобладанием подачи теоретических знаний, не способствуют появлению практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

В 2009/10 учебном году мы проводили занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» со студентами специальности «Математика, информатика» с применением разработанного комплекса средств обучения: на практических занятиях решали ситуационные задачи, использовали СБ с видео- и анимационными роликами, были выполнены все вышеназванные педагогические условия. Студенты этой группы были отнесены к экспериментальной (ЭГ). Контрольную группу (КГ) составили студенты этой же специальности, у которых занятия проводили традиционным образом. Первичные знания в области безопасности жизнедеятельности в ЭГ были значительно ниже, среднее значение количества верных ответов в ней почти в два раза хуже, чем в КГ (рис. 2).

После окончания эксперимента мы проверили в КГ и ЭГ некоторые критерии готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. «Теоретические знания в области БЖД» проверяли на основе тестового опроса, второй критерий «Умение действовать в чрезвы-

чайных ситуациях» проверяли в процессе решения ситуационных задач «в условиях с помехами» (рис. 3). Критерий «Психологическая готовность» такие параметры, как ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности. Стрессоустойчивость мы проверяли по тесту «Самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона». Уровень саморегуляции мы выявляли по тесту «Выявление стиля саморегуляции деятельности». Организаторские способности мы проверяли с помощью теста «Проверьте, какой Вы руководитель». Для расчета результатов эксперимента мы применили критерий Стьюдента ^-критерий) и Вилкоксона-Манна-Уитни.

Рис. 2. Результаты первичного опроса в контрольной и экспериментальной группах

В результате оценки по критериям готовности будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях можно утверждать, что в экспериментальной группе достигнуты более высокие результаты. Следовательно, было доказано, что применение ситуационного моделирования для формирования готовности будущих учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях повышает их уровень готовности.

Резюме. Разработанная методика способствует повышению компетентности студентов педагогических специальностей в области готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оперативное управление мероприятиями РСЧС : сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Кн. 1. - Изд. 2 / под общ. ред. В. Ф. Мищенко. - М. : ООО «ИПП КУНА», 2004. - 500 с.

2. Оперативное управление мероприятиями РСЧС : сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Кн. 1. - Изд. 2 / под общ. ред. В. Ф. Мищенко. - М. : ООО «ИПП КУНА», 2006. - 441 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.