Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс для подготовки будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях'

Учебно-методический комплекс для подготовки будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HEALTH AND SAFETY / ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / TEACHER TRAINING / COURSE PACK / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситка И.В.

Статья посвящена подготовке студентов педагогических специальностей к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY IN EMERGENCY COURSE PACK FOR TEACHER TRAINING

The article is devoted to training future teachers to behave in a safe way in emergency situations. The author has developed a special course pack based on using information and communication technology.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс для подготовки будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях»

#

6. Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1941. - № 8.

7. Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника в

семье (Дети - физическое воспитание). - Вып. 1. - М.; Л.; Свердловск, 1947. 8. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - Изд 5-е, пе-рераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

SAFETY IN EMERGENCY COURSE PACK FOR TEACHER TRAINING

И. В. Ситка

Статья посвящена подготовке студентов педагогических специальностей к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий.

I. V. Sitka

The article is devoted to training future teachers to behave in a safe way in emergency situations. The author has developed a special course pack based on using information and communication technology.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельно- Keywords: health and safety, teacher training, course сти, обучение будущих учителей, учебно-методи- pack.

ческии комплекс.

Ф

Зоны возможного действия поражающих и вредных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) составляют 32 % территории Российской Федерации, в них проживает значительная часть населения страны. При средней плотности населения 8 чел./км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС - почти в 2 раза выше (14 чел./ км2). Очевидно, что в таких условиях очень важна готовность будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.

На основе анализа теории и практики проведения занятий по безопасности жизнедеятельности для студентов педагогических специальностей вуза мы пришли к выводу, что организационно-методической основой занятий должно служить имитационное моделирование ЧС на базе мультимедийных технологий. Нами был разработан комплекс средств обучения на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Разработанный комплекс включает практикум по решению ситуационных задач, электронный учебник, содержащий видео- и анимационные ролики, а также краткое содержание всех разделов курса, тренировочные и тестовые вопросы и задания (рис.).

Электронный учебник на Сй включает видеоматериалы, соответствующие теоретическим разделам курса. Дидактическое назначение видеороликов - погружение в обстановку ЧС, стимулирование познавательной активности студентов, повышение эмоционального фона занятия.

24

Организационно-методическая задача проведения занятий по подготовке к действиям в ЧС - приближение учебных условий на занятиях к реальным экстремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный и самый доступный из них - метод психологического моделирования экстремальных ситуаций.

Из различных путей приближения учебных условий к экстремальным ситуациям наиболее приемлемыми для наших возможностей представляются два. Первый путь -приближение внешних условий, то есть воспроизводство с помощью технических средств внешней картины экстремальных ситуаций. Это позволяет учащимся ощутить себя участниками реальных событий и потренироваться выполнять действия, которые в иной обстановке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина создается при помощи выбора освещенности, имитации экстремальных факторов (звуковые эффекты, получение сообщения о чрезвычайной ситуации, вид «трупа», дым, огонь, стрельба и др.), фактического выполнения (проигрыша) профессиональных действий, усложнения задач, создания повышенных трудностей на пути их решения.

Второй путь - приближение внутренних, психологических условий (психологической активности, психических состояний, переживаний, умственного и эмо ци о наль но-волевого напряжения) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации. Достигается это за счет насыщения занятий трудными профессиональными задачами,

#

РАЗДЕЛЫ КУРСА

Тема 1: Теоретические основы безопасности жиз нед еятель но сти.

Тема 2: Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита населения от их последствий.

Тема 3: Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Защита населения от их последствий.

Тема 4: Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях Тема 5: Основы пожарной безопасности Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре

Тема 6: Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Тема7: Информационная безопасность. Тема 8: Экономическая и продовольственная безопасность.

Тема 5: Общественная опасность экстремизма и терроризма.

Тема 10: Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов

Тема Ж Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации

Тема 12: Гражданская оборона и ее задачи Организация ГО в образовательных учреждениях.

-ПРАКТИКУМ

Методические рекомендации по использованию УМК

Краткое содержание разделов

Ситуационные задачи

Вопросы по разделам

Тест-опрос по курсу

Г—ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК НА СО

Информационно-справочный раздел

Нормативно-правовые документы Краткое содержание разделов Это надо знать каждому

Видеоролики по разделам курса

Анимационные ролики по разделам курса_

Интерактивные тесты по разделам

Ф

Итоговый интерактивный тест

Рис. Структура комплекса средств обучения для подготовки будущих учителей к безопасному поведению

в чрезвычайных ситуациях

ограничения времени их выполнения, создания сложной для понимания и оценки обстановки, элементов риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, интенсивного наращивания трудностей, решения ситуационных задач в специальных лабораториях и др.

Следует отметить необходимость создания специальных классов, лабораторий, рассчитанных на разность психологических особенностей обучаемых, где можно отрабатывать решение задач с непосредственно психотравмиру-ющими факторами экстремальной ситуации, которые вызывают негативные психические реакции, снижающие или максимально ограничивающие работоспособность.

К таким факторам относятся:

1. Факторы визуального (зрительного) ряда: разрушения зданий, техники, сооружений; огонь, возгорания, пожары, взрывы; вид раненых и пострадавших; материалы с мест разрушений;

2. Факторы аудиального (слухового) ряда: крики о помощи, рев, гул, грохот;

3. Факторы тактильного (осязательного) ряда: вибрации, удары «воздушной волны», высокая (низкая) температура;

4. Факторы интерактивного ряда: смерть близких, товарищей и т. д.

Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых людей к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образовательного учреждения. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенного наращивания трудностей.

Формами специальных занятий, позволяющими готовить студентов к встрече с экстремальными ситуациями, выступают лекции, уроки, семинары, просмотры специальных фильмов, психологические тренинги, психотехнические игры, практические занятия, тактические игры, учения по ликвидации «возникающих» экстремальных ситуаций. Практическому обучению отводится основная доля (до 68 %) учебного времени, отпущенного на подготовку по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

На занятиях по просмотру специальных фильмов используются по преимуществу документальные фильмы об

25

$

экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментариями преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.

Психологический тренинг - регулярные занятия по 1530 мин (или часть практического занятия) с выполнением обучающимися коротких, но многочисленных задач (при соответствующем звуковом и визуальном сопровождении), развивающих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности. Так, ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности, находчивость, сообразительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются с помощью:

• создания ситуации, когда обстановка не полностью ясна, информации мало или излишне много, часть ее противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;

• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в напряженной обстановке;

• внезапного введения усложнений относительно ровной и не очень сложной до этого обстановки;

• ограничения времени на оценку обстановки;

• введения разнообразных по времени, характеру, содержанию и месту проявления факторов неожиданности.

Только при регулярном моделировании ЧС и успешном их решении происходит адаптация к всевозможным стрессогенным факторам [1].

В качестве наглядных методов демонстрировались фильмы по каждой теме из заложенных в образовательном стандарте, с повторными показами - для акцентирования внимания на основных деталях. Цель такой работы - углубление осознания студентами необходимости изучения данной темы, привитие им необходимых понятий и способов поведения в ЧС.

Для объяснения техники выполнения действий применяются методы учебных действий. Так, при объяснении темы поведения на улице идет показ освобождения от различных захватов, удержаний с многократной отработкой и исправлением допускаемых ошибок.

Целью применения перечисленных выше методов является последующее учебное моделирование возможных ЧС с помощью мультимедийных средств и решение в созданных условиях ситуационных задач по выживанию.

Особое значение при использовании разработанного комплекса имеет повышение эмоционального фона занятия. Эмоциональные реакции оказывают сильнейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается прочнее, чем не связанный с эмоциями.

Особое значение имеют анимационные ролики. Эти короткие мультфильмы содержат информацию о неправильном поведении в ЧС (как по Г. Остеру - воспитание от противного). Эти ролики не только позволяют повторить учебный материал, но и развивают критическое мышление будущих учителей.

Электронный учебник на CD разработан студентами при поддержке преподавателей информатики. Анимационные ролики разработаны во Flash MX, видеоматериалы подобраны из различных источников.

Использование учебно-методического комплекса в учебном процессе повысило мотивацию студентов к изучению курса и улучшило результаты тестового опроса по сравнению с контрольной группой, где этот комплекс не использовали.

Таким образом, моделируя возможные ЧС и используя во взаимосвязи разные пути приближения учебных условий к реальным экстремальным ситуациям, мы сможем достичь желаемых результатов - подготовить педагогов, способных принимать решительные меры для достойного выхода из ЧС.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Огнев И. Психологическая безопасность. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

2. Ситка И. В., Софронова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум для студ. пед. вузов. - Чебоксары, 2010.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

NEW FORMS IN ORGANIZING OF TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS

р. м. машмедов r. m. Magomedov

В статье рассматриваются вопросы применения The article deals with the application of new organiza-новых организационных форм, в частности формы tional forms, in particular forms of remote training:

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.