#
6. Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1941. - № 8.
7. Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника в
семье (Дети - физическое воспитание). - Вып. 1. - М.; Л.; Свердловск, 1947. 8. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - Изд 5-е, пе-рераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
SAFETY IN EMERGENCY COURSE PACK FOR TEACHER TRAINING
И. В. Ситка
Статья посвящена подготовке студентов педагогических специальностей к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий.
I. V. Sitka
The article is devoted to training future teachers to behave in a safe way in emergency situations. The author has developed a special course pack based on using information and communication technology.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельно- Keywords: health and safety, teacher training, course сти, обучение будущих учителей, учебно-методи- pack.
ческии комплекс.
Ф
Зоны возможного действия поражающих и вредных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) составляют 32 % территории Российской Федерации, в них проживает значительная часть населения страны. При средней плотности населения 8 чел./км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС - почти в 2 раза выше (14 чел./ км2). Очевидно, что в таких условиях очень важна готовность будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.
На основе анализа теории и практики проведения занятий по безопасности жизнедеятельности для студентов педагогических специальностей вуза мы пришли к выводу, что организационно-методической основой занятий должно служить имитационное моделирование ЧС на базе мультимедийных технологий. Нами был разработан комплекс средств обучения на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Разработанный комплекс включает практикум по решению ситуационных задач, электронный учебник, содержащий видео- и анимационные ролики, а также краткое содержание всех разделов курса, тренировочные и тестовые вопросы и задания (рис.).
Электронный учебник на Сй включает видеоматериалы, соответствующие теоретическим разделам курса. Дидактическое назначение видеороликов - погружение в обстановку ЧС, стимулирование познавательной активности студентов, повышение эмоционального фона занятия.
24
Организационно-методическая задача проведения занятий по подготовке к действиям в ЧС - приближение учебных условий на занятиях к реальным экстремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный и самый доступный из них - метод психологического моделирования экстремальных ситуаций.
Из различных путей приближения учебных условий к экстремальным ситуациям наиболее приемлемыми для наших возможностей представляются два. Первый путь -приближение внешних условий, то есть воспроизводство с помощью технических средств внешней картины экстремальных ситуаций. Это позволяет учащимся ощутить себя участниками реальных событий и потренироваться выполнять действия, которые в иной обстановке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина создается при помощи выбора освещенности, имитации экстремальных факторов (звуковые эффекты, получение сообщения о чрезвычайной ситуации, вид «трупа», дым, огонь, стрельба и др.), фактического выполнения (проигрыша) профессиональных действий, усложнения задач, создания повышенных трудностей на пути их решения.
Второй путь - приближение внутренних, психологических условий (психологической активности, психических состояний, переживаний, умственного и эмо ци о наль но-волевого напряжения) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации. Достигается это за счет насыщения занятий трудными профессиональными задачами,
#
РАЗДЕЛЫ КУРСА
Тема 1: Теоретические основы безопасности жиз нед еятель но сти.
Тема 2: Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита населения от их последствий.
Тема 3: Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Защита населения от их последствий.
Тема 4: Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях Тема 5: Основы пожарной безопасности Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре
Тема 6: Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Тема7: Информационная безопасность. Тема 8: Экономическая и продовольственная безопасность.
Тема 5: Общественная опасность экстремизма и терроризма.
Тема 10: Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов
Тема Ж Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации
Тема 12: Гражданская оборона и ее задачи Организация ГО в образовательных учреждениях.
-ПРАКТИКУМ
Методические рекомендации по использованию УМК
Краткое содержание разделов
Ситуационные задачи
Вопросы по разделам
Тест-опрос по курсу
Г—ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК НА СО
Информационно-справочный раздел
Нормативно-правовые документы Краткое содержание разделов Это надо знать каждому
Видеоролики по разделам курса
Анимационные ролики по разделам курса_
Интерактивные тесты по разделам
Ф
Итоговый интерактивный тест
Рис. Структура комплекса средств обучения для подготовки будущих учителей к безопасному поведению
в чрезвычайных ситуациях
ограничения времени их выполнения, создания сложной для понимания и оценки обстановки, элементов риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, интенсивного наращивания трудностей, решения ситуационных задач в специальных лабораториях и др.
Следует отметить необходимость создания специальных классов, лабораторий, рассчитанных на разность психологических особенностей обучаемых, где можно отрабатывать решение задач с непосредственно психотравмиру-ющими факторами экстремальной ситуации, которые вызывают негативные психические реакции, снижающие или максимально ограничивающие работоспособность.
К таким факторам относятся:
1. Факторы визуального (зрительного) ряда: разрушения зданий, техники, сооружений; огонь, возгорания, пожары, взрывы; вид раненых и пострадавших; материалы с мест разрушений;
2. Факторы аудиального (слухового) ряда: крики о помощи, рев, гул, грохот;
3. Факторы тактильного (осязательного) ряда: вибрации, удары «воздушной волны», высокая (низкая) температура;
4. Факторы интерактивного ряда: смерть близких, товарищей и т. д.
Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых людей к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образовательного учреждения. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенного наращивания трудностей.
Формами специальных занятий, позволяющими готовить студентов к встрече с экстремальными ситуациями, выступают лекции, уроки, семинары, просмотры специальных фильмов, психологические тренинги, психотехнические игры, практические занятия, тактические игры, учения по ликвидации «возникающих» экстремальных ситуаций. Практическому обучению отводится основная доля (до 68 %) учебного времени, отпущенного на подготовку по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
На занятиях по просмотру специальных фильмов используются по преимуществу документальные фильмы об
25
$
экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментариями преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.
Психологический тренинг - регулярные занятия по 1530 мин (или часть практического занятия) с выполнением обучающимися коротких, но многочисленных задач (при соответствующем звуковом и визуальном сопровождении), развивающих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности. Так, ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности, находчивость, сообразительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются с помощью:
• создания ситуации, когда обстановка не полностью ясна, информации мало или излишне много, часть ее противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;
• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в напряженной обстановке;
• внезапного введения усложнений относительно ровной и не очень сложной до этого обстановки;
• ограничения времени на оценку обстановки;
• введения разнообразных по времени, характеру, содержанию и месту проявления факторов неожиданности.
Только при регулярном моделировании ЧС и успешном их решении происходит адаптация к всевозможным стрессогенным факторам [1].
В качестве наглядных методов демонстрировались фильмы по каждой теме из заложенных в образовательном стандарте, с повторными показами - для акцентирования внимания на основных деталях. Цель такой работы - углубление осознания студентами необходимости изучения данной темы, привитие им необходимых понятий и способов поведения в ЧС.
Для объяснения техники выполнения действий применяются методы учебных действий. Так, при объяснении темы поведения на улице идет показ освобождения от различных захватов, удержаний с многократной отработкой и исправлением допускаемых ошибок.
Целью применения перечисленных выше методов является последующее учебное моделирование возможных ЧС с помощью мультимедийных средств и решение в созданных условиях ситуационных задач по выживанию.
Особое значение при использовании разработанного комплекса имеет повышение эмоционального фона занятия. Эмоциональные реакции оказывают сильнейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается прочнее, чем не связанный с эмоциями.
Особое значение имеют анимационные ролики. Эти короткие мультфильмы содержат информацию о неправильном поведении в ЧС (как по Г. Остеру - воспитание от противного). Эти ролики не только позволяют повторить учебный материал, но и развивают критическое мышление будущих учителей.
Электронный учебник на CD разработан студентами при поддержке преподавателей информатики. Анимационные ролики разработаны во Flash MX, видеоматериалы подобраны из различных источников.
Использование учебно-методического комплекса в учебном процессе повысило мотивацию студентов к изучению курса и улучшило результаты тестового опроса по сравнению с контрольной группой, где этот комплекс не использовали.
Таким образом, моделируя возможные ЧС и используя во взаимосвязи разные пути приближения учебных условий к реальным экстремальным ситуациям, мы сможем достичь желаемых результатов - подготовить педагогов, способных принимать решительные меры для достойного выхода из ЧС.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Огнев И. Психологическая безопасность. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
2. Ситка И. В., Софронова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум для студ. пед. вузов. - Чебоксары, 2010.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
NEW FORMS IN ORGANIZING OF TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS
р. м. машмедов r. m. Magomedov
В статье рассматриваются вопросы применения The article deals with the application of new organiza-новых организационных форм, в частности формы tional forms, in particular forms of remote training:
26