Научная статья на тему 'Ситуационно-функциональный аспект профессионально-трудовой социализации'

Ситуационно-функциональный аспект профессионально-трудовой социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗУЕМЫЙ / ПРОФЕССИЯ / SITUATIONAL-AND-FUNCTIONAL APPROACH IN EDUCTION / UNDER FORMATION / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноперова Алла Георгиевна, Малиночка Эмиль Григорьевич

Ситуационно-функциональный подход позволяет объяснить природу процесса профессионально-трудовой социализации учащихся специального учебного заведения. В статье показаны особенности включения социализационных действий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational-and-Functional Aspect of the Students' Professional-Labour Socialization

Situational-and-functional aspect explains the mechanism of the students' professional-labour socialization process at a special educational institution. The article shows the peculiarities of social actions included into the educational process.

Текст научной работы на тему «Ситуационно-функциональный аспект профессионально-трудовой социализации»

УДК 377.031 ББК 74.00

Красноперова Алла Георгиевна

соискатель советник РАЕ г. Краснодар Малиночка Эмиль Григорьевич доктор педагогических наук, профессор г. Краснодар Krasnoperova Alla Georgievna Applicant for a Degree RANS Adviser Krasnodar МаИпоеЬка Emil Grigorievich Doctor of Pedagogics,

Professor

Krasnodar

Ситуационно-функциональный аспект профессионально-трудовой

социализации

Situational-and-Functional Aspect of the Students’ Professional-Labour

Socialization

Ситуационно-функциональный подход позволяет объяснить природу процесса профессионально-трудовой социализации учащихся специального учебного заведения. В статье показаны особенности включения социализационных действий в образовательный процесс.

Situational-and-functional aspect explains the mechanism of the students’ professional-labour socialization process at a special educational institution. The article shows the peculiarities of social actions included into the educational process.

Ключевые слова: ситуационно-функциональный подход в образовании, профессионально-трудовая социализация, образовательная ситуация, функциональная система, образовательное действие, образуемый, профессия.

Key words: situational-and-functional approach in eduction, under formation, profession.

Для формирования профессиональных способностей студентов создается образовательный процесс, состоящий из действий, содержание и структура которых предварительно продумывается и организовывается. Каждое действие состоит из движений мозга и других, оставляющих следы в организме, заключающиеся в некоторых изменениях его состояния. В этих изменениях присваивается (запоминается) соответствующая информация [1]. Чтобы желаемые изменения происходили продуктивно (эффективно), специалисты (педагоги и др.) много думали над их организацией, в результате чего созданы

соответствующие методики и технологии. Однако и сейчас существует необходимость уточнять известные закономерности и придумывать новые способы создания и развития у будущих специалистов их профессиональных качеств.

Образование у человека качества личности нами представляется как создание образовательной ситуации, запуск и регулирование преобразующего действия. Этот способ действия назван ситуационно-функциональным подходом [2]. Он заключается в следующем. Создается стартовая образовательная ситуация. Для полного осознания ее роли необходимо рассмотреть ее структуру. Она состоит из трех основных компонентов -готовности образуемого (обучаемого), образующего (педагога) и средств образования.

Готовность образуемого к образовательному действию слагается из состояния его образованности и текущей цели действия, выведенной из состояния социума, его потребности и состояния образованности самого образуемого.

Готовность образующего слагается из его педагогической образованности, информированности о текущем состоянии образованности образуемого и программы образования, которая складывается из способов действия, самих действий и получаемых результатов.

Готовность средств образовательных действий состоит из наличия объектов, которые предстоит преобразовывать, и инструментария, при помощи которого выполняются преобразующие действия. При формировании и развитии профессионально-трудовой социализованности используются средства теоретического характера, эмоцийные (состоящие из эмоций), ценностные (используемые при оценивании) и коммуникационные.

Создание стартовой ситуации является созданием условий для выполнения образовательной взаимодеятельности. Взаимодействуют в образовательном учреждении два вида субъектов - ведущий (образующий, педагог) и решающий (образуемый, обучаемый). Необходимые, желаемые качества у образуемого

появляются только в его действиях, а деятельность педагога нужна для наведения образуемого на наиболее благоприятные действия.

В образовательном процессе действует функциональная система, имеющая цель, ведущий и решающий орган, прямую и обратную связи между этими органами. Эта система сложная, она состоит из автономных систем двух видов

- ведущей и решающей.

Информация, в соответствии с которой должно начаться действие (педагогическое требование), поступает в ведущей автономной системе от образующего (педагога) к образуемому (обучаемому). Последний принимает ее и начинает действовать в своей, решающей, автономной системе. Избрав инструментарий (способ действия), он преобразовывает (материально или мысленно) свой объект и принимает результат действия. Если он, по его мнению, является верным (нужным) ответом, то образуемый переходит к следующему действию. Если результат не удовлетворяет обучаемого, то он делает новую попытку изменить свой объект действия.

В реальном образовательном процессе очень часто образуемый оказывается неспособным быстро правильно оценить полученный текущий результат. Затруднения в оценивании должны предусматриваться программой деятельности. При ее недостаточности необходимо вмешательство образующего, который разъясняет ответ и объясняет ошибку.

Принятие образуемым результата своего действия является внутренней обратной связью в образовательной решающей функциональной системе, а разъяснения образующего - внешней обратной связью в той же системе.

Итак, наличие стартовой ситуации позволяет приступить к действию. Оно заключается в преобразовании объекта, средства, избираемого из числа имеющихся (предложенных) способом, который тоже выбирается из числа имеющихся (предложенных). Объекты существуют материальные и идеальные. Применяемые к ним воздействия вызывают их изменения. Образуемый наблюдает их, понимает и запоминает. Так происходит усвоение образовательного материала (при образовании, обучении, воспитании).

Новая информация поступает в сознание образуемого (обучаемого), обогащая его, а значит, приводя в новое текущее состояние. Поэтому изменяется текущая образовательная ситуация. Это требует изменения выполняемых (следующих) текущих действий. Это должно предусматриваться их программой. Основные изменения программы могут быть предусмотрены при ее составлении до начала образовательных действий. Кроме них происходят и другие изменения, обусловленные индивидуальными особенностями образуемых, их текущими успехами и другими обстоятельствами.

Следует также учесть, что социализация в большинстве случаев происходит «попутно» в процессе усвоения знаний или воспитуемых качеств личности. При этом социализующие действия как бы встраиваются в основные образовательные действия. Социализационные качества при этом появляются вместе с другими качествами. Конечно, возможны и такие случаи, когда социализационные качества выступают на первый план. Для осуществления профессионально-трудовой социализации педагог (образующий) согласно структуре образовательной ситуации предусматривает в своей программе такие действия, которые обеспечивают формирование или развитие социализационных качеств. К ним относятся включения в программу учебного занятия по учебному предмету в качестве примеров объяснений профессиональных объектов, событий, встречи с представителями своей профессии и т. п.

Рассматривая действия профессионально-трудовой социализации, мы можем отметить следующие четыре их основных направления:

- формирование представлений о профессионально-трудовой социализованности,

- организация переживаний удовлетворенности и неудовлетворенности избранной профессией и трудом,

- организация проявлений ценностных отношений к явлениям профессионализма и труда,

- формирование представлений и способности к проявлению коммуникативности в профессионализме и труде.

Профессионально-трудовой объект образуемого находится в окружающей материальной и виртуальной (идеальной) среде, является ее компонентом. Можно считать, что образуемый изменяет профессионально-трудовую среду. В ответ на его действия происходят изменения в среде. Эта связь представляет собой выявленную закономерность, которую он запоминает. Она является сущностным продуктом функциональной системы профессионально-трудовой социализации, тем, ради чего она существует. Этот продукт находится внутри образуемого. Но косвенная информация о нем появляется вне его в виде функционального продукта, например, при ответе его на заданный ему педагогом вопрос. Получив этот ответ, педагог компетентно решает, что делать дальше.

В системе создания ситуации профессионально-трудовой социализации образуемых в образовательном комплексе «лицей - колледж - вуз» выделяются следующие четыре основных блока:

1) работа с базой набора контингента комплекса «лицей - колледж - вуз»;

2) методическая подготовка педагогов образовательного комплекса к профессионально-трудовой социализации образуемых;

3) образовательно-профессиональное обеспечение профессиональнотрудовой социализации;

4) использование (включение в программу предстоящих действий и т. п.) текущих значимых явлений.

Работая с потенциальным контингентом образовательного учреждения, его преподаватели выезжают в школы, проводят в них анкетирование учащихся, выступают с докладами, консультируют учащихся, проводят другие мероприятия. В методическую подготовку входит изучение педагогами специальной литературы, выполнение научных исследований, участие в научнопрактических семинарах, изучение передового опыта. Образовательнопрофессиональное обеспечение заключается в подготовке условий для проведения соответствующих практических работ, взаимодействий с

производством, в разработке способов создания трудовых ситуаций по профилю избранной профессии и т. д. По четвертому компоненту планируется использование внешних связей для развития у образуемых профессиональнотрудовых качеств вовлечением их в творческую деятельность (научная работа, научно-технические конкурсы и пр.) и т. д.

Образовательно-профессиональное обеспечение заключается в

приобретении и создании соответствующих технических средств, лабораторного оборудования, приведении в порядок и пополнении фонда носителей профессиональной информации. Места отдыха, кабинеты оснащаются носителями информации, предметами, возбуждающими приятные чувства, переживания, размышления, связанные с профессиональными и трудовыми действиями образуемых и результатами их выполнения.

Предусматривается использование для профессионально-трудовой социализации явлений, предусмотренных для достижения других, более общих целей, например, проведения празднований, установления связей с представителями предприятий.

После создания стартовой ситуации включается образовательная профессионально-трудовая функциональная система, учитывающая

встраивание профессионально-трудовых действий в обычные образовательные действия. Схема этого процесса, объясняющая внешние воздействия, представлена на рис. 1.

Вестник ЧГПУЮ'2010

Формирование цели развития профессиональнотрудовых социальных качеств

Выделение в содержании образования профессионально-трудовых социальных компонентов

Выработка способов выполнения образовательной профессионально-трудовой деятельности

Выделение в формах и методах образования компонентов, развивающих профессионально-трудовые качества

Обеспечение развития профессионально-трудовых социальных качеств образуемых в процессе образования

Раскрытие связи формируемых знаний, умений с профессио-нально-трудо-выми представлениями

Обеспечение соответствия формируемых умений и навыков профессионально-трудовым социальным нормам

Обеспечение соответствия профессионально-трудовых образований профессионально-трудовым социальным нормам

Обеспечение соответствия образовательных практических действий профессионально-трудовым социальным нормам

Контроль соответствия сформированных профессиональных качеств профессионально-трудовым социальным нормам

Достижение поставленной цели развития профессионально-трудовых социальных качеств

А 1 і 1

Профессиональная агитация обучаемых до поступления в комплекс «лицей - колледж - вуз» Воздействие внешних источников информации о содержании, достоинствах и проблемах избранной профессии и трудовой деятельности

Рис. 1. Обеспечение развития профессионально-трудовой социализованности обучаемых в образовательном процессе комплекса «лицей - колледж - вуз»

В большом прямоугольнике приведены частные образовательные задачи, выполнение которых в представленной очередности обеспечивает достижение полноценной профессионально-трудовой социализованности личности.

Формирование этого ее свойства начинается с раскрытия связи образуемых предметных знаний, представлений, умений с профессионально-трудовыми представлениями. Чтобы эти связи стали понятными образуемому и актуальны для него, нужно обеспечить их соответствие профессионально-трудовым социальным нормам. Если это соответствие будет понято, то образуемый усвоит его смысл, значение его понимания для своей текущей и будущей жизнедеятельности. Это развивает и укрепляет мотивацию к дальнейшему осмыслению попавших в его поле внимания связей и к последующему усвоению содержания образования.

Установление отмеченных связей и возбуждение обозначенных мотивов создает условия для упорядочения закрепления создаваемых умений, навыков, черт личности, для обеспечения в процессе теоретического обучения соответствия закрепляемых профессионально-трудовых образований психики образуемого профессионально-трудовым социальным нормам. Без установления этого соответствия невозможно достичь убежденности образуемого в необходимости и полезности для него усвоения предъявляемой ему информации.

Достижение этой убежденности соответствует и интересам общества, так как способствует будущему сознательному отношению человека к своим трудовым обязанностям, а значит и повышению эффективности его труда.

Обучения теории недостаточно для полноценной подготовки специалиста к профессиональной деятельности, необходимо обучить его и практическим действиям. Здесь идет речь об отдельных мерах по обеспечению соответствия образовательных практических действий профессионально-трудовым социальным нормам. В реальной действительности здесь часто проявляется формализм, для преодоления которого необходима разработка четкой теории этого вопроса.

Для полного решения задачи профессионально-трудовой социализации необходимо обеспечить соответствие выполняемых образуемыми практических

образовательных действий тем действиям, которые выполняются в реальной действительности, на производстве, в жизни.

Выполнение всех отмеченных действий, условий обеспечивает

осуществление профессионально трудовой социализации студентов колледжа.

Библиографический список

1. Малиночка Э.Г. «Образование» как категория педагогики // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: Мат-лы всерос. методол. науч.-практ. конф.-семинара / Гл. ред. В.В. Краевский; ред. Р.В. Почтер. - Краснодар, 2009. -С. 232-239. - 300 экз. - ISBN 978-5756108009.

2. Малиночка Э.Г. Ситуационно-функциональный подход в образовании и исследовании // Инновационные процессы в высшей школе: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар: КубГТУ, 2007. - Стр. 16-20.

Bibliography

1. Malinochka, E.G. “Education” as a Pedagogical Category // Modern Tendencies of Pedagogics Development as a Humanitarian Scientific Subject: Materials of the All-Russia Methodological Scientific-and-Practical Conference-Seminar /Chief Edit. V.V. Kraevsky; Edit. by R.V. Pochter. - Krasnodar, 2009. - P. 232-239. - 300 cop. - ISBN 978-5756108009.

2. Malinochka, E.G. Situational-and-Functional Approach in Education and Research // Innovation Processes at Higher School: Materials of the All-Russia Scientific-and-Practical Conference. - Krasnodar: KubSTU, 2007. - P. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.