Научная статья на тему 'Социализационно-ситуационный подход в профессионально-трудовой социализации студентов'

Социализационно-ситуационный подход в профессионально-трудовой социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИОННОСИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION-AND-SITUATIONAL APPROACH / PROFESSIONAL LABOUR SOCIALIZATION OF STUDENTS / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION / VALUABLE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL-LABOUR SOCIAL CHARACTERISTICS AND QUALITIES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснопёрова Алла Георгиевна

Данная статья актуальна, так как определяет общую структуру формирования компонентов профессионально-трудовой социализации при применении социализационноситуационного подхода. Эксперимент показал высокую эффективность применения социализационно ситуационного подхода в образовательном процессе при разработанном процессе профессионально трудовой социализации студентов. Результаты проведенного эксперимента позволяют заключить целесообразность использования социализационноситуационного подхода при подготовке конкурентоспособных, компетентных специалистов, владеющих иностранными языками в совершенстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization-and-Situational Approach in Students’ Professional Labour Socialization

The article is topical, as it defines the general structure of components of professional labour socialization forming applying socialization-and-situational approach. The experiment has shown a high efficiency of applying the socialization-and-situational approach in educational process at the developed process of professional labour socialization of students. The results of the experiment allow concluding the expediency of using the socialization-and-situational approach by training the competitive, competent specialists speaking foreign languages perfectly.

Текст научной работы на тему «Социализационно-ситуационный подход в профессионально-трудовой социализации студентов»

УДК 377.031 ББК 74.202

Краснопёрова Алла Г еоргиевна

аспирант-соискатель советник Российской академии естествознания г. Краснодар Krasnoperova Alla Georgievna Post-graduate Adviser of the Russian Academy of Natural History

Krasnodar

Социализационно- ситуационный подход в профессионально - трудовой социализации студентов Socialization-and-Situational Approach in Students’ Professional Labour

Socialization

Данная статья актуальна, так как определяет общую структуру формирования компонентов профессионально-трудовой социализации при применении социализационно- ситуационного подхода . Эксперимент показал высокую эффективность применения социализационно - ситуационного подхода в образовательном процессе при разработанном процессе профессионально - трудовой социализации студентов. Результаты проведенного эксперимента позволяют заключить целесообразность использования социализационно- ситуационного подхода при подготовке конкурентоспособных , компетентных специалистов, владеющих иностранными языками в совершенстве.

The article is topical, as it defines the general structure of components of professional labour socialization forming applying socialization-and-situational approach. The experiment has shown a high efficiency of applying the socialization-and-situational approach in educational process at the developed process of professional labour socialization of students. The results of the experiment allow concluding the expediency of using the socialization-and-situational approach by training the competitive, competent specialists speaking foreign languages perfectly.

Ключевые слова: социализационно- ситуационный подход, профессионально-трудовая социализация студентов, активные и интерактивные формы образования, ценностные ориентации, профессионально-трудовые социализа-ционные свойства и качества личности.

Key words: socialization-and-situational approach, professional labour socialization of students, active and interactive forms of education, valuable orientations, professional-labour social characteristics and qualities of a person.

Известно, что в профессионально - трудовой социализации используются

частно - методологические подходы, а также такие подходы как системный, деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический [1,54], акмео-логический, антропологический подходы, которые дают общую направленность решения педагогических проблем, что недостаточно для решения част-

Вестник ЧГПУ112012

96

ных задач профессионально-трудовой социализации студентов. Для этого необходимо создание конкретного методологического подхода, выводящего на технологический уровень. На наш взгляд таким подходом может быть социали-зационно- ситуационный подход.

В рамках технического колледжа осуществляется чоциализационно- ситуационный подход в профессионально - трудовой социализации студентов и дальнейшая профессиональная социализация студентов.

Так, в словаре по образованию и педагогике компетенция определяется В.М.Полонским как «совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы» [2,67]. Мы считаем, что эти знания, умения и навыки определяются в должностных инструкциях специалистов. Следовательно, образовательные учреждения в своих программах обязаны предусматривать развитие как общих, так и профессиональных (специальных) компетенций у студентов в целях дальнейшего развития их социальных профессиональных качеств.

Нами в ходе педагогического эксперимента были исследованы: социальная среда, профессиональный отбор абитуриентов, профессиональная ориентация абитуриентов, акцентуации характеров студентов, расширение их профессионального самосознания, углубление профессионального самоопределения студентов, развитие их профессионального самосознания через дисциплину «Иностранный язык», профессиональная адаптация, профессиональная социализация обучающихся. Изучалось и корректировалось развитие мотивации студентов. Накопленный нами педагогический опыт создал предпосылки для разработки модели социализационно- ситуационного подхода с учётом профессиональной социализации студентов в образовательном процессе колледжа.

Нами было установлено, что в профессионально-трудовой социализации личности оптимально изменить профессиональные её качества помогает образовательная ситуация и существует она в форме образовательной функциональной системы. Педагоги стремятся оптимизировать связи обучения с произ-

водством. Для этого разрабатывают профессионально-трудовые включения в задания для практических работ. В них используются трудовые ситуации из отрасли региона. Так, на рис. 1 изображается структура взаимосвязей в функциональной педагогической системе профессиональной социализации. На схеме представлены сознание наставника, сознание студента и объект деятельности студента. Наставник сообщает студенту, что предстоит делать. Этим из сознания наставника в сознание студента передается информация о поставленной задаче по профессиональной социализации.

Студент в этот момент находится в некотором текущем состоянии профессионально-трудовой социализированности. На схеме оно обозначено как состояние 1. В этом состоянии студенту предъявляется объект действия или он его находит самостоятельно. В процессе деятельности он многократно встречается с рядом объектов, являющихся компонентами объекта его деятельности. Объект, попадающий в поле внимания студента в состоянии 1, на схеме показан как компонент 1. Каждый компонент может быть и материальным, и идеальным. Студент выполняет действие в состоянии 1, в результате чего проявляется некоторое свойство, точнее - компонент свойства профессиональной социализации, которое на схеме представлено как свойство ПТС 1. Это есть то, чего студент ожидал, выполняя действие. Информация об этом свойстве поступает в сознание студента, которое обогащается и переходит в состояние 2. Информация о результатах этого действия в формализованном виде поступает наставнику, фиксируется его сознанием, и он может подать студенту дополнительную информацию, корректирующую его действия или стимулирующую их. Далее процесс повторяется, и у студента постепенно формируется или развивается соответствующее социальное качество. Преподаватель, используя социа-лизационно- ситуационный подход, может применять разные приемы создания ситуаций: побуждать теоретически объяснять факты, использовать опыт жизненных ситуаций, искать применение результатов проблемных заданий, озна-камливать с необъяснимыми фактами, предъявлять разные точки зрения, задавать вопросы альтернативного типа, давать задания прогностического характе-Вестник ЧГПУ112012 98

ра и др. В диссертационном исследовании отражено, что концептуальная модель профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа внедрялась согласно плану педагогического эксперимента, организации, методологии и методике исследования. Экспериментальная проверка модели осуществлялась в Краснодарском техническом колледже.

В процессе исследования были произведены измерение состояния компонентов профессиональной компетентности обучаемых экспериментальной и контрольной выборок до начала эксперимента и после его окончания. В экспериментальной выборке приняло участие 556 человек, в контрольной - 563. Исходное состояние обеих выборок было почти одинаковым: в экспериментальной средний показатель освоенности выделенных компонентов профессиональной компетентности был равен 68,4%, а в контрольной 66,9%. К концу эксперимента эти показатели изменились и оказались равными соответственно 88,7% и 70,2%.

Сознание наставника профессионально-трудовой социализации

Сознание студента

Последовательные состояния профессионально-трудовой социализированности (ПТС) обучаемого

Состояние 1 Состояние . ► Состояние

Компо Свойство Компонент Свойство

нент1 " ПТС 1 2 - ПТС 2

Компонент Свойство

п - ПТС п

Объект деятельности

Рис. 1. Общая структура формирования компонентов профессионально-трудовой социализации

при применении социализационно- ситуационного подхода

Вестник ЧГПУ11 '2012

100

В экспериментальной выборке произошло увеличение на 20,3%, а в контрольной - на 3,3%. Увеличение этого показателя под влиянием экспериментальных условий (с учетом поправки на изменение в контрольной выборке) получило значение: 17,0%.

Самый высокий прирост, 39,0%, оказался у владения теоретическим материалом, понятийным аппаратом по специальным предметам. Отсюда вытекает, что экспериментальные условия самое большое, и в то же время довольно большое положительное влияние оказали на усвоение профессиональных теорий по своей отрасли, то есть на понимание профессионально-трудовых обстоятельств. На втором месте оказалась способность к самооценке, самоанализу, рефлексии, которая получила прирост, равный 25,7%. Это свидетельствует о большом влиянии экспериментальных условий на сознательность студентов. Они лучше стали понимать значимость профессионализма и готовности профессионально действовать.

Далее близкие по значению большие приросты получили: полное глубокое восприятие, прослеживание логики технологических производственных процессов, инновационная деятельность (20,5%); умение устанавливать личный контакт на основе англоязычного общения (20,2%); умение организовывать общение, создавать атмосферу доверия (20,2%). Освоение технологических процессов - следующий по значимости после освоения теории (или равнозначный) компонент профессионализма, поэтому его улучшение является существенным положительным результатом нашего исследования. Улучшение умения устанавливать личный контакт в англоязычной среде свидетельствует о том, что соединение изучения теории английского языка с созданием и использованием имитированных и реальных профессионально-социальных ситуаций в англоязычной среде существенно влияет на изучение языка и на формирование профессиональных качеств. Организация общения играет весьма существенную роль в профессиональной деятельности специалиста, поэтому улучшение умения его организовывать является, несомненно, полезным результатом.

В ходе педагогического эксперимента нами использовался социализаци-онно- ситуационный подход к профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа , который заключался в формировании у них профессионально-трудовых и социальных свойств и качеств, отношении к трудовым действиям в области своей будущей профессии и умения их выполнять. Формирование профессионально-трудовых свойств и качеств происходит не только в период обучения, но в стихийных ситуациях и при имитировании стихийных профессиональных ситуаций и предусматривает: 1) формирование готовности преподавателей, студентов и наличие средств становления и развития профессионально-трудовой социализации студентов на основе взаимона-правленной деятельности всех участников педагогического процесса; 2) создание совокупности условий для формирования у студентов технического колледжа качеств и свойств, обеспечивающих их профессионально-трудовую социализацию. Профессионально-трудовые социальные свойства и качества студентов продуктивно образуются в его действиях в следующих условиях: наведение педагогом обучающихся на действия, выводящие их в социум (реально или виртуально) и обусловливающие необходимость самостоятельной ориентации, принятие решений и выполнения действий за пределами обязательных образовательных обязанностей; получение результата и оглашение его в образовательных условиях для обсуждения и оценивания (при этом понимание логики результата, переживание эмоций и оценивание его значимости способствуют пониманию и запоминанию соответствующего социального свойства профессионально-трудового явления); 3) образовательное взаимодействие субъектов педагогического процесса, включающей функциональную систему профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа.

Специфика субъект-субъектных отношений выступала условием развития и становления профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа и заключалась в разнообразных видах сменяющихся ролей: совокупность субъектных действий преподавателя и объектно-субъектных действий студента, интегрирующихся в единство и представляющихся собой поэтап-Вестник ЧГПУ11 '2012 102

но инициированную деятельность - 1) формирование представлений об избранной отрасли и профессии (в лицее, в школе); 2) приобщение к отраслевому труду и профессии (в колледже) [проведение мероприятий с использованием сюжетов из будущей профессиональной деятельности на предметной основе изучаемых предметных дисциплин (иностранного языка и других)]; 3) овладение отраслью-профессией, трудовыми процессами и их связями (в высшем образовательном учреждении); 4) развитие стремления к вершинам мастерства (в послевузовском образовании). Теоретическое обеспечение этапов состояло в формировании представлений о профиле трудовой деятельности; понимании значимости и приятии как ценности профиля труда; понимании значимости и ценности теории и результатов профиля труда; понимании необходимости и возможности развития своего мастерства. Практическое обеспечение этапов заключалось в наблюдении и попытках выполнения профессиональных действий; связывании своих трудовых действий с обществом; развитии профессионального влияния на себя и окружающих; развитии стремления к мастерству и распространению передового опыта [создание методической базы профессионального образования (накопление методических разработок, описаний передового опыта); применение научной организации труда; организация научных исследований педагогов и обучающихся; развитие партнерских отношений во внеаудиторной деятельности; развитие профилей дополнительного образования].

Таким образом, совокупность педагогических условий профессиональнотрудовой социализации студентов в техническом колледже заключалась в следующем:

- профессионально-ориентационное взаимодействие участников образовательного процесса с информационной базой;

- профессионально-трудовые включения студентов в теоретические задания и практические работы, социализованных заданий на производственную практику;

- образовательно-материальное обеспечение профессионально-трудовой социализации студентов;

- использование текущих значимых явлений (встреч, смотров, конкурсов, дискуссий, мозговых штурмов и т. п.).

Показателем эффективности профессионально-трудовой социализации студентов служило формирование мотивации и цели действия субъектов образовательного процесса в совокупности с подбором инструментария, предоставляющего возможности гармонического сочетания использования теоретического материала, состава эмоций, способов образования ценностных ориентаций и создания взаимосвязей, отношений - коммуникаций.

Рабочие программы предусматривали отраслевой компонент, интеграцию в нем науки, техники и производства, были установлены межпредметные связи на занятиях по всем дисциплинам, как специальным, так и гуманитарным.

В учебно-воспитательном процессе уделялось большее внимание мотивации на профессионально-трудовые действия будущих специалистов, привитие любви к своему делу, процессу духовно-нравственного развития личности, ее саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию. На занятиях по английскому языку и во внеаудиторной деятельности применялись личностно -ориентированный подход технологии очеловечивания процесса обучения и воспитания (по Щурковой Н.Е.) [3,135]. Применялись авторские

(А.Г.Красноперовой) методические разработки по английскому языку. В рамках общего эксперимента проводились по авторской программе в форме кружковой работы занятия по развитию профессионального самоопределения обу-чающихся[4,4]. Развивались их лидерские и творческие способности.

В проведённый эксперимент были включены мероприятия по развитию познавательных интересов. К ним относятся: уроки английского языка в кабинетах производственного обучения, в условиях выполнения лабораторных работ по профилю изучаемой специальности. Эти уроки в каждой группе проводились в кабинете, соответствующем профилю подготовки ее студентов - экономики, бухгалтерского учета, пищевых продуктов, в кабинете-магазине. На уроках организовывалось обсуждение на изучаемом иностранном языке объектов трудовой деятельности, понятий, производственных ситуаций, результатов

Вестник ЧГПУ11 '2012 104

профессиональных действий и другие обстоятельства. Включались приемы формирования профессиональных ценностных ориентаций, производственных и других жизненно необходимых коммуникативных умений и навыков[5,67].

Таким образом, качественная подготовка специалиста отрасли требует особого внимания к непрерывному профессиональному самообразованию обучающихся, что обеспечивается через постоянное погружение студентов в профессиональную деятельность за счёт актуализации профессионального содержания в дисциплинах и использования материала из практической деятельности в целях овладения студентами социально-трудовых, коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и личностно-совершенствующих компетенций.

Следовательно, сформированность компетентности студентов, как образовательный результат, может просматриваться профессорско-преподавательским составом посредством выявления : осознанности владения специальными знаниями студентов, устойчивостью их знаний (степенью постоянства их владения), результативностью учебно-трудовой деятельности, её системностью, действенностью (целенаправленной активности личности), эмотив-ностью( динамикой эмоций , связанных с выполнением трудовых действий).

Библиографический список

1. Полякова, А.А. Аксиологический потенциал личности: сущностные особенности, педагогические функции/ М.: Вестник Адыгейского государственного университет,2011.№ 3

2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., Высш. шк., 2004. - 512с.

3. Щуркова, Н.Е., Залекер, О.П.Педагогическая студия.М.: Высш. шк., 1993. -142с.

4. Орёл, А.А.Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условие её самореализации в процессе профессионального становления/ М.: Вестник Адыгейского государственного университет,2011.№ 2

5. Ieronova I.Y.Professional communicative culture of interpreters and its basic constituents / European journal of natural history. - 2006,№ 2. - 156 p.

Bibliography

1. Ieronova, I.Y.Professional Communicative Culture of Interpreters and Its Basic Constituents / European Journal of Natural History. - 2006. - № 2. - 156 p.

2. Orel, A.A. Directions and Value-and-Semantic Spheres of a Person As Conditions of His Realization in the Process of Professional Education. - M.: Herald of Adygei State University, 2011. - № 2.

3. Polonsky, V.M. Dictionary on Education and Pedagogy. - M.: Higher School, 2004. - 512 p.

4. Polyakova, A.A. Axiological Potential of a Person: Its Particularities, Pedagogical Functions. - M.: Herald of Adygei State University. - 2011. - № 3.

5. Shchurkova, N.E., Zaleker, O.P. Pedagogical Studio. - M.: Higher School, 1993.

- 142 p.

BecTHUK nmy 11 '2012

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.