Научная статья на тему 'Влияние активных и интерактивных форм образования на систему ценностей студентов колледжа'

Влияние активных и интерактивных форм образования на систему ценностей студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АУДИТОРНЫЕ И ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЧАСЫ / ACTIVE AND INTERACTIVE EDUCATION FORMS / VALUABLE REPRESENTATIONS / VALUABLE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL-LABOUR SOCIALIZATION OF A PERSON / THEORETICAL THINKING / IN-CLASS AND OUT-OF-CLASS HOURS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснопёрова Алла Георгиевна, Некрасов Сергей Дмитриевич

Экспериментально установлено (265 чел.), что использование активных и интерактивных форм образования, благодаря включениям студентов на аудиторных и внеаудиторных часах в деятельность по решению будущих профессиональных задач и их обсуждение, эффективно влияет на систему ценностей, оптимизирует процесс социализации личности студентов колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Active and Interactive Education Forms on the Value System of College Students

It is experimentally established (265 students.), that using of the active and interactive education forms, owing to the inclusions of students into the in-class and out-of-class hours in the activity for future professional problems decision and their discussion, effectively influences the system of values, optimizes the process of college students' socialization.

Текст научной работы на тему «Влияние активных и интерактивных форм образования на систему ценностей студентов колледжа»

УДК 377.031 ББК 74.202

Краснопёрова Алла Г еоргиевна

соискатель советник РАЕ Краснодарский технический колледж г. Краснодар Некрасов Сергей Дмитриевич кандидат психологических наук, профессор факультет управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар Krasnoperova Alla Georgievna Applicant for a Degree RANS Advisor Krasnodar Technical College Krasnodar Nekrasov Sergey Dmitrievich Candidate of Psychology,

Professor

Faculty of Management and Psychology Kuban State University Krasnodar

Влияние активных и интерактивных форм образования на систему ценностей студентов колледжа Influence of Active and Interactive Education Forms on the Value System of College Students

Экспериментально установлено (265 чел.), что использование активных и интерактивных форм образования, благодаря включениям студентов на аудиторных и внеаудиторных часах в деятельность по решению будущих профессиональных задач и их обсуждение, эффективно влияет на систему ценностей, оптимизирует процесс социализации личности студентов колледжа.

Ключевые слова: активные и интерактивные формы образования, ценностные представления, ценностные ориентации, профессиональнотрудовая социализация личности, теоретическое мышление, аудиторные и внеаудиторные часы.

It is experimentally established (265 students.), that using of the active and interactive education forms, owing to the inclusions of students into the in-class and out-of-class hours in the activity for future professional problems decision and their discussion, effectively influences the system of values, optimizes the process of college students’ socialization.

Key words: active and interactive education forms, valuable representations, valuable orientations, professional-labour socialization of a person, theoretical thinking, in-class and out-of-class hours.

Социальные условия для образования человека существуют в любом обществе, «общество создает школы, возникает школьный возраст как стадия развития личности» [2, с. 21]. В современной России осуществляется модернизация системы образования, появляются государственные образовательные стандарты нового поколения. В стандартах поставлена цель повышения качества образования обучающихся на каждой ступени образования: от начального до профессионального. В стандартах среднего профессионального образования предписано, что при формировании основной образовательной программы по специальности образовательное учреждение должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.).

В психолого-педагогических исследованиях (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.) выявлена ведущая роль процесса обучения в организации учебной деятельности обучающегося. Исследователи в учебной деятельности выделяют:

- понятие обучающийся как субъект учения, выделяя единицы учебной деятельности, в том числе учебно-познавательные мотивы и ценности, учебные задачи, учебные действия, контроль выполнения учебных действий, оценку

степени усвоения способа действий (Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.);

- разные виды психических новообразований, приобретения знаний, умений и навыков в определенных дисциплинах, сохранение новых форм деятельности (И.А. Зимняя, И. Г ербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, К. Коффка, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский и др.);

- активные процессы мышления по преодолению затруднений в решении учебных задач, построении новообразований из элементов чувственного и мысленного содержания, внутренней самодеятельности ученика (Д. Дьюи, В. Лай, П. Ф. Каптерев и др.);

- кодирование, хранение и использование информации, позволяющей понизить степень своей неуверенности и найти правильный ответ или адекватное правило поведения (А. Бандура, Р. Гэгни, И. Лингарт, Эд. Толмен и др.).

Особое влияние учебный процесс оказывает на становление личности обучающегося, на развитие системы его личностных ценностей. Так, в разнообразных исследованиях по подготовке менеджеров малого бизнеса (Т.М. Голубева), по влиянию организации содержания проблемного обучения иностранному языку на развитие творческого мышления студентов (К.С. Браженец), по психолого-педагогическому сопровождению воспитания личностной целостности (Е.Л. Петровой), по мониторингу качества образовательного процесса в многоуровневом учебном заведении (Н.И. Очеретина) видно, что исследователи уделяют внимание факторам, влияющим на качество обучения студентов. Однако еще мало исследований о влиянии активных и интерактивных форм на изменение ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, на процессы их социализации. Таким образом, актуальна проблема: «Какое влияние оказывает использование интерактивных форм обучения на систему ценностей студентов колледжа?». Поиск ответов на проблемный вопрос уместно начать с установления смысла понятий «ценностные представления» и «ценности». Эти понятия в психологической литературе часто смешиваются: либо первые

рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым [1]. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. В настоящем исследовании, опираемся на модель трех форм существования ценностей, переходящих одна в другую, которую сформулировал А.Д. Леонтьев.

Во-первых, ценности представляют общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Во-вторых, ценности - это предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей. И, наконец, ценности - это «модели должного» в мотивационных структурах личности, побуждающие к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [1].

В учебном процессе образовательных учреждений, в том числе колледжах, осуществляется преподавание учебных дисциплин, исходя из

междисциплинарных связей, с учетом характера и сложности дисциплины, с использованием новых форм проведения занятий. Исходя из модели системы ценностей, переходящих одна в другую, и реальной практики образовательного процесса колледжа, можно предположить, что использование интерактивных форм обучения оказывает существенное влияние на систему ценностей студентов колледжа. Для проверки этого было проведено исследование. Основной методикой исследования выбрана методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (М. Rokeach), который называет убеждения, диагностируемые с помощью метода прямого ранжирования, ценностями [3].

На первом этапе сформированы экспериментальная группа (пол, возраст, бухучет - 20 чел.) и контрольная группа (пол, возраст, бухучет, технологии - 54

чел.). Измерены ценности респондентов с помощью методики «Система ценностей» М. Рокича.

На втором этапе с респондентами экспериментальной группы проведено экспериментальное воздействие в форме активных и интерактивных форм проведения занятий: Деловые игры, диспуты по производственной тематике, обсуждение производственных ситуаций, разработка интернет проектов по профессиональной тематике. А студенты контрольной группы обучались по традиционным формам.

На третьем этапе измерены ценности респондентов с помощью методики «Система ценностей» М. Рокича. Из контрольной группы выделена подгруппа респондентов, эквивалентная экспериментальной группе по полу, возрасту, специальности путем рандомизированного отбора. Обобщены результаты эксперимента.

Остановимся на результатах сравнения показателей респондентов экспериментальной и контрольной группы до и после экспериментального воздействия, измеренных с помощью методики «Система ценностей» М. Рокича.

Выделим общие для экспериментальной и контрольной группы статистически значимые изменения показателей ценностей. Ценности «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)» в экспериментальной группе статистически значимо (р< 0,07) понизились (с 9 до 12 ранга), а в контрольной группе статистически значимо (р < 0,04) повысились (с 12 до 10 ранга). Скорее всего, данные различия свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе более важными стали профессиональные ценности, благодаря активным формам обучения, а в контрольной группе студенты стали больше уделять свободного времени возможности бывать на природе или знакомиться с произведениями культуры.

Ценности «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)» в экспериментальной группе статистически значимо (р < 0,03) повысились (с 8 до 6 ранга), а в контрольной

группе статистически значимо (р < 0,00) повысились (с 12 до 11 ранга). Это произошло, скорее всего, благодаря введению в экспериментальных группах таких форм работы как диспуты, мозговые штурмы, деловые игры, обсуждение производственных ситуаций.

Ценности «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» в экспериментальной группе статистически значимо (р <

0,01) повысились (с 9 до 6 ранга), а в контрольной группе статистически значимо (р < 0,01) повысились (с 12 до 11 ранга). Такой результат, скорее всего, стал возможен в экспериментальной группе благодаря обучению студентов с использованием Интернет-ресурсов, проблемного обучения, ситуационнофункционального подхода.

Ценности «жизнерадостность (чувство юмора)» в экспериментальной группе статистически значимо (р < 0,03) повысились (с 10 до 7 ранга), а в контрольной группе статистически значимо (р < 0,05) повысились (с 7 до 6 ранга). Этот результат в экспериментальной группе был достигнут, скорее всего, в связи с тем, что были созданы условия, мотивация для развития и познания личности в системе поощрений, любви и жизнерадостности.

Ценности «ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)» в экспериментальной группе статистически значимо (р < 0,06) повысились (с 10 до 7 ранга), а в контрольной группе статистически значимо (р >0,05) понизились (с 7 до 9 ранга). Это произошло, скорее всего, в связи с тем, что в экспериментальной группе были проведены встречи с передовиками производства, обсуждались производственные ситуации, студенты привлекались к производству предметов по будущей специальности, изданию методических пособий для студентов, к участию в проектах по профессиональной тематике.

Подытожим. Выявлены эмпирические подтверждения того, что учебный процесс независимо от формы обучения оказывает влияние на изменение отдельных ценностей студентов. А также в том, что использование активных и

интерактивных форм проведения занятий влияет на процесс социализации студентов.

Для студентов экспериментальной группы выявлены личностные особенности изменений системы ценностей по показателям, причем этих изменений среди статистически значимых в контрольной группе не было. Ценности «наличие хороших и верных друзей» статистически значимо (р< 0,01) повысились (с 7 до 4 ранга). Скорее всего, студенты в экспериментальной группе осознали, что лучше, оптимальнее и эффективнее учиться и трудиться в команде «верных друзей».

Ценности «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» статистически значимо (р >0,02) понизилось (с 10 до 12 ранга). Это произошло, скорее всего, потому, что у обучающихся в экспериментальной группе свободное время благодаря НОТ стало больше уделяться поиску профессиональных тем в Интернете, изучению

профессиональных журналов и книг, обсуждению производственных ситуаций, посещению производства.

Ценности «свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и

поступках)» статистически значимо (р >0,05) понизились (с 6 до 8 ранга). Это

произошло, скорее всего, в связи с тем, что ещё студенты 1- 2 курсов СПО не уверены в объёме своих знаний, в правомерности своих суждений и понимают необходимость дальнейшего получения профессионального высшего образования.

Ценности «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие

притязания)» статистически значимо (р > 0,01) понизились (с 10 до 14 ранга). Это произошло, скорее всего, из-за того, что студенты осознали, что в трудовой жизни не всё можно купить: например, познания, теоретическое мышление можно только самому самостоятельно приобрести посредством дальнейшей самореализации в жизни.

Ценности «исполнительность (дисциплинированность)» статистически значимо (р < 0,02) повысились (с 11 до 8 ранга). Так, в экспериментальной

группе, благодаря системе коллективных творческих дел, студенты осознали необходимость таких профессиональных качеств как ответственность, исполнительность, аккуратность, трудолюбие.

Ценности «чуткость (заботливость)» статистически значимо (р < 0,07) повысились (с 11 до 9 ранга). Это произошло в экспериментальной группе, скорее всего, в связи с тем, что студенты осознали, благодаря диспутам, деловым играм, тренингам, что только толерантность, счастье других людей при работе в творческой команде могут дать большой эффект в производственной деятельности. Таким образом, экспериментально установлено, что использование активных и интерактивных форм образования эффективно влияет на систему ценностей студентов колледжа, оптимизирует профессионально-трудовую социализацию личности, благодаря включениям студентов на аудиторных и внеаудиторных часах в деятельность по выполнению будущих профессиональных действий и их обсуждение.

Опишем личностные особенности студентов, в обучении которых широко использовались активные и интерактивные формы проведения занятий. Ранги ценностей студентов «наличие хороших и верных друзей», «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)», «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» повысились до высокого уровня значимости. То есть, студенты в экспериментальной группе осознали, что лучше, оптимально и эффективно учиться и трудиться в команде «верных друзей», используя Интернет общение, обсуждая проблемы в групповых дискуссиях.

Ранги ценностей студентов «ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)», «исполнительность (дисциплинированность)», «чуткость (заботливость)» повысились до среднего уровня значимости. Скорее всего, повлияли встречи с передовиками производства, где обсуждались производственные ситуации, а также участие в проектах по профессиональной тематике. Это повлияло на осознание студентами таких своих

профессиональных качеств как ответственность, исполнительность, аккуратность, трудолюбие.

Ранги ценностей студентов «свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)» понизились до среднего уровня значимости. Скорее всего, студенты осознали невысокий уровень своей учебной компетентности и сложности получения профессионального высшего образования.

Ранги ценностей студентов «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)», «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)», «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)» понизились до низкого уровня значимости. Скорее всего, для студентов более важными стали профессиональные ценности, самостоятельный поиск ответов в Интернете, обсуждение производственных ситуаций и активность в овладении азами профессиональной деятельности, способами решения профессиональных задач.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Конкретизирована структура образовательной ситуации

применительно к профессионально-трудовой социализации (готовность к социализационным действиям учащихся, педагога, средств) и ее ситуации связей с действиями учащегося как решающего субъекта образовательного процесса.

2. Конкретизированы применительно к профессионально-трудовой

социализации назначение средств и обусловленность ими содержания сторон выполняемых учащимися образовательных действий, заключающаяся в

осмыслении профессионально-трудовых событий рассмотрением их логики, привлечением эмоций (для регуляции социализационных действий), ценностных ориентаций (для направления внимания на значимые обстоятельства) и коммуникационных связей.

3. Конкретизировано применительно к профессионально-трудовой

социализации раскрытие структуры деятельности субъектов в функциональной

системе образовательного процесса, в которой образовываются формируемые качества личности.

4. Установлены особенности роста уровня выполняемых социализационных действий в процессе следования учащегося по этапам непрерывного процесса профессионально-трудовой социализации. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

1. Обосновано существование образовательной функциональной системы профессионально-трудовой социализации как механизма формирования и развития социальных качеств личности, что может быть использовано для дальнейшего развития теории использования этой системы в образовании..

2. Введено в научный оборот понятие «профессионально-трудовая социализация личности в образовательном комплексе».

Библиографический список

1. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. - URL: http://www.follow.ru/article/344

2. Петровский, А.В. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1995.- 158с.

3. Рокич , М. Методика «Ценностные ориентации» // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. Т.1. - М.: Просвещение , 2000. - С. 25 - 29.

Bibliography

1. Leontiev, D.A. Valuable Representations in Individual and Group Consciousness: Types, Determinants and Time Changes [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.follow.ru/article/344

2. Petrovsky, A.V. Introduction into Psychology [Text]. - М.: Education, 1995. 158 p.

3. Rokich, M. Teaching Methods «Valuable Orientations» // Psychological Tests / Under Edit. of A.A.Karelin. V. 1. - М.: Education, 2000. - P. 25 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.