Научная статья на тему 'Роль спецкурсов в формировании профессиональной компетенции студентов педагогического колледжа'

Роль спецкурсов в формировании профессиональной компетенции студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЯ / МЕТОДИКА РОКИЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / VALUABLE ORIENTATIONS / COMPETENCE APPROACH / AKMEOLOGY / TECHNIQUE OF ROKICH / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлюшкина Надежда Ивановна, Прохорова Наталья Вячеславовна

Рассмотрена роль спецкурсов в формировании профессиональной компетенции студентов педагогического колледжа. Выделены задачи и факторы значимости спецкурсов для будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивлюшкина Надежда Ивановна, Прохорова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of special courses in formation of the professional competence of students of a teacher training college

The role of special courses in formation of the professional competence of students of a teacher training college is considered. Problems and factors of the importance of special courses for the future teachers are allocated

Текст научной работы на тему «Роль спецкурсов в формировании профессиональной компетенции студентов педагогического колледжа»

зацию социальной среды, благоприятной для развития личности несовершеннолетних, включающей информационно-просветительскую и пропагандистскую, консультационно-коррекционную и реабилитационную деятельность с несовершеннолетними, их родителями и социальным окружением с привлечением необходимых специалистов, общественности, волонтеров, средств массовой информации, Интернет-ресурсов.

Для этого требуется повышение качества и уровня согласованности работы специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие ювенальных технологий, формирование блока инновационных профилактических программ для подростков и молодежи, формирование государственного социального заказа на работу с конкретной семьей с целью ее сохранения, в том числе с использованием потенциала общественного сектора, развитие системы информационно-консультативных услуг в сфере социальной профилактики всех видов зависимостей во взаимодействии с профильными учреждениями и общественными организациями, модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, осуществление межведомственного мониторинга детского и семейного неблагополучия, разработка единой базы данных семей и детей «группы риска», развитие системы учреждений, занимающихся организацией досуга несовершеннолетних.

В начале 2010 года в Москве принята к исполнению Городская межведомственная программа «Дети улиц» на 2010-2012 гг., которая позволит совершенствовать в городе систему профилактики детского и семейного неблагополучия в соответствии с описанной концепцией развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия [5]. При успешной и всеобъемлющей реализации поставленных задач сформируются механизмы устойчивого развития эффективной инновационной системы профилактики, возрастет социальный эффект от профилактической деятельности, станет возможным комплексный межведомственный мониторинг детского и семейного неблагополучия, что позволит гибко менять государственную политику в данной области и своевременно реагировать на происходящие изменения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3.

2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

3. Дети улиц: информационно-консультативный вестник. Вып. № 1 январь-март, 2008. — М.: ИКАР, 2007.

4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2006.

5. Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. № 269-ПП «О Городской межведомственной программе «Дети улиц» на 2010-2012 гг.».

УДК 377

Н.И. Ивлюшкина, канд. филол. наук, доцент

Н.В. Прохорова, преподаватель

ГОУ СПО «Педагогический колледж № 13 имени С.Я. Маршака»

РОЛЬ СПЕЦКУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Профессиональное образование — важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформирован-ности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

Современное профессиональное образование призвано формировать у будущего специалиста принципиально новую систему ценностей. В центре ее, как определяет Г.П. Щедровицкий, «свобод-

но самоактуализирующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации, позитивного типа и принципа социальной ответственности» [1], поэтому развернулась активная работа по реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, учебных планов и программ на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Компетентностный подход предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса от мотивации обучения и до его оценивания и коррекции.

Трудность состоит в том, что используются различные определения понятий «компетенция» и «компетентность», а также существуют разногласия по вопросам классификации, номенклатуры и состава компетенций, поэтому для обсуждения вопросов компетентностного подхода необходимо провести анализ, обобщение и систематизацию существующих определений с целью выявления общих характеристик и использования их в качестве инварианта.

Согласно большинству дефиниций, компетенции — это наиболее общая форма описания результатов обучения, которая не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Компетенции включают в себя не только когнитивный, но и мотивационноценностный и эмоционально-волевой компоненты. Применительно к педагогическому образованию компетенцию следует рассматривать как характеристику качества подготовки будущего учителя (педагога), относящуюся к категории результата обучения. В определенной мере компетенции соответствуют зафиксированным в стандарте требованиям к готовности выпускника педагогического образовательного учреждения.

Таким образом, в общем виде компетенции представляют собой совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности и рефлексии студента по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Такое понимание компетенций может быть использовано и в сфере педагогического образования.

Компетенции осваиваются студентами, обеспечивая тем самым формирование у них соответствующих компетентностей. Под компетентностью понимается личностное качество будущего педагога и реальный уровень его образования, приобретенный в процессе обучения.

Суть образовательного процесса в условиях ком-петентностного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуаций, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.

Для обеспечения преемственности традиционного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса педагогам необходимо достаточное количество сведений об инновационных процессах, происходящих в системе среднего профессионального образования и сфере труда. С этой целью целесообразно проведение специальных занятий в форме лекций, семинаров, дискуссий, семинаров-практикумов, формирующих у педагогов методологические и теоретические знания, представления о сущности компетентностного подхода, технологиях его проектирования и реализации.

Современные образовательные учреждения (детские сады, школы, дома детского творчества

и др.) требуют компетентных специалистов, поэтому коллектив педагогического колледжа № 13 имени С.Я. Маршака уделяет особое внимание реализации компетентного подхода в учебном процессе. На базе колледжа была открыта экспериментальная площадка по теме: «Развитие профессиональных способностей и компетенций студентов как условие повышения качества специалиста». Решение проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе педагогических колледжей — задача сложная и многоаспектная.

В настоящее время исследуются возможности студентов в формировании компетенций. В порядке экспериментального обучения с целью эффективного формирования компетенций в колледже были разработаны спецкурсы: «Формирование рефлексивной компетенции у студентов педагогического колледжа», «Педагогическая аксиология», «Акмео-логия». Задачи спецкурсов состоят в следующем:

1. Обучение студентов выпускных курсов системе понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.

2. Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

3. Понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутрилич-ностных конфликтов и напряжений.

4. Приобретение уверенности в себе, необходимое при устройстве на работу, а также неагрессивное настаивание на своем.

5. Овладение механизмами нейтрализации манипуляций в общении — умение задавать вопросы, искусство профессионального слушания, мастерство конструктивной критики.

6. Формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

7. Развитие навыков рефлексии и обратной связи [2].

На базе колледжа в выпускных группах по специальности «Социальная педагогика» был проведен спецкурс «Акмеология». Для измерения уровня сформированности ценностных ориентаций была выбрана «Методика Рокича». В качестве сравнения эта же методика была проведена на четвертом курсе по специальности «Преподавание в начальных классах», где не проводился спецкурс. Полученные данные позволяют утверждать, что уровень сфор-мированности ценностных ориентаций у студентов экспериментальной группы выше, чем у студентов контрольной группы. Расчеты изображены в диаграмме на рисунке.

Для определения роли спецкурсов в формировании профессиональной компетенции студентов педагогического колледжа была использована «Методика Рокича» на первом курсе. Данные сви-

79

300

200

100

й її Ь

Контрольная Контрольная Эксперимен-и эксперимен- и 1-й курс тальная

тальная и 1-й курс

Диаграмма расчетов

детельствуют о значительных различиях количественных показателей уровней сформированности ценностных ориентаций студентов первого и четвертого курсов (рисунок).

Это поставило перед авторами задачу разработки и проведения спецкурсов для формирования профессиональной компетенции студентов на начальном этапе обучения.

Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что преподавание спецкурсов носит многоцелевой характер. Практическая цель заключается в формировании у студента способности и готовности к педагогической деятельности.

Самооценка сформированности ценностных ориентаций у студентов экспериментальной группы выше по сравнению с контрольной группой. Кроме того, различается сформированность ценностных ориентаций у экспериментальных групп первого и четвертого курсов. Низкий уровень демонстрируют студенты первого курса.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Основной целью формирования профессиональной компетентности студентов является повышение их конкурентоспособности, позволяющей наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Профессиональному становлению личности во все времена уделялось серьезное внимание. Еще издревле люди замечали, что не каждому «по плечу» то или иное дело. Одни достигали сияющих вершин профессионального мастерства, другие навсегда оставались у его подножия. Пытаясь разобраться в таких ситуациях, люди обращали внимание на индивидуальные особенности человека, его способности, склонности к определенному виду деятельности. Существующий опыт профессионального обучения студентов свидетельствует, что оно представляет собой целостную педагогическую философию, базирующуюся на системе профессиональных ценностных ориентаций учителя. Сложившиеся к моменту поступления в колледж ценностные ориентации личности молодых людей создают опре-

деленный фундамент для установления равновесия между способностями будущего работника и требованиями гуманистической концепции образования, закладывают адаптивные возможности к особенностям конкретной профессиональной среды.

Таким образом, проведенный анализ результатов диагностики, осуществляемый в рамках экспериментальной деятельности педагогического колледжа по созданию педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетенции студентов, позволяет сделать ряд общих выводов.

1. У студентов повысился уровень поведенческой и эмоциональной мобильности, гибкости, они стали больше проявлять стремление к поиску ситуаций достижения, к получению удовольствия от решения интересных задач, уверенность в успешном исходе, готовность принять на себя ответственность, решительность в неопределенных ситуациях, большое упорство при столкновении с препятствиями. Кроме этого повысился уровень субъективного контроля в достижениях, более интенсивно проявляется склонность считать, что большинство достижений в их жизни зависит от них самих, является результатом их собственных действий, что они несут за эти события личную ответственность. Также повысилась самооценка старшеклассников.

2. В ходе экспериментального воздействия повысились: стремление к коммуникативной деятельности, инициативность, предпочтения в важном деле или в сложной ситуации принимать самостоятельные решения, возможность отстаивать свое мнение, настойчивость в деятельности.

3. У студентов повысилась социальная и этническая толерантность, предполагающая наличие позитивного образа своей культуры при позитивном восприятии чужих культур, положительное отношение к культурным отличиям, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурной среде, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей.

4. В ходе эксперимента в студенческих коллективах социально-психологический климат стал более благоприятным.

5. Уровень адаптированности, социальной активности, воспитанности студентов, общая удовлетворенность деятельностью колледжа в ходе эксперимента повысились.

Исследование показало, что будущие педагоги эффективно овладевают профессиональными способностями в процессе участия в различных формах социально значимой деятельности, организованной в ходе спецкурса.

Динамика изменения выделенных на основе теоретического анализа показателей подтвержда-

0

ет выдвинутые гипотезы исследования. В ходе эксперимента у будущих педагогов значимо повысился уровень развития коммуникативных склонностей, ответственности, инициативности, развились предпочтения в принятии самостоятельных решений в важном деле или в сложной ситуации; появилось стремление к достижениям.

Полученные результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования

условий и направлений модернизации среднего профессионального образования в контексте реализации компетентностного подхода.

Список литературы

1. Щедровицкий, Г.П. Пространство свободы / Г.П. Щедровицкий // Народное образование. — 1997. — № 1. — С. 7-9.

2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. Психотехника: учеб. пособие / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2005.

УДК 331.363

О.А. Богачёв, директор

МГУП «Мосводоканал»

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Отечественный и мировой опыт показывают, что одним из эффективных путей решения проблемы обновления, прироста и ориентации знаний работников на прагматические цели в конкретных производственных условиях является внутрифирменная организация обучения. Внутрифирменное профессиональное обучение вызвано потребностями внутреннего (внутрифирменного) рынка труда и реализуется путем предоставления образовательных услуг работникам. Внутрифирменное обучение является обязательным элементом в структуре современной фирмы, предприятия, компании.

Масштабы использования данной формы обучения, охват ею работников, объем получаемых ими знаний, навыков, умений, а также применяемые технологии обучения разнообразны. Это могут быть различного вида учебные комплексы, направленные на деятельность крупнейших фирм с многотысячным контингентом обучающихся, либо отдельные локальные мероприятия в рамках производственного участка. Образовательные профессиональные программы могут быть от нескольких часов обучения (чаще всего конкретным навыкам) до высшего и среднего профессионального образования (например, заводы-втузы, техникумы-предприятия).

В своем исследовании автор сосредоточил внимание на профессиональной подготовке и дополнительном профессиональном образовании, так как они доминируют в системе внутрифирменного профессионального обучения работников на предприятии. При этом под термином «профессиональная подготовка» (ст. 21 Закона РФ «Об образовании») подразумевается, как правило, ускоренное получение навыков по рабочим профессиям, что вполне со-

относится с внутрифирменным обучением кадров на этом уровне. В то же время профессиональную подготовку в более широком смысле можно рассматривать как уровень профессиональной квалификации для выполнения профессиональных функций, исходя из конкретных функциональных обязанностей на основе требований рынка рабочей силы или конкретного работодателя. Таким образом, речь может вестись как о рабочих, так и о специалистах, что также входит в функцию и структуру внутрифирменного профессионального обучения.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов к дополнительным образовательным программам относятся: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Но это относится только к обучению специалистов. На уровне дополнительного образования в рамках начального профессионального образования эти термины имеют несколько иное значение и в правовом плане системой образования не обозначены.

Одновременно в действующем и по настоящее время Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92-14147/20/18-22, в разделе III «Непрерывное обучение рабочих» определены виды обучения рабочих на производстве, обеспечивающие его непрерывность: подготовка новых рабочих; переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вто-

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.