Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь как средство подготовки студентов педагогического колледжа к коммуникации'

Рабочая тетрадь как средство подготовки студентов педагогического колледжа к коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА / КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ / ПОДГОТОВКА К КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ / WORKBOOK FOR STUDENTS / COMMUNICATION IN PEDAGOGICAL COMMUNITY / PREPARATION FOR COMMUNICATION IN A PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Юлия Владимировна

Статья посвящена описанию одного из возможных условий подготовки студентов к коммуникации в профессиональном сообществе включению в содержание подготовки спецкурса по проблеме и рабочей тетради студента, разработанной на основе спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Workbook as a Condition for Preparing Students to Communication

This article is devoted to the description of one of possible conditions for preparing students to communication in a professional community through the inclusion in the curriculum a special course and a workbook for the student.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь как средство подготовки студентов педагогического колледжа к коммуникации»

4. Bol'shakova I. A. Informatsionnaja podgotovka uchawihsja srednih special'nyh uchebnyh zavedenij na-pravlenija «Muzykal'noe iskusstvo»: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2010. 28 s.

5. Gorbunova I. В., Romanenko L. JU., Rodionov P. D. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v formirova-nii informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2013. № 1(167). S. 39-48.

6. Gorbunova I. В., Pankova A. A. Komp'juternoe muzykal'noe tvorchestvo как sredstvo formirovanija informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. № 9. S. 256-261.

7. Lozhakova E. A. Formirovanie informatsionnoj kompetentnosti budushchih muzykantov v protsesse ob-uchenija informatike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 23 s.

8. Trishina S. V., Hutorskoj A. V. Informatsionnaja kompetentnost' spetsialista v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Internet-zhurnal «Jejdos». 2004. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (Data obrashchenija: 13.05.2013).

9. Formirovanie informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta na osnove muzykal'no-kompjuternyh tehnologij: Monografija / V. V. Belichenko, M. M. Brjantsev, I. B. Gorbunova i dr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 200 s.

Ю. В. Уткина

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена описанию одного из возможных условий подготовки студентов к коммуникации в профессиональном сообществе — включению в содержание подготовки спецкурса по проблеме и рабочей тетради студента, разработанной на основе спецкурса.

Ключевые слова: рабочая тетрадь студента, коммуникация в педагогическом сообществе, подготовка к коммуникации в профессиональном сообществе.

Yu. Utkina

THE WORKBOOK AS A CONDITION FOR PREPARING STUDENTS TO COMMUNICATION

This article is devoted to the description of one of possible conditions for preparing students to communication in a professional community through the inclusion in the curriculum a special course and a workbook for the student.

Keywords: workbook for students, communication in pedagogical community, preparation for communication in a professional community.

Содержание государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения

свидетельствует о необходимости акцентировать особое внимание на развитии профессиональной коммуникации студентов,

осваивающих педагогические специальности [5]. Деятельность педагога немыслима без коммуникации, которая является одним из главных средств решения профессиональных задач. Коммуникация нацелена на выполнение социально значимой задачи, на результат, на удовлетворение личностных потребностей. Это не только процесс обмена информацией, но и процесс создания некоей общности, в котором участники осмысливают информацию и соотносят свои смыслы со смыслами коммуникативных партнеров, создавая, таким образом, определенную степень взаимопонимания.

Практика образования в средних педагогических учебных заведениях свидетельствует о недостаточном внимании к процессу становления коммуникативной компетенции студентов. Современная тенденция доминирования тестовых форм контроля приводит к сокращению возможностей непосредственного речевого диалога педагога со студентом. При этом у студентов в процессе обучения крайне мало возможностей публичных выступлений перед сокурсниками, педагогами, детьми. Анализ построения образовательного процесса в педагогических колледжах в целом, рабочих программ и контрольно-оценочных материалов показал, что информационная загруженность общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессиональных модулей также не дает возможности уделять внимание таким формам работы со студентами, которые способствуют развитию умений, необходимых для коммуникации в профессиональном сообществе. Однако педагог — человек публичный, его профессиональная деятельность вся построена на общении с учениками, с их родителями, с коллегами.

Поэтому возникает необходимость включить в содержание обучения педагогического колледжа спецкурс по подготовке

студента к коммуникации в профессиональном сообществе. Нами был разработан спецкурс «Как стать успешным в профессиональном сообществе». Его цель — формирование готовности студентов к коммуникации в профессиональном сообществе.

В рамках реализации компетентностно-го подхода в системе образования особенно актуально на современном этапе применение инновационных технологий в процессе обучения. При взаимодействии преподавателя и студента в процессе освоения учебной дисциплины необходимо не только информационное насыщение процесса обучения, но и осуществление личностно-ориентированного подхода к студентам. Использование проблемного обучения способствует поиску самостоятельного решения поставленных задач у студентов, стимулирует поисковую активность студента, учитывает индивидуальные особенности студента при освоении учебного материала.

Одним из дидактических средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и студентов в рамках проблемного подхода, является рабочая тетрадь. Рабочие тетради только недавно стали использоваться преподавателями в средних специальных учебных заведениях. Для работы на спецкурсе «Как стать успешным в профессиональном сообществе» была разработана рабочая тетрадь.

Мы исходили из понимания того, что рабочая тетрадь студента — это многофункциональное дидактическое средство, обеспечивающее реализацию комплексных функций (функции сопровождения, обучающей функции, функции индивидуализации обучения, рефлексивно-оценочной и информационно-коммуникационной функции) и являющееся ведущим элементом системы самостоятельной работы студента.

Исследования Л. А. Бордонской, А. А. Ви-ладеберк,С. Е. Старостиной, А. П. Тряпи-цыной, Н. Л. Шубиной, Н. Е. Эргановой выделяют рабочую тетрадь студента как современное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студента наряду с такими новыми средствами самостоятельной работы, как опорный конспект, структурно-логические схемы, порт-фолио, технологические карты.

В зависимости от целей и функций выделяют три вида и три типа рабочих тетрадей [6]. Виды: информационные, контролирующие и тетради смешанного типа (содержат информационный и контролирующий блоки). Типы рабочих тетрадей: тетради для упражнений, или тренинго-вые тетради; тетради по графическому моделированию; семиотико-семантические тетради.

По мнению исследователей, рабочая тетрадь должна отражать содержание учебного материала, способствовать включению студента в познавательную и учебную деятельность, помогать в самостоятельном изучении материала. Для этого она должна включать разные по типу, по характеру деятельности и по уровню познавательной активности виды заданий, должно способствовать формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Г. И. Голобкова рассматривает рабочую тетрадь как системообразующий элемент самостоятельной работы студентов и считает, что рабочая тетрадь студента должна являться многофункциональным дидактическим пособием [3]. Она необходима:

- для организации учебно-познавательной деятельности студентов по овладению учебной дисциплиной и формированию компетенций;

- при создании условий индивидуализации процесса обучения;

- для включения студента в рефлексивно-оценочную деятельность;

- при сопровождении студента в ходе самостоятельной работы;

- для целостного отражения системы самостоятельной работы студента по дисциплине;

- для обеспечения выхода обучаемого в открытое образовательное пространство.

В разработке рабочей тетради к спецкурсу «Как стать успешным в профессиональном сообществе» эти требования были реализованы следующим образом:

1. Содержание каждой темы рабочей тетради направлено на становление всех структурных компонентов профессиональной коммуникации: мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельно-стного и рефлексивного.

2. Структурная организация содержания тетради предполагает наличие входного и итогового контроля, осуществляемого студентом в процессе саморефлексии.

3. Текущий контроль по каждой теме студент осуществляет посредством заполнения «рефлексивной мишени», предполагающей самооценку уровня освоения теоретического и практического материала.

4. Содержание заданий в тетради предполагает установление связей между осваиваемым содержанием и имеющимися знаниями студентов по курсам: «Психология общения», «Общая психология», «Педагогика», «Педагогическое мастерство».

5. Выполнение заданий тетради предусматривает становление субъектных проявлений студента в образовательной деятельности: требуется, например, самостоятельно осуществить выбор тематики своего будущего выступления.

6. Задания тетради учитывают педагогический опыт студентов III курса, ограниченный рамками учебных общепрофессиональных дисциплин. Поэтому предлагаемые темы импровизированных выступлений

ориентированы на общие представления студентов о современном ребенке и их личный опыт детства: «Мой любимый воспитатель», «Что мне нравится в профессии воспитателя», «На кого из педагогов я хочу быть похожим», «Проблемы современного ребенка», «Имидж современного воспитателя детского сада» и др.

7. Содержание тетради предполагает освоение студентами способов и средств постепенного вхождения студента в малые профессиональные сообщества, накопление опыта участия и создание профессионального сообщества.

8. Учет первоначально разных уровней опыта профессиональной коммуникации студентов осуществляется посредством включения вариативных по степени сложности заданий. Это позволяет студентам на основе самооценки выбрать посильное для себя задание для выполнения.

9. Содержание заполненной рабочей тетради может быть использовано студентами в процессе профессиональной педагогической практики при подготовке выступлений на педагогическом совете или консультаций для педагогов и родителей.

10. Материалы заполненной тетради станут основой для подготовки к выступлениям с докладами и сообщениями по дисциплинам профессиональных модулей, на защите выпускной квалификационной работы.

Задания тетради были разделены на рубрики, каждая из которых ориентировала студента на выполнение конкретного вида (или типа) задания.

Рубрика «Изучаем» предназначена для работы с разными определениями, с характеристиками основных понятий и определений, для работы с текстами и литературой по теме. Эта рубрика дает возможность еще раз вспомнить основной материал по теме. Например, в теме «Профессиональное сообщество» в данной рубрике дается

определение профессионального сообщества, его особенностей, названы фамилии ученых, которые занимались этой проблемой, дается список рекомендуемой литературы.

Рубрика «Обсуждаем» предполагает организацию дискуссии по основным вопросам содержания темы. Выводы записываются в тетрадь. В этой рубрике в рамках темы «Успешный педагог» описывается ситуация поведения двух молодых педагогов, пришедших на работу в ДОУ. Вопрос для обсуждения: «Как вы думаете, кто из двух воспитателей окажется более успешным? Почему? Докажите свою позицию». В тетради заполняется таблица по ситуации, описанной выше, характеризуя каждого из воспитателей по следующим графам:

■ Поддерживаю;

■ Не поддерживаю;

■ Советы.

Рубрика «Разрабатываем» включает задания на организацию проектной деятельности студентов по теме занятия. Примером может служить задание «Памятка для воспитателя «10 советов для успешной коммуникации». Студентам надо определить условия успешной коммуникации, разработав советы для воспитателя.

Рубрика «Спрашиваем у педагога-практика» предполагает поиск ответов на поставленные по теме занятия вопросы у педагогов-практиков. Для выяснения того, как реально обстоит дело на практике, студенту необходимо обратиться к воспитателю группы или к другому члену профессионального сообщества. Данное задание способствует включению студента в профессиональное общение.

Рубрика «Рефлексируем». Работа с этими заданиями поможет проанализировать собственный опыт коммуникации под новым углом зрения и осознать его с новых позиций. Так, при работе над темой

«Коммуникация как ведущая деятельность педагога» в данной рубрике было предложено следующее задание: «Пользуясь схемой модели коммуникации, проанализируйте пример успешной/неуспешной профессиональной коммуникации из своей жизни. Назовите причины успеха/неуспеха. Обсудите в группе».

Таким образом, результаты нашего исследования показали эффективность включения в содержание подготовки студентов педагогического колледжа спецкурса «Как

стать успешным в профессиональном сообществе». Спецкурс способствует становлению коммуникативной компетентности студентов как готовности к решению профессиональных задач посредством коммуникации в профессиональном сообществе. Рабочая тетрадь является эффективным дидактическим средством, способствующим освоению теоретического и практического материала спецкурса в соответствии со способностями и потребностями студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинина H.A., Уткина Ю. В. Подготовка современного педагога к коммуникации в профессиональном сообществе // Образование и современность: Коллективная монография. СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2012. С. 62-66.

2. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): Метод, пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 91с.

3. Голобокоеа Г. И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2012. 24 с.

4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-метод. комплекс / Под ред. проф., чл.-кор. РАО А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. Ч. 1. 123 с.

5. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 — Дошкольное образование. — URL: 1Шр://минобрнауки.рф

6. ЭргановаН. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 160 с.

REFERENCES

1. Vershinina N. A., Utkina Ju. V. Podgotovka sovremennogo pedagoga k kommunikatsii v professional'nom soobshchestve // Obrazovanie i sovremennost': Kollektivnaja monografija. SPb.; Tjumen': TOGIRRO, 2012. S. 62-66.

2. Vilandeberk A. A., Shubina N. L. Novye tehnologii otsenki rezul'tatov obuchenija (urovnevoe obrazovanie): Metod. posobie dlja prepodavatelej. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. 91s.

3. Golobokova G. I. Rabochaja tetrad' kak mnogofunktsional'noe didakticheskoe sredstvo v sisteme samos-tojatel'noj raboty studentov: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2012. 24 s.

4. Organizatsija samostojatel'noj raboty studentov po pedagogicheskim distsiplinam: Ucheb.-metod. kom-pleks / Pod red. prof., chl.-kor. RAO A. P. Trjapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. Ch. 1. 123 s.

5. Federal'nyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spetsial'nosti 050144 — Doshkol'noe obrazovanie. — URL: http://minobrnauki. rf

6. Erganova N. E. Metodika professional'nogo obuchenija: Ucheb. posobie dlja stud, vuzov. M.: Akademi-ja, 2007. 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.