Научная статья на тему 'Особенности готовности выпускников педагогических колледжей к коммуникации в профессиональном сообществе'

Особенности готовности выпускников педагогических колледжей к коммуникации в профессиональном сообществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ / ТРУДНОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ / READINESS / COMMUNICATION / COMMUNICATION IN A PROFESSIONAL COMMUNITY / DIFFICULTIES OF COMMUNICATION IN A PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Юлия Владимировна

Раскрыты особенности готовности педагога к коммуникации в профессиональном сообществе, определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста и проблемы, возникающие при подготовке педагога в условиях педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Preparedness of Teacher Training College Graduates for Communication in Professional Community

The article discusses the features of the preparedness of the teacher for the communication in the professional community, and possible difficulties of professional communication of the young specialist and the prob lems emerging in the process of training pre-service teachers are identified.

Текст научной работы на тему «Особенности готовности выпускников педагогических колледжей к коммуникации в профессиональном сообществе»

Ю. В. Уткина

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Раскрыты особенности готовности педагога к коммуникации в профессиональном сообществе, определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста и проблемы, возникающие при подготовке педагога в условиях педагогического колледжа.

Ключевые слова: готовность, коммуникация, коммуникация в профессиональном сообществе, трудности коммуникации в профессиональном сообществе.

Yu. Utkina

Features of Preparedness of Teacher Training College Graduates for Communication in Professional Community

The article discusses the features of the preparedness of the teacher for the communication in the professional community, and possible difficulties ofprofessional communication of the young specialist and the problems emerging in the process of training pre-service teachers are identified.

Keywords: readiness, communication, communication in a professional community, difficulties of communication in a professional community.

В условиях глобализации, богатства профессиональных информационных потоков, доминирования командных способов работы, внедрения интерактивных технологий во все сферы деятельности педагога профессиональная коммуникация является одним из основных средств решения профессиональных задач. Педагог должен не только осуществлять преподавательскую деятельность, но должен быть настроенным на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов, нацеленным на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников — на коммуникацию в профессиональном сообществе, то есть он должен обладать определенным уровнем готовности к коммуникации в профессиональном сообществе.

Под готовностью педагога к коммуникации в профессиональном сообществе мы понимаем: его направленность на коммуникативное взаимодействин с коллегами, потребность в активном диалогическом обще-

нии, в том числе нацеленность на организацию, подготовку и проведение публичного выступления перед коллегами.

Содержание Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения свидетельствует о необходимости акцентировать особое внимание на развитии коммуникативной компетенции студентов, осваивающих педагогические специальности. Формирование этой компетенции предусматривается в процессе освоения учебных дисциплин.

В условиях педагогической деятельности особое значение приобретает коммуникация педагога в профессиональном сообществе. Обмен профессиональной информацией, совместное обсуждение и решение профессиональных проблем способствует как совершенствованию самой профессиональной сферы, так и саморазвитию и личностной самореализации участников профессионального сообщества. Коммуникация в профессиональном сообществе — это процесс обмена информацией между представите-

лями одной профессии в познавательнотрудовой и творческой деятельности с целью обмена опытом, поиска новых знаний и эффективных подходов к решению профессиональных задач [3].

Профессиональное сообщество использует профессионально ориентированную коммуникацию в качестве способа оказания воздействия как на каждого из членов сообщества в отдельности, так и на малые группы внутри него, сигнализирует об одобрении или неодобрении деятельности своих членов. В процессе коммуникации информация не только передается от одного участника сообщества к другому, но и уточняется, формируется, находит свое дальнейшее развитие. Коммуникация является механизмом, с помощью которого профессиональное сообщество доводит до его членов комплекс профессионально значимых требований и ориентаций, правил, сложившихся внутри сообщества. Условиями успешной коммуникации педагога в профессиональном сообществе можно считать: сформированность всех структурных компонентов коммуникации, владение единым профессиональным языком и набором профессиональных знаний, общими коммуникационными умениями, а также наличие таких личностных качеств, как толерантность, способность к рефлексии, коммуникабельность [1].

Среднее профессиональное образование является сегодня востребованным и мобильным и фактически разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей социальной сферы. В современной России существенно изменились требования, предъявляемые работодателями к выпускникам российских профессиональных учебных заведений, в том числе педагогических колледжей. Современный специалист должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникации. Это позволяет ему эффективно взаимодействовать с представителями педагогического сообщества, что обеспечивает успешность его профес-

сиональной деятельности и дальнейший профессиональный рост.

Анализ нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование», проведенный нами с целью изучения требований к процессу и результату подготовки студента педагогического колледжа к коммуникации в профессиональном сообществе на современном этапе, показал, что задача развития профессиональной коммуникации студентов ставится в разных разделах ФГОС: в характеристике профессиональной деятельности выпускников, в перечне общих и профессиональных компетенций. В частности, указывается, что выпускники должны знать задачи, содержание, методы, формы, средства организации процесса взаимодействия с коллегами и социальными партнерами по вопросам обучения и воспитания дошкольников, «осуществлять взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» [5].

В стандарте определены общие и профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты. Среди них в общих компетенциях указано, что студент должен уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Он должен уметь:

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);

• работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, с коллегами и социальными партнерами (ОК 6).

В профессиональных компетенциях в разделе «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» определены следующие умения:

• координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой (ПК 4.5);

• оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 5.4);

• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования (ПК 5.5).

Все эти характеристики прямо указывают на необходимость становления и развития у студентов профессионально-ориентированной коммуникации и доказывают актуальность нашего исследования.

В циклах учебных дисциплин конкретизируются умения профессиональной коммуникации. Например, «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» включает курс «Психология общения», в котором студенты получают знания: о взаимосвязи общения и деятельности; о целях, функциях, видах и уровнях общения; о ролях и ролевых ожиданиях в общении; видах социальных взаимодействий; о механизмах взаимопонимания в общении; о техниках и приемах общения, правилах слушания, ведения беседы, убеждения; этических принципах общения; об источниках, причинах, видах и способах разрешения конфликтов. Они также осваивают умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В профессиональный модуль включен обязательный курс. «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения» (МДК.04.01). Задачами курса являются освоение «взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками; умение взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников» [5]. Аналогичные задачи по развитию умений профессиональной коммуникации

определены в таких учебных курсах, как «Методическое обеспечение образовательного процесса», «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста». В последнем курсе указывается на необходимость освоения студентами умения публичного выступления и презентации результатов своей профессиональной деятельности, презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Обобщение содержания требований позволяет охарактеризовать знания и умения студентов в области профессиональной коммуникации, все они прямо указывают на необходимость становления и развития у студентов коммуникации в условиях разных профессиональных сообществ. Вместе с тем практика образования в средних педагогических учебных заведениях свидетельствует о недостаточном внимании к процессу становления коммуникативной компетенции студентов в области профессиональной деятельности. Современная тенденция доминирования опосредованных форм взаимодействия в учебном процессе (дистанционное обучение, тестовые формы контроля) приводит к сокращению возможностей непосредственного речевого диалога преподавателя с будущим педагогом. При этом у студентов в процессе обучения имеется крайне мало возможностей публичных выступлений перед сокурсниками, педагогами, детьми. Поэтому, выходя на практику в ДОУ и школы, они испытывают существенные трудности в организации профессионального общения.

Результаты анализа документации, регламентирующей образовательный процесс колледжа с точки зрения требований к подготовке студентов к коммуникативной деятельности в профессиональной области, свидетельствуют о том, что в учебных планах педагогических колледжей общие курсы, направленные на развитие профессиональной коммуникации студентов, представлены номинально, так как этого требует

стандарт, но содержательно пока не разработаны.

Таким образом, проведенный нами анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования показал, что задача подготовки студентов к коммуникации в профессиональных сообществах ставится неоднократно в разных разделах документа: в характеристике профессиональной деятельности выпускников, в определении содержания общих и профессиональных компетенций, в перечне профессиональных умений, формируемых в процессе освоения учебных дисциплин, в содержании курсов профессиональных модулей. Вместе с тем в ходе исследования установлено, что образовательный процесс педагогического колледжа еще недостаточно ориентирован на процесс подготовки студентов к коммуникации в профессиональном сообществе. Это дает основание для предположения о том, что выпускники колледжа будут испытывать трудности в осуществлении коммуникации в профессиональном сообществе.

Трудность понимается в литературе как переживание и понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности [4]. Особенно активно исследованиями трудностей занимались психологи в 90-е годы (А. Н. Леонтьев, 1979; В. А. Кан-Калик, 1986; А. К. Маркова, 1993; Т. А. Аржакаева, 1995, 1998; Е. В. Кузнецова, 1990; Е. А. Лещин-ская, 1990; Л. М. Митина, 1987, 1990, 1994; З. А. Нолиу, 1994; Л. А. Поварицина, 1995; В. В. Рыжов, Л. Ж. Стахеева, 1990; Э. Б. Стрелкова, 1990; Е. В. Цуканова, 1981; Т. С. Полякова, 1996; М. Т. Ногерова, 1997). В основном эти исследования касались выявления и устранения трудностей в общении, но при анализе психолого-педагогической литературы мы не нашли исследований по выявлению трудностей коммуникации студентов и выпускников колледжа в профессиональной области, не определена их ти-

пология, объективные и субъективные причины их появления.

Трудности педагога в коммуникации могут быть связаны с субъективными личностными особенностями и с недостаточным уровнем подготовки специалиста-педагога в процессе профессионального обучения.

С целью выявления трудностей коммуникации в профессиональном сообществе мы провели анкетирование более 80 специалистов дошкольных образовательных учреждений, недавно окончивших педагогический колледж и проработавших 1-4 года воспитателями. Анкета состояла из двух блоков вопросов. В первом блоке мы хотели узнать, насколько общительны наши респонденты, какие формы коммуникации они предпочитают. Второй блок был направлен на выявление самых значимых трудностей, которые педагоги испытывают в процессе коммуникации в профессиональной деятельности. Анализ ответов первого блока анкеты показал, что большинство респондентов склонны к общению со знакомыми и незнакомыми — 59%, меньшая часть

(17,9%) постарается избежать общения, и только 2,6% не вступят с незнакомым в беседу и будут тяготиться, если первым заговорит он. Это свидетельствует о значительной выраженности мотивационного компонента коммуникации.

Мы полагали, что если большинство педагогов считают себя общительными, то они предпочтут активные формы общения в профессиональной деятельности и в коммуникации с коллегами. На вопрос: «Какую форму доклада Вы выберете, если вам поручат подготовить его для семинара в ДОУ?» были представлены такие ответы:

• подготовлю письменный вариант и дам почитать коллегам — 7,7%;

• прочту подготовленный доклад — 30,8%;

• организую обсуждение проблемы с коллегами по подготовленным вопросам и заданиям — 56,4%.

Ответы убеждают, что более половины респондентов действительно выбирают активную форму публичного представления профессиональных материалов в педагогическом сообществе — организацию обсуждения, вместо письменного и монологического воспроизведения доклада. Это подтверждает их готовность к принятию активной роли в коммуникации с коллегами.

Как известно, самые существенные мотивы человека, толкающие его к действиям,

— это внутренние мотивы, желание самореализоваться, совершенствоваться. Для того чтобы узнать, какими мотивами руководствуются воспитатели в процессе коммуникации с коллегами, респондентам было предложено проранжировать ответы на следующее утверждение: «Свое выступление на конференции (семинаре, педсовете и т. д.) я расцениваю как средство...». Результаты рейтинга выглядят таким образом. На первое место в рейтинге вышел ответ о возможности профессионального саморазвития в процессе подготовки и выступления в сообществе коллег (76 баллов). Педагоги действительно понимают степень значимости для себя коммуникации и расценивают выступление как способ саморазвития: ведь при подготовке и в процессе выступления они могут получить новую интересную профессиональную информацию. На втором месте для педагогов выступление и обсуждение доклада расценивается как повышение уровня профессиональных знаний слушателей (79 баллов). Для этого педагогу необходимо продумать свой доклад так, чтобы он был понятен коллегам, чтобы его слушали, чтобы аудитории было интересно. Конечно же, это и способ самопрезентации, возможность заявить о себе как о профессионале в своей области, завести новые связи (третья позиция в рейтинге, 95 баллов). На последнем месте по значимости респонденты расценивают выступление как возможность выполнить поручение руководства (126 баллов). Таким образом, анализ первого блока анкеты свидетельствует о

том, что большинство педагогов ДОУ склонны к коммуникативному взаимодействию с коллегами, испытывают потребность в активном диалогическом общении, мотивируя эту потребность внутренними побуждениями.

Второй блок анкеты позволил выявить типичные трудности, связанные с организацией, с подготовкой и проведением публичного выступления перед коллегами. Второй блок был составлен в соответствии с этапами подготовки и проведения публичного выступления, были перечислены предполагаемые трудности, которые могут возникнуть в процессе выступления и подготовки к нему.

С целью уточнения трудностей, возникающих в процессе подготовки выступления перед коллегами, мы предложили про-ранжировать ряд утверждений по степени значимости для респондентов от тех, что вызывают наибольшие трудности, к менее сложным. Были получены следующие результаты. Трудности связаны:

1) с необходимостью отобрать точные педагогические термины, правильно их понять и объяснить другим — 84 балла;

2) с необходимостью понять профессиональный текст, по содержанию которого готовится доклад, — 105 баллов;

3) с необходимостью логически выстроить свое выступление — 108 баллов;

4) с отбором соответствующего теме доклада содержания — 108 баллов;

5) с необходимостью подготовить электронную презентацию — 150 баллов.

Как видно из ответов, сложности вызывает использование научной терминологии: ее непонимание, неумение объяснить педагогические термины. Педагогам сложно логически выстроить выступление, сделать его убедительным и интересным для слушателей. Воспитатели в последнюю очередь отмечают сложности в использовании технических средств при подготовке выступления и при выполнении электронной презентации доклада. Вместе с тем анализ пре-

зентационных материалов, подготовленных педагогами, демонстрирует их неумение верно оформить слайды презентации, ориентируясь на особенности их восприятия аудиторией и на тип самой презентации (для восприятия широкой аудиторией, для ограниченной группы в небольшом помещении, для индивидуального чтения). Таким образом, становится очевидной недооценка респондентами этой работы в процессе подготовки к выступлению.

В процессе выступления перед аудиторией респонденты отмечают, что самым трудным для них является:

- вызвать коллег на обсуждение доклада;

- реагировать на высказывания коллег при обсуждении;

- правильно использовать профессиональные термины;

- заинтересовать своим выступлением слушателей;

- выступить эмоционально и ярко.

Полученные ответы убеждают, что наиболее значимыми для педагогов являются трудности, связанные с непосредственным ведением свободного диалога (первая и вторая позиции рейтинга). Сложно подтолкнуть коллег к обсуждению, и, как показывает опыт, сам выступающий не всегда чувствует себя уверенно и компетентно в таком диалоге (многие отметили, что «боятся вопросов аудитории»). Респонденты опасаются и обсуждений. Подчеркнем, что эти трудности не всегда зависят от того, насколько хорошо подготовлен выступающий, достаточно ли тщательно продуман план выступления и стратегия ведения диалога с коллегами. Респондентов пугает сама непредсказуемость дискуссии, то, чего нельзя предусмотреть в процессе подготовки. Это, скорее, касается тактики ведения диалога.

Целью следующего вопроса было выявить предпочтительные для педагогов формы коммуникации с разными респондентами. Воспитателей попросили назвать предпочитаемые формы коммуникации с детьми, с родителями и коллегами. По ре-

зультатам ответов можно сказать, что большинство воспитателей выбрали проведение открытого занятия с детьми как самую предпочтительную форму публичной коммуникации. На втором месте — работа с родителями. Анализ процесса подготовки в педагогическом колледже показал, что данным формам коммуникации уделено большое количество часов и разработано много учебных программ. Только 15% респондентов предпочли коммуникацию с коллегами, что еще раз указывает на неразработанность подготовки к данному виду коммуникации в системе среднего специального профессионального образования.

Таким образом, анализируя результаты второго блока анкеты, нельзя не заметить, что все выявленные трудности коммуникации в процессе публичного выступления можно разделить на трудности, связанные со стратегией ведения выступления и с тактикой выступления. Часть трудностей связана с когнитивным компонентом коммуникации в профессиональном сообществе, а именно — с недостаточной информированностью педагогов о правилах подготовки к выступлению и разработки вопросов, с умением выявлять особенности аудитории и предвидеть вопросы, которые могут возникнуть у аудитории. Все эти трудности можно предвидеть и разрешить в процессе профессиональной подготовки в педагогических колледжах на специальных семинарах, посвященных подготовке к публичному выступлению.

Вторая часть трудностей связана с тактикой выступления. К сожалению, информированности будущих специалистов недостаточно, чтобы преодолеть эти трудности. Умение вести беседу и диалог с коллегами, успешно публично выступать приходит с опытом. Поэтому в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа необходимо тренировать студентов в выступлениях перед аудиторией, включать тренинги, способствующие развитию умений публичного выступления.

Таким образом, анализ теории и практики особенностей готовности к коммуникации в образовательном процессе колледжа свидетельствует о противоречии современной ситуации: с одной стороны, нормативные документы регламентируют необходимость подготовки студентов колледжа к коммуникации в профессиональном сообществе и указывают на ее значимость в бу-

дущей профессиональной деятельности; с другой стороны, недостаточно разработаны содержание и технологии становления коммуникации студентов среднего профессионального учебного заведения педагогического профиля, что приводит к возникновению значительных трудностей в коммуникации в профессиональном сообществе педагогов дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинина Н. А., Уткина Ю. В. Подготовка современного педагога к коммуникации в профессиональном сообществе // Образование и современность: Коллективная монография. СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2012. С. 62-66.

2. Воробьева Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронный интернет-журнал. — Март 2009. иИЬ: http://www.emissia.org /о£Шпе/2009/1314.

3. Капустина Л. Н. Формирование педагогических сообществ в общеобразовательном учреждении как фактор повышения профессиональной культуры учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.

4. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. С. 796.

5. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 — Дошкольное образование. — иИЬ: Ы^р://минобрнауки.рф

REFERENCES

1. Vershinina N. A., Utkina Ju. V Podgotovka sovremennogo pedagoga k kommunikatsii v professional'nom soobshchestve // Obrazovanie i sovremennost': Kollektivnaja monografija. SPb.; Tjumen': TOGIRRO, 2012. S. 62-66.

2. Vorob'eva N. A. Struktura professional'noj kommunikatsii v sfere obrazovanija // Pis'ma v Jemissija. Offlajn. Elektronnyj internet-zhurnal. — Mart 2009. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.

3. Kapustina L. N. Formirovanie pedagogicheskih soobshchestv v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii kak faktor povyshenija professional'noj kul'tury uchitelja: Dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2004.

4. Sovremennyj slovar' po pedagogike / Sost. E. S. Rapacevich. M: Sovremennoe slovo, 2001. S. 796.

5. Federal'nyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spetsial'nosti 050144 — Doshkol'noe obrazovanie. — URL: http://minobrnauki.rf

В. П. Шатилова

ИНФРАСТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Анализируется инфраструктура научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры российских университетов. На основе анализа опыта подготовки магистров кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» охарактеризована инфраструктура, способствующая развитию научно-исследовательской деятельности в университетах ХХ! века.

Ключевые слова: инфраструктура, научно-исследовательская деятельность, инфраструктура научно-исследовательской деятельности, университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.