Научная статья на тему 'Подходы к уточнению понятия "профессиональная коммуникация педагога"'

Подходы к уточнению понятия "профессиональная коммуникация педагога" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5033
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРЦЕПЦИЯ / ИНТЕРАКЦИЯ / COMMUNICATION / INTERCOURSE / DIALOGUE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PERCEPTION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Юлия Владимировна

В статье дан теоретический анализ подходов к содержанию понятий «общение» и «коммуникация», их соотношению и взаимосвязи. Раскрыты особенности профессиональной коммуникации педагога и определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to refining the concept of "teacher's professional communication"1

The article presents theoretical analysis of the approaches to the contents of the concept of "intercourse" and "communication", their relationship and interconnection. It reveals the features of teacher's professional communication and identifies potential difficulties of young specialist's professional communication

Текст научной работы на тему «Подходы к уточнению понятия "профессиональная коммуникация педагога"»

Ю. В. Уткина

(Санкт-Петербург)

ПОДХОДЫ К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЕДАГОГА»

В статье дан теоретический анализ подходов к содержанию понятий «общение» и «коммуникация», их соотношению и взаимосвязи. Раскрыты особенности профессиональной коммуникации педагога и определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста

В современной России существенно изменились требования, предъявляемые работодателями к выпускникам профессиональных учебных заведений. Современный специалист должен обладать достаточно высоким уровнем профессиональной коммуникации. Это позволяет ему эффективно взаимодействовать с представителями педагогического сообщества, что обеспечивает успешность его профессиональной деятельности и дальнейший профессиональный рост.

Содержание государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения свидетельствует о необходимости акцентировать особое внимание на развитии коммуникативной компетенции студентов. Стандарты педагогических колледжей выдвигают требование развития коммуникативной компетенции студентов в условиях освоения учебных дисциплин.

Практика образования в педагогических учебных заведениях свидетельствует о недостаточном внимании к процессу становления коммуникативной компетенции студентов в области профессиональной деятельности. Современная тенденция доминирования опосредованных форм взаимодействия в учебном процессе (дистанционное обучение, тестовые формы контроля] приводит к сокращению возможностей непосредственного речевого диалога педагога со студентом. При этом у студентов в процессе обучения крайне мало возможностей публичных выступлений перед сокурсниками, педагогами, детьми. Поэтому, выходя на практику в ДОУ и школы, студенты испытывают существенные трудности в организации профессионального общения.

Исследования И. С. Кона, Л. И. Науменко, Л. А. Поварницыной, Е. Г. Сомовой свидетель-

ствуют о том, что в юношеском возрасте особенно остро стоит проблема коммуникации. Активный процесс самоопределения, поиск своего места в жизни, начало практической самореализации в профессии требуют умения общаться с разным контингентом людей, быть успешным в этом общении. Достижения успешности на начальных этапах профессиональной деятельности во многом зависит от умения быть готовым к профессиональной коммуникации и успешному преодолению возможных трудностей. Противоречие между потребностью молодого специалиста быстрее войти в профессиональное сообщество, самореализоваться в профессиональной деятельности и отсутствием необходимой подготовки к профессиональной коммуникации свидетельствует об актуальности проблемы и требует разработки теоретических подходов к определению содержания и технологии подготовки будущего специалиста к преодолению возможных трудностей будущей профессиональной коммуникации.

Теоретический анализ проблемы рационально начать с анализа основных понятий. В современной психологии и педагогике для характеристики рассматриваемой проблемы используются два основных понятия: общение и коммуникация. В исторической хронологии первым появилось понятие «общение». Термин «коммуникация» - сравнительно молодой, он начал использоваться с начала ХХ в.

Понятие коммуникация рассматривается в современной научной литературе достаточно часто. Приведем несколько определений. Коммуникация это- общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем] [13];

- общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального] к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [15].

Как видим, в этих определениях коммуникация трактуется через термин общение. В ряде других источников коммуникация - это:

- информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной [11].

- тип взаимодействия между людьми, предполагающий обмен информацией [17].

Анализ этих и многих других определений убеждает: авторы сходятся в том, что главное в коммуникации - это передача и получение информации между двумя сторонами процесса при помощи знаков понятных данным сторонам. Сторонами могут быть как живые существа, так и технические средства.

Понятие общение в этих же источниках рассматривается как:

- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [12];

- сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания [11].

- процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности [17];

- понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру [16].

Приведенные примеры обнаруживают более широкое трактование этого феномена. Авторы фиксируют в этом процессе не только обмен информацией, но и обмен опытом, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности. Особо подчеркнем, что ученые говорят об общении как о процессе, который осуществляется только между людьми.

В научной литературе отсутствует однозначное понимание соотношения понятий «общение» и «коммуникация», их содержание трактуется по-разному. Анализ литературы позволил определить несколько подходов к вопросу о соотношении и взаимосвязи этих понятий.

Сторонники одного подхода (Л. С. Выготский, В. Н. Курбатов, А. А. Леонтьев, а также зарубежные ученые Т. Парсон, К. Черри и др.) отождествляют понятия «коммуникация» и «общение». Например, в книге «Педагогическая психология» И. А. Зимняя пишет: «Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация, - чрезвычайно широкое и емкое понятие» [4, с. 122]. Как правило, основанием для отождествления выступает выделе-

Рис 1. Коммуникация в структуре общения (как его часть).

ние в качестве ключевого аспекта в определениях процесса, характерного как для общения, так и для коммуникации - процесса взаимодействия.

Однако более детальный анализ понятий позволяет доказать неправомерность отождествления общения и коммуникации. Эту позицию разделяют Г. М. Андреева, М. С. Каган, А. В. Соколов. Авторы находят разные основания для разведения этих понятий.

Отечественный философ М. С. Каган, подчеркивая связь обоих процессов с информацией, отмечает их несхожесть по нескольким основаниям:

- общение направлено на совместную выработку информации, а коммуникация - на ее передачу и получение;

- коммуникация монологична, общение диалогично;

- в процессе коммуникации информация убывает в канале связи, а в процессе общения

- возрастает;

- общение предполагает свободный вход и выход участников, а коммуникация - обязательна для участников;

- акт коммуникации безличен, одна и та же информация может быть адресована разным получателям, а общение - всегда ориентировано на индивидуальность партнера, его характер, опыт, мировоззрение, отношение к самому акту общения [5].

Таким образом, общение не может происходить без установления межличностных отношений, тогда как процесс коммуникации может осуществляться и носить только конкретно информационный характер, что никак не влияет на его эффективность.

Другой вариант сравнения понятий предлагает Г. М. Андреева. Автор считает, что понятие «общение» шире, чем понятие «коммуникация». В структуре общения автор выделяет три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. «Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания» [1, с. 247]. Таким образом, согласно мнению Г.

М. Андреевой, коммуникация выступает информационным компонентом общения и существует рядоположенно с интеракцией и перцепцией. Графическое отображение такой трактовки соотношения указывает на частичную включенность процессов интеракции и перцепции в процесс коммуникации.

Роль каждого компонента в структуре общения (рис. 1) можно определить, анализируя общение как деятельность.

Данные таблицы 1 (с. 126) указывают на наличие особых функций, характерных для каждого компонента в ходе осуществления процесса общения.

Однако возможна и другая позиция, при которой коммуникация тождественна общению, роль перцепции и интеракции в этом случае существенно усиливается. Так, социолог А. В. Соколов [15], разделяя позицию Г. М. Андреевой о трехчастной структуре общения, полагает, что соотношение понятий общение и коммуникация более сложное и зависит от типа и ситуации общения, мотивов и целей субъектов. Автор считает, что общение - это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Устная коммуникация всегда является частью общения. Однако общение может осуществляться и без словесной коммуникации. Поэтому устная коммуникация может быть частью общения (например, материальнопроизводственного), а может полностью исчерпывать содержание духовного общения субъектов, становясь тождественной ему. Например, сообщение информации об эмоциональном состоянии обязательно предполагает ориентацию на понимание партнера по взаимодействию, его ответную эмоциональную реакцию сочувствия и поведенческую реакцию участия. В данном случае коммуникация выступает тождественной общению и включает в себя в качестве составных частей интеракцию и перцепцию (рис. 2, с. 126). Подобные ситуации характерны для взаимодействия педагога и студента в процессе вне-учебной деятельности в условиях организации воспитательной работы.

Таким образом, сравнительный анализ понятий «общение» и «коммуникация» свидетельствует о том, что в их содержании есть общее - процесс взаимодействия с целью передачи информации, сообщения, обмена мыслями. Мы разделяем позицию Г. М. Андреевой и рассматриваем коммуникацию как состав-

Таблица 1

Характеристика общения как деятельности

Компоненты деятельности Структурные компоненты общения

Коммуникация Интеракция Перцепция

Мотив Потребность в получении и передаче информации Потребность в организации действий, которые будут восприняты партнером адекватно и правильно интерпретированы Потребность в познании другого человека как партнера общения для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Цель Передать и получить значимую для субъекта информацию с ее максимальной точностью и пониманием для решения задач самореализации Реализовать некоторую общую для партнеров деятельность с максимальным взаимопониманием. Понять или стимулировать поведение партнера, узнать о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках, понять отношения, которые связывают партнеров

Содержание процесса Передача и получение информации, ее кодирование и декодирование знаковой системой, понятной для партнера Процесс распознания и анализа поведения партнера; самоанализ и коррекция собственного поведения, выработка тактики взаимодействия Процесс оценки качеств, особенностей объекта познания, соотнесение его характеристик со своими.

Средства Вербальные и невербальные, технические средства передачи информации Невербальные и вербальные тактики взаимодействия Идентификация и рефлексия, интерпретация поведения оппонента

Результат Отправка и получение сообщения, информации с ее максимальной точностью и прочностью понимания партнерами Установление личностного контакта между партнерами и «слаженная» общая деятельность Распознавание особенностей партнера и выработка стратегии поведения, необходимой для успешного взаимодействия с ним.

Таблица 2

Взаимосвязь функций коммуникации с коммуникативными умениями

Функции коммуникации Коммуникативные умения

Коммуникативная - включает обмен информацией Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника

Интерактивная - предусматривает организацию взаимодействия Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

Перцептивная - отражает процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия Умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпа-тийно относиться к нему

ную часть общения. Вместе с тем важным является замечание А. В. Соколова о том, что отношения между этими понятиями зависят от типа общения, мотивов и целей субъектов, а также от ситуации общения. В ситуациях духовного общения, где информационный обмен является главной целью, а устная речь -ведущим средством, коммуникация может стать тождественной общению и включать перцепцию и интеракцию.

А. В. Соколов выделяет 4 типа коммуникации: материальную, генетическую, психическую и социальную. Разновидностью социальной коммуникации является профессиональная коммуникация [15].

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции, овладение которыми лежит в основе развития трех основных групп коммуникативных умений (табл. 2).

Что включается в понятие профессиональная коммуникация педагогов? Этот термин являет собой пример терминологической неустойчивости, поскольку для педагогики он достаточно нов. Традиционно принято говорить о педагогическом общении, под которым понимается «профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе» [7, с. 167]. В учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений под редакцией В. А. Сла-стенина уточняется: «Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуника-

ции, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [10, с. 459]. Итак, в обоих, ставших уже классическими, определениях речь идет об общении педагога с учащимися, которые являются его субъектами.

Вместе с тем современная социокультурная ситуация (становление открытого гражданского общества, принятие нового образовательного стандарта, повсеместное включение в круг общения Интернета и др.) настоятельно требует изменений функций, которые выполняет учитель в педагогической деятельности. В исследовании Е.В.Пискуно-вой доказано, что выполнение своей главной функции (содействие образованию ребенка) педагог может осуществить в одиночку, требуется установить отношения сотрудничества с коллегами внутри образовательного учреждения, в межшкольных образовательных программах. То есть в современных условиях актуальна «реализации ансамблевого характера профессионально-педагогической деятельности» [12].

Применительно к педагогической профессии вопросы профессиональной коммуникации и коммуникативной компетенции педагогов рассматривались в исследованиях Н. Б. Буртовой, Н. А. Воробьевой, Т. П. Востриковой, И. К. Гавриловой, Е. Г. Дозорцевой, М. М. Кашапова, В. В. Козлова и др.

Анализ представленных в этих исследованиях подходов к интерпретации понятия «профессиональная коммуникация» позволяет выделить ее основные характеристики:

- это процесс возникновения взаимопони-

мания в определенной профессиональной области (А. И. Каптерев);

- процесс обмена информацией между специалистами (Э. И. Рокицкая, В. А. Минкина);

- профессиональная коммуникация специалистов соответствующего профиля может являться одним из способов повышения квалификации (Е. А. Негуляев);

- включает открытую систему знаний в области коммуникаций и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных и коммуникационных умений, актуализация которых происходит в реальных профессионально ориентированных ситуациях (И. Н. Розина);

- позволяет решать задачи по улучшению партнерских отношений, принятию общих целей, налаживанию контакта с коллегами, ведению переговоров и умению работать в команде;

- способствует успешному и легкому вхождению молодого специалиста в профессиональную среду;

- позволяет конструировать профессиональные сообщества (А. Ю. Колянов);

- направлена на саморазвитие и самосовершенствование специалиста в профессиональной деятельности.

Наиболее полную характеристику понятия «профессиональная коммуникация» дает

Н. А. Воробьева, понимая под ней «профессио-

нально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества» [2].

Профессиональная деятельность педагога невозможна без коммуникации и общения. В современных условиях глобализации, богатства профессиональных информационных потоков, доминирования командных способов работы, внедрения интерактивных технологий во все сферы деятельности педагога профессиональная коммуникация является одним из основных средств решения профессиональных задач. Педагог должен не только осуществлять преподавательскую деятельность, но и быть настроен на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов, нацелен на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников. Сегодня педагоги представляют важную профессиональную группу, оказывающую значительное влияние на культуру общества, социально-политические и экономические процессы.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Воробьева Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн : электронный интернет-журнал. - 2009. - Март [Электронный ресурс].

- URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm.

3. Голованова Е. И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный подход // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 33. - С. 18-25.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.

6. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. - М.: Гранд ; Фаир-Пресс, 2004. - 506 с.

7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 252 с.

8. Колянов А. Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации [Электронный ресурс] URL: http://www.bj.pu.ru/lib/5-gr3.html

9. Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сибирь. Философия. Образование.

- 2002. - № 6. - С. 36.

10. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина.. - М.: Шк. Пресса, 2004. -512 с.

11. Педагогическое речеведение [сл.] // Академик : [Интернет-коллекция сл. и энцикл. ; Электронный ресурс]. - URL http://ped_recheved.academic.ru

12. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя : дис. д-ра пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2005. - 337 с.

13. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2003. - 335 с.

14. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/ (Изд. 2000 г.)

15. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 459 с.

16. Философская энциклопедия // Академик : [Интернет-коллекция сл. и энцикл. ; Электронный ресурс]. - URL : http://dic.aca-demic.ru/contents.nsf/enc_philosophy

17. Философский словарь // ВСловаре.ру : он-лайн сл. [Электронный ресурс]. - URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.