Научная статья на тему 'Потенциал гуманитарных технологий в подготовке будущего педагога к профессиональной коммуникации'

Потенциал гуманитарных технологий в подготовке будущего педагога к профессиональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / TECHNOLOGIES / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Наталья Александровна

В статье автор представляет результаты анализа современного понимания профессиональной коммуникации, определяет ее специфику в сфере образования и раскрывает возможности гуманитарных технологий в подготовке будущих учителей к профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of humanitarian technologies in training professional communication of future teachers

In this article the author studies the contemporary concept of professional communication, reveals the specific of professional communication in education, points to the potential of humanitarian technologies in teaching professional communication.

Текст научной работы на тему «Потенциал гуманитарных технологий в подготовке будущего педагога к профессиональной коммуникации»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

го самосознания студентов и образа выпускника колледжа как педагогический ориентир субъектов учебно-воспитательного процесса колледжа;

— в обосновании необходимости развития активной гражданской позиции будущего молодого специалиста как фактора повышения его профессиональной и гражданской мобильности, состоятельности и социальной ответственности.

Практическая значимость результатов исследования очевидна и применима в воспитательной практике любого образовательного учреждения Омского региона. Разрабатывая модель выпускника, мы исходили из социального заказа на подготовку специалистов сферы услуг, опирались на анализ основных нормативных документов о перспективах развития профессионального образования в Омской области, современной производственной и социальной ситуации в регионе. Создание и реализация технологии взаимодействия субъектов учебно-воспита-тельного процесса на основе использования технологии проектирования, моделирования необходимого образа будущего выпускника, социальных и педагогических резервов повышения эффективности гражданского воспитания способствуют повышению будущей профессиональной деятельности выпускников колледжа. Комплексно-целевая программа по гражданскому воспитанию студентов, а также разработка учебно-методического комплекса воспитательной деятельности педагогов по гражданскому воспитанию студентов, разработка методических рекомендаций по реализации системы формирования готовности выпускников колледжа к самостоятельной успешной профессиональной деятельности

будет неоценимым методическим материалом в работе любого педагогического сообщества, особенно профессионального учебного заведения. Подбор диагностических материалов, позволяющих определить сформированности необходимых качеств у студентов, состояние сформированности гражданской и профессиональной зрелости студентов, определить степень влияния на нее социальных и педагогических резервов гражданского воспитания в условиях колледжа можно использовать в любой профессиональной практике.

Библиографический список

1. Третьяков, П.И. Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 8—Юдекабря 2005/П.И. Третьяков. — Смоленск: Смоленский промышленно-экономический колледж, 2006. — С. 7 — 16.

2. Гоголев, В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя :дис...канд. псих. наук / В.Н. Гоголев. — Л., 1985. — 198с.

3. Артемова, Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса / Л.К. Артемова // Педагогика. — 2004. - № 9. -С. 53-57.

ЖАКЕНОВА Айман Оразовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.06.2009 г.

© А. О. Жакенова

уД« 378 3 Н. А. ВОРОБЬЁВА

Омский государственный педагогический университет

ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ____________________________________

В статье автор представляет результаты анализа современного понимания профессиональной коммуникации, определяет ее специфику в сфере образования и раскрывает возможности гуманитарных технологий в подготовке будущих учителей к профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональная коммуникация, технологии, гуманитарные технологии.

В современной информационной среде общества существуют новые возможности в профессиональной подготовке специалистов, способствующие созданию условий для их профессионального развития, обсуждения профессиональных проблем, професси-

онального самообразования. В связи с этим становится актуальным вопрос подготовки к профессиональной коммуникации любого специалиста. Особенно актуальной становится подготовка к профессиональной коммуникации будущих учителей, так как

изменились требования к профессиональной педагогической деятельности: он вовлекается в инновационную деятельность; в деятельность, связанную с переходом образовательного учреждения в новый режим работы (профильной школы, школы-лаборатории, ресурсного центра); в освоение новых функций профессионально-педагогической деятельности, которые способствуют проектированию учителями горизонтальной и вертикальной карьеры [1].

Новые задачи профессионального образования создают необходимость поиска образовательных технологий, современная система образования, реализующая процессы становления и развития личности человека, все больше обращается к феномену гуманитарных технологий.

По словам Е.Л. Мезенцева, гуманитарные технологии не новое явление в истории человечества, просто на фоне расцвета, так называемого научно-технического прогресса они ушли в тень, но всегда хранились в неявном виде в литературе, искусстве, философии, политике, образовании [2].

Прежде чем обратиться к анализу возможностей гуманитарных технологий в подготовке будущего педагога к профессиональной коммуникации, рассмотрим понятие «профессиональная коммуникация», чтобы определить, на что должна быть направлена профессиональная подготовка будущих педагогов.

Переход от индустриального общества к информационному способствовал росту коммуникации, возникновение которой в обществе тесно связано с необходимостью обмена информацией для взаимопонимания и взаимодействия людей в различных областях деятельности человека.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века, наряду с общенаучным значением быстро приобрел социокультурный смысл. В настоящее время этот термин имеет несколько значений: 1) общение, передача информации от человека к человеку; 2) общение и обмен информацией в обществе; 3) средства связи любых объектов материального и духовного мира. Так как содержание термина «коммуникация» и его интерпретация разными науками не совпадают, то происходит отождествление или противопоставление его общению.

В психологии (С.В. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин) коммуникация рассматривается как одна из составляющих общения: «...общение в целом не исчерпывается коммуникацией, но и она, в свою очередь, не может быть сведена только к информационному процессу» [3].

Философ М.С. Каган считает, что мы сталкиваемся с «сущностными и разносторонними различиями двух форм связи человека с человеком, общества с обществом, культуры с культурой» [4].

Общение и коммуникация в философском понимании различаются в двух отношениях. Первое состоит в том, что общение имеет и практический (материальный), и духовный (информационный), и прак-тически-духовный характер, тогда как коммуникация является информационным процессом — передачей тех или иных сообщений. Второе отношение — характер самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Получатель информации является объектом, который должен принять, правильно декодировать, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступить.

В теории коммуникации термин «коммуникация» используется для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Коммуникационные процессы рассматриваются как специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи любых знаковых систем (П. Вацлавик, В.Б. Каш-кин, Г.Г. Почепцов, А.В. Соколов, Ф.И. Шарков, J. Gibson, B. Walshtrom).

Джон Адаир считает, что «коммуникация есть способность человека вступать в контакт с другими людьми и добиться того, чтобы его поняли» [5, с. 13].

Разделяя мнение И.Л. Плужник, мы разграничиваем данные понятия, определяя, что общим для них является соотнесенность с процессами обмена и передачей информации посредством языка, а отличительные признаки обусловлены объемом содержания этих понятий. Общение в большей мере связано с характеристиками устно-речевого, межличностного вербального и невербального взаимодействия аффективно-оценочного характера, реализуемого в практической деятельности. В то время как коммуникация нацелена на выполнение социально значимой задачи, на дело, на результат, т.е. является инструментальной и направлена на удовлетворение личностных потребностей. Таким образом, под коммуникацией мы понимаем социально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями, чувствами между людьми в различных сферах познавательно-трудовой и творческой деятельности [6].

Коммуникативная компетенция, являясь одним из результатов профессионального образования, приобретает свою специфику в зависимости от вида профессиональной деятельности. Результаты исследований профессиональной деятельности учителя [7], требований, предъявляемых современным обществом к учителю [8], функций его профессиональной деятельности [7] позволил нам прийти к выводу, что будущего учителя необходимо специально готовить к профессиональной коммуникации.

В этой связи становится актуальным рассмотрение понятия «профессиональной коммуникации». Э.И. Рокицкая и В.А. Минкина определяют профессиональную коммуникацию как процесс обмена информацией между специалистами, осуществляемый при ее создании, передаче, получении и использовании, как при неформальном межличностном общении, так и по формальным (документальным) каналам, выделяя при этом четыре составляющие профессиональной коммуникации: а) субъекты; б) объекты коммуникации; в) средства передачи информации; г) сферы деятельности, обеспечивающие профессиональную коммуникацию [9].

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что профессиональная коммуникация трактуется как: коммуникация в рамках профессиональной сферы (Е.И. Голованова), коммуникация, в процессе которой конструируются профессиональные сообщества (А.Ю. Колянов), как процесс возникновения взаимопонимания в определенной предметной области (А.И. Каптерев) и т.д. Все определения объединены общей идеей — профессиональная коммуникация — это процесс передачи информации в профессиональной сфере.

Коммуниканты и реципиенты в процессе профессиональной коммуникации осознанно преследуют три цели:

— познавательная. — распространение (комму-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

никант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

— побудительная. — стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

— экспрессивная. — выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Исследуя профессиональную коммуникацию, В.В. Аврамцев, С.И. Виноградов, М.Р. Душкина и др. выделяют совокупность признаков, отличающих ее от бытовой, непрофессиональной коммуникации, которые можно разделить на две группы:

• процессуальные — ограниченность во времени; необходимость постоянно контролировать ход общения; необходимость определенной внешней обстановки; обязательность информационного обмена; детерминированность используемых средств общения.

• содержательные — нормативная регламентация; направленность коммуникации на достижение результата; наличие требований к уровню коммуникативной компетентности коммуникатора; использование профессионального языка; зависимость от всех участников коммуникации в достижении конечного результата; детерминированность профессиональной ролью позиции коммуникатора; осуществление предмета коммуникации в рамках профессиональной компетентности коммуникатора.

Проанализировав определения профессиональной коммуникации, ее аспекты, цели и отличия от других видов коммуникации, под ней будем понимать профессионально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями между представителями одной профессии в познавательно-трудовой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами взаимодействия между членами сообщества. Профессиональная коммуникация, прежде всего, способствует развитию профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности, приобретению знаний и опыта в решении профессиональных задач.

Выделив четыре компонента в структуре профессиональной коммуникации в сфере образования: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, под подготовкой будущего педагога к профессиональной коммуникации мы будем понимать — целенаправленный процесс формирования системы становления коммуникативной компетенции, включающей мотивационно-по-требностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности к профессиональной коммуникации.

Рассмотрим более подробно эти компоненты. Мотивационно-потребностный компонент проявляется в стремлении к профессиональной коммуникации, возникновении коммуникационных потребностей. Мотивация к активной профессиональной коммуникации с коллегами и участию в профессиональных сообществах включает в себя внешние (требования современного общества к профессиональной деятельности учителя) и внутренние мотивы (потребность в саморазвитии и личностной самореализации). Когнитивный, компонент характеризует знание форм, видов, средств и способов коммуникации, ее роли в педагогической деятельности; знание коммуникативных кодов, стратегий, тактик, умение интерпретировать информацию и использовать ее раз-

личные виды, что позволяет эффективно осуществлять профессиональную коммуникацию и достигать поставленной цели, то есть решать профессиональные задачи. Деятельностный компонент включает умения: поисково-ориентировочные, конструктивные (умение выбирать вид и средства коммуникации, умения вербальной и невербальной коммуникации), организаторские (умение организовать коммуникацию, в том числе и средствами новых коммуникационных технологий, умение варьировать коммуникативные средства), гностические (умение анализировать и прогнозировать, регулировать речевое поведение адекватно ситуации). Рефлексивный компонент заключается в способности осмысливать, анализировать и пересматривать свой опыт профессиональной коммуникации и является основой развития профессиональных рефлексивных качеств, таких как самооценка, самопознание, самоконтроль.

В решении проблем подготовки будущего педагога к профессиональной коммуникации, на наш взгляд, большим потенциалом обладают гуманитарные технологии, т.к. обладают такими необходимыми особенностями как открытость и диалогичность (позволяют влиять на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом), что позволяет рассматривать их в качестве перспективных технологий обучения.

Понятие «гуманитарная технология» наполнено такими смыслами, как уважение личности, ценность жизни, существование, развитие человека, качество жизни.

Профессор С.А. Гончаров отмечает, что проблемы создания и использования гуманитарных технологий связаны с развитием гуманитарного знания, построенного на междисциплинарной основе, теории современного общества и теории коммуникации, герменевтики и семиотики, культурологии и психологии [10].

Что понимается под гуманитарными технологиями в науке?

Четкого определения и общего согласованного понимания, что такое «гуманитарные технологии», на данный момент не существует. Сегодня имеется как узкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и манипулятивные методики), так и широкое, где под ними понимаются программы, ориентированные на человека.

Рассуждая о гуманитарных технологиях, мы, прежде всего, хотели бы обратить внимание на общее определение этого понятия: гуманитарные технологии — это технологии влияния на общество, на человека.

Один из разработчиков новой научной дисциплины соционики А.В. Букалов определяет гуманитарные технологии как методы обучения, организацию системного образования, психоинформационную совместимость, психотерапию, глубинный психоанализ [11].

В. Грановский, В. Осипов, М. Карижский трактуют гуманитарные технологии как совокупность технологий влияния: технологий мягкого человеческого влияния, технологий социальной инженерии, создающие условия для конвенциональной социальной игры. Влияние используется для преобразования общества в открытое общество, обращенное к своей истории и к своему будущему; общество, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху [12].

Словарь Яндекс дает следующее определение: «Гуманитарные технологии — это систематизация, самоорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания [13].

Рассматривая гуманитарные технологии, П.Г. Щедровицкий и В.В. Машкевич считают, что его составляющими являются нематериальные элементы: идеи, схемы, конструкторы, знаковая среда (реклама, СМИ и др.), квалификации, психика, время, доверие, ответственность, авторитет и т.д.

С.А. Гончаров отмечает, что «человек, который не научен процедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе и внутри себя. Важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни» [10].

Гуманитарные технологии проектируются на основе системного и деятельностного подходов, с использованием комплексного знания: гуманитарного и естественнонаучного. Мышление становится основным и центральным звеном. Им свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипу-лятивности в деятельности педагога. Открытость обеспечивается через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии.

Гуманитарные технологии обладают большим потенциалом в подготовке будущего педагога к профессиональной коммуникации, поскольку гуманитарные технологии открыты и диалогичны, влияют на человека, систематизируют его деятельность, проектируются на основе системного и деятельностного подходов.

Как и все технологии, гуманитарные технологии нуждаются в систематизации. Опираясь на компетен-тностный подход (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), ученые из РГПУ имени А.И. Герцена предложили свою систематизацию, основанную на профессиональных задачах педагога, которыми являются построение образовательного процесса; проектирование среды образования; установка взаимодействия с различными субъектами образования, как внутри, так и вне образовательного учреждения; самообразование.

Гуманитарные технологии квалифицируются как:

— технологии, направленные на группу, — технологии, предполагающие совместный поиск нового знания;

— технологии, направленные на другого, — технологии, ориентированные на развитие обучающегося, на содействие его образованию, на его поддержку в реализации образовательного маршрута;

— технологии, направленные на себя, — решают задачи проектирования и осуществления профессионального самообразования;

— технологии, направленные на социум.

Выбор гуманитарных технологий при подготовке будущих педагогов к профессиональной коммуникации обусловлен, прежде всего, психолого-педа-

гогической характеристикой обучающихся и отличительными признаками самих технологий. Студенты ориентированы на освоение профессии, и профессиональная направленность является их ведущей мотивацией. Отличительными признаками гуманитарных технологий являются: рефлексивность (отражение процессов самопознания, самосознания, самовыражения личности, другими словами, их направленность на развитие рефлексивных компетенций); вовлеченность субъекта в процесс принятия решения (направленность технологии на развитие субъектной позиции обучаемого) и ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в «тексте» и отражающейся через текст, то есть через «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкторы, знаковая среда, квалификации, человеческая психика, ответственность, авторитет и т.д. [14].

Таким образом, гуманитарные технологии способствует эффективной подготовке будущих педагогов, способных к профессиональной коммуникации, путем создания субъект-субъектных отношений, в результате чего обучаемые могут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, тем самым решая профессиональные проблемы.

Библиографический список

1. Полищук, А. В. Гуманитарные технологии подготовки инновационного специалиста, — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ifsusu.ra/downloads/dokl/polyshuk.doc.

2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе : метод. пособие / О. В. Акулова [и др.] ; под ред. С. А. Гончарова. — СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 159 с.

3. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. — СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 300 с.

4. Каган, М.С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. — М., 1988. — 319 с.

5. Адаир, Дж. Эффективная коммуникация / Дж. Адаир. — М. : Эксмо, 2003. — 240 с.

6. Плужник, И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Л. Плужник. — Тюмень, 2003. — 29 с.

7. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя / Е. В. Пискунова. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 324 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/ pr_fgos_2009_pv_44b.pdf.

9. Минкина, В. А. Информационная культура и способность к рефлексии / В. А. Минкина // Высшее образование в России. — 1995. — № 4. — С. 27 — 36.

10. Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.hersen.spb.ru.

11. Букалов, А. В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI век / А. В. Букалов // Соционика, ментология и психология личности. — 2000. — № 1. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www,socionics,ibc,com,ua/t/2000,html#1.

12. XYZ — сетевой проектный журнал. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://xyz.org.ua.

13. Словарь Яндекс. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://slovari.yandex.ru.

14. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Е.С. [и др.]. — Спб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 158 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

^Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ВОРОБЬЁВА Наталья Александровна, соискатель

кафедры педагогики, старший преподаватель кафед- Статья поступила в редакцию 02.11.2009 г.

ры массовой информации И коммуникации. © н. А. Воробьёва

УДК 373.4 м. Н. ЛАБИКОВА

Омский государственный педагогический университет, филиал в г. Таре

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

В данной статье обоснована актуальность проблемы формирования толерантного поведения учителя современной общеобразовательной школы, рассмотрены сущностные характеристики толерантного поведения учителя и выделены его структурно-функ-циональные компоненты.

Ключевые слова: учитель, толерантное поведение, модель толерантного поведения учителя.

Изменения в социально-экономической и политической сферах, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере образования. С одной стороны, выполняя социальный заказ, сформулированный в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, образовательные учреждения и специалисты, в них работающие, должны осуществить решение задачи воспитания толерантности, сформулированной в разделе «Создание условий для повышения качества общего образования». С другой стороны, чтобы решить данную задачу, современному учителю необходимо самому быть толерантным, демонстрировать ее проявления во взаимодействии с учащимися. Так как в силу объективных причин учитель не только осуществляет передачу предметных знаний, формирует умения и навыки, но и «выступает в роли создателя элементов личности другого человека, вносит свой «вклад» в личность ученика, создает и перестраивает его индивидуальный смысловой опыт», осознанно или неосознанно влияет на динамику развития личности учащегося, на уровень его толерантности. Все это предъявляет высокие требования к профессионализму и компетентности учителей в вопросах толерантности и, в частности, толерантного поведения.

Необходимость обращения к разработке проблемы формирования толерантного поведения учителя обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время, проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX — начале XXI века (АТ. Асмолов, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфов, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, А.В. Перцев, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, В.А. Тишков и др.) связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиоз-

ными и межнациональными конфликтами и, в частности, проникновением различных форм нетерпимости в современную школу.

Во-вторых, пристальное внимание к проблеме формирования толерантного поведения человека (Н.Л. Зинганшина, С.О. Кондратенко, М.И. Коханов-ская, Е.Г. Левченко, В.В. Шалин и др.) объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, в современной педагогической науке более изученными являются аспекты общей толерантности (воспитания подрастающего поколения в духе толерантности, подготовка студентов педагогических вузов к толерантно ориентированному взаимодействию с учащимися) по сравнению со знаниями о процессе формирования толерантности у специалистов различных профессиональных групп. В частости, проблема формирования толерантного поведения учителя в условиях современной общеобразовательной школы не исследовалась полно и всесторонне, не выступала темой отдельного диссертационного исследования, и, следовательно, требует пристального внимания, как к теоретическому обоснованию, так и практической разработке.

Проведенный анализ теории и практики позволил выделить ряд противоречий:

— на социально-педаготческом уровне — между потребностью образовательного социума в толерантно действующих субъектах и недостаточной ориентированностью современного образовательного учреждения на проблему формирования должного уровня толерантного поведения учителя;

— на научно-теоретическом уровне — между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.