ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ ГЛАВНЫХ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗОВ
Р. А. Аязбекова А. А. Булатбаева
Главными субъектами образовательного пространства любого высшего учебного заведения являются преподаватели и обучающиеся (студенты, магистранты, докторанты, слушатели курсов повышения квалификации). Деятельность преподавателя вуза в значительной степени связана с профессионально-личностной подготовкой компетентных специалистов для всех отраслей экономики страны. Проявленное нами внимание к проблеме психологии общения объясняется тем, что и молодые, и опытные педагоги, главным образом, испытывают затруднения не в выборе методов обучения, воспитания и развития обучающихся, а при столкновении с проблемами психологического характера. К таким проблемам относятся следующие: (а) выбор эффективных мер педагогического воздействия; (б) осознание мотивов поступков и поведения обучающихся; (в) установление заинтересованного общения - основы взаимодействия с обучающимися как с субъектами образовательного процесса в вузе и др. Весь процесс профессионально-личностной подготовки будущих специалистов в вузе проходит посредством общения. В русскоязычной психологической литературе общение трактуется очень широко. Оно включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента: (1) коммуникации (обмен информацией, идеями); (2) интеракция или взаимодействие; (3) социальная перцепция (взаимовосприятие общающихся людей) [1; 2; 6; 9; 10]. Необходимо заметить, что в зарубежной психологии перечисленные компоненты общения рассматриваются как самостоятельные феномены [8; 11].
Общение как основа взаимодействия человека с человеком сопровождает его в течение всей жизни. В частности, профессиональная деятельность преподавателя вуза, как и представителей других сфер деятельности, по своей психологической природе представляет собой не только предметное содержание, но и процесс общения. В вузе преподаватель общается с обучающимися, а также с коллегами, руководителями. В каждом случае у него возникает, по терминологии А. А. Леонтьева, «личностно ориентированное» общение. Оно направлено на реализацию межличностных отношений, которые эмоционально окрашены, что проявляется в явной или скрытой симпатии или антипатии к конкретному человеку. Личностно ориентированное общение - «есть, собственно говоря, общение одного человека с другим». Напомним, что педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, наряду с личностно ориентированным имеет также и «социально-ориентированную направленность». Общение на основе предметного содержания и представляет собой психологическую сущность профессиональной деятельности преподавателя вуза [7, с. 4-8].
Общаясь со студентами, преподаватель не только транслирует знания, но и сам получает информацию из слов, интонаций, жестов, мимики, взглядов слушателей. Перечисленные невербальные аспекты общения способствуют
34
или, наоборот, мешают обмену информацией, установлению контактов, регулированию взаимоотношений, во многом определяя эмоциональную атмосферу и самочувствие как студентов, так и преподавателей. Использование всей совокупности вербальных и невербальных средств существенно влияет на формирование имиджа педагога. При этом в воспоминаниях и представлениях о нем чаще всего сохраняются его личностные качества. У преподавателей тоже создаются образы обучающихся. Обычно запоминаются те, кто либо старался узнать больше, чем предлагается по программе, а иногда пытавшиеся сами находить «нестандартные» решения рассматриваемой проблемы, либо те, кто относится к так называемым в какой-то степени «проблемным» студентам. Рассматривая педагогическое общение как целенаправленный процесс установления и поддержания контакта между преподавателем и обучающимися, следует помнить о том, что в данном случае синхронно проявляются коммуникация, интеракция и перцепция. К тому же отмечается двоякая природа направленности педагогического общения. Это проявляется в изменении особенностей взаимодействия общающихся и изменении их самих.
Интерактивная сторона общения - это процесс взаимодействия общающихся. Если вспомнить теорию транзактного анализа Э. Берна, то каждый человек, в нашем случае преподаватель или обучающийся, имеет возможность выбора позиции при взаимодействии - «детскую, родительскую, взрослую» [5]. Кроме того, преподаватель может выбрать также психологические методы воздействия на личность - внушение, убеждение, а иногда принуждение. Другими словами, педагог при общении с обучающимися использует часто психологические приемы и методы передачи информации для получения эффективного и качественного результата совместной образовательной деятельности. В коммуникативную компетентность педагога входят многие свойства межличностных отношений, позволяющие педагогу правильно строить взаимодействие с учащимися. Наши наблюдения показывают, что коммуникативные качества во многом определяют успешность педагогической деятельности.
Таким образом, можно рассматривать коммуникативные качества и шире - коммуникативные способности как важнейшие профессиональноличностные качества педагога, входящие в состав психологической структуры продуктивной педагогической деятельности. При этом следует заметить, что перечень охарактеризованных профессионально-личностных качеств педагога не ограничен, и при желании можно его расширить. Положительная обратная связь на занятиях отмечается у тех преподавателей, у которых присутствует динамичный личностный рост, что, в свою очередь, содействует ускоренному развитию обучающихся, а также свидетельствует о продвижении педагога к высшим уровням педагогического мастерства. От уровня развития коммуникативности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с обучающимися и с коллегами, что влияет на эффективность профессионально-личностной подготовки специалистов в вузе. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.
35
Именно в общении, во взаимодействии преподавателя, творчески работающего с обучающимися, появляется возможность продемонстрировать свой имидж, умение разбираться в людях, умение властвовать собой, стремление строить деловые отношения, направленные на достижение взаимного понимания и успеха.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 274-280.
3. Алан Пиз. Язык телодвижений. - М.: Ай Кью, 1992. - 262 с.
4. Аязбекова Р.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия преподавателя вуза со студентами в процессе общения // Вестн. АПН Казахстана. Алматы: АПНК. - 2011.
- № 1. - С. 32-37.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992. - 384 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996.
- 472 с.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. -С. 4-8.
8. Майерс Д. Социальная психология. 2-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.
9. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Педагогика, 1978. - С. 120.
10. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2001. - 47 с.
11. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д., 1998. -С. 17-123.
36