Научная статья на тему 'Роль профессиональных сообществ в становлении коммуникативной компетенции молодых педагогов ДОУ'

Роль профессиональных сообществ в становлении коммуникативной компетенции молодых педагогов ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Н.А.

В статье раскрыты особенности готовности педагогов ДОУ к коммуникации в профессиональном сообществе, определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста и показаны возможности профессиональных сообществ в преодолении этих трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональных сообществ в становлении коммуникативной компетенции молодых педагогов ДОУ»

Роль профессиональных сообществ в становлении коммуникативной компетенции молодых педагогов ДОУ

Вершинина Н.А. доктор педагогических наук, доцент профессор кафедры педагогика РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, Россия w ernadya@mail. ru

Аннотация: в статье раскрыты особенности готовности педагогов ДОУ к коммуникации в профессиональном сообществе, определены возможные трудности профессиональной коммуникации молодого специалиста и показаны возможности профессиональных сообществ в преодолении этих трудностей.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникация в профессиональном сообществе, трудности коммуникации в профессиональном сообществе.

Последние десятилетия характеризуются ростом вовлеченности России в мировое сообщество. Это требует новых видов и способов объединения людей в сообщества и новых механизмов коммуникации. Начало изучения явления профессиональных сообществ положено социологами (Р. Абрамова, Н. Адлер, С. Белановский, С. Брайант, М. Вебер, В. Гуд, Э. Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, А. Кравченко, М. Сакс, М. Райт, Д. Рей, С. Шрайер и др.). Сегодня педагоги представляют важную профессиональную группу, оказывающую значительное влияние на социальные, политические, экономические и др. процессы, происходящие в обществе.

Важно отметить возрастающую роль профессиональных сообществ и в становлении молодых педагогов. В современных условиях глобализации, богатства профессиональных информационных потоков, доминирования командных способов работы, внедрения интерактивных технологий во все сферы деятельности педагога профессиональная коммуникация является одним из основных средств решения профессиональных задач. Педагог должен не только осуществлять преподавательскую деятельность, но и быть настроен на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов, нацелен на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников.

Начинающий педагог испытывает большие сложности в период вступления в профессиональную деятельность. Среди наиболее распространенных проблем молодых специалистов большая часть связана именно с трудностями их вступления в сообщество коллег. Назовем лишь некоторые:

- трудности взаимодействия с администрацией - начинающие педагоги стремятся быть самостоятельными, но, не имея опыта, часто допускают разного вида нарушения, которые приходится решать с руководством, что требует определенных навыков дипломатии;

- трудности вхождения в педагогический коллектив конкретного учреждения -молодые специалисты стараются выстроить конструктивные отношения сотрудничества с коллегами, но не знают способов такого конструирования, каким образом вызвать уважение, доверие старших товарищей;

- трудности, связанные с поиском своего круга профессионального общения - после окончания вуза молодой специалист сталкивается с явлением «профессионального одиночества», с нехваткой широких профессиональных контактов, особенно при отсутствии возможности общения с коллегами из других учреждений (в рамках методических объединений, творческих семинаров).

Анализ результатов нашего исследования показал, что, включаясь в разнообразные формы деятельности, педагоги испытывают значительные трудности профессиональной коммуникации. Назовем некоторые, наиболее типичные причины этих трудностей:

1. Слабая мотивация профессионального общения или полное отсутствие

стремления к профессиональной коммуникации. Отсутствие единства личностных и профессиональных позиций, ценностей, взглядов на жизнь и на процесс воспитания и обучения приводит к «профессиональному конфликту поколений».

2.Недостаточное развитие коммуникативных и речевых умений, которое проявляется в:

- неумении проанализировать коммуникативную ситуацию и спланировать свое речевое поведение;

- невозможности оформить коммуникативное намерение в соответствии с профессиональным видом общения и речевым жанром;

- неумении анализировать и создавать убедительные профессионально значимые высказывания;

- слабом владении способами диалогической коммуникации с учетом профессиональной этики и профессиональной терминологии;

3.Недостаточное владение способами организации профессиональной коммуникации:

- неумение обозначить актуальные поводы для профессиональной коммуникации с коллегами, конструировать предстоящее общение;

- невозможность взять на себя инициативу в общении;

- неумение владеть собой в сложных ситуациях профессиональной коммуникации;

- неумение найти интересные формы профессионального общения, в том числе и средствами новых коммуникативных технологий.

4.Отсутствие умения оценивать и при необходимости корректировать свой опыт профессиональной коммуникации.

- педагоги не всегда видят необходимость в проведении самоанализа деятельности в ситуациях коммуникации в разных сообществах,

- затрудняются провести коррекцию собственного поведения.

В современной профессионально-педагогической деятельности коммуникация приобретает особое значение. Обмен профессиональной информацией, совместное обсуждение и решение профессиональных проблем способствуют как совершенствованию самой профессиональной сферы, так и саморазвитию и личностной самореализации участников профессионального сообщества. Профессиональная коммуникация является неотъемлемой частью корпоративной культуры и открывает новые возможности для профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования.

Между тем изучение проблемы показывает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений далеко не в полной мере владеют и используют потенциал профессиональной коммуникации. Как правило, коллектив детского сада -это небольшое, практически закрытое сообщество, состоящее из 10-20 человек, в основном - женщин. Часто у них нет необходимости коммуникации на профессиональные темы с другими педагогическими сообществами, все решается в своем коллективе. Это не позволяет воспитателю эффективно взаимодействовать с представителями других педагогических сообществ, что не обеспечивает ему в дальнейшей профессиональной деятельности успешность и профессиональный рост.

Вместе с тем анализ убеждает, что современному воспитателю ДОУ приходится вступать в диалог с разными субъектами. В сферу профессиональной коммуникации педагогов ДОУ могут быть включены следующие: педагоги ДОУ, родители, педагоги

учреждений дополнительного образования, представители науки и культуры, учителя школ, представители органов опеки и общественности, работники информационно-методических служб, представители органов управления образованием и др. однако, говорить о его профессиональной коммуникации можно только в случае, если партнером по коммуникации становится представитель педагогической профессии.

В настоящее время существенно изменились требования, предъявляемые работодателями к выпускникам российских профессиональных учебных заведений, в том числе педагогических колледжей. Современный специалист должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникации. Это позволяет ему эффективно взаимодействовать с представителями педагогического сообщества, что обеспечивает успешность его профессиональной деятельности и дальнейший профессиональный рост.

Содержание Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения свидетельствует о необходимости акцентировать особое внимание на развитии коммуникативной компетенции студентов, осваивающих педагогические специальности. Формирование этой компетенции предусматривается в процессе освоения нескольких учебных дисциплин. Результаты анализа документации, регламентирующей образовательный процесс колледжа с точки зрения требований к подготовке студентов к коммуникативной деятельности в профессиональной области, свидетельствуют о том, что в учебных планах педагогических колледжей общие курсы, направленные на развитие профессиональной коммуникации студентов, представлены номинально, так как этого требует стандарт, но содержательно пока не разработаны.

Коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным компонентом профессионализма, необходимым компонентом современного образования (М.Б. Бергельсон, С.А. Биби, О.И. Матьяш) Существенные изменения в отношении разработки и введения коммуникативных программ произошли примерно с середины 90-х годов в российской системе образования (С.А. Биби, М. Харчева, В. Харчева). По мнению М.Б. Бергельсона, изучение-преподавание иностранных языков, особенно английского, послужило катализатором в активизации интереса к межкультурной коммуникации. Именно это и явилось началом формирования не существовавшей до этого специализации коммуникативного обучения в российском образовании.

Появление Государственных образовательных стандартов нового поколения позволило акцентировать особое внимание на развитии коммуникативной компетенции студентов, как вузов, так и педагогических колледжей. Возникла необходимость более глубоко изучить проблему коммуникативной подготовки педагогов, так как стандарты педагогических вузов выдвигают требование развития коммуникативной компетенции студентов в условиях преподавания многих учебных дисциплин. В исследованиях Г.Н. Артемьевой, И.И. Барахович указывается, что некоторые области традиционной коммуникативной подготовки уже представлены в учебных программах по коммуникации (межкультурная коммуникация), другие области по-прежнему представлены недостаточно. Например, по-прежнему нет оснований полагать, что новые учебные программы в достаточном объеме включают в себя курсы, обучающие классическим коммуникативным навыкам: публичного выступления, межличностного общения и совместной работы в группах. Программы и курсы такого содержания наверняка существуют, но пока весьма фрагментарно и являются результатом, скорее, творческих усилий отдельных педагогических коллективов и университетов, нежели проявлением единой образовательной политики.

Большинство российских педагогов сегодня по-прежнему мало знакомы с широким набором коммуникативных дисциплин, существующих в практике западного образования, включая как более традиционные направления: межличностную, организационную, профессионально-деловую, групповую, политическую коммуникацию. Большинство российских преподавателей по-прежнему мало

представляют себе теоретическое содержание этих коммуникативных дисциплин (что именно они изучают) и их методическое наполнение (чему и как в рамках этих дисциплин учат). По-прежнему актуальны для российских специалистов, теоретиков и практиков, вопросы концептуального осмысления: о сущности коммуникативного подхода в современных социальных науках, о его отличиях от более традиционных наук (лингвистики, психологии, социологии, антропологии), о его вкладе в изучение человеческой природы и др.

С целью выявления трудностей воспитателей ДОУ в процессе подготовки и коммуникации в профессиональном сообществе было проведено анкетирование более 80 специалистов дошкольных учреждений. В ответ на вопросы о предпочитаемой форме выступления перед коллегами более половины респондентов выбирают организацию обсуждения вместо письменного и монологического воспроизведения доклада. Публичное выступление расценивают как форму профессионального развития. Эти данные убеждают в том, что большинство педагогов ДОУ склонны к коммуникативному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями и испытывают потребность в активном диалогическом общении.

Анкетирование позволило выявить типичные трудности, связанные с когнитивным и деятельностным компонентом коммуникации. Основные трудности респондентов связаны с организацией, подготовкой и проведением публичного выступления перед коллегами. 51% респондентов не любит выступать перед аудиторией, это вызывает у них смятение и неудовольствие. При подготовке выступления трудности связаны с отбором содержания по теме (25%), сложности вызывает использование научной терминологии (54%): понимание и умение объяснить педагогические термины. Педагогам сложно логически выстроить выступление, сделать его убедительным и интересным для слушателей по форме презентации (56%), из них 23% указывают на неумение пользоваться техническими средствами при подготовке выступления, выполнить электронную презентацию доклада.

В процессе публичного выступления главная проблема, на которую указывают респонденты, заключается в умении вызвать у слушателей интерес к сообщению - 21%, выступить эмоционально, ярко 28%, получить обратную связь и адекватно реагировать на нее - 59%. Педагоги затрудняются в выборе методов и приемов организации доклада -33%, не умеют быстро и адекватно реагировать на высказывания коллег при обсуждении темы.

Таким образом, данные анкетирования свидетельствуют о наличии реальных трудностей у педагогов ДОУ в подготовке к публичным выступлениям и его презентации. Выявлено противоречие между наличием необходимости в коммуникации в профессиональном сообществе и отсутствием необходимых умений для реализации данной потребности.

Наличие этих трудностей коммуникации у педагогов:

- препятствует полноценной самореализации в профессии;

- затрудняет процесс его профессиональной и личностной самопрезентации в кругу коллег, особенно это заметно при проведении конкурсов или представлении опыта своей работы в секционных заседаниях на конференциях, педагогических чтениях и пр.;

- усложняет процесс вхождения специалиста в профессиональное сообщество педагогов, организуемое, например, на курсах повышения квалификации, обучающих семинарах т.п.

Сообщество представляет собой совокупность людей, обладающую общей социальной практикой как повторяющегося общепринятого способа взаимодействия, наличием определенной организационной структуры, наличием общих интересов индивидов, составляющих данную совокупность. Педагогическое сообщество - это группа людей педагогической профессии, объединенная определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между его членами. В современных

исследованиях были выделены разные виды сообществ по разным основаниям классификации:

- согласно различиям в организационной структуре сообщества: жестко иерархически организованные и слабо иерархически организованные;

- по содержанию коммуникации педагогов: монопредметные; надпредметные; мультипредметные;

- по распространенности: федеральные, региональные, муниципальные, школьные.

Можно выделить следующие ключевые характеристики сообщества:

- предмет сообщества - совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами;

- способ функционирования - многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу;

- результат, выработанный сообществом, - разделяемые членами совместные ресурсы (употребляемый словарь, некие предметы, стиль общения, повседневная практика и т.п.).

Педагогическое сообщество имеет следующие цели:

- профессиональные коммуникации (общение с коллегами различных регионов);

- обмен педагогическим опытом;

- повышение квалификации;

- поддержание профессии;

- получение новых знаний.

Классическими направлениями деятельности педагогических сообществ можно считать обучение в рамках сообщества; общение на конференциях, педагогических форумах и пр.; участие в совместных проектах и т.д. На сегодняшний день мощным катализатором создания педагогических сообществ (учителей школы, воспитателей детских садов), объединяющих педагогов всей страны, работающих с использованием новых технологий, без сомнения, является Интернет. Активную роль в этом процессе начинают играть и разные издательства, выпускающие учебную и методическую литературу («Просвещение», «Академкнига/учебник», специализированное педагогическое издательство «Мозаика-Синтез», являющееся одним из ведущих издательств в области дошкольного воспитания и образования и др.). Участвуя в педагогических сообществах, созданных издательствами, педагог имеет возможность:

- обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку;

- получать самую современную информацию по интересующей теме;

- получать квалифицированные консультации и советы экспертов;

- иметь доступ к методической базе разработок;

- общаться с коллегами на различных форумах;

- публиковать свои материалы;

- принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;

- участвовать в профессиональных конкурсах.

В педагогических сообществах, созданных издательствами, используют разнообразные формы деятельности

- обучающие семинары

- конференции

- конкурсы

- проекты

- акции

- "мастерские" или мастер-классы

- опросы

- обсуждения на форумах, в чате и пр.

- фестивали проектов

- проектировочные семинары. Наблюдение за работой педагогов в этих формах, их отзывы убеждают, что эффективность их достаточно высока. В исследовании Е.В. Пискуновой доказано, что в современных условиях актуальна «реализация ансамблевого характера

профессионально-педагогической деятельности». Поэтому так важно помогать нашим педагогам овладевать способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса:

- уметь использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учитель, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования) для решения определенной профессиональной задачи: разработки образовательной программы; сохранения преемственности между ступенями системы образования; организации методической работы; осуществления ОЭР;

- уметь взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач;

- уметь взаимодействовать с общественными организациями (Попечительский Совет, органы защиты детей, Фонды и др.).

Библиография

1. Ипатова Н.А. 2009. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: Автореф.дисс... канд.соц.н. СПб.

2. Пискунова Е.В. 2004. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя. СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.