Научная статья на тему 'Интерактивные методы формирования профессиональной коммуникации студентов педагогического колледжа'

Интерактивные методы формирования профессиональной коммуникации студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы формирования профессиональной коммуникации студентов педагогического колледжа»

профессионального обучения и воспитания, учет интересов личности, общества и государства. Кроме всего прочего, программа модернизации системы педагогического образования может являться основой для разработки программ развития педагогических учебных заведений, функционирующих в области.

Таким образом, был предложен для реализации вариант программно-целевого подхода к решению социально-экономических задач в целях обеспечения инновационного развития региона - модернизация педагогического образования региона на основе среднесрочной региональной программы.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : [Электронный ресурс] / www.ifap.ru. - Режим доступа: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный ресурс] / www.mon.gov.ru. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

3. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р: [Электронный ресурс]/ www.mon.gov.ru. -Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/592

4. Стенограмма заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 31.08.2011.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

А. Б. Коваценко, преподаватель методики развития детской речи с практикумом по логопедии ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Эффективность профессионального образования будущего воспитателя зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в дошкольном образовательном учреждении.

Для успешного развития социальной активности, мобильности, конкурентоспособности выпускника требуется изменение процессуальной составляющей подготовки студентов путем внедрения современных образовательных технологий в области развития у них профессиональной коммуникации.

На сегодняшний день в педагогической науке профессиональная коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие. Н. А. Воробьева выделяет и характеризует компоненты профессиональной коммуникации в сфере образования: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный; она утверждает, что «профессиональная коммуникация требует от носителя профессии знаний в области коммуникаций и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных и коммуникационных умений».

Таким образом, в современной профессионально-педагогической деятельности коммуникация приобретает особое значение. Обмен профессиональной информацией, совместное обсуждение и решение проблем способствуют как

совершенствованию самой профессиональной сферы, так и саморазвитию личностной самореализации участников профессионального сообщества.

Между тем изучение проблемы показывает, что студенты педагогического колледжа в период педагогической практики, осуществляемой в дошкольных учреждениях, не в полной мере используют потенциал профессиональной коммуникации. В ходе проведенного исследования мы выявили у студентов четыре типа трудностей:

1. Слабая мотивация профессионального общения или полное отсутствие стремления к профессиональной коммуникации.

2. Недостаточное развитие коммуникативных и речевых умений, которое проявляется:

• в неумении проанализировать коммуникативную ситуацию и спланировать свое речевое поведение;

• невозможности оформить коммуникативное намерение в соответствии с профессиональным видом общения и речевым жанром;

• неумении создавать убедительные профессионально значимые высказывания;

• слабом владении способами диалогической коммуникации с учетом профессиональной этики и профессиональной терминологии;

• скудном использовании невербальных средств общения.

3. Недостаточное владение способами организации профессиональной коммуникации: неумение обозначить актуальные поводы для про-

фессиональной коммуникации, конструировать предстоящее общение, вступать в деловой контакт; невозможность взять на себя инициативу в общении; неумение владеть собой в сложных ситуациях профессиональной коммуникации, соблюдая этику общения;

4. Отсутствие умения оценивать и при необходимости корректировать свой опыт профессиональной коммуникации. Студенты - будущие воспитатели дошкольных учреждений - не всегда видят необходимость в проведении самоанализа коммуникативной деятельности в ситуации конфликта. Им не всегда удается управлять своими эмоциями и настроением, принимать и учитывать критику, быть деликатными, корректными во взаимоотношениях с коллегами, педагогами, родителями воспитанников и представителями администрации.

Наличие этих трудностей коммуникации усложняет процесс вхождения в профессиональное сообщество педагогов детского сада молодого специалиста, затрудняет процесс его профессиональной и личностной самопрезентации в кругу коллег, препятствует полноценной самореализации в профессии педагога.

Преодоление трудностей профессионального общения будущих педагогов дошкольного учреждения требовало от нас поиска эффективных путей и способов методической работы с ними. Мы предположили, что профессиональному росту студентов, находящихся на педагогической практике, развитию их профессиональной коммуникации будет способствовать создание профессиональных сообществ внутри детского сада. Таким образом, были организованы совместные творческие группы студентов и педагогов ДОУ, работающих над решением педагогической проблемы. Целью создания таких групп стало приобщение студентов к инновационной, исследовательской и экспериментальной деятельности. Результаты своей работы такие группы представляли в творческих отчетах, публичных выступлениях перед коллегами, педагогами, другими студентами. Студентам предоставилась возможность делиться опытом, трудностями, возникшими в процессе работы, определять пути их преодоления, предлагать педагогические решения.

В ходе коллективной работы над темой осуществлялись диалогические, монологические, полилогические формы профессиональной коммуникации. Творческий характер совместной деятельности способствовал стимулированию дальнейшего интереса студентов к совместному обсуждению проблем, взаимообмену опытом и подчинению корпоративным нормам и формам взаимодействия.

В традиционные формы методической работы со студентами мы включали интерактивные методы, такие как деловая игра, круглый стол, дискуссия, диспут, педагогические мастерские, кейс-технология, игровое моделирование, «мозговой штурм», метод синектики и др. По мнению Д. А. Махотина, интерактивность — одна из характеристик диалоговых форм процесса познания, «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)». Интерактивная деятельность предполагает общение на равных, когда участники заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.

В период практики наиболее часто используемым интерактивным методом работы со студентами стала дискуссия. Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Мы были убеждены, что именно дискуссия поможет развить у студентов навыки межличностного общения и профессиональной коммуникации, создаст благоприятную атмосферу для творчества.

Варианты и технологии организации групповых дискуссий были различными. В работе со студентами мы посчитали целесообразным использование свернутых формы дискуссии: круглые столы, панельные дискуссии, форумы, дебаты, симпозиумы и др. Они отличались друг от друга целевой установкой, содержанием организуемой с их помощью деятельности и количеством участников. Наиболее конструктивным вариантом стала творческая группа студентов и педагогов детского сада (восемь-десять человек). Такое количество участников позволяло каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров.

Для стимулирования коммуникативной активности участников в ходе дискуссии, мы использовали такие техники, как «снежный ком», «аквариум», «идейная карусель», «пять шляп», «ролевая дискуссия», «приоритеты», «позиции», «квадро», «светофор» и др. Так, при проведении дискуссии на тему «Родитель и воспитатель: соратники? соперники? помощники? заказчик и исполнитель? начальник и подчиненный? подчиненный и начальник?» была использована техника «ролевой дискуссии». После объявления темы дискуссии каждый участник получал карточку с описанием позиции воспитателя или родителя, которую ему предстояло сыграть. Затем в форме ролевого проигрывания демонстрировались разные виды отношений воспитателя и родителя в условиях одной и той же типичной

ситуации взаимодействия. После каждого проигрывания ситуации участники дискуссии обсуждали представленный вариант взаимоотношений и оценивали его с позиции воспитателя и родителя, рассматривали влияние подобного взаимодействия на процесс воспитания и развития ребенка. Затем участники дискуссии делились на две подгруппы, где в равной мере присутствовали и педагоги и студенты. Одна, от лица родителей, разрабатывала рекомендации воспитателям, вторая, от лица воспитателей, разрабатывала рекомендации родителям.

В процессе дискуссии «Компьютер в детском саду: польза, вред или неизбежность современного мира?» использовалась техника «светофор». Перед началом дискуссии каждый участник получал три карточки разного цвета. Участники, убежденные в пользе компьютера для детей дошкольного возраста, поднимали зеленую карточку; участники, считающие, что компьютер негативно влияет на дошкольника, - красную; готовые смириться с неизбежностью внедрения информационно-компьютерных технологий в

жизнь ребенка в детском саду — желтую. Подсчет и установление соотношения карточек разного цвета позволял определить три группы участников с различными позициями и начать обсуждение. В ходе дискуссии техника «светофор» использовалась неоднократно для определения мнений педагогов и студентов по ряду вопросов темы. После определения позиций участников по каждому вопросу единомышленники объединялись в группу, где обсуждали, а затем представляли аргументы в защиту своей позиции. В итоге дискуссии принимались общие решения по обсуждаемой проблеме.

Таким образом, метод дискуссии позволил не только сформировать профессиональные компетенции студентов по конкретным вопросам, но и сделать каждого из них активным участником коллективной методической деятельности, почувствовать себя равными с педагогами дошкольных учреждений, повысить самооценку, определить собственную позицию в решении актуальных проблем, тем самым повысить уровень своей профессиональной коммуникации.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

М. Ю. Хайдарова, педагог-психолог ГОУ НПО «Профессиональное училище № 29», г. Новокузнецк

Ни для кого не является секретом, что современная педагогическая наука испытывает определенные трудности. Не исключением является и педагогика начального профессионального образования. В условиях острой конкуренции (рынок образовательных услуг достаточно широк), в условиях повального увлечения подростками компьютерными технологиями и Интернетом, во времена утраты былой престижности и интереса к рабочей профессии для привлечения контингента обучающихся к учебным занятиям необходимо принципиально по-новому строить обучение.

Поэтому современное образование диктует новые требования не только к учебно-воспитательному процессу (реорганизация его структуры, учебных программ и требований, внедрение новых инновационных технологий в традиционное обучение, использование новейших психо-

лого-педагогических разработок в обучении), но и к самой личности учителя. Современная педагогика выдвигает на авансцену личность учителя, способную увлечь, развить, научить, личность неординарную, самостоятельную, творческую, способную к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Ведь именно такой учитель способен воспитать в обучающихся личность.

Понятие «компетентность» предполагает характеристику личности человека, которая хорошо осведомлена в каких-либо вопросах, в определенной области знаний, науки, жизни. «Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации». Учитель может проявить свою компетентность только в своей профессиональной деятельности. Он «должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать».

Часто термин «компетенция» ассоциируется с понятием профессионального мастерства, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.