Op тин А. В.
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Автор приводит результаты проведенного исследования информационной компетентности педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная компетентность, музыкальное образование.
А. Ortin
THE RESULTS OF A RESEARCH OF MUSIC TEACHERS' INFORMATION COMPETENCE
The article represents the results of a research of music teachers ' information competence. Keywords: information technology, information competence, music education.
Процессы информатизации затронули все сферы общественной жизни и деятельности, включая систему образования, в том числе музыкального. Современные информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для использования их как в образовательном, так и собственно в творческом процессе, что во многом обусловливает специфику информационной компетентности (ИК) музыкантов.
В этой связи исследование проблем формирования и развития ИК музыкантов (в том числе педагогов-музыкантов) приобретает особую актуальность. Указанные вопросы рассматривались в работах целого ряда исследователей, среди которых И. А. Большакова, В. В. Беличенко, Н. В. Бело-усова, И. Б. Горбунова, А. Камерис, Н. С. Колпакова, Е. А. Ложакова и др., однако целый круг вопросов остался без внимания ученых и/или требует более глубокого изучения, среди которых — исследование ИК действующих педагогов-музыкантов, а
также вопросы развития их ИК в дополнительных профессиональных образовательных программах и др.
Нельзя не отметить, что различные авторы по-разному подходят к определению ИК педагога-музыканта. Так, по И. А. Большаковой, исследующей информационную подготовку студентов музыкальных вузов, информационная подготовленность выпускников проявляется в способности и готовности будущих специалистов использовать средства ИКТ в музыкальной и профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, осознавать личную ответственность за результаты своего труда, к саморазвитию для успешной профессиональной деятельности [4, с. 11].
Е. А. Ложакова определяет информационную компетентность музыканта как ин-тегративное качество личности, проявляющееся в способности и готовности музыканта реализовывать знания и умения из области информационных технологий
работы со звуком и мультимедиа в профессиональной деятельности [7, с. 10].
Н. В. Белоусова формулирует информационную компетентность педагога-музыканта как интегративное личностное качество, в основе которого — квалифицированное пользование различными электронными, в том числе художественно-образными информационными ресурсами, а также их реализация в практической музыкально-образовательной деятельности; при этом пользование предполагает поиск, отбор, анализ, систематизацию, презентацию, передачу и хранение информации [3, с. 114].
Опираясь на результаты проведенного исследования, а также обобщая различные определения информационной компетентности педагога-музыканта, данное понятие нами воспринимается как интегративное качество личности, проявляющееся в способности и готовности наиболее эффективно использовать функциональные возможности средств современных ИКТ в профессиональной деятельности (педагогической и творческой).
В 2013 году нами проведен эксперимент по исследованию информационной компетентности педагогов-музыкантов России и ближнего зарубежья, в котором приняли участие более 200 педагогов-музыкантов различных специальностей и специализаций (преподаватели индивидуальных и групповых дисциплин детских школ искусств, музыкальных и музыкально-педагогических высших и средних профессиональных учебных заведений, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений, учителя музыки общеобразовательных школ, методисты по дополнительному образованию). Эксперимент проводился преимущественно с использованием методов анкетирования, интервьюирования, беседы,
наблюдения и был направлен на решение нескольких задач, среди которых — определение степени использования средств современных ИКТ в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов (в том числе определение наиболее типичных форм), выявление уровня информационной их компетентности, оценка актуальности и потребности в освоении знаний и компетенций в области информационных технологий в музыкальном образовании.
В рамках проведенного нами исследования выявлено, что в большей степени информационные технологии используются преподавателями групповых дисциплин; степень использования варьируется в зависимости от знаний и навыков работы педагога с соответствующим оборудованием и/или программным обеспечением, от конкретных образовательных задач, а также от инфраструктуры образовательных организаций.
Согласно полученным результатам, преподаватели индивидуальных дисциплин в большей степени используют информационные технологии в процессе подготовки учебных занятий; около четверти опрошенных находят применение на уроках планшетных компьютеров, обладающих рядом преимуществ, среди которых — мобильность, функциональность, интерактивность, в том числе возможность аудио- и видеозаписи, что представляет высокую ценность для преподавателей индивидуальных дисциплин (в классе специальности).
В рамках исследования нами выявлены основные (наиболее типичные) формы использования средств ИКТ в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов:
- подготовка и проведение занятий с демонстрацией учебного материала с использованием цифровых аудиовизуальных средств;
- поиск, отбор и обмен необходимой информации в сети Интернет (прежде всего, — справочные ресурсы, библиотеки, в том числе нотные, фонотеки, научно-популярные интернет-ресурсы и др.);
- работа с программными продуктами общего назначения (преимущественно текстовые редакторы, мастера презентаций);
- использование в образовательном процессе и в подготовке занятий программных продуктов на основе музыкально-компьютерных технологий (по частоте использования в среде педагогов-музыкантов — аудиоредакторы, программы набора нотного текста, секвенсоры и виртуальные студии, обучающие (тренинговые) программы и пр.);
- аудио- и видеозапись исполняемых на занятиях произведений;
- работа с электронными учебными и методическими пособиями.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что у значительной доли респондентов (более половины) представления о возможностях использования средств ИКТ в рамках профессиональной (педагогической и творческой) деятельности сформированы в недостаточной степени и являются фрагментарными. И абсолютное большинство участвовавших в исследовании педагогов-музыкантов (92%) считают, что для современного педагога-музыканта сегодня необходимо владение современными информационными технологиями.
Отдельные возможности средств ИКТ в профессиональной деятельности широко используют около 60% опрошенных; ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет в различных формах используют в профессиональной практике 8 из 10 принявших участие в исследовании педагогов-музыкантов. Лишь каждый третий респондент владеет навыками работы с программным обеспечением (ПО)
и программно-аппаратными комплексами (ПАК) на основе музыкально-компьютерных технологий.
Три четверти опрошенных испытывают потребность в непрерывном обновлении знаний и компетенций в области информационных технологий в музыкальном образовании.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в различных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования реализуется целый перечень образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки («Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Информационные технологии в музыке» и др.), ориентированных на развитие информационной компетентности педагогов-музыкантов, большая часть (около 60% опрошенных) не имеет соответствующей подготовки. Указанные положения позволяют сделать вывод о целесообразности и необходимости включения соответствующих модулей в программы повышения квалификации педагогов-музыкантов.
В целях решения данной проблемы для региональных программ повышения квалификации педагогов-музыкантов нами разработан и апробирован модуль «Информационные технологии в музыкальном образовании», в рамках которого у слушателей формируются общие представления:
- о современных средствах ИКТ, которые могут быть использованы в рамках учебного процесса;
- о возможностях использования информационных технологий в творческом процессе;
- об особенностях, классификации и спецификации профессионально-ориентированного ПО (в том числе открытого и
свободного) и ПАК на основе музыкально-компьютерных технологий (приоритетно: программы для записи и редактирования нотного текста, аудиоредакторы, виртуальные студии и секвенсоры);
- о полезных ресурсах сети Интернет для музыкантов (как о специализированных музыкальных, так и об «общих»), о технологиях поиска и обмена информацией.
Освоение данного модуля в определенной мере способствует упорядочиванию и систематизации представлений о возможностях и о дидактических основах использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, а также стимулирует потребность к более глубокому изучению вопросов, что, в конечном счете, направлено на модернизацию и повышение качества музыкального образования.
СПИСОК источников
1. Беличенко В. В. Структура, составляющие и средства формирования информационной компетентности современного музыканта // Современное музыкальное образование — 2011: Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 311-314.
2. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 221 с.
3. Белоусова Н. В. Особенности информационной компетентности педагога-музыканта // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 113-116.
4. Большакова И. А. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 28 с.
5. Горбунова И. Б., Романенко Л.Ю., Родионов П. Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1(167). С. 39-48.
6. Горбунова И. Б., Панкова A.A. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9. С. 256-261.
7. Ложакова Г. А. Формирование информационной компетентности будущих музыкантов в процессе обучения информатике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.
8. Тришина С. В., Хуторской A.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. http://www.eidos.ru/ journal/2004/0622-09.htm (Дата обращения: 13.05.2013).
9. Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий: Монография / В. В. Беличенко, М. М. Брянцев, И. Б. Горбунова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 200 с.
REFERENCES
1. Belichenko V. V. Struktura, sostavljajushchie i sredstva formirovanija informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta // Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie — 2011: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011. S. 311-314.
2. Belichenko V. V., Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'juternyh tehnologij v obuchenii muzy-kantov informatike (v uslovijah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 221 s.
3. Belousova N. V. Osobennosti informatsionnoj kompetentnosti pedagoga-muzykanta // Teorija i praktika obshchestvennogo razvitija. 2012. № 1. S. 113-116.
4. Bol'shakova I. A. Informatsionnaja podgotovka uchawihsja srednih special'nyh uchebnyh zavedenij na-pravlenija «Muzykal'noe iskusstvo»: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2010. 28 s.
5. Gorbunova I. В., Romanenko L. JU., Rodionov P. D. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v formirova-nii informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2013. № 1(167). S. 39-48.
6. Gorbunova I. В., Pankova A. A. Komp'juternoe muzykal'noe tvorchestvo как sredstvo formirovanija informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. № 9. S. 256-261.
7. Lozhakova E. A. Formirovanie informatsionnoj kompetentnosti budushchih muzykantov v protsesse ob-uchenija informatike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 23 s.
8. Trishina S. V., Hutorskoj A. V. Informatsionnaja kompetentnost' spetsialista v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Internet-zhurnal «Jejdos». 2004. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (Data obrashchenija: 13.05.2013).
9. Formirovanie informatsionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta na osnove muzykal'no-kompjuternyh tehnologij: Monografija / V. V. Belichenko, M. M. Brjantsev, I. B. Gorbunova i dr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 200 s.
Ю. В. Уткина
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена описанию одного из возможных условий подготовки студентов к коммуникации в профессиональном сообществе — включению в содержание подготовки спецкурса по проблеме и рабочей тетради студента, разработанной на основе спецкурса.
Ключевые слова: рабочая тетрадь студента, коммуникация в педагогическом сообществе, подготовка к коммуникации в профессиональном сообществе.
Yu. Utkina
THE WORKBOOK AS A CONDITION FOR PREPARING STUDENTS TO COMMUNICATION
This article is devoted to the description of one of possible conditions for preparing students to communication in a professional community through the inclusion in the curriculum a special course and a workbook for the student.
Keywords: workbook for students, communication in pedagogical community, preparation for communication in a professional community.
Содержание государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения
свидетельствует о необходимости акцентировать особое внимание на развитии профессиональной коммуникации студентов,